|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
26—28 сентября 2013 на базе Института педагогики и психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова при участии Института психологии РАН и Российского психологического общества и при финансовой поддержке РГНФ (проект 13-06-14006 г) состоялась ставшая уже традиционной, третья по счету международная научно-практическая конференция «Психология стресса и совладающего поведения».
Научная значимость и актуальность тематики конференции просматривалась уже в том количестве ученых, которые активно участвовали в конференции, делали доклады, проводили мастер-классы: 220 очных участников, 120 человек из них представляли 6 стран (Россию, Польшу, Литву, Беларусь, Киргизию, Молдову, Украину и США), более 20-ти российских городов.
Интерес к важной для науки и практической психологии теме преодоления человеком трудных жизненных ситуаций возник в стенах Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова с 1998 года при поддержке РГНФ, а также многих прекрасных людей (профессора Станислава Забельского из Польши, академика К.А. Абульхановой, профессора В.Н. Дружинина, акададемика А.Л. Журавлевлева, профессора В.В. Знакова, профессора. Е.А. Сергиенко и многих других). С этого времени на кафедрах социальной психологии и специальной педагогики и психологии успешно работает коллектив ученых-единомышленников, внесших значительный вклад в изучение проблем стресса и копинга. Совладающее поведение понимается здесь как целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией способами, адекватными его личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий. Оно направлено на активное взаимодействие с ситуацией — на изменение ситуации, поддающейся контролю (обдумать, проанализировать, изменить ситуацию), или на приспособление к ней (если ситуация контролю не поддается — в случае тяжелой болезни, например). Ценность данного научного направления заключается в том, что его разработки тесно связаны с практикой оказания психологической помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Идейным вдохновителем, активным исследователем, научным консультантом и настоящим «сердцем» общего творческого научного коллектива является доктор психологических наук, профессор Татьяна Леонидовна Крюкова. Ее неиссякаемая энергия, выдающийся научный и творческий потенциал, исключительная увлеченность и несомненные лидерские способности позволили объединить многих исследователей для научной и практической работы по поиску ответов на вопросы о том, что и как делает человека стрессоустойчивым, как помочь человеку справляться с трудностями. Под руководством Татьяны Леонидовны в стенах Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова успешно прошло уже три международных научно-практических конференции, посвященных психологии стресса.
Научная проблематика прошедшей конференции находится на стыке нескольких отраслей знания — психологии субъекта, психологии развития, социальной и медицинской психологии, психологии здоровья, организаци-онной психологии, а также социальных проблем медицины и экологии человека, что отражает современные тенденции интеграции науки в междисциплинарное знание. Одним из значимых для решения проблем современной научной и практической психологии стало ее направление «Стресс и здоровье», которое было активно представлено во всех формах деятельности конференции. Рассмотрение актуальных проблем здоровья человека происходило в русле биопсихосоциальной парадигмы, что позволило анализировать взаимосвязи различных условий, факторов и механизмов, обеспечивающих здоровое функционирование человека как живой целостности. На пленарном заседании проблемы здоровья в контексте совладания были представлены двумя докладами. В своем докладе «Личностно-смысловые составляющие образа мира подростков как детерминанты девиантного поведения при нарушениях психической адаптации» заведующий кафедрой клинической психологии Российского государственного педагогического университета имени им. А.И. Герцена, профессор, доктор медицинских наук, Алехин Анатолий Николаевич показал особенности смысловой организации образа мира подростков, выступающие предпосылками психотравмирующих переживаний и формирования совладающего поведения. У подростков с саморазрушающим поведением образ мира характеризуется негативными эмоционально-смысловыми конструкциями, фрагментарностью, внутренней противоречивостью, когнитивными искажениями. Ученый сделал вывод о том, что традиционные психологические и клинические концепции нарушений поведения у подростков оказываются несостоятельными при его объясне-нии в совершенно новой социокультурной ситуации сегодняшнего дня и все разнообразие форм поведения подростков, которое мы можем наблюдать в современной ситуации, следует рассматривать в аспектах клинических, психологических и социальных. И только такое системное представление форм поведения может обеспечить научное обоснование технологий профилактики и коррекции подростковой девиантности [2, c. 178–180]. На пленарном докладе доктора психологических наук, профессора кафедры детской психиатрии и психотерапии МАПО (Санкт-Петербург) Никольской Ирины Михайловны «Кризисная психологическая помощь в совладании с переживанием утраты» была освящена очень важная проблема оказания психологической помощи в ситуации переживания утраты – одна из тех важных профессиональных проблем, с которой неизбежно сталкивается каждый помогающий специалист. Были обоснованы и представлены стратегии-техники кризисной психологической помощи по совладанию утратой на основе укрепления и перестройки психологической защиты клиента. Рассмотрены арт-терапевтические техники искусственного оплакивания, разделения миров, отсоединения, диалога, прощания и лежащие в их основе механизмы сублимации, катарсиса, отчуждения и др [2, с. 202–204]. Теме «Психология здоровья: стресс и совладающее поведение» была посвящена одна из научных секций конференции. В работе секции приняло участие 35 человек, было заслушано 12 докладов.
Сообщение У.Е. Грустливой (Ивановская государственная медицинская академия) «Дефицит магния как отягощающий фактор в развитии психоэмоционального стресса» было посвящено анализу дефицита магния как одного из этиопатогенетических факторов развития психоэмоционального стресса. В качестве примера были приведены исследования с привлечением лабораторных данных и результатов нейропсихологического исследования студентов ВУЗа в предэкзаменационный период доказывающие, что увеличение уровня стресса происходит на фоне снижения содержания магния в плазме [1, с. 91–92]. Интересные доклады были представлены коллективом ученых Тюменского государ-ственного университета. В своем докладе М.В. Богданова предлагает «расшить» пред-ставления об уровне созна-тельных защитных стратегий. В системе жизнеобеспечения личности, под которой пони-мается иерархизированная система защитно-адаптаци-онных механизмов, в которой выделяются 4 основных уровня. 1. Уровень психосо-матического реагирования представлен психосоматическими ответными реакциями на возникающие трудности в жизни человека. 2. Уровень психических защит характеризуется бессознательными защитными механизмами (первичными и вторичными), используемыми для защиты целостности Я. Защиты не осознаются личностью, и, несмотря на приносимую пользу (снижение тревоги), могут наносить вред, так как искажают объективную реальность. 3. Уровень копингов характеризуется стремлением человека сознательно преодолевать трудности без искажения существующей реальности. Данному уровню соответствует активная адаптация к условиям жизни. 4. Уровень высших личностных ресурсов представлен такими адаптационными механизмами, которые не сводятся к защите, но и направлены на развитие, созидание окружающего мира (приобретение нового, саморазвитие, личностный рост). Копинги, таким образом, в отличие от онтогенетически более раннего уровня психических защит, осознаются и регулируются, а в отличие от более позднего уровня высших личностных ресурсов, копинги не предполагают изменения личности, ее развития. Пластичность локализована в основном на уровне поведения. Автор презентовал методику целостной диагностики защитно-адаптационных механизмов «Локус жизнеобеспечения» и продемонстрировал результаты эмпирических исследований нарушения функционирования уровня копингов, приводящих к активизации патологических форм защиты [1, c. 80–82]. Эмоциональное и насыщенное большим количеством результатов лабораторных исследований сообщение Доценко Е.Л. «Психоимунная цена копингов» по своей сущности было ориентировано на раскрытие психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективность, адаптивность и конструктивность копингов. В основу научного исследования лег тезис о функциональном изоморфизме психики и иммунной системы. Результаты иммунологических исследований позволяют автору сделать вывод, что деление копингов на конструктивные и деструктивные — это упрощение, используемые копинговые стратегии неизбежно имеют неконтролируемо возникающие дисфункции — психоиммунные затраты на их обслуживание [1, с. 93–95]. Для понимания реальной цены копингов были изложены результаты эмпирического исследования Т.А. Фишер, которое показало, что моржевание — это копинг, реализуемый с помощью общения, вербализации своих состояний, пикового переживание пара-наркотического состояния, а «ценой» слишком жесткого и прямолинейного копинга — является атипическое протекание респираторных заболеваний, риск возникновения аутоиммунных сбоев [1, с. 148–150]. Необходимость подключения психолого-психотерапевтического сопровождения плановых пациентов хирургического профиля доказал в своем выступлении «Операционный стресс: адаптационные ресурсы пациентов и возможности психологической превенции» А.Т. Барабошин (Ярославская государственная медицинская академия). Результаты обследования пациентов, ожидающих плановую хирургическую операцию, показали, что оказание психолого-психотерапевтической помощи влияет не только на их эмоциональное состояние, но и на стабильность гемодинамики в послеоперационный период. В качестве задач сопровождения может быть принятие легитимности их тревоги и гармонизация эмоциональной сферы пациентов, а также работа с иррациональными идеями по поводу хирургической интервенции [1, с. 75–77]. Доклад Н.А. Русиной (Ярославская государственная медицинская академия) «Экзистенциальный анализ как метод развития совладания в работе с пациентами психосоматического профиля» вызвал неподдельный интерес. На конкретных примерах из практического опыта автор продемонстрировала значимость экзистенциальной проработки затруднений пациента. Выявлена психотерапевтическая триада психосоматического пациента: мышечный панцирь, эмоциональная скупость, неконгруэнтность смыслов. Предложен алгоритм работы со всеми 4-мя измерениями экзистенции: физическим, социальным, психологическим и духовным. Раскрытие и формулирование ценностей, согласно которым строится жизнь — первый шаг в преодолении проблем на первых 3-х уровнях. Подробно разбиралась работа по формированию копинг-ресурсов у онкологических больных [1, с. 118–120. Трифонова Е.А. (г. Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена) в своем сообщении «Совладание со стрессом и психосоматический риск» привела результаты оценки влияния способности к конструктивному совладанию со стрессом на качество психической адаптации к болезни у мужчин трудоспособного возраста, перенесших неотложные кардиологические состояния. Установлено, что тенденция к неконструктивному преодолению стрессогенных жизненных ситуаций связана с недооценкой пациентами серьезности болезни на этапе госпитализации, а также риском неприверженности медицинским рекомендациям в постгоспитальный период [1, с. 136–137]. Очень бурное обсуждение вызвало сообщение Поповой С.А. (г. Уссурийск, Дальневосточный федеральный университет) «Стратегии совладания с аутомортальной тревожностью в аспекте их популярности и эффективности» Под аутомортальной тревожностью автор понимает центральную модальную форму отношения личности к неизбежной конечности своего существования, обусловленную осмыслением смерти (конечности) как неопределенной, непредсказуемой и относительно отдаленной угрозы различным аспектам индивидуальной жизни. Автор предпринял попытку изучить стратегии совладания с аутомортальной тревожностью у студентов педагогического вуза и выделить наиболее популярные и эффективные. Исследование было проведено с использованием авторского опросника «Способы совладания с проблемой аутомортальности». В целом, исследование доминирующих тенденций в стратегиях совладания с аутомортальной тревожностью показало, что наиболее популярные стратегии совладания относятся к когнитивному типу и включают нейтральное принятие факта смертности и отношение к аутомортальности как отдаленной угрозы, между реализацией которой и настоящим моментом возможна долгая, продуктивна и насыщенная жизнь. Менее популярными оказались эмоциональные стратегии по типу уныния и агрессивности, а также опора на религию. Что касается эффективности стратегий, то стратегия нейтрального принятие факта смертности и стратегия избегания оказались более эффективными способами совладания с аутомортальной тревожностью, снижая уровень ее интенсивности. В то время как стратегии по типу смирения и покорности — оказываются малоэффективными, хотя и предпочтительными у высокотревожных по поводу смерти студентов [1, с. 115–117]. Многим участникам показалось нечетким определение предмета исследования («переживания», «представления», «страхи»??), ряд ученых отмечали нецелесообразность и даже ятрогенность данного исследования у молодых людей — студентов, были высказаны сомнения о достоверности результатов исследования в связи с «включением» механизмов психологических защит респондентов. Но та эмоциональная вовлеченность слушателей, которая проявилась при обсуждении данной темы, продемонстрировала, что она является личностно значимой для каждого и вызывающей неоднозначный, но явный научный интерес. Доценко О.Н., Бондаренко И.Н. (Москва) в докладе «Роль эмоционального интеллекта в профилактике и коррекции профессионального выгорания» представили новые интересные данные о возможной помощи «выгорающим» через развитие эмоционального интеллекта. Если подводить итог достаточно разносторонней тематике докладов, представленных на секции, то необходимо отметить, что изучение стресса и различных аспектов совладания при различных отклонениях в здоровье человека позволяет более точно оценить степень адаптивности стратегий и способов совладания, их месте в защитной системе психики человека. В качестве нового научного направления выступают исследования изучающие биологические и психофизиологические детерминанты совладающего поведения, что позволяет реализовать системный подход к исследованию феноменов стресса и совладания, установить более точные взаимосвязи между психикой и организмом, способствует пониманию механизмов их реализации, закрепления в опыте человека. Актуальным остается разработка направлений, методов и форм практической психолого-психотерапевтической помощи людям, находящимся в измененном психическом состоянии, ситуации болезни, испытывающим стресс из-за тяжелых соматических заболеваний, медицинских процедур. Рассмотрение проблем стресса, совладания и здоровья продолжилось в форме мастер-классов («Playback-театр», «Стратегии совладания», «Сам себе сценарист: сценарное мышление и жизнестойкость», «Танцевально-двигательная терапия: в телесном знании»), где были продемонстрированы методики помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Литература
Ссылка для цитирования Тихонова И.В. III Международная научно-практическая конференция «Психология стресса и совладающего поведения»: стресс и здоровье [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (2). – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
|
|