О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Рецензия на учебник Е.Д. Хомской «Нейропсихология», 2014, 4-е издание

Коровкин С.Ю., Чефанова Н.В., Лебедь А.А.,
Владимиров И.Ю. (Ярославль)

 

 

Коровкин Сергей Юрьевич

Коровкин Сергей Юрьевич

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

E-mail: korovkin_su@list.ru

Чефанова Наталья Валерьевна

Чефанова Наталья Валерьевна

–  медицинский психолог главного бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области.

E-mail: natchef.82@mail.ru

Лебедь Антон Александрович

Лебедь Антон Александрович

–  аспирант кафедры общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

E-mail: gyfest@yandex.ru

Владимиров Илья Юрьевич

Владимиров Илья Юрьевич

–  кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

E-mail: kein17@mail.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка учебник Е.Д. Хомской Нейропсихология, 2014, 4-е издание

Учебник «Нейропсихология» Евгении Давыдовны Хомской, впервые опубликованный в 1987 году, вышел уже в 4 издании. За время с момента выхода учебник стал одним из базовых источников знаний в процессе подготовки нейропсихологов в России. «Нейропсихология» Е.Д. Хомской является работой структурирующей и освещающей все основные достижения отечественной нейропсихологии, разработанной в школе А.Р. Лурия.

В четвертом, исправленном издании учебника подробно и последовательно освещаются вопросы теории и методологии нейропсихологии, нейропсихологической синдромологии. Автор стремится объективно и более доступно по сравнению с предыдущими изданиями учебника изложить достаточно сложный материал. В более понятном, наглядном виде преподносятся фундаментальные основы нейропсихологической науки. В частности, рецензируемая книга содержит много графиков, схем, описаний клинических случаев. Цветная вклейка содержит материалы, иллюстрирующие мозговую организацию основных анализаторных систем, функциональные области коры, структурно-функциональную организацию головного мозга. Приведены рисунки больных с различными расстройствами. Данный формат учебника доступен для более широкого круга читателей. Приложение учебника включает также подробную схему нейропсихологического исследования, методики для исследования эмоционально-личностной сферы. Явным достоинством рецензируемой книги являются многочисленные выдержки из произведений основоположника отечественной нейропсихологии — А.Р. Лурия. В содержание учебника вошли материалы, отражающие современные отечественные и иностранные исследования, достижения науки и практики, обоснованность которых пропущена через призму доказательной медицины.

Учебник состоит из четырех разделов и двадцати двух глав. Первый раздел посвящен обсуждению теоретических основ и практического значения нейропсихологии. В главах этого раздела анализируются место нейропсихологии в ряду социальных и биологических наук, история и основные этапы развития, методологические основы нейропсихологической науки. Подробно и последовательно изложена теория системной динамической локализации высших психических функций. Третья глава первого раздела дополнена, по сравнению с изданием учебника 1987 г., данными о структурно-функциональной организации мозга. В четвертой главе освещается проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия с учетом современных исследований в этой сфере (исследование закономерностей межполушарного взаимодействия на детях с аутистическими расстройствами). Пятая глава раскрывает связи нейропсихологии и практики. Автор приводит современные и актуальные данные об областях применения нейропсихологических методов, достаточно подробно освещается реабилитационное направление. Во втором разделе учебника автор излагает нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Помимо описания нейропсихологических синдромов каждая глава содержит информацию о строении и общих принципах работы анализаторных систем. Третий раздел посвящен нейропсихологическому анализу нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга. В четвертом разделе подробно описаны основные нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга.

Важным дополнением к работе является хрестоматия по нейропсихологии под редакцией автора учебника в форме электронного приложения к книге, что существенно обогащает и тематически расширяет основной учебник. Так, в хрестоматии представлены относительно новые для отечественных учебников по нейропсихологии темы, такие, как детская нейропсихология, нейропсихология позднего возраста и дифференциальная нейропсихология.

Учебник отличается хорошим структурированием материала, позволяющим легче усваивать и соотносить материал. Учебник представлен логичной последовательностью глав и тем, соответствующих основным направлениям исследований в отечественной нейропсихологии. Материал структурирован в соответствии с представлениями о динамической локализации высших психических функций, что подчеркивает не только теоретическую целостность материала, но и отличия нейропсихологии от других смежных дисциплин, таких как неврология, нейрофизиология и др. Другим важным достоинством учебника является богатый обобщенный материал феноменологии локальных поражений головного мозга, собранный в течение нескольких десятилетий в различных исследовательских группах. Информация, содержащаяся в учебнике, преподносится читателю в сжатом, но доходчивом виде, удобном для изучения материала. Освещены основные принципы системного подхода к диагностике. Широко освещены особенности и исключения в проявлении нарушений мозговых функций, особенно важные при диагностике.

В то же время учебник может быть дополнен некоторыми положениями. В частности, его можно было бы обогатить большим количеством описаний и разборами частных случаев, что повысило бы эффективность усвоения и общих принципов динамической локализации ВПФ, и принципов системной диагностики, и повысило бы интерес студентов. В существенной степени этот недостаток устранен в электронном приложении к учебнику, в котором имеются работы, посвященные анализу отдельных клинических случаев. В подборе данных исследований, клинического материала и их интерпретации присутствует определенная односторонность, связанная с жестким следованием одной теоретической позиции. В связи с этим фактом, а также с тем, что итоговый текст учебника фактически был окончательно написан в 2003 году, в работе крайне мало ссылок на современную литературу. В списке литературы, который составляет 365 источников, только около десятка работ, опубликованных после 2000 года. Между тем, за последние десять лет в исследованиях мозга произошел настоящий прорыв, связанный с активным развитием технологий сканирования и визуализации мозговых процессов. Из-за этого в работе только вскользь упоминается о таких наиболее перспективных направлениях современной нейронауки как пластичность мозга, нейровизуализация и картирование мозга, исследования в нейрогенетике, нейрофизиологии, нейрофармакологии и т.д. Учебник значительно бы выиграл от включения в него данных зарубежных нейропсихологических исследований.

Несомненно, учебник Е.Д. Хомской «Нейропсихология» на сегодняшний день является одной из лучших учебно-методических работ по нейропсихологии в России, в которой сочетается теоретико-методологическое единство, широта охвата тем и доступность изложения. Все это позволяет рекомендовать данную работу не только студентам, аспирантам и преподавателям-психологам, но также и широкому кругу специалистов, занимающихся проблемами мозга и нервной системы.

 

 

Ссылка для цитирования

Коровкин С.Ю., Чефанова Н.В., Лебедь А.А., Владимиров И.Ю. Рецензия на учебник Е.Д. Хомской «Нейропсихология», 2014, 4-е издание // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2014. – N 2 (4) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player