Социальная и клиническая арт-терапия
Копытин А.И. (Санкт-Петербург)
|
Копытин Александр Иванович
– доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии
Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования,
доцент кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского
университета им. И.И. Мечникова.
E-mail: alkopytin@rambler.ru
|
Аннотация.
Клиническая и социальная арт-терапия представлены в качестве ведущих
направлений развития современной арт-терапии. Они базируются на опыте
предыдущих исторических периодов, связанном с применения искусства с
целью лечения, с одной стороны, но поддерживаются запросами современного
общества, с другой стороны.
Показаны наиболее характерные отличия современной зарубежной и отечественной
клинической арт-терапии. Дана краткая характеристика клинической системной
арт-терапии. Делается попытка определения ключевых особенностей социальной
арт-терапии и ее влияния на клиническую практику.
Ключевые слова: клиническая, социальная, арт-терапия, системная.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
В последние годы отмечается значительное расширение спектра разных
форм и областей использования арт-терапии в отечественной и зарубежной
лечебно-профилактической и реабилитационной практике. Появляются новые
подходы к арт-терапевтической работе, поддерживаемые развитием
биопсихосоциальной парадигмы современной медицины, изменением
социальных и культурных условий. Происходит становление социального и
клинического направлений современной арт-терапии. Оба эти направления
являют собой действенный ответ на такие вопросы как:
• Что арт-терапия может дать гражданам
современного общества с характерными для них потребностями и
проблемами?
• Какой может быть арт-терапия с точки зрения
ее организации, методологии и инструментария практической работы для
того, чтобы соответствовать запросам и проблемам современного общества?
Современная арт-терапия тесно связана с признанием ценности
человеческих ресурсов как важнейшего условия устойчиво развивающегося
общества. Забота о человеческих ресурсах неотделима от
совершенствования медицинской и социальной помощи, в том числе, путем
внедрения эффективных методов профилактики, лечения и реабилитации
психических и соматических заболеваний. В то же время, сохранение
здоровья и повышение качества жизни людей в гражданском обществе
определяется не только фактором медицинской и социальной помощи, но и
их личной ответственностью и активностью, желанием и способностью
заботиться о своем здоровье и благополучии, используя внутренние и
внешние ресурсы.
В настоящее время кардинально меняется концепция медицинской и
социальной помощи. Она все больше ориентируется не только на лечение
болезней или решение проблем людей, но и на поддержку их внутреннего
потенциала жизнестойкости, в том числе, за счет более активного
использования разнообразных доступных внешних ресурсов, связанных с
природой, культурой, общением и творческой деятельностью
(strength-based intervention models). Именно эти ресурсы
использует арт-терапия с целью восстановления и сохранения здоровья,
гармонизации отношений и поддержки творческой природы человека.
На сегодняшний день арт-терапия проникает в самые разные области
медицины, социальной работы и образования. Из институциональной среды
она зачастую перемещается в более широкое пространство, связанное с
повседневной деятельностью и отношениями между людьми и сообществами.
Некоторыми важнейшими группами, на которые ориентирована современная
клиническая и социальная арт-терапия, являются:
• люди с проблемами психического и физического
здоровья,
• перенесшие психическую травму, связанную с
организованным или домашним насилием, природными аномалиями или
техногенными катастрофами,
• ветераны боевого стресса, участники локальных
вооруженных конфликтов,
• люди пожилого и преклонного возраста с
характерными для них психосоциальными проблемами и заболеваниями,
• мигранты и беженцы,
• те, кто переживает кризис идентичности,
• дети, подростки, молодежь, а также взрослые,
находящиеся в аномальных психосоциальных условиях,
• лица с различными зависимостями и созависимостями,
• дисфункциональные и неполные семьи и сообщества,
• стигматизируемые индивиды и группы,
• заключенные и вернувшиеся из мест лишения свободы,
• вовлеченные в различные конфликты индивиды,
группы и сообщества и т. д.
Приоритетными областями практического использования клинической и
социальной арт-терапии выступают:
• система здравоохранения и реализуемые на базе
лечебно-профилактических учреждений и за их пределами комплексные программы
лечебной, реабилитационной, профилактической направленности,
• система образования, включая дошкольные
образовательные учреждения, массовые и специализированные школы,
учреждения дополнительного образования, дома ребенка школы-интернаты и др.,
• учреждения социальной службы и «общественный
сектор», в том числе, специализированные центры комплексного обслуживания
для пожилых людей, детей, подростков и молодежи, общинные центры, общественные
организации и фонды с их разнообразными программами развивающей, поддерживающей
и реабилитационной направленности, а также лица, группы и организации,
выполняющие функции медиации в ситуациях конфликтов,
• учреждения культуры — дома творчества,
музеи, галереи и т. д.
О важной роли клинической и социальной арт-терапии свидетельствуют
результаты проведенного в 2011 г. очередного опроса профессиональных,
сертифицированных арт-терапевтов, являющихся членами Американской
арт-терапевтической ассоциации [22]. На вопросы ответили 567 человек,
составившие 10,3% от общего числа членов ААТА.
Один из пунктов опросника был связан с оценкой ведущей области
специализации арт-терапевтов, то есть, контингента клиентов и
характерных для них проблем клинического и психосоциального характера.
Из широкого спектра всевозможных специализаций, включающего 36 позиций,
наибольшее количество респондентов (более 20%) отметили:
• расстройства настроения и тревожные
расстройства (42%),
• посттравматическое стрессовое
расстройство (29%),
• поведенческие расстройства (23%).
Несколько меньший процент (от 10 до 20%) респондентов назвали
такие специализации своей работы, как:
• тяжелые психические расстройства (18%),
• последствия сексуального насилия (17%),
• аддикции (16%),
• переживание горя (14%),
• управление стрессом (15%),
• расстройства аутистического спектра/синдром
Аспергера (11%),
• синдром дефицита внимания
(11%)*.
На третьем месте по числу положительных ответов (от 5 до 10%)
оказались такие специализации, как:
• оказание помощи больным раком (8%),
• хронические соматические заболевания (7%),
• помощь пострадавшим от домашнего насилия (7%),
• нарушения пищевого поведения (7%),
• острые соматические заболевания и физические
травмы (6%),
• геронтология (5%).
Таким образом, пограничные, связанные со стрессом расстройства,
а также расстройства настроения и тревожные расстройства составляют
наибольшую часть клинических расстройств, с которыми работают
современные американские арт-терапевты. Тяжелые психические расстройства,
аутизм, аддикции составляют значительную, но несколько меньшую группу
психических расстройств, на которых специализируются арт-терапевты.
На работе с пациентами соматического профиля с соматопсихическими
расстройствами и проблемами геронтологии также специализируется
значительное число арт-терапевтов.
Важное значение клинической и социальной арт-терапии в современном
обществе также подтверждается на основе учета основных мест
работы специалистов. Так, в качестве своих основных мест работы,
связанных с клинической сферой, прежде всего, психиатрией, в том же
исследовании [Там же] наибольшее число респондентов отметили:
• амбулаторные психиатрические центры
(outpatient mental health clinic) — 11%,
• психиатрические больницы для взрослых
— 10%,
• психиатрические стационары для детей и
подростков — 6%,
• общинные центры психического здоровья
(community mental health center) — 8%,
• дневные стационары (day treatment
center) — 6%,
• наркологические учреждения — 4%,
• хосписы и служба помощи переживающим горе
— 4%,
• стационары соматического профиля для
взрослых — более 2%,
• стационары соматического профиля для
детей и подростков — 4%,
• госпитали для ветеранов войн — 1%.
В качестве основных мест работы, связанных с внеклиническим
применением арт-терапии, в том числе, в сфере социальной работы
и образования, были выделены:
• независимые арт-центры и студии — 6%,
• общинные, муниципальные центры
(community agency) — 4%,
• центры социального обслуживания — 4%,
• приюты для бездомных — 1%,
• приюты для пострадавших от домашнего
насилия — около 1%,
• исправительные учреждения — около 1%,
• школы, колледжи и университеты — более 12%,
• сфера бизнеса — менее 1%.
Клиническое и социальное направления как ведущие тенденции
развития современной арт-терапии
Развитие арт-терапии характеризуется значительным разнообразием ее форм
и методов, ориентированных на разные клинические и социодемографические
группы и принимающие во внимание культурные и институциональные
условия. Современная арт-терапия использует богатый опыт культурного
наследия с характерными для него формами художественной экспрессии и
исцеляющей практики, связанной с творчеством и общением. Она также
опирается на достижения медицины, психиатрии, психотерапии, психологии
и собственно арт-терапии предшествующих этапов ее исторического
развития с наработанными и доказавшими свою эффективность подходами. В
то же время, современной арт-терапии присущ ряд особенностей теории и
методологии, инструментария и форм работы, отличающих ее от арт-терапии
и иных видов лечебной практики предыдущих веков и десятилетий.
Для того чтобы показать преемственность и инновационность современной
клинической и социальной арт-терапии относительно ее более ранних аналогов,
следует кратко рассмотреть историю развития данного направления. Для ряда
западных стран, прежде всего, США и Великобритании характерен значительный
вклад представителей художественного сообщества [16; 26; 28; 30], а также
психоаналитиков [19; 29;35; 36; 37] в создание первых форм арт-терапии.
Развиваемые ими в 20—60-е годы прошлого века методы базировались в
основном на таких подходах, как:
• инновационная художественная педагогика с
более свободным, чем это характерно для классического художественного
образования, использованием художественных средств и большей ориентацией
на спонтанность и индивидуальность творческих проявлений личности больных
и здоровых [16; 26; 30],
• концепции целостного воспитательно-образовательного
и гармонизирующего воздействия на личность посредством искусства [21; 38],
• динамически-ориентированные подходы в
психотерапии, включая классический психоанализ, аналитическую психологию
К.Г. Юнга, теорию объектных отношений [19; 29; 35; 36; 37],
а в последующем также групповую психодинамическую психотерапию
[20; 32; 42].
Роль некоторых клиницистов, прежде всего, психиатров, признававших
защитно-стабилизирующую роль творческой активности больных и
использовавших их изобразительную продукцию при постановке диагноза и в
исследованиях клинических проявлений и динамики психических
расстройств, также следует выделить. Они нередко поддерживали
творческие занятия пациентов и способствовали становлению первых форм
арт-терапии в ряде стран Европы и в Северной Америке. Среди них
— Вальтер Моргенталер (Швейцария), Ганс Принсхорн (Германия),
Лео Нивратил (Австрия), Витторино Андреоли (Италия), Робер Вольма, Жан
Делей (Франция), Иштван Харди (Венгрия), Айрин Якаб, Гарри Вилмер,
Нолан Льюис (США).
Изучение истории и современного состояния зарубежной арт-терапии
позволяет видеть определенное противостояние и, в то же время,
взаимодополнение художественно-образовательного и психодинамического
направлений [42]. Каждое из них характеризуется своими формами и
методами работы. Так, художественно-образовательное направление
реализовывалось в основном в форме открытой студии или ателье и
напоминало терапию занятостью. Психодинамическая же модель
использовалась в форме индивидуальной инсайт-ориентированной
арт-психотерапии, либо в форме интерактивных арт-терапевтических
групп, имеющих определенное сходство с групповой психотерапией.
Хотя клиницисты-психиатры сыграли определенную роль в развитии
новых лечебно-профилактических подходов на основе использования
изобразительной деятельности пациентов за рубежом, эта роль была
сравнительно невелика. Психодинамические и художественно-образовательные
подходы с самого начала развития «трансатлантической»
арт-терапии оказались слабо связанными с клиницизмом, особенно в
том значении этого понятия, которого придерживаются отечественные
психиатры-психотерапевты [2; 3; 4] и представители клинико-психиатрических
школ континентальной Европы.
Вклад клиницистов-психиатров в развитие отечественных аналогов
арт-терапии [1; 2; 3; 4; 5; 8; 9; 10; 11; 12; 15] был и остается
более значительным, по сравнению со многими зарубежными странами,
в том числе, странами с высоким уровнем профессионализации арт-терапии
(США, Великобритания).
В последние годы происходит развитие новых моделей клинической
(медицинской) [14; 27; 31; 33; 34] и социальной арт-терапии
[17; 18; 24; 25; 40], дополняющих психодинамическую и
художественно-образовательную модели. Они характеризуются все более
тесной связью с клинической медициной, с одной стороны, и повышенным
вниманием к социальным и культурным факторам, с другой стороны. Имеют
место попытки объединения этих двух векторов развития современной
арт-терапии, примером чего является отечественная модель клинической
системной арт-терапии (САТ) [10; 11].
Значение клинической и социальной арт-терапии, по всей видимости,
будет в ближайшие годы все более усиливаться, что связано:
• с совершенствованием системы здравоохранения
и социальной помощи, в том числе, на основе формирования новой концепции
медицинского и социального обслуживания в гражданском обществе,
• с растущим пониманием важной роли
социокультурных факторов в развитии и профилактике психических и
соматических заболеваний, а также связанных с ними психосоциальных
проблем (биопсихосоциальная модель развития и лечения болезней и их
последствий),
• повышенным вниманием общества к интересам
меньшинств, людей с психосоциальными ограничениями,
• проникновением арт-терапии в негоспитальную
среду, ее приближением к реальным условиям жизнедеятельности представителей
разных социокультурных групп, более активным использованием защитных и
поддерживающих факторов этой среды, связанных с культурой, природой и
социальными контактами.
Клиническая (медицинская) арт-терапия
Клиническая (медицинская) арт-терапия ориентирована на более
активное
использование искусства в медицинских учреждениях на основе
биопсихосоциальной парадигмы развития и лечения психических и
физических заболеваний [1; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 14; 33; 34; 39; 43].
Наряду с психиатрией, на сегодняшний день клиническая арт-терапия
представлена в таких областях медицины, как: соматическая медицина
(профилактика и лечение острых и хронических заболеваний внутренних
органов), паллиативный уход, профилактическая медицина, гериатрия,
педиатрия. Наиболее характерными отличительными особенностями
клинической арт-терапии являются:
1. лечебно-профилактическая направленность
арт-терапевтического вмешательства, позволяющая отнести его к
области медицины (иными словами, клиническая арт-терапия, как и
любая клиническая психотерапия, занимается в основном лечением
больных или предупреждением болезней), хотя эта точка зрения в
настоящее время оспаривается, особенно со стороны гуманитарно-,
психологически-ориентированных представителей арт-терапевтического
сообщества (см. [6]),
2. использование творческой активности пациентов
в качестве дополнительного (вспомогательного) или основного фактора
профилактики и лечения психических и соматических (психосоматических)
заболеваний, а также реабилитации лиц с ограниченными возможностями
психического и физического здоровья,
3. ориентация на использование не только
универсальных, но и более дифференцированных, специальных
лечебно-профилактических арт-терапевтических воздействий,
учитывающих специфику заболевания, его проявлений и патогенеза,
4. стремление к инструментализации и
стандартизации вмешательств, направленных на клинические
мишени, связанные не только с внешними проявлениями болезней,
но и причинными факторами и механизмами их развития,
5. повышенное внимание к эффективности
лечебно-профилактических воздействий, связанное с проведением
исследований на основе норм и принципов доказательной медицины,
6. реализация специалистами с клинической
подготовкой: в нашей стране — клиническими психологами и
врачами-психотерапевтами, а за рубежом — клиническими
арт-терапевтами, включенными в полипрофессиональные бригады,
7. относительно высокая степень централизации
и контроля, пока, в основном, со стороны административно-управленческого
звена и, в гораздо меньшей степени, со стороны общественных, в том
числе, профессиональных организаций и граждан (институтов гражданского
общества),
8. оплата арт-терапевтических вмешательств как
регламентированных лечебно-профилактических услуг в основном за счет
средств страховой медицины.
Дополнительно к названным отличиям клинической арт-терапии и принимая
во внимание те содержания, которые включены в понятие «клиническая
психотерапия» в нашей стране [4; 13] следует акцентировать внимание
на таких ее значимых характеристиках, как:
• проведение вмешательства на основе учета
клинических особенностей пациента, особенностей патогенеза, клинической
и клинико-психологической диагностики и дифференциальной диагностики
расстройств,
• придание повышенного значения биологическим
факторам и механизмам развития, а также физиологическим
(патофизиологическим) аспектам болезни, «природной»
почвы, рассматриваемым не только как предпосылка заболевания, но
и как значимый адаптационный фактор,
• построение терапевтического вмешательства
на основе его согласования с биологическими, конституциональными,
«природными» предпосылками заболевания и связанными с
ними защитно-адаптационными механизмами, понимаемыми не столько в
духе психодинамического подхода, сколько гиппократовской клинической
медицины [4].
Благодаря развитию клинического направления в арт-терапии
усиливается ее связь с практической, научной медициной, что, в целом,
можно признать в качестве значимого фактора дальнейшего совершенствования
арт-терапевтических услуг. В то же время, это предполагает определенные
риски, такие как:
• биологизация и физиологизация
арт-терапии, ведущая к ослаблению ее гуманитарной основы,
• подмена личностных и межличностных
факторов арт-терапевтического процесса, связанных с внутренней
мотивацией и творческой активностью пациентов, а также
терапевтическими и групповыми отношениями, его инструментальной
составляющей, техниками и алгоритмами направленного
лечебно-профилактического воздействия,
• недооценка художественной составляющей
арт-терапии, внутренних и внешних условий творческой
деятельности и придание повышенного значения психотерапевти-ческой,
вербальной составляющей,
• потеря арт-терапией ее основной миссии
и уникального характера в ряду других методов лечения и профилактики.
Одним из важнейших условий предупреждения подобных рисков может
являться понимание специалистами в области клинической арт-терапии
преимуществ и отличий используемых ими методов от других форм и
методов лечения. Примером интеграции арт-терапии в клинические
условия с сохранением ее специфики является клиническая системная
арт-терапия (САТ) [10; 11]. Она имеет ряд существенных отличий от
используемых за рубежом моделей арт-терапии, с одной стороны, и
отечественных аналогов (в частности, ТТС М. Е. Бурно), применяемых
в клинической практике, с другой стороны. САТ выступает комплексным
видом лечебно-реабилитационного воздействия, включающим не только
занятия художественным творчеством, но и межличностное взаимодействие,
обсуждение продуктов творчества пациентов в контексте их проблем и
системы отношений, а также применение различных психотерапевтических
приемов, реализуемых на основе личностного подхода.
Используемая при разработке САТ концепция личности как системы
отношений человека с окружающей средой связана с признанием
художественного творчества в качестве особого вида личностной
активности, обладающего важной адаптационной, копинговой функцией и
используемого в широком диапазоне жизненных ситуаций, включая ситуации
стресса и болезни. При этом творческая деятельность понимается как вид
личностной активности, затрагивающий эмоциональную, когнитивную,
поведенческую, физическую и духовную сферы и выполняющий функцию
сохранения и преобразования идентичности как динамической системы
регуляции самоотношения и отношений с внешним миром.
Важной составной частью САТ выступает динамическая концепция
лечения, предполагающая обоснование общих и специфических факторов
лечебно-профилактического воздействия САТ, а также уточнение
процессуально-технологических особенностей арт-терапевтического
вмешательства при разных психических и соматических нарушениях и
состояниях дезадаптации. Динамическая концепция лечения формируется на
основе клинической (клинико-психологической) и социальной концепции
расстройства и исследования личности пациента.
Основные отличия клинической САТ от зарубежных и отечественных
моделей психотерапии, связанных с занятиями клиентов изобразительной
и иной творческой деятельностью заключаются в следующем:
• С целью определения наиболее общих
факторов и механизмов лечебно-профилактического воздействия САТ
использован транстеоретический подход.
• В ходе занятий применяются в основном
изобразительные средства. Применение иных средств творческого
самовыражения также допускается, но главным образом в критические
моменты процесса индивидуальной или групповой работы.
• С целью повышения терапевтической
эффективности осуществляется фокусировка на индивидуальных и
групповых мишенях, связанных с этапами лечебно-реабилитационного
процесса, уровнями и стадиями терапевтических изменений, групповой
динамикой и нозологией.
• Арт-терапевтическая работа имеет
процессуально-ориентированный характер, синхронизирована с
этапами лечебно-реабилитационного процесса в целом.
• Применяются техники разных направлений
психотерапии.
• Достигается синергия с лекарственной
терапией и иными терапевтическими воздействиями.
• Ведущий занятий должен иметь достаточную
не только арт-терапевтическую подготовку, но и подготовку в области
клинической психиатрии и психотерапии, медицинской психологии.
Рис. Основные компоненты теории и методологии клинической САТ
Клиническая САТ обеспечивает:
• оптимальный учет различных
биопсихосоциальных факторов сохранения и восстановления здоровья;
• обоснование общей стратегии
арт-терапевтических вмешательств и функций специалиста на разных
этапах арт-терапевтического процесса в их соотнесении с другими
методами лечения и реабилитации;
• возможность включения арт-терапии в
организационный контекст медицины, оптимального взаимодействия
проводящих арт-терапию специалистов с другими специалистами
полипрофессиональной бригады;
• учет социальных, культурных,
институциональных и иных внешних влияний на процесс арт-терапии,
социального и культурного опыта пациентов.
Социальная арт-терапия
Другим важнейшим вектором развития современной арт-терапии
является социальная арт-терапия, представленная в настоящее
время в ряде зарубежных изданий [17; 18; 24; 25; 40]. В
определенной мере она оказывает влияние на арт-терапию клиническую.
Некоторые идеи и принципы социальной арт-терапии включены, например,
в клиническую САТ. Термин «социальная арт-терапия»
использован нами в качестве рабочего понятия, позволяющего описать
те модели арт-терапевтической практики, которые имеют ряд характерных
особенностей, а именно:
1. Ориентированы на предупреждение и смягчение
проблем психосоциального характера, связанных с отношениями людей
и социальных групп. Так, например, важной функцией социальной
арт-терапии является функция посредничества в конфликтах.
2. Стремятся к повышению эффективности
деятельности, качества жизни и отношений людей на основе фактора
творческой активности.
3. Использует искусство как катализатор
позитивных социальных изменений.
4. Направлены на устранение или смягчение
негативных психосоциальных последствий психических и соматических
заболеваний — стигматизации (клеймения), маргинализации
— а также возникающих на их почве психогенных реакций и
состояний дезадаптации.
5. Уделяют повышенное внимание реабилитации
и социальной интеграции (инклюзии) людей с ограниченными
возможностями здоровья и представителей групп риска.
6. Используются с целью развития организаций,
личностного и профессионального роста, духовного обогащения и
развития людей.
7. Зачастую применяются за рамками учреждений
здравоохранения, образования и социальной помощи, либо, поддерживая
с ними определенную связь, стремятся к большей автономности и
независимости от них, аффилиируясь с гражданскими инициативами,
общественными объединениями, негосударственными фондами.
8. Характеризуются меньшей степенью ведомственного
контроля и большей самостоятельностью в определении стратегии и тактики
работы, при разработке и реализации арт-терапевтических программ. Это
тесно связано с использованием негосударственных источников финансирования,
большей организационной и материальной самостоятельностью инициатив
социальной арт-терапии. В то же время, согласование идейной платформы
программ социальной арт-терапии, даже когда они инициированы
негосударственным сектором, с ведомственными структурами и политикой
государства, а также использование государственных и муниципальных
источников финансирования вовсе не исключаются.
9. Предполагают иной характер отношений между
специалистами и получателями услуг. Они представляют собой скорее
форму партнерских отношений, нежели отношений эксперта и клиента
(пациента).
Социальная арт-терапия подготовлена и поддерживается развитием
социальных наук, новых направлений философии и психологии,
характеризующихся большим вниманием к социальным, культурным,
дискурсивным факторам, определяющим субъектность и отношения между
людьми. На становление и дальнейшее развитие социальной арт-терапии
оказывают влияние такие новые направления философии и психологии, как:
постструктурализм/постмодернизм, психология общин, критическая
психология, глубинная психология, мультикультурная психология,
экопсихология, феминистская и гендерная психология, глобальная
психология, либеральная психология, радикальная психология, психология
мира.
Социальная и в определенной мере клиническая арт-терапия в последние
годы уделяют все больше внимания роли властных отношений, контекста
(включая роль культуры, институциональной среды, сообществ и т.д.),
мультикультурным влияниям, политике, правовому контексту, проявлениям
неравноправия, глобальным факторам доминирования, самоопределению и
сопротивлению институтам социальной гегемонии.
Становление социальной арт-терапии позволяет специалистам в этой
области, а также представителям творческих профессий развивать новые
формы работы с населением в разных учреждениях культуры, медицинской и
социальной помощи и системы образования, а также за их пределами.
Иногда эти новые формы работы могут быть отнесены к терапии, иногда
— к сфере искусства.
Важным условием эффективной работы в сфере социальной арт-терапии
(проникающей и в клиническую сферу) является гражданская позиция
специалиста. Она позволяет ему, с одной стороны, быть
убежденным в возможности позитивных изменений, касающихся физической и
психологической сферы людей и функционирования разных социальных групп
и сообществ. С другой стороны, гражданская позиция предполагает
способность к критической оценке бытующих форм социальной практики,
включая медицину, образование, культуру, разные виды лечебной и
образовательной деятельности, идеологию.
Гражданская позиция специалиста в области социальной арт-терапии
тесно связана с представлением о том, что позитивные социальные
изменения реализуются через творчество и общение людей и могут
начинаться с уровня отдельной личности, семьи, коллектива (сообщества),
учреждения или общества в целом. При этом позитивные социальные изменения
могут быть связаны:
• с повышением социальной, политической и
культурной компетентности, сознательности и активности граждан,
• взятием на себя большей ответственности
за свое поведение и судьбу,
• с развитием самосознания и идентичности.
Некоторыми формами общественной активности специалистов, связанными
с социальной арт-терапией, могут быть [23]:
• посредничество в конфликтах,
• тренинг уверенного поведения,
• организация и развитие сообществ, включая
групповую и командную работу (тренинг лидерства и управления),
• методы социальной поддержки,
• развитие общинного и корпоративного
партнерства,
• институциональные изменения на основе
работы с малыми группами и изменения политики учреждений,
• социальные исследования на основе
действия (акций),
• политическая активность, лоббирование,
• филантропия.
Все это может быть реализовано как в сферах медицинского и социального
обслуживания (в частности, сфере психического здоровья) и образования,
так и в сфере искусства.
Специалисты клинической и социальной арт-терапии
На сегодняшний день в области клинической и социальной арт-терапии
работают разные специалисты. Важное значение при этом имеет статус и
уровень профессионального признания арт-терапии. В тех странах, где
арт-терапия рассматривается как самостоятельная парамедицинская
специальность, и действуют определенные нормы допуска к профессиональной
арт-терапевтической деятельности (США, Великобритания), специалисты
клинической и социальной арт-терапии — это, прежде всего,
сертифицированные (лицензированные) арт-терапевты. В последние годы
среди арт-терапевтов увеличивается доля тех, кто, наряду с
арт-терапевтической, имеет иную подготовку и лицензию на оказание услуг
в сфере клинического, семейного и супружеского консультирования,
психотерапии, психологии, сестринской помощи. Так, по данным опроса
членов Американской арт-терапевтической ассоциации [22] в качестве
легального основания для своей работы они имели следующие лицензии
и сертификаты:
• лицензия или сертификат на оказание
профессиональных арт-терапевтических услуг — 45%,
• лицензия или сертификат в области
профессионального консультирования — 10%,
• лицензия или сертификат клинического
консультанта (counselor, clinical or mental health) —
10%,
• психотерапевт— 5%,
• семейный психотерапевт/консультант
— 4,5%,
• психолог — 2%,
• учитель/художественный педагог — 4%,
• другие лицензии и сертификаты — 21%.
В странах с развитой системой профессионального арт-терапевтического
образования, осуществляемого преимущественно в форме программ
магистерского или постмагистерского уровней, отмечается тенденция к
более узкой специализации, связанной с отдельными сферами клинической
практики, например, аддиктологией (наркологией), оказанием
психосоциальной помощи на основе применения искусства. В проектах
социальной арт-терапии могут участвовать не только лицензированные или
сертифицированные специалисты, но и художники, работники культуры.
В нашей стране в последние годы формируется система дополнительного
профессионального образования по арт-терапии, рассчитанная на
специалистов с разной подготовкой — психологов, врачей (в
основном, психиатров и психотерапевтов), педагогов, лиц с художественным
образованием. Очевидно, что основная профессиональная подготовка и уже
имеющиеся у специалиста сертификаты и лицензии во многом определяют то,
где и как он будет работать, используя полученные арт-терапевтические
знания и навыки.
В нашей стране в области клинической арт-терапии
лечебно-профилактического и реабилитационного направлений могут
работать следующие специалисты:
• врач-психотерапевты, имеющие соответствующие
дипломы и сертификаты, а также прошедшие специальную подготовку по
арт-терпии,
• клинические (медицинские) психологи,
прошедшие специальную подготовку по арт-терпии,
• специалисты с иной подготовкой
(художники, специалисты по социальной работе, психологи с иной,
неклинической специализацией и др.), также по возможности прошедшие
подготовку по арт-терапии.
Проводя арт-терапию в той или иной форме, в зависимости от
их основного и дополнительного профессионального образования
и имеющихся сертификатов, все эти специалисты могут иметь разную
меру клинической ответственности и осуществлять разные функции,
делегированные им, исходя из ведущих направлений деятельности
лечебно-профилактического или реабилитационного учреждения (подразделения).
Следует признать, что с учетом особенностей становления
арт-терапии в нашей стране, значительной роли врачей (психиатров,
психотерапевтов) в развитии данного направления, наряду с
клиническими психологами, они могут продолжать занимать значимые
позиции в области клинической арт-терапии. При этом дополнительно
должны быть уточнены функции и формы деятельности этих специалистов,
а также необходимые профессиональные компетенции, если речь идет
о проведении арт-терапии.
Так, проводя клиническую арт-терапию, врачи-психотерапевты
должны уметь:
• осуществлять всестороннюю оценку состояния
и анамнеза клиента, определяя форму клинического расстройства
(нозологическая принадлежность, особенности течения) и
функциональный диагноз клиента (в том числе, исследуя его
«творческий анамнез»),
• планировать форму и направленность
арт-терапевтического вмешательства, определяя при этом методы,
мишени и задачи арт-терапевтической работы, с учетом клинических,
психологических, социальных и физических особенностей клиентов,
а также внешних условий (особенностей учреждения или подразделения,
форм его работы, сроков основного лечения, условий финансирования
и др.),
• организовывать и проводить индивидуальную
или групповую арт-терапию, формируя при этом терапевтические отношения,
используя адекватные способы личностно-ориентированного взаимодействия
с клиентами, фасилитации их художественной экспрессии, вербализации
опыта и его терапевтической проработки,
• проводить всестороннюю оценку получаемых
эффектов.
Компетенции и функции клинических психологов и других специалистов,
проводящих клиническую арт-терапию, должны быть дополнительно уточнены.
Сближение клинической и социальной арт-терапии, в частности, растущее
признание роли социокультурных факторов патогенеза расстройств
психической и физической сферы и усилении компонентов реабилитации и
психосоциальной помощи в медицине, определяет необходимость разработки
соответствующих компетенций, дополняющих обозначенные выше компетенции
специалистов клинического направления.
Определенное значение при этом может быть придано умению специалиста
учитывать социокультурные факторы, включая инстуциональную структуру и
динамику, мультикультурные влияния, дискурсивные практики, политический
и правовой контекст, роль искусства в современном мире и его влияние на
различные общественные институты и отношения. Очевидно также, что важным
условием эффективной работы в сфере социальной арт-терапии (проникающей
и в клиническую сферу) является зрелая гражданская позиция специалиста.
_______________________
* Примечание: респонденты могли отмечать одновременно до
трех специализаций ↑
Литература
1. Берегулина Л.Н. Применение клинической системной
арт-терапии на отделениях специализированного типа психиатрической
больницы // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.
– 2012. – N 4 (15) [Электронный ресурс]. –
URL: http://mprj.ru
2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.
– 1-е изд. – М.: Медицина, 1989.
3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.
– 3-е изд. – М.: Академический проект, 2006.
4. Бурно М.Е. Клинический театр-сообщество в
психиатрии. – М.: Академический проект, 2009.
5. Ионов О.А. Арт-терапия в комплексной реабилитации
психически больных: автореф. дис. … канд. мед. наук. –
М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2004.
6. Клиническая психология и психотерапия
/ под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб.: Питер, 2012.
7. Кожохина С.К., Копытин А.И. Внутренняя картина
болезни и здоровья в рисунках детей с сахарным диабетом //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. –
2012. – N 3 (14) [Электронный ресурс]. – URL:
http://mprj.ru
8. Копытин А.И. Работа с психиатрическими пациентами
на базе дневного стационара психоневрологического диспансера
// Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. – СПб.:
Питер, 2001. – С. 265–297.
9. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии.
– СПб.: Питер, 2002.
10. Копытин А.И. Системная арт-терапия:
теоретическое обоснование, методология применения,
лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты: автореф. дис.
… доктора мед. наук. – СПб.: Санкт-Петербургский
научно-исследовательский психоневро-логический институт им.
В.М. Бехтерева, 2010.
11. Копытин А.И. Арт-терапия психических
расстройств. – СПб.: Речь, 2011.
12. Лебедев А.А. Применение групповой интерактивной
арт-терапии в психотерапев-тическом отделении госпиталя ветеранов войн
// Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / под ред.
А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2008. – С. 105–132.
13. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред.
Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2006.
14. Хаген Л. Арт-терапия и медицина //
Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. –
2008. – Том 11, № 1. – C. 41–57.
15. Хайкин Р.Б. Художественное творчество
глазами врача. – СПб.: Наука, 1992.
16. Adamson E. Art as healing. — London:
Coventure, 1984.
17. Art in action. Expressive arts therapy and
social change / eds. E. Levine and S. Levine.
– London: Jessica Kingsley Publishers, 2011.
18. Arts therapists, refugees and migrants /
ed. D. Dokter. – London: Jessica Kingsley Publishers, 1998.
19. Champernowne I. Art therapy at the
Withymead Centre // American Bulletin of Art Therapy. –
Spring, 1963.
20. Dalley T. Art psychotherapy groups // Group
work with children: a handbook / ed. K.N. Dwivedi. –
London: Jessica Kingsley, 1993. – P. 136–158.
21. Dewey J. Art as experience. – New
York: Capricorn Books, 1934.
22. Elkins D. and Deaver S. American Art
Therapy Association, Inc.: 2011 membership survey report // Art
Therapy: Journal of the American Art Therapy Association. –
2013. – Vol. 30 (1). – P. 36–45.
23. Estrella K. Social activism within expressive
arts therapy // Art in action. Expressive arts therapy and social
change / eds. E. Levine and S. Levine. – London:
Jessica Kingsley Publishers, 2011. – P. 42–52.
24. Feminist approaches to art therapy / ed.
S. Hogan. – London and New York: Routledge, 1997.
25. Gender issues in art therapy / ed. S. Hogan.
– London: Jessica Kingsley Publishers, 2001.
26. Hill A. Art versus illness. — London:
Allen and Unwin, 1945.
27. Killick K. Unintegration and containment in
acute psychosis // British Journal of Psychotherapy. – 1996.
– Vol. 13, № 2. – P. 232–242.
28. Kramer E. Art therapy in a children’s
community. – Springfield, Il.: Charles C. Thomas Publisher,
1958.
29. Kris E. Psychoanalytic explorations of art.
– New York: Schocken Books, 1952.
30. Lydiatt E.M. Spontaneous painting and
modeling. – London: Constable, 1971.
31. McClelland S. Brief art therapy in acute
states: a process-oriented approach // Art therapy: a handbook /
eds. D. Waller and A. Gilroy. — Buckingham:
Open University Press, 1992. – P. 123–136.
32. McNeilly G. Further contributions
to group analytic art therapy // Inscape. – 1987. –
Vol. 8, № 3. – P. 3–6.
33. Medical art therapy with adults / ed.
C. Malchiodi. – London: Jessica Kingsley Publishers,
1999a.
34. Medical art therapy with children /
ed. C. Malchiodi. – London: Jessica Kingsley Publishers,
1999b.
35. Milner M. On not being able to paint.
– London: Heinemann, 1950.
36. Naumburg M. Studies of the free expression
of behavior disturbed children as a means of diagnosis and
therapy. – New York: College Foundation, 1947.
37. Naumburg M. Dynamically oriented art therapy:
its principles and practices. – New York: Grune and
Stratton, 1966.
38. Petrie M. Art and regeneration. –
London: Elek, 1946.
39. Ridenour A. Creativity and the arts in health
care settings // Medical Student Journal of the American Medical
Association. – 1998. – № 5. – Р. 378–399.
40. Tapestry of cultural issues in art therapy /
eds. A. Calisch and A. Hiscox. – London: Jessica
Kingsley Publishers, 1998.
41. Waller D. Becoming a profession. The
history of art therapy in Britain. – London and New York:
Routledge, 1991.
42. Waller D. Group interactive art
therapy. – London: Routledge, 1993.
43. Walsh S.M., Weiss S. Art intervention with
family caregivers and patients with cancer // Oncology Nursing
Forum. – 2003. – Vol. 30, № 6. –
P. 924–93.
Ссылка для цитирования
Копытин А.И. Социальная и клиническая арт-терапия [Электронный ресурс] //
Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика:
электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (2).
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|