О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Особенности телесности и нейропсихологические особенности
подростков с интернет-зависимым поведением

Меркурьева Ю.А. (Москва)

 

 

Меркурьева Юлия Александровна

Меркурьева Юлия Александровна

–  преподаватель кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медицинский стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва.

E-mail: juliamerkurieva@gmail.com

 

Аннотация. Целью исследования было изучение нейропсихологических особенностей и особенностей телесности у подростков с интернет-зависимым поведением. Было обследовано 235 подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Наличие интерент-зависимого поведения определялось по результатам методик: «Шкала интернет-зависимости Чен» и специально разработанной анкеты. В экспериментальную группу вошли 90 испытуемых, склонных к интернет-зависимому поведению в возрасте от 15 до 17 лет. Контрольная группа состояла из 100 условно здоровых испытуемых. Данные группы были обследованы следующими методиками: «Телесный образ я» (M. Feldenkreiz, адаптация И.А. Соловьевой), адаптированное нейропсихологическое исследование для подростков (на основе Лурия-90). Основные выводы: 1) Образ тела подростков, проявляющих паттерн интернет-зависимого поведения, искажен значимо больше, чем у группы здоровых подростков (54,7%). 2) Подростки с интернет-зависимым поведением склонны оценивать большинство собственных телесных ощущений как опасные и угрожающие здоровью. 3) Подростки с интернет-зависимым поведением характеризуются стертостью межполушарных взаимодействий, функциональной слабостью левой передней доли и I блока мозга.

Ключевые слова: интернет-зависимое поведение, подростки, телесность, нейропсихологические особенности.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

На данный момент исследования особенностей подростков с интернет-зависимым поведением продолжаются, и одним из направлений является исследование их нейропсихологических особенностей и особенностей телесности. Данные вопросы до сих пор недостаточно освещены в современной литературе. Исходя из того факта, что нарушение развития мозговых структур, а также их повреждение являются фактором риска для развития химической аддикции, мы предполагаем, что и в случае интернет-аддикций возможно найти нейропсихологические корреляты. Определенные нарушения телесности также зачастую связаны с развитием аддиктивного поведения и могут стать мишенью психокоррекции.

Цель исследования: целью исследования было изучение нейропсихологических особенностей и особенностей телесности у подростков с интернет-зависимым поведением.

Материалы и методы

Нами было обследовано 235 учащихся школ ЦАО г. Москвы, средний возраст которых составил 15,5 года. Далее по результатам методики «Шкала интернет-зависимости Чена» и экспертной оценки данная группа была поделена на две: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу вошли 98 испытуемых, в контрольную — 100. Нейропсихологические особенности выявлялись путем проведения адаптированного нейропсихологического исследования для подростков (на основе нейропсихологической методики экспресс-диагностики Лурия-90). Данные, полученные по методике «Шкала Чена», и показатели нейропсихологических профилей подростков были подвергнуты статистическому анализу. Особенности телесности исследовались с помощью методик ВДИО А.Ш. Тхостова и методики «Телесный образ я» (M. Feldenkreiz, адаптация И.А. Соловьевой).

Нами были высчитаны средние баллы по нейропсихологическим пробам для обеих групп (контрольной и экспериментальной), далее по средним данным был построен график, на котором можно наглядно увидеть различия нейропсихологических профилей условно здоровых подростков и подростков с интернет-зависимым поведением.

 

Таблица 1

Средние значения нейропсихологического исследования по нарушенным функциям
для экспериментальной и контрольной групп

 

Рис. 1. Нейропсихологические профили контрольной и экспериментальной групп.

 

Для дальнейшего анализа данных нейропсихологического исследования нарушения различных функций были объединены по локализации этих функций, в ходе чего нами были выделены следующие индексы:

1.   Индекс, отражающий трудности передних отделов левого полушария: (Л_ПЕРЕД) — выполнение динамического праксиса, кинетические ошибки, усвоение первой программы, усвоение второй программы в этой пробе; выполнение реципрокной координации, ошибки, среднее время реакции в графической пробе; регуляторные ошибки в пробе Хэда.

2.   Индекс, отражающий трудности, связанные с задними отделами левого полушария (Л_ЗАДН) — кинестетические ошибки, пространственные ошибки в праксисе позы пальцев, сомато-топические ошибки, пространственные ошибки в пробе Хэда; пропуски, а также разница лево- и правополушарных ошибок в пробе на зрительную память, сумма пропусков в пробах на узнавание перечеркнутых, наложенных и зашумленных фигур; пропуски и ошибки в пробе на слухо-речевую память; семантические замены в пробе на понимание слов, близких по значению; пространственные ошибки в динамическом праксисе; сумма относительных оценок за пробу на динамический праксис минус сумма относительных оценок за праксис позы пальцев.

3.   Индекс, отражающий правополушарные трудности (ПРАВ) — дизметрии в пробе часы; специфические ошибки в серийном счете; пропуски в пробе на узнавание недорисованных фигур; разница лево- и правополушарных ошибок в пробе на зрительно-пространственную память. Отдельно учитывалось время серийного счета и разница во времени выполнения фигур Кооса: фигура 2 минус 1. Эта разница отражает наличие трудностей, связанных с восприятием новизны материала. Об этом говорят ее отрицательные значения, которые наблюдались при наличии у испытуемых правополушарных трудностей. Большая величина индексов показывает большую выраженность трудностей, связанных с работой данных отделов мозга.

Далее был проведен анализ различий групп: 1 — зависимое поведение, 2 — склонные к зависимому поведению, 3 — условно здоровые.

Характерные для групп средние значения индексов и стандартные отклонения приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

Средние групповые значения нейропсихологических индексов

 

Как хорошо видно по величине стандартных отклонений (см. табл. 2), индивидуальный разброс данных внутри групп был достаточно велик. У испытуемых первой группы наряду с превалированием функциональной слабости передних отделов левого полушария могли быть и трудности в функционировании задних отделов левого полушария. Испытуемые второй группы прежде всего характеризуются отсутствием передних и правополушарных трудностей, выраженность функциональной слабости задних левополушарных отделов у них значительно флуктуирует. Третья группа наиболее гомогенна, и правополушарные трудности здесь незначительны по всем отделам.

Таким образом, по результатам нейропсихологического исследования можно отметить, что подростки со склонностью к интернет-зависимому поведению значимо отличаются от условно здоровых по показателям функциональных нарушений пространственного праксиса, слухомоторных координаций, внимания, контроля и регуляции деятельности, а также опосредованного запоминания, которые у них значительно выше. Соотнося эти данные с локализацией функций, мы отмечаем функциональную слабость межполушарных комиссур и левой передней доли, кроме того, учитывая утомляемость, снижение концентрации внимания, можно говорить о слабости первого блока мозга. Важно отметить, что функциональная недостаточность межполушарных взаимодействий увеличивает нагрузку на первый и третий блоки мозга, так как не позволяет мозгу избирательно включаться в работу отдельных функций, что вызывает его истощение. Итак, мы можем провести параллель с особенностями интернет-деятельности: подростки, склонные к интернет-зависимости могут использовать Интернет как способ поддерживать активность и концентрировать внимание, так как постоянное появление новых стимулов внешне регулирует концентрацию внимания, в то же время это способствует еще большему истощению и утомлению. С другой стороны, недостаточное включение в функциональную систему передних отделов левого полушария снижает возможности планирования, регуляции своей деятельности и времени, проводимого в сети. Еще одним важным аспектом обсуждения является то, что дефицитарные функции могут и должны продолжать развиваться в подростковом возрасте, однако отсутствие активного образа жизни, ограничение реального общения как следствия интернет-зависимости еще больше усугубляют ситуацию.

В ходе исследования телесности корреляционный анализ результатов методик «Телесный образ я» и показателей выраженности интернет-зависимого поведения показал наличие положительной корреляции, то есть снижение адекватности телесного образа связано с увеличением выраженности интернет-зависимого поведения.

Качественный сравнительный анализ методик «Телесный образ я» и «рисунок человека» обнаружил следующие символические особенности образа тела:

В методике «Телесный образ я»:

1)  уменьшение длины стопы — недостаточная устойчивость, потребность в опоре, отсутствие внутренней и/или внешней поддержки, неуверенности;

2)  удлинение шеи — тенденция к отделению телесности от сознания, блокирование и отделение эмоций от сознания;

3)  увеличение ширины и высоты головы — высокая значимость интеллекта в системе ценностей, гиперконтроль над телесными импульсами;

4)  уменьшение длины руки — нарушения и проблемы общения, уход от общения или его недостаток, недостаточная коммуникативная компетентность;

5)  преуменьшение области от талии до промежности — тревога, относящаяся к сексуальности, гендерной идентичности.

По результатам методики «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений» статистически достоверные (p=0,001849) отличия были выявлены для дескрипторов, описывающих внутренние телесные ощущения как «опасные и угрожающие здоровью». Отмечена тенденция выбора большего количества слов для описания внутренних телесных ощущений; их классификации как испытанных и важных; увеличения количества прилагательных среди выбранных слов.

Можно предполагать когнитивную (оценочную) основу подобного выбора, снижение «качества» восприятия собственной телесности с тенденцией потери непосредственной чувственной связи в пользу ментального, умозрительного представления о ней.

Таким образом, подытоживая эмпирическое исследование особенностей образа тела, эмоциональной сферы и их коррекции у подростков, склонных к интернет-зависимому поведению, опишем основные выводы:

1.   Образ тела подростков, проявляющих паттерн интернет-зависимого поведения, искажен значимо больше, чем у группы здоровых подростков (547%). Процент искажений определяется, в основном, искажениями длины 60% и ширины 20% шеи, длины руки 32%, ширины головы 62%, длины стопы 15%, ширины бедра 30%, высоты до развилки 15%.

2.   Образ тела подростков с интернет-зависимым поведением значимо менее дифференцирован по сравнению с образом тела здоровых подростков.

3.   Подростки с интернет-зависимым поведением склонны оценивать большинство собственных телесных ощущений как опасные и угрожающие здоровью.

4.   Подростки с интернет-зависимым поведением с точки зрения нейропсихологии характеризуются функциональными нарушениями пространственного праксиса, слухомоторных координаций, внимания, контроля и регуляции деятельности, опосредованного запоминания. Отмечается функциональная слабость межполушарных комиссур, а также функциональная недостаточность первого блока мозга.

 

Литература

1.   Андреев А.С., Анцыборов А.В. Интернет-аддикция как форма зависимого поведения // NarCom.ru: Русский Народный Сервер Против Наркотиков [Электронный ресурс]. – URL: http://www.narcom.ru/publ/info/199 (дата обращения: 14.01.2015).

2.   Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – № 1. – C. 90–100.

3.   Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. – СПб.: Речь, 2007.

4.   Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика: пособие для школьных психологов / Е.А. Смирнова, В.Л. Малыгин, А.Б. Искандирова [и др.]; ред. В.Л. Малыгин. – М.: Мнемозина, 2010. – 136 с.

5.   Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения. – М: МЕДпресс-информ, 2003. – 328 с.

6.   Палларо П. Я и телесное Я: танцевально-двигательная терапия и развитие объектных отношений // Журнал практической психологии и психоанализа. – 1993. – № 1.

7.   Соколова Е.Т., Дорожевец А.Н. Исследования образа тела в зарубежной психологии // Вестник Московского ун-та. – Сер. 14. Психология. – 1988. – № 4. – С. 39–49.

8.   Соловьева И.А, Матевосян С.Н. Психология телесности. Между душой и телом. – М.: АСТ, 2005.

9.   Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. – 2002. – Т. 22. – № 1. – С. 113–117.

10.   Янг  К.С.  Диагноз – интернет-зависимость // Мир  Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24–29.

11.   Griffiths M.D. Internet addiction – Time to be taken seriously? // Addiction Research. – 2000. – Vol. 8. – P. 413–418.

12.   Internet addiction disorder: an Italian study / G. Ferraro, B. Caci, A. D’Amico [et al.] // CyberPsychology & Behavior. – 2007. – Vol. 10. – P. 170–177.

13.   Kimberly Young. Web Publishing. 1996-1999.

14.   Lo S.K., Wang C.C., Fang W. Physical interpersonal relationships and social anxiety among online game players // Cyberpsychology & behavior. – 2005. – Vol. 8. – P. 15–20.

15.   Maressa Hecht Orzack, Ph.D. Web Publishing. 1996–1999.

16.   Proposed diagnostic criteria of Internet addiction for adolescents / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.C. Chen [et al.] // Journal of Nervous and Mental Disease. – 2005. – Vol. 193. – P. 728–733.

17.   The association between adult ADHD symptoms and internet addiction among college students: the gender difference / J.Y. Yen, C.F. Yen, C.S. Chen [et al.] // Cyberpsychology & Behavior. – 2009. – Vol. 12(2). – P. 187–191.

 

 

Ссылка для цитирования

Меркурьева Ю.А. Особенности телесности и нейропсихологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 1 (7) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player