Результаты диагностики предрасположенности к различным формам
аддиктивного поведения у учащихся со снижением когнитивного развития
Фадеева Е.В., Колпаков Я.В., Геронимус И.А., Цветкова Ю.В. (Москва)
|
Фадеева Евгения Владимировна
– кандидат психологических наук, заведующая отделением
профилактики употребления ПАВ среди лиц молодого возраста; ФГБУ
«Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии
и наркологии» Минздрава России, Москва.
E-mail: nscnfadeeva@mail.ru
|
|
Колпаков Ярослав Витальевич
– кандидат психологических наук, заведующий отделением
профилактической наркологии; ФГБУ «Федеральный медицинский
исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава
России, Москва.
E-mail: kolpakov_jv@mail.ru
|
|
Геронимус Иван Александрович
– научный сотрудник отделения профилактики
употребления ПАВ среди лиц молодого возраста; ФГБУ
«Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии
и наркологии» Минздрава России, Москва.
E-mail: ivangeronimus@yandex.ru
|
|
Цветкова Юлия Владиславовна
– лаборант-исследователь; отделение профилактики
употребления ПАВ среди лиц молодого возраста; ФГБУ
«Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии
и наркологии» Минздрава России, Москва.
E-mail: yutska@mail.ru
|
Аннотация.
В статье приводятся результаты опроса учащихся со снижением когнитивного
развития. Цель исследования — оценка различных аспектов
девиантного и аддиктивного поведения, включая распространенность
употребления психоактивных веществ (ПАВ) у подростков и лиц юношеского
возраста со снижением когнитивного развития. Исследование проводилось
в среднем профессиональном учебном учреждении г. Москвы в специальных
(коррекционных) группах, позволяющих получить профессиональное образование
лицам с ограниченными возможностями здоровья. Полученные данные сравнивались
с результатами международных мониторинговых проектов ESPAD (Европейский
проект школьных исследований по алкоголю и наркотикам) и HBSC (Поведение
детей школьного возраста в отношении здоровья).
Ключевые слова:
подростки и молодежь с когнитивными нарушениями, учащиеся с
ограниченными возможностями здоровья, изучение распространенности
потребления психоактивных веществ.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
Диагностика и изучение различных форм девиантного поведения у
подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья является
актуальным направлением научных исследований, позволяющим предупредить
возможные социальные последствия злоупотребления психоактивными
веществами (ПАВ), а также повысить уровень социальной адаптации и
реинтеграции у указанной категории лиц.
При разработке модели исследования была выдвинута гипотеза, что
учащиеся с когнитивными нарушениями имеют специфическую модель
употребления ПАВ, которая характеризуется влиянием микросоциального
окружения (члены семьи, друзья), сужением интересов и недостаточным
анализом ситуации, связанной с непосредственным употреблением табака,
алкогольных напитков или других ПАВ с отдаленными последствиями
потребления. Анализируя факторы, оказывающие влияние на развитие
аддиктивного поведения среди учащихся коррекционных групп с легкой
степенью умственной отсталости, следует учитывать основные черты
психического недоразвития: недоразвитие абстрактного мышления и
негрубое уплощение эмоционально-волевой сферы личности [5; 7]. Общее
психическое недоразвитие оказывает влияние не только на снижение
способности к анализу и синтезу, включая причины и последствия
возможных асоциальных поступков, но и уплощение интересов,
неспособность перенести знание о нравственных нормах и представлениях в
реальные жизненные ситуации, высокой потребности в социальном
одобрении, которая может реализовываться через употребление ПАВ
«за компанию» [6; 8; 9; 12].
Достаточно сложно прогнозировать личностные, соматические и
социальные нарушения, к которым может привести потребление табака,
алкоголя и других ПАВ у лиц с органическими поражениями центральной
нервной системы, включая лиц с когнитивной недостаточностью. В связи
с этим высокую актуальность имеют исследования, направленные на
изучение различных форм асоциального поведения — девиантного,
делинквентного и аддиктивного — у учащихся специальных
(коррекционных) учебных заведений.
Материалы и методы
В группу исследования вошли 34 человека: 33 человека, закончившие
специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида
(для детей с нарушениями интеллекта) и один человек, закончивший
образовательное учреждение VII вида (для детей с задержкой психического
развития). Среди опрошенных — 14 юношей (41%) и 20 девушек
(59%) в возрасте от 15 до 20 лет (средний возраст испытуемых 17,7
лет±1,5 года). Все респонденты, принявшие участие в исследовании,
получали дополнительную профессиональную специализацию в среднем
профессиональном учебном заведении г. Москвы, где и проводилось
анкетирование. Форма обучения респондентов — очная.
Целью исследования явилось изучение аддиктивных форм
поведения, включая распространенность потребления табачных изделий,
алкогольных напитков и других ПАВ у подростков и лиц юношеского
возраста — учащихся средних специальных (коррекционных)
образовательных учреждений.
При опросе использовалась адаптированная к целям и задачам исследования
анкета ESPAD (Европейский проект школьных исследований по алкоголю и
наркотикам) [10; 17], вопросы которой зачитывались респондентам вслух и
при необходимости пояснялись. Дополнительно в свободной, устной форме
выяснялся состав семьи испытуемых, варианты проведения досуга,
профессиональные и личностные интересы, отношение к потреблению ПАВ.
Респондентам была предоставлена информация об анонимности участия в
исследовании и о конфиденциальном характере полученных данных. Опрос
проводился непосредственно в учебном заведении, индивидуально, в форме
беседы учащегося с психологом. Никто из испытуемых не испытывал
коммуникативных сложностей, вопросы специалиста были понятны,
дополнительных пояснений не требовалось.
Сравнительный анализ проводится с учетом аналогичного исследования,
проведенного на выборке учащихся среднего профессионального учебного
заведения, того же возраста, не имеющих когнитивных нарушений
[3; 10; 11; 17].
Результаты
Поскольку одними из определяющих факторов развития аддиктивного
поведения у подростков и молодежи являются модели потребления различных
ПАВ в семье и микросоциальном окружении [1], большое внимание уделялось
изучению таких социо-демографических критериев, как состав семьи, круг
интересов и т.д. Анализ состава семьи участников исследования показал,
что 38,2% испытуемых воспитываются в неполных семьях, 32,4%
респондентов воспитываются в полных семьях, 23,5% из числа опрошенных
— дети, оставшиеся без попечения родителей, из которых трое
проживают в отдельных квартирах, полученных ими после наступления
совершеннолетия, пять человек проживают в учреждениях интернатного
типа, так как им еще не исполнилось 18 лет. 6% респондентов
проживают в гражданском браке. 14,7% респондентов воспитывались в
многодетных семьях.
В ходе опроса выяснилось, что участники исследования с когнитивными
нарушениями достаточно успешно социализированы: многие респонденты
совмещали получение профессионального образования с обучением в
общеобразовательном учреждении (11,7%), один из них учился в вечерней
школе, получал профессиональное образование и работал.
Другой важной характеристикой образа жизни молодых людей является
наличие увлечений и способы проведения досуга. По результатам опроса,
наиболее популярными формами проведения свободного времени являются
прогулки с друзьями, молодым человеком/девушкой (44% опрошенных),
проведение времени у компьютера (38% респондентов). Занимается спортом
треть опрошенных респондентов (32,4% учащихся).
Значительно менее популярны прослушивание музыки, просмотр кинофильмов
(20,5% опрошенных предпочитают эту форму досуга), чтение (17,6%),
выполнение домашних обязанностей (5,8%) . Следует отметить, что только
8,9% опрошенных тратят время на выполнение домашних заданий.
С другой стороны, только 11,8% респондентов посещают ночные клубы
и дискотеки. При этом все посетители ночных клубов и дискотек из числа
опрошенных студентов признаются, что им регулярно предлагают в этих
заведениях различные психоактивные вещества и наркотики.
В результате анализа распространенности потребления различных
психоактивных веществ студентами с когнитивными нарушениями
(включая табачные изделия и алкогольные напитки) были получены
следующие результаты.
Табачные изделия. Среди респондентов с легкой степенью
умственной отсталости 54% респондентов отметили, что пробовали курить
табачные изделия, и этот показатель несколько ниже, чем аналогичные
данные у молодых людей, не имеющих интеллектуальных нарушений. Так,
в течение жизни пробовали курить сигареты 62% подростков без
интеллектуальных нарушений [10; 17]. Курят регулярно 45,9% респондентов
с когнитивными нарушениями, тогда как курит регулярно, по данным
мониторинговых проектов ESPAD и HBSC, значительно меньшее количество
их здоровых сверстников — 26% и 25,5% соответственно [10; 11; 17].
Возраст начала первых проб табака у учащихся с когнитивной
недостаточностью колеблется от 6 до 15 лет (средний возраст первых
проб составляет 9,5 лет), что является крайне неблагоприятным
показателем, влияющим на переход от эпизодического потребления к
регулярному. При этом 8,9% подростков без когнитивных нарушений
начали курить до 9 лет; 10% приобщились к ежедневному курению до
13 лет [10; 17]. Возраст начала регулярного потребления табачных
изделий студентами с когнитивными нарушениями колеблется от 7 до
16 (средний возраст составляет 12,9 лет). Количество выкуренных
сигарет колеблется от 2 до 40 и в среднем составляет 13 сигарет
в день.
Алкогольные напитки. Уровень потребления алкогольных напитков
среди учащихся с когнитивными нарушениями также довольно высок. 64,7%
респондентов с когнитивными нарушениями имеют опыт употребления
алкогольных напитков, из них 16,7% отметили, что употребляют
алкогольные напитки регулярно (более трех раз в течение недели). При
этом 35,3% опрошенных отметили, что ни разу в жизни не употребляли
алкогольные напитки, что является хорошим прогностическим показателем
на дальнейший трезвый образ жизни данной группы респондентов. Мотивы
воздержания были различные: у двух третей учащихся (63,8%) закреплена
инфантильная мотивация против потребления алкоголя («родители
запрещают», «мне еще рано» и т.д.), треть опрошенных
(32,4%) отметила, что потребление алкогольных напитков не сочетается
со спортивным образом жизни, который ведут данные студенты, 6%
респондентов отметили, что воздерживаются из эстетических соображений,
так как выпившие люди «плохо себя ведут», «некрасиво
выглядят». По выбору предпочитаемых напитков получены следующие
сведения: респонденты чаще всего употребляют пиво и шампанское
(по 32,4%), крепкие спиртные напитки (водка, коньяк) — 29,4%,
алкогольные коктейли — 14,7%.
Возраст начала первых проб алкогольных напитков варьируется от 6 до
15 лет (средний возраст составил 11,9 лет). Возраст начала регулярного
употребления алкоголя варьируется от 7 до 18 лет (средний возраст
составил 13,9 лет).
Характер употребления алкоголя среди учащихся без когнитивных
нарушений имеет некоторые отличия от изучаемой группы: в течение
жизни напитки, содержащие этиловый спирт, пробовали 84% опрошенных
учащихся; 21% употребляет алкоголь регулярно. В структуре употребляемых
учащимися напитков преобладало пиво (28%), за которым следовало
вино (26%); затем — крепкие напитки (21%) и алкогольные
коктейли (18%). Раннее, до 9 лет, начало употребления алкоголя было
выявлено у каждого седьмого из числа опрошенных учащихся (14%), пик
приобщения к алкоголю приходится на 13 лет [Там же].
Следует отметить, что уровень распространенности как эпизодического,
так и регулярного употребления алкогольных напитков у студентов с
когнитивными нарушениями на четверть ниже, чем у их здоровых
сверстников. В частности, респонденты мотивированы на здоровый образ
жизни и этим аргументируют свой отказ от употребления алкоголя.
Достоверных различий по критерию начала употребления алкогольных
напитков в группах респондентов с когнитивными нарушениями и их
здоровыми сверстниками выявлено не было. Незначительная разница в
процентном соотношении в сторону увеличения возраста начала
экспериментирования с данным видом ПАВ у студентов с когнитивными
нарушениями может быть связана с отсутствием соответствующего
микросоциального окружения, поощряющего либо допускающего употребление
алкоголя, а также с ограничением контактов со сверстниками в возрастном
интервале от 6 до 15 лет или с психофизическим инфантилизмом.
Другие виды ПАВ. В группе испытуемых с интеллектуальными
нарушениями 20,5% опрошенных отметили опыт употребления препаратов
конопли. В регулярном употреблении этого вещества не признался ни
один испытуемый, что может объясняться особенностями организации
исследования, которое предполагало личный контакт с психологом, на
которого испытуемые хотели произвести хорошее впечатление. 6%
испытуемых признались, что имели опыт употребления курительных
смесей. Возраст начала экспериментирования с данными ПАВ приходится
на 16 лет. В группе подростков без интеллектуальных отклонений
единичные пробы марихуаны отмечают 18,6% опрошенных, а 3,8% признаются
в употреблении этого вещества в течение последнего месяца [Там же].
29,4% испытуемых сообщают о наличии в их среде друзей и знакомых,
которые употребляют различные наркотические вещества. Наиболее
распространенными психоактивными веществами, среди тех, которые
употребляют их друзья, испытуемые называют гашиш (60%), каннабиноиды
(50%), спайсы (30%), кокаин (10%). По мнению учащихся без когнитивных
нарушений, среди их друзей многие употребляют наркотики и ПАВ: 40%
курят препараты конопли, 14% — экстази, 13% — ингалянты.
Полученные результаты свидетельствуют о столь же широкой
распространенности потребления ПАВ, включая табачные изделия и
алкоголь — как среди учащихся специальных (коррекционных)
учебных заведений, так и среди их здоровых сверстников. Достоверных
отличий между этими группами выявлено не было.
Обсуждение результатов
Табакокурение является основной причиной предупреждаемой смертности
во всем мире, что налагает серьезное бремя на общество [2]. Привычка к
курению обычно формируется в подростковом возрасте; большинство
взрослых курильщиков к 18-ти годам уже выкурили первую сигарету или
приобрели никотиновую зависимость, а поскольку подросткам для
формирования никотиновой зависимости требуется менее длительный период
курения и меньшее количество сигарет, чем взрослым, то зависимость
формируется быстрее [15; 18]. Международный научный проект HBSC в ходе
многолетних мониторинговых программ научно обосновал существующие связи
между табакокурением и другими формами поведения, сопряженными с риском
и отрицательными последствиями для здоровья, из которых для нашего
исследования наиболее важными являются высокий уровень потребления
алкоголя, низкая самооценка здоровья, низкий уровень удовлетворенности
жизнью и частые множественные жалобы на здоровье [11]. Таким образом,
табакокурение можно рассматривать как часть более широкой картины
нездоровых привычек, которая формируется в подростковом возрасте.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, принявшими участие
в исследовании, потребление табачных изделий может и способствовать
ухудшению соматического состояния, и сопровождаться потреблением
алкогольных напитков и других ПАВ, также негативно влияющих на
здоровье.
Употребление алкоголя является одним из основных факторов риска
заболеваемости и смертности во всем мире, а также сопутствующим
фактором, влияющим на ухудшение здоровья [Там же], что особенно
актуально для лиц, уже имеющих соматические проблемы. Несмотря на
очевидный вред, во многих европейских и североамериканских странах
употребление алкоголя подростками является распространенным явлением,
облегчающим контакты со сверстниками и способствующим формированию
новых взаимоотношений. Тем не менее, для лиц с когнитивными
нарушениями прослеживается связь между употреблением алкоголя
(включая частоту потребления, выраженность состояния опьянения) и
неблагоприятными психологическими, социальными и физическими
последствиями для здоровья, включая мозговые нарушения, особенно
в зоне коры головного мозга, что влияет на когнитивное, эмоциональное
и социальное развитие [14].
Использование подростками препаратов конопли происходит по целому
ряду причин, в том числе в порядке экспериментирования, для улучшения
настроения, для облегчения общения со сверстниками, а также в целях
расслабления [16]. Однако употребление конопли является фактором
риска в отношении психических расстройств и может провоцировать
возникновение психоза, особенно среди лиц, склонных к этому, а также
влиять на ухудшение когнитивной функции [5; 13].
Хотя полученные данные не позволяют делать однозначных выводов о
мотивации потребления ПАВ, мы предполагаем, что высокая
распространенность ПАВ среди рассматриваемых категорий учащихся может
быть обусловлена разными причинами. Если учащиеся без интеллектуальных
нарушений в большей степени могут руководствоваться познавательным
интересом, стремлением к риску и получению новых впечатлений, то для
учащихся с легкой степенью умственной отсталости, у которых
познавательные потребности развиты в меньшей степени, более значимыми
могут быть другие мотивы — например, признание в кругу сверстников
или снятие эмоционального напряжения. Дифференцированное исследование
особенностей мотивации потребления ПАВ среди может быть предметом
дальнейших эмпирических исследований.
Выводы
Анализ предрасположенности к аддиктивному поведению, включая
диагностику особенностей употребления психоактивных веществ, среди
учащихся специальных (коррекционных) групп среднего профессионального
учебного учреждения г. Москвы позволил выявить ряд тенденций:
1. Бóльшая часть респондентов успешно преодолела нарушения
социальной
адаптации, свойственной в детском возрасте лицам с легкой степенью
когнитивной недостаточности. 11,7% респондентов совмещали получение
профессионального образования с обучением в общеобразовательным
учреждении, компенсируя, таким образом, недостаточность образования
школы VIII вида. Один из респондентов не только учился в
вечерней школе и получал профессиональное образование, но и работал. 6%
респондентов, несмотря на юный возраст, проживают в гражданском браке.
2. С одной стороны, психический инфантилизм,
недостаточная
мотивированность и недостаток инициативы, свойственные респондентам с
когнитивной недостаточностью, снижают интерес к экспериментированию с
различными психоактивными веществами.
3. С другой стороны, отсутствие борьбы мотивов является
эффективным средством профилактики при тесной связи респондентов с
семьей и с микроокружением, ведущим трезвый образ жизни. В ситуации
злоупотребления психоактивными веществами членами семьи и близкими
друзьями респондентов формируются злокачественные и прогредиентные
формы злоупотребления психоактивными веществами. Так, небольшой разрыв
между респондентами, имевшими опыт употребления ПАВ, и их друзьями,
потребляющими ПАВ (29,4% испытуемых), говорит о наличии в их
среде друзей и знакомых, которые употребляют различные наркотические
вещества.
4. Из негативных аспектов необходимо выделить
следующие особенности, свойственные студентам с когнитивными
нарушениями:
а) ранний возраст приобщения к различным ПАВ (табаку, алкоголю,
канабиноидам), касающийся как эпизодического потребления, так и
регулярного;
б) значительно большая распространенность регулярного
употребления табачных изделий среди студентов с когнитивными нарушениями
(45,9% респондентов с когнитивными нарушениями курят регулярно относительно
26% здоровых сверстников);
в) более высокая распространенность употребления каннабиноидов
и курительных смесей среди студентов с когнитивными нарушениями, что
может объясняться более старшим биологическим возрастом испытуемых
(средний возраст испытуемых с когнитивными нарушениями — 17,7
лет, средний возраст здоровых сверстников — 15,5 лет);
5. Из положительных аспектов необходимо выделить следующие
особенности, свойственные студентам с когнитивными нарушениями:
а) 54% респондентов отметили, что пробовали курить табачные
изделия, и этот показатель несколько ниже, чем аналогичные данные у
молодых людей, не имеющих интеллектуальных нарушений;
б) несколько меньшая распространенность по сравнению со здоровыми
сверстниками как эпизодического (64,7% респондентов с когнитивными
нарушениями против 84% здоровых сверстников), так и регулярного
(16,7% против 20% соответственно) употребления алкогольных напитков.
Заключение
Результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили гипотезу
работы о том, что потребление ПАВ среди лиц с когнитивной
недостаточностью распространено не менее, а в некоторых случаях и
более, чем в среде лиц, не имеющих проблем со здоровьем. Модель
потребления ПАВ в изучаемой дифференцированной группе населения
имеет свои особенности, обусловленные как общими закономерностями
дизонтогенеза, так и усугубляющими психическое и соматическое
состояние факторами, включающими влияние семьи и микросоциального
окружения на тяжесть зависимого поведения. Полученные результаты
свидетельствуют о необходимости проведения среди учеников и студентов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений узконаправленных
профилактических мероприятий, включающих работу специалистов, знакомых
с основами специальной и коррекционной педагогики, психологии и
дефектологии. На уровне организации профилактических мероприятий
непосредственно в образовательном учреждении эффективны такие меры,
как повышение уровня знаний о вредных последствиях употребления
различных видов ПАВ (включая табак и алкоголь), помощь в освоении
жизненных навыков по принятию решений и сопротивляемости давлению
со стороны сверстников, обучение альтернативным, более конструктивным
формам реализации потребности социализации и получения новых впечатлений.
Литература
1. Бисалиев Р.В. Семейные факторы риска аддиктивного
и аутоагрессивного поведения // Наркология. – 2010. –
№ 12. – С. 82–82.
2. Доклад о глобальной табачной эпидемии, 2009 г.:
создание среды, свободной от табачного дыма. – Женева: Всемирная
организация здравоохранения, 2009.
3. Изучение распространённости потребления
психоактивных веществ в студенческой среде / Г.А. Корчагина,
Е.В. Фадеева, П.П. Огурцов [и др.] // Наркология. –
2012. – № 12. – С. 37–43.
4. Киселев А.В. Системная профилактика табакокурения
в образовательных учреждениях // Материалы Научно-практического
семинара социальных педагогов «Профилактика табакокурения в
образовательных учреждениях». – М.: ЦПМСС «Живые
потоки», 2013.
5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста:
руководство для врачей. – М.: Медицина, 1979. – 608 с.
6. Кузьмина Т.И. Психологическое изучение Я-концепции
лиц с легкой степенью умственной отсталости // Известия Российского
государственного педагогического университета им А.И. Герцена.
– 2008. – № 69. – С. 419–422.
7. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь
семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М:
Изд-во «Просвещение», 2008. – 239 с.
8. Лясина Е.С. Механизмы психологической защиты
умственно отсталых подростков с различными типами акцентуаций
характера // Известия Российского государственного педагогического
университета им А.И. Герцена. – 2008. – Вып. 54.
– С. 387–393.
9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения:
учебное пособие для ВУЗов. – СПб.: Изд-во Речь, 2005. –
445 с.
10. Результаты исследования ESPAD 2011 «Употребление
психоактивных веществ среди учащихся Москвы» [Электронный ресурс].
– URL: http://www.nncn.ru/datadepot/ nncn02/000004.pdf
11. Социальные детерминанты здоровья и благополучия
подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в
отношении здоровья» (HBSC): Международный отчет по результатам
исследования 2009/2010 гг. / под ред. C. Currie и др. –
Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012. – 31 c.
[Электронный ресурс]. –
URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0010/181972/E96444-Rus-full.pdf
12. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников.
– СПб.: Изд-во «Медицинская пресса», 2001. –
176 с.
13. Cannabis use in young people: The risk for
schizophrenia / P. Casadio, C. Fernandes, R.M. Murray
[et al.] // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. – 2011.
– Vol. 35(8). – P. 1779–1787.
14. Crews F., He J., Hodge C. Adolescent cortical
development: a critical period of vulnerability for addiction
// Pharmacology, Biochemistry, and Behavior. – 2007.
– Vol. 86(2). – P. 189–199.
15. Jarvis M.J. Why people smoke // BMJ. –
2004. – Vol. 328(7434). – P. 277–279.
16. Lee C.M., Neighbors C., Woods B.A. Marijuana
motives: young adults’ reasons for using marijuana // Addictive
Behaviors. – 2007. – Vol. 32(7). –
P. 1384–1394.
17. The ESPAD Report 2011. Substance Use Among
Students in 36 European Countries / B. Hibell, U. Guttormsson,
S. Ahlström [et al.]. – 2011. –
P. 39–52.
18. Tobacco Consortium, American Academy of
Pediatrics Center for Child Health Research. Youth tobacco use: a
global perspective for child health care clinicians / A.V. Prokhorov,
J.P. Winickoff, J.S. Ahluwalia [et al.] // Pediatrics.
– 2006. – Vol. 118(3). – P. 890–903.
Ссылка для цитирования
УДК 616.89-008.44-053.5-07
Результаты диагностики предрасположенности к различным формам
аддиктивного поведения у учащихся со снижением когнитивного развития /
Е.В. Фадеева, Я.В. Колпаков, И.А. Геронимус [и др.] //
Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика:
электрон. науч. журн. – 2015. – N 1 (7)
[Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp
(дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|