Евгений Георгиевич Габричевский (1893, Москва — 1979, Мюнхен), русский художник и биолог.
Автопортрет (1952 год).
Мухи и бабочки
Якушев И.Б. (Архангельск)
|
Якушев Игорь Борисович
– кандидат медицинских наук, врач-психиатр высшей
квалификационной категории, доцент Северного государственного
медицинского университета (Архангельск).
E-mail: yakushev87@gmail.com
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
«Что сказать мне о жизни. Что оказалась длинной»
И.А. Бродский «История жизни»
Первая жизнь Евгения Георгиевича Габричевского прошла в России.
Он был сыном известного русского микробиолога Г.Н. Габричевского,
основателя научной школы, одного из организаторов производства
бактериологических препаратов в России. Его братом был впоследствии
известный историк и теоретик пластических искусств, литературовед,
переводчик, доктор искусствоведения А.Г. Габричевский. В детстве
Е. Габричевский серьезно и внимательно занимался живописью у
А.М. Корина, скульптурой — у С.Т. Коненкова и
С.М. Волнухина. Но вскоре он увлекся биологией, работая в Московском
университете под руководством известного специалиста А.Н. Северцова
(на дочери которого был женат его брат Александр). Первым из отечественных
биологов Е.Г. Габричевский получил престижную стипендию Международного
совета по образованию, и в 1924 году по специальному разрешению Наркомпроса
РСФСР уехал в США.
В Америке состоялась его вторая жизнь. Он работал в Колумбийском
университете — в лаборатории основоположника генетики
Т.Х. Моргана, дважды продлевая срок загранкомандировки
(в 1926 году в связи с получением второй годичной стипендии)
и в 1927 году (еще на три месяца), став первым советским биологом
— стипендиатом Рокфеллеровского фонда. В СССР Габричевский не
вернулся. Вполне понятно, что случилось бы с ним, если бы он приехал
обратно: гонения на отечественных генетиков вошли в хрестоматию
советского террора.
Позже он переехал во Францию; работал в Парижском Пастеровском
институте. Этот период времени стал его третьей жизнью. В Европе
Габричевский возобновил занятия живописью, писал гуашью и цветной
тушью фантастические картины-видения. Среди частых мотивов его
работ — насекомые: бабочки и мухи. Мушки-дрозофилы —
традиционный материал биологов-генетиков прочно вошли в его жизнь,
влияя на тематику живописных работ. Известно, что в течение некоторого
времени Габричевский учился в Парижской художественной академии, под
патронатом которой несколько позже были изданы альбомы его картин
— на всех главных европейских языках (кроме, разумеется, русского).
Биология Габричевского преломилась живописью. И в обоих видах
своей деятельности Габричевский был успешен и талантлив.
Но в 1930 году из-за психического расстройства он был вынужден
оставить научную деятельность. Началась четвертая жизнь Евгения
Габричевского — жизнь пациента психиатрических лечебниц. Он
был госпитализирован в клинику под Мюнхеном (в этом городе жил его
брат), где в течение многих лет жил безвыездно и без выписки, продолжая
писать картины. Узор на крыльях бабочек Габричевского часто напоминает
широко раскрытые глаза, пристально и недоброжелательно наблюдающие за
зрителем. Но в первую очередь они смотрели таким образом на самого
художника. И эти недобрые глаза дешифруют картину мира больного
зудожника, тревогу автора картин, ощущавшего себя под чьим-то
постоянным пристальным надзором. Крылья этих бабочек остроконечны и
агрессивны, характеризуя этого «наблюдателя»-супервайзора,
как инфернальную и враждебную силу. Бабочки Габричевского иногда
походили не только на чешуекрылых насекомых, но и на чье-то лицо,
увернуться от взгляда которого было невозможно.
Пятая жизнь художника продлилась около десяти лет и прошла в тесной
темноте подвала жилого дома. В середине 1930-х годов к власти в Германии
пришли национал-социалисты. После издания приказа Гитлера об уничтожении
душевнобольных, младший брат художника Юрий тайно вывез его из клиники
и в течение всех лет гитлеровского режима прятал в подвале своего дома
в Мюнхене — осином гнезде нацистов. В эти же годы в СССР трижды
арестовывался и ссылался и его брат Александр (1930, 1935—1936 и
1941—1944 годы).
После окончания Второй мировой войны Евгений Габричевский снова
занялся живописью и графикой. В шестой своей жизни он писал
полуабстрактные «визионерские» композиции: «Космос»,
«Мирозданье», «Белые драконы», «Фантастический
пейзаж с фигурами», «Видение»… В 1960-е годы
его творчество привлекло внимание основателя художественного течения
ар-брют Ж. Дюбюффе, коллекционеров и маршанов Д. Кордье и А. Шава,
которые скупили почти все работы художника.
В 1961 году в галерее А. Шава в Вансе (департамент Приморские Альпы)
состоялась его первая персональная выставка. Затем крупные выставки
работ были устроены во Франкфурте-на-Майне и Нью-Йорке. В 1960-е годы
несколько вернисажей прошло в Германии, Франции, а также в нью-йоркской
галерее «Cordier-Warren» (1961 и 1965 годы). Участник
парижского Салона знаменитых и молодых художников (1962 год —
Габричевскому тогда было 69 лет, и молодым его можно было считать только
смотря с той точки зрения, что это событие было в его шестой жизни).
Произведения Е.Г. Габричевского экспонировались на ретроспективной
выставке «Art brut» в Лозанне (1987 год), выставке коллекции
Д. Кордье, подаренной им Национальному музею современного искусства
в Париже (1989 год). В 1991 году около 20 картин Габричевского были
привезены в Москву его братом Юрием и показаны в Третьяковской галерее
на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения А.Г. Габричевского.
Последний раз рисунки Е. Габричевского 1930—1960-х годов
экспонировались на парижской ярмарке FIAC — одном из самых престижных
международных событий в сфере изобразительного искусства.
Евгений Габричевский прожил 86 лет, 48 из которых он был психически
болен. Диагноз рассек его судьбу на две половины, сконструировав схему
Инь-Ян, в которой каждая из двух половин черно-белого круга содержат
каплю контрастного цвета. Схизис болезни исказил судьбу художника, но
дал необычный ракурс его живописному видению мира. Живопись сплелась с
биологией, а его мухи — один из символов генетики — перемешались
с бабочками — одним из символов человеческой души, создав странную
конструкцию синтеза идеализма и материализма. Габричевский так, наверное,
до самого конца сам не разобрался, кто он — бабочка ли, которой
снится генетик, или же генетик, которому приснилась бабочка…
Аккомпанементом его жизни оказались все основные события ХХ века,
внутри которых он был не главным, но — действующим лицом:
через него протекли революция 1905 года; Первая мировая война; пандемия
испанки; Февральская революция; Октябрьская революция; депрессия в США;
безвременье Европы между двумя войнами; марш национал-социализма;
уничтожение сумасшедших в Германии Гитлера; Вторая мировая война…
Умер он за 12 лет до падения СССР, пережив крах Российской, Османской
и Австро-Венгерской империй, Второго и Третьего Рейха, распад колониальных
систем Англии, Франции, Испании…
Эфемерная бабочка, живущая так недолго, и мушка-дрозофила, чей
век столь короток — иллюстрация к столетию, нарисованная
Габричевским. Веку, уничтожившему уверенность в завтрашнем дне; веку,
в котором только бабочка-однодневка может чувствовать себя безмятежно.
Веку недолговечной литературы, музыки, написанной утром и умирающей к
вечеру, фильмов, живущих от уикенда до уикенда. Веку, в котором новые
правила становятся важнее древних законов, и нет смысла думать о чем бы
то ни было, в том числе — и о завтрашнем дне… Нет смысла
думать о чем бы то ни было… Нет смысла думать… Нет
смысла…
На смену эпосу пришел твиттер.
Ссылка для цитирования
Якушев И.Б. Мухи и бабочки // Клиническая и медицинская психология: исследования,
обучение, практика: электрон. науч. журн. — 2014. — N 1 (3)
[Электронный ресурс]. — URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|