Роль субъектности в психологическом здоровье человека
Соловьева В.А. (Кострома)
|
Соловьева Валентина Авенировна
– кандидат психологических наук, доцент кафедры
социальной психологии; лаборатория психодиагностики, коррекции и
психологического консультирования; Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Костромской государственный университет
имени Н.А. Некрасова» (КГУ им. Н.А. Некрасова).
E-mail: Sowa56@mail.ru
|
Аннотация.
Осознание человеком своих душевных и физических возможностей является
ресурсом личности, который принято называть здоровьем. Субъективное
переживание здоровья, уровень субъективного контроля, а также
субъектность взаимосвязаны с психологическим здоровьем личности.
Общий показатель субъектности, будучи связанным с показателем
алекситимии и с показателем симптомов, объединяет их в некоторый
симптомокомплекс.
Ключевые слова:
представление о психологическом здоровье, субъектность, алекситимия,
типы психологического здоровья.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Переход к саноцентрическому подходу, построенному на ценности первичной
профилактики всех возможных форм нездоровья, потребовал углубленного
изучения психологического здоровья. Очень часто отказ от помощи
психолога связан именно с тем, что человек считает возможным обратиться
за помощью к специалисту только тогда, когда состояние выходит за рамки
здорового.
Сначала проблема здоровья представлялась как исключительно медицинская,
затем начали выделяться категории психического и, в частности,
психологического здоровья, соответствующие переходу от органоцентрической
к гуманистической парадигме, в центре рассмотрения которой находится
конкретный человек как уникальная личность. На данный момент здоровье
рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, в структуре которого
можно выделить физический, психический, социальный и психологический
компонент. Последний включает в себя здоровье как
индивидуально-психологический феномен и опосредуется совокупностью
ценностей личности, в частности, морально-нравственными и религиозными.
Психологическое здоровье обуславливает способность человека ставить
смыслообразующие цели и реализовывать их, осуществляя саморегуляцию и
согласовывая их с требованиями социокультурной и природной среды. Для
объяснения поведения людей в отношении своего здоровья часто
используется понятие локуса контроля.
Понятие «здоровье» — это мера отклонения от
физиологической, статистической и индивидуальной нормы. Человек,
являясь субъектом такой индивидуальной нормы, знает, что такое
здоровье и сопоставляет с этим свое актуальное состояние. В этом
случае особенно важно изучение субъективных представлений индивида
о своем здоровье, усвоенных им норм и ценностей, критериев самооценки
психического и физического состояния. Внутренняя картина здоровья
определяется как своеобразный эталон здорового человека, или здорового
органа, или части тела. В.А. Ананьев полагал, что в становлении
внутренней картины здоровья особую роль играют эмоциональные,
интеллектуальные и волевые компоненты.
Для того, чтобы уточнить составляющие психологического здоровья, мы
провели соответствующее исследование. Было высказано предположение, что
уровень субъективного контроля, а также субъектность могут иметь
взаимосвязь с психологическим здоровьем личности.
Для изучения понятия психологическое здоровье нами была разработана
специальная анкета, в которой были представлены различные болезни и
также отдельным списком — их психологические причины.
(Психологические причины болезней. Луиза Хей.) Испытуемым предлагалось
отметить все имеющиеся у них болезни и психологические проблемы. Была
использована также методика УСК, методика на выявление субъектности
Ершовой и опросник на выявление уровня алекситимии.
В исследовании принимало участие 52 человека, из них 27 —
студенты университета в возрасте 17—19 лет и 25 взрослых
испытуемых в возрасте от 22 до 52 лет, имеющих высшее или среднее
техническое образование.
Оказалось, что эти две группы испытуемых значимо различаются между
собой. Уровень субъективного контроля значимо выше у студентов, как в
целом, так и по всем его шкалам. Студенты также отмечают у себя значимо
большее количество психологических проблем. Одновременно с этим
взрослые испытуемые имеют значимо более высокий уровень субъектности в
целом и по показателям активности и автономности. Можно сказать, что
молодежь, принимая ответственность на себя, испытывают серьезные
психологические проблемы. Однако взрослость сопровождается выраженной
субъектной позицией.
В результате корреляционного анализа обнаружилось:
1. Связь присвоения ответственности за свое здоровье
с такими показателями, как интернальность на производстве
(0,425 при р=0,002), интернальность общения (0,331 при р=0,016),
целостность (−0,288 при р=0,038) и опосредованность (0,274 при
р=0,049). Одновременно с этим интернальность здоровья не связана с
другими интересующими нас показателями, имеющими отношение к феномену
психологического здоровья.
2. Алекситимия (способность вербализовать свое
самочувствие, состояние) оказалась положительно связана с количеством
симптомов (0,453 при р=0,001), количеством проблем (0,396 при р=0,004),
и отрицательно — с активностью (−0,296 при р=0,033),
автономностью (−0,292 при р=0,036), опосредованностью (−0,360
при р=0,009), а также с общим показателем субъектности (−0,319
при р=0,021).
3. Показатель количества симптомов положительно
коррелирует с количеством заявленных испытуемыми проблем (0,783 при
р=0,000). Это означает, что наше предположение о психологическом
здоровье как субъективном отражении соматического здоровья верно.
4. Кроме этого количество заявляемых симптомов
отрицательно коррелирует с показателем активности (−0,313 при
р=0,024), автономности (−0,414 при р=0,002) и общим показателем
субъектности (−0,277 при р=0,046). Количество проблем, в свою
очередь, также отрицательно коррелирует с показателем активности
(−0,357 при р=0,010) и автономности (−0,428 при р=0,001),
но не коррелирует с общим показателем субъектности.
Таким образом, общий показатель субъектности, будучи связанным с
показателем алекситимии и с показателем симптомов, объединяет их в
некоторый симптомокомплекс. Этого нельзя сказать о субъективном
показателе переживаемых проблем, который имеет отрицательные связи с
частными составляющими субъектности личности активность (−0,351
при р=0,0100 и автономность (−0,428 при р=0,001), но не связан
с общим показателем субъектности личности.
В результате процедуры варимакс-вращения были выделены следующие
факторы, позволяющие говорить о четырех типах психологического здоровья:
• люди с низкой интернальностью локуса
контроля не имеют проблем со здоровьем как физическим, так и
психологическим;
• люди, молча переживающие отсутствие
субъектности в форме психосоматических болезней;
• люди, не страдающие от низкой ценности
своего «Я», но имеющие проблемы с психологическим и
соматическим здоровьем;
• люди, не имеющие высокой целостности
своего «Я», интегрированные в окружающей среде.
Выделенные типы психологического здоровья нужно учитывать в
работе с клиентами.
Данные проведенного исследования позволяют рассматривать уровень
субъективного контроля и субъектность как автономные образования в
структуре личности. Кроме этого, проведенное исследование позволило
наметить новое направление дальнейших исследований в проблеме
психологического здоровья: полученные данные указывают на необходимость
исследования процесса развития представлений о здоровье, интериоризации
внешних характеристик здорового образа жизни, а также понимания
здоровья как динамической составляющей мотивационной сферы личности,
которая обеспечивает ей возможность реализации содержательной
составляющей мотивации.
Литература
1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в
отечественной психологии // Психология. – 2005.
– № 2(4). – C. 3–22.
2. Быховская И.М. Аксиология телесности и
здоровье: сопряженность в культурологическом измерении //
Психология телесности. Между душой и телом / ред.-сост.
В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: Аст, 2007.
– С. 53–66.
3. Веракса Н.Е. Личность и культура:
структурно-диалектический подход // Перемены. – 2000.
– № 1. – С. 81–107.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т.
Т. З. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина.
– М.: Педагогика, 1983. – 368 с., ил.
5. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья
– термин или концепция? // Вопросы психологии. –
1993. – № 1. – С. 86–88.
6. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная
психотерапия: практическое руководство. – М: Независимая
фирма «Класс», 2005. – 592 с.
7. Петровский В.А. Личность в психологии:
парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
– 512 с.
8. Тхостов А.Ш. Психология телесности. –
М.: Смысл, 2002.
9. Цветкова И.В. Проблема психологического
изучения внутренней картины здоровья // Психологические исследования,
2012. – № 1(21). – С. 11 [Электронный ресурс].
– URL: http://psystudy.ru. (дата обращения: 10.12.2014).
10. Шувалов А.В. Психологическое здоровье человека
// Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2009. –
Вып. 4(15). – С. 87–101.
11. Щукина М.А. Особенности развития субъектности
личности в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол.
наук. – Санкт-Петербург, 2004.
Ссылка для цитирования
Соловьева В.А. Роль субъектности в психологическом здоровье человека
// Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика:
электрон. науч. журн. – 2015. – N 1 (7)
[Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp
(дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|