О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Исследование психологической инфантилизации среди участников субкультуры ролевых игр

Малыгин В.Л., Щербачев В.В. (Москва)

 

 

Малыгин Владимир Леонидович

Малыгин Владимир Леонидович

–  доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва.

E-mail: malyginvl@yandex.ru

Щербачев Василий Владимирович

Щербачев Василий Владимирович

–  аспирант кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва.

E-mail: vagosamedi@gmail.com

 

Аннотация. Представлены проявления особенностей индивидуально-психологических качеств, свойственных для участников субкультуры ролевых игр на примере 50 участников этой субкультуры в возрасте 19—26 лет (исследуемая группа) в сравнении с 50 лицами аналогичного возраста и тендерного состава в возрасте 19—25 лет, никогда не участвовавшими в ролевых играх живого действия (группа сравнения). Относительно группы сравнения у участников субкультуры ролевых игр значимыми были демонстративная, экзальтированная и циклотимная акцентуации характера по тесту Шмишека, личностные особенности по факторам В+, Е+, G−, L+, М+, N−, Q1+, Q2+, Q3, Q4+ 16-факгорного опросника Р. Кеттелла, III, IV и V октанты раздела «Я-реальное» (агрессивный, подозрительный и подчиняемый) и II, VII и VIII октанты раздела «Я-идеальное» (эгоистичный, дружелюбный и альтруистичный) теста Лири, а также сниженный уровень социального интеллекта по всем субтестам теста «Социальный интеллект» Гилфорда. На основе этого, согласно классификации Гурьевой В.А., Семке В.Я. и Гиндикина В.Я. авторы делают вывод о психологической инфантилизации, свойственной участникам субкультуры ролевых игр. Основанием для этого вывода является соответствие выявленного в ходе исследования индивидуально-психологического портрета, тем личностно-характерологическим особенностям, которые свойственны старшему подростковому возрасту (третьему пубертатному, по классификации А.Е. Личко).

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

В начале 1990-х г.г. в России появилось новое увлечение, быстро получившее распространение среди молодежи. Называлось оно «ролевые игры». По определению социолога Е.А. Медведева, ролевые игры — это вид интеллектуального развлечения для группы лиц, состоящий в воспроизводстве гипотетических жизненных ситуаций, представленных в форме конкретных сюжетов, при посредстве формальных моделей и с участием ведущего («мастера»), исполняющего функции сценариста и арбитра [8].

Проникнутые духом творчества и ухода от повседневности, ролевые игры привлекали к себе молодежь, страдающую от образовавшегося после развала СССР идеологического вакуума, склонную к духовному поиску и рефлексии. Явление ролевых игр не было специфичным для России. Впервые оно возникло в США в 1970-х г.г., на базе системы для настольных словесных ролевых игр под названием «Подземелья и драконы» (Dungeons & Dragons). Различие заключается в том, что в США ролевые игры зародились в словесной форме, выглядящей примерно так: несколько молодых людей, вооруженные книгой со списком правил и игровыми костями, собираются вместе за столом и проводят несколько часов, под руководством ведущего («мастера подземелья») поочередно рассказывая общую историю, каждый от лица своего персонажа. Правила служат для определения успешности тех или иных действий персонажей, описываемых игроками.

Иначе дело обстояло в России. В нашей стране ролевые игры возникли сразу в форме игр живого действия, отличающихся от словесной формы тем, что все действия персонажей изображаются непосредственными действиями игроков, подобно театральному представлению или детской сюжетно-ролевой игре. Исследователи ролевых игр Б.В. Куприянов и Е.А. Подобин предполагают, что данный факт объясняется богатой практикой военных игр, подобных «Зарнице» в пионерских летних лагерях бывшего СССР [7]. Ими же, а так же рядом других исследователей [7; 8; 11] утверждается, что катализатором для возникновения ролевых игр стало распространение среди молодежи в 1990-х гг. книги английского писателя Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин колец» — романа в жанре «фэнтези», повествующего об эпическом путешествии группы героев. В среде участников ролевых игр до сих пор ведется дискуссия о том, что именно сделало «Властелин колец» столь привлекательным для первых отечественных ролевых игроков или, как они сами себя назвали, «ролевиков». Высказываются предположения о привлекательности и архетипичности образов группы героев, отправляющихся в путешествие с целью спасти мир, об идеализированности описываемого в романе мира, четко разделенного на добро и зло, о метафоре взросления. Так или иначе, но в 1990 г. проводится первая ролевая игра живого действия, и посвящена она именно сюжетам и миру, описываемым во «Властелине колец». Оценки последовали разные. Одни средства массовой информации писали о новом виде творчества, духовном поиске молодежи среди холодного мира «перестройки» и катарсисе, другие представляли ролевые игры как сектантство, сатанизм или новую форму массового психоза. Так или иначе, но в обществе сложился стереотип взгляда на ролевые игры как на стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий инфантилизированной молодежи [7].

В последнее время ролевое движение в России получает достаточно широкое распространение. Доказательством данного тезиса может выступить увеличение количества заявок на участие в различных фестивалях «ролевиков»: на Казанском фестивале фантастики и ролевых игр, где в 1998 г. количество заявок было 600, в 2002 г. число участников превысило 2 тыс.

В настоящий момент, по непосредственным наблюдениям, контингент субкультуры ролевых игр состоит преимущественно из лиц в возрастном интервале между двадцатью и тридцатью годами. Именно поэтому для исследования индивидуально-психологического портрета участников субкультуры ролевых игр крайне важным является получение представления о проявлениях феномена инфантилизма среди участников субкультуры ролевых игр.

Материалы и методы исследования

Исследование индивидуально-психологических особенностей участников субкультуры ролевых игр проводилось в течение 2011—2014 г.г. на базе представителей субкультуры ролевых игр городов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани и Ярославля.

В исследовании приняли участие молодые люди и девушки в возрасте от 19 до 25 лет, не имеющие психиатрических диагнозов. Всего в исследовании приняли участие 50 участников субкультуры ролевых игр, 25 из которых мужского пола, 25 женского. Критерием включения в группу был стаж участия в ролевых играх не менее 3-х лет и интенсивность участия в 2—3 крупных (свыше ста участников) и 5—6 малых (менее ста участников) игр в год. Данная группа получила наименование «исследуемая группа».

Для проверки специфичности выявленных индивидуально-психологических особенностей была сформирована группа сравнения, составленная из молодых людей и девушек в возрасте от 19 до 25 лет, никогда не участвовавших в ролевых играх или мероприятиях, проводимых субкультурой ролевых игр. Всего в исследовании приняли участие 50 человек, 25 из которых мужского пола, 25 женского. Данная группа была набрана частично на базе студентов Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», институтов базового образования, информационных технологий и автоматизированных систем управления, Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова, стоматологического, лечебного факультетов, а также факультета клинической психологии, частично слепым методом. Критерием включения были возрастные характеристики, критерием исключение — наличие опыта участия в ролевых играх. Данная группа получила наименование «группа сравнения».

Таким образом, всего в исследовании приняли участие 100 человек.

Основной гипотезой исследования стало следующее предположение: участникам субкультуры ролевых игр свойственен психологический инфантилизм, проявляющийся в наличии индивидуально-психологических черт и поведенческих тенденций, характерных для возраста меньшего, нежели актуальный возраст исследуемой группы.

Целью данного исследования стало изучение индивидуально-психологических свойств участников субкультуры ролевых игр.

Объект исследования: участники субкультуры ролевых игр.

Предмет исследования: индивидуально-психологические свойства участников субкультуры ролевых игр.

Задачи исследования:

1.   Изучить индивидуально-психологические свойства участников субкультуры ролевых игр.

2.   Исследовать индивидуально-психологические свойства лиц, зависимых от массовых многопользовательских он-лайн ролевых игр.

3.   Изучить индивидуально-психологические свойства условно-здоровых лиц, не принимающих участия в ролевых играх.

4.   Исследовать особенности социального интеллекта в изучаемых группах.

5.   Исследовать особенности социальной адаптивности в изучаемых группах.

В ходе теоретической подготовки к исследованию на основе анализа соответствующей литературы нами были выделены следующие характеристики психологического инфантилизма:

1.   Неразвитость и незрелость эмоционально-волевой сферы:

незрелость и неконтролируемость эмоций, отсутствие самообладания;

недисциплинированность, неопределенность жизненных и профессиональных целей, отсутствие социальной смелости.

2.   Противоречивость эмоциональных и поведенческих паттернов, внутренний конфликт.

3.   Специфичность ценностных ориентаций.

4.   Склонность и стремление к гедонизму.

5.   Мечтательность, оторванность от практики и быта.

6.   Тревожность, подозрительное отношение к окружающим.

7.   Экстернальный локус контроля, позиция иждивенчества, зависимости, безответственности [10].

На основе данных характеристик был сформулирован методический аппарат исследования. В комплекс методик исследования вошли:

–   Опросник Шмишека (SF, H. Schmieschek, адаптация В.М. Блейхера, Н.Б. Фельдмана), позволяющий выделить характерологические особенности участников субкультуры ролевых игр [2].

–   Методика «Диагностика уровня субъективного контроля» (LCS, J.B. Rotter, адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда), позволяющая выявить особенности направленности и акцентированности локуса контроля у участников субкультуры ролевых игр [1].

–   Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16F, R. Cattell, в адаптации Капустиной А.Н.), позволяющий выделить особенности личностного портрета участников субкультуры ролевых игр [5].

–   Методика исследования представлений о «Я» Т. Лири (The Interpersonal Diagnosis of Personality в адаптации Собчик Л.Н.), позволяющая выделить особенности представлений о себе и идеальном «Я» у участников субкультуры ролевых игр, а также детализировать особенности их отношения к окружающим людям и взаимооценке [12].

–   Тест Гилфорда «Социальный интеллект», позволяющий исследовать особенности развития и степень развитости социального интеллекта у участников субкультуры ролевых игр [9].

–   Госпитальная шкала тревоги и депрессии «HADS» (Zigmond A.S. и Snaith R.P. (1983), в адаптации Калягина В.А. (2006)), позволяющая выявить уровень тревожных и депрессивных тенденций у участников субкультуры ролевых игр [4].

Полученные результаты были обработаны с использованием стандартных методов математической статистики, включенных в статистические пакеты SPSS 17.0 и ExcelXP (Microsoft 2007). Основным критерием сравнения стал Г-критерий Манна — Уитни.

Результаты исследования

Полученные данные о распространённости типов акцентуаций характера в исследуемой группе и группе сравнения позволяют выделить три ярко выраженных типа акцентуации характера, свойственных участникам субкультуры ролевых игр: «Демонстративный», «Экзальтированный» и «Циклотимный» (таб. 1).

 

Таблица 1

Сравнение исследуемой группы и группы сравнения по степени выраженности
типов акцентуаций характера (Патохарактерологический опросник Шмишека)

Пояснения: Me — среднее; SD — стандартное отклонение; n — количество испытуемых в группе; р(UM-W) — значимость различий между группами по критерию U Манна — Уитни; знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами.

 

Таким образом, усредненный характерологический портрет участника субкультуры ролевых игр можно описать, как: эмоционально и психически лабильного индивида, остро реагирующего на относительно слабые стимулы среды, подверженного частой смене настроений и состояний, импульсивного и порывистого, зависимого от внешних импульсов, нуждающегося в близком контакте с другими людьми. В то же время этому индивиду присущи такие качества, как эгоцентризм, потребность в признании, восхищении, сочувствии и постоянном внимании к его персоне и, как следствие, склонность к манипулированию, высокой приспособляемости к другим людям, фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны. Такому индивиду могут быть свойственны легкость в установлении поверхностных контактов, провокативность, эпатажность и бравада, защищающие неадекватно высокую или заниженную самооценку. С другой стороны, для него может быть характерен уход в свои фантазии, мечтательность и отстраненность. Высокая эмоциональная чувствительность позволяет сопереживать выдуманным персонажам и ситуациям, что может являться более безопасным способом утоления эмоционального голода, чем реальный контакт с другими людьми.

Вышеописанные характерологические тенденции можно проследить и в личностном портрете участников ролевых игр (исследованном с помощью многофакторного личностного опросника Кеттелла). Полученные данные (таб. 2) позволяют сделать вывод о том, что участникам субкультуры ролевых игр свойственна бóльшая, нежели испытуемым группы сравнения, независимость, самоуверенность, оригинальность, ориентирование на себя, стремление к самодостаточности и приоритет собственного мнения (Е+ и Q2+). Также следует отметить значимо выраженную внутреннюю напряженность, ревнивость, подозрительное отношение к окружению, взволнованность, нетерпеливость, избыток побуждений, не находящих разрядки (L+) и (Q4+). Эти качества усугубляются горячностью, спонтанностью в поведении (N−), склонностью к небрежности, легкомысленности и непостоянности и нежелание связывать себя правилами, претенциозностью (G−).

 

Таблица 2

Сравнение исследуемой группы и группы сравнения по личностно-характерологическим
чертам (Многофакторный личностный опросник Кеттелла)

Пояснения: Me — среднее; SD — стандартное отклонение; n — количество испытуемых в группе; р(UM-W) — значимость различий между группами по критерию U Манна — Уитни; знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами.

 

Выявленное сочетание личностных факторов позволяет предположить внутриличностный конфликт, связанный с недоверчивым, противоречащим отношением к социальной действительности, негативизмом в отношении авторитетов и потребностью в самоутверждении и самоопределении. Внешнюю форму и особенности разрядки этого конфликта могут определять такие качества, как: высокий интеллектуальный и культурный уровень, умение анализировать и делать выводы (В+), углубленность в себя, склонность к рефлексии, увлеченность искусством, теорией, богатое воображение, оторванность от практики и быта (М+).

Вышеизложенные данные дополняют показатели методики исследования уровня субъективного контроля (таб. 3). Согласно этим данным, участники субкультуры ролевых игр проявляют бóльшую, чем испытуемые группы сравнения, склонность к экстернальному локусу контроля, то есть у них доминирует тенденция приписывать причины происходящего с ними внешним факторам (окружающей среде, судьбе, случаю или действиям других людей), снимая с себя ответственность за события и их последствия. Данная тенденция проявляется у них как в целом, так и в областях достижений, неудач, семейной сфере, сфере производственных и межличностных отношений.

 

Таблица 3

Сравнение исследуемой группы и группы сравнения по уровню субъективного
контроля (Тест «Уровень субъективного контроля»)

Пояснения: Me — среднее; SD — стандартное отклонение; n — количество испытуемых в группе; р(UM-W) — значимость различий между группами по критерию U Манна — Уитни; знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами.

 

Важными так же представляются данные о Я-концепции участников ролевых игр. Значимые различия данных исследуемой группы и группы сравнения (таб. 4) выявлены в разделе «Я-реальное» в шкалах III, IV и V — «агрессивность», «подозрительность» и «подчиняемость».

 

Таблица 4

Сравнение представлений о Я у исследуемой группы и группы сравнения
(Методика представлений о «Я» Т. Лири)

Пояснения: Me — среднее; SD — стандартное отклонение; n — количество испытуемых в группе; р(UM-W) — значимость различий между группами по критерию U Манна — Уитни; знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами.

 

Исходя из этих данных, мы предполагаем, что участникам субкультуры ролевых игр более свойственны такие типы отношения к окружающим, как: прямолинейность, откровенность, склонность во всем обвинять окружающих, насмешливость, раздражительность, а также наличие трудностей в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения.

С другой стороны, отмечается наличие достоверно (p≤0,05) выраженных различий в разделе «Я-идеальное» по октантам VII и VIII — «дружелюбие» и «альтруизм», а также октанта II — «эгоизм». Предположительно, данное сочетание свидетельствует о потребности в усилении своих личностных позиций, обретении чувства уверенности и, одновременно, наличии установки, возможно бессознательной, на социальную желательность.

Вызывают также интерес данные, полученные при исследовании тревожности и депрессивности участников субкультуры ролевых игр (таб. 5). При сравнении с лицами, никогда не участвовавшими в ролевых играх, не было выявлено значимых различий. Однако следует отметить, что данный этап исследования проводился во временной промежуток с 10.05.13 по 28.06.13, что соответствует летнему периоду, для субкультуры ролевых игр характеризующемуся большим количеством крупных и малых игр, в которых участники выборки принимали активное участие. В связи с этим, можно предположить возможность снижения показателей тревожности и депрессивности относительно реально существующего нормально свойственного уровня тревожности и депрессивности участников субкультуры ролевых игр. В связи с этим, были проведены повторные замеры в промежуток времени с 19.01.14 по 15.02.14, когда количество проводимых ролевых игр значительно меньше. При сравнении показателей тревожности и депрессивности у участников субкультуры ролевых игр, полученных в период активного участия в играх и в период воздержания от игр (таб. 6), была выявлена статистически значимая тенденция к повышению уровня тревожности в период отсутствия игровой деятельности.

 

Таблица 5

Сравнение уровня выраженности тревожных и депрессивных тенденций у
исследуемой группы и группы сравнения
(Госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS)

Пояснения: Me — среднее; SD — стандартное отклонение; n — количество испытуемых в группе; р(UM-W) — значимость различий между группами по критерию U Манна — Уитни; знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами.

 

Таблица 6

Сравнение уровня выраженности тревожных и депрессивных тенденций у исследуемой группы в период активного участия в ролевых играх и период отсутствия ролевых игр (Госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS)

Пояснения: Me — среднее; SD — стандартное отклонение; n — количество испытуемых в группе; р(UM-W) — значимость различий между группами по критерию U Манна — Уитни; знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами.

 

Важным для изучения индивидуально-психологических особенностей участников субкультуры ролевых игр является понимание особенностей их социального интеллекта и социальной адаптивности. Согласно данным исследования (таб. 7), участникам субкультуры ролевых игр характерен уровень и объем социального интеллекта, характеризующийся затрудненным пониманием социальных закономерностей, социальных последствий своих и чужих поступков, а также сложностями при прогнозировании чужого поведения.

 

Таблица 7

Сравнение исследуемой группы и группы сравнения по уровню социального интеллекта
(Тест Дж. Гилфорда «Социальный интеллект»)

Пояснения: Me — среднее; SD — стандартное отклонение; n — количество испытуемых в группе; р(UM-W) — значимость различий между группами по критерию U Манна — Уитни; знаком * выделены шкалы, по которым выявлены значимые различия между группами.

 

Исходя их вышеприведенных данных и их интерпретаций, участникам субкультуры ролевых игр свойственен сниженный относительно группы сравнения и статистической нормы уровень социального интеллекта.

Заключение

Таким образом, исходя из психодиагностического исследования, можно заключить, что у участников субкультуры ролевых игр чрезмерно выраженными являются те черты личности, которые связаны с эмоциональной чувствительностью, высокой психологической лабильностью, а также гипертрофированной потребностью во внимании. Согласно этим данным можно составить психологический портрет творческой, лабильной личности, акцентуированной в сторону эмоциональной сензитивности и поэтому крайне зависимой от окружающего мира личности. Ведущей акцентуацией черт характера является экзальтированность как необходимость в пассивном, созерцательном получении эмоций. Можно предположить, что сочетание этих качеств с потребностью во внимании, артистизмом и другими проявлениями демонстративности свидетельствует о поиске собственной идентичности через окружение. Это подтверждает выдвинутое ранее предположение о ролевой игре как способе поиска идентичности, так как, согласно концепции Э. Эриксона, основным содержанием кризиса перехода от подростково-юношеского к взрослому возрасту является поиск идентичности и путаница социальных ролей [13]. Это также объясняет, почему участники ролевых игр проявляют бóльшую, чем лица контрольной группы, склонность к экстернальному локусу контроля, то есть у них доминирует тенденция приписывать причины происходящего с ними внешним факторам (окружающей среде, судьбе, случаю или действиям других людей), снимая с себя любую ответственность. Также следует отметить, что явное снижение уровня социального интеллекта у участников субкультуры ролевых игр вписывается в индивидуально-психологический портрет, приведенный выше.

Подобное сочетание черт характерно для периода, который В.А. Гурьева, В.Я. Семке и В.Я. Гиндикин называли старшим подростковым возрастом [3]. Также феномен инфантилизма проявляется у участников субкультуры ролевых игр через снижение уровня социального интеллекта. Является ли данный факт причиной или следствием инфантилизации — дискуссионный вопрос, требующий дальнейших исследований.

 

Литература

1.   Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). – М.: «СМЫСЛ», 1993. – 16 с.

2.   Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с.

3.   Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста (теоретический, клинический и судебно-психиатрический аспекты). – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. – 308 с.

4.   Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

5.   Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттелла. – СПб.: Речь, 2001.

6.   Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: Вече; АСТ. – 2003. – 509 с.

7.   Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. – 104 с.

8.   Медведев Е.А. Субкультура участников ролевых игр и методы исследования ее воздействия на личность: автореф. дис. … канд. социол. наук. – М., 2004. – 22 с.

9.   Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, методики, модели, диагностика. – СПб.: СПбУ, 2007. – 64 с.

10.   Серегина А.А. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2006. – 26 с.

11.   Славко М.А. Ролевое движение в России в 1990–2006 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. – Чебоксары, 2007. – 23 с.

12.   Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: метод. руководство. – М., 1990.

13.   Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Малыгин В.Л., Щербачев В.В. Исследование психологической инфантилизации среди участников субкультуры ролевых игр // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 1 (7) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player