Психопатологические феномены, сопровождающие интернет-зависимое
поведение у подростков и их профилактика
Антоненко А.А. (Москва)
|
Антоненко Анна Анатольевна
– кандидат психологических наук, кафедра психологического
консультирования, психокоррекциии и психотерапии; Московский государственный
медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва.
E-mail: anuta4ever@gmail.com
|
Аннотация. В данной статье приводятся результаты сравнительного
исследования клинико-психопатологических феноменов у подростков с
интернет-зависимым поведением, характеризующихся предпочтением различных
типов деятельности в сети Интернет, в частности, ролевых онлайн игр и
сервисов онлайн общения. Представлены также результаты профилактики этих
феноменов. Целью исследования являлось выявление
клинико-психологических особенностей подростков с интернет-зависимостью
от компьютерных игр и онлайн общения, а также проведение психопрофилактики
данного феномена. Характеристика выборки: в исследовании приняли
участие 214 подростков, учащихся старших классов: 110 юношей (51,5 %)
и 104 девушки (48,5 %). Используемые методики: 1) Анкета
участника исследования, разработанная с целью объективного подтверждения
интернет-зависимости и выявления предпочитаемых интернет-ресурсов;
2) Методика «Шкала интернет-зависимости Чена»
(Шкала CIAS в адаптации Малыгина В.Л., Феклисова К.А.);
3) Симптоматический опросник SCL-90-R (Simptom Checklist-90-Revised).
В результате нашего исследования выявлено, что подростки,
предпочитающие игры, показывают достоверно более высокую степень
выраженности интернет-зависимого поведения, что проявляется затруднением
в управлении своим временем (шкала управления временем TM), более
быстрым ростом толерантности (шкала толерантности Tol), а также в
отдельных ключевых симптомах интернет-зависимости (IA-Sym) и степени
выраженности дезадаптации (проблемы, связанные с интернет-зависимым
поведением — шкала IA_RP). В свою очередь подростки, предпочитающие
сервисы онлайн общения, демонстрируют более высокие показатели по
шкалам симптомов отмены и компульсивности. Полученные данные могут
свидетельствовать о сравнительно большей аддиктогенности массовых
многопользовательских ролевых онлайн игр по сравнению с увлеченностью
сервисами онлайн общения, где подростки, скорее, пробуют свои навыки
в межличностном общении, подготавливая себя к реальным контактам в социуме.
Интернет-зависимое поведение у подростков сопровождается определенными
психопатологическими феноменами, различающимися при различных формах
деятельности в сети. Особенности клинико-психопатологических феноменов
интернет-зависимого поведения проявляются тем, что подросткам,
предпочитающим сервисы онлайн общения, по сравнению с подростками,
предпочитающими массовые многопользовательские ролевые онлайн
игры, в большей степени свойственен высокий уровень враждебности,
что, возможно, обусловлено самим характером действий на форумах,
в частности, высоким уровнем конфликтности. Для подростков,
предпочитающих массовые многопользовательские ролевые онлайн игры,
более свойственна тревожная и астено-депрессивная симптоматика, что
может указывать на более патогенный характер воздействий
многопользовательских онлайн игр. После проведения
психопрофилактических мероприятий снижается уровень внутриличностных
проблем, общий уровень выраженности интернет-зависимого поведения
и выраженность компульсивных симптомов, а также уровень проблем,
связанных с интернет-зависимостью.
Ключевые слова:
интернет-зависимое поведение, зависимое поведение подростков,
клинические проявления зависимости.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Актуальность исследования
Современное общество невозможно представить без высоких технологий
и, в частности, Интернета. Интернет-среда многофункциональна и
привлекает пользователей многообразием различных видов деятельности,
отличающихся по своему характеру, целям, мотивам [1; 4; 17; 18].
Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором
наиболее часто возникают сверхувлеченность Интернетом, в частности,
массовыми многопользовательскими ролевыми онлайн играми и сервисами
онлайн общения [5; 6; 9]. Увлеченность подростков компьютерными
играми описана во многих исследованиях [2; 3; 6; 10]. В то же время
клинико-психопатологические феномены, сопровождающих интернет-зависимое
поведение, описаны лишь в отдельных малочисленных работах [3; 12; 13].
Так, в частности, А.Е. Войскунский и др. [8] обращает внимание
на необычность переживаний, получаемых от компьютерных игр («опыт
потока»), характеризующуюся эффектом лёгкого изменения сознания.
В исследовании А. Урсу [12; 13] отмечается преобладание
обсессивно-компульсивных, тревожных, астено-депрессивных расстройств
и синдрома измененного состояния сознания у интернет-зависимых
подростков. Имеются данные о своеобразном стимулирующем влиянии
интернет-среды на ЦНС. Так, В.Л. Малыгиным, Ю.А. Меркурьевой
[11] выявлено, что у подростков, склонных к интернет-зависимости,
отмечается функциональная недостаточность передней доли левого
полушария, а также нарушение межполушарного взаимодействия, которое
вторично приводит к перегрузке первого блока мозга и явлениям истощения.
Следует заметить, что рассмотрением различных аспектов влияния
компьютерных игр на личность пользователя первыми начали заниматься
зарубежные исследователи, накопившие к настоящему времени обширный
теоретический и фактический материал [15; 16; 19; 20]. Согласно
статистике, среди любителей компьютерных игр есть патологические
игроки, число которых, по разным данным, колеблется от 3 до 14
[14; 22; 23]. Компьютерные игры имеют разную направленность и технические
возможности. Для более точных выводов о характере влияния той или иной
игры на личность пользователя необходимо учитывать сюжет игры, ее
сложность, цель, поставленную перед игроком, уровень развития навыков,
которых требует игровая деятельность [21]. Воздействие компьютерных
игр стимулирует ЦНС [12; 13], снижая у подростка субьективное
ощущение истощения и, одновременно, на последующих этапах истощает
ЦНС, вызывая необходимость «новых доз виртуальной игры»,
тем самым формируя порочный круг зависимости от игры [11].
Целью исследования являлось выявление клинико-психологических
особенностей подростков с интернет-зависимостью от компьютерных игр
и онлайн общения и проведение профилактики данного феномена.
Материалы и методы исследования
Характеристика выборки: всего в исследовании приняли участие
214 подростков, учащихся старших 9—11 классов, из них юношей
было 110 (51,5%), девушек — 104 (48,5%). Возраст подростков
составлял от 14 до 17 лет, средний возраст — 15,6±0,7
года. Критерием для включения испытуемых в исследование являлся факт
наличия дома доступа в Интернет и использование Интернет более 1 года.
По результатам первичной диагностики, включающей анкету участника
исследования и шкалу интернет-зависимости Чена (CIAS), были сформированы
следующие группы: подростки с интернет-зависимым поведением от массовых
многопользовательских ролевых онлайн игр (n=68), подростки с
интернет-зависимым поведением от сервисов онлайн общения (n=86) и
подростки, характеризующиеся здоровым использованием сети Интернет (n=60).
Критерии включения в группу подростков с интернет-зависимым
поведением, предпочитающих массовые многопользовательские ролевые
онлайн игры (группа 1), следующие:
• наличие доступа в Интернет в течение
последнего года, опыт использования Интернета более 1 года;
• время пребывания в Интернете не менее
3 часов в сутки;
• низкая социальная активность (отсутствие
увлечений вне учебной деятельности, недостаток общения с друзьями
вне школы);
• наличие массовых многопользовательских
ролевых онлайн игр в списке предпочитаемых интернет-ресурсов;
• наличие более 43 баллов по шкале
интернет-зависимости Чена (CIAS).
Критерии включения в группу подростков с интернет-зависимым
поведением, предпочитающих сервисы онлайн общения (группа 2):
• наличие доступа в Интернет в течение
последнего года, опыт использования Интернета более 1 года;
• время пребывания в Интернете не менее
3 часов в сутки;
• низкая социальная активность (отсутствие
увлечений вне учебной деятельности, недостаток общения с друзьями
вне школы);
• наличие социальных сетей в списке
предпочитаемых интернет-ресурсов;
• наличие более 43 баллов по шкале
интернет-зависимости Чена (CIAS).
Критерии включения в группу подростков, характеризующихся здоровым
использованием сети Интернет (контрольная группа):
• время, проводимое в Интернете, менее 3 часов
в течение суток;
• высокая социальная активность (расширенный
круг увлечений, удовлетворенность частотой встреч с друзьями);
• наличие менее 42 баллов по шкале
интернет-зависимости Чена (CIAS).
Используемые методики:
◊ Анкета участника исследования, разработанная
с целью объективного подтверждения интернет-зависимости и выявления
предпочитаемых интернет-ресурсов;
◊ Методика «Шкала интернет-зависимости
Чена» (Шкала CIAS в адаптации Малыгина В.Л., Феклисова К.А.);
◊ Симптоматический опросник SCL-90-R
(Simptom Checklist-90-Revised).
Результаты исследования
Анализ выраженности интернет-зависимого поведения среди подростков
с различными видами деятельности в сети выявил определенные различия
по шкале выраженности симптомов интернет-зависимого поведения, что
представлено в таблице № 1.
Таблица 1
Выраженность симптомов интернет-зависимости по шкале CIAS
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверно значимые различия.
Подростки, злоупотребляющие играми, по сравнению с подростками,
предпочитающими сервисы онлайн общения, показывают более высокую
степень выраженности интернет-зависимого поведения (шкала CIAS
— общий балл, p<0,05 ), что соответственно проявляется
и по отдельным шкалам теста: проблемы, связанные с интернет-зависимым
поведением (IA RP), шкала управлением времени (TM),
ключевые симптомы интернет-зависимости (IA Sym) и
шкала толерантности (Tol). В тоже время подростки, предпочитающие игры,
и подростки, общающиеся в социальных сетях, отмечают примерно одинаковый
уровень как компульсивных симптомов влечения (шкала COM), так и
симптомов отмены (шкала WIT). Подросткам, предпочитающим игры,
постоянно приходится увеличивать время и интенсивность игры для
получения удовлетворения процессом, в то время, как подросткам,
предпочитающим сервисы онлайн общения, в большей степени важно
поддерживать количество и интенсивность общения на определенном
уровне (шкала TOL). Так, подростки группы 1 (многопользовательские
онлайн игры) сравнительно чаще, чем подростки, предпочитающие
сервисы онлайн общения, отмечают такие симптомы, как увеличение
времени, проведенного за компьютером, периодически спят меньше
4 часов из-за компьютера, все чаще выходят в Интернет вместо
реальной встречи с друзьями, нарушают режим питания, переживают
или расстраиваются, если приходится прекратить пользоваться
Интернетом на определенный период времени (шкала ключевых симптомов
интернет-зависимости). Подростки же группы 2, предпочитающие сервисы
онлайн общения, сравнительно чаще отмечают такие симптомы, как
беспокойство и раздражение, когда Интернет отключен или недоступен,
потребность выйти в Интернет при каждом удобном случае, увеличение
количества времени и сил, затраченных на этот тип деятельности,
снижение социальной активности (шкала общих симптомов интернет-зависимости).
Таким образом, полученные данные могут свидетельствовать о
более высокой аддиктогенности массовых многопользовательских
ролевых онлайн игр по сравнению с увлеченностью сервисами
онлайн общения, где подростки, скорее, пробуют свои навыки в
межличностном общении, подготавливая себя к реальным контактам
в социуме.
Исследование клиническо-психопатологических проявлений
интернет-зависимого поведения в изучаемых группах показало, что
отмечаются значимые различия среди интернет-зависимых подростков и
подростков со здоровым использованием Интернета (опросник выраженности
психопатологической симптоматики SCL-90-R) — табл. 2.
Таблица 2
Соотношение показателей психопатологических симптомов подростков
с интернет-зависимым поведением и контрольной группы подростков
со здоровым использованием Интернета по опроснику выраженности
психопатологической симптоматики (Simptom Checklist-90-Revised
— SCL-90-R)
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверно значимые различия.
У подростков с интернет-зависимым поведением достоверно выше
(p<0,05) показатели по шкале депрессивности, тревожности и
враждебности по сравнению с подростками, не злоупотребляющими
сетью Интернет. Клинически это проявляется повышенной утомляемостью,
впечатлительностью, снижением аппетита, сниженным настроением,
чувством одиночества, затруднением в сосредоточении. Кроме этого
подростки отмечали периодические импульсы ломать или крушить
что-либо, чувствуя необходимость в разрядке накопившихся эмоций
и энергии. Также выявлялись симптомы, связанные с социумом:
чувство одиночества, неловкость, когда люди наблюдают за ними,
ощущение, что люди не понимают и не сочувствуют им, досаду и
раздражение, ощущение, что что-то мешает сделать что-либо,
ощущение себя хуже других. Подростки с интернет-зависимым
поведением проявляют бóльшую агрессивность,
направленную именно в социум, такой манящий, и такой пугающий.
Враждебность включает мысли, чувства или действия, которые являются
проявлениями негативного аффективного состояния злости. Следует
также отметить, что у подростков с интернет-зависимым поведением
по сравнению с подростками контрольной группы достоверно выше
(p<0,05) уровень дистресса и общей фрустрации, что отражает
снижение их адаптационных возможностей.
Анализ клинико-психопатологических феноменов у подростков с
различными видами деятельности в сети Интернет выявил следующее
(табл. 3).
Таблица 3
Соотношение средних показателей группы подростков с интернет-зависимым
поведением, предпочитающих массовые многопользовательские ролевые
онлайн игры, и подростков с интернет-зависимым поведением,
предпочитающих сервисы онлайн общения, по опроснику выраженности
психопатологической симптоматики (Simptom Checklist-90-Revised
— SCL-90-R)
Примечание: жирным шрифтом выделены достоверно значимые различия.
Выявлено, что у подростков с интернет-зависимым поведением,
предпочитающих массовые многопользовательские ролевые онлайн игры,
по сравнению с группой 2, предпочитающих сервисы онлайн общения,
достоверно более выражены показатели по шкалам тревожности и
депрессивности. У подростков группы 2, предпочитающих сервисы онлайн
общения, достоверно выше показатели по шкале враждебности. Они быстро
раздражаются и пытаются выплеснуть свой гнев и негодование на окружающую
действительность и социум. Возможность анонимности в интернет-среде
привлекает таких подростков, так как можно не получить социального
неодобрения за проявленную агрессию. В подростковой среде интернет-общения
считается «крутым» использовать мат, намеренно оскорблять
знакомых и незнакомых людей, образ «интернет-тролль»
возведен в культ. Социальные сети дают большое пространство именно
для выражения своей агрессии.
Таблица 4
Результаты проведения коррекционной программы у подростков с
интернет-зависимым поведением, предпочитающих игры, по тесту Чен
(шкала CIAS)
После проведенной коррекционной программы в течение года в 10-х
классах у группы подростков с интернет-зависимым поведением, предпочитающих
игры, достоверно (р<0,05) снизился общий уровень выраженности
интернет-зависимого поведения и выраженность компульсивных симптомов.
Таблица 5
Результаты проведения коррекционной программы у подростков с
интернет-зависимым поведением, предпочитающих сервисы онлайн общения,
по тесту Чен (шкала CIAS)
После проведенной коррекционной программы в течение года в 10-х
классах у группы подростков с интернет-зависимым поведением,
предпочитающих сервисы онлайн общения, достоверно (р<0,05) снизился
уровень внутриличностных проблем и выраженность компульсивных симптомов,
а также уровень проблем, связанных с интернет-зависимостью.
Литература
1. Алексеева И.Ю. Интернет и проблема субъекта //
Влияние Интернета на сознание и структуру знания / под ред.
В.М. Розина. – М., 2004. – С. 24–25.
2. Арестова О.П., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е.
Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и
последствия // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14. Психология.
– 1996. – № 4. – С. 14–20.
3. Бабин А.И., Искандирова А.Б. Особенности
личностных свойств как факторы риска формирования зависимости от
азартных компьютерных игр // Молодое поколение 21 века: актуальные
проблемы социально-психологического здоровья: материалы 4-го
междунар. конгр. – М., 2009. – С. 42–43.
4. Бурлаков И.В. HomoGamer: психология
компьютерных игр. – М.: Класс, 2000. – 144 с.
5. Бухановский А.О. Зависимое поведение: клиника,
динамика, систематика, лечение, профилактика. – Ростов н/Д:
Феникс, 2002. – 360 с.
6. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность
в Интернете // Психол. журн. – 1999. – Т. 17,
№ 1. – С. 126–132.
7. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии
зависимости от Интернета // Психол. журн. – 2004. –
Т. 25, № 1. – С. 90–100.
8. Войскунский А.Е. Общение и «опыт потока»
в групповых ролевых интернет-играх // Психол. журн. – 2005.
– Т. 26, № 5. – С. 47–63.
9. Войскунский А.Е. Альтернативная идентичность в
социальных сетях // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14.
Психология.– 2013. – № 1. – С. 66–83.
10. Войскунский А.Е., Богачева Н.В. Киберпсихология
и ее современные проблемы // Социальный компьютинг: основы, технологии
развития, социально-гуманитарные эффекты (IISC-12): материалы Первой
междунар. конф.: сб. ст. и тез. – М., 2012. – С. 76–81.
11. Меркурьева Ю.А., Малыгин В.Л. Нейропсихологические
особенности и особенности телесности у подростков с интернет-зависимым
поведением // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы
социально-психологического здоровья: материалы V междунар. конгр.
– М., 2013. – С. 25.
12. Урсу А.В. Компьютерная игра как форма аддиктивного
поведения // Лечение и профилактика болезней зависимости: материалы
рос. конф. – Иваново, 2008. – С. 119.
13. Урсу А.В. Сверхценное увлечение компьютерными
играми детей и подростков: распространенность и клинико-психопатологические
проявления: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.,
2012. – 21 с.
14. Block J.J. Pathological computer game use //
Psychiatric Times. – 2007. – N 1 (March). –
P. 49.
15. Brian D.Ng., Weimer-Hastings P. Addiction to
the internet and Online Gaming // Сyberpsychology & Behavior.
– 2005. – Vol. 8, N. 2.
16. Factors influencing internet addiction in a
sample of freshmen university students in China / X.L. Ni,
H. Yan, S.L. Chen [et al.] // Cyberpsychology &
Behavior. – 2009. – Vol. 12, N 3. –
P. 327–330.
17. Griffiths M. Relationship between gambling and
video-game playing: A response to Johansson and Gotestam (15 refs.)
// Psychological Reports. – 2005. – Vol. 96, N 3,
Part 1. – P. 644–646.
18. Griffiths M.D., Kuss D.J., King D.L. Video game
addiction: Past, present and future // Current Psychiatry Reviews.
– 2012. – Vol. 8, N 4. – P. 308–318.
19. Orzack M.H. Computer addiction: What is it? //
Psychiatric Times. – 1998. – Vol. 15, N 8.
20. Orzack M.H., Orzack D.S. Treatment of Computer
Addicts with Complex Co-Morbid Psychiatric Disorders //
Сyberpsychology & Behavior. – 1999. – Vol. 2,
N 5. – P. 53–57.
21. Recognizing problem video game use (23 refs.) /
G. Porter, V. Starcevic, D. Berle [et al.] //
Australian and New Zealand J. of Psychiatry. – 2010. –
Vol. 44, N 2. – P. 120–128.
22. The associations between aggressive behaviors
and Internet addiction and online activities in adolescents /
C.H. Ko, J.Y. Yen, S.C. Liu [et al.] // J. of
Adolescent Health. – 2009. – Vol. 44, N 6.
– P. 598–605.
23. The association between Internet addiction and
problematic alcohol use in adolescents: The problem behavior model /
C.H. Ko, J.Y. Yen, C.F. Yen [et al.] //
Cyberpsychology & Behavior – 2008. – Vol. 11,
N 5. – P. 571–576.
Ссылка для цитирования
316.628:616.89-053.7-084
Антоненко А.А. Психопатологические феномены, сопровождающие
интернет-зависимое поведение у подростков и их профилактика //
Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика:
электрон. науч. журн. – 2015. – N 1 (7)
[Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp
(дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|