Актуальные проблемы преподавания психологии в медицинских вузах
Хохлов Л.К., Манучарян Ю.Г., Урываев В.А. (Ярославль)
|
Хохлов Леонид Константинович
– доктор медицинских наук, профессор, профессор
кафедры психиатрии и медицинской психологии с курсом ИПДО Ярославской
государственной медицинской академии.
E-mail: al460935@yandex.ru
|
|
Манучарян Юрий Григорьевич
– кандидат медицинских наук, доцент, зав. курсом психиатрии
Института последипломного образования (курс сформирован при кафедре психиатрии
и медицинской психологии) ЯГМА.
E-mail: info@medpsy.ru
|
|
Урываев Владимир Анатольевич
– член научно-редакционного совета
журнала «Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика»;
– кандидат психологических наук, доцент по кафедре
медицинской психологии, Ярославская государственная медицинская академия.
E-mail: red@mprj.ru
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
17—19 октября 2013 года в Астраханской государственной
медицинской академии прошла научно-практическая конференция с
международным участием «Клиническая
психология в структуре медицинского образования» [5].
Президиум конференции, в центре — ректор АГМА, профессор Х.М. Галимзянов.
Дискуссия в ходе обсуждения докладов.
Зав. кафедрой психологии и педагогики АГМА доцент Костина Лариса Александровна
и главный редактор сетевого журнала «Медицинская психология в России»
доц. В.А. Урываев (Ярославская государственная медицинская академия).
На конференции обсуждены устные доклады и материалы, присланные
не только из медицинских вузов России, но из Белоруссии, Казахстана,
Молдавии, Таджикистана. В 51 сообщении поднимались темы
интернет-ресурсов обучения студентов-медиков вопросам психологии,
особенности психолого-педагогического обеспечения преподавания в
высшей медицинской школе (в том числе и в зависимости от профиля
факультета), современные требования к медицинской психологии со
стороны здравоохранения и реалий современной жизни, специфика проблем
преподавания на факультетах клинической психологии медицинских вузов,
психологические проблемы различных клиник. Другие. По итогам
конференции был выпущен сборник трудов, объемом более 300 страниц.
Непосредственным организатором проведения конференции выступила
кафедра психологии и педагогики (зав. каф. к.м.н. доцент Л.А. Костина).
Мы видим, что тематический размах дискуссий и глубина постановки
вопросов позволяют констатировать переход тематики преподавания
клинической психологии в медицинских вузах на качественно иной
уровень. Но так было не всегда.
Из истории: Преподавание психиатрии в медицинских вузах
В соответствии с издавна существующей в России практикой, которая
нашла закрепление и во введенном с января 1993 г. Законе РФ
«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании», психиатрическая помощь может оказываться не
только врачами-психиатрами, но и врачами других специальностей.
Последние особенно активное участие принимают в лечении непсихотических
форм психопатологии, психосоматических расстройств. Хотя законом
оговаривается, что заключение врачей другой специальности носит
предварительный характер, что окончательный диагноз психического
расстройства является исключительным правом врача-психиатра, —
значительная часть психически больных, прежде всего с непсихотическим
уровнем расстройства, в поле зрения врачей-психиатров никогда не
попадает.
Приведенное обстоятельство изначально учитывается при подготовке
специалистов с высшим медицинским образованием. Во время обучения
в медицинском вузе в программу подготовки врача всех специальностей
обязательно входит и психиатрия. Права и обязанности врача-психиатра
имеет специалист, получивший высшее медицинское образование (по
специальностям лечебное дело или педиатрия) и прошедший послевузовскую
специализацию по психиатрии на кафедрах (курсах) психиатрии факультетов
последипломного образования мед. вузов, МАПО, учебных центрах психиатрических
НИИ.
Объем и характер подготовки по психиатрии врачей в России, как и в
других странах, со временем, в исторически-хронологическом плане
претерпевают изменения, отражая и социально-экономические, политические
перемены в обществе, и меняющиеся требования общества к оказанию
(медицинской) психиатрической помощи, и уровень развития психиатрической
науки и практики, особенности картины патологии.
Поначалу подготовка врачей в России велась на медицинских факультетах
немногочисленных университетов, существующих с 18-го века. С 1835 г.
на медицинских факультетах университетов вводится преподавание
психиатрии, читается не психиатрами, вопросы психиатрической науки
разрабатываются преимущественно профессорами-терапевтами. В дальнейшем
организуются университетские кафедры и клиники психиатрии, сыгравшие
важную роль в подготовке врачей по психиатрии: в 1857 г. —
в Санкт-Петербурге, в 1866 г. — в Казани, в 1887 г.
— в Москве. В начале 20-го столетия на территории тогдашней
России (главным образом в центральных регионах и на Украине) функционирует
уже 16 вузов (медицинские факультеты университетов, высшие женские
курсы, медицинские институты, военно-медицинская академия), занимающиеся
подготовкой специалистов с высшим медицинским образованием —
«лекарей». В числе их необычное (одновременно и научное,
и учебное, и лечебное) учреждение — психоневрологический институт,
организованный в Петербурге в 1908 г. В.М. Бехтеревым
(в советское время учебные функции этого заведения переходят ко второму
Ленинградскому медицинскому институту). Обращает на себя внимание,
что среди функционирующих в психоневрологическом институте факультетов
был и психоневрологический факультет.
В советское время продолжает расширяться сеть вузов, ведущих подготовку
врачей, — прежде всего, медицинских институтов. Существенное
возрастание их числа, увеличение количества готовящихся врачей
происходит в 1918—1924 г.г., 1930—1940 г.г. и
далее, после ВОВ. В 1977 г. в СССР действует уже 83 медицинских
института и 8 медицинских факультетов университетов, в которых
обучается 320 000 студентов. Более половины вузов — 52 таких
учреждения — размещается на территории России.
В 90-е годы значительная часть медицинских вузов в России переимено-вывается
в университеты и академии (более высокий статус, чем институт).
В целях более дифференцированного обучения будущих специалистов-врачей,
начиная с 1934 г., в медицинских вузах формируются профильные
факультеты, число которых со временем расширяется. Наиболее
многочисленные факультеты в большинстве вузов — лечебный и
педиатрический. Из числа выпускников именно этих факультетов (особенно
лечебного) специализируются и врачи-психиатры. В 1934 году на
всех факультетах устанавливается 5-летний срок обучения, позднее
(1945—1948 г.г.) — на ряде факультетов (в том числе
лечебном и педиатрическом) — 6-летнее обучение. В 1969—1975 г.г.
происходит переход к системе подготовки с ранней специализацией по
основным клиническим дисциплинам на 6-ом курсе вуза (субординатура)
с последующей первичной годичной последипломной специализацией на
базе крупных лечебно-профилактических учреждений — интернатура.
В 90-е годы субординатура упраздняется, но интернатура остается.
В числе дисциплин, по которым устанавливается интернатура, значится
психоневрология (вначале), психиатрия и наркология (позднее).
В медицинские вузы принимаются для обучения профессии врача лица
в возрасте до 35 лет, имеющие законченное среднее образование или
диплом об окончании среднего специального учебного заведения. Обучение
большинства студентов — бесплатное, с получением стипендии
(за счет бюджетных средств). С 90-х годов часть студентов (сверх
установленного для вуза контингента учащихся) обучается на коммерческой
основе. Подготовка врачей-интернов возлагается в большинстве случаев на
местные органы здравоохранения и проводится на базе крупных
лечебно-профилактических учреждений (психиатров и наркологов
— интернов на базе психиатрических и наркологических
больниц). Содержание оплачивается тем учреждением, с которым интерн
заключает договор о последующем трудоустройстве. Часть интернов, не
заключивших договора о трудоустройстве, проходят интернатуру
непосредственно в медицинских вузах (и за счет бюджетных средств,
и на коммерческой основе) на соответствующих профильных кафедрах
(по психиатрии и наркологии — на кафедре психиатрии).
Одновременно с введением интернатуры в стране формируется единая
система последипломной подготовки врачебных кадров. Увеличивается
пропускная способность специальных институтов и факультетов
усовершенствования врачей, открываются новые подразделения. Каждый
врач (в том числе психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт) проходит
раз в пять лет общее или тематическое усовершенствование, при
необходимости освоения новой врачебной дисциплины —
профессиональную переподготовку (первичную специализацию). Для
этого в соответствующих учреждениях организуются профильные кафедры
и курсы, — и в том числе психиатрии, наркологии, психотерапии,
клинической психологии. Утверждается практика — врач может
работать по какой-то специальности (включая психиатрию, наркологию,
психотерапию) только после окончания интернатуры (1 год), ординатуры
(2 года) аспирантуры-адъюнктуры (3 года) или курса первичной
специализации (не менее 4 месяцев).
С 1976 г. вводится система аттестации по всем врачебным специальностям,
включая психиатрию, наркологию, психотерапию. Квалификация
врачей-специалистов определяется специальной комиссией при местном
органе здравоохранения (включаются главные региональные специалисты,
в том числе главный психиатр, главный нарколог, главный психотерапевт,
заведующие профильными кафедрами медицинских вузов) по трем
квалификационным категориям: высшей, первой и второй (с учетом стажа,
опыта работы, профессиональной подготовки, знаний).
По введенному приказом Минздрава России № 286 от 19 декабря 1994 г.
положению «О порядке допуска к осуществлению профессиональной
(медицинской и фармацевтической) деятельности», выпускники
интернатуры, клинической ординатуры и аспирантуры получают право
самостоятельной работы в практической медицине (в том числе в
психиатрии, наркологии и психотерапии) только после квалификационного
экзамена (тестирование, собеседование) на получение сертификата
специалиста. Сертификационные комиссии образуются на базе институтов
(теперь — медицинских академий) последипломного образования и
факультетов специализации и усовершенствования врачей (теперь —
факультеты дополнительного профессионального образования) мед. вузов.
Допуск к профессиональной врачебной деятельности, согласно этому
положению, осуществляется только при наличии у специалиста трех
документов: диплома об окончании медицинского вуза, диплома о
последипломном образовании и сертификата специалиста. Положение
предполагает также подготовку государственных образовательных
стандартов и образовательно-профессиональных программ. Они и вводятся
Министерством образования России — первого поколения в 1994,
второго — в 2000 г. и третьего — в 2010 г. Цель
государственного образовательного стандарта — это то, к чему
давно стремятся в России при подготовке специалиста с высшим, в том
числе медицинским, образованием. В течение ряда лет предпринимаются
попытки по разработке модели врача. В конце концов, подготавливаются и
рекомендуются медицинским вузам к исполнению квалификационные
характеристики врача, а теперь и государственные образовательные
стандарты.
Проведение изложенных выше мероприятий сопровождается созданием и
расширением соответствующей материальной базы, интенсивной
учебно-методической работой, созданием соответствующих учебников,
руководств, мето-дических рекомендаций — и центральных,
утверждаемых обычно Минздравом России, и местных. Эти материалы,
включая учебные планы и программы, периодически обновляются. При
этом вводятся новые дисциплины, поддисциплины, отменяются,
перепрофилируются старые и т.п. Предпринимаются попытки более
широкого применения технических средств обучения, компьютеризации.
Провозглашаются нередко новые принципиальные подходы с учетом
современных тенденций в здравоохранении.
Но многие основные принципы обучения, сформированные в последние
десятилетия, меняются мало. Неизменно в учебных программах вузов
приоритет знаний остается за областью соматической медицины, хотя
время от времени и предпринимаются шаги по расширению преподавания
вопросов психиатрии, наркологии, вообще психологической медицины.
Но делается это непоследовательно, в недостаточном объеме, без
учета факта небывалого роста распространенности психической патологии
среди россиян. По-прежнему — до настоящего времени —
психиатрия не включаются в число основных специальностей при
подготовке врача в вузе.
Значительным событием в разработке проблем преподавания психологии
в высшей медицинской школе стала Всероссийская научно-практическая
конференция с международным участием «Клиническая
психология в здравоохранении и образовании» [4], проведенная
при непосредственном участии факультета клинической психологии Московского
медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова (декан
факультета — проф. Н.А. Сирота).
Проф. Наталья Александровна Сирота (декан факультета клинической
психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова) и проф. А.Ш. Тхостов (МГУ).
|
|
Проф. В.Д. Менделевич (Казанский государственный медицинский университет),
слева, проф. В.Л. Малыгин (МГСМУ им. А.И. Евдокимова), справа.
|
Главный редактор сетевого журнала «Медицинская психология в России»
доц. В.А. Урываев (Ярославская государственная медицинская академия).
|
Проф. Е.Р. Исаева (Санкт-Петербургский государственный медицинский университет
им. И.П. Павлова) и проф. В.М. Ялтонский (МГМСУ им. А.И. Евдокимова).
|
|
Декан факультета клинической психологии Рязанского государственного медицинского
университета им. академика И.П. Павлова доц. Н.В. Яковлева.
|
Проф. Е.Л. Николаев (Чувашский государственный университет, медицинский факультет).
|
В выступлениях проф. А.Ш. Тхостова («Проблемы формирования
приверженности лечению при хронических заболеваниях»), проф.
Н.А. Сироты («Совладание с онкологическим заболеваниями (на
модели исследования копинг-поведения больных раком яичников»),
проф. В.Д. Менделевича («Антипационные механизмы неврозогенеза
и адаптация личности к трудным ситуациям»), проф. В.Л. Малыгина
(«Интернет-зависимое поведение, критерии диагностики,
личностно-характерологические факторы риска формирования, профилактика
и психотерапия»), главного редактора сетевого журнала
«Медицинская психология в России» В.А. Урываева
(««Внутренняя картина лечения» — анализ
объяснительных возможностей конструкта»), доц. Н.В. Яковлевой
(«К вопросу об интеграции профессиональной подготовки клинических
психологов в образовательном пространстве медицинского вуза»),
проф. И.Р. Исаевой («Особенности психологической адаптации
пациентов с челюстно-лицевой патологией в условиях внезапно возникшего
и угрожающего жизни заболевания»), проф. В.М. Ялтонского
(«Модель внутренней картины фармакотерапии»),
проф. Е.Л. Николаева («Культурные модели неврозов и
невротических расстройств») и других, — были подняты
крайне важные проблемы внедрения медицинской (клинической) психологии
в практику работы здравоохранения и высшей медицинской школы.
Из истории. Преподавание психологии в высшей медицинской школе
До 60-х — 70-х годов преподавание психологической медицины
сводится исключительно к изучению психиатрии, на нее выделяется
всего 76 из общего числа 8200 учебных часов (0,9%). Далее (60-е
— 70-е годы) вводится преподавание и медицинской (клинической)
психологии — на втором курсе вуза 18 лекционных часов без
практических занятий, без какой-либо проверки знаний. Некоторые
тен-денции в сторону расширения преподавания вопросов психологической
медицины проявляются с 1982 г. По-новому обозначаются соответствующие
дисциплины: «психиатрия и наркология с общей и медицинской
психологией» на лечебном факультете, «психиатрия и
наркология с возрастной психологией, медицинская психология»
на педиатрическом факультете. Остается экзамен по психиатрии (4—5
курсы), вводится зачет по психологии (2-й курс). На психиатрию и
наркологию лечебникам отводится 62 часа (26 часов —
лекции, 36 часов — практикум), педиатрам — 76 часов
(соответственно 36 и 40 часов). Общая и медицинская психология на
лечебном факультете: лекции — 4 часа, лабораторные занятия
— 24. Возрастная психология, медицинская психология на
педиатрическом факультете: лекции — 18 часов, практические
занятия — 10 часов.
Далее — с 1994 г. — дисциплина «медицинская
психология» в учебных планах заменяется на психологию и педагогику
(без четкого разграничения часов). Это привносит новые трудности в
многолетнем стремлении, активно проводимом соответствующими ведущими
специалистами, научными обществами, к улучшению клинического
психолого-психотерапевтического образования будущего врача. Но все же
и здесь определяется некоторое движение вперед — в это же время
вводится преподавание психотерапии на 5-м — 6-м курсах лечебного
и педиатрического факультетов.
В настоящее время, в соответствии с действующим государственным
образовательным стандартом высшего профессионального образования, и на
лечебном, и на педиатрическом факультетах (при общем числе аудиторных
часов 7920) на преподавание психологии и педагогики (4, 9 семестры)
отводится 94 аудиторных часа, на преподавание психиатрии и наркологии
(10-й семестр) — 89 часов. Указывается: время на преподавание
в «Психиатрии» курса медицинской психологии выделяется из
цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин из «Психологии
и педагогики» в объеме 38 аудиторных часов. В примерном перечне
элективных дисциплин значатся: психиатрия и психотерапия; психоанализ.
В ряде медицинских вузов фактическое число часов, занятых преподаванием
психологических вопросов медицины, несколько больше: вузы имеют право
при реализации основной образовательной программы изменять объем каких-то
циклов дисциплин в пределах 15%.
В государственном образовательном стандарте приводится квалификационная
характеристика врача, перечисляются виды профессиональной деятельности,
к которым должен быть подготовлен выпускник, формулируются требования к
уровню подготовки выпускника. По существу, врач-выпускник должен уметь
оказывать лечебно-профилактическую и социальную помощь при всех основных
заболеваниях. Психические болезни при этом отдельно не упоминаются.
Вместе с тем в «Квалификационной характеристике» отмечается:
врач-выпускник (и по специальности «лечебное дело», и по
специальности «педиатрия») имеет право осуществлять
лечебно-профилактическую деятельность только под контролем сертифицированных
специалистов. Он может занимать врачебные должности, не связанные с
самостоятельным ведением больных; выпускник имеет право заниматься
научно-исследовательской работой по теоретическим и фундаментальным
направлениям медицины.
В государственном образовательном стандарте в отношении теоретических,
гуманитарных и социально-экономических дисциплин подробно перечисляется
круг вопросов, которые должны изучаться в вузе (требования к
обязательному минимуму содержания основных образовательных программ
подготовки врача). Применительно к клиническим дисциплинам это не
делается.
Поскольку психология отнесена к гуманитарным и социально-экономическим
дисциплинам, в государственном образовательном стандарте приводится
программа по этой дисциплине. Это вопросы общей психологии,
адаптированные к требованиям медицинской практики, компоненты
медицинской психологии. В круг изучаемых вопросов включаются: проблема
личности и болезни; внутренняя картина здоровья и болезни;
познавательная деятельность, поведение, эмоции и болезни;
психологический смысл болезни; психология горя, общения, группы;
профилактика страха и тревожности; интрапсихические механизмы защиты;
врач и пациент как партнеры в управлении деятельностью, направленной на
здоровье пациента и др.
Эти вопросы изучаются частично на 2-м, частично (собственно медицинская
психология) на 5-м курсах. Преподавание проводится большей частью
специалистами-психологами, выпускниками факультетов университетов, имеющих
подготовку по медицинской (клинической) психологии (последнее время на
некоторых психологических факультетах профилизация по медицинской психологии
начинается еще в университете в студенческие годы). В медицинских вузах
это обычно осуществляется самостоятельными кафедрами психологии и педагогики,
курсами медицинской (клинической) психологии (последние чаще включаются
в структуру кафедр психиатрии).
Проф. В.В. Соложенкин
До сих пор актуальным остается учебное пособие проф. В.В. Соложенкина
«Психологические основы
врачебной деятельности». Как и другие работы автора, это учебник
является отражением опыта преподавания интегрированного курса психиатрии,
психотерапии и медицинской психологии в рамках единой 1000-часовой программы,
много лет читаемой на медицинском факультете университета.
В 2013 году принципиальный разговор о перспективах развития медицинской
психологии и ее интеграции с психиатрией и психотерапией прошел в
рамках мероприятий, посвященных 85-летнему юбилею профессора Ю.Ф. Полякова.
Памяти Ю.Ф. Полякова были выпущены: Коллективная монография
«Медицинская (клиническая) психология:
традиции перспективы» и сборник материалов конференции
«Теоретические и
прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии».
В выступлениях проф. В.В. Николаевой («Из истории
отечественной патопсихологии: Юрий Федорович Поляков —
педагог и ученый»), проф. Ф.С. Сафуанова («Вопросы
подготовки и повышения квалификации медицинских психологов
судебно-психиатрических экспертных учреждений»), проф. Н.В.
Зверевой («Психический и когнитивный дизонтогенез в детской
клинической психологии»), проф. И.Ф. Рощиной
(«Клиническая психология старения в России: истоки, проблемы
и перспективы»), главного редактора сетевого научного
журнала «Медицинская психология в России» В.А.
Урываева («О кафедре клинической психологии в медицинском
вузе») и др., — рассматривались исторические предпосылки и
перспективы развития медицинской (клинической) психологии в стране.
Слева направо: директор МНИИ психиатрии проф. В.Н. Краснов, помощник
министра здравоохранения РФ профессор Т.В. Клименко, профессор
Ю.П. Зинченко (МГУ)
На первом плане — проф. Б.Д. Цыганков (МГМСУ им. А.И. Евдокимова,
слева), проф. В.В. Николаева (МГУ, в центре), проф. Ф.С. Сафуанов
(ГНЦ ССП им. В.П. Сербского), на втором плане — зав. кафедрой пато- и
нейропсихологии МГППУ проф. кафедры Н.В. Зверева (слева) и проф.
кафедры нейро- и патопсихологии МГППУ И.Ф. Рощина, справа.
|
Доц. В.А. Урываев — главный редактор сетевого журнала
«Медицинская психология в России» (Ярославская
государственная медицинская академия)
|
Из истории. Интеграция психиатрии и психологии
Преподавание психиатрии, наркологии и психотерапии возлагается
на кафедру психиатрии. В некоторых вузах эти кафедры, в соответствии
с выполняемыми ими учебными задачами, именуются как кафедра психиатрии,
психотерапии и клинической (медицинской) психологии. В отдельных
медицинских вузах функционируют самостоятельные кафедры психотерапии
(обычно они не только обучают студентов, но и занимаются
усовершенствованием врачей-психотерапевтов).
Обучение студентов психиатрии и наркологии проводится на 5-м курсе.
Учебные занятия обычно проходят либо по цикловому, либо по блочному
расписанию. В случае блочного расписания студенты приходят на
несколько недель для ежедневного изучения только психиатрии и
наркологии; в конце блока сдают экзамен. Изучаются основные
клинические вопросы общей психопатологии (симптомы, ведущие синдромы),
частной психиатрии (отдельные заболевания и расстройства), основные
принципы ведения больных, лечения (особенно неотложной помощи),
вопросы психофармакотерапии, организации психиатрической помощи,
экспертизы, правового положения психических больных. Кафедра психиатрии
располагается на базе крупных психиатрических и наркологических
больниц. И имеется возможность продемонстрировать студентам больных с
наиболее распространенными формами психических и наркологических
заболеваний — и в стационаре, и в амбулаторных условиях
(психиатрические, наркологические диспансеры), и взрослых, и детей, и
подростков. Каждый студент курирует (ведет) конкретного больного:
проводит клиническое обследование, дает прогностическую, экспертную
оценку, обосновывает диагноз, назначает лечение, докладывает
курируемого боль-ного на занятиях всей группе; под руководством
преподавателя проводится обсуждение (защита) истории болезни. При этом
учитываются требования «международной классификации
болезней» 10-го пересмотра — прежде всего в плане
усиления знания основных синдромов психического расстройства, умение
оказания первичной психиатрической помощи больным.
Психотерапия преподается также обычно по блочному или цикловому
расписанию на 5-м или 6-м курсах — тоже и лекции, и практикум
— с обследованием больных, с демонстрацией некоторых
психотерапевтических методик. Студенты знакомятся с основными
формами психотерапии, с особенностями показаний, применения при
различных заболеваниях. Особое внимание уделяется психотерапии
неврозов, аномалий личности, болезней зависимости, психосоматических
расстройств. В тех вузах, где психотерапия преподается сразу вслед
за психиатрией и наркологией, студенты сдают экзамен одновременно
по психиатрии, наркологии и психотерапии; в других случаях —
только недифференцированный зачет.
В большинстве вузов вопросы психиатрии, наркологии, психотерапии,
психологии включаются в программы элективных и факультативных
занятий, других (кроме психологии) гуманитарных дисциплин —
в программу студенческого научного общества, так что в части вузов
общий объем аудиторной подготовки студентов по вопросам психологической
медицины возрастает на 300 и более часов. В результате додипломная
подготовка по изучению психологии и психопатологии составляет уже
не 2,3—2,6%, а 6,5—8% от общего числа учебных аудиторных
часов.
К этому следует добавить, что одно время на всех клинических кафедрах
большое внимание уделялось преподаванию вопросов медицинской
деонтологии и врачебной этики. С 1976 г. был введен соответствующий
межкафедральный курс. По существу речь при этом велась о психологических
проблемах соматически больных, о значении психологических факторов,
личности в болезни, о необходимости целостного (холистического) подхода
к патологии. С начала 90-х годов этому стало уделяться меньше внимания.
По государственным образовательным стандартам, который начинает действовать
с 2000 года, на лечебном и педиатрическом факультетах медицинских вузов
вводится преподавание биоэтики (2-й семестр, 54 часа).
В соответствии с требованиями государственного образовательного
стандарта, выпускник лечебного и педиатрического факультетов
медицинского вуза по окончании его сдает междисциплинарный экзамен
— итоговая государственная аттестация. Аттестация
(государственный экзамен) проводится в три этапа. Первый этап
— практическая подготовка: проверяются знания и уменье
выпускника у постели больного (в терапевтической, хирургической,
акушерско-гинекологической клинике). Второй этап — тестирование
— междисциплинарный экзамен; включается и ряд вопросов по
психиатрии и наркологии, в основном по неотложной помощи. Третий
этап — итоговое собеседование с итоговой оценкой проводится
на основе решения выпускником ситуационных задач. В ситуационные
задачи включаются и вопросы, связанные с психопатологией.
Рекомендуются типовые тематика и программы курсов усовершенствования
врачей по психиатрии, наркологии и психотерапии, но на местах
предоставляются широкие права для их модификации. При определении
тематики конкретных курсов принимаются во внимание запросы органов
практического здравоохранения (главных психиатров, наркологов,
психотерапевтов регионов и т.п.). Обучение включает клинические разборы
больных. При диагностической оценке пациентов также прибегают к
международной классификации болезней 10-го пересмотра.
Несомненно, подготовка по психиатрии специалистов с высшим медицинским
образованием в России не может быть оценена однозначно: имеются и
положительные, и отрицательные стороны. Если система подготовки
врачей-психиатров и психиатров-наркологов представляется сравнительно
благополучной, достаточно эффективной, то нельзя то же самое сказать о
подготовке по психиатрии всех оканчивающих медицинские вузы. Здесь
необходима дальнейшая работа, более последовательное внедрение
международных стандартов.
Работа медицинского (клинического) психолога в учреждениях
здравоохранения с позиций сегодняшних требований рассмотрена в
публикации М.А. Беребина, помещенной в сетевом журнале
«Медицинская психология в России» [1]. Летом 2013
года была учреждена (впервые в истории развития медицинской
психологии) должность главного внештатного медицинского психолога в
системе Министерства здравоохранения РФ (на эту должность назначен
проф. Ю.П. Зинченко). Отсюда, практика работы медицинских
(клинических) психологов в системе здравоохранения России становится
источником развития взаимодействия психологии и медицины на ближайшие
годы.
Заведующий кафедрой клинической психологии Южно-Уральского государственного
университета (Челябинск) доцент М.А. Беребин.
Литература
1.
Беребин М.А. О статусе медицинского психолога в системе здравоохранения,
недостатках системы подготовки клинических психологов и связанных с ними
проблемами и перспективах // Медицинская психология в России: электрон.
науч. журн. – 2012. – N 2(13) [Электронный ресурс]. –
URL: http://mprj.ru (дата обращения: 01.12.2013).
2. Гуманизация высшего медицинского образования: состояние,
проблемы, перспектива / И.Н. Денисов, И.И. Косарев, В.П. Мелешко
и др. // Медицинское образование XXI века: сб. научн. статей. –
Витебск, 2000. – С. 171–173.
3. Каннабих Ю.В. История психиатрии. – М.: Гос. мед.
издат. – 1929. – С. 520.
4. Клиническая психология
в здравоохранении и образовании: материалы Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием 24-25 ноября 2011. – М: МГСМУ, 2011.
– 384 с.
5. Клиническая психология
в структуре медицинского образования: материалы научно-практической конференции с
международным участием 17-19 октября 2013. – Астрахань: АГМА, 2013. –
303 с.
6. Лебедев Б.А. Место психиатрии и смежных дисциплин
в медицинском образовании в нашей стране и в США. // Обозрение психиатрии
и медицинской психологии. – 1991, № 2. – С. 60–66.
7. Медицинская (клиническая)
психология: традиции и перспективы: коллективная монография / под общей ред.
Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – Москва, 2013. – 293 с.
8. О состоянии психотерапии и медицинской психологии
в России и мерах по их дальнейшему развитию / М.М. Кабанов,
Б.Д. Карвасарский, Р.К. Назыров и др. // Социальная и клиническая
психиатрия. – 1995, № 2. – С. 103–108.
9. Пальцев М.А., Денисов И.Н., Володин Н.Н. Сертификат
специалиста. Руководство для врачей с тестами по фундаментальным и
медико-социальным дисциплинам. – М.: Политехника, 1997. –
384 с.
10. Соложенкин В.В.
Психологические основы врачебной деятельности. – М.: Академия, 1997.
– 218 с.
11. Теоретические и
прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии: сборник материалов
Всероссийской научно-практической конференции (к 85-летию Ю.Ф. Полякова)
14-15 февраля 2013. – М.: ГБОУ МГППУ-ФГБОУ НЦПЗ РАМН, 2013. –
197 с.
Ссылка для цитирования
Хохлов Л.К., Манучарян Ю.Г., Урываев В.А. Актуальные проблемы преподавания
психологии в медицинских вузах [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская
психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. –
2013. – N 2 (2). – URL: http://medpsy.ru/climp
(дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|