О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Психологические особенности детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами

Вейц А.Э. (Сумгаит, Азербайджан)

 

 

Вейц Алина Эмильевна

Вейц Алина Эмильевна

–  кандидат психологических наук, детский врач-психоневролог, Сумгаитский городской психоневрологический диспансер.

E-mail: veyts@mail.ru

 

Аннотация.

Целью  исследования является разработка критериев, позволяющих дифференцировать психологические особенности детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами.

Материал и методы исследования. Исследовано 256 детей с неврозоподобными и невротическими расстройствами 6—10 лет, находящихся на учете в Сумгаитском психоневрологическом диспансере. Использовались следующие методики: тест С. Розенцвейга, многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (опросник CPQ), детский апперцептивный тест ДАТ (САТ); тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки; проективная методика диагностики школьной тревожности в модификации А.М. Прихожан. Все результаты подвергались обработке путем методов математико-статистического анализа.

Выводы. Исследование показало, что психологические особенности детей младшего школьного возраста с неврозоподобными расстройствами и неврозами имеют различия по структуре личности, способам реагированиям на ситуации фрустрации, уровням тревожности, видам детских конфликтов и психологических защит. Выявленные различия позволяют провести дифференциальную диагностику психологических особенностей детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами и осуществить своевременную медико-психологическую коррекцию.

Ключевые слова: неврозоподобные расстройства, неврозы у детей, структура личности, фрустрационное реагирование, тревожность у детей, психологические защиты, детские конфликты.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

Введение

Проблема изучения неврозоподобных расстройств, обусловленных перенесенной резидуально-органической патологией ЦНС, и их дифференциации с неврозами остается актуальной с 70-х годов прошлого века до наших дней. Это обусловлено большой распространенностью неврозоподобных и церебрастенических нарушений в общей структуре психоневрологических заболеваний у детей [4; 6; 9; 13; 15; 18; 21; 22] (и др.); частым переходом неврозоподобных нарушений, обусловленных резидуальной церебро-органической патологией, в патологическое формирование личности дефицитарного типа [2; 7; 11] (и др.); частотой встречаемости резидуальной церебро-органической патологии в анамнезе у детей с синдромом школьной дезадаптации [10; 14; 17; 23] (и др.).

Установлено, что наряду с хронической психотравмирующей ситуацией и неблагоприятными социальными условиями на динамику неврозов и неврозоподобных состояний большое влияние оказывают аномалии семейного воспитания [3; 8; 12; 19; 24] (и др.).

Но критерии, позволяющие разграничить характер и протекание эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с неврозоподобными расстройствами, обусловленными резидуально-органической патологией ЦНС и неврозами, в настоящее время практически не разработаны. Нередко клиницисты и, особенно, психологи не разграничивают неврозоподобные и невротические состояния, вследствие чего тактика лечения и психологической коррекции подбираются неверно, патологический процесс приобретает затяжной, прогредиентный характер, что приводит к таким его последствиям, как школьная дезадаптация и патологическое формирование личности. Отсутствие специфической своевременной психокоррекции эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами затрудняет адаптацию ребенка в социуме.

Целью нашего исследования явилась разработка критериев, позволяющих дифференцировать психологические особенности детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами.

Материалы и методы исследования

В нашем исследовании приняли участие 256 детей младшего школьного (6—10 лет) возраста, разделенных на 2 группы: дети с неврозоподобными расстройствами (1 группа, основная) и с неврозами неорганической этиологии (2 группа).

Использовались экстенсивные и интенсивные методы обследования.

Экстенстивный метод включал в себя анализ медицинской документации, наблюдения за детьми, направленные беседы с родителями, анализ характеристик педагогов.

Интенсивный метод:

1) Тест С. Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (детский вариант) в модификации Н.В. Тарабриной (2002);

2) многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (опросник CPQ) в адаптации Э.М. Александровской, И.Н. Гильяшевой [1];

3) детский апперцептивный тест ДАТ (САТ), направленный на психологический анализ конфликтов детей 3—10 лет (Л. Беллак, С. Беллак, 1995);

4) тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) для определения уровня тревожности детей 4—7 лет;

5) проективная методика диагностики школьной тревожности в модификации А.М. Прихожан (1982), предназначенная для детей младшего школьного возраста.

Полученные эмпирические данные сопоставлялись с клиническими и педагогическими характеристиками детей, предоставленными клиницистами и педагогами.

Математическая обработка результатов производилась посредством компьютерной программы IBM SPSS Statistics 20.

Результаты исследования

Как показали результаты исследования структуры личности, дети с неврозоподобными расстройствами отличаются интровертированностью (А−) (М=4,8±1,4), они возбудимы, нетерпеливы, неустойчивы в интересах и редко доводят начатое до конца (С−) (М=5,1±1,5), их эмоциональная сфера недостаточно зрелая и не сформирована для адекватного реагирования на психотравмирующую ситуацию, (G−), (М=4,6±1,3) им свойственна ригидность мышления и поведения, склонность к однообразию, они не любят перемен (F−) (М=2,2±1,2). Они обладают плохим самоконтролем поведения (Q3−) (М=4,1±2,1), у них часто наблюдаются возбуждение (в основном, двигательное), дисфория и эмоциональная лабильность (Q4+) (М=5,8±1,9).

У детей с неврозами наблюдается повышенная реактивность на слабые провоцирующие стимулы, отвлекаемость, постоянное беспокойство, бурные вспышки по незначительному поводу (D+) (М=5,3±1,7), они склонны к доминантности и конфликтности (Е+) (М=5,4±1,9), обусловленным незнанием навыков конструктивного общения, им свойственна тревожность, ипохондричность, мнительность, зависимость от мнения окружающих (I+) (М=6,3±2,0), фрустрированность и эмоциональная напряженность (Q4+) (М=6,3±1,2).

Результаты исследования фрустрационного реагирования показали, что детям с неврозоподобными расстройствами свойственны аффективная ригидность и неадекватное эмоциональное реагирование (показатели реакций с фиксацией на препятствии (OD) (М=7,0±1,3) достоверно выше, чем у детей с неврозами и контрольной группы (М=6,6±1,3 и 5,4±1,6 соответственно), а показатели упорствующих реакций (NP) достоверно низки (М=4,2±1,3)).

У детей с неврозами разница между показателями реакций (OD) (М=6,6±1,3) и (NP) (М=5,1±2,0) менее выражена, что говорит о большей социальной приспособленности этих детей по сравнению с основной группой. У детей с неврозами преобладают интрапунитивные реакции (I) (М=8,2±1,9), что говорит о склонности этих детей к внутренней переработке конфликта и замыканию в себе.

Результаты исследования тревожности детей 6—7 лет показали преобладание высокого индекса тревожности ИТ как у детей с неврозоподобными расстройствами, так и у детей с неврозами (68% и 56%, соответственно) (p<0,001). Результаты исследования детей 8—10 лет выявили, что с возрастом в группе детей с неврозоподобными расстройствами ИТ достоверно снижается, преобладает средний ИТ (71%), в то время как у детей с неврозами этого же возраста значения среднего и высокого ИТ почти совпадают (34% и 38% соответственно) (p<0,001), что подчеркивает растущую невротизацию в этой группе.

Результаты исследования детских конфликтов выявили, что для детей с неврозоподобными расстройствами характерны межличностные конфликты с преобладанием конфликтогенной зоны в семье. Показатели агрессии у них достоверно выше, чем у детей с неврозами (37% и 22% соответственно у детей 6—7 лет; 87% и 14% соответственно у детей 8—10 лет; p<0,001). В отличие от детей с неврозами, у детей с неврозоподобными расстройствами демонстративность (11%), соперничество (19%) и низкая самооценка (13%) начинают проявляться только к 8—10-летнему возрасту.

Факторный анализ психологических защит, предпочитаемых детьми исследуемых групп, выявил, что дети с неврозоподобными расстройствами чаще, чем дети с неврозами, применяют вытеснение (0,969), при котором не происходит переработки вытесненного материала; регрессию (0,956) — возвращение к более ранним реакциям, проявляющееся «детскостью» поведения, уводящим от требований реальной действительности; замещение по типу замены мишени (0,939) — направление агрессии на кого-то другого или на что-то другое, приводящее впоследствии к неуправляемой агрессии на фоне общей астенизации; и символизацию (0,964) — преобразование своих чувств, мыслей и поведения в определенные символы.

В отличие от детей основной группы дети с неврозами предпочитают защиты идентификацию (0,972) — перевод действий из реальности в мир фантазий, перенос на себя чувств желаемых, но недоступных; проекцию (0,964) — приписывание другим своих неприемлемых для общества мыслей и поступков; реактивное образование (0,914) — замена неприемлемых для общества мыслей и поступков на противоположные.

Наши наблюдения совпали с исследованиями ученых предыдущих лет [2; 3; 6] (и др.), в которых отмечаются различия между детьми с неврозоподобными нарушениями и детьми с неврозами по реакции личности на имеющиеся расстройства, по возрастной динамике и связи интенсивности проявлений эмоционального реагирования с психотравмирующей ситуацией.

Учитывая все вышеперечисленные психологические особенности детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами, выявленные в ходе исследования, нами были разработаны следующие дифференциально-диагностические критерии психологических особенностей детей этих двух групп, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1

Психологические особенности детей младшего школьного возраста
с неврозоподобными расстройствами и неврозами

 

Выводы

Результаты исследования психологических особенностей детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами позволили сделать следующие выводы:

1.  Структура личности детей с неврозоподобными расстройствами характеризуется незрелостью эмоционально-волевой сферы, что проявляется в инфантилизме, в трудностях осознания конфликтной ситуации, в неадекватном эмоциональном реагировании, в склонности к интроверсии. У детей с неврозами в структуре личности преобладают высокая тревожность, ипохондричность, мнительность, зависимость от окружающих.

2.  Детям с неврозоподобными расстройствами свойственна низкая фрустрационная толерантность: в трудных ситуациях проявляется выраженная эмоциональная напряженность и аффективная ригидность (фиксация на источнике конфликта). У детей с неврозами во фрустрирующих ситуациях преобладает эмоциональное замыкание и интропунитивные реакции.

3.  В обеих группах детей 6—7 лет с пограничными психическими расстройствами выявлен высокий индекс тревожности; его динамика отличается в нозологических группах: у детей с неврозоподобными расстройствами с возрастом индекс тревожности снижается, у детей с неврозами — остается высоким.

4.  В поведении и переживаниях детей с неврозоподобными расстройствами преобладают конфликты межличностной направленности; наиболее конфликтогенной зоной является семья. У детей с неврозами наблюдаются внутриличностные и межличностные конфликты с широким спектром конфликтогенных зон (собственная личность, семья, отношения со сверстниками).

5.  Дети с неврозоподобными расстройствами предпочитают следующие психологические защиты — вытеснение, регрессию, замещение по типу замены мишени, символизацию; дети с неврозами — проекцию, идентификацию, реактивное образование.

Таким образом, основным направлением психокоррекционной работы с детьми, страдающими неврозоподобными расстройствами на фоне резидуально-органического поражения ЦНС, должно стать комплексное клинико-психолого-педагогическое сопровождение с включением специальных занятий, направленных на формирование регуляции и самоконтроля поведения; для детей с неврозами — специальные психокоррекционные занятия, направленные на осознание внутриличностных и межличностных конфликтов в форме игровой терапии, арт-терапии.

 

Литература

1.   Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла: метод. реком. / сост. Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева. – Л.: НИИ им. В.М. Бехтерева, 1985. – 33 с.

2.   Буянов М.И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков (руководство для врачей и логопедов). – М.: РОМ-Л., 1995. – 192 с.

3.   Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Ленинград: Медицина, Лен. отделение, 1977. – 272 с.

4.   Гурович И.Я., Висневская Л.Я., Артамонов А.А. Динамика неврозоподобных расстройств резидуально-органического генеза // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. – 1987, № 3. – С. 400–404.

5.   Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология. – М., 1996. – № 6. – С. 44–56.

6.   Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. – Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 1995. – 560 с.

7.   Ковалев В.В., Шевченко Ю.С. Проблема неврозов и неврозоподобных состояний в свете современных представлений детско-подростковой психиатрии // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1991. – № 6. – С. 127–130.

8.   Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2012. – 24 с.

9.   Крук И.В. Церебрастенические состояния у детей дошкольного возраста. – Киев: Здоровья, 1990. – 133 с.

10.   Кулакова Т.Л., Якушева Л.В. Школьная успеваемость детей, родившихся в патологических родах // Материалы Первой Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии детского возраста, 1974. – С. 169–170.

11.   Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2009. – 256 с.

12.   Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. – 400 с.

13.    Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.

14.   Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь: монография. – СПб.: Речь, 2007. – 186 с.

15.   Подкорытов В.С., Гроховский В.В., Калинина Л.А. Варианты клинической динамики неврозов и неврозоподобных состояний резидуально-органического генеза у детей до- и препубертатного возраста // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова – 1989, № 11. – С. 31–33.

16.   Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – С. 271–280.

17.   Разенкова М. Н. Нарушения школьной адаптации у детей и подростков с ранними резидуально-органическими поражениями головного мозга: автореф. дис. канд. мед. наук. – М., 1994. – 27 с.

18.   Шульц Е.В. Дифференциальная диагностика невротических и резидуально-органических неврозоподобных расстройств (клинико-электроэнцефалографическое исследование): дисс. канд. мед. наук. – СПб., 2011. – 267 с.

19.   Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – 2003. – 336 с.

20.   Bellak L., Bellak S. Children's Apperception Test. – N. Y., 1978.

21.   Hochauf R. Frühe Traumatisierung und Strukturstörung // Zeitschrift für Psychotraumatologie und Psychologische Medizin, 2003. – Jg. 1, ZPPM, Heft 2. – S. 45.

22.   Emerson W.R. Birth Trauma: The Psychological Effects of Obstetrical Interventions // Emerson Training Seminars. – Petaluma, CA, 2004. – P. 114.

23.   Ozcan O, Kiliç BG, Aysev A. Psychopathology in parents of children with school phobia. – Тurk Psikiyatri Derg., 2006, Autumn. – Vol. 17(3). – P. 173–180.

24.   What  do  childhood  anxiety  disorders predict / A. Bittner [at al]. – 2007, Dec. – Vol. 48(12). – P. 1174–1183.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.922.76:616.85-053.2

Вейц А.Э. Психологические особенности детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2014. – N 4 (6) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player