О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Рецензия
на книгу И.А. Симоненко «Привязанность и ее влияние на здоровье и развитие ребенка. Психотерапия привязанности в детском возрасте»

Митрушина Н.А. (Ярославль)

 

 

Митрушина Наталья Анатольевна

Митрушина Наталья Анатольевна

–  кандидат психологических наук, медицинский психолог ГАУЗ ЯО Клинической больницы № 2 (Ярославль).

E-mail: nmitrushina@gmail.com

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка книги «Привязанность и ее 
влияние на здоровье и развитие ребенка. Психотерапия привязанности 
в детском возрасте»

Данная монография сочетает в себе научный подход к исследованию феномена привязанности и описание фокуса психотерапевтической интервенции в работе с диадой «мать — ребенок». Представленные в первых главах результаты и обсуждения эмпирических исследований качества привязанности и отдельных психических особенностей детей и их матерей изложены в сравнительном контексте разных возрастных групп и дополняют имеющуюся в науке картину феномена привязанности. Исследования проводились на кафедре общей и клинической психологии Курского государственного медицинского университета в течение более 10 лет. В последних двух главах обобщен практический опыт психологической помощи детям и их матерям в развитии надежной эмоциональной связи.

В целом работа опирается на теорию привязанности английского психоаналитика, представителя теории объектных отношений — Дж. Боулби и его ученицы М. Эйнсворт — специалиста по психологии развития; системный подход, реализующийся в психотерапии взаимодействия матери и ребенка, психоаналитика Д. Стерна и в более поздних работах психоаналитика К.Х. Бриша. Между тем, саму книгу нельзя назвать психоаналитически ориентированной. Кроме использования отдельных понятий, имеющих отношение непосредственно к теории привязанности, психоаналитическая терминология отсутствует. Автор избегает прямого указания на психотерапевтический подход, в рамках которого должна строиться психологическая помощь в формировании и восстановлении доверительной эмоциональной связи ребенка ко взрослому, и лишь косвенно по фокусам работы можно догадаться о том, что некоторые психотерапевтические находки базируются на методологии гештальт-терапии. Вместе с тем, подробно описанные мишени психотерапевтической работы делают работу доступной для широкого круга специалистов разной психотерапевтической направленности. Автор обращает внимание, что психотерапия привязанности является основной темой в психологической помощи детям и подросткам.

Достоинством работы также является разработка оценочных методик, которые востребованы специалистами-практиками, имеющими дело с формированием и восстановлением надежного типа привязанности, а также для решения научных задач.

Книга состоит из четырех глав, разбитых на несколько параграфов, и трех приложений, включающих описание методик исследования привязанности у разных возрастных групп.

В первой главе представлен краткий теоретический обзор теорий привязанности и акцентирована значимость для ребенка эмоциональной связи с матерью. Подробно описаны центральные идеи Дж. Боулби, которые стали основополагающими в более поздних концепциях других авторов. Приводятся описания трех типов привязанности, выделенных М. Эйнсворт. Поднимается проблема противоречивости результатов исследований по теме привязанности, имеющихся в научной базе на настоящий момент. Теоретический обзор предшествует описанию собственных результатов автора и его коллег, которые изложены в других главах данной монографии, и затрагивает следующие аспекты: определение степени устойчивости привязанности во времени, установление взаимосвязей качества привязанности с различными особенностями развития ребенка, обнаружение факторов формирования привязанности.

Вторая глава состоит из семи параграфов, пять из которых посвящены описанию отдельно взятого исследования. В начале главы читатель знакомится с методами оценки привязанности. Отметим некоторые из них, непосредственно использованные в данной работе — «Незнакомая ситуация» (М. Эйнсворт) для детей в возрасте от 12 до 19 месяцев, проективный метод Н. Каплан для детей в возрасте 4—8 лет, шкала К. Кернс для детей 8—10 лет.

Интерес вызывает модифицированная М.А. Василенко и И.А. Симоненко методика М. Эйнсворт. Наравне с классической методикой выделяются восемь эпизодов, в которых варьируется приход и уход матери, наличие и отсутствие незнакомки; наблюдению подвергается стремление ребенка к познанию пространства, исследовательскому поведению, выраженность стремления к защите и безопасности, реакция на появление незнакомки, уход и появление матери. В дополнение к методике Эйнсворт эмоциональные и поведенческие реакции ребенка фиксируются по балльной шкале (от −2 до +2), разработаны критерии и единицы наблюдения, которым присваивается соответствующий балл. Сумма баллов позволяет отнести наблюдаемый паттерн к типу привязанности. Данную методику авторы рекомендуют применять у детей в возрасте от 2—3 лет. Разработанная методика, безусловно, обладает научно-практической ценностью, так как количественные показатели легче применять в диагностических и исследовательских целях, чем качественные, что снижает риск привнесения субъективных оценок. К сожалению, в монографии не представлены психометрические параметры оценки надежности и валидности разработанной процедуры. Не полностью приведена градация баллов в соответствии с типами привязанности, что затрудняет самостоятельное использование методики без обращения к другим источникам авторского коллектива.

Результаты проведенных исследований достаточно обширны и, вместе с тем, не всегда формируют целостную картину. Часть результатов представлена в процентах, без использования статистической обработки или без указания применяемого статистического критерия, что затрудняет понимание материала и делает некоторые выводы дискуссионными.

Третья глава посвящена принятию роли матери, особенностям контакта матери и ребенка первых месяцев жизни как предтечи привязанности, возникающей в более позднем периоде младенческого возраста. Понятие контакта рассматривается с позиции, принятой в гештальт-терапии. Для оценки взаимодействия матери и ребенка авторским коллективом разработана система бальных оценок по единицам наблюдения «Мангеймской шкалы оценки для понимания взаимодействия матери и ребенка в грудном возрасте» (Manheim). Выявленные типы контакта названы по аналогии с типами привязанностями М. Эйнсворт. Прогностически ценным является описание особенностей взаимодействия матери с ребенком в зависимости от типа контакта. Составленные портреты могут служить диагностическими маркерами, которые будут интересны психологам-практикам, работающим с парой «мать — младенец». Так, например, в надежном типе контакта мать ориентируется на ребенка, выстраивает с ним диалог, использует вербальные и невербальные способы общения без привнесения стимулов из внешней среды. Имеется высокая степень взаимного отражения. При тревожно-избегающем типе контакта мать ориентируется на окружающую среду, использует негативные оценочные интерпретации проявлений ребенка, повышенное количество стимуляции в отношении ребенка, свойственна общая неконгруэнтность.

Грамотно построена программа психологической помощи матери и ребенку в развитии контакта между ними. Основной акцент сделан на работу с матерью как фактором, определяющим особенности развития и здоровье ребенка. Автор на основе теоретического анализа и на основе собственного эмпирического материала обосновывает важность наличия у матери способности к установлению границы контакта, благодаря которой она может «оставаться в границах внутреннего пространства и видеть границы пространства своего ребенка». Приведем пример одного из результатов исследования: у матерей с неблагоприятным типом контакта отмечается наибольшее количество барьеров (по В.В. Бойко) во взаимодействии с ребенком, связанных со сниженной способностью осозновать себя в процессе общения, высокой эмоциональной вовлеченностью, «захваченностью» эмоциями в процессе общения. Исходя из этого, фокусами работы являются: чувства матери (способность их распознавать, обозначать и видеть за ними свои потребности), развитие способности матери к распознаванию сигналов ребенка, к различению своего эмоционального состояния, желаний от имеющихся у ребенка, развитие способности к социальному взаимодействию с ребенком. В результате проведения формирующего эксперимента доказана эффективность разработанной психотерапевтической программы.

Четвертая глава описывает психотерапию привязанности ребенка, которая включает в себя диагностический этап определения нарушения привязанности и препятствий, которые мешают матери строить надежную связь с ребенком. Выделены признаки нарушения привязанности, которые можно отследить на приеме у психолога, используя наблюдение: мама не подключается к игре ребенка, нет невербальной подстройки, имеется недовольство проявлениями ребенка; ребенок отказывается играть с мамой, ребенок закрыт, прячется за маму, отстраненно ведет себя; темы игр связаны с катастрофами, войнами и беспомощностью слабых персонажей, одиночеством и покинутостью. Большое значение для диагностики типа привязанности автор придает резонансным чувствам психолога, благодаря которым специалист получает доступ к привычному эмоциональному фону отношений между матерью и ребенком.

Хорошо известно, что проблемы ребенка являются зеркалом семейных отношений, проблем родителей. Эффективность психотерапии напрямую связана с тем, насколько родитель вовлечен в психотерапевтический процесс. Считаем важным утверждение автора о том, что «когда мама приводит на терапию ребенка, бессознательно она ждет помощи именно себе». В работе поднимается проблема низкой мотивации родителей к собственной терапии, даются рекомендации по повышению их вовлеченности. Большой раздел посвящен позиции психолога в процессе взаимодействия с родителем.

Изменения, достигаемые в психотерапии матери, меняют внутренние «рабочие модели» привязанности ребенка. Отметим фокусы психотерапии матери: работа с актуальными нагрузки, с детской историей, поиск контакта с внутренним ребенком матери и с негативными сценами из ее ранних отношений, развитие эмоциональной связи матери со своим внутренним ребенком. Указывается, что отношения со своим внутренним ребенком «должны вырасти в надежные, в которых есть последовательность, предсказуемость и способность к утешению своего «плачущего ребенка»».

В конце главы представлен психотерапевтический случай ведения в течение полутора лет девочки четырех с половиной лет и ее матери. Приведенные стенограммы сессий демонстрируют грамотность и зрелость И.А. Симоненко как специалиста-практика. В описании случая имеются комментарии автора, поясняющие психотерапевтические феномены, возникающие в процессе работы с матерью и ребенком. Этот раздел, безусловно, будет интересен детским психологам, психотерапевтам и специалистам, сопровождающим развитие ребенка.

В заключение отметим, что в период роста и развития служб ранней помощи в самых разных регионах России работа И.А. Симоненко, несомненно, заслуживает внимания и может быть использована в психологической и психотерапевтической практике.

 

 

Ссылка для цитирования

Митрушина Н.А. Рецензия на книгу И.А. Симоненко «Привязанность и ее влияние на здоровье и развитие ребенка. Психотерапия привязанности в детском возрасте» // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 1 (7) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player