Об интеграции, ее знаменателе и рычаге в психотерапии больных шизофренией
Корчинов А.Д. (Санкт-Петербург)
|
Корчинов Александр Дмитриевич
– Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение
здравоохранения «Психиатрическая больница святого Николая Чудотворца»,
клинический психолог.
E-mail: korchinov53@yandex.ru
|
Аннотация.
Шизофрения — это системное расстройство психического опыта
пациента.
При формальном согласии с этим положением, на практике, однако,
в контексте психотерапии нам не удается работать с пациентом и
его опытом в соответствии с этим положением. Мы не имеем реально
системной цели и не имеем системного метода. Мы работаем с фрагментами
личности, симптоматикой, диагнозом, иногда социальным или клиническим
ярлыком. Вместо интегративного метода у нас разрозненные методики для
решения частных задач. Доминирующая, фактически единственная в нашей
российской психиатрической практике клиническая модель психотерапии
неспособна обеспечить достаточный системный уровень, поскольку
клинический язык — это аналитический язык и клинический подход
— это фрагментарный подход, что в контексте цели выражено наиболее
явно. Подтверждением является факт, что высшей системной категорией в
клинической модели является клинический диагноз. Категория же
«человек», «личность»,
«индивидуальность», что гораздо шире клинического диагноза,
во всем своем феноменологическом богатстве с его терапевтическим
потенциалом остается за бортом восстановительного процесса, хотя его
присутствие и подразумевается в качестве партнера. За бортом
восстановительного процесса остается также категория «здоровье»,
поскольку клиническая модель не рассматривает в качестве предмета
работы и эту отнюдь не эфемерную вещь. И это проблема. Представляется,
что ее можно решить, если квалифицировать пациента через системную
категорию «индивидуальность» и сформировать интегративный
метод для работы именно с этой дефиницией. Работая с этой категорией,
можно реализовать системный подход и в контексте цели, и в контексте
средства, и в контексте результата, поскольку она способна выполнить
интегративную функцию, в том числе, в отношении такой немаловажной
«вещи», как «психическое здоровье».
Ключевые слова:
психическое расстройство; шизофрения; психотерапия; интегративный
(системный) подход; личность; индивидуальность.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Бытует точка зрения, что целостно пациент в восстановительном
психотерапевтическом процессе в психиатрической практике
рассматривается через категорию «личность» и
интегративный подход восстановления тоже есть —
био-психо-социальный. Он реализуется в понятиях и реалиях
полипрофильной бригады специалистов и реабилитационного
(функционального) диагноза. Этот факт фиксируют методические
рекомендации по «психотерапевтическим мероприятиям в
учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь», которые
сформулированы и изданы в 2007 году Санкт-Петербургским
научно-исследовательским психоневрологическим институтом им.
В.М. Бехтерева вместе с Московским научно-исследовательским институтом
психиатрии Росздрава и Оренбургской областной психиатрической больницей
№ 2 [19]. В контексте био-психо-социального подхода, который
декларируется как системный, есть и сугубо психотерапевтический подход,
который реализуется в двух самостоятельных психотерапевтических
контекстах — ЛОРП (личностно-ориентированная реконструктивная
психотерапия) и когнитивно-поведенческом. «Каждый из них
представляет собой сложный системный метод профессиональной
психотерапевтической помощи, каждый опирается на: 1) теорию нормального
психического развития и психологическую теорию личности; 2) теорию
психической патологии; 3) психотерапевтические стратегии (цели, мишени,
приемы и техники), основанные на теоретических моделях и эмпирических
исследованиях 4) этические нормы и организационные стандарты»
[19].
Мы можем согласиться — да, био-психо-социальный подход
«на слуху», особенно в последнее время, и он
реализуется именно в этих понятиях и реалиях — полипрофильной
бригаде специалистов и функциональном (реабилитационном) диагнозе. И
названные психотерапевтические контексты тоже есть. И категория под
названием «личность» имеется. И кажется, что все в
порядке, и нет причин для беспокойства, и надо просто работать. Однако!
Наряду с этим существует точка зрения, что личность, с которой
предлагается иметь дело био-психо-социальному (системному в понимании
некоторых авторов) подходу, в нашей российской психологии и
психотерапии, да и в целом в нашей культуре не только не системное
понятие и категория, она вообще неопределенное понятие и категория.
«Несмотря на то, что «понятие «личность»
является одним из ключевых в современной психологии, поскольку в этой
структуре интегрируются все индивидуально-типологические свойства
человека как субъекта познания и деятельности, уже в 70-е годы 20
века высказывались мнения о расплывчатости понятия «личность»,
его концептуальной неструктурированности…, поскольку какие-либо
теоретические критерии, дифференцирующие» этот концепт, не
существуют. Недаром и в энциклопедическом труде, обобщающем
эмпирический и теоретический материал теорий личности (Хьелл Л.,
Зиглер Д., 1997), не приводится дефиниция этого понятия
(кроме определений в рамках конкретных теорий)» [1]. «Не только в
теоретических концепциях, но и в гораздо большей мере в прикладных
исследованиях при описании личности (особенно в типологических
классификациях) применяется комплекс разноуровневых и разнокачественных
характеристик — нейродинамических, эмоциональных, волевых,
социальных, поведенческих и даже когнитивных. При этом классификация
типов личности чаще всего явно относится к типологии характера или
носит выраженный метафорический окрас (личность экономическая,
политическая, эстетическая и т.д.). Ярким примером смешения даже не
понятий характера и личности, а личностных и нейродинамических свойств
(то есть темперамента) является диагностическое заключение об
«органическом поражении головного мозга с изменениями
личности», где под изменениями личности имеются в виду
эксплозивность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность,
склонность к дисфорическим состояниям, то есть нейродинамические и
эмоциональные изменения. Можно понять оправданность применения такого
диагноза в начальный период развития научной психиатрии и дифференциальной
психологии, когда под «личностью» понимались любые
индивидуально-типологические проявления, но в настоящее время такие
формулы требуют коррекции в соответствии с современными достижениями
психологической науки». Потому, что эта «…терминологическая
неопределенность, незаданность границ применения существенно мешает
не только научно-теоретическим исследованиям, но и тормозит решение
многих прикладных задач в клинической, дифференциальной и социальной
психологии» [Там же].
«В настоящее время более или менее общепризнанным можно
считать определение личности» лишь «в социальных
детерминантах как «нормо-этического,
социально-детерминированного уровня свойств индивидуума, проявляющихся
в системе ценностных ориентаций, характере отношений с другими людьми,
иерархии мотивов, системе моральных и этических критериев, гуманной
направленности, развитии нравственного самосознания. С фундаментальными
характеристиками: высоким, по сравнению с темпераментом и характером (в
рамках индивидуума), социально-психологическим организационным уровнем;
микро-, мезо- и макросоциальными факторами формирования (чисто
социальной детерминацией); вариативностью в разных видах деятельности
(вариациями системы отношений в разных социальных группах);
значительной вариативностью во времени (длительным периодом
становления, зрелостью, не коррелирующей с хронологическим возрастом);
шкалой вариантов совсем неизвестной, которые могут быть исследованы
только после длительного периода изучения отдельных компонент личности
и установления перечня этих составляющих; с механизмами трансформации
чисто социальными» [Там же].
Представляется, что это определение для практики не годится. И
это и любое другое определение — «разновидность личности»
с точки зрения практика предстает как формальное, искусственное,
случайное, механическое, условное понятие и категория. И это первый
парадокс, имеющийся в настоящее время в контексте применения
био-психо-социального и психотерапевтического, в том числе, подхода.
Второй парадокс заключается в том, что био-психо-социальный
подход в настоящее время работает почему-то исключительно с
«синдромально-нозологической характеристикой психических
расстройств», вполне мирно уживаясь с ее абсолютным
доминированием в практике, притом, что эта характеристика,
«не отражает в должной мере личность и внутренний мир
больного, мотивы и механизмы его переживаний и поведения»
[20]. То же касается и психотерапии, она так и называется у нас в
России — клиническая. Возможно, био-психо-социальный подход и
психотерапия в его рамках так привязаны к синдромально-нозологической
реальности именно потому, что «личность» в практике
восстановления предстает неопределенным, непонятным и ненадежным
партнером для взаимодействия психотерапевта и пациента.
Третий парадокс заключается в том, что био-психо-социальный подход,
реализуя понятия и реалии полипрофильной бригады и функционального
диагноза, должен, казалось бы, брать предмет исследования и оздоровления
— пациента как систему, однако, на самом деле он его еще
больше дробит посредством персоналий полипрофильной бригады и категорий
и понятий функционального диагноза. Разные специалисты ориентированы на
разные цели [11; 19].
Четвертый парадокс заключается в том, что и личностно-ориентированная
реконструктивная психотерапия (ЛОРП) и когнитивно-поведенческая
психотерапия, эти два основных метода оказания психотерапевтической
помощи, применяемые в психиатрической практике, также не работают с
пациентом как системой — они напротив, разрывают и дробят его
еще больше. В ЛОРП «общая цель… формирование
адекватного самосознания и расширение его сферы», в
когнитивно-поведенческой психотерапии — «поиск ошибок
мышления, когнитивных искажений, иррациональных и дисфункциональных
убеждений, восполнение дефицита социальных и когнитивных навыков,
коррекция и перестройка неадекватных компенсаторных стратегий,
перестройка и выработка нового, адаптивного мышления и
поведения» [Там же].
Таким образом, после внимательного ознакомления с био-психо-социальным
подходом в его стандартном методическом варианте и осмысления
рекомендаций по нему, мы обнаруживаем, что как понятия и реалии
полипрофильной бригады и функционального диагноза, так и два основных
метода — ЛОРП и когнитивно-поведенческая психотерапия —
это разрозненные усилия в отношении разрозненных целей. Вся эта «сложная
форма профессиональной деятельности» системного подхода к пациенту
не обеспечивает. Мы, помогающие специалисты, разобщены, находимся в
неравном положении в плане объема и содержания работы, а также
ответственности за больного. У нас разные понятийные, методические и
даже методологические поля. И это даже не главный камень преткновения.
Даже если мы научимся, наконец, дружить, создав полипрофильную бригаду,
научимся соотносить наши понятийные поля и дружной полипрофильной
бригадой навалимся на понятный, грамотно сформулированный
функциональный диагноз, все равно наши усилия останутся не системными.
Потому, что пациент остается для нас в лучшем случае набором разных
составляющих; носителем разных по выраженности и степени значимости
симптомов и синдромов; когнитивных, эмоциональных и поведенческих
нарушений; межличностных конфликтов и социальных проблем. В худшем же
случае, что чаще и происходит, он остается для нас даже не
феноменологической — терминологической «барахолкой».
Почему? Потому, что он не рассматривается и не берется нами как система.
Мы даже не пришли к единому мнению, как он целостный выглядит и как
называется. То образование, которое мы называем «личность» не
обеспечивает системности работы. Оно не является для нас системным
образованием в качестве союзника и партнера в восстановительном
процессе (мы к нему так не относимся и так на него не опираемся) [7; 8],
оно не предстает системным образованием и в итоге наших
психотерапевтических, даже многоступенчатых усилий. Мы так его не
рассматриваем и не стремимся его таковым сделать [11; 19]. Это
образование в наших теоретических конструкциях и практических усилиях
является и остается по существу лишь случайным набором содержательных
характеристик, зачастую, каждый раз новых. И именно «содержание
этого случайного набора» служит у нас посредником, союзником
и партнером и в психотерапевтическом восстановительном процессе и
является итогом наших даже многоступенчатых усилий. Этот
«конгломерат» (эта случайная смесь) свидетельствует
нам о качестве и особенностях шизофренического расстройства личности,
он же является «партнером» восстановительного
процесса и он же, хоть и видоизмененный в известной степени в процессе
психотерапии, свидетельствует об эффективности или не эффективности
восстановительного процесса. В содержании, в лучшем случае, случайной
структуры мы выделяем главные и второстепенные составляющие, в
содержании же ищем здоровые и не здоровые составляющие и пытаемся эти
содержательные нарушенные элементы структуры сделать более здоровыми. А
это не системный подход — это фрагментарный подход.
Говоря о системе и работая с системой нам не надо (пока не надо, а,
может и вообще не надо) выделять важные и не важные, больные и здоровые
части. Не количество и содержание частей должно нас интересовать и не
об этом нам надо говорить. Надо говорить о связи элементов, любых, и
качестве этой связи. Качества же частей и их содержания нам логично
касаться лишь тогда, когда оно (это качество и это содержание)
возникает у частей системы, являясь эффектом системы. Это так
называемые «эмерджентные или возникающие свойства у частей
системы, функционирующей как целое, которые, как правило, не присущи
составным элементам системы, взятым в отдельности» [18],
которые возникают именно в системе или не возникают, а, наоборот,
пропадают, когда система разрушается, но опять могут возникать при
улучшении связей. В любом случае — вначале система, она —
причина, она точка отсчета.
Психическое (шизофреническое) расстройство — это вначале
разбалансированность отношений и нарушение связей между составляющими
системы, то есть нарушение (разрушение в той или иной степени) системы,
а уже потом расстройство содержания (частей) — эмоций, мышления,
поведения, мотивации, социальной направленности или воли. Именно
поэтому «проблема шизофрении как особого заболевания человека
может быть решена только с помощью системного подхода в понимании
L. von Bertalanffi» (предисловие к книге Гаррабе Ж.)
— «Шизофрения, как особое душевное заболевание, есть
расстройство целостной системной организации, при котором происходит
процесс дезинтеграции; расщепления личности, нарушение ее
централизующих функций». (Берталанфи) [2].
Что делать? Попытаться сформулировать, описать и практически
реализовать системную (с точки зрения цели, средства и результата)
психотерапевтическую модель, реализующую идею целостности и системности
в работе с больными шизофренией. И эта модель, представляется, должна
быть психологически ориентированной. Почему? Потому, что клиническая
модель психотерапии принципиально неспособна, на взгляд автора,
обеспечить достаточный системный уровень в силу того, что клинический
язык — это аналитический язык, и клинический подход — это
фрагментарный подход, что в контексте цели выражено наиболее явно.
Подтверждением этого является, например, тот факт, что высшей системной
категорией в клинической модели может быть (и есть) лишь клинический
диагноз. Категория же «человек», «личность»,
«индивидуальность» гораздо шире клинического диагноза,
и он, этот самый человек как личность и как индивидуальность во всем
своем феноменологическом богатстве и с его терапевтическим потенциалом
в контексте клинической психотерапии, остается за бортом восстановительного
процесса, хотя его присутствие и подразумевается в качестве партнера.
Кроме того, за бортом восстановительного процесса остается категория
«здоровье», а, значит, и само здоровье этого самого
человека-пациента, поскольку клиническая модель не рассматривает в
качестве предмета работы и эту отнюдь не эфемерную вещь.
С точки зрения системного подхода представляется не только возможным,
но и необходимым рассматривать предметом работы человека в целом, его
личность и индивидуальность. Также представляется возможным и
необходимым с точки зрения системного подхода дифференцировать понятия
«болезнь» и «здоровье» и то, что за ними стоит,
в том числе, причины, цели работы, методы и результаты. И не только
дифференцировать эти понятия и то, что за ними стоит, но и осуществлять
реальную работу в этих разных контекстах [13; 15].
И мы можем в контексте системного подхода, опираясь на
психологическое понятие и категорию «индивидуальность»,
сформулировать психологическую психотерапевти-ческую модель,
ориентированную на работу со здоровьем пациента. И хотя в нашей
российской практике принято (разрешается нормативно-правовым
обеспечением) говорить лишь о клинической модели и в исполнении лишь
врача-психиатра, имеющего стаж работы не менее 3 лет, все же это надо
делать — практика настоятельно этого требует.
Может встать вопрос, что клинический язык и симптом (синдром,
диагноз) как его операнды не мешают реализации системного подхода,
и автор статьи просто драматизирует ситуацию, и нет ли у него более
серьезных аргументов? Есть, — ответит автор, — и аргументы,
и комментарии к ним, и они следующие: никакие цели, мишени, симптомы
и диагнозы какой бы глубины и объема они ни были и как бы качественно
они теоретически не рассматривались и практически не прорабатывались,
не способны быть системой сами по себе. Никакие техники и методики,
какие бы они ни были всеобъемлющие, глубокие и широкие, связанные и
интегрированные, не способны быть системой сами по себе, по меньшей мере,
в контексте психотерапии. Кроме одного случая, когда целью работы
является человек как система, а методом работы является тоже человек
как система. Человек есть главный факт и главный аргумент, о котором
мы постоянно забываем. И этот человек как система и тогда, когда мы его
рассматриваем в качестве цели (пациента), и тогда, когда мы
рассматриваем его в качестве метода (помогающего специалиста), должен
быть в статусе индивидуальности [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13;
14; 15; 16]. А это категория психологическая. Именно поэтому системная
психотерапия возможна (пока, по крайней мере) в психологическом контексте.
Еще человек как система (и в качестве цели, и в качестве средства)
может рассматриваться в статусе «Я», что также является
скорее категорией психологической, и уж точно не медицинской и
клинической. Во всяком случае, попытка рассмотреть «Я»
как категорию системную, психологическую, выглядит естественной в
поле психологическом (Кант, И.С. Кон, Джемс, Маслоу, Роджерс,
М. Розенберг, Ш. Самюэль, Т. Шибутани, Р. Бернс,
Келли, В.А. Петровский, А.Д. Корчинов), но никак не в поле
медицинском, клиническом.
Интегративный метод психотерапии мы не можем создать вне
индивидуальности пациента как основного потребителя этого метода
и вне индивидуальности помогающего специалиста как основного
выразителя. Вне «Я» пациента и вне «Я»
терапевта. Именно эти понятия должны являться и являются основными,
главными категориями, знаменателями и рычагами и в контексте получения
помощи, и в контексте оказания помощи, и в психологическом поле, и
психотерапевтическом поле. Вообще, понятие «интегративная
психотерапия» будет иметь смысл лишь при условии объединения
всего, что имеет пациент, в одну «вещь». И объединения
всего, что имеем мы (помогающие специалисты), тоже в одну «вещь».
И эта «вещь» — это индивидуальность пациента и
индивидуальность терапевта, «Я» пациента и «Я»
терапевта. Это и факт, и аргумент, и знаменатель и цель, и средство
и причина, и следствие и результат, и обоснование всего этого в том
числе.
Конкретно для создания системной психологической модели
психотерапии представляется необходимым решить вопрос о разведении
категорий «личности» и «индивидуальности»
и выделения категории «индивидуальности» в
самостоятельную дефиницию [1; 14], что в нашей психологии пока не
принято делать, хотя и имеются отдельные частные случаи [1]. Решить
вопрос о наиболее информативных интегративных характеристиках,
отражающих системность опыта на разных его уровнях и в разных его
аспектах, и, прежде всего, на уровне целостного человека или уровне
функционирования индивидуальности, что в нашей психологии пока также
не реализуется. Решить вопрос об экспериментально-психологических
методах оценки этих системных характеристик на разных уровнях и,
в конечном счете, на уровне целостного человека или уровне
функционирования индивидуальности, что также не делается.
Решение этих вопросов требует не только интеллектуального напряжения,
но и элементарной смелости, готовности пойти на известный риск прослыть
не просто возмутителем спокойствия, революционером и даже анархистом,
тут риск выше. Как пишет профессор В.В. Козлов, говоря о
взаимоотношениях специалистов, склонных к новым прогрессивным взглядам,
и приверженцев старым привычным для них знаниям на примере
взаимоотношений парадигм психологии, нельзя сказать, что они
«мирные и эмпатийные». «Более исторически старая
парадигма психологии не признает более поздние парадигмы. И в
этом смысле парадигма физиологическая отрицает потенциальную
возможность существования всех тех уровней, которые анализируются в
психоанализе, тем более в трансперсональной психологии, отрицая их
существование и провозглашая их патологическими, иллюзорными или же
вообще несуществующими» [3].
Однако автор статьи уверен, что, во-первых, эти страсти будут
«бурей в стакане воды», поскольку весь мир эти вопросы
уже давно поставил и решает, и не клинические модели психотерапии
там представлены и вполне прилично себя зарекомендовали.
Во-вторых, риск «взбаламутить воду в нашем стакане»
оправдан, поскольку наши пациенты в этом крайне нуждаются.
И автор статьи хочет сообщить, что он в общих чертах сформулировал
такую психологическую психотерапевтическую модель, о чем кратко писал
[4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17], и он ее практикует
в своей работе.
Счастлив ли автор, благополучно ли восстанавливаются его пациенты?
Пока нет, модель нуждается в доработке и шлифовке. Кроме этого необходимо
решить еще несколько важных вопросов. Например, вопрос о наиболее
информативных интегративных характеристиках, отражающих системность
опыта на разных его уровнях и в разных его аспектах, и, прежде всего,
на уровне целостного человека. Не решен вопрос об
экспериментально-психологических методах оценки этих характеристик.
Автор ищет ответы на эти вопросы и надеется их найти. Имеются и еще
вопросы. Например, экологической подстройки, в том числе, необходимости
взаимосвязи этого метода работы с другими восстановительными методами,
в большинстве которых превалируют субъект—объектные отношения с
пациентами, в то время как в данном методе — субъект—субъектные
отношения. Последний вопрос автор самостоятельно не способен решить и
даже не надеется. Ответ на него не в теоретических или методологических
основах данной психологической модели, он — в практике реальной
жизни нашего общества и практике психиатрии в том числе. Изменится
общий подход к пациентам — изменяться и наши методы работы с ними,
и тогда предложенный метод, автор надеется, впишется естественно и
гармонично в общую систему помощи больным шизофренией, которые в этом,
без сомнения, нуждаются.
Литература
1. Беломестнова Н.В. Индивидуальность человека как
интегративная категория // Интегративный подход в психологии: сб. науч.
статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
– С. 70–90.
2. Кабанов М.М. Предисловие к книге Гаррабе Ж. История
шизофрении. – М.; СПб., 2000.
3. Козлов В.В. Интегративная парадигма психологии //
Вестник интегративной психологии. – 2010. – № 8. –
С. 12–15.
4. Корчинов А.Д. Психологическая коррекция на реабилитационном
отделении в психиатрической больнице (один из вариантов) // Современная
психиатрия: теория и практика: сб. науч. статей. – 2005.
– Вып. 2: Реабилитация. – С. 42–52.
5. Корчинов А.Д. Индивидуальность как механизм адаптации при
восстановлении больных шизофренией // Актуальные проблемы оказания
психиатрической помощи в северо-западном регионе РФ. – 2007.
– С. 133–134.
6. Корчинов А.Д. Истории и сказки за здоровую жизнь //
Издание психиатрической больницы Святого Николая Чудотворца. –
СПб., 2009.
7. Корчинов А.Д. Обыденная методология психотерапии
сумасшествия // Вестник интегративной психологии. – 2010. –
С. 134–136.
8. Корчинов А.Д. Объективность и субъективность
восстановительного процесса в работе с психически больными //
Седьмая волна психологии. – 2010. – Вып. 7. –
С. 229–234.
9. Корчинов А.Д. Системный подход. К вопросу о методологии //
Вестник интегративной психологии. – 2010. – С. 136–137.
10. Корчинов А.Д. Психологическая модель индивидуальности
как основа психотерапии шизофрении // Клиническая психология: теория, практика,
обучение: материалы международной научно-практической конференции.
– СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С. 74–76.
11. Корчинов А.Д. О психологической модели психотерапии для
работы с больными шизофренией // Сборник статей научно-практической конференции,
посвященной 50-летнему юбилею Санкт-Петербургской 5-й городской
психиатрической больницы. – ГПНДС, 2010. – С. 26–32.
12. Корчинов А.Д. От научности и объективности к
художественности и субъективности в интересах психотерапевтической
практики // Психология 21 столетия. – 2012. – Т. 1. –
С. 288–292.
13. Корчинов А.Д. От подводных камней и проблем к …
психологической модели психотерапии // Тюменский Медицинский Журнал:
материалы II научно-практической конференции психиатров Уральского
федерального округа «Подводные камни реабилитации в психиатрии (от
теории к практике)». – Тюмень. – 2012. – № 3.
– С. 53–55.
14. Корчинов А.Д. О верификации индивидуальности
в психологии и утилизации ее в психотерапии психических больных //
Проблема индивидуальности в современной психологии: материалы Второй
Всероссийской научно-практической конференции 12 октября 2012 г. / отв.
редактор Н.В. Виничук. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2012.
– С. 91–101.
15. Корчинов А.Д. О персоналиях, позициях и основной
категории восстановительного процесса при психических расстройствах //
Академический журнал Западной Сибири: материалы 6 научно-практической
конференции с международным участием «Инновационные технологии в
медицине». – 2012. – № 6. – С. 49–50.
16. Корчинов А.Д. Психологическая модель психотерапии
больных шизофренией в контексте взглядов В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева, Н.В.
Беломестновой, Л.Н. Собчик // Академический журнал Западной Сибири:
материалы 2 научно-практической конференции с международным участием
«Инновационные технологии в медицине», Коста-Браво
(Испания). – 2013. – № 1. – С. 35–36.
17. Корчинов А.Д. О разделении категорий «болезни»
и «здоровья» в восстановительном процессе с психически больными.
Системный подход // Академический журнал Западной Сибири: материалы 3
научно-практической конференции с международным участием «Медицина:
новое в теории и клинической практике. Инновационные технологии в медицине»,
24–26.04.2013, Дубаи (ОАЭ). – 2013. – № 2. –
С. 31–32.
18. О’Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного
мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению
проблем / пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2009.
– 254 с. – (Серия «Искусство думать»).
19. Психотерапевтические мероприятия в учреждениях оказывающих
психиатрическую помощь: методич. рекоменд. – М.; СПб. – 2007.
20. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных
неврозами и с психосоматическими расстройствами. – Санкт-Петербургская
медицинская академия последипломного образования, 1997.
Ссылка для цитирования
УДК 616.89-085.815:159.923
Корчинов А.Д. Об интеграции, ее знаменателе и рычаге в психотерапии больных
шизофренией [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования,
обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (2).
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|