О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 РіРѕРґ

Детская клиническая психология: теоретические подходы, методы
и направления развития

(рецензия на учебник: Н.В. Зверева, Т.Г. Горячева «Клиническая психология
детей и подростков». Москва, Издательский центр «Академия», 2013, 272 с.
(Сер. Бакалавриат), тираж 1000 экз.)

Польская Н.А. (Саратов)

 

 

Польская Наталья Анатольевна

Польская Наталья Анатольевна

–  кандидат философских наук, доцент кафедры психологии личности Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

E-mail: polskayana@yandex.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Рецензируемое издание подготовлено клиническими психологами, имеющими большой опыт практической и теоретической деятельности в области детской клинической психологии: Н.В. Зверевой — ведущим научным сотрудником Научного центра психического здоровья РАМН, заведующей кафедрой нейро- и патопсихологии Московского городского психолого-педагогического университета, и Т.Г. Горячевой — доцентом кафедры клинической психологии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова и кафедры нейро- и патопсихологии Московского городского психолого-педагогического университета. Будучи ограниченными рамками учебника, авторы постарались представить не только историю возникновения, современные проблемы, задачи, методы и технологии работы детских клинических психологов, но также отразить, по возможности, историю клинической психологии детей и подростков в персоналиях отечественной и мировой науки.

Аудитория, для которой учебник может представлять интерес, будет включать, несомненно, психологов-практиков, врачей, социальных работников и социальных педагогов, а также исследователей в области психического здоровья детей и подростков, хотя напрямую данный учебник предназначен для студентов-психологов учреждений высшего профессионального образования, ступень образования — бакалавриат, имеется гриф УМО по психолого-педагогическому образованию.

Новая дисциплина в образовательном стандарте обучения бакалавров психолого-педагогического направления потребовала объединения теоретических знаний и методических подходов изо всех разделов детской клинической психологии, что сделано авторами доступно и квалифицированно. Содержание учебника включает в себя шесть глав, соответствующих базовым темам программы дисциплины «Клиническая психология детей и подростков».

В первой главе подробно обсуждаются предмет и задачи клинической психологии детского и подросткового возраста: история становления дисциплины, структура детской клинической психологии и ее место в ряду других наук, кратко характеризуются основные разделы дисциплины. Рассматриваются базовые понятия, теоретические проблемы и задачи, связанные с предметом и содержанием детской клинической психологии. Уделяется внимание «социальной ситуации развития» самой дисциплины, например, привнесению в спектр нарушений психического и соматического здоровья новых видов патологии, возникших в связи с цивилизационными влияниями.

Вторая глава посвящена изучению методов детской клинической психологии. Описывается специфика метода наблюдения в контексте клинико-психологического исследования, подробно освещаются методы диагностики и сбора материала, рассматриваются особенности диагностики личностного и эмоционального развития. Приводится примерный перечень методик, предназначенных для нейропсихологических и патопсихологических исследований, а также для исследований детей и подростков с психосоматическими нарушениями. В рамках коррекционных и психотерапевтических методов обсуждаются приемы сенсомоторной коррекции, игротерапии, арттерапии.

В третьей главе рассматриваются виды и классификации дизонтогенеза (в рамках психиатрического и патопсихологического подходов), описывается возрастная специфика проявлений расстройств психического здоровья детей и подростков (на примере конкретных патологий: детский аутизм, нарушения пищевого поведения, СДВГ и др.).

В четвертой главе осуществляется психологическая квалификация различных форм нарушений психического развития у детей и подростков. Описываются психологические нарушения при органической и резидуально-органической патологии, задержке психического развития, органическом поражении головного мозга, эпилепсии, психогенной патологии, аффективных расстройствах, эндогенной психической патологии. Подробно освещаются психологические особенности ребенка с соматическими расстройствами. Глава дополнена клинико-психологическими описаниями конкретных случаев.

В пятой главе описываются психологические аспекты влияния семьи на возникновение нарушений психического развития, рассматриваются вопросы организации жизни ребенка с нарушениями развития.

Шестая — заключительная — глава учебника посвящена важным проблемам организации практической деятельности детского клинического психолога в рамках дошкольного и школьного образования, медицинского учреждения, учреждениях соцзащиты и центрах психолого-педагогической помощи.

Каждая глава завершается заданиями, позволяющими оценить степень освоения изученного материала и рекомендуемым списком литературы, включающим основные и дополнительные библиографические источники.

Отдельный интерес представляет для студентов-психологов, а также для специалистов-практиков, и краткий словарь терминов (свыше 100 определений), и все 14 приложений, в которых содержится разнообразная справочная информация, а также важные извлечения из научно-практических публикаций, касающиеся клинико-психологической квалификации и средств диагностики различных форм отклоняющегося развития.

Рецензируемый учебник подготовлен на хорошем теоретическом и методическом уровне в соответствие с требованиями, предъявляемыми к современным технологиям образования, и, безусловно, может быть полезным, как в рамках образовательного процесса, так и в практической деятельности психолога и специалистов смежных профессий.

 

 

Ссылка для цитирования

Польская Н.А. Детская клиническая психология: теоретические подходы, методы и направления развития (рецензия на учебник: Н.В. Зверева, Т.Г. Горячева «Клиническая психология детей и подростков». Москва, Издательский центр «Академия», 2013, 272 с. (Сер. Бакалавриат), тираж 1000 экз.) [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (2). – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player