Клинико-психологический аспект адаптации к условиям стационара
у детей младшего школьного возраста
Трифонова Е.А., Герасимова Л.А. (Санкт-Петербург)
|
Трифонова Елена Александровна
– член научно-редакционного совета
журнала «Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика»;
– кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры
клинической психологии Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена, научный сотрудник лаборатории
клинической психологии и психодиагностики Санкт–Петербургского
научно–исследовательского психоневрологического института им.
В.М. Бехтерева.
E-mail: trifonovahelen@yandex.ru
|
|
Герасимова Любовь Андреевна
– клинический психолог, выпускница кафедры клинической
психологии РГПУ им. А.И. Герцена.
E-mail: izolentka@mail.ru
|
Аннотация.
В статье представлены результаты динамической оценки эмоциональных
и поведенческих характеристик 20 детей младшего школьного возраста,
страдающих геморрагическим васкулитом, в процессе адаптации к
условиям стационара. Определены этапы психической адаптации к условиям
госпитализации и факторы риска её нарушения.
Ключевые слова:
стресс, адаптация, младшие школьники, отношение к болезни, отношение
к лечению.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
Госпитализация в стационар является одним из мощных
психотравмирующих факторов для дошкольников и детей младшего
школьного возраста. Психотравматизация и, как следствие,
возникновение различных эмоциональных, поведенческих,
сомато-вегетативных отклонений у детей при помещении их в
больницу обусловлены не только самой болезнью (а госпитализация,
как правило, связана с обострением хронического заболевания
либо возникновением новых серьезных симптомов), но и тем, что
ребенок отрывается от родителей, от привычной обстановки,
привычного распорядка жизни; испытывает страх перед незнакомым
медицинским персоналом, подвергается болезненным процедурам
и нередко ограничен в движениях и общении.
Чрезвычайно важным психотравмирующим фактором для детей
является разлучение с семьей, временная потеря безусловной
эмоциональной опоры в лице матери. Длительное пребывание вне
семьи может иметь неблагоприятные последствия для психического
здоровья ребенка, в некоторых случаях определяя формирование
психогенных эмоциональных и поведенческих нарушений [3; 4].
Разлучение с ближайшим социальным окружением выступает в младшем
школьном возрасте одним из наиболее значимых факторов расстройств
адаптации.
В случае госпитализации ситуация осложняется тем, что ребенок
соматически ослаблен, его адаптационные ресурсы ограничены.
Особенности диагностического и лечебного процесса, а также поведения
медицинского персонала также могут выступать в качестве источника
психотравматизации. Переживание страха перед врачебными манипуляциями,
перед врачами и возможными негативными последствиями их действий
является характерным для детей младшего школьного возраста. Усиливать
эти переживания могут действия медицинского персонала, связанные с
недостаточной отзывчивостью, отсутствием объяснения проводимых с ним
процедур [2; 5].
При оценке уровня адаптации ребенка к условиям стационара
используются критерии, согласно которым в оптимальном случае
эмоциональная стабилизация и освоение ребенком адаптивных форм
поведения в клинике происходит не позже, чем через 9—10
дней. Однако согласно данным зарубежных исследований, у 40—50%
детей полная адаптация так и не наступает до конца пребывания
в стационаре [10].
В исследованиях факторов, влияющих на реакцию ребенка на
госпитализацию, было установлено, что индивидуально-психологические
особенности ребенка, а также особенности поведения его матери в
ситуации госпитализации, влияют на успешность адаптации к условиям
стационара. В исследованиях также показано влияние на это когнитивных
характеристик ребенка, его соматического состояния и ситуационных
(средовых) факторов [11]. Установлено, что психологическая подготовка
ребенка к лечебным процедурам, в том числе хирургическому вмешательству,
значительно снижает риск неблагоприятных последствий подобной
психотравматизации [8; 9].
Таким образом, исследования свидетельствуют о психотравмирующем
характере ситуации госпитализации для ребенка, влиянии на процесс
его адаптации к условиям стационара широкого спектра психосоциальных
и клинических характеристик. Вместе с тем, недостаточно изученным
остается вопрос о динамике эмоционально-поведенческих характеристик
и содержании этапов адаптации детей к условиям больницы, особенностей
этого процесса в зависимости от индивидуально-психологических
особенностей ребенка.
Результаты подобных исследований позволили бы научно обосновать
стратегию психологического сопровождения процесса адаптации ребенка
к условиям стационара с учетом его индивидуально-психологических
особенностей и наличием госпитализация в анамнезе.
В связи с вышеизложенным была сформулирована цель
настоящего исследования: выявление психосоциальных факторов риска
трудностей психологической адаптации к условиям стационара у детей
младшего школьного возраста (в связи с задачами психологического
сопровождения).
Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе Детской городской больницы
№ 1 г. Санкт-Петербурга, на отделении общей гематологии.
Исходя из предположения о стадиальном характере процесса адаптации
для оценки динамики эмоционально-поведенческих характеристик обследование
детей проводилось трижды:
1. В первые дни поступления в стационар
(на 2 день).
2. На 9—10 день пребывания в стационаре.
3. Перед выпиской (18—21 день).
Всего в динамике процесса адаптации к условиям стационара было
обследовано 20 детей (12 девочек и 8 мальчиков) младшего школьного
возраста (от 7 до 10 лет), поступивших на лечение в связи с
геморрагическим васкулитом.
Выбор нозологической формы был обусловлен тем, что преимущественно
безболезненный характер патологии у обследуемых детей (геморрагический
васкулит) позволяет исследовать собственно процесс адаптации ребенка
к стационару, максимально отграничив его от процесса адаптации к
физическому дискомфорту в связи с болезнью.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
• Наблюдение. Для формализации
результатов наблюдения используется карта наблюдения, в которую
заносятся результаты оценки эмоционального состояния и поведения
ребенка в ситуациях психологического обследования, общения с
врачом и проведения лечебных процедур, взаимодействия с родителями.
• Полуструктурированное интервью. Интервью
направлено на выявление индивидуально-психологических особенностей
ребенка, анамнестических сведений, особенностей условий воспитания.
• Анкета. Анкета направлена на
изучение динамики эмоционально-поведенческих характеристик
ребенка и его отношения к лечению в процессе адаптации к
условиям стационара. Предлагаются варианты для ребенка, для
родителей и для медицинского персонала.
• Личностный опросник Кеттелла,
детский вариант [1].
• Шкала явной тревожности у
детей — CMAS [6].
• Метод цветовых выборов (МЦВ) [7].
Для обработки полученных результатов были использованы методы
математической статистики.
1) Для оценки нормальности распределения каждого
признака использовался критерий Холмогорова-Смирнова.
2) Для оценки динамики эмоционально-поведенческих
характеристик детей, их отношения к лечению в процессе адаптации
к стационару использовались следующие статистические критерии:
• для оценки динамики тревожности
и эмоционального напряжения использовался параметрический
Т-критерий (количественные переменные);
• для оценки динамики
эмоционально-поведенческих характеристик и выраженности жалоб
детей (по данным анкетирования и наблюдения) использовался
критерий Макнемара (качественные переменные).
3) Для выделения групп по качеству адаптации к
условиям стационара был проведен двухшаговый кластерный анализ.
4) Для сравнения выделенных групп использовались
параметрический Т-критерий и Хи-квадрат Пирсона.
Результаты исследования
Динамика эмоционально-поведенческих характеристик детей
в процессе адаптации к условиям стационара. По результатам
проведенного исследования была осуществлена оценка динамики
эмоционального состояния, поведенческих характеристик и
соматических жалоб у детей в процессе адаптации к условиям
стационара.
Динамику предъявляемых детьми соматических жалоб отражает
Таблица 1.
Таблица 1
Динамика жалоб детей в процессе адаптации к стационару
(по данным анкетирования)
Как следует из представленных данных, в процессе адаптации детей к
стационару, явления сомато-вегетативной нестабильности редуцируются уже
начиная с первой недели пребывания в стационаре, в частности,
уменьшаются нарушения аппетита и сна, а также актуальность жалоб на
дискомфорт в области сердца.
Динамику проявлений тревоги в процессе адаптации иллюстрирует
Таблица 2.
Таблица 2
Динамика тревоги и эмоционального напряжения детей в процессе адаптации
к стационару (средние показатели по всей группе)
Было установлено, что выраженность тревожности как реакции на
психотравмирующую ситуацию у детей достоверно снижается в процессе
адаптации к больнице уже ко второму этапу обследования. В первые
дни поступления в стационар у детей наблюдался несколько повышенный
уровень тревожности, связанный с ситуацией госпитализации, что
проявлялось в излишней скованности при обследовании, суетливости,
нервозности, невозможности найти себе место, испытываемом чувстве
беспокойства и неясного опасения, связанного с возможными последствиями
ситуации госпитализации. Однако, уже начиная с первой недели пребывания
детей в больнице, беспокойство постепенно редуцируется. Этому
соответствует и динамика вегетативных проявлений тревоги, которые,
как было сказано выше, также стабилизируются, начиная с первой недели
пребывания детей в стационаре.
В отличие от общей неспецифической тревоги тревога в связи с
лечением и медперсоналом ослабевает только к концу госпитализации,
а к середине госпитализации может даже усиливаться. Это можно
объяснить тем, что дети, попадая в стационар, еще не имеют личного
негативного опыта, который несут болезненные медицинские процедуры,
и не вполне знают, что их ожидает. По мере же прохождения лечебных
мероприятий, связанное с ними эмоциональное напряжение у детей
усиливается, затихая только к концу госпитализации. В целом, наиболее
сильное эмоциональное напряжение по отношению к лечению проявлялось
у детей в реагировании на процедуры — многие дети не позволяли
делать себе уколы, проводить осмотр и другие манипуляции, причем
данное негативное отношение у некоторых усилилось ко второй неделе
пребывания детей в больнице. Даже ко второй неделе дети продолжали
испытывать чувство опасения и недоверия по отношению к врачам,
стремились избегать контактов с медицинским персоналом.
Таким образом, наиболее стойкое эмоциональное напряжение и
внутренний дискомфорт при нахождении в стационаре проявлялись
у детей в отношении проводимого лечения и медицинского персонала.
Динамика эмоционально-поведенческих характеристик детей,
связанных с пребыванием в стационаре, представлена в Таблице 3.
Таблица 3
Динамика эмоционально-поведенческих характеристик детей в
процессе адаптации к стационару (по результатам наблюдения
и анкетирования ребенка, родителей и медперсонала)
Как следует из представленных данных (Табл. 3), значимое изменение
претерпевает непереносимость чужой обстановки, определяющая сильное
желание вернуться домой, а также трудности во взаимодействии со
сверстниками на отделении, причем данные изменения происходят уже к
середине периода пребывания в стационаре.
Слезливость у детей уменьшается лишь к выписке, что соотносится
с динамикой тревоги в связи с лечением и медперсоналом.
Интересно, что наибольшую стабильность проявляют поведенческие
трудности в соблюдении режима. Как показали данные наблюдения и
анкеты, трудности вызывает преимущественно непонимание ребенком
необходимости выполнения предписаний врача и невозможность ребенка
«переключиться» с домашней обстановки на больничные
условия.
Психосоциальные факторы успешности адаптации ребенка к условиям
стационара. Для выделения подгрупп детей с разным качеством
психологической адаптации к условиям стационара показатели
эмоционально-поведенческих характеристик и соматических жалоб детей
на трех этапах обследования были подвергнуты автоматической классификации
(методом двухэтапного кластерного анализа).
В результаты были выделены две группы по 10 человек, достоверно
различающиеся по показателям эмоционального напряжения, поведенческих
характеристик и выраженности жалоб в процессе приспособления к условиям
стационара. Иллюстративные различия по уровню тревоги представлены в
Таблице 4.
Таблица 4
Динамика тревожности и эмоционального напряжения у детей с разным
качеством адаптации к стационару
В целом, у успешно адаптирующихся в период госпитализации
наблюдается постепенное снижение показателей тревожности, эмоционального
напряжения, поведенческих проблем и выраженности соматических жалоб,
тогда как у детей с нарушениями адаптации динамики почти не
наблюдается, а в некоторых случаях ко второму этапу выраженность
нарушений даже усиливается.
Для определения роли характерологических особенностей ребенка
в формировании риска нарушения адаптации к условиям стационара был
проведен сравнительный анализ выделенных групп по методике Кеттелла
(Табл. 5).
Таблица 5
Характерологические особенности детей с разным качеством адаптации
к стационару (данные по тесту Кеттелла, детский вариант)
Как следует из таблицы, дети, благоприятно адаптирующиеся к
стационару, отличаются достоверно большей выраженностью таких
личностных черт, как общительность, доброжелательность, открытость,
уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Они характеризуются
как эмоционально теплые и участливые. В стационаре дети этой группы
активно устанавливали контакты со сверстниками, непринужденно общались
со взрослыми, свободно могли обратиться с просьбой к кому-либо из
медицинского персонала. Они более активно узнавали окружающую их
обстановку на отделении — уже в первые дни госпитализации
знали, где находится тот или иной кабинет, игровая комната и т.д.
Более спокойно эти дети переносили болезненные процедуры и врачебный
осмотр.
Дети же с трудностями адаптации к условиям стационара отличаются
достоверно большей выраженностью черт робости и эмоциональной
нестабильности — они застенчивы, пугливы, впечатлительны.
Характеризуются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, отсутствием
интуиции в межличностных отношениях. В поведении этих детей часто
наблюдается негативизм, упрямство, эгоцентризм. Эти дети остро
реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению
со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения. При нахождении
в стационаре дети этой группы нередко предпочитали находиться в
одиночестве, испытывали трудности в установлении контактов со
сверстниками, стеснялись обращаться к медицинскому персоналу. Они
проявляли большую зависимость от мнения других детей. В целом, эти дети
более ранимо реагировали на проведение болезненных процедур, нередко
расценивая действия врача как проявления личной неприязни.
Результаты сравнительного анализа условий воспитания и
анамнестических характеристик детей представлены в Таблице 6.
Таблица 6
Анамнез семейных условий у детей с разным качеством
адаптации к стационару (по данным интервью)
Как следует из таблицы, дети с трудностями адаптации к стационару
достоверно чаще воспитываются в неполных семьях. В то же время в группе
успешно адаптирующихся детей чаще наблюдается наличие хронически
больных в семье, они знакомы с опытом болезни и лечения, поэтому
госпитализация для них оказывается менее неожиданным и непривычным
опытом.
Отношение матерей к госпитализации в группе детей с трудностями
адаптации несколько чаще отрицательное: матери уверены, что ребенку
будет лучше лечиться в домашних условиях, считают, что в стационаре
с ребенком может случиться что-то нехорошее. По-видимому, отрицательное
отношение родителей к больнице и врачам индуцирует подобные чувства
и у детей, что значительно затрудняет процесс их адаптации к стационару.
Достоверно реже детей с трудностями адаптации навещают родители, они
чаще переживают одиночество и чувство брошенности, недостаток
эмоциональной поддержки. В этой группе матери чаще демонстрируют
недостаточную чувствительность к потребностям своего ребенка, которую,
однако, стремятся компенсировать подавляющей гиперопекой. В стационаре
поведение такие матерей характеризуется излишней, неразумной заботой
о госпитализированном ребенке, что усиливает у ребенка пассивность и
ощущение собственной беспомощности, вызванные ситуацией госпитализации.
Кроме того, такие матери нередко придают слишком большое значение
факту болезни и госпитализации ребенка, строго следят за выполнением
предписаний врача и соблюдением режима. В результате чего ребенок
лишается даже доступных ему видов деятельности и самостоятельности,
что значительно затрудняет процесс адаптации к стационару. При этом,
придавая большое значение соблюдению режима и предписаниям врача,
такие матери не удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном
тепле и поддержке, нерегулярно навещают ребенка, как было сказано
выше, что также не способствует благоприятной адаптации ребенка.
По результатам анализа не было выявлено зависимости риска
нарушения адаптации от наличия госпитализаций в анамнезе. В
обеих группах оказались дети, как впервые, так и повторно
госпитализировавшиеся. Однако в группе детей с трудностями
адаптации преобладает число детей, госпитализированных повторно
(6 из 10 человек), а в группе успешно адаптирующихся детей факт
предыдущей госпитализации имеет место только у 2 детей. Таким
образом, на уровне тенденции все же можно говорить о наличии
влияния существующего опыта госпитализаций на качество адаптации
к стационару.
Также не было выявлено различий двух групп по половым и
возрастным особенностям. В обеих группах одинаковое соотношение
мальчиков и девочек (в каждой группе оказалось по 6 девочек и 4
мальчика). Одинаково по группам распределились и возраста. Таким
образом, пол и возраст ребенка (в пределах младшего школьного
периода — от 7 до 10 лет) не оказывает существенного влияния
на риск нарушения адаптации ребенка к условиям стационара.
Подводя итог результатам сравнения половозрастных и
индивидуально-психологических особенностей детей с разным качеством
адаптации к стационару, а также условий их воспитания, можно сказать
следующее. Дети с трудностями адаптации отличаются выраженными чертами
застенчивости, робости и сенситивности, чаще воспитываются в неполной
семье. Матери таких детей используют гиперопекающий стиль воспитания
и негативно относятся к факту госпитализации ребенка, при этом
нерегулярно и редко навещают своего ребенка в стационаре. Наличие
предшествующего опыта госпитализации у детей может также негативно
сказываться на их способности к адаптации к стационару, однако влияние
этого фактора выражено в меньшей степени.
Выводы
• Госпитализация является психотравмирующим
событием для ребенка и вызывает напряжение механизмов
психологической адаптации. На начальном этапе госпитализации дети
младшего школьного возраста испытывают беспокойство, эмоциональное
напряжение, тревогу, которым сопутствует выраженная вегетативная
лабильность. В процессе адаптации детей к условиям стационара
наблюдается постепенное снижение эмоционального напряжения:
вегетативная лабильность снижается, начиная с первой недели, настроение
стабилизируется преимущественно ко второй неделе, а эмоциональное
напряжение в отношении лечения и медицинского персонала ослабевает
только к третьей неделе (перед выпиской).
• Дети с выраженными чертами застенчивости,
сенситивности, робости весь период пребывания в стационаре
характеризуются признаками нарушения психологической адаптации,
которая проявляется на психофизиологическом уровне вегетативной
лабильностью, на психическом уровне — эмоциональной
неустойчивостью, на социально-психологическом уровне —
замкнутостью и трудностями освоения адаптивных форм поведения в
клинике. Процесс адаптации к условиям стационара у них происходит
существенно более медленно, чем у общительных и открытых детей,
а признаки эмоционального напряжения сохраняются весь период
пребывания в стационаре.
• У детей с выраженными чертами
экстравертированности, инициативности, уверенности динамика
эмоционально-поведенческих характеристик отражает постепенную
стабилизацию эмоционального состояния, освоение адаптивных форм
поведения в клинике, установление социальных контактов со сверстниками.
• Факторами риска трудностей в адаптации
к условиям стационара помимо характерологических особенностей
ребенка являются определенные семейные условия: неполная семья,
гиперопекающее поведение матери во взаимодействии с ребенком, ее
негативное отношение к госпитализации ребенка и редкое посещение
его в стационаре.
• Пол и возраст ребенка (в рамках младшего
школьного периода) не оказывают существенного влияния на качество
его психической адаптации к условиям стационара.
• Наличие госпитализации в анамнезе может
осложнять процесс адаптации к условиям стационара, однако влияние
этого фактора менее выражено, чем влияние индивидуально-психологических
особенностей ребенка и семейных условий.
Литература
1. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н.
Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника
Р. Кеттелла (методические рекомендации). – Л.: Изд-во ЛНИПНИ,
1985. – 33 с.
2. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс,
психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. –
СПб: Речь, 2005. – 400 с.
3. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая
депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, 1984.
– 335 c.
4. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец:
психологическое взаимодействие. – СПб: Речь, 2003.
– 288 с.
5. Никольская И.М., Грановская Р.М.
Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2006.
– 342 с.
6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика. – М.:
Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
7. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов.
Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство.
– СПб: Речь, 2001. – 112 с.
8. Brewer S. et al. Pediatric anxiety:
child life intervention in day surgery // J Pediatr Nurs. –
2006. – Vol. 21(1). – P. 13–22.
9. Li H.C. Evaluating the effectiveness
of preoperative interventions: the appropriateness of using the
Children's Emotional Manifestation Scale // J Clin Nurs. –
2007. – Vol. 16(10). – P. 1919–1926.
10. Lavigne J.V., Burns W.J. Pediatric
psychology. – NY, 1981.
11. Vessey J. Children's psychological
responses to hospitalization // Annu Rev Nurs Res. – 2003.
– Vol. 21. – P. 173–201.
Ссылка для цитирования
Трифонова Е.А., Герасимова Л.А. Клинико-психологический аспект адаптации
к условиям стационара у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] //
Клиническая и медицинская психология: исследования,
обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (2).
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|