Выполнение невербальных задач больными с расстройствами личности
Виноградова М.Г., Шабанова А.А. (Москва)
|
Виноградова Марина Геннадьевна
– кандидат психологических наук, доцент кафедры
нейро-и патопсихологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва.
E-mail: mvinogradova@yandex.ru
|
|
Шабанова Анастасия Андреевна
– научный сотрудник ФГБУ НИИ фармакологии
имени В.В. Закусова РАМН, Москва.
E-mail: staysha@yandex.ru
|
Аннотация.
В настоящем исследовании рассмотрены возможности использования
в патопсихологическом эксперименте невербальных задач на модели
модифицированного теста «Включенных фигур» Г. Виткина.
Описаны и проанализированы особенности выполнения невербальных
заданий больными с шизотипическим (20 человек) и обессивно-компульсивным
(10 человек) расстройствами личности в сравнении с деятельностью
здоровых испытуемых (30 человек). Степень неопределенности заданий
варьировалась с помощью увеличения числа возможных решений,
изменения инструкций (применение «глухой» и уточняющей
инструкций). Полученные результаты позволили обсудить особенности
структуры психической деятельности больных с РЛ и описать
качественные различия мотивационной, эмоциональной сфер, а также
способов выполнения и применяемых компенсаторных стратегий.
Ключевые слова:
расстройства личности, шизотипическое расстройство личности,
обсессивно-компульсивное расстройство личности, патопсихологический
эксперимент.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Исследование когнитивных функций при расстройствах личности (РЛ)
является важной диагностической и терапевтической задачей в клинике
пограничных расстройств. Известно, что РЛ сопровождаются значимым
снижением качества жизни с повышением риска безбрачия, разводов,
семейных конфликтов, ухудшением самочувствия, развитием хронических
заболеваний, увеличением риска смертности [12; 13]. Трудности изучения
нарушений когнитивного функционирования пациентов с РЛ обусловлено их
нестабильностью, близостью к нормативному уровню, а также проявлением
только в особых условиях дезорганизации сложившегося стереотипа
адаптации [1; 5].
В представленных в литературе исследованиях обнаруживаются
противоречивые данные о качестве взаимосвязи личностных черт при РЛ
и когнитивных функций. Так, в одних исследованиях больных с
шизотипическими чертами указывается на увеличение у них способностей
к креативному мышлению (Karlsson, 1984; Kinney et al., 200—2001),
в то время как в исследованиях последних лет обнаружено отсутствие
положительной связи между выраженностью шизотипических черт и
креативностью, а также уменьшение способностей к дивергентному мышлению
у больных с выраженными негативными симптомами шизотипического РЛ
[6; 7].
В настоящее время все большее внимание исследователей направлено
на изучение взаимосвязи функционирования механизмов регуляции и
контроля с нарушениями функций социального познания. Так, при пограничном
РЛ описывается сверхчувствительность к негативным социальным отношениям
и дефицитарность эмпатии, при антисоциальном расстройстве личности
— дефицитарность механизмов эмпатии и распознавания страха
[9; 14]. В то же время исследователями подчеркивается недостаточная
изученность социальных когнитивных функций при РЛ кластера А и С, а
также необходимость сравнительного анализа этих функций при различных
РЛ [9]. О. Кернберг отмечает необходимость изучения качества
когнитивного функционирования в комплексе со структурой объектных
отношений и аффективным состоянием пациентов для точной диагностики
типа РЛ, степени его тяжести и терапевтических целей [10].
Подобная многоаспектность, существование в регистре индивидуальных
стилевых особенностей деятельности когнитивных нарушений при
расстройствах личности приводит к необходимости разработки специального
методического аппарата, позволяющего отмечать не только
«отклонения» от объективно заданных критериев (в виде
сравнения с нормативными показателями), но и фиксировать качественные
особенности деятельности.
Представленный в отечественной патопсихологии подход к изучению
личностных расстройств опирается на взаимовлияния личностных,
эмоциональных и когнитивных составляющих психической деятельности
больных с РЛ, позволяет преодолеть описание нарушений психики на
уровне отдельных феноменов или неспецифических теоретических схем
[8] и выйти на уровень констелляций факторов с выделением первичных,
вторичных нарушений, а также компенсаторных механизмов. Перспективность
такого подхода, опирающегося на единство аффективных и интеллектуальных
процессов, для исследования расстройств личности продемонстрирована при
истерическом, шизотипическом, обсессивно-компульсивном РЛ [1; 5], для РЛ
нарциссического и пограничного типов [3; 4].
Методология исследования
В исследовании приняло участие 30 больных с РЛ (20 больных с
шизотипическим РЛ, 10 — с обсессивно-компульсивным РЛ) и
30 здоровых испытуемых. Исследование проводилось на базе ГБУЗ
ПКБ 12 ДЗМ.
В исследовании проведена модификация теста «Включенных
фигур» Г. Виткина. В стандартном проведении от испытуемого
требуется отыскать только одну из 8-и простых фигур в структуре каждой
из 24-х сложных (всего 24 стимульных ситуаций) [12; 15]. В нашем случае
исследование было организовано в два этапа. На первом этапе испытуемому
предъявлялись сложные фигуры с первой по двенадцатую и восемь простых
фигур к ним (всего 96 стимульных ситуаций). На втором этапе испытуемому
предъявляются сложные фигуры 13—24 одновременно по две (всего 48
стимульных ситуаций). Кроме того, для увеличения степени неопределенности
задания в начале выполнения мы использовали прием «глухой»
инструкции, позволяющей «развернуть» деятельность по решению
задания (эмоциональные, мотивационные и операциональные характеристики).
Применение дополнительной инструкции, снимающей давление «глухой»,
позволило изучить ее регулирующую функцию для испытуемых, особенности
изменения способов решения, эмоционального реагирования и т.д.
В настоящей статье мы приводим часть полученных результатов,
описывающих мотивационные особенности испытуемых, их взаимосвязь со
способами взаимодействия со стимульным материалом и экспериментатором,
процесс формирования стратегий решения, а также преодоления трудностей
(компенсаторные стратегии).
В контрольной группе испытуемых отмечалась заинтересованность
в нахождении верного ответа при поиске простых фигур в структуре сложных.
Испытуемые данной группы интересовались правильностью своих выборов как
в процессе исследования, так и после выполнения теста (задавали вопросы
относительно правильного расположения некоторых простых фигур в составе
сложных, где, по их мнению, были допущены ошибки). В данной группе
отказов от выполнения не отмечалось. В процессе выполнения задания
отмечалась интериоризация стимульных образов простых фигур. Это
становилось возможным благодаря активности здоровых испытуемых,
отражающейся в уточняющихся вопросах о форме, размерах, пропорциях,
цвете простых фигур — то есть в вынесеннии во внешнеречевой
план исследовательской деятельности, позволяющей испытуемым
зафиксировать точные образы простых фигур. В результате этого, после
4—6 сложной фигуры, испытуемым больше не требуется непосредственно
данный наглядный стимул и его эрзацем становится называние
экспериментатором порядкового номера простой фигуры. Испытуемые активно
используют мнемотехнические приемы, основываясь на опосредовании
образов трудновербализуемых геометрических фигур социально-значимыми
признаками. Данная активность позволяет испытуемым оперировать простыми
фигурами более эффективно, одномоментно удерживая их в фокусе при
поиске в структуре сложной. Так, после предъявления сложной фигуры,
испытуемые могли назвать сразу последнюю из простых фигур, которая
будет присутствовать в структуре данной сложной или ответить, что в
сложной фигуре не будет ни одной из простых, т.к. ее структура
исключает какие-либо общие для всех простых фигур параметры (например,
в шестой фигуре — «т.к. там нет прямых углов»).
В группе здоровых испытуемых отмечается выраженный контраст между
временем выполнения поиска простых фигур в структуре сложной в условиях
«глухой» инструкции и в условиях уточняющей инструкции.
После введения дополнительной информации о том, что не все простые
фигуры обязательно должны быть найдены в каждой сложной и о
необходимости точного соответствия образца найденной фигуре в структуре
сложной, время поиска простых фигур снижалось в среднем в 4 раза.
Данный феномен свидетельствует о переструктурировании деятельности по
поиску простых фигур в структуре сложных в группе здоровых испытуемых
на основе внешнезаданных критериев.
У всех испытуемых контрольных группы были зафиксированы случаи
самокоррекции при поиске простой фигуры, иногда даже после выполнения
нескольких последующих заданий, они возвращались с дополнениями
к просмотренным фигурам. Чаще всего, самокоррекция заключалась в
утверждении присутствия простой фигуры в сложной, но не в отказе
от своих ответов. Такое выполнение свидетельствует о стабильности
активационной составляющей мотивационного компонента психической
деятельности на протяжении всего времени выполнения теста
«Включенных фигур».
В группе больных с шизотипическим расстройством личности
у многих отмечалась парадоксальная заинтересованность отдельными
сложными фигурами, в которых они видели скрытую перспективу,
трёхмерность изображенного двумерного пространства. У части
пациентов выявлено истощение мотивации уже при анализе 3-й
фигуры, вследствие чего они отказывались от продолжения теста,
открыто говоря об испытываемом раздражении, «неинтересности»
данного задания, что свидетельствует о невозможности выстроить
внутренний мотив выполнения.
Специфичным для больных с шизотипическим РЛ является отсутствие
контраста между временем поиска простых фигур в составе сложных в
условиях «глухой» инструкции и в условиях поиска
при введении дополнительной инструкции, снижающей неопределенность
ситуации. Следует отметить, что в данной группе не выявлено феномена
интериоризации стимульных образов простых фигур, характерного для
здоровых испытуемых. Больные давали название только отдельным простым
фигурам и не применяли их в качестве мнемотехнических средств. Более
того, они часто просили повторно продемонстрировать простую фигуру даже
при решении сложных фигур в конце серий 1 и 2. Данный феномен
свидетельствует о неустойчивости внутренних образов стимульных фигур,
их «обтаивании», зашумлении под влиянием
субъективно-акцентированных признаков. Попытка скомпенсировать подобную
неустойчивость внутренних образов стимульных фигур приводит к
необходимости постоянно держать в фокусе внешний образец простой
фигуры. Для больных с шизотипическим РЛ характерны особые типы вопросов
к экспериментатору об отсутствующих линиях в структуре сложных фигур,
которые могли бы позволить встраивать в них простые фигуры. При
взаимодействии со стимульным материалом испытуемые часто берут фигуры в
руки и активно вращают их на 90, 180 и 360 градусов, меняя заданное
экспериментатором изначальное положение.
В целом выполнение задания вызывает выраженное эмоциональное
напряжение у пациентов с шизотипическим РЛ, выражающееся в
невербальном поведении. При ответах, которые не совпадают с
заданными образцом параметрами простых фигур, пациенты прямо не
отмечают эти несовпадения, например, говоря: «Нечто похожее,
она немного деформирована». Они не отклоняют принятых ответов
и активно не настаивают на окончательном решении, оставляя его в
незавершенности, сами того не замечая. Также данным пациентам
свойственны вычурные формулировки ответов: «Здесь им
(параллелепипедом) попахивает, но не до конца». Наряду с
правильными ответами в структуре сложных фигур больные с шизотипическим
РЛ находят несколько вариантов одной и той же простой. В результате
чего, в одной и той же сложной фигуре сосуществуют наряду с
правильным ответом ответы, не совпадающие с образцом простой
фигуры по размеру, ориентации и пропорциям.
В группе больных с обсессивно-компульсивным РЛ отмечается
внимательный поиск простых фигур в структуре сложных, наряду с
отсутствием выраженной заинтересованности материалом или собственными
результатами. В данной группе пациентов не отмечалось отказов от
выполнения теста. Следует также добавить характерное для больных с
обсессивно-компульсивным РЛ возвращение к ранее ненайденным простым
фигурам при поиске в рамках одной и той же сложной, что свидетельствует
о трудностях переключения с переживания неудачи на процесс выполнения
задания.
Для больных с обсессивно-компульсивным РЛ характерно более
выраженное, чем в контрольной группе расхождение между временем
поиска простых фигур в структуре сложной в условиях «глухой»
инструкции и в условиях дополнительной инструкции (в среднем в восемь
раз), что отражает выраженное давление, которое оказывает на пациентов
данной группы ситуация неопределенности.
У больных с обсессивно-компульсивным РЛ также встречались просьбы
повторно показать простые фигуры, но они были направлены на контроль
соответствия найденной фигуры внешнезаданному образцу. При
невозможности отыскать простую фигуру в структуре сложных отмечались
ответы, отражающие внутренний локус контроля: «Не могу найти»,
«Не получается». Однако затем пациенты часто отмечали,
почему та или иная простая фигура не может быть обнаружена в структуре
сложной, оперируя заданными образцом размерами простых фигур.
Во второй серии (при одновременном показе 2-х сложных фигур) с
нарастанием ответов о невозможности найти отсутствующие простые
фигуры у больных с обсессивно-компульсивным РЛ учащаются просьбы
повторно их показывать, несмотря на правильность ответов об отсутствии.
Следует также отметить, что большинство пациентов данной группы не
привносят какие-либо названия простым фигурам, не переводя их во
внутренний план и, таким образом, каждый раз контролируя собственные
ответы внешними стимулами.
Сомнения в своих ответах больные с обсессивно-компульсивным
РЛ проговаривали «вслух», что также свидетельствует
о вынесении поиска решения и анализа фигур во вне, что вело к
формулированию однозначного ответа о наличии или отсутствии
простой фигуры в структуре сложных.
Таким образом, проведенный анализ деятельности больных с
расстройствами личности по выполнению невербальных заданий в
с высокой степенью неопределенности, моделируемой с помощью
содержания стимульного материала, способов его организации,
инструкциями к выполнению заданий, позволил выделить ряд
специфических характеристик в сравнении с деятельностью
здоровых испытуемых. Анализ деятельности испытуемых в условиях
патопсихологического эксперимента позволяет обнаружить
качественные различия личностных, мотивационных, эмоциональных
и когнитивных параметров психической деятельности специфичных
для таких типов РЛ, как шизотипическое РЛ и обсессивно-компульсивное
РЛ. Так, для больных с шизотипическим РЛ были характерны полярные
характеристики мотивации (сверхзаинтересованность отдельными
составляющими стимульного материала и быстрая истощаемость
мотива выполнения); в эмоциональном состоянии пациентов
обнаружены контрастные переживания охваченности стимульном
материалом наряду с раздражением; отсутствие интериоризации
образов внешнезаданных стимулов, «обтаивание» под
влиянием субъективно-акцентированных признаков, сосуществование
наряду с правильными ответами, ответов несовпадающих с образом
стимульной фигуры, которое никак не замечается самими пациентами
с шизотипическим РЛ — характеризуют качественные особенности
их когнитивной деятельности. Мотивационная сфера больных с
обсессивно-компульсивным РЛ характеризуется внимательным выполнением
задания без выраженной заинтересованности отдельными деталями
внутри теста; эмоциональная сфера данных больных характеризуется
снижением тревоги и сомнений при уменьшении давления ситуации
неопределенности (при введении уточняющей инструкции), что
обуславливало улучшение динамических параметров активности;
вынесение деятельности по решению задания вовне и постоянный
контроль за результатами собственной деятельности отражает
Литература
1. Виноградова М.Г., Тхостов А.Ш. Смысловая регуляция
познавательной деятельности при истерическом расстройстве личности //
Медицинская психология в России: электрон. журн. – 2010. –
№ 2(3) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата
обращения: 30.06.2014).
2. Смулевич А.Б. Расстройства личности. Траектория в
пространстве психической и соматической патологии. – М.: ООО
«Издательство «Медицинское информационное агентство»,
2012.
3. Соколова Е.Т. Аффективно-когнитивная дифференцированность/
интегрированность как предиспозиционный фактор развития личностных и
поведенческих расстройств. Теория развития: Дифференционно-интеграционная
парадигма / сост. Н.И. Чуприкова. – М.: Языки славянских культур,
2009.
4. Соколова Е.Т. Культурно-историческая и клинико-психологическая
перспектива исследования феноменов субъективной неопределенности //
Вестник Московского университета: Серия 14: Психология. – 2012.
– № 2.
5. Шабанова А.А., Виноградова М.Г. Сравнение типов
реагирования на фрустрацию у больных с шизотипическим и обсессивно-компульсивным
расстройствами личности Психология психических состояний: актуальные
теоретические и прикладные проблемы: сборник научных трудов по
материалам 2-й Всероссийской научной конференции 14–16 ноября
2013 года. – Казань, 2013.
6. Armstrong D. The contributions of creative cognition
and schizotypal symptoms to creative achievement // Creativity research
journal. – 2012. – Vol. 24. – P. 117–190.
7. Clinical, cognitive, and social characteristics
of a sample of neuroleptic-naïve persons with schizotypal personality
disorder / C.C. Dickey, R.W. McCarley, M.A. Niznikiewicz [et al] //
Schizophrenia Research. – 2005. – Vol. 78. –
P. 297–308.
8. Duff S., Kinderman P. An interacting cognitive
subsystems approach to personality disorder // Clinical Psychology
& Psychotherapy. – 2006. – Vol. 13, № 4.
9. Herpertz S.C., Bertsch K. The social –
cognitive basis of personality disorders // Current opinion. –
2014. – Vol. 27, № 1. – P. 73–77.
10. Kernberg O.F., Yeomans F.E. Borderline personality
disorder, bipolar disorder, depression, attention deficit/hyperactivity
disorder, and narticissistic personality disorder: Practical
differential diagnostic // Bulletin of the Menninger
clinic. – 2013. – Vol. 77, № 1. –
P. 1–22.
11. Personality disorder among patients with panic
disorder and individuals with high anxiety sensitivity / J. Osma,
A. Garcia-Palacios, C. Botella [at al] // Psicothema.
– Vol. 26, № 2. – P. 159–165.
12. Personality Through Perception: an Experimental
and Clinical Study / H.A. Witkin, H.B. Lewis, M. Hertzman
[at al]. – New York: Harper, 1954.
13. Powers A.D., Oltmanns T.F. Personality disorders
and physical health: a longitudinal examination of physical functioning,
healthcare utilization, and health-related behaviors in middle-aged
adults // J Pers Disord. – 2012. – № 26(4).
14. Psychotic-like cognitive biases in borderline
personality disorder / S. Moritz, Schilling L., Wingenfeld K. [et al] //
J Behav Ther Exp Psychiatry. – 2011. – № 42. –
P. 349–354.
15. Witkin H.A. Individual differences in ease of
perception the embedded figures // Journal of personality. –
1950. – Vol. 19. – P. 1–15.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9:616.89-008
Виноградова М.Г., Шабанова А.А. Выполнение невербальных задач больными
с расстройствами личности // Клиническая и медицинская психология: исследования,
обучение, практика: электрон. науч. журн. –
2014. – N 4 (6) [Электронный ресурс].
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|