О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Моделирование конструкта психического развития детей с разным соматическим статусом

Павлей Л.В., Конева Е.В., Солондаев В.К. (Ярославль)

 

 

Павлей Любовь Вадимовна

Павлей Любовь Вадимовна

–  кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО, Ярославский государственный медицинский университет, Ярославль, Россия.

E-mail: siam_l@mail.ru

Конева Елена Витальевна

Конева Елена Витальевна

–  доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия.

E-mail: ev-kon@yandex.ru

Солондаев Владимир Константинович

Солондаев Владимир Константинович

–  кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, Ярославль, Россия.

E-mail: solond@yandex.ru

 

Аннотация. В статье представлено описание конструкта психического развития у здоровых детей и детей с хроническими соматическими заболеваниями. С позиций системного подхода описаны особенности конструктов, характер связей показателей психического развития и качества жизни у детей с разным соматическим статусом на результатах психологического обследования эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой сфер психики 785 детей Большесельского района Ярославской области в возрасте от рождения до 17 полных лет.

Ключевые слова: психическое развитие, функциональная система, конструкт, общий девиантный синдром адаптации.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 13-06-00650.

В современных исследованиях, касающихся периода детства, существует несколько распространенных направлений. Первое — это медицинское освидетельствование соматического статуса ребенка, осуществляемое в ходе диспансеризаций детского населения, мониторинговых исследований. Второе — психологические исследования локальных характеристик развития ребенка или психосоматических аспектов его функционирования. Менее распространены комплексные медико-психологические исследования, которые позволяют сделать выводы о соматическом и психологическом статусе ребенка, определить внутренние взаимосвязи этой системы. Еще более редки исследования, которые охватывают весь онтогенез, начиная с раннего возраста. Общий девиантный синдром адаптации как базовые нарушения донозологического уровня на когнитивном, либо эмоциональном, либо поведенческом уровнях, описан В.А. Ананьевым [2]. Результаты мониторинга развития школьников [Там же] уже обнаруживали признаки такого синдрома в виде симптомокомплексов, включающих неуверенность в себе, тревожность, слабо развитую систему копингов, пониженное настроение и др. Однако нам неизвестны работы, посвященные моделированию психического развития с количественным и качественным описанием модели. Ее разработка стимулируется потребностью ответить на ряд значимых с теоретической и практической точки зрения вопросов. Какие переменные составляют ядро психического развития? Влияет ли качество жизни на развитие детей с разным соматическим статусом? Одинаковые или разные модели у детей здоровых и с хроническим заболеванием? Разработка модели психического развития у детей с наличием хронического заболевания и его отсутствием приоткрывает возможность комплексно увидеть общую матрицу развития, его детерминанты и возможные мишени для дальнейшей коррекции и профилактики. Настоящая статья представляет собой попытку моделирования психического развития детей как системы.

В рамках пилотного проекта, направленного на оптимизацию системы профилактики заболеваний и диспансеризации детского населения, было проведено медико-психологическое обследование детей Большесельского района Ярославской области в возрасте от периода новорожденности до 18 лет. Всего в проекте приняли участие 785 детей, психологическая диагностика которых включала оценку эмоциональной, поведенческой сферы и интеллектуального развития.

Обследование детей от 0 до 2 лет проводилось по модифицированной с учетом условий проведения версии экспертной психодиагностической системы «Лонгитюд» [20]. Для детей 3—8 лет использовался психодиагностический комплекс Е.А. Стребелевой [10]. Дети 9—17 лет обследовались при помощи теста интеллекта, свободного от влияния культуры, Р. Кеттелла и теста вербального интеллекта (ТВИ). С трех лет для изучения эмоциональной и поведенческой сфер использовались проективная методика «Дом. Дерево. Человек» и карта наблюдения Д. Стотта. Качество жизни оценивалось по методике Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Росздрава [18]; в качестве рабочего определения качества жизни использовалась «интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования больного, основанная на его субъективном восприятии» [Там же]. Полученные данные подвергались обширному статистическому анализу. Рассмотрим некоторые результаты (рис. 1, 2).

 

 

Рис. 1. Взаимосвязи показателей психического развития и качества жизни
здоровых детей

 

В модели развития здоровых детей (рис. 1) обнаруживаются множественные связи как внутри подсистемы психического развития, так и внутри подсистемы качества жизни. Две эти части метасистемы также связаны между собой.

 

 

Рис. 2. Взаимосвязи показателей психического развития и качества жизни
детей с наличием хронического заболевания

 

Обратившись к модели развития детей с хроническими заболеваниями (рис. 2), мы также обнаруживаем связи как внутри подсистемы психического развития, так и внутри подсистемы качества жизни. Очевидны сходства в конструкте психического развития здоровых детей и детей с хроническими заболеваниями разного возраста. Его составляют следующие переменные: «пассивность, зависимость»; «нарушение социальных контактов»; «тревога, страх»; «агрессивность»; «снижение эмоционального фона»; «вербальный интеллект»; «сумма баллов по методике Стребелевой». Они в обоих случаях соединены внутрифункциональными связями и межфункциональными связями с конструктом качества жизни и образуют завершенную фигуру.

При более подробном сравнительном анализе двух конструктов развития у детей с разным соматическим статусом выявляются отличия как взаимосвязей внутри подсистемы психического развития, так и характера межфункциональных связей.

1.  Внутрифункциональные связи конструкта «психическое развитие» у детей с хроническими заболеваниями образуют несколько замкнутых циклов. Обращает на себя внимание высокая насыщенность конструкта «психическое развитие» внутренними связями. Весь конструкт «психическое развитие» детей с хроническими заболеваниями состоит из замкнутых циклов трех—четырех переменных:

•   «пассивность, зависимость» — «снижение эмоционального фона» — «тревога, страх»;

•   «нарушение социальных контактов» — «тревога, страх» — «сумма баллов по вербальному интеллекту»;

•   «нарушение социальных контактов» — «агрессивность» — «сумма баллов по вербальному интеллекту»;

•   «нарушение социальных контактов» — «сумма по карте наблюдений Стотта» — «сумма баллов по вербальному интеллекту»;

•   «нарушение социальных контактов» — «агрессивность» — «пассивность, зависимость»;

•   «нарушение социальных контактов» — «агрессивность» — «тревога, страх»;

•   «агрессивность» — «сумма баллов по вербальному интеллекту» — «тревога, страх»;

•   «агрессивность» — «пассивность, зависимость» — «тревога, страх».

Замкнутые циклы обнаруживают участие трех составляющих развития: эмоциональную, поведенческую и интеллектуальную. Если рассматривать более крупные замкнутые циклы из 4—5 переменных, то мы снова видим участие в цикле интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер.

2.  У здоровых детей имеет место один замкнутый цикл из трех переменных: «агрессивность» — «пассивность, зависимость» — «тревога, страх», а также один цикл из пяти переменных: «пассивность, зависимость» — «тревога, страх» — «нарушение социальных контактов» — «сумма по карте наблюдений Стотта» — «сумма баллов по вербальному интеллекту». Оба цикла идентичны у детей с хроническими заболеваниями. Рассматривая переменные, входящие в идентичные циклы, мы обнаруживаем основные составляющие психического развития ребенка: эмоциональную, поведенческую и интеллектуальную.

У здоровых детей замкнутые циклы формируются с «внешним» конструктом — «Качество жизни», тогда как у детей с хроническими заболеваниями наблюдаются лишь линейные связи переменных психического развития с показателями качества жизни.

Можно предположить, что более ригидные, жесткие конструкции взаимосвязей показателей развития у детей с хроническими заболеваниями разной соматической направленности определяют иной приспособительный результат функциональной системы на каждом возрастном отрезке.

Присутствие отдельных линейных связей переменных психического развития с переменными качества жизни у детей с хроническими заболеваниями может свидетельствовать о ригидных внутрисистемных циклах. Они минимизируют включение «внешних» параметров, субъективной оценки своего состояния, рефлексивного анализа собственного развития и благополучия.

3.  У детей с хроническими заболеваниями наибольшее количество связей в конструкте «психическое развитие» имеют переменные: «нарушение социальных контактов» и «тревога, страх». Это те элементы конструкта, которые выступают ключевыми, ядерными фигурами, влияющими на картину развития детей.

4.  Конструкты «Качества жизни» у детей здоровых и с хроническими заболеваниями практически идентичны друг другу в области внутрифункциональных связей, но значительно отличаются по межфункциональным связям с переменными конструкта «Психическое развитие».

Количество связей между переменными конструкта «Психическое развитие» и «Качество жизни» у здоровых детей — 10, у детей с хроническими заболеваниями — 7. Обратимся к характеру связей. Если у здоровых детей переменная «Качество жизни — психоэмоциональное функционирование» связана с «агрессивностью» и «снижением эмоционального фона», то у детей с хроническими заболеваниями — с «агрессивностью» и «нарушением социальных контактов».

Переменная «Качество жизни: физическое функционирование» не имеет у здоровых детей связей с переменными психического развития. У детей с хроническими заболеваниями она связана с переменной «тревога, страх».

Согласно теории функциональных систем и принципам системогенеза [3], теории динамических систем [14], положениям современной психологии развития [22; 23], данным психогенетики, развитие является результатом функционирования сложных систем, которые включают психологические, биологические и физические компоненты. Наличие у ребенка соматического заболевания, приобретшего хроническую форму, по всей видимости, оказывает влияние на функциональную систему, угнетая отдельные ее компоненты, заставляя искать обходные пути, пути компенсации дефекта. Мы видим это по замкнутым циклам в конструкте у детей с хроническими заболеваниями.

Теория функциональных систем [3] позволяет ответить на вопрос, как могут взаимодействовать различные структурные образования в целостной работе живого организма, решающего адаптационные задачи. Функциональные системы представляет собой инструмент интеграции организма, формирующийся для реализации любой его приспособительной деятельности. Работа всех составных элементов такой саморегулирующейся организации способствует получению приспособительного результата, который и выступает системообразующим фактором каждой функциональной системы [Там же]. В отличие от других вариантов системного подхода, в теории функциональных систем было разработано представление о системообразующем факторе [Там же]. Этот фактор — результат системы, под которым понимается полезный приспособительный эффект в соотношении организма и среды, достигаемый при реализации системы.

Рассматривая отличительные характеристики конструкта психического развития детей с хроническими соматическими заболеваниями, можно говорить о наличии приспособительного потенциала данной системы. Однако приспособительный результат функциональной системы у детей с хроническими заболеваниями отличается от такового у здоровых детей. Его можно обозначить как общий девиантный синдром адаптации.

Общий девиантный синдром адаптации — это базовые нарушения донозологического уровня на когнитивном, либо эмоциональном, либо поведенческом уровнях [2]. Эти нарушения неспецифичны, полиморфны по проявлениям и не относятся к патологическим, представляют собой донозологический уровень реагирования.

Функциональные системы, с помощью которых осуществляется психическая деятельность, не появляются в готовом виде в момент рождения ребенка, а формируются постепенно. На ранних этапах больше представлена психофизиологическая, биологическая основа функциональной системы, затем она «свертывается», но при наличии хронического заболевания остается фоновой.

Подводя итоги проделанной работы, можно констатировать:

1.  Моделирование конструкта психического развития у детей с разным соматическим статусом позволяет:

–   обнаружить и проиллюстрировать значимые составляющие развития, их взаимосвязи и конфигурации;

–   определить общий девиантный синдром адаптации детей с хроническими заболеваниями;

–   выявить мишени профилактики нарушений в детском возрасте, в частности: ранняя профилактика эмоциональных нарушений у детей с хроническими заболеваниями, расширение межличностных контактов, формирование нового спектра психологических услуг для детей с разным соматическим статусом; совершенствование системы медико-психологического комплексного сопровождения детей.

2.  Физическое здоровье детерминирует характеристики психического развития и конфигурации их взаимосвязей в конструкте.

 

Литература

1.   Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: исследование зависимостей. – М., 1987.

2.   Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. – СПб., 2007.

3.   Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. – М., 1973. С. 5–61.

4.   Ахметова Л.В. Половозрастные особенности развития детерминант когнитивной сферы личности учащихся // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 11.

5.   Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. – 320 c.

6.   Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъема и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. – 1994. – Т. 1. – № 1.

7.   Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – обзор проблем и результатов // Системные исследования: Ежегодник. – М.: Наука, 1969. – С. 30–54.

8.   Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4.

9.   Генотип. Среда. Развитие: монография / М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, О.В. Паршикова [и др.]. – М.: ОГИ, 2004. – 576 с.

10.   Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – С. 12–329.

11.   Карпов А.В. Психология сознания: Метасистемный подход. – М.: Изд-во РАО, 2011. – 1023 с.

12.   Карпов А.В., Солондаев В.К. Возможности использования индексов конвергенции и дивергенции системы // Ярославский психологический вестник. – М.; Ярославль. – 2012. – Выпуск 27.

13.   Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. – М.: Медицина, 1979. – 608 с.

14.   Когнитивные исследования: Проблема развития: сб. научн. трудов / под ред. Д.В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2009. – Вып. 3.

15.   Корнев А.Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи: автореф. дис. … докт. психол. наук. – СПб., 2006.

16.   Малхасян М.В. Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста в различных социокультурных средах: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Нижний Новгород., 2011.

17.   Марютина Т.М. Индивидуализация психического развития в контексте системного подхода // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 3.

18.   Методология оценки состояния здоровья детей различных возрастных периодов по критериям качества их жизни: методическое пособие. – М., 2005. – 28 с.

19.   Методы психологической диагностики нарушений развития у детей: метод. указания / сост. В.К. Солондаев. – Ярославль, 2004. – 47 с.

20.   Программный комплекс Лонгитюд–ЭДК. – СПб., 2013 [Электронная версия]. – URL: http://testpsy.net/ru/ (дата обращения: 10.01.2015).

21.   Рябчук Ю.А. Психологические проблемы синхронизации школьного и пубертатного кризисов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2006. – № 2.

22.   Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. – М., 2006. – 466 с.

23.   Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования. – 2012. – Т. 5, № 24. – С. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.01.2015).

24.   Соколова Е.В. Системный подход к психокоррекции психического развития личности в раннем дизонтогенезе // Российский психологический журнал. – 2007. – Т. 4. – № 1.

25.   Тишевской И.А. Психическое развитие младенца с позиций аллостатической парадигмы адаптации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2010. – № 17(193).

26.   Determinants of vulnerability in early childhood development in Ireland: a cross-sectional study / M. Curtin, J. Madden, A. Staines [et al.] // BMJ Open. – 2013, № 3 [Электронный ресурс]. – URL: http://bmjopen.bmj.com/content/3/5/e002387.full (дата обращения: 10.01.2015).

27.   Gottlieb B.H. Measuring social resources // Encyclopedia of Psychological Assessment / Ed. by R. Fernandez-Ballesteros. – Newbury Park. CA. – 2003.

28.   Gottlieb B.H., Wolfe J. Coping with family caregiving to persons with dementia: A critical review // Aging and Mental Health. – 2002. – № 6.

29.   Johnson M.K. Identifying the origin of mental experience // The mythomanias: The nature of deception and self-deception / Ed. by M.S. Myslobodsky. – Mahwah. NJ. – 1997.

30.   Johnson M.K. Source monitoring and memory distortion // Philosophical Transactions of the Royal Society of London By Biological Sciences. – 1997, November. – Vol. 29. – № 352 (1362).

31.   McLoyd V.C. Socioeconomic disadvantage and child development // American Psychologist. – 1998, Feb. – Vol. 53(2).

32.   NICHD Early Child Care Research Network. Early Child Care and Children's Development Prior to School Entry: Results from the NICHD Study of Early Child Care // American Educational Research Journal. – 2002, March 20. – Vol. 39. – P. 133–164.

33.   R Development Core Team. R: A language and environment for statistical computing. – R Foundation for Statistical Computing, – Vienna, Austria. – 2013. – URL: http://www.R-project.org.

 

 

Ссылка для цитирования

Павлей Л.В., Конева Е.В., Солондаев В.К. Моделирование конструкта психического развития детей с разным соматическим статусом // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 1 (7) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player