Психологические особенности детей с неврозоподобными расстройствами
и неврозами
Вейц А.Э. (Сумгаит, Азербайджан)
|
Вейц Алина Эмильевна
– кандидат психологических наук, детский врач-психоневролог,
Сумгаитский городской психоневрологический диспансер.
E-mail: veyts@mail.ru
|
Аннотация.
Целью исследования является разработка критериев, позволяющих
дифференцировать психологические особенности детей с неврозоподобными
расстройствами и неврозами.
Материал и методы исследования. Исследовано 256 детей с
неврозоподобными и невротическими расстройствами 6—10 лет,
находящихся на учете в Сумгаитском психоневрологическом диспансере.
Использовались следующие методики: тест С. Розенцвейга, многофакторный
личностный опросник Р. Кеттела (опросник CPQ), детский апперцептивный
тест ДАТ (САТ); тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки; проективная
методика диагностики школьной тревожности в модификации А.М. Прихожан.
Все результаты подвергались обработке путем методов
математико-статистического анализа.
Выводы. Исследование показало, что психологические особенности
детей младшего школьного возраста с неврозоподобными расстройствами и
неврозами имеют различия по структуре личности, способам реагированиям
на ситуации фрустрации, уровням тревожности, видам детских конфликтов и
психологических защит. Выявленные различия позволяют провести
дифференциальную диагностику психологических особенностей детей с
неврозоподобными расстройствами и неврозами и осуществить своевременную
медико-психологическую коррекцию.
Ключевые слова: неврозоподобные расстройства, неврозы у детей,
структура личности, фрустрационное реагирование, тревожность у детей,
психологические защиты, детские конфликты.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
Проблема изучения неврозоподобных расстройств, обусловленных
перенесенной резидуально-органической патологией ЦНС, и их
дифференциации с неврозами остается актуальной с 70-х годов прошлого
века до наших дней. Это обусловлено большой распространенностью
неврозоподобных и церебрастенических нарушений в общей структуре
психоневрологических заболеваний у детей [4; 6; 9; 13; 15; 18; 21; 22]
(и др.); частым переходом неврозоподобных нарушений, обусловленных
резидуальной церебро-органической патологией, в патологическое
формирование личности дефицитарного типа [2; 7; 11] (и др.);
частотой встречаемости резидуальной церебро-органической патологии
в анамнезе у детей с синдромом школьной дезадаптации [10; 14; 17; 23]
(и др.).
Установлено, что наряду с хронической психотравмирующей ситуацией
и неблагоприятными социальными условиями на динамику неврозов и
неврозоподобных состояний большое влияние оказывают аномалии семейного
воспитания [3; 8; 12; 19; 24] (и др.).
Но критерии, позволяющие разграничить характер и протекание
эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с
неврозоподобными расстройствами, обусловленными резидуально-органической
патологией ЦНС и неврозами, в настоящее время практически не разработаны.
Нередко клиницисты и, особенно, психологи не разграничивают неврозоподобные
и невротические состояния, вследствие чего тактика лечения и психологической
коррекции подбираются неверно, патологический процесс приобретает затяжной,
прогредиентный характер, что приводит к таким его последствиям, как школьная
дезадаптация и патологическое формирование личности. Отсутствие специфической
своевременной психокоррекции эмоционально-личностных и поведенческих
нарушений у детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами затрудняет
адаптацию ребенка в социуме.
Целью нашего исследования явилась разработка критериев,
позволяющих дифференцировать психологические особенности детей с
неврозоподобными расстройствами и неврозами.
Материалы и методы исследования
В нашем исследовании приняли участие 256 детей младшего школьного
(6—10 лет) возраста, разделенных на 2 группы: дети с неврозоподобными
расстройствами (1 группа, основная) и с неврозами неорганической этиологии
(2 группа).
Использовались экстенсивные и интенсивные методы обследования.
Экстенстивный метод включал в себя анализ медицинской
документации, наблюдения за детьми, направленные беседы с родителями,
анализ характеристик педагогов.
Интенсивный метод:
1) Тест С. Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (детский
вариант) в модификации Н.В. Тарабриной (2002);
2) многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (опросник
CPQ) в адаптации Э.М. Александровской, И.Н. Гильяшевой [1];
3) детский апперцептивный тест ДАТ (САТ), направленный на
психологический анализ конфликтов детей 3—10 лет (Л. Беллак,
С. Беллак, 1995);
4) тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
для определения уровня тревожности детей 4—7 лет;
5) проективная методика диагностики школьной тревожности в
модификации А.М. Прихожан (1982), предназначенная для детей
младшего школьного возраста.
Полученные эмпирические данные сопоставлялись с клиническими и
педагогическими характеристиками детей, предоставленными клиницистами
и педагогами.
Математическая обработка результатов производилась посредством
компьютерной программы IBM SPSS Statistics 20.
Результаты исследования
Как показали результаты исследования структуры личности,
дети с неврозоподобными расстройствами отличаются интровертированностью
(А−) (М=4,8±1,4), они возбудимы, нетерпеливы, неустойчивы
в интересах и редко доводят начатое до конца (С−)
(М=5,1±1,5), их эмоциональная сфера недостаточно зрелая
и не сформирована для адекватного реагирования на психотравмирующую
ситуацию, (G−), (М=4,6±1,3) им свойственна
ригидность мышления и поведения, склонность к однообразию, они не любят
перемен (F−) (М=2,2±1,2). Они обладают плохим
самоконтролем поведения (Q3−) (М=4,1±2,1),
у них часто наблюдаются возбуждение (в основном, двигательное), дисфория
и эмоциональная лабильность (Q4+) (М=5,8±1,9).
У детей с неврозами наблюдается повышенная реактивность на слабые
провоцирующие стимулы, отвлекаемость, постоянное беспокойство, бурные
вспышки по незначительному поводу (D+) (М=5,3±1,7),
они склонны к доминантности и конфликтности (Е+) (М=5,4±1,9),
обусловленным незнанием навыков конструктивного общения, им свойственна
тревожность, ипохондричность, мнительность, зависимость от мнения
окружающих (I+) (М=6,3±2,0), фрустрированность и
эмоциональная напряженность (Q4+) (М=6,3±1,2).
Результаты исследования фрустрационного реагирования показали,
что детям с неврозоподобными расстройствами свойственны аффективная
ригидность и неадекватное эмоциональное реагирование (показатели
реакций с фиксацией на препятствии (OD) (М=7,0±1,3)
достоверно выше, чем у детей с неврозами и контрольной группы
(М=6,6±1,3 и 5,4±1,6 соответственно), а показатели
упорствующих реакций (NP) достоверно низки (М=4,2±1,3)).
У детей с неврозами разница между показателями реакций (OD)
(М=6,6±1,3) и (NP) (М=5,1±2,0)
менее выражена, что говорит о большей социальной приспособленности
этих детей по сравнению с основной группой. У детей с неврозами
преобладают интрапунитивные реакции (I) (М=8,2±1,9),
что говорит о склонности этих детей к внутренней переработке конфликта
и замыканию в себе.
Результаты исследования тревожности детей 6—7 лет
показали преобладание высокого индекса тревожности ИТ как у детей
с неврозоподобными расстройствами, так и у детей с неврозами (68%
и 56%, соответственно) (p<0,001). Результаты исследования детей
8—10 лет выявили, что с возрастом в группе детей с неврозоподобными
расстройствами ИТ достоверно снижается, преобладает средний ИТ (71%),
в то время как у детей с неврозами этого же возраста значения среднего
и высокого ИТ почти совпадают (34% и 38% соответственно) (p<0,001),
что подчеркивает растущую невротизацию в этой группе.
Результаты исследования детских конфликтов выявили, что для
детей с неврозоподобными расстройствами характерны межличностные конфликты
с преобладанием конфликтогенной зоны в семье. Показатели агрессии у них
достоверно выше, чем у детей с неврозами (37% и 22% соответственно у
детей 6—7 лет; 87% и 14% соответственно у детей 8—10 лет;
p<0,001). В отличие от детей с неврозами, у детей с неврозоподобными
расстройствами демонстративность (11%), соперничество (19%) и низкая
самооценка (13%) начинают проявляться только к 8—10-летнему возрасту.
Факторный анализ психологических защит, предпочитаемых детьми
исследуемых групп, выявил, что дети с неврозоподобными расстройствами
чаще, чем дети с неврозами, применяют вытеснение (0,969), при котором
не происходит переработки вытесненного материала; регрессию (0,956)
— возвращение к более ранним реакциям, проявляющееся
«детскостью» поведения, уводящим от требований реальной
действительности; замещение по типу замены мишени (0,939) —
направление агрессии на кого-то другого или на что-то другое, приводящее
впоследствии к неуправляемой агрессии на фоне общей астенизации; и
символизацию (0,964) — преобразование своих чувств, мыслей и
поведения в определенные символы.
В отличие от детей основной группы дети с неврозами предпочитают
защиты идентификацию (0,972) — перевод действий из реальности
в мир фантазий, перенос на себя чувств желаемых, но недоступных;
проекцию (0,964) — приписывание другим своих неприемлемых для
общества мыслей и поступков; реактивное образование (0,914) —
замена неприемлемых для общества мыслей и поступков на противоположные.
Наши наблюдения совпали с исследованиями ученых предыдущих лет
[2; 3; 6] (и др.), в которых отмечаются различия между детьми с
неврозоподобными нарушениями и детьми с неврозами по реакции личности
на имеющиеся расстройства, по возрастной динамике и связи интенсивности
проявлений эмоционального реагирования с психотравмирующей ситуацией.
Учитывая все вышеперечисленные психологические особенности детей
с неврозоподобными расстройствами и неврозами, выявленные в ходе
исследования, нами были разработаны следующие дифференциально-диагностические
критерии психологических особенностей детей этих двух групп, представленные
в таблице 1.
Таблица 1
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
с неврозоподобными расстройствами и неврозами
Выводы
Результаты исследования психологических особенностей детей с
неврозоподобными расстройствами и неврозами позволили сделать следующие
выводы:
1. Структура личности детей с неврозоподобными расстройствами
характеризуется незрелостью эмоционально-волевой сферы, что проявляется
в инфантилизме, в трудностях осознания конфликтной ситуации, в неадекватном
эмоциональном реагировании, в склонности к интроверсии. У детей с неврозами
в структуре личности преобладают высокая тревожность, ипохондричность,
мнительность, зависимость от окружающих.
2. Детям с неврозоподобными расстройствами свойственна низкая
фрустрационная толерантность: в трудных ситуациях проявляется выраженная
эмоциональная напряженность и аффективная ригидность (фиксация на источнике
конфликта). У детей с неврозами во фрустрирующих ситуациях преобладает
эмоциональное замыкание и интропунитивные реакции.
3. В обеих группах детей 6—7 лет с пограничными
психическими расстройствами выявлен высокий индекс тревожности; его
динамика отличается в нозологических группах: у детей с неврозоподобными
расстройствами с возрастом индекс тревожности снижается, у детей с
неврозами — остается высоким.
4. В поведении и переживаниях детей с неврозоподобными
расстройствами преобладают конфликты межличностной направленности;
наиболее конфликтогенной зоной является семья. У детей с неврозами
наблюдаются внутриличностные и межличностные конфликты с широким
спектром конфликтогенных зон (собственная личность, семья, отношения
со сверстниками).
5. Дети с неврозоподобными расстройствами предпочитают
следующие психологические защиты — вытеснение, регрессию,
замещение по типу замены мишени, символизацию; дети с неврозами —
проекцию, идентификацию, реактивное образование.
Таким образом, основным направлением психокоррекционной работы
с детьми, страдающими неврозоподобными расстройствами на фоне
резидуально-органического поражения ЦНС, должно стать комплексное
клинико-психолого-педагогическое сопровождение с включением специальных
занятий, направленных на формирование регуляции и самоконтроля
поведения; для детей с неврозами — специальные психокоррекционные
занятия, направленные на осознание внутриличностных и межличностных
конфликтов в форме игровой терапии, арт-терапии.
Литература
1. Адаптированный модифицированный вариант детского
личностного вопросника Р. Кеттелла: метод. реком. / сост.
Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева. – Л.: НИИ им.
В.М. Бехтерева, 1985. – 33 с.
2. Буянов М.И. Системные психоневрологические расстройства
у детей и подростков (руководство для врачей и логопедов). –
М.: РОМ-Л., 1995. – 192 с.
3. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у
детей и их лечение. – Ленинград: Медицина, Лен. отделение, 1977.
– 272 с.
4. Гурович И.Я., Висневская Л.Я., Артамонов А.А.
Динамика неврозоподобных расстройств резидуально-органического генеза
// Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. – 1987, № 3.
– С. 400–404.
5. Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций
у детей // Иностранная психология. – М., 1996. – № 6. –
С. 44–56.
6. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство
для врачей. – Изд. 2-е, переработанное и дополненное. –
М.: Медицина, 1995. – 560 с.
7. Ковалев В.В., Шевченко Ю.С. Проблема неврозов и
неврозоподобных состояний в свете современных представлений детско-подростковой
психиатрии // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова,
1991. – № 6. – С. 127–130.
8. Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их
связь с особенностями детско-родительских отношений: автореф. дис. …
канд. психол. наук. – Москва, 2012. – 24 с.
9. Крук И.В. Церебрастенические состояния у детей
дошкольного возраста. – Киев: Здоровья, 1990. – 133 с.
10. Кулакова Т.Л., Якушева Л.В. Школьная успеваемость
детей, родившихся в патологических родах // Материалы Первой Всесоюзной
конференции по неврологии и психиатрии детского возраста, 1974. –
С. 169–170.
11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у
подростков. – СПб.: Речь, 2009. – 256 с.
12. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для
детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. – 400 с.
13. Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая
помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. – СПб.: Речь,
2010. – 384 с.
14. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С.
Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь: монография. –
СПб.: Речь, 2007. – 186 с.
15. Подкорытов В.С., Гроховский В.В., Калинина Л.А.
Варианты клинической динамики неврозов и неврозоподобных состояний
резидуально-органического генеза у детей до- и препубертатного возраста
// Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова – 1989, № 11.
– С. 31–33.
16. Практикум по возрастной психологии / под ред.
Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. –
С. 271–280.
17. Разенкова М. Н. Нарушения школьной адаптации у
детей и подростков с ранними резидуально-органическими поражениями
головного мозга: автореф. дис. канд. мед. наук. – М., 1994.
– 27 с.
18. Шульц Е.В. Дифференциальная диагностика
невротических и резидуально-органических неврозоподобных расстройств
(клинико-электроэнцефалографическое исследование): дисс. канд. мед.
наук. – СПб., 2011. – 267 с.
19. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М.
Семейный диагноз и семейная психотерапия. – 2003. – 336 с.
20. Bellak L., Bellak S. Children's Apperception Test.
– N. Y., 1978.
21. Hochauf R. Frühe Traumatisierung und
Strukturstörung // Zeitschrift für Psychotraumatologie und
Psychologische Medizin, 2003. – Jg. 1, ZPPM, Heft 2. –
S. 45.
22. Emerson W.R. Birth Trauma: The Psychological
Effects of Obstetrical Interventions // Emerson Training Seminars.
– Petaluma, CA, 2004. – P. 114.
23. Ozcan O, Kiliç BG, Aysev A. Psychopathology
in parents of children with school phobia. – Тurk Psikiyatri Derg.,
2006, Autumn. – Vol. 17(3). – P. 173–180.
24. What do childhood anxiety
disorders predict / A. Bittner [at al]. – 2007, Dec. –
Vol. 48(12). – P. 1174–1183.
Ссылка для цитирования
УДК 159.922.76:616.85-053.2
Вейц А.Э. Психологические особенности детей с неврозоподобными
расстройствами и неврозами // Клиническая и медицинская психология:
исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. –
2014. – N 4 (6) [Электронный ресурс].
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|