О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Представления психологов-консультантов об оптимальных терапевтических отношениях

Митрофанов А.С., Шаболтас А.В. (Санкт-Петербург)

 

 

Митрофанов Антон Сергеевич

Митрофанов Антон Сергеевич

–  психолог-консультант, г. Санкт-Петербург.

E-mail: cobere@gmail.ru

Шаболтас Алла Вадимовна

Шаболтас Алла Вадимовна

–  член научно-редакционного совета журнала «Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика»;

–  кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии Санкт-Петербургског государственного университета, заведующая кафедрой психологии поведения и превенции поведенческих аномалий.

E-mail: a.shaboltas@psy.spbu.ru

 

Аннотация

Для изучения представлений психологов-консультантов об оптимальных терапевтических отношениях было обследовано 82 человека, из них 55 — занимающихся практикой в области психологического консультирования и 27 — без опыта работы в практике. Измерялись: представления об оптимальных терапевтических отношениях (Q-сортировка) и субъективная оценка факторов, влияющих на эффективность консультирования (авторский опросник).

Результаты. Представления консультантов различных школ и подходов об оптимальных терапевтических отношений оказались схожими. На основании анализа полученных данных можно выделить обобщенную модель оптимальных терапевтических отношений. Важной составляющей частью оптимальных терапевтических отношений является уверенность консультанта в безусловной способности клиента к саморегуляции и учёт этой способности в консультировании. Существует взаимосвязь между стажем психологического консультирования и представлениями об оптимальных терапевтических отношениях.

Ключевые слова: терапевтические отношения, модель оптимальных терапевтических отношений, факторы терапевтических отношений, Q-сортировка.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Исследования специфики и компонентов терапевтических отношений, которые возникают между консультантами и клиентами в процессе взаимодействия, являются актуальными как в силу все увеличивающегося количества различных школ и подходов в консультировании и психотерапии, так и в связи с поиском универсальных факторов эффективности во всех существующих подходах. Зарубежные авторы в исследованиях, посвященных идентификации детерминант, влияющих на прогресс в разрешении личных трудностей клиента в процессе психотерапии обычно выделяют четыре группы факторов: события, происходящие в жизни клиента за пределами терапевтического взаимодействия (например, спонтанная ремиссия, случайные события, социальная поддержка), субъективные факторы (надежда клиента на успех консультирования или эффект плацебо), специфические методы и техники (например, аутогенная тренировка, психосинтез, систематическая десенсибилизация и др.) и общие универсальные факторы, характеризующие процесс взаимодействия консультанта и клиента. На основе мета-анализа и сравнения результатов более чем 100 подобных исследований американские психологи Lambert и Barley сделали заключение о различиях в долях влияния вышеуказанных факторов на улучшение жизненной ситуации клиента детерминированной участием в психотерапии или консультировании [9]. Доли влияния распределились следующим образом: события жизни клиента вне терапии — 40%, субъективные факторы клиента (плацебо) — 15%, специфические методы и техники — 15%, процесс взаимодействия консультанта и клиента — 30%. Таким образом, фактор характера отношений клиент —консультант является наиболее значимым по степени влияния на успешность профессионального взаимодействия.

По данным исследований клинической практики показано, что при равных условиях некоторые специалисты лучше, чем другие достигают положительного результата с клиентами вообще, при этом есть терапевты, которые достигают лучшего результата с некоторыми типами клиентов [11]. Клиенты часто приписывают положительные результаты терапии личным качествам своих терапевтов. Например, Strupp, Fox и Lessler сообщили, что пациенты, которые считают, что их лечение было успешным, описывали своих терапевтов, как «теплых, внимательных, заинтересованных, понимающих и относящихся с уважением» [по 12]. Orlinsky, Grave и Parks в рамках мета-анализа более 2000 исследований эффективности психотерапии, проведенных с 1950 по 1994 год, выделили несколько переменных, описывающих терапевтов и положительно сказывающихся на результатах терапевтического взаимодействия. Такие факторы, как искренность терапевта, навыки эмпатического слушания, уважение пациента, а также способность сконцентрировать своё внимание на клиенте и умение направлять его внимание на аффективно значимый опыт были тесно связаны с успешностью терапии [14].

Эти качества перекликаются с тремя базовыми принципами и условиями клиент-центрированного подхода: конгруэнтностью, эмпатией и безусловным принятием клиента как человека, который способен самостоятельно строить свою жизнь [4].

Определённые методы и техники — это то, чем подходы и школы консультирования различаются в наибольшей степени. В отношении же процесса взаимодействия консультанта и клиента существует гипотеза о схожести этих отношений в разных школах и подходах [7; 8; 12; 13]. И если в зарубежных исследованиях тема терапевтических отношений как общего основания для всех подходов начала разрабатываться ещё в первой половине ХХ века, то в отечественных исследованиях эта тема практически не присутствует, а существующие исследования отношений между консультантом и клиентом посвящены в большей степени контакту и эмпатии [1; 2; 3; 5].

В нашем исследовании мы учитывали основные компоненты терапевтических отношений: контакт, эмоциональная дистанция, статус, эмпатия, отношение консультанта к саморегуляции клиента.

Стремясь расширить область научных данных по этой теме, а также, в некоторой степени, проверить результаты зарубежных исследований на выборке русскоговорящих психологов-консультантов, нами изучались представления об оптимальных терапевтических отношениях консультантов с различным опытом работы.

Основные задачи и гипотезы исследования

В нашей работе были поставлены следующие задачи:

1.   Построение и описание модели (моделей) оптимальных терапевтических отношений в психологическом консультировании.

2.   Изучение влияния пола, возраста и опыта работы в психологическом консультировании на представления об оптимальных терапевтических отношениях.

В соответствии с задачами исследования нами были сформулированы следующие гипотезы:

1.   Представления консультантов различных школ и подходов об оптимальных терапевтических отношений схожи, можно выделить обобщенную модель оптимальных терапевтических отношений.

2.   Представления консультантов об оптимальных терапевтических отношениях связаны с опытом и стажем в области психологического консультирования, а также с уровнем полученного образования.

Методы и процедуры исследования

В исследовании приняли участие 82 респондента, из них 55 респондентов, работающих в области психологического консультирования и 27 — без опыта работы в области психологического консультирования и ни как не связанных с психологией; 47 женщин и 35 мужчин; средний возраст — 37 лет, возрастные границы — от 19 лет до 64 лет. Стаж работы участников варьировался от 6 месяцев до 30 лет, средний опыт работы — 9 лет. Среди 55 консультантов 13 отнесли себя к гуманистическому подходу, 8 — к экзистенциально-гуманистическому, 12 — к гештальт подходу, 8 — к психоаналитическому, 7 — к интегративному и 7 — к консультантам по работе с химической зависимостью.

В зависимости от стажа работы в консультировании респонденты были разделены на 3 группы: без опыта консультирования, с опытом консультирования до 1 года (начинающие), с опытом консультирования от 1 года до 15 лет (основная группа) и с опытом от 15 лет консультаций (опытные).

Для исследования представлений об оптимальных терапевтических отношениях нами была использована и модифицирована методика «Концепт об идеальных терапевтических отношениях» Ф. Фидлера [7], основанная на Q-технике Стефенсона [6; 15; 16]. Оригинальная шкала Фидлера состоит из 75 утверждений, напечатанных на отдельных карточках. Каждая карточка описывает одну из характеристик отношений между консультантом и клиентом. Все карточки могут быть отнесены к одной из трех групп: коммуникация, эмоциональная дистанция и статус. В свою очередь в каждой группе имеются пять градаций в зависимости от степени выраженности каждой характеристики (например, от недостаточной коммуникации до отличной).

На основании предварительных обсуждений с опытными консультантами и анализом литературных источников, посвященных практике консультирования, к перечисленным Ф. Фидлером 75 утверждениям мы добавили 41 утверждение, относящиеся к двум дополнительным группам факторов: отношение консультанта к саморегуляции клиента и различные стороны проявления эмпатии. Первая группа представлена с использованием логики оригинальной методики Фидлела (25 утверждений с 5 градациями), а последняя содержит не уровневые характеристики эмпатии, а ее различные проявления, т.е. качественный аспект (когнитивная эмпатия, эмоциональная эмпатия, передача своего понимания клиенту и идентификация). Первоначально на основе анализа литературных источников были сформированы неструктурированные списки утверждений, описывающие следующие категории: отношение консультанта к саморегуляции клиента, когнитивная эмпатия, эмоциональная эмпатия, передача своего понимания клиенту и идентификация. Экспертам предлагалось выбрать в каждой категории утверждения, отличающиеся на сколько это возможно друг от друга (25 из первой категории и по 5 из остальных). Таким образом из первоначального списка выбирались представления, максимально широко описывающие данную категорию. Несколько утверждений, относящихся к эмпатии, были взяты из методики Фидлера, поэтому категории когнитивной и эмоциональной эмпатии частично состоят из данных утверждений.

Процедура исследования

Вначале для выявления индивидуальных представлений об оптимальных терапевтических отношениях респондентам предлагалось провести Q-сортировку утверждений, описывающих разные стороны терапевтических отношений в зависимости от степени соответствия их собственным представлениям об оптимальных терапевтических отношениях: 2 карточки максимально соответствующие, 11 — соответствующих, 27 скорее соответствующих, 37 — нейтральных, 27 скорее несоответствующих. 11 несоответствующих и 2 — максимально несоответствующих. Время на выполнение сортировки не ограничивалось и составляло от 30 до 60 минут. После этого респонденты заполняли биографическую анкету и авторский опросник «Факторы, влияющие на эффективность консультирования». Исследование проводилось индивидуально с каждым участником исследования.

Результаты исследования

Факторы, влияющие на эффективность консультирования

Изучая представления участников исследования об отношениях клиент — консультант как одним из факторов, влияющих на результат консультирования, было важно понять, каков, по их мнению, вклад этого фактора в достижение успешности по сравнению с другим основными факторами. В табл. 1 представлены сравнительные данные о значимости различных факторов.

 

Таблица 1

* «События» — события в жизни клиента, происходящие вне консультирования.
«Плацебо» — эффект плацебо.
«Методы» — определённые методы и техники консультирования.
«Отношения» — терапевтические отношения.

 

В среднем, фактор терапевтических отношений не только выделяется как основной, но и оценивается как почти на половину определяющий результат консультирования.

При этом была обнаружена значимая отрицательная связь между долей влияния на результат консультирования фактора «Определённые методы и техники консультирования» и стажем работы в консультировании (r=−0,452; p=0,035). Также отрицательная связь была обнаружена между этим фактором и возрастом консультанта (r=−0,471; р=0,026). При этом, связь длительности опыта консультирования и возраста, естественно, высоко значимая и очень сильная (r=0,887; p<0,001). Можно предположить, что оценка доли фактора «Определённые методы и техники консультирования» зависит от возраста. Чем старше консультант, тем меньше значения он придаёт определённым методам и техникам. Хотя возможно, что с увеличением стажа консультант всё меньше внимания уделяет техникам и всё больше концентрируется на других факторах, т.к. техники уже освоены, и выработан личный стиль консультирования.

Модель оптимальных терапевтических отношений

На основе данных Q-сортировки представлений группы опытных консультантов (13 респондентов, работающих в различных подходах, из них 6 мужчин и 7 женщин) была построена модель оптимальных терапевтических отношений. При этом важно отметить, что с помощью транспонированного факторного анализа (методом главных компонент) был выделен один фактор, на который приходится 76,22% дисперсии. При этом, нагрузка по единственному компоненту у опытных консультантов составляет от 0,836 до 0,911. Интересно отметить, что транспонированный факторный анализ для всех участников исследования показал, что доля дисперсии для первого фактора превышает 54%.

Эти данные позволяют сделать вывод о существовании единой модели оптимальных терапевтических отношений, вне зависимости от подхода, в котором работает консультант. На основе выделенного фактора при обработке методики Q-сортировки в программе PQmethod 2.20 была получена модель оптимальных терапевтических отношений.

В полную модель включены все 116 утверждений с указанием степени соответствия от максимально соответствующего до максимально несоответствующего оптимальным терапевтическим отношениям. В данной статье мы приводим крайние группы утверждений, отражающие наиболее полярные мнения консультантов (+3, +2 и −3, −2).

 I.  Максимально соответствуют представлению об оптимальных терапевтических отношениях (+3):

1.  Консультант рассматривает клиента как человека, находящегося в процессе становления, развития1.

2.  Консультант относится к клиенту как к самостоятельной личности.

II.  Соответствуют (+2):

1.  Консультант оставляет за клиентом право самому распоряжаться своей жизнью.

2.  Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

3.  Консультант проявляет искренний интерес к проблемам клиента.

4.  Консультант способен полностью участвовать во взаимодействии с клиентом.

5.  Консультант уважает способность клиента к саморегуляции.

6.  Консультант в процессе работы и «отдает», и «получает».

7.  Консультант обращается с клиентом как с равным.

8.  Консультант действительно пытается понять переживания клиента.

9.  Консультант показывает, что открыт тому, как понимает жизнь клиент, и принимает его мир в свой.

10. Консультант работает с клиентом с большим уважением.

11. Консультант сопереживает клиенту.

. . .

VI.  Не соответствуют (−2):

1.  Консультант ставит клиента «на место».

2.  Консультант «лечит» клиента, навязывает своё видение проблемы.

3.  Собственные потребности консультанта полностью мешают его пониманию клиента.

4.  Консультант склонен смотреть на клиента свысока.

5.  Консультант чувствует отвращение к клиенту.

6.  Консультант не берет в расчёт возможности клиента.

7.  Консультант действует в очень высокомерной манере по отношению к клиенту.

8.  Консультант склонен к осуждению клиента.

9.  Консультант обольщает клиента.

10. Консультант отвергает клиента.

11. Консультант враждебно настроен к клиенту.

VII. Максимально не соответствуют (−3):

1.  Консультант не может поддерживать контакт с клиентом.

2.  Консультант наказывает клиента.

Согласно выявленной модели оптимальных терапевтических отношений для эффективной работы в первую очередь важно, чтобы консультант был уверен в способности клиента к саморегуляции. Все утверждения этой категории были оценены как максимально соответствующие и соответствующие.

В то же время, по мнению участников, мало просто полагаться на эту способность к саморегуляции. Такие утверждения были оценены как скорее нейтральные.

Также в группу «соответствующих» вошли утверждения, отнесённые к эмоциональной эмпатии, контакту и равенству отношений клиента и консультанта.

Проявление консультантом искреннего интереса к проблемам клиента и сопереживание клиенту — были выделены как наиболее важные стороны эмоциональной эмпатии.

Способность консультанта полностью участвовать во взаимодействии с клиентом и старание действительно понять переживания клиента — два утверждения, которые наиболее часто выбирались участниками исследования как «соответствующие» из группы утверждений, описывающих контакт между клиентом и консультантом. Большая часть оставшихся утверждений, отнесённых нами к этой группе, попала в категорию «скорее соответствующих». При этом утверждения, описывающие хорошо установленный контакт, оказались более соответствующими оптимальным терапевтическим отношениям, чем описывающие отличный контакт. Более того, примерно на том же уровне соответствия, что и утверждения с «отличным контактом», оказались утверждения со «средним контактом».

Также «соответствующими» представлениям об оптимальных терапевтических отношениях являются утверждения, описывающие равные отношения клиента и консультанта. Важно, чтобы консультант не только обращался с клиентом как с равным, но и чтобы он в процессе работы и «отдавал», и «получал». Если первое утверждение — скорее забота о клиенте, то второе — о консультанте, отражающая способ профилактики профессионального выгорания. Ещё два утверждения хоть и находятся в группе «скорее соответствующих», но занимают 15 и 18 позиции из полного списка 116 утверждений: «Консультант рассматривает клиента в качестве сотрудника по решению общей задачи» и «считает клиента в некоторых вопросах бóльшим экспертом». Эти утверждения заявляют не столько о равенстве клиента и консультанта как личностей, сколько о разделении ответственности за результат и процесс консультирования.

Большая часть утверждений, попавших в группу «скорее соответствующих» представлению об оптимальных отношениях клиент — консультант, описывает разные стороны эмпатии: когнитивную составляющую, эмоциональную составляющую и передачу своего понимания клиенту. При этом важно заметить, что утверждения, наиболее соответствующие представлению об оптимальных терапевтических отношениях, описывают эмоциональную сторону эмпатии. Далее по степени соответствия следуют утверждения, описывающие передачу консультантом своего понимания клиента, затем — утверждения, которые были отнесены к когнитивной эмпатии.

На другом полюсе, как «наиболее несоответствующее» оптимальным терапевтическим отношениям, по мнению участников исследования, находятся такие характеристики поведения консультанта как наказание клиента и неспособность поддерживать контакт с клиентом.

Поддерживая первое утверждение об откровенном наказании, как «несоответствующие» выделились утверждения о консультанте, враждебно настроенном по отношению к клиенту, отвергающем клиента, склонном к осуждению клиента и чувствующем к нему отвращение.

Второе утверждение из «наиболее несоответствующих» о неспособности поддерживать контакт с клиентом на уровне «несоответствующих» утверждений перекликается с утверждениями о том, что консультант не выражает ни малейшего понимания чувств, которые пытается донести клиент, и о том, что собственные потребности консультанта полностью мешают его пониманию клиента.

На уровне «скорее несоответствующих» утверждений эти две линии также прослеживаются в утверждениях о том, что консультант реагирует, исходя из своих собственных проблем, часто упускает суть того, что пытается донести клиент, то и дело теряет понимание клиента, не в состоянии понять клиента ни на каком уровне, кроме интеллектуального, а его комментарии, как правило, сбивают ход мысли клиента.

Следующая группа утверждений, «несоответствующих» представлениям об оптимальных терапевтических отношениях, описывает консультанта как действующего в очень высокомерной манере по отношению к клиенту, склонного смотреть на клиента свысока, и ставящего клиента «на место». Эти утверждения явно описывают неравенство позиций клиента и консультанта не в профессиональном, а в чисто человеческом смысле.

Как «несоответствующие» выявились и отношения неравенства, касающиеся содержания консультирования: «Консультант «лечит» клиента, навязывает своё видение проблемы», т.е. не берёт в расчёт понимание проблемы самим клиентом, работает не с запросом клиента, а со своим видением.

Факторы, влияющие на представления об оптимальных терапевтических отношениях

После выявления модели оптимальных терапевтических отношений было проведено ее сопоставление с результатами Q-сортировки утверждений каждого из участников исследования. Таким образом, была выявлена степень соответствия представлений каждого из респондентов выявленной модели.

Для проверки гипотезы о взаимосвязи представлений респондентов об оптимальных терапевтических отношениях с социально-психологическими особенностями респондентов был проведен одномерный дисперсионный анализ.

Усиление сходства с моделью оказалось связано со следующими факторами: увеличение стажа консультирования; наличие дополнительного образования и наличие профильного высшего образования.

Для проверки связи степени сходства с построенной моделью с уровнем дополнительного образования, мы разделили всех консультантов на 3 группы: без дополнительного профессионального образования, прошедшие краткосрочное дополнительное профессиональное образование длительностью до 1 года и прошедшие дополнительное профессиональное образование длительностью более года. Было выявлено, что у респондентов, прошедших как краткосрочное, так и долгосрочное дополнительное образование, схожесть с построенной моделью выше (р=0,008 и р<0,001 соответственно). Между группами с разной продолжительностью дополнительного образования статистически достоверные различия не обнаружены.

Также была обнаружена умеренная сильная связь между схожестью с построенной моделью и опытом консультирования (r=0,379; р<0,001). При этом важно отметить, что корреляция между близостью к построенной модели и возрастом очень слабая и не достигает уровня статистической значимости (r=0,142; р=0,315). Таким образом, можно утверждать, что чем более опытен консультант, тем больше его представления об оптимальных отношениях схожи с выявленной моделью.

Также мы проверили, есть ли различия по степени сходства с выявленной моделью у консультантов, работающих в разных подходах. Были обнаружены лишь различия группы консультантов по работе с химической зависимостью с консультантами, работающими в других подходах: с консультантами психодинамического и интегративного подходов — на уровне значимых различий, с консультантами гуманистического, экзистенциально-гуманистического и гештальт подходов — на высоком уровне статистической значимости. При этом во всех случаях близость к модели оптимальных терапевтических отношений у консультантов по работе с химической зависимостью была ниже.

Также обнаружены различия по степени сходства с выявленной моделью между участниками исследования с профильным высшим образованием (психолог, психиатр) и без него на высоком уровне статистической значимости (p<0,001). Проверить предположение о различиях по степени сходства с выявленной моделью у консультантов с разным базовым уровнем образования нам не удалось, т.к. подавляющее большинство респондентов-консультантов имеют базовое психологическое образование.

Важной частью нашей работы была проверка предположения о значимости различий представлений респондентов об оптимальных терапевтических отношениях в зависимости от пола. Были обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости (p=0,006) между группами респондентов разного пола в степени схожести с построенной моделью: представления женщин об оптимальных терапевтических отношениях более схожи с этой моделью, чем представления мужчин.

При сравнении полученной в ходе исследования модели оптимальных терапевтических отношений с концептом идеальных терапевтических отношений Ф. Фидлера [7] было выявлено большое сходство при сортировке первых 75 утверждений (r=0,761 при p<0,001).

Обсуждение результатов

Опираясь на полученные данные можно сделать вывод о том, что представления консультантов, относящих себя к различным школам и подходам, об оптимальных терапевтических отношениях схожи, и можно выделить обобщенную модель оптимальных терапевтических отношений. Важно отметить, что такой результат получен в группах консультантов, относящих себя к основным подходам в консультировании: гуманистическому, экзистенциальному, интегративному, психоаналитическому, гештальт-подходу.

Выявленная в нашей работе модель оптимальных терапевтических отношений во многом схожа с моделью Ф. Фидлера [Там же]. При этом были получены и существенные различия.

Совпадает как «наиболее соответствующее» оптимальным терапевтическим отношениям утверждение «Консультант способен полностью участвовать во взаимодействии с клиентом», так и еще пять из восьми утверждений, составляющих группу «соответствующих». При этом «наиболее несоответствующее» утверждение из Концепта Ф. Фидлера описывает полное непонимание консультантом клиента, в полученной в нашем исследовании модели «наиболее несоответствующим» является утверждение «Консультант наказывает клиента».

Также важно отметить, что в Концепте Фидлера более соответствующими являются утверждения, описывающие «абсолютный контакт». В модели, полученной в нашем исследовании, важнее оказались утверждения, описывающие хороший контакт и консультанта как более равноправного участника процесса. Это может быть связано с различием в самих названиях: «Концепт идеальных терапевтических отношений» и «модель оптимальных терапевтических отношений». На наш взгляд, использование слова «оптимальные» позволяет избежать излишнего отрыва самой модели от реальности практики.

Анализ выбора 41 утверждения, добавленных нами в методику Фидлера, позволяет сделать вывод о целесообразности расширения модели. Первые пять позиций в модифицированной и расширенной модели занимают именно добавленные нами утверждения. Почти все эти утверждения относятся к введённой нами категории «способность клиента к саморегуляции». Кстати, именно этой категории, по мнению К. Роджерса [4] недоставало в исследовании Ф. Фидлера. Именно эта недостающая категория оказалась для консультантов, участвовавших в нашем исследовании, наиболее важной.

Таким образом, консультанту важно не только учитывать, но и ориентироваться на способность клиента к положительной саморегуляции. Это не значит, что консультант должен пассивно ожидать самостоятельных изменений клиента, скорее, ему необходимо (отставляя в сторону свой личный опыт и «правильное знание») сопровождать клиента в его поисках собственного пути, отставляя в сторону свой личный опыт и «правильное знание». По мнению К. Роджерса, «оптимальная для консультанта установка — когда он действует, исходя из предположения, что человек имеет достаточно ресурсов и возможностей, чтобы конструктивно проработать все аспекты собственной жизни, какие только доступны для его осознания»; и дальше: «консультант демонстрирует свое безусловное принятие клиента как человека, который способен самостоятельно строить свою жизнь». [Там же. С. 46].

Помимо категории «способность клиента к саморегуляции» в первоначальную методику нами были добавлены утверждения, описывающие разные стороны эмпатии. По мнению участников исследования, более важными для достижения эффективности консультирования являются эмоциональная сторона эмпатии и передача своего понимания клиенту, далее следует когнитивная (рациональная) сторона эмпатии. Из этого можно сделать вывод, что в терапевтических отношениях важно не столько рациональное понимание переживаний клиента, сколько живой отклик на них консультанта, желание «прочувствовать» мир клиента и вернуть ему своё понимание. Также важно отделить эмпатию с её разными сторонами от идентификации. В полученной модели утверждения, описывающие идентификацию консультанта с клиентом, оказались в группе «нейтральных» и даже «скорее несоответствующих». Это лишний раз подчёркивает не только важность полного и всестороннего понимания чувств и убеждений клиента, но и понимание их именно в том виде, в каком они переживаются самим клиентом.

Заключение

Результаты данного исследования могут послужить основой для разработки и модификации образовательных программ и учебных занятий по психологическому консультированию. Полученные данные свидетельствуют о том, что в процессе обучения необходимо выделить значительное время, найти место и форму для лучшего понимания отношений будущих консультантов к клиентам и к людям в целом. Отношения к клиенту как к воспринимающей, пассивной стороне лишает процесс консультирования самого главного ресурса — внутренних сил клиента. При упоре на изучение разнообразных техник, методов и подходов консультирования фокус внимания смещается с отношений клиента и консультанта на выбор «наиболее правильной» для данного случая техники или приема. Техника по своей сути — это способ, форма передачи содержания. Психологам-консультантам важно не только уметь облачить содержание в форму, но и разбираться с самим содержанием.

В дальнейших исследованиях нам представляется важным обратиться к более детальному изучению того, как выстраиваются терапевтические отношения в ходе реальных консультаций. Также перспективным видится привлечение более объективных критериев и маркеров внешней оценки краткосрочной и долгосрочной эффективности психологического консультирования.

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:

1.   Подтвердилась гипотеза о том, что представления консультантов различных школ и подходов об оптимальных терапевтических отношениях схожи, т.о., можно выделить общую модель оптимальных терапевтических отношений.

2.   Важной составляющей частью построения эффективных терапевтических отношений является уверенность консультанта в безусловной способности клиента к саморегуляции и учёт этой способности в консультировании.

3.   Подтвердилось предположение о связи представлений консультантов об оптимальных терапевтических отношениях со стажем (опытом консультирования): чем больше опыт психологического консультирования у респондента, тем больше консультант приближается в своих представлениях об оптимальных терапевтических отношениях к выявленной модели.

4.   Были обнаружены различия в представлениях консультантов об оптимальных терапевтических отношениях в зависимости от пола: в целом, представления женщин-консультантов об оптимальных терапевтических отношениях оказались более схожи с построенной моделью.

5.   Полученные в данном исследовании результаты можно использовать при разработке учебных программ курсов и практических занятий по освоению профессиональных компетенций в области психологического консультирования.

 

_______________________

1 Порядок перечисления утверждений внутри групп соответствует уменьшению среднего балла утверждения.

 

Литература

1.   Газизова Р.Р. Профессиональная позиция психолога по отношению к клиенту // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – Вып. 4.

2.   Карягина Т.Д. Некоторые проблемы изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии // Культурно-историческая психология. – 2009. – № 4.

3.   Овчинникова Ю.Г. Профессиональная подготовка психологов-консультантов // «Alma mater» (Вестник высшей школы). – 2012. – № 2.

4.   Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение. – М.: Психотерапия, 2007. – 560 с.

5.   Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2000. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psyjournal.ru

6.   Block J. The Q-Sort Method in Personality Assessment and Psychiatric Reseach // Charles C Thomas Publisher. – 1961.

7.   Fiedler F.E. The Concept of an Ideal Therapeutic Relationship // Journal Consult Psychology. – 1950. – Vol. 14(4) August.

8.   Lambert M.J. Psychotherapy research and its achievements // J.C. Norcross, G.R. VandenBos, D.K. Freedheim (Eds.) History of psychotherapy: Continuity and change. – 2nd ed. – American Psychological Association, 2011.

9.   Lambert M., Barley D. Research summary on the therapeutic relationship and psychotherapy outcome // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training [serial online]. – Win 2001. – Vol. 38(4). – P. 357–361.

10.   Lambert M.J., Bergin A.E. The effectiveness of psychotherapy // A.E. Bergin, S.L. Garfield (Eds.) Handbook of psychotherapy and behavior change. – 4th ed. – New York: Wiley, 1994. – P. 143–189.

11.   Lambert M.J., Okiishi J.C. The effects of the individual psychotherapist and implications for future research // Clinical Psychology: Science and Practice. – 1997. – Vol. 4.

12.   Norcross J.C. (Ed.). Psychotherapy relationships that work: Therapist contributions and responsiveness to patients. – New York: Oxford University Press, 2002.

13.   Norcross J.C. Psychotherapy relationships that work II // Psychotherapy, Special issue: Evidence-Based Psychotherapy Relationships. – 2011. – Vol. 48(1), Mar.

14.   Orlinsky D.E., Grawe K., Parks B.K. Process and outcome in psychotherapy – noch einmal // A. Bergin, S. Garfield (Eds.) Handbook of psychotherapy and behavior change. – 4th ed. – New York: Wiley, 1994.

15.   Stephenson W. The study of behavior Q-technique and its methodology. – Chicago, Ill., The University of Chicago Press, 1953.

16.   Webler T., Danielson S., Tuler S. Using Q Method to Reveal Social Perspectives in Environmental Research // Social and Environmental Research Institute, 2009.

 

Приложение

Предложения для Q-сортировки

 

I. Коммуникация

Коммуникация не возможна

I.  Консультант не может поддерживать контакт с клиентом.

II.  Консультант не выражает ни малейшего понимания чувств, которые пытается донести клиент.

III. Консультант, кажется, то и дело теряет понимание клиента.

IV. Собственные потребности консультанта полностью мешают его пониманию клиента.

V.  Консультант реагирует исходя из своих собственных проблем.

Недостаточная коммуникация

VI.  Консультант часто ходит кругами, прежде чем доберется до смысла выражаемого клиентом.

VII. Консультант часто упускает суть того, что пытается донести клиент.

VIII. Консультант не в состоянии понять клиента ни на каком уровне, кроме интеллектуального.

IX.  Консультант считает, что сложно рассуждать в логике клиента.

X.  Комментарии консультанта, как правило, сбивают ход мысли клиента.

Некая коммуникация существует

XI. Консультант реагирует с некоторым пониманием чувств клиента.

XII. Консультант может поддерживать коммуникацию с клиентом большую часть времени.

XIII. Понимание консультантом чувств клиента не является ни особенно хорошим, ни плохим.

XIV. Слова консультанта особенно не помогают и не мешают свободному выражению клиента.

XV.  Консультант обычно поддерживает контакт с клиентом.

Коммуникация и понимание хорошие

XVI. Консультант, как правило, в состоянии понять то, что клиент пытается донести.

XVII. Консультант вполне способен понимать чувства клиента.

XVIII. Консультант действительно пытается понять переживания клиента.

XIX. Консультант всегда следует линии рассуждений клиента.

XX. Консультант обычно улавливает чувства клиента.

Коммуникация и понимание отличные

XXI. Реакции консультанта всегда точно следуют тому, что пытается передать клиент.

XXII. Консультант способен полностью участвовать во взаимодействии с клиентом.

XXIII. Консультант никогда не сомневается в том, что клиент имеет в виду.

XXIV. Замечания консультанта точно соответствуют настроению клиент и сути его слов.

XXV. Тон голоса консультанта передает полную способность разделять переживания клиента.

II. Эмоциональная дистанция

Консультант отстраняется от клиента или отвергает его

XXVI. Консультант чувствует отвращение к клиенту.

XXVII. Консультант враждебно настроен к клиенту.

XXVIII. Консультант отвергает клиента.

XXIX. Консультант наказывает клиента.

XXX. Консультант очень неприятен клиенту.

Консультант несколько прохладен по отношению к клиенту

XXXI. Консультант несколько прохладен к клиенту.

XXXII. Консультант иногда эмоционально отстраняется от клиента.

XXXIII. Консультант иногда злит клиента.

XXXIV. Консультант чувствует себя несколько напряженно и раздраженно.

XXXV. Кажется, что консультант немного боится клиента.

Консультант эмоционально нейтрален

XXXVI. Консультант заинтересован, но эмоционально не вовлечен.

XXXVII. Высказывания клиента, кажется, не могут повлиять на состояние консультанта.

XXXVIII. Консультант сохраняет дружелюбную, нейтральную позицию на всем протяжении сессии.

XXXIX. Консультант принимает все высказывания клиента очень уклончиво.

XL. Консультант показывает минимум положительных или отрицательных эмоций в ответ на слова клиента.

Консультант эмоционально близок к клиенту

XLI. Консультанту, кажется, нравится клиент.

XLII. Консультант приятен клиенту.

XLIII. Консультант доволен клиентом.

XLIV. Консультант пытается установить эмоционально близкие отношения с клиентом.

XLV. Консультант симпатизирует клиенту.

Консультант эмоционально очень вовлечен

XLVI. Консультант обольщает клиента.

XLVII. Консультант полностью окружает клиента любовью и сочувствием.

XLVIII. Консультант сильно поощряет и убеждает клиента.

XLIX. Консультант показывает, что клиент ему очень нравится.

L. Консультант глубоко сочувствует клиенту.

III. Статус

Психотерапевт чувствует себя очень подчиненно и неуверенно

LI. Консультант работает с клиентом, как с «почетным гостем».

LII. Консультант пытается «продать» себя как можно дороже.

LIII. Консультант работает с клиентом с большим уважением.

LIV. Консультант заискивает перед клиентом.

LV. Консультант всегда извиняется, делая свои замечания (комментарии).

Психотерапевт склонен смотреть на пациента с почтением и считаться с его мнением

LVI. Консультант кажется нерешительным, задавая вопросы.

LVII. Консультант легко соглашается с желаниями клиента.

LVIII. Консультант позволяет клиенту определять ход сессии.

LIX. Консультант высказывает свое мнение извиняющимся тоном голоса.

LX. Консультант старается придерживаться темы.

Терапевт поддерживает равноправные отношений с пациентом

LXI. Консультант рассматривает клиента в качестве сотрудника по решению общей задачи.

LXII. Консультант в процессе работы и «отдает», и «получает».

LXIII. Консультант обращается с клиентом как с равным.

LXIV. Консультант действует ни как начальник, ни как подчиненный клиента.

LXV. Консультант относится к клиенту как к другу.

Психотерапевт склонен смотреть на клиента свысока

LXVI. Консультант действует по отношению к клиенту в несколько покровительственной манере.

LXVII. Консультант склонен смотреть на клиента свысока.

LXVIII. Консультант действует в несколько превосходящей манере по отношению к клиенту.

LXIX. Консультант лечит клиента, как своего ученика.

LXX. Консультант направляет и ведет клиента.

Психотерапевт чувствует себя гораздо выше клиента

LXXI. Консультант говорит с клиентом так, как если бы он был ребенком.

LXXII. Консультант действует в очень высокомерной манере по отношению к клиенту.

LXXIII. Консультант очень снисходителен к клиенту.

LXXIV. Консультант ставит клиента «на место».

LXXV. Консультант создает впечатление стоящего выше клиента в социальном и интеллектуальном плане.

IV. Эмпатия

Когнитивная сторона эмпатии

LXXVI. Консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства клиента;

и 16,17,18,20 утверждения.

Эмоциональная сторона эмпатии

LXXVII. Консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания.

LXXVIII. Консультант сопереживает клиенту.

LXXIX. Консультант проявляет искренний интерес к проблемам клиента.

LXXX. Консультант полностью погружается в мир чувств и личностных смыслов клиента и испытывает сходные переживания.

и 25 утверждение.

Идентификация

LXXXI. Консультант показывает, что открыт тому, как понимает жизнь клиент, и принимает его мир в свой.

LXXXII. Кажется, консультант переживает чувства клиента также сильно как сам клиент.

LXXXIII. Кажется, консультант переживает те же чувства, что и клиент.

LXXXIV. Заметно, что консультант сильно переживает, если клиент чем-то угнетен.

LXXXV. Консультант воспринимает проблемы клиента как свои собственные.

Передача понимания клиенту

LXXXVI. Консультант передает свое понимание и принятие клиенту даже при минимальной выраженности.

LXXXVII. Консультант уточняет и проясняет правильность своего понимания клиента.

LXXXVIII. Консультант проясняет и отражает эмоциональные состояния клиента.

LXXXIX. Консультант отражает и перефразирует сказанное клиентом.

XC. Консультант отчетливо и недвусмысленно выражает свои мысли.

V. Отношение к способности клиента к саморегуляции

Отношение к клиенту как к проблеме

XCI. Консультант «лечит» клиента, навязывает своё видение проблемы.

XCII. Консультант навязывает клиенту «правильные» ценности.

XCIII. Консультант пытается исправить клиента.

XCIV. Консультант склонен к осуждению клиента.

XCV. Консультант борется с сопротивлением клиента.

Отношение к клиенту как к пассивной стороне

XCVI. Консультант отводит клиенту пассивную, воспринимающую роль.

XCVII. Консультант в работе с клиентом опирается только на свои силы.

XCVIII. Консультант не берет в расчёт возможности клиента.

XCIX. Консультант обращается с клиентом как с чем-то очень хрупким.

C. Консультант полностью определяет ход сессии.

Консультант иногда берёт в расчёт силы клиента

CI. Консультант не особенно рассчитывает на помощь клиента в ходе работы.

CII. Консультант иногда полагается на собственные силы клиента.

CIII. В некоторых вопросах консультант считает клиента бóльшим экспертом.

CIV. Консультант иногда прислушивается к клиенту.

CV. Консультант не настаивает на своём видении проблемы.

Консультант верит в способность клиента к саморегуляции

CVI. Консультант рассматривает клиента как человека, находящегося в процессе становления, развития.

CVII. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

CVIII. Консультант относится к клиенту как к самостоятельной личности.

CIX. Консультант уважает способность клиента к саморегуляции.

CX. Консультант оставляет за клиентом право самому распоряжаться своей жизнью.

CXI. Консультант доверяет клиенту.

Консультант рассчитывает только на силы клиента

CXII. Кажется, что консультант просто ждёт, когда клиент сам придёт к решению проблемы.

CXIII. Консультант выглядит очень пассивным.

CXIV. Консультант даёт клиенту самому определять ход сессии.

CXV. Консультант оставляет всю инициативу за клиентом.

CXVI. Консультант полностью полагается на способности клиента к положительной саморегуляции.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:614.253

Митрофанов А.С., Шаболтас А.В. Представления психологов-консультантов об оптимальных терапевтических отношениях // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2014. – N 4 (6) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player