Исследование особенностей когнитивных функций и эмоционально-личностной
сферы у больных рассеянным склерозом
Кравчук М.О. (Рязань)
|
Кравчук Марина Олеговна
– медицинский психолог, ГБУ РО «Детская городская
поликлиника № 5» ГБУ РО «Областной клинический психоневрологический
диспансер», Рязань.
E-mail: marina_cravchuk@yandex.ru
|
Аннотация.
Цель: анализ выраженности и особенностей когнитивных и
эмоциональных изменений у больных рассеянным склерозом (РС).
Методы: тестирование с использованием набора стандартных
патопсихологичеких методик («10 слов»,
«Отыскивание чисел», «Отсчитывание»,
«Исключение предметов», «Простые аналогии»,
«Куб Линка») и личностных опросников (ЛОБИ,
Торонтская алекситимическая шкала, шкала реактивной и личностной
тревожности Спилберегера-Ханина, шкала HADS).
Результаты исследования. На основании проведённого
исследования устанавливается, что наиболее выраженные изменения
продуктивности памяти, внимания и мышления наблюдаются у пациентов
с прогредиентным течением РС, что свидетельствует о более выраженном
патологическом состоянии мозга в результате более выраженного
демиелинизирующего и атрофического поражения. Для пациентов с
ремитирующим течением характерно повышенное психоэмоциональное
напряжение и более высокие показатели личностной и ситуативной
тревожности. Это связано со стремлением данной группы больных
сохранить свой профессиональный статус и возможность продолжения
активной трудовой деятельности и активного образа жизни. Отсюда,
у них регистрируется эргопатический и анозогнозический типы
реагирования на болезнь, что значительно отличает их от больных
с прогредиентным течением, у которых, в свою очередь, выявлены
неврастенический и сенситивный типы с повышенной импульсивностью
и более нестабильным эмоциональным фоном.
Обсуждение. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день
проблеме когнитивных и эмоционально-личностных изменений при РС,
поскольку они часто снижают качество жизни пациентов, затрудняют
адаптацию к заболеванию и социальной жизни, а также затрудняют процессы
реабилитации. В статье проведён детальный анализ когнитивных функций и
эмоциональной сферы с разными формами болезни, в ходе которого
выявлено, что их изменения различаются в зависимости от течения
заболевания.
Ключевые слова:
рассеянный склероз, когнитивные нарушения, личностные нарушения, хронические
заболевания нервной системы, когнитивные и личностные изменения при рассеянном
склерозе.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Рассеянный склероз (РС) — одно из распространённых
органических поражений центральной нервной системы среди лиц
молодого возраста и являющееся наиболее частой причиной стойкой
нетрудоспособности у пациентов с данным заболеванием, что
обуславливает социальную значимость проблемы. Существенное значение
оказывают изменения высших психических функций и состояние
эмоционально-личностной сферы. Вследствие чего в медицине и, в
частности, клинической психологии возникает необходимость разработки
психологического подхода к таким больным и проведения коррекционной
работы по улучшению их самочувствия и эмоционального состояния.
Как правило, при появлении первых признаков заболевания пациенты
стараются меньше думать о какой-либо болезни и её последствиях. Они
склонны не замечать или даже отрицать очевидные симптомы, приписывая
её проявления случайным обстоятельствам или другим несерьёзным
заболеваниям. На первых порах такие пациенты желают обойтись своими
средствами и получать от жизни всё, несмотря на болезнь.
При увеличении длительности заболевания и степени тяжести симптомов
наблюдается усиление личностной напряжённости, тревоги в сторону
невротизации и формирования смешанных форм адаптации личности.
Однако, несмотря на тяжесть болезни и страдания, вызываемые ею,
большинство пациентов с рассеянным склерозом стремятся продолжать
работу. Им свойственны такие черты, как сверхответственность,
одержимость, выраженные в большей степени, чем до болезни. Многие
больные рассеянным склерозом избирательно относятся к обследованию
и лечению с целью сохранения профессионального статуса и продолжения
активной трудовой деятельности.
Нередки случаи, когда при РС встречаются разнообразные когнитивные
нарушения, которые также могут влиять на адаптивные способности
личности. Чаще всего нарушаются память, концентрация внимания и
скорость обработки информации, абстрактные умозаключения,
пространственное мышление.
Актуальность исследования
Когнитивные и эмоционально-личностные изменения значительно
влияют на клинические проявления заболевания, которые могут
нарушать многие виды ежедневной активности, снижать качество
жизни пациентов, затруднять адаптацию к хроническому заболеванию
и процесс реабилитации. Психологические изменения влияют на
эффективность медикаментозной терапии. Поэтому особая роль
принадлежит уточнению особенностей ВПФ и эмоционально-личностной
сферы у больных РС для выявления значения комплексного клинического
и психологического исследования и понимания механизмов лабильности
неврологических симптомов при РС.
Объект исследования: когнитивная и эмоционально-личностная
сфера у больных РС.
Предмет исследования: расстройства когнитивной и
эмоционально-личностной сферы у больных РС с разными типами течения.
Организация исследования
В обследовании принимали участие пациенты с достоверным диагнозом
РС в стадии декомпенсации, находящиеся на стационарном лечении, возрастной
диапазон от 25 до 55 лет, с преобладанием больных от 30 до 40 лет.
Длительность заболевания варьировала от 6 до 17 лет.
Проводилось стандартное патопсихологическое обследование по методу
А.Р. Лурия, направленное на оценку состояния ВПФ и обследование
эмоционально-личностной сферы клинически разработанными методиками.
Исследование проводилось индивидуально с каждым пациентом.
Цель: анализ выраженности и особенностей когнитивных и
эмоционально-личностных изменений у больных РС.
Гипотезы:
• Когнитивные изменения в большей степени
выражены у больных с прогредиентным течением.
• Эмоционально-личностные расстройства
будут наблюдаться у всех больных, независимо от типа течения
заболевания.
• У больных с ремитирующим течением будет
преобладать эргопатический тип отношения к болезни, в то время как
при прогредиентном течении отмечается неврастенический и сенситивный
типы.
Задачи:
• исследование когнитивной и эмоциональной
сфер больных с РС в зависимости от характера течения патологического
процесса;
• выявление типа реагирования пациентов
на свою болезнь;
• оценка степени выраженности выявленных
нарушений в зависимости от течения болезни.
Методики исследования: «Заучивание 10 слов»,
«Отыскивание чисел» (таблицы Шульте),
«Отсчитывание», «Исключение предметов»,
«Простые аналогии», «Куб Линка»; тест
«ЛОБИ», Торонтская алекситимическая шкала, шкала реактивной
и личностной тревожности Спилберерга-Ханина, шкала HADS.
Новизна результатов
Проведено комплексное патопсихологическое исследование ВПФ и
исследование эмоциональной сферы у больных РС с использованием набора
патопсихологических методик и личностных опросников, позволяющее
объективно оценивать состояние когнитивных функций и эмоциональные
расстройства при данном заболевании.
Результаты исследования
Проведённое исследование позволило выявить некоторые особенности
клинической картины у больных с различными типами течения болезни.
Показатели кратковременной слуховой памяти, скорости сенсомоторных
реакций не связаны с возрастом и образованием. Однако они существенно
различаются относительно типа течения заболевания. В группе больных с
прогредиентным течением у всех пациентов наблюдается низкая
продуктивность кратковременного запоминания. В то время как у пациентов
с ремитирующим течением снижение объёма кратковременной памяти
регистрируется только у 20% от всей выборки.
Рис. 1. Характеристика расстройств памяти в зависимости от
течения РС
Таким образом, сопоставление результатов запоминания 10 слов по
группам больных показало, что у пациентов с ПРС отмечается более низкая
продуктивность запоминания, что свидетельствует о более выраженном
патологическом состоянии мозга в результате более выраженного
демиелинизирующего и атрофического поражения при данном типе РС.
У всех обследуемых больных с РС выявлен неравномерный темп
психической деятельности, утомляемость, истощаемость психических
процессов, нарушение способности к переключению внимания.
Рис. 2. График средних показателей внимания по таблицам Шульте
При сопоставлении средних показателей внимания в группах ПРС и
РРС видно, что при прогрессировании заболевания отмечается более
выраженное снижение устойчивости внимания и скорости сенсомоторных
реакций. Согласно графику, в группе больных с ремитирующим течением
темп психической деятельности относительно устойчивый, но нет тенденции
к улучшению показателей по мере врабатывания в задание. Объём внимания
к зрительным раздражителям достаточный.
Отсюда следует, что при прогредиентном течении характерно наличие
признаков синдрома дефицита внимания вследствие гипофункции базальных
ганглиев и значительного демиелинизирующего повреждения мозга, которое
тем больше выражено, чем продолжительнее заболевание.
При проведении батареи тестов на мышление сохранялась разница
между показателями пациентов с прогредиентным и ремитирующим течением
заболевания. Больные с ремитирующим течением быстро справлялись с
заданием, адекватны в работе, процессы обобщения, целенаправленность
и логическое рассуждение сохранены. Отмечаются лишь «ошибки
внимания» вследствие истощаемости и повышенной утомляемости.
В отличие от РРС, у больных с прогредиентной формой выявлено
снижение уровня обобщения, конкретность, поверхностность и неустойчивость
процессов мышления. В своей деятельности эти пациенты руководствуются
второстепенными, несущественными признаками, исходят из конкретной
ситуации. Результаты исследования показали непоследовательность
суждений вследствие истощаемости психических процессов. Однако
допущенные ошибки замечают, стараются исправить самостоятельно либо
с небольшой помощью, что свидетельствует о сохранности критичности
мышления.
Следует отметить, что у пациентов с ПРС регистрируется замедление
скорости мышления, в рассуждениях они медлительны, испытывают
затруднения в формировании вербального ответа.
В беседе предъявляют жалобы на затруднение умственной деятельности,
испытывают ощущение интеллектуальной недостаточности. Самооценка таких
больных занижена.
Обнаруживаются не резко выраженные нарушения пространственных
представлений (по методике «Куб Линка»), что может быть
вызвано наличием очагов демиелинизации в теменных долях. Личностные
реакции больных с ПРС выражались в повышении импульсивности,
раздражительности: при обнаружении ошибки они разламывали куб,
отказывались собирать, его игрушечный вид вызывал у них скептическое
отношение. Дальнейшая работа с ним проводилась с пренебрежением. Из
этого следует, что у таких пациентов имеет место слабый волевой контроль
и низкая стрессоустойчивость.
Таким образом, сопоставляя результаты патопсихологического
обследования, можно сделать вывод, что когнитивные изменения в
большей степени характерны для пациентов с прогредиентным течением
заболевания.
Рис. 3. Показатели эмоционально-личностной сферы
Сравнивая показатели эмоционально-личностной сферы, выявили, что
алекситимия и депрессивные состояния больше характерны для пациентов
с ПРС. Показатели личностной и ситуативной тревожности преобладают у
пациентов с РРС. Это связано с тем, что такие больные бояться потерять
работу в связи с заболеванием, стать «обузой» для
родственников, стремятся во что бы ни стало сохранить профессиональный
статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности; они
избирательно относятся к обследованию и лечению, стремятся активно
содействовать его успеху. Отсюда, у пациентов с РРС регистрируется
выраженное психоэмоциональное напряжение.
В связи с этим, у больных с ремитирующим течением преобладают
эргопатический, анозогнозический и гармоничный типы реагирования на
болезнь в «чистой» или смешанной форме. В отличие от них
при прогредиентном течении в большей степени встречаются смешанные и
диффузные формы с неврастеническим и сенситивным типами реагирования.
Пациенты с ПРС озабочены возможным неблагоприятным впечатлением,
которое могут произвести сведения о болезни, бояться негативных
слухов со стороны. Их поведение — по типу «раздражительной
слабости». Возможны вспышки эксплозивности, особенно при болях,
неприятных ощущениях, неудачном лечении.
Рис. 4. Показатели типов отношения к болезни
Следовательно, у пациентов с прогредиентным течением РС, в отличие
от пациентов с ремитирующим течением, будут преобладать когнитивные
изменения. Что касается эмоциональных расстройств, то они являются
характерной особенностью заболевания независимо от его течения.
Различия лишь в том, что пациенты по-разному реагируют на свою болезнь:
при ремитирующим течении преобладает эргопатический тип реагирования,
при прогредиентном — неврастенический и сенситивный.
В данной работе было выявлено, что дефицит когнитивных функций и
изменения эмоционально-личностной сферы у больных РС представлены
разнообразными симптомами, которые различаются в зависимости от его
течения и выражаются в виде неравномерного темпа психической деятельности,
истощаемости, нарушении процессов запоминания и снижения объёма
кратковременной памяти. Однако при прогредиентном течении рассеянного
склероза когнитивные изменения встречаются чаще и они более выражены,
что свидетельствует о большей степени патологического состояния мозга
в результате более выраженного димиелинизирующего поражения при данном
типе течения РС.
Со стороны эмоционально-волевой сферы изменения характеризуютяся
высокой личностной и ситуативной тревожностью, алекситимией, низкой
стрессоустойчивостью. Различия отмечаются в типах реагирования на
болезнь: «уход в работу», «отрицание болезни»
при РРС и неврастенический, сенситивный и тревожный типы в случае ПРС.
Таким образом, по признаку когнитивных и эмоционально-личностных
расстройств наиболее неблагоприятном вариантом течения является
прогредиентный РС, что имеет практическое значение для разработки
психологических реабилитационных мероприятий. Своевременное
проведение психокоррекции при РС позволяет значительно улучшить
качество жизни больного и членов его семьи.
Литература
1. Алексеева Т.Г., Бойко Н.Н., Гусев Е.И. Спектр
нейропсихологических изменений при рассеянном склерозе // Журнал
неврологии и психиатрии. – 2000. – № 11. –
С. 15–20.
2. Алексеева Т.Г., Бойко А.Н., Батышева Т.Т.
Когнитивные и эмоционально-личностные изменения при рассеянном
склерозе // Журнал неврологии и психиатрии Корсакова. – 2002.
– Спец. выпуск. – № 1. – 80 с.
3. Алексеева Т.Г., Ениколопова Е.В., Садальская Е.В.
Комплексный подход к оценке когнитивной и эмоционально-личностной сфер
у больных рассеянным склерозом // Журнал неврологии и психиатрии. –
2002. – Спец. выпуск. – С. 20–26.
4. Батышева Т.Г. Реабилитация больных с заболеваниями
нервной системы в условиях специализированной поликлиники
восстановительного лечения // Медицинская помощь. – 2003.
– № 6. – С. 22–26.
5. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. –
Ташкент: Медицина, 1976. – 325 с.
6. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А.
Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Питер, 1997.
– 300 с.
7. Власов Л.В., Повереннова И.Е., Тельнова К.И.
Реабилитационный процесс при рассеянном склерозе // Журнал неврологии
и психиатрии. – 2003. – Спец. выпуск: Рассеянный склероз.
– № 2. – С. 98–110.
8. Гусев Е.И., Дёмина Т.Л., Бойко А.Н. Рассеянный
склероз. – М.: Нефть и газ, 1997. – 250 с.
9. Гусев Е.И., Завалишин И.А., Бойко А.Н.
Рассеянный склероз и другие демиелинизирующие заболевания. –
М.: Миклош, 2004. – 540 с.
10. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.:
Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
11. Коркина М.В., Мартынов Ю.С., Малков Г.Ф.
Психические нарушения при рассеянном склерозе. – М.: Москва,
изд. УНД, 1986.
12. Лакосина Н.Д. Клиническая психология. –
М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 416 с.
13. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Новейший
справочник. – М.: Издательство Эксмо; СПб.: Сова, 2003.
– 928 с.
14. Нейропсихология: учебник для вузов /
Е.Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2003. – 496 с.
15. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика.
– Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. –
672 с.
16. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики
патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М.: Апрель-Пресс,
издательство Института Психотерапии, 2004. – 224 с.
17. Садальская Е.В., Ениколопов С.Н. Психологические
аспекты оценки качества жизни больных при соматических расстройствах.
– СПб: Питер, 2001.
18. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки
в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2002. –
350 с.
19. Смулевич А.Б., Тхостов А.Ш., Соркин А.Л.
Клинические и психологические аспекты реакции на болезнь // Журнал
неврологии и психиатрии. – 1997. – № 2. –
С. 4–10.
20. Тотолян Н.А., Камаева О.В., Тищенко М.Е.
Рассеянный склероз. – СПб.: ООО «Издательство АСТ»,
2001. – 224 с.
21. Трифонова О.В. Когнитивные изменения у больных
рассеянным склерозом: автореф. дис. … канд. мед. наук. –
М.,2006. – 22 с.
22. Шмидт Т.Е., Яхно Н.Н. Рассеянный склероз.
– М.: Медицина, 2003. – 160 с.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9.07:616.832-004.2
Кравчук М.О. Исследование особенностей когнитивных функций и
эмоционально-личностной сферы у больных рассеянным склерозом //
Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика:
электрон. науч. журн. – 2015. – N 1 (7)
[Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|