О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Психопатологические феномены, сопровождающие интернет-зависимое поведение у подростков и их профилактика

Антоненко А.А. (Москва)

 

 

Антоненко Анна Анатольевна

Антоненко Анна Анатольевна

–  кандидат психологических наук, кафедра психологического консультирования, психокоррекциии и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва.

E-mail: anuta4ever@gmail.com

 

Аннотация. В данной статье приводятся результаты сравнительного исследования клинико-психопатологических феноменов у подростков с интернет-зависимым поведением, характеризующихся предпочтением различных типов деятельности в сети Интернет, в частности, ролевых онлайн игр и сервисов онлайн общения. Представлены также результаты профилактики этих феноменов. Целью исследования являлось выявление клинико-психологических особенностей подростков с интернет-зависимостью от компьютерных игр и онлайн общения, а также проведение психопрофилактики данного феномена. Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 214 подростков, учащихся старших классов: 110 юношей (51,5 %) и 104 девушки (48,5 %). Используемые методики: 1) Анкета участника исследования, разработанная с целью объективного подтверждения интернет-зависимости и выявления предпочитаемых интернет-ресурсов; 2) Методика «Шкала интернет-зависимости Чена» (Шкала CIAS в адаптации Малыгина В.Л., Феклисова К.А.); 3) Симптоматический опросник SCL-90-R (Simptom Checklist-90-Revised). В результате нашего исследования выявлено, что подростки, предпочитающие игры, показывают достоверно более высокую степень выраженности интернет-зависимого поведения, что проявляется затруднением в управлении своим временем (шкала управления временем TM), более быстрым ростом толерантности (шкала толерантности Tol), а также в отдельных ключевых симптомах интернет-зависимости (IA-Sym) и степени выраженности дезадаптации (проблемы, связанные с интернет-зависимым поведением — шкала IA_RP). В свою очередь подростки, предпочитающие сервисы онлайн общения, демонстрируют более высокие показатели по шкалам симптомов отмены и компульсивности. Полученные данные могут свидетельствовать о сравнительно большей аддиктогенности массовых многопользовательских ролевых онлайн игр по сравнению с увлеченностью сервисами онлайн общения, где подростки, скорее, пробуют свои навыки в межличностном общении, подготавливая себя к реальным контактам в социуме. Интернет-зависимое поведение у подростков сопровождается определенными психопатологическими феноменами, различающимися при различных формах деятельности в сети. Особенности клинико-психопатологических феноменов интернет-зависимого поведения проявляются тем, что подросткам, предпочитающим сервисы онлайн общения, по сравнению с подростками, предпочитающими массовые многопользовательские ролевые онлайн игры, в большей степени свойственен высокий уровень враждебности, что, возможно, обусловлено самим характером действий на форумах, в частности, высоким уровнем конфликтности. Для подростков, предпочитающих массовые многопользовательские ролевые онлайн игры, более свойственна тревожная и астено-депрессивная симптоматика, что может указывать на более патогенный характер воздействий многопользовательских онлайн игр. После проведения психопрофилактических мероприятий снижается уровень внутриличностных проблем, общий уровень выраженности интернет-зависимого поведения и выраженность компульсивных симптомов, а также уровень проблем, связанных с интернет-зависимостью.

Ключевые слова: интернет-зависимое поведение, зависимое поведение подростков, клинические проявления зависимости.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Актуальность исследования

Современное общество невозможно представить без высоких технологий и, в частности, Интернета. Интернет-среда многофункциональна и привлекает пользователей многообразием различных видов деятельности, отличающихся по своему характеру, целям, мотивам [1; 4; 17; 18]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникают сверхувлеченность Интернетом, в частности, массовыми многопользовательскими ролевыми онлайн играми и сервисами онлайн общения [5; 6; 9]. Увлеченность подростков компьютерными играми описана во многих исследованиях [2; 3; 6; 10]. В то же время клинико-психопатологические феномены, сопровождающих интернет-зависимое поведение, описаны лишь в отдельных малочисленных работах [3; 12; 13]. Так, в частности, А.Е. Войскунский и др. [8] обращает внимание на необычность переживаний, получаемых от компьютерных игр («опыт потока»), характеризующуюся эффектом лёгкого изменения сознания. В исследовании А. Урсу [12; 13] отмечается преобладание обсессивно-компульсивных, тревожных, астено-депрессивных расстройств и синдрома измененного состояния сознания у интернет-зависимых подростков. Имеются данные о своеобразном стимулирующем влиянии интернет-среды на ЦНС. Так, В.Л. Малыгиным, Ю.А. Меркурьевой [11] выявлено, что у подростков, склонных к интернет-зависимости, отмечается функциональная недостаточность передней доли левого полушария, а также нарушение межполушарного взаимодействия, которое вторично приводит к перегрузке первого блока мозга и явлениям истощения. Следует заметить, что рассмотрением различных аспектов влияния компьютерных игр на личность пользователя первыми начали заниматься зарубежные исследователи, накопившие к настоящему времени обширный теоретический и фактический материал [15; 16; 19; 20]. Согласно статистике, среди любителей компьютерных игр есть патологические игроки, число которых, по разным данным, колеблется от 3 до 14 [14; 22; 23]. Компьютерные игры имеют разную направленность и технические возможности. Для более точных выводов о характере влияния той или иной игры на личность пользователя необходимо учитывать сюжет игры, ее сложность, цель, поставленную перед игроком, уровень развития навыков, которых требует игровая деятельность [21]. Воздействие компьютерных игр стимулирует ЦНС [12; 13], снижая у подростка субьективное ощущение истощения и, одновременно, на последующих этапах истощает ЦНС, вызывая необходимость «новых доз виртуальной игры», тем самым формируя порочный круг зависимости от игры [11].

Целью исследования являлось выявление клинико-психологических особенностей подростков с интернет-зависимостью от компьютерных игр и онлайн общения и проведение профилактики данного феномена.

Материалы и методы исследования

Характеристика выборки: всего в исследовании приняли участие 214 подростков, учащихся старших 9—11 классов, из них юношей было 110 (51,5%), девушек — 104 (48,5%). Возраст подростков составлял от 14 до 17 лет, средний возраст — 15,6±0,7 года. Критерием для включения испытуемых в исследование являлся факт наличия дома доступа в Интернет и использование Интернет более 1 года.

По результатам первичной диагностики, включающей анкету участника исследования и шкалу интернет-зависимости Чена (CIAS), были сформированы следующие группы: подростки с интернет-зависимым поведением от массовых многопользовательских ролевых онлайн игр (n=68), подростки с интернет-зависимым поведением от сервисов онлайн общения (n=86) и подростки, характеризующиеся здоровым использованием сети Интернет (n=60).

Критерии включения в группу подростков с интернет-зависимым поведением, предпочитающих массовые многопользовательские ролевые онлайн игры (группа 1), следующие:

•   наличие доступа в Интернет в течение последнего года, опыт использования Интернета более 1 года;

•   время пребывания в Интернете не менее 3 часов в сутки;

•   низкая социальная активность (отсутствие увлечений вне учебной деятельности, недостаток общения с друзьями вне школы);

•   наличие массовых многопользовательских ролевых онлайн игр в списке предпочитаемых интернет-ресурсов;

•   наличие более 43 баллов по шкале интернет-зависимости Чена (CIAS).

Критерии включения в группу подростков с интернет-зависимым поведением, предпочитающих сервисы онлайн общения (группа 2):

•   наличие доступа в Интернет в течение последнего года, опыт использования Интернета более 1 года;

•   время пребывания в Интернете не менее 3 часов в сутки;

•   низкая социальная активность (отсутствие увлечений вне учебной деятельности, недостаток общения с друзьями вне школы);

•   наличие социальных сетей в списке предпочитаемых интернет-ресурсов;

•   наличие более 43 баллов по шкале интернет-зависимости Чена (CIAS).

Критерии включения в группу подростков, характеризующихся здоровым использованием сети Интернет (контрольная группа):

•   время, проводимое в Интернете, менее 3 часов в течение суток;

•   высокая социальная активность (расширенный круг увлечений, удовлетворенность частотой встреч с друзьями);

•   наличие менее 42 баллов по шкале интернет-зависимости Чена (CIAS).

Используемые методики:

◊   Анкета участника исследования, разработанная с целью объективного подтверждения интернет-зависимости и выявления предпочитаемых интернет-ресурсов;

◊   Методика «Шкала интернет-зависимости Чена» (Шкала CIAS в адаптации Малыгина В.Л., Феклисова К.А.);

◊   Симптоматический опросник SCL-90-R (Simptom Checklist-90-Revised).

Результаты исследования

Анализ выраженности интернет-зависимого поведения среди подростков с различными видами деятельности в сети выявил определенные различия по шкале выраженности симптомов интернет-зависимого поведения, что представлено в таблице № 1.

 

Таблица 1

Выраженность симптомов интернет-зависимости по шкале CIAS

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверно значимые различия.

 

Подростки, злоупотребляющие играми, по сравнению с подростками, предпочитающими сервисы онлайн общения, показывают более высокую степень выраженности интернет-зависимого поведения (шкала CIAS — общий балл, p<0,05 ), что соответственно проявляется и по отдельным шкалам теста: проблемы, связанные с интернет-зависимым поведением (IA  RP), шкала управлением времени (TM), ключевые симптомы интернет-зависимости (IA  Sym) и шкала толерантности (Tol). В тоже время подростки, предпочитающие игры, и подростки, общающиеся в социальных сетях, отмечают примерно одинаковый уровень как компульсивных симптомов влечения (шкала COM), так и симптомов отмены (шкала WIT). Подросткам, предпочитающим игры, постоянно приходится увеличивать время и интенсивность игры для получения удовлетворения процессом, в то время, как подросткам, предпочитающим сервисы онлайн общения, в большей степени важно поддерживать количество и интенсивность общения на определенном уровне (шкала TOL). Так, подростки группы 1 (многопользовательские онлайн игры) сравнительно чаще, чем подростки, предпочитающие сервисы онлайн общения, отмечают такие симптомы, как увеличение времени, проведенного за компьютером, периодически спят меньше 4 часов из-за компьютера, все чаще выходят в Интернет вместо реальной встречи с друзьями, нарушают режим питания, переживают или расстраиваются, если приходится прекратить пользоваться Интернетом на определенный период времени (шкала ключевых симптомов интернет-зависимости). Подростки же группы 2, предпочитающие сервисы онлайн общения, сравнительно чаще отмечают такие симптомы, как беспокойство и раздражение, когда Интернет отключен или недоступен, потребность выйти в Интернет при каждом удобном случае, увеличение количества времени и сил, затраченных на этот тип деятельности, снижение социальной активности (шкала общих симптомов интернет-зависимости).

Таким образом, полученные данные могут свидетельствовать о более высокой аддиктогенности массовых многопользовательских ролевых онлайн игр по сравнению с увлеченностью сервисами онлайн общения, где подростки, скорее, пробуют свои навыки в межличностном общении, подготавливая себя к реальным контактам в социуме.

Исследование клиническо-психопатологических проявлений интернет-зависимого поведения в изучаемых группах показало, что отмечаются значимые различия среди интернет-зависимых подростков и подростков со здоровым использованием Интернета (опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R) — табл. 2.

 

Таблица 2

Соотношение показателей психопатологических симптомов подростков
с интернет-зависимым поведением и контрольной группы подростков
со здоровым использованием Интернета по опроснику выраженности
психопатологической симптоматики (Simptom Checklist-90-Revised — SCL-90-R)

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверно значимые различия.

 

У подростков с интернет-зависимым поведением достоверно выше (p<0,05) показатели по шкале депрессивности, тревожности и враждебности по сравнению с подростками, не злоупотребляющими сетью Интернет. Клинически это проявляется повышенной утомляемостью, впечатлительностью, снижением аппетита, сниженным настроением, чувством одиночества, затруднением в сосредоточении. Кроме этого подростки отмечали периодические импульсы ломать или крушить что-либо, чувствуя необходимость в разрядке накопившихся эмоций и энергии. Также выявлялись симптомы, связанные с социумом: чувство одиночества, неловкость, когда люди наблюдают за ними, ощущение, что люди не понимают и не сочувствуют им, досаду и раздражение, ощущение, что что-то мешает сделать что-либо, ощущение себя хуже других. Подростки с интернет-зависимым поведением проявляют бóльшую агрессивность, направленную именно в социум, такой манящий, и такой пугающий. Враждебность включает мысли, чувства или действия, которые являются проявлениями негативного аффективного состояния злости. Следует также отметить, что у подростков с интернет-зависимым поведением по сравнению с подростками контрольной группы достоверно выше (p<0,05) уровень дистресса и общей фрустрации, что отражает снижение их адаптационных возможностей.

Анализ клинико-психопатологических феноменов у подростков с различными видами деятельности в сети Интернет выявил следующее (табл. 3).

 

Таблица 3

Соотношение средних показателей группы подростков с интернет-зависимым
поведением, предпочитающих массовые многопользовательские ролевые
онлайн игры, и подростков с интернет-зависимым поведением,
предпочитающих сервисы онлайн общения, по опроснику выраженности психопатологической симптоматики (Simptom Checklist-90-Revised — SCL-90-R)

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверно значимые различия.

 

Выявлено, что у подростков с интернет-зависимым поведением, предпочитающих массовые многопользовательские ролевые онлайн игры, по сравнению с группой 2, предпочитающих сервисы онлайн общения, достоверно более выражены показатели по шкалам тревожности и депрессивности. У подростков группы 2, предпочитающих сервисы онлайн общения, достоверно выше показатели по шкале враждебности. Они быстро раздражаются и пытаются выплеснуть свой гнев и негодование на окружающую действительность и социум. Возможность анонимности в интернет-среде привлекает таких подростков, так как можно не получить социального неодобрения за проявленную агрессию. В подростковой среде интернет-общения считается «крутым» использовать мат, намеренно оскорблять знакомых и незнакомых людей, образ «интернет-тролль» возведен в культ. Социальные сети дают большое пространство именно для выражения своей агрессии.

 

Таблица 4

Результаты проведения коррекционной программы у подростков
с интернет-зависимым поведением, предпочитающих игры, по тесту Чен
(шкала CIAS)

 

После проведенной коррекционной программы в течение года в 10-х классах у группы подростков с интернет-зависимым поведением, предпочитающих игры, достоверно (р<0,05) снизился общий уровень выраженности интернет-зависимого поведения и выраженность компульсивных симптомов.

 

Таблица 5

Результаты проведения коррекционной программы у подростков
с интернет-зависимым поведением, предпочитающих сервисы онлайн общения,
по тесту Чен (шкала CIAS)

 

После проведенной коррекционной программы в течение года в 10-х классах у группы подростков с интернет-зависимым поведением, предпочитающих сервисы онлайн общения, достоверно (р<0,05) снизился уровень внутриличностных проблем и выраженность компульсивных симптомов, а также уровень проблем, связанных с интернет-зависимостью.

 

Литература

1.   Алексеева И.Ю. Интернет и проблема субъекта // Влияние Интернета на сознание и структуру знания / под ред. В.М. Розина. – М., 2004. – С. 24–25.

2.   Арестова О.П., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14. Психология. – 1996. – № 4. – С. 14–20.

3.   Бабин А.И., Искандирова А.Б. Особенности личностных свойств как факторы риска формирования зависимости от азартных компьютерных игр // Молодое поколение 21 века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы 4-го междунар. конгр. – М., 2009. – С. 42–43.

4.   Бурлаков И.В. HomoGamer: психология компьютерных игр. – М.: Класс, 2000. – 144 с.

5.   Бухановский А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 360 с.

6.   Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете // Психол. журн. – 1999. – Т. 17, № 1. – С. 126–132.

7.   Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психол. журн. – 2004. – Т. 25, № 1. – С. 90–100.

8.   Войскунский А.Е. Общение и «опыт потока» в групповых ролевых интернет-играх // Психол. журн. – 2005. – Т. 26, № 5. – С. 47–63.

9.   Войскунский А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14. Психология.– 2013. – № 1. – С. 66–83.

10.   Войскунский А.Е., Богачева Н.В. Киберпсихология и ее современные проблемы // Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (IISC-12): материалы Первой междунар. конф.: сб. ст. и тез. – М., 2012. – С. 76–81.

11.   Меркурьева Ю.А., Малыгин В.Л. Нейропсихологические особенности и особенности телесности у подростков с интернет-зависимым поведением // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V междунар. конгр. – М., 2013. – С. 25.

12.   Урсу А.В. Компьютерная игра как форма аддиктивного поведения // Лечение и профилактика болезней зависимости: материалы рос. конф. – Иваново, 2008. – С. 119.

13.   Урсу А.В. Сверхценное увлечение компьютерными играми детей и подростков: распространенность и клинико-психопатологические проявления: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2012. – 21 с.

14.   Block J.J. Pathological computer game use // Psychiatric Times. – 2007. – N 1 (March). – P. 49.

15.   Brian D.Ng., Weimer-Hastings P. Addiction to the internet and Online Gaming // Сyberpsychology & Behavior. – 2005. – Vol. 8, N. 2.

16.   Factors influencing internet addiction in a sample of freshmen university students in China / X.L. Ni, H. Yan, S.L. Chen [et al.] // Cyberpsychology & Behavior. – 2009. – Vol. 12, N 3. – P. 327–330.

17.   Griffiths M. Relationship between gambling and video-game playing: A response to Johansson and Gotestam (15 refs.) // Psychological Reports. – 2005. – Vol. 96, N 3, Part 1. – P. 644–646.

18.   Griffiths M.D., Kuss D.J., King D.L. Video game addiction: Past, present and future // Current Psychiatry Reviews. – 2012. – Vol. 8, N 4. – P. 308–318.

19.   Orzack M.H. Computer addiction: What is it? // Psychiatric Times. – 1998. – Vol. 15, N 8.

20.   Orzack M.H., Orzack D.S. Treatment of Computer Addicts with Complex Co-Morbid Psychiatric Disorders // Сyberpsychology & Behavior. – 1999. – Vol. 2, N 5. – P. 53–57.

21.   Recognizing problem video game use (23 refs.) / G. Porter, V. Starcevic, D. Berle [et al.] // Australian and New Zealand J. of Psychiatry. – 2010. – Vol. 44, N 2. – P. 120–128.

22.   The associations between aggressive behaviors and Internet addiction and online activities in adolescents / C.H. Ko, J.Y. Yen, S.C. Liu [et al.] // J. of Adolescent Health. – 2009. – Vol. 44, N 6. – P. 598–605.

23.   The association between Internet addiction and problematic alcohol use in adolescents: The problem behavior model / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.F. Yen [et al.] // Cyberpsychology & Behavior – 2008. – Vol. 11, N 5. – P. 571–576.

 

 

Ссылка для цитирования

316.628:616.89-053.7-084

Антоненко А.А. Психопатологические феномены, сопровождающие интернет-зависимое поведение у подростков и их профилактика // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 1 (7) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player