|
Аннотация Исследовались проявления социальной тревоги и антивитального поведения у 408 учащихся обоего пола в возрасте 16—19 лет, проживающих в Алтайском крае. Рассматривались выраженность страха оценивания, психологического благополучия и психологической жизнестойкости личности, определялась возрастная динамика этих характеристик. Использовались следующие методики: Анкета «Психологическая безопасность и возможность самореализации», Пункты Интегративного теста тревожности (Л.И. Вассерман, А.П. Бизюк, Б.В. Иовлев), Опросник социальной тревоги и социофобии (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев), Опросник гелотофобии (Р.Т. Пройер, В. Рух в адаптации Е.А. Стефаненко, Е.М. Ивановой, С.Н. Ениколопова), «Многофакторный опросник когнитивно-поведенческих и метакогнитивных паттернов реагирования при социальной тревоге» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев) (шкалы психологической беспомощность в отношении неудач и успехов), Опросник COPE («совладание», «копинг-стратегии») (К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб в адаптации Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина), Опросник суицидального риска (Шмелев А.Г., модификация Т.Н. Разуваевой). Обработка данных осуществлена в программах SPSS 22.0, STATISTICA 8.0. В результате получены комплексные паттерны эмоционально-когнитивного и поведенческого реагирования в трудных жизненных ситуациях. Установлено, что блокирование наиболее доступного и действенного способа совладания с трудными жизненными ситуациями у юношей приводит к длительным переживаниям психологической небезопасности, незащищенности перед лицом возможных ситуаций осмеяния, отвержения, критики. В дальнейшем возможно формирование психологической беспомощности как убеждение, что «изменить ситуацию невозможно. Как юноши, так и девушки оказываются в плену «замкнутого круга» — при выраженных социальных потребностях страх публичного осмеяния провоцирует избегание участия в социальных ситуациях, а избегание не позволяет активно преобразовывать реальность и в свою очередь усиливает реакции тревоги и страха. В результате нарастает апатия и другие симптомы депрессивного состояния. Социальная тревога в ситуациях выражения чувств и собственного мнения более выражена в 16 и 17 лет, чем в 18 и 19. Исследование показало, что ключевыми условиями в антивитальной настроенности подростка выступают случаи отвержения, осмеяния, неприятия сверстниками на фоне отсутствия возможностей компенсации неприятных переживаний в ближайшем окружении, дисфункциональных отношений в семье. Кризисными возрастными периодами для подростков является возраст 14 лет, для юношей — 16—17 лет. Профилактические и коррекционные мероприятия должны осуществляться специалистами с учетом территориальных, социально-демографических, социально-психологических, культурно-специфических и иных особенностей региона, а также с учетом комплексной жизненной ситуации подростка, его возраста, включенности в жизнедеятельность. Ключевые слова: социальная тревога, антивитальное поведение, подростковый и юношеский возраст.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Публикуется при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ) (Конкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами», номер 14–18–01174).
Актуальность Проблема антивитального поведения в подростковом и юношеском возрасте требует внимания специалистов и проведения комплексной диагностики и профилактики данного феномена. Антивитальное поведение включает в себя как возникновение мыслей о возможном уходе из жизни, размышления и настроенность на реализацию задуманного, так и собственно суицидальную и парасуицидальную активность на разных этапах ее осуществления. Психология антивитального поведения и психологическая помощь диктуется высоким уровнем самоубийств и покушений на собственную жизнь среди подростков в некоторых регионах России, снижением возраста первых попыток антивитальной направленности поведения, а также завершенного суицида, отсутствием на настоящий момент научно обоснованного и постоянно действующего алгоритма профилактических действий с учетом региональных особенностей. Избыточная социальная тревога является компонентом антивитального поведения. Страх оценивания — обратная сторона сформированных социальных потребностей в принятии, достижении, признании и одобрении другими, позитивном оценивании. Социальная тревога в ситуациях оценивания сверстниками выражена в подростковом и юношеском возрасте в связи с актуальностью данных потребностей наряду с еще незначительным опытом коммуникации, самопозиционирования, а также неуверенностью в себе и собственных способностях [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 19; 20; 21]. Для молодых людей возможен единичный негативный опыт осмеяния, насмешек в свой адрес, критики и недоброжелательного отношения, чтобы сформировалась тенденция к избеганию множества ситуаций взаимодействия, чтобы актуализировались и приобрели фиксированный характер дисфункциональные убеждения о собственной несостоятельности и неловкости, а также негативном прогнозировании публичного фиаско при участии в социальной ситуации [3; 18; 22; 23; 24; 26]. В возрасте 14—19 лет молодой человек оказывается уязвим перед лицом потенциальной угрозы социальному престижу, и, опасаясь обнаружить свою неловкость на людях, не будучи уверенным в своих коммуникативных способностях и умении совладать с любыми оценочными аспектами общения, может предпочесть социальную изоляцию и избегание ситуаций, вызывающих тревогу и страх оценивания [12; 14; 15; 16; 17; 21]. Зачастую невозможностью удовлетворения социальных потребностей в признании, принятии, одобрении в силу субъективных убеждений о невозможности их реализации в сложившихся жизненных обстоятельствах у молодежи «перечеркивается» ценность жизни. Социальные потребности ставятся важнее биологических в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому в критических ситуациях для них являются характерными убеждения «лучше вообще не жить, если не можешь заслужить признания, одобрения» или «жизнь не имеет смысла, так как меня отвергли / осмеяли», «не стоит даже пытаться общаться с другими, меня обязательно отвергнут…» и т.п. Часто в стрессовой оценочной ситуации приходят в голову антивитальные мысли, снижается опосредствованность эмоций и поведения, возрастает импульсивность. Молодой человек разрешение проблемы представляет в антивитальной направленности поведения. Инвертированная система ценностей («будь признанным или умри») создает высокую степень уязвимости юношеского возраста к стрессорам, связанным с отвержением, осмеянием, негативным оцениванием в широком смысле [11; 16; 17; 21]. В этой связи, очевидно, что жизнестойкость и психологическая безопасность молодого человека определяется степенью его субъективной убежденности в потенциально возможном удовлетворении именно социальных потребностей, преодолении страха и тревоги в ситуациях взаимодействия с другими, умением совладать с трудными жизненными ситуациями, критическим оцениванием и возможным отвержением другими, сформированностью компенсаторных механизмов личности [5; 7]. Материалы и методы В исследовании социальной тревоги и антивитального поведения приняли участие 408 испытуемых обоего пола в возрасте 16—19 лет, учащиеся училищ разного профиля из районов Алтайского края. Исследование проводилось с целью выявления психологических параметров, определяющих выраженность страха оценивания, психологического благополучия и психологической жизнестойкости личности, а также определения возрастной динамики данных параметров с рассмотрением наиболее «уязвимого» в плане психологической безопасности возрастного периода. В соответствии с целью и общими сведениями об особенностях исследуемого возрастного периода выборка испытуемых была продиагностирована в отношении следующих параметров: 1) общая психологическая безопасность в образовательном учреждении; 2) возможность самореализации; 3) обратная связь, субъективные представления; 4) тревога; 5) социальная тревога; 6) страх осмеяния; 7) беспомощность в трудных ситуациях; 8) общая жизнестойкость; 10) копинг-стратегии; 10) суицидальный риск, депрессивные реакции. Для решения диагностической задачи были использованы следующие методики: 1) Анкета «Психологическая безопасность и возможность самореализации», 2) Пункты Интегративного теста тревожности Л.И. Вассермана, А.П. Бизюка, Б.В. Иовлева [1], 3) Опросник социальной тревоги и социофобии О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева [10]; 4) Опросник гелотофобии Р.Т. Пройера, В. Руха в адаптации Е.А. Стефаненко, Е.М. Ивановой, С.Н. Ениколопова) [3]; 5) «Многофакторный опросник когнитивно-поведенческих и метакогнитивных паттернов реагирования при социальной тревоге» О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева (шкалы психологической беспомощность в отношении неудач и успехов) [17]; 6) Опросник COPE («совладание», «копинг-стратегии») (К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб в адаптации Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина) [8]; 7) Опросник суицидального риска Шмелева А.Г. (модификация Т.Н. Разуваевой) [2; 25]. Обработка данных осуществлена в программах SPSS 22.0, STATISTICA 8.0. Использованы следующие методы математико-статистической обработки данных: факторный анализ, параметрический и непараметрический корреляционный анализ, критерий Манна — Уитни, критерий Крускала — Уоллиса, однофакторный дисперсионный анализ. Результаты и обсуждение В результате факторного анализа (метод главных компонент, поворот факторов — Varimax normalized) матрицы психологических параметров жизнестойкости, самореализации, тревог и опасений, активной или пассивной стратегий реагирования в трудных жизненных ситуациях (проверка знаний, переживание насмешек, выражение чувств и мнения, преодоление жизненных препятствий). В результате получены комплексные паттерны эмоционально-когнитивного и поведенческого реагирования в трудных жизненных ситуациях. Смысловое пространство данных паттернов, полученное с помощью факторного анализа, представлено семью факторами. Наибольшее собственное значение имеет четвертый фактор (3,43) «Беспомощность и потеря перспективы», а также первый фактор (3,31) «Страх осмеяния и общая социальная тревога». Наибольшее собственное значение факторов и максимальное объяснение данными паттернами реагирования дисперсии смысла общей матрицы данных позволяет говорить об их большей значимости и выраженности в ментальности. Большинство испытуемых юношеского возраста переживают данные эмоции и соответствующим образом интерпретируют эти события, реагируют в таких ситуациях. Так, в ситуациях угрозы социальному престижу, критики и осмеяния характерны убеждения о собственной непривлекательности для окружающих и избегание таких ситуаций. В ситуации переживания субъективной невовлеченности в события жизни и переживаний, связанных с предполагаемым отсутствием интереса у других к собственной персоне, испытуемый юношеского возраста склонен к интерпретации ситуаций как неизменных и постоянных, которые он не может изменить собственными усилиями и не способен к этому. Это приводит к «потере перспективы», негативному восприятию будущего, оценке себя как «никому ненужного», а своей жизни «как пустой и никчемной». Результаты статистического анализа данных с помощью критерия Манна — Уитни показали, что для девушек в большей степени свойственно опасаться участия в ситуациях проверки знаний и при этом искать эмоциональную поддержку друзей и родных (p<0,0001). Они в большей степени склонны к депрессии в виде апатии и срыва деятельности (p=0,017). Для юношей в большей степени характерен дискомфорт при фрустрации психологической безопасности в ситуации обучения и невозможность самореализации (при p=0,04). Иными словами, для девушек значима эмоциональная поддержка близких в значимых ситуациях, а также высокая вероятность в трудных жизненных ситуациях декомпенсироваться по депрессивному типу. Юношам поиск социальной поддержки, по сравнению с девушками, свойственен в меньшей степени, они постепенно привыкают держать проблемы «при себе», не вовлекая в это окружающих. Именно это делает их более уязвимыми к депрессивным переживаниям уже в достаточно молодом возрасте. Блокирование наиболее доступного и действенного способа совладания с трудными жизненными ситуациями («поиск социальной поддержки») у юношей приводит к длительным переживаниям психологической небезопасности в образовательной среде, незащищенности перед лицом возможных ситуаций осмеяния, отвержения, критики. В дальнейшем возможно формирование психологической беспомощности как убеждения, что «изменить ситуацию невозможно, сколько ни прилагай усилий», а далее — апатия. При депрессивной реакции у девушек вследствие представлений о невозможности что-либо изменить и негативной оценке будущего также возникает апатия, отказ от самореализации, срыв деятельности («не смогу преодолеть трудности»). Для такого типа реагирования характерна интерпретация достижений как случайных событий, не связанных с собственными возможностями и усилиями, вследствие чего испытывать положительные эмоции становится затруднительно. Своеобразный запрет на переживание радости за свои достижения приводит к снижению самооценки и усилению депрессии по механизму «петли обратной связи», с каждым витком состояние усугубляется. Выраженность психологической беспомощности у юношей и девушек одинаково высока (Рис. 1). Для юношей важнее всего оказывается психологическая безопасность и стремление в этих условиях к самореализации. Параметры страха оценивания и общей социальной тревоги, оптимизма, жизнестойкости / пессимизма со снижением жизнестойкости, беспомощности и тревоги в ситуациях выражения чувств одинаковы и у юношей, и у девушек. Выраженность данных показателей при отсутствии гендерной предпочтительности свидетельствует о значимости ситуаций оценивания в данном возрасте, сопровождаемых опасениями о возможном провале и снижении социального статуса, что может повлечь отвержение, осмеяние, критику, другие формы публичного негативного оценивания и привести к отказу от активного преодоления трудных жизненных ситуаций. Предполагаемые негативные последствия участия в значимых, но трудных ситуациях социального взаимодействия, субъективно расцениваются как высоко вероятные и неприемлемые, юноши и девушки не готовы к ним и зачастую предпочитают избегать выражать свое мнение, выступать на публике, опасаясь критики и насмешек, обнаружить признаки тревоги и волнения на людях.
Рис. 1. Средние ранговые значения выраженности паттернов реагирования в трудных жизненных ситуациях у юношей и девушек
Корреляционный анализ ряда психологических параметров показал, что выраженный страх осмеяния и общий социальный страх взаимосвязан с состоянием беспомощности в трудных жизненных ситуациях и способствует пассивному уклонению от участия в ситуациях, потенциально угрожающих собственной самооценке, социальному статусу. В результате это приводит к возникновению апатии, отказу от самореализации личности и формированию «патологического круга» страха и тревоги оценивания (Рис.2). Корреляционные связи значимые при р<0,001 и р<0,0001.
Рис. 2. Корреляционный анализ страха осмеяния и общей социальной тревоги с параметрами жизнестойкости, беспомощности, психологической безопасности и возможности самореализации (коэффициенты корреляции при р<0,001 и р<0,0001).
Обратные статистически значимые взаимосвязи обнаружены с параметрами «общая жизнестойкость», «психологическая безопасность», «возможность самореализации». При выраженных опасениях критики и осмеяния большинство ситуаций воспринимаются как субъективно опасные и угрожающие социальному престижу, могущие приводить к неприемлемым последствиям в будущем (отвержению, публичному унижению и т.д.), в результате чего возникает тенденция к избеганию таких ситуаций, самореализация становится невозможной. Субъективно человек переживает невозможность самореализации, т.к. предполагаемые последствия участия в ситуации субъективно неприемлемы и болезненны. Таким образом, юноша или девушка оказываются в плену «замкнутого круга» — при выраженных социальных потребностях страх публичного осмеяния провоцирует избегание участия в социальных ситуациях, а избегание не позволяет активно преобразовывать реальность и, в свою очередь, усиливает реакции тревоги и страха. В результате самореализация оказывается блокирована. Возникают переживания беспомощности и бессилия в том, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, а с каждым новым «витком» данных переживаний нарастает апатия и другие симптомы депрессивного состояния (эффект «петли обратной связи»). Социальная тревога в ситуациях выражения чувств и собственного мнения значительно более выражена в 16 и 17 лет, чем в 18 и 19. Однако своего пика она достигает именно в 17-летнем возрасте. Именно в этом возрасте возникает потребность выражать чувства и собственную позицию, что, как правило, сопряжено с возникающей неуверенностью в себе, опасениями возможного отвержения. Поэтому и социальная тревога такого типа наиболее выражена в данном возрасте. Социальная тревога выступает как «маркер» выраженной потребности в принятии и признании в ближайшем окружении, а при ее избыточности как фактор антивитального поведения. В 18 и 19 лет данный тип социальной тревоги имеет одинаковую выраженность, т.е. после 18 лет переходит в стабильное «плато» без дальнейшего роста выраженности. Это также указывает на то, что «переломный» кризисный период, когда тревога в ситуациях выражения чувств и мнения была максимальной, завершается. Стабилизация самооценки и гибкость уровня притязаний играют ключевую роль в возможности опосредствования эмоционально-поведенческих реакций в ситуациях оценивания у молодых людей (Рис. 3). Несколько слов о программах профилактики антивитальных проявлений у молодежи. Зачастую осуществляемая профилактика антивитального поведения сводится к созданию внешних, а потому временных и низкоэффективных условий для повышения самооценки и снижения тревожности.
Рис. 3. Выраженность средних рангов психологических параметров
у юношей и девушек
| |||||||||||||||||||||
В начало страницы |
|