Особенности телесности и нейропсихологические особенности
подростков с интернет-зависимым поведением
Меркурьева Ю.А. (Москва)
|
Меркурьева Юлия Александровна
– преподаватель кафедры психологического консультирования,
психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медицинский
стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва.
E-mail: juliamerkurieva@gmail.com
|
Аннотация.
Целью исследования было изучение нейропсихологических особенностей
и особенностей телесности у подростков с интернет-зависимым поведением.
Было обследовано 235 подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Наличие
интерент-зависимого поведения определялось по результатам методик:
«Шкала интернет-зависимости Чен» и специально разработанной
анкеты. В экспериментальную группу вошли 90 испытуемых, склонных к
интернет-зависимому поведению в возрасте от 15 до 17 лет. Контрольная
группа состояла из 100 условно здоровых испытуемых. Данные группы были
обследованы следующими методиками: «Телесный образ я»
(M. Feldenkreiz, адаптация И.А. Соловьевой), адаптированное
нейропсихологическое исследование для подростков (на основе Лурия-90).
Основные выводы: 1) Образ тела подростков, проявляющих паттерн
интернет-зависимого поведения, искажен значимо больше, чем у группы
здоровых подростков (54,7%). 2) Подростки с интернет-зависимым
поведением склонны оценивать большинство собственных телесных ощущений
как опасные и угрожающие здоровью. 3) Подростки с интернет-зависимым
поведением характеризуются стертостью межполушарных взаимодействий,
функциональной слабостью левой передней доли и I блока мозга.
Ключевые слова:
интернет-зависимое поведение, подростки, телесность, нейропсихологические
особенности.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
На данный момент исследования особенностей подростков с
интернет-зависимым поведением продолжаются, и одним из направлений
является исследование их нейропсихологических особенностей и
особенностей телесности. Данные вопросы до сих пор недостаточно
освещены в современной литературе. Исходя из того факта, что нарушение
развития мозговых структур, а также их повреждение являются фактором
риска для развития химической аддикции, мы предполагаем, что и в
случае интернет-аддикций возможно найти нейропсихологические корреляты.
Определенные нарушения телесности также зачастую связаны с развитием
аддиктивного поведения и могут стать мишенью психокоррекции.
Цель исследования: целью исследования было изучение
нейропсихологических особенностей и особенностей телесности у
подростков с интернет-зависимым поведением.
Материалы и методы
Нами было обследовано 235 учащихся школ ЦАО г. Москвы,
средний возраст которых составил 15,5 года. Далее по результатам
методики «Шкала интернет-зависимости Чена» и экспертной
оценки данная группа была поделена на две: экспериментальную и
контрольную. В экспериментальную группу вошли 98 испытуемых, в
контрольную — 100. Нейропсихологические особенности выявлялись
путем проведения адаптированного нейропсихологического исследования
для подростков (на основе нейропсихологической методики
экспресс-диагностики Лурия-90). Данные, полученные по методике
«Шкала Чена», и показатели нейропсихологических профилей
подростков были подвергнуты статистическому анализу. Особенности
телесности исследовались с помощью методик ВДИО А.Ш. Тхостова
и методики «Телесный образ я» (M. Feldenkreiz,
адаптация И.А. Соловьевой).
Нами были высчитаны средние баллы по нейропсихологическим пробам
для обеих групп (контрольной и экспериментальной), далее по средним
данным был построен график, на котором можно наглядно увидеть различия
нейропсихологических профилей условно здоровых подростков и подростков
с интернет-зависимым поведением.
Таблица 1
Средние значения нейропсихологического исследования по
нарушенным функциям для экспериментальной и контрольной групп
Рис. 1. Нейропсихологические профили контрольной и экспериментальной
групп.
Для дальнейшего анализа данных нейропсихологического исследования
нарушения различных функций были объединены по локализации этих функций,
в ходе чего нами были выделены следующие индексы:
1. Индекс, отражающий трудности передних отделов
левого полушария: (Л_ПЕРЕД) — выполнение динамического
праксиса, кинетические ошибки, усвоение первой программы, усвоение
второй программы в этой пробе; выполнение реципрокной координации,
ошибки, среднее время реакции в графической пробе; регуляторные ошибки
в пробе Хэда.
2. Индекс, отражающий трудности, связанные с
задними отделами левого полушария (Л_ЗАДН) — кинестетические
ошибки, пространственные ошибки в праксисе позы пальцев,
сомато-топические ошибки, пространственные ошибки в пробе Хэда;
пропуски, а также разница лево- и правополушарных ошибок в пробе на
зрительную память, сумма пропусков в пробах на узнавание
перечеркнутых, наложенных и зашумленных фигур; пропуски и
ошибки в пробе на слухо-речевую память; семантические замены
в пробе на понимание слов, близких по значению; пространственные
ошибки в динамическом праксисе; сумма относительных оценок
за пробу на динамический праксис минус сумма относительных оценок
за праксис позы пальцев.
3. Индекс, отражающий правополушарные трудности
(ПРАВ) — дизметрии в пробе часы; специфические ошибки
в серийном счете; пропуски в пробе на узнавание недорисованных
фигур; разница лево- и правополушарных ошибок в пробе на
зрительно-пространственную память. Отдельно учитывалось время
серийного счета и разница во времени выполнения фигур Кооса: фигура 2
минус 1. Эта разница отражает наличие трудностей, связанных с
восприятием новизны материала. Об этом говорят ее отрицательные
значения, которые наблюдались при наличии у испытуемых правополушарных
трудностей. Большая величина индексов показывает большую выраженность
трудностей, связанных с работой данных отделов мозга.
Далее был проведен анализ различий групп: 1 — зависимое
поведение, 2 — склонные к зависимому поведению, 3 —
условно здоровые.
Характерные для групп средние значения индексов и стандартные
отклонения приведены в таблице 2.
Таблица 2
Средние групповые значения нейропсихологических индексов
Как хорошо видно по величине стандартных отклонений (см. табл. 2),
индивидуальный разброс данных внутри групп был достаточно велик. У
испытуемых первой группы наряду с превалированием функциональной
слабости передних отделов левого полушария могли быть и трудности в
функционировании задних отделов левого полушария. Испытуемые второй
группы прежде всего характеризуются отсутствием передних и
правополушарных трудностей, выраженность функциональной слабости
задних левополушарных отделов у них значительно флуктуирует. Третья
группа наиболее гомогенна, и правополушарные трудности здесь
незначительны по всем отделам.
Таким образом, по результатам нейропсихологического исследования
можно отметить, что подростки со склонностью к интернет-зависимому
поведению значимо отличаются от условно здоровых по показателям
функциональных нарушений пространственного праксиса, слухомоторных
координаций, внимания, контроля и регуляции деятельности, а также
опосредованного запоминания, которые у них значительно выше. Соотнося
эти данные с локализацией функций, мы отмечаем функциональную слабость
межполушарных комиссур и левой передней доли, кроме того, учитывая
утомляемость, снижение концентрации внимания, можно говорить о слабости
первого блока мозга. Важно отметить, что функциональная недостаточность
межполушарных взаимодействий увеличивает нагрузку на первый и третий
блоки мозга, так как не позволяет мозгу избирательно включаться в
работу отдельных функций, что вызывает его истощение. Итак, мы можем
провести параллель с особенностями интернет-деятельности: подростки,
склонные к интернет-зависимости могут использовать Интернет как способ
поддерживать активность и концентрировать внимание, так как постоянное
появление новых стимулов внешне регулирует концентрацию внимания, в то
же время это способствует еще большему истощению и утомлению. С другой
стороны, недостаточное включение в функциональную систему передних
отделов левого полушария снижает возможности планирования, регуляции
своей деятельности и времени, проводимого в сети. Еще одним важным
аспектом обсуждения является то, что дефицитарные функции могут и
должны продолжать развиваться в подростковом возрасте, однако
отсутствие активного образа жизни, ограничение реального общения как
следствия интернет-зависимости еще больше усугубляют ситуацию.
В ходе исследования телесности корреляционный анализ результатов
методик «Телесный образ я» и показателей выраженности
интернет-зависимого поведения показал наличие положительной
корреляции, то есть снижение адекватности телесного образа связано
с увеличением выраженности интернет-зависимого поведения.
Качественный сравнительный анализ методик «Телесный образ
я» и «рисунок человека» обнаружил следующие
символические особенности образа тела:
В методике «Телесный образ я»:
1) уменьшение длины стопы — недостаточная
устойчивость, потребность в опоре, отсутствие внутренней и/или
внешней поддержки, неуверенности;
2) удлинение шеи — тенденция к отделению телесности
от сознания, блокирование и отделение эмоций от сознания;
3) увеличение ширины и высоты головы — высокая
значимость интеллекта в системе ценностей, гиперконтроль над
телесными импульсами;
4) уменьшение длины руки — нарушения и проблемы
общения, уход от общения или его недостаток, недостаточная
коммуникативная компетентность;
5) преуменьшение области от талии до промежности —
тревога, относящаяся к сексуальности, гендерной идентичности.
По результатам методики «Выбор дескрипторов интрацептивных
ощущений» статистически достоверные (p=0,001849) отличия
были выявлены для дескрипторов, описывающих внутренние телесные
ощущения как «опасные и угрожающие здоровью». Отмечена
тенденция выбора большего количества слов для описания внутренних
телесных ощущений; их классификации как испытанных и важных;
увеличения количества прилагательных среди выбранных слов.
Можно предполагать когнитивную (оценочную) основу подобного
выбора, снижение «качества» восприятия собственной
телесности с тенденцией потери непосредственной чувственной
связи в пользу ментального, умозрительного представления о ней.
Таким образом, подытоживая эмпирическое исследование особенностей
образа тела, эмоциональной сферы и их коррекции у подростков, склонных
к интернет-зависимому поведению, опишем основные выводы:
1. Образ тела подростков, проявляющих паттерн
интернет-зависимого поведения, искажен значимо больше, чем у группы
здоровых подростков (547%). Процент искажений определяется, в основном,
искажениями длины 60% и ширины 20% шеи, длины руки 32%, ширины головы
62%, длины стопы 15%, ширины бедра 30%, высоты до развилки 15%.
2. Образ тела подростков с интернет-зависимым
поведением значимо менее дифференцирован по сравнению с образом
тела здоровых подростков.
3. Подростки с интернет-зависимым поведением
склонны оценивать большинство собственных телесных ощущений как
опасные и угрожающие здоровью.
4. Подростки с интернет-зависимым поведением
с точки зрения нейропсихологии характеризуются функциональными
нарушениями пространственного праксиса, слухомоторных координаций,
внимания, контроля и регуляции деятельности, опосредованного
запоминания. Отмечается функциональная слабость межполушарных
комиссур, а также функциональная недостаточность первого блока
мозга.
Литература
1. Андреев А.С., Анцыборов А.В.
Интернет-аддикция как форма зависимого поведения // NarCom.ru: Русский
Народный Сервер Против Наркотиков [Электронный ресурс]. –
URL: http://www.narcom.ru/publ/info/199 (дата обращения: 14.01.2015).
2. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости
от Интернета // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25.
– № 1. – C. 90–100.
3. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. –
СПб.: Речь, 2007.
4. Интернет-зависимое поведение у подростков.
Клиника, диагностика, профилактика: пособие для школьных психологов /
Е.А. Смирнова, В.Л. Малыгин, А.Б. Искандирова [и др.];
ред. В.Л. Малыгин. – М.: Мнемозина, 2010. –
136 с.
5. Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные
расстройства поведения. – М: МЕДпресс-информ, 2003. –
328 с.
6. Палларо П. Я и телесное Я: танцевально-двигательная
терапия и развитие объектных отношений // Журнал практической психологии
и психоанализа. – 1993. – № 1.
7. Соколова Е.Т., Дорожевец А.Н. Исследования образа
тела в зарубежной психологии // Вестник Московского ун-та. – Сер. 14.
Психология. – 1988. – № 4. – С. 39–49.
8. Соловьева И.А, Матевосян С.Н. Психология
телесности. Между душой и телом. – М.: АСТ, 2005.
9. Чудова И.В. Особенности образа «Я»
«Жителя Интернета» // Психологический журнал. –
2002. – Т. 22. – № 1. –
С. 113–117.
10. Янг К.С. Диагноз –
интернет-зависимость // Мир Интернет. – 2000. –
№ 2. – С. 24–29.
11. Griffiths M.D. Internet addiction – Time
to be taken seriously? // Addiction Research. – 2000. –
Vol. 8. – P. 413–418.
12. Internet addiction disorder: an Italian study /
G. Ferraro, B. Caci, A. D’Amico [et al.] //
CyberPsychology & Behavior. – 2007. –
Vol. 10. – P. 170–177.
13. Kimberly Young. Web Publishing. 1996-1999.
14. Lo S.K., Wang C.C., Fang W. Physical interpersonal
relationships and social anxiety among online game players //
Cyberpsychology & behavior. – 2005. – Vol. 8.
– P. 15–20.
15. Maressa Hecht Orzack, Ph.D. Web Publishing.
1996–1999.
16. Proposed diagnostic criteria of Internet addiction
for adolescents / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.C. Chen [et al.]
// Journal of Nervous and Mental Disease. – 2005. –
Vol. 193. – P. 728–733.
17. The association between adult ADHD symptoms and
internet addiction among college students: the gender difference /
J.Y. Yen, C.F. Yen, C.S. Chen [et al.] // Cyberpsychology
& Behavior. – 2009. – Vol. 12(2). –
P. 187–191.
Ссылка для цитирования
Меркурьева Ю.А. Особенности телесности и нейропсихологические
особенности подростков с интернет-зависимым поведением // Клиническая
и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон.
науч. журн. – 2015. – N 1 (7) [Электронный ресурс].
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|