Cодружество учеников и учителей как условие повышения качества
воспитания в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи
детям»
Иванова Т.А., Репин Я.В., Егорова П.А., Болдина О.Г. (Ярославль)
|
Иванова Татьяна Александровна
– директор государственного образовательного
учреждения Ярославской области «Центр помощи детям»,
заслуженный учитель РФ, Ярославль.
E-mail: taivanova@cpd.yaroslavl.ru
|
|
Репин Ярослав Валерьевич
– заместитель директора ГОУ ЯО «Центр помощи
детям», куратор Школы дистанционного обучения, Ярославль.
E-mail: yar@cpd.yaroslavl.ru
|
|
Егорова Полина Анатольевна
– руководитель отдела организации дистанционного
обучения, ГОУ ЯО «Центр помощи детям», Ярославль.
E-mail: kopoan@yaroslavl.ru
|
|
Болдина Ольга Геннадьевна
– методист, ГОУ ЯО «Центр помощи детям»,
Ярославль.
E-mail: boolge@cpd.yaroslavl.ru
|
Аннотация
В статье обобщается опыт Школы дистанционного обучения Государственного
образовательного учреждения Ярославской области для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр
помощи детям», обеспечивающей полноценное участие в общественной
жизни, получение качественного образования и социализацию детей-инвалидов.
Результаты образовательного процесса в условиях обучения на дому с
использованием электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий в общеобразовательной школе зависят от характера и качества
взаимодействий его участников.
Обеспечение организации продуктивной деятельности учеников для овладения
ключевыми компетенциями, создание условий для появления у них мотива к
самоизменению и личностному росту, формирование коммуникативной и
социальной компетенций, личного образовательного, профессионального и
жизненного планов; создание психологического комфорта, условий реальной
«ситуации успеха» каждого ребенка-инвалида в условиях
замещения дефицита доступности среды достигаются с помощью
институционального механизма, обеспечивающего накопление соответствующих
знаний и опыта социально одобряемого поведения, — создания
содружеств учеников и учителей различной длительности и направленности
на результат.
Инновационный характер реализации детско-взрослых сообществ обусловлен
тем, что, попав в совершенно новую ситуацию дистанционного обучения,
ученик вынужден заново строить отношения со всеми участниками
образовательного процесса, усиленно проявлять себя, свои личностные
качества и свойства, приобретая новый социальный статус. Ребенок-инвалид
обучается горизонтальным социальным взаимодействиям в разновозрастном
коллективе.
В процессе со-бытийной активности в специально создаваемых
организационно-педагогических условиях с особенными характеристиками
информационно-образовательной среды Школы, содержанием образовательного
процесса, механизмами управления коммуникациями, организационной
культурой Школы реализуются гуманистический характер, принципы
индивидуализации и адаптивности образовательного процесса.
Ключевые слова:
социализация; дети-инвалиды; образовательное пространство; электронное
обучение; дистанционные образовательные технологии; доступная среда;
детско-взрослое сообщество; активные методы и технологии; педагогически
организованная социальная среда.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Школа дистанционного обучения Государственного образовательного
учреждения Ярославской области для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр
помощи детям» начала работу с 2009 года в рамках реализации
приоритетного национального проекта «Образование»,
в программе «Развитие дистанционного образования
детей-инвалидов», «Региональной модели предоставления
общего образования с использованием дистанционных технологий
детям-инвалидам, нуждающимся в обучении на дому»[3].
Региональная модель обеспечила удовлетворение потребностей
детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в особых условиях
и средствах обучения. Это — потребности в индивидуализации
обучения, в особой организации образовательной среды; потребности
в максимальном расширении образовательного пространства за пределами
образовательного учреждения и пр.
Образовательный процесс в Школе дистанционного обучения, использующей
электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, зависит
от характера и качества взаимодействий его участников, поскольку
образовательные программы реализуются с учетом особенностей каждого
обучающегося, включая индивидуальный объем его учебной нагрузки, объем
занятий с использованием дистанционных образовательных технологий на
основании рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогической
комиссии и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида:
– по индивидуальному учебному плану;
– по индивидуальным рабочим программам
учебных предметов, разработанным с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов, особенностей
образовательного процесса, рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальных
особенностей здоровья;
– по индивидуальному расписанию уроков и
занятий;
– по заявительному принципу (родители
(законные представители) имеют возможность увеличить или уменьшить
учебную нагрузку обучающегося в соответствии с его возможностями и
состоянием здоровья) без ущерба в выполнении требований государственных
стандартов в части содержания образования.
Ограничения возможностей здоровья наших учеников формируют
ограничения доступности среды социализации обучающихся. Школа как
воспитывающая организация (агент социализации) восполняет дефицит
доступности, включая инновационные механизмы [4], технологии,
способы, методы и приемы образовательной деятельности. Основные
функции Школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи
детям», в отличие от массовой школы, в процессе социализации
обучающихся осуществляются с дополнительной нагрузкой (замещение
дефицита доступности среды) с помощью механизмов взаимодействия
в ИОС:
– в приобщении ученика к культуре общества;
– в создании условий для индивидуального
развития и духовно-ценностной ориентации;
– в дифференциации учеников в соответствии с их
личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной
структуре общества;
– в автономизации подрастающего поколения
от взрослых.
Гуманистическая парадигма, ставящая в центр внимания личность
ученика, обусловила особое отношение в Школе дистанционного обучения
ГОУ ЯО «Центр помощи детям» к вопросам воспитания
социально здоровой личности, способной реализоваться и
самоутвердиться в соответствии с правилами, нормами и ценностями
общества, оставаясь свободной и независимой [7].
Формируя систему воспитательной работы, описывая ее в
Образовательной программе ГОУ ЯО «Центр помощи детям»
в части, касающейся Школы, мы руководствовались тем, что необходима
система воспитания по направлениям [5]:
– обеспечение организации продуктивной
деятельности обучающихся для овладения ключевыми компетенциями;
– создание условий для появления у
обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту;
– создание условий реализации каждым
обучающимся «Я-концепции» («Я могу» —
«я хочу» — «я нравлюсь»);
– создание условий формирования коммуникативной,
социальной компетенций, формирования личного образовательного,
профессионального и жизненного планов;
– создание психологического комфорта,
условий реальной «ситуации успеха» каждого
обучающегося.
Высокое качество воспитательной работы достигается с помощью
институционального механизма, обеспечивающего накопление
соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения,
— создания содружеств учеников и учителей различной
длительности и направленности на результат. Под содружеством мы
понимаем создаваемое в виртуальной среде полифункциональное
детско-взрослое сообщество, основанное на партнерстве и фасилитации
или тьюторстве взрослых.
Инновационный характер институционального механизма (создание
содружеств) обусловлен тем, что, попав в совершенно новую ситуацию
дистанционного обучения (новое окружение, новые условия, новая
иерархия, новые статусы, новые вертикальные и горизонтальные
взаимодействия и т.д.), ученик вынужден заново строить отношения
со всеми участниками образовательного процесса, усиленно проявлять
себя, свои личностные качества и свойства, приобретая новый социальный
статус; он обучается горизонтальным социальным взаимодействиям в
разновозрастном коллективе.
Взаимодействия на основе содружеств с участием значимых взрослых
соответствуют духу федерального закона об общественных объединениях
№ 82-Ф3, предусматривающего учреждение объединений детей и
молодежи, их организацию и функционирование наряду со взрослыми
общественными объединениями.
В таких взаимодействиях проявляется благоприятный подвижный баланс
эмоциональных связей и рациональных отношений, характерный для
со-бытийной общности [9]; создается пространство для позиционного
открытого взаимодействия участников, творческого самовыражения в
позиции, в деятельности; стимулируется индивидуальная и совместная
рефлексия, актуализирующая и развивающая субъектные качества детей;
позиция взрослого в детско-взрослой общности выстроена в логике
содействия.
Спецификой педагогических взаимодействий является стимулирование
и поддержка осознанной активности [6] учеников Школы в содружествах.
Педагоги учитывают тип содружества, его возможности и препятствия
для развития, индивидуальность участников, их актуальное состояние
здоровья, имеющиеся ограничения в длительности и характере
взаимодействий с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий; они стимулируют и направляют функционирование
содружества, уделяя особое внимание рефлексивным процессам в общности,
гуманистическим ценностям и смыслам участников; выстраивают открытое
межпозиционное взаимодействие с учениками, поддерживают проявление
ими своей позиции, являются активными участниками общего взаимодействия
(рисунок 1).
Рис. 1. Взаимодействия в командах проекта, поисковых группах, в
веб-квестах, практикумах, командном участии в конкурсах, олимпиадах,
викторинах, видеоконференциях, дискуссиях, в ходе предметных недель
В деятельности содружеств применяются активные методы и технологии:
критического мышления, проблемно-рефлексивного обучения, интерактивного
обучения, сопровождения, метод «круглого стола»,
«мозговой атаки», «анализа конкретных ситуаций»,
«имитационное упражнение», «деловая учебная игра»,
метод проектов веб-квесты, эвристическое обучение, игровые методы.
В процессе со-бытийной активности [1] идет узнавание всех, с кем
ученик вступает во взаимодействия; попутно происходит интенсивное
усвоение норм и эталонов поведения. Процесс самоизменения стимулируется
специально создаваемыми организационно-педагогическими условиями,
особенными характеристиками информационно-образовательной среды Школы,
содержанием образовательного процесса, механизмами управления
коммуникациями, организационной культурой Школы (рисунок 2).
Индивидуализация реализуется через оказание содействия в решении
возникающих проблем; создание специальных ситуаций жизнедеятельности,
в которых ученик захочет и сможет позитивно раскрыться, реализоваться,
утвердиться; стимулирование позитивных самоизменений (личностного
роста).
Рис. 2. Взаимодействия по принципу «малых информационных
миров», возникающие в ходе общешкольных мероприятий
Адаптивность процесса социализации, создание условий активного
взаимодействия каждого участника образовательного процесса с
социальной средой Школы, ГОУ ЯО «Центр помощи детям»,
его социальными партнерами и использование этого потенциала для
собственного развития делает естественной для учеников
«центрацию на полезной стороне жизни» (А. Адлер).
Педагогически организованная социальная среда ведет к формированию в
каждом из участников образовательного процесса чувства собственной
ценности, переориентации отношения человека к своей судьбе,
формированию определенных социальных установок на себя, свое настоящее
и возможное будущее, на окружающих, различные сферы жизнедеятельности и
отношений как на потенциальные сферы самореализации.
Дистанционные технологии способствуют не только гуманизации,
индивидуализации, адаптивности и интенсификации процесса обучения
и воспитания, повышая их качество, но и создают максимально возможные
условия социализации [2] обучающихся, максимальной реализации себя
в будущей жизни, соблюдения положительной социальной направленности и
получения опыта самореализации с использованием новых для системы
образования области механизмов и технологий [8].
Позитивные результаты взаимодействий в содружествах учеников и
учителей обеспечиваются насыщенностью и привлекательностью жизни
Школы, созданием возможностей для удовлетворяющего общения с любым
участником образовательного процесса в традиционных тематических
праздниках «Здравствуй, школа!», «Новогодние
приключения», «Рождественская елка», «Праздник
защитников Отечества», «Весенняя сказка»,
«Последний звонок»; в предметных и межпредметных декадах
(конкурсы и проекты по циклам наук); в участии в региональных,
всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах; в виртуальном
летнем лагере «Содружество»; в издании школьной
«Dist-газеты» и др.
Воспитательная работа на основе содружеств учеников и учителей
создает условия для формирования и совершенствования ключевых
компетентностей: когнитивной; операционально-технологической;
мотивационной; социальной; этической и поведенческой:
– создана ИОС (информационно-образовательная
среда) Школы, позволяющая коммуникацию участников воспитательного
процесса через электронную почту, Skype, чаты и форумы, видеоконференции
(групповое общение) в Team Viewer, VideoPort Plus; используется ИОС
портала дистанционного обучения Ярославской области «Знание»,
ИОС «е-КМ школы»;
– при обучении по ИОП (индивидуальной
образовательной программе) каждый обучающийся является членом
ученического сообщества (класс), воспитательную работу в котором
осуществляет классный руководитель;
– каждый обучающийся добровольно участвует в
интерактивных предметных декадах, конкурсах, олимпиадах,
организуемых ежемесячно в соответствии с планом работы Школы;
– каждый обучающийся добровольно принимает
участие в кратковременных или долговременных интерактивных
метапредметных индивидуальных и коллективных проектах;
– каждый обучающийся добровольно принимает
участие в веб-квестах и интерактивных играх;
– каждый обучающийся может создавать
разновозрастные временные коллективы для участия в исследовательской
деятельности, творческой деятельности, просоциальных практиках,
самоуправлении, взаимодействии с социумом как в учебное, так и в
каникулярное время;
– каждый обучающийся принимает участие в
коллективных творческих делах в рамках форумов «Классный
час» и «Наши общие дела», а также в подготовке
и проведении традиционных праздников Школы («Здравствуй,
Школа!», «Новогодние приключения», «Праздник
для семьи», «Праздник последнего звонка»,
«Здравствуй, лето!».
Очень часто участниками содружеств учеников и учителей становятся
родители и классные руководители (на правах партнеров, равных ученикам
и учителям). Именно эти взаимодействия характерны для неформализованной
социальной структуры Школы и влияют на систему управления и координации
образовательного процесса в целом, педагогических взаимодействий в нем;
на иерархию ролевых позиций в формальной подструктуре; на разделение и
описание функциональных обязанностей по всем ролевым позициям; иерархию
статусов в неформализированной подструктуре; на каналы вертикальной и
горизонтальной коммуникации; на нормативную регуляцию поведения
участников образовательного процесса; на систему социального контроля:
надзор, позитивные и негативные санкции (стимулирование, вознаграждение,
принуждение, наказание).
Взаимодействия (коммуникации) в содружествах учеников, учителей и
других значимых взрослых являются стержнем процесса социализации
детей-инвалидов. Коммуникативная культура, формируемая в образовательном
процессе, делает каждого его участника обладателем системы знаний, норм,
ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и органично,
непринужденно реализуемых в образовательном пространстве. Таким образом
реализуется механизм культурно-исторической преемственности ценностных
ориентации поколений или процесс социализации.
Образовательная среда Школы дистанционного обучения, формируясь на
основе взаимодействий в содружествах с участием значимых взрослых,
может управляемо расширяться и сужаться в зависимости от конструируемой
педагогами (управляемой) образовательной ситуации за счет использования
ресурсов Интернет, в особенности web 2.0-технологий. Это создает условия
и средства преодоления минимума выбора из веера социализирующих практик
для социального проектирования и решения актуальных проблем школьного
сообщества:
– превращения образовательного процесса в
деятельность не только педагога, но и самого ученика;
– стимулирования творческих авторских находок
учителя и ученика на уроках, во внеурочной деятельности, внешкольной
воспитательной работе;
– публичного обсуждения результатов проектной
деятельности;
– максимального обращения к личному опыту
учеников, создания условий для расширения и углубления личного опыта;
– реализации проектной организации
информационно-образовательных систем в целостном учебно-воспитательном
процессе организации;
– формирования единого образовательного
пространства в контексте ценностей российской идентичности;
– создания условий для приобретения опыта
постановки и достижения цели;
– деятельностного характера образования,
т.е. включения учащихся в реализацию какой-либо деятельности
— исследование, проектирование;
– ориентации учебного процесса на развитие
самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей
деятельности;
– организации продуктивной групповой работы;
– возможных форм эффективных с точки зрения
социализации педагогических взаимодействий в учебном процессе:
творческих заданий, работы в малых группах, обучающих играх (ролевых,
деловых, образовательных), использования общественных ресурсов
(приглашение специалиста, вебинары, виртуальные экскурсии), социальных
проектов: соревнований, выставок, спектаклей, представлений и т.д.,
разминок (различного рода), взаимообучения как формы социального
партнерства учеников, форумов (публичного выражения своей позиции),
проектного метода, метода «шкала мнений», дискуссии,
способах разрешения проблем: мозгового штурма, дерева решений,
переговоров и медиации.
Организуя образовательный процесс, администрация школы рекомендует
характерное для каждого школьного возраста содержание деятельности,
круг актуальных для решения задач и соответствующие им способы
решения, освоение которых обеспечивает через
деятельностно-компетентностный подход социализацию учеников.
Ежегодно в рамках самообследования администрация Школы
организует мониторинг уровня сформированности воспитательной
системы школы с использованием двух групп критериев оценок:
критерии факта — позволяют определить, есть ли в данной школе
воспитательная система (упорядоченность жизнедеятельности школы;
наличие сложившегося школьного коллектива; концентрация педагогических
усилий);
критерии качества — дают представление об уровне ее
сформированности и эффективности (степень реализации педагогической
концепции воспитательной системы; психологический климат школы;
уровень воспитанности учащихся).
Одним из исследований, проводимых во время мониторинга, является
исследование удовлетворенности родителей (лиц, их заменяющих) и
учеников образовательным процессом (Комплексная методика изучения
удовлетворенности А.А. Андреева). Высокий процент обучающихся
(79%) и родителей (82%) высказали позитивное отношение к школе.
Результаты мониторинга показывают, что Школа дистанционного
обучения Государственного образовательного учреждения Ярославской
области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи «Центр помощи детям» успешно
исполняет Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О
национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017
годы» (Раздел III, параграф 5 и Раздел V, параграф 1,2),
обеспечивая полноценное участие в общественной жизни, получение
качественного образования и социализацию детей-инвалидов.
Литература
1. Григорьев Д.В. Создание воспитательного
пространства: событийный подход // Современные гуманитарные
подходы в теории и практике воспитания: сб. науч. статей.
– Пермь, 2001. – С. 77–88.
2. Григорьев Д.В. Теория воспитательных систем:
контуры развития // Воспитательная работа в школе, 2012. –
№ 2. – С. 21.
3. Концепция развития системы электронного
обучения, реализации дистанционных образовательных технологий
в Ярославской области: приказ департамента образования
Ярославской области от 29.08.2012 № 424/01-03.
4. Лазарев В.С. Направления и задачи
совершенствования инновационной деятельности // Педагогика,
2013. – Март, № 3. – C. 3–13.
5. Носко И.В. Психология развития и возрастная
психология: учебное пособие для студентов психологических
факультетов. – Владивосток: Дальневосточный гос. университет,
2003. – 125 с.
6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация
воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
7. Степанова Г.С. Проблемы социализации
современной молодежи // Педагогика, 2013. – Март,
№ 3. – C. 51–55.
8. Шустова И.Ю. Фактор детско-взрослой общности
в воспитании и развитии субъектности юношества: дисс. …
докт. пед. наук. – М., 2009. – 424 с.
9. Юдина И.А. Структурно-функциональная модель
профессионального развития педагога в виртуальной педагогической
со-бытийной общности // Гуманитарные и социальные науки, 2012.
– № 3. – С. 229–238.
Ссылка для цитирования
УДК 376.112.4
Cодружество учеников и учителей как условие повышения качества
воспитания в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр
помощи детям» / Т.А. Иванова, Я.В. Репин,
П.А. Егорова [и др.] // Клиническая и медицинская психология:
исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. –
2015. – N 2 (8) [Электронный ресурс].
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|