Детская клиническая психология: теоретические подходы, методы и
направления развития
(рецензия на учебник: Н.В. Зверева, Т.Г. Горячева «Клиническая психология
детей и подростков». Москва, Издательский центр «Академия», 2013,
272 с. (Сер. Бакалавриат), тираж 1000 экз.)
Польская Н.А. (Саратов)
|
Польская Наталья Анатольевна
– кандидат философских наук, доцент кафедры психологии личности
Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
E-mail: polskayana@yandex.ru
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Рецензируемое издание подготовлено клиническими психологами,
имеющими большой опыт практической и теоретической деятельности
в области детской клинической психологии: Н.В. Зверевой —
ведущим научным сотрудником Научного центра психического здоровья
РАМН, заведующей кафедрой нейро- и патопсихологии Московского
городского психолого-педагогического университета, и Т.Г. Горячевой
— доцентом кафедры клинической психологии Российского
национального исследовательского медицинского университета
им. Н.И. Пирогова и кафедры нейро- и патопсихологии
Московского городского психолого-педагогического университета.
Будучи ограниченными рамками учебника, авторы постарались представить
не только историю возникновения, современные проблемы, задачи,
методы и технологии работы детских клинических психологов, но
также отразить, по возможности, историю клинической психологии
детей и подростков в персоналиях отечественной и мировой науки.
Аудитория, для которой учебник может представлять интерес,
будет включать, несомненно, психологов-практиков, врачей,
социальных работников и социальных педагогов, а также
исследователей в области психического здоровья детей и
подростков, хотя напрямую данный учебник предназначен для
студентов-психологов учреждений высшего профессионального
образования, ступень образования — бакалавриат,
имеется гриф УМО по психолого-педагогическому образованию.
Новая дисциплина в образовательном стандарте обучения
бакалавров психолого-педагогического направления потребовала
объединения теоретических знаний и методических подходов изо
всех разделов детской клинической психологии, что сделано
авторами доступно и квалифицированно. Содержание учебника
включает в себя шесть глав, соответствующих базовым темам
программы дисциплины «Клиническая психология детей и
подростков».
В первой главе подробно обсуждаются предмет и задачи клинической
психологии детского и подросткового возраста: история становления
дисциплины, структура детской клинической психологии и ее место в
ряду других наук, кратко характеризуются основные разделы дисциплины.
Рассматриваются базовые понятия, теоретические проблемы и задачи,
связанные с предметом и содержанием детской клинической психологии.
Уделяется внимание «социальной ситуации развития» самой
дисциплины, например, привнесению в спектр нарушений психического и
соматического здоровья новых видов патологии, возникших в связи с
цивилизационными влияниями.
Вторая глава посвящена изучению методов детской клинической
психологии. Описывается специфика метода наблюдения в контексте
клинико-психологического исследования, подробно освещаются методы
диагностики и сбора материала, рассматриваются особенности диагностики
личностного и эмоционального развития. Приводится примерный перечень
методик, предназначенных для нейропсихологических и патопсихологических
исследований, а также для исследований детей и подростков с
психосоматическими нарушениями. В рамках коррекционных и
психотерапевтических методов обсуждаются приемы сенсомоторной
коррекции, игротерапии, арттерапии.
В третьей главе рассматриваются виды и классификации дизонтогенеза
(в рамках психиатрического и патопсихологического подходов), описывается
возрастная специфика проявлений расстройств психического здоровья детей
и подростков (на примере конкретных патологий: детский аутизм, нарушения
пищевого поведения, СДВГ и др.).
В четвертой главе осуществляется психологическая квалификация различных
форм нарушений психического развития у детей и подростков. Описываются
психологические нарушения при органической и резидуально-органической
патологии, задержке психического развития, органическом поражении
головного мозга, эпилепсии, психогенной патологии, аффективных
расстройствах, эндогенной психической патологии. Подробно освещаются
психологические особенности ребенка с соматическими расстройствами.
Глава дополнена клинико-психологическими описаниями конкретных случаев.
В пятой главе описываются психологические аспекты влияния семьи на
возникновение нарушений психического развития, рассматриваются вопросы
организации жизни ребенка с нарушениями развития.
Шестая — заключительная — глава учебника посвящена
важным проблемам организации практической деятельности детского
клинического психолога в рамках дошкольного и школьного образования,
медицинского учреждения, учреждениях соцзащиты и центрах
психолого-педагогической помощи.
Каждая глава завершается заданиями, позволяющими оценить степень
освоения изученного материала и рекомендуемым списком литературы,
включающим основные и дополнительные библиографические источники.
Отдельный интерес представляет для студентов-психологов, а также
для специалистов-практиков, и краткий словарь терминов (свыше 100
определений), и все 14 приложений, в которых содержится разнообразная
справочная информация, а также важные извлечения из научно-практических
публикаций, касающиеся клинико-психологической квалификации и средств
диагностики различных форм отклоняющегося развития.
Рецензируемый учебник подготовлен на хорошем теоретическом и
методическом уровне в соответствие с требованиями, предъявляемыми к
современным технологиям образования, и, безусловно, может быть
полезным, как в рамках образовательного процесса, так и в практической
деятельности психолога и специалистов смежных профессий.
Ссылка для цитирования
Польская Н.А. Детская клиническая психология: теоретические подходы, методы
и направления развития (рецензия на учебник: Н.В. Зверева, Т.Г. Горячева
«Клиническая психология детей и подростков». Москва, Издательский
центр «Академия», 2013, 272 с. (Сер. Бакалавриат), тираж 1000 экз.)
[Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования,
обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (2).
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|