|
Аннотация. В статье рассматривается динамика эмоциональных и когнитивно-поведенческих свойств личности пациентов психотерапевтического центра в результате комплексного лечебного воздействия, оказанного в рамках деятельности полипрофессиональных бригад. Проводится сравнительный анализ динамики вышеназванных характеристик у групп пациентов с различной нозологией (тревожные расстройства, депрессивные расстройства, расстройства личности), прошедших курс групповой когнитивно-поведенческой психотерапии, с описанием характерной специфики изменений для каждой из групп. Динамика, наблюдаемая на эмоциональном и когнитивно-поведенческом уровнях, свидетельствует о глубинных изменениях личности, отражающих рост осознанности пациентов и повышение степени их адаптивности к изменениям внешних условий жизни. Ключевые слова: полипрофессиональная бригада; биопсихосоциальная модель; когнитивно-поведенческая терапия; группы со смешанным нозологическим составом; динамики эмоциональных и когнитивно-поведенческих свойств личности.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Рост пограничной психической патологии актуализирует задачу организации оказания психиатрической и психотерапевтической помощи населению. Концепция социально-стрессовых и психосоматических расстройств расширила область пограничной психиатрии до новых границ, и большая часть населения России может быть признана потенциально нуждающейся в психотерапевтической помощи. В данных обстоятельствах встаёт вопрос об изыскании новых возможностей оказания помощи пациентам с пограничными психическими расстройствами и оптимизации имеющихся ресурсов. С организационной точки зрения, наиболее перспективным в лечении данных состояний является формирование полипрофессиональных бригад, в соответствии с приказом МЗ РФ от 2003 г. № 438 «О психотерапевтической помощи», состоящих из врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, специалистов по социальной работе и медсестер. Этой задаче как нельзя лучше отвечает создание психотерапевтических кабинетов, отделений и центров на базе поликлиник, общесоматических лечебных и других медицинских учреждений, где пациенты в пределах одного учреждения смогут получать высококвалифицированную соматическую и психотерапевтическую помощь компетентных специалистов. В соответствии с поставленными задачами, в июле 2012 года в Санкт-Петербурге, в структуре СПб ГБУЗ ГПНДС-7, был создан психотерапевтический центр, в котором имеются профилактическое и лечебное отделения. Принцип преемственности в оказании психотерапевтической помощи пациентам центра, от первичного обращения до социально-психологической реабилитации, реализуется в бригадном подходе — в четком разделении функциональных обязанностей между врачом-психотерапевтом, медицинской сестрой, медицинским психологом и специалистом по социальной работе и в тесном сотрудничестве специалистов. Работа психотерапевтической бригады обеспечивает комплексную помощь, охватывающую биологический, психологический и социальный уровни. Тем самым реализуется современная биопсихосоциальная модель оказания помощи, которая сочетает медикаментозные и другие виды терапии с индивидуальной, семейной и групповой психотерапией и отработкой навыков успешного социального функционирования [4; 15; 16]. Помимо индивидуальной психологической коррекции, в центре проводится групповая психотерапия, которая позволяет направить лечебное воздействие на разные стороны существования психически больного человека. Формирование групп пациентов с различными нозологическими состояниями позволяет индуцировать психотерапевтические процессы у данной категории больных [7]. Группы неоднородны не только по нозологическому составу, но также и по полу, возрасту, по признаку наличия и уровня образования, продолжительности болезни. Одним из ключевых направлений работы является когнитивно-поведенческая терапия. Этот метод терапии зародился еще в конце 50-х годов ХХ столетия, отцом метода считается А.Т. Бек, предложивший сфокусировать терапию на мыслях людей, их анализе и корректировке [10]. В психотерапевтическом центре групповая когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является одним из ведущих видов психокоррекционного воздействия, который требует предварительной подготовки участников группы. В связи с этим пациенты направляются на данную терапию уже после прохождения лечения в группах начального уровня, в которых они знакомятся с формой и правилами групповой работы и учатся осознавать и дифференцировать свои эмоции, конструктивно осуществлять обратную связь. В групповой когнитивно-поведенческой психотерапии делается акцент на работе с автоматическими, промежуточными мыслями, а также с глубинными установками пациентов. Участник когнитивно-поведенческой группы знакомится с дневником АBCD и в процессе работы обращает внимание на свои мысли, поведение, эмоции и действия. В дальнейшем работа ведется в области переформулирования мыслей и иррациональных установок. Далее приводим описание исследования на выборке пациентов, проходивших амбулаторное лечение в психотерапевтическом центре (индивидуальная и групповая психотерапия, психокоррекция, медикаментозная терапия). Все пациенты посещали занятия в группе когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ) в течение 1 месяца. Общая выборка — 43 человека, из них 13 мужчин и 30 женщин в возрасте от 22 до 58 лет. В зависимости от нозологической принадлежности были выделены три группы: пациенты с диагнозами тревожных расстройств — 20 чел., расстройств личности — 12 чел., аффективных расстройств (депрессия) — 11 чел. Вышеназванные пациенты проходили экспериментально-психологическое обследование дважды: непосредственно при обращении в центр и после завершения занятий в группе КПТ. В исследовании применялись следующие методики для изучения психоэмоциональных и личностных особенностей: шкала депрессии А. Бека, шкала тревожности ИТТ, методика «Уровень субъективного контроля Дж. Ротера», опросник иррациональных убеждений Эллиса, копинг-тест Лазаруса, шкала отношения к лечению, разработанная СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, шкала невротических симптомов ОНР. Приводится описание динамики исследуемых показателей в общей выборке, а также сравнительный анализ их динамики в группах с различной нозологией. Анализ средних показателей всех обследованных позволяет описать условный «профиль» общей исследуемой выборки пациентов. Общий показатель депрессии находится на уровне субдепрессии (среднее значение равно 13,8). Уровень ситуативной тревожности средний (5,3), личностной тревожности — высокий (8,0), в том и другом случае с преобладанием тревожной оценки перспектив. Ведущей копинг-стратегией является «избегание» (55,6%), также выражены «поиск социальной поддержки» (51,9%) и «дистанцирование» (51%), наименее выражены такие конструктивные стратегии, как «положительная переоценка» (44,9%) и «планирование решения проблем» (45,8%). Интегральный показатель уровня субъективного контроля над значимыми событиями у испытуемых данной выборки средний (4,8), незначительно выше среднего — в сфере достижений (5,7), межличностных отношений (5,7) и здоровья (5,8). Общий показатель невротических расстройств — 26,3%, с преобладанием симптомов астенических (44,8%), депрессивных расстройств (43,7%), аффективной лабильности (41%). Все исследуемые иррациональные установки присутствуют, выражены в средней степени (в диапазоне от 31 до 33 баллов). В отношении к лечению преобладают установки на достижение инсайта (79,3%), изменение поведения (78,8%), симптоматическое улучшение (75,6%). Для анализа динамики исследуемых параметров в общей выборке и в нозологических группах был использован t-критерий Стьюдента для зависимых выборок, при уровне достоверности p < 0,05. На общей выборке были получены следующие результаты, приведенные в таблице 1.
Таблица 1 Динамика исследуемых показателей в общей выборке
Статистически значимые изменения наблюдаются у следующих показателей. Среди параметров, отражающих психоэмоциональное состояние, отмечается снижение общего уровня депрессии, а также выраженности ее когнитивно-аффективного компонента. Снижается уровень ситуативной тревожности, в частности ее астенического и фобического компонентов, а также выраженности тревожной оценки перспективы. Соответственно, у пациентов, составляющих исследуемую выборку, в процессе лечения улучшается фон настроения и повышается активность, растет уверенность в себе, снижается тревожность в отношении будущего и ощущение неопределенной угрозы. Данные результаты соотносятся и с динамикой симптомов невротических расстройств, которая отражает снижение общего уровня невротических симптомов, снижение выраженности симптомов тревожно-фобических, депрессивных, аффективных, астенических, дереализационно-деперсонализационных, обсессивных, ипохондрических, ананкастических, сомато-вегетативных расстройств, аффективной лабильности. Также у испытуемых общей выборки отмечается улучшение сна и положительная динамика в сфере социальных контактов. Среди показателей копинг-стратегий значимую динамику имеют показатели таких неадаптивных стратегий, как «дистанцирование» и «избегание». Пациенты в результате лечения начинают реже прибегать к данным стратегиями преодоления сложной ситуации — прилагают меньше когнитивных усилий для уменьшения значимости проблемной ситуации и поведенческих усилий для бегства от решения проблемы. Данные результаты могут свидетельствовать о снижении уровня неадаптивных психологических защит пациентов выборки. На когнитивном уровне изменения заключаются в снижении выраженности всех исследуемых иррациональных убеждений: «катастрофизации», «долженствования в отношении себя», «долженствования в отношении других», «оценочной позиции». У испытуемых общей выборки повышается фрустрационная толерантность, большинство неприятных событий в меньшей степени оценивается как ужасные и непереносимые, снижается уровень чрезмерных требований к себе и окружающим, подход в оценке становится менее категоричным. Из установок по отношению к лечению для испытуемых характерно снижение выраженности вторичной выгоды от болезни, что также может быть следствием глубинной когнитивной перестройки и снижения выраженности неадаптивных психологических защитных механизмов. В группе пациентов с тревожными расстройствами профиль средних значений исследуемых показателей в целом соответствует таковому в общей выборке. В данной группе при анализе показателей в динамике получены следующие результаты (см. таблицу 2).
Таблица 2 Динамика исследуемых показателей в группе пациентов с тревожными расстройствами
Обращает на себя внимание снижение общего уровня депрессии, эмоционального дискомфорта и астенического компонента ситуативной тревожности. Уменьшается выраженность симптомов невротических расстройств, в частности тревожно-фобических, аффективных, астенических, дереализационно-деперсонализационных, обсессивных, ипохондрических, ананкастических. Таким образом, можно сделать вывод о повышении фона настроения пациентов, росте удовлетворенности жизненной ситуацией, снижении эмоциональной напряженности, тревоги. Отмечается общая эмоциональная гармонизация пациентов и рост активности в сфере социальных контактов. На когнитивном уровне наблюдается снижение выраженности таких иррациональных убеждений, как «катастрофизация» и «долженствование в отношении других», рост фрустрационной толерантности. Пациенты становятся менее требовательными к окружающим, менее глобально и болезненно воспринимают негативные события, легче переживают неудачи. В результате терапевтического процесса вторичная выгода от болезни в данной группе, так же как и в общей выборке, снижается. В группе пациентов с расстройствами личности анализ средних значений позволяет отметить некоторые особенности, отличающие их профиль от общей выборки. В данной группе, помимо основных ведущих стратегий, также выражены «самоконтроль» (51,7%) и «конфронтационный копинг» (51,6%). Результаты исследуемых показателей в динамике представлены в таблице 3.
Таблица 3 Динамика исследуемых показателей в группе пациентов с расстройствами личности
У пациентов с расстройствами личности динамика показателей невротических расстройств менее выражена, чем в общей выборке и в предыдущей группе. Можно отметить, что в данной группе снижаются фобический компонент ситуативной тревожности, общий показатель уровня невротических расстройств, аффективная лабильность и астенические расстройства. Пациенты становятся более уверенными в себе, более активными и эмоционально устойчивыми. У показателей общего уровня депрессии, симптомов депрессивных расстройств в данной группе динамики не наблюдается. Положительная динамика в сфере социальных контактов подтверждается и ростом уровня субъективного контроля в сфере межличностных отношений. Таким образом, испытуемые данной группы после прохождения лечения в большей степени начинают ощущать себя ответственными за события в данной сфере. Как и в предыдущей группе, у испытуемых данной группы на когнитивном уровне наблюдается снижение выраженности иррациональных убеждений «катастрофизация», «долженствование в отношении себя», «долженствование в отношении других», рост фрустрационной толерантности. Пациенты становятся менее требовательными к себе и окружающим, снижается глобальность и болезненность восприятия неудач. При анализе средних значений, полученных в результате исследований группы пациентов с аффективными расстройствами, можно отметить, что уровень депрессии относительно нормативного коридора методики достигает умеренного показателя (16,2). Из копинг-стратегий для этой выборки наиболее характерны «дистанцирование» (50,6%) и «избегание» (50,1%), наименее выражены «положительная переоценка» (44,3%) и «самоконтроль» (45,2%). Отмечается динамика значительно меньшего числа показателей, чем в общей выборке и в группах пациентов с тревожными расстройствами и расстройствами личности (см. таблицу 4). Изменения также происходят в эмоциональной и когнитивной сферах, на поведенческом уровне. Снижается уровень тревожности в отношении будущего, стабилизируется фон настроения. Пациенты реже прибегают к неконструктивной копинг-стратегии «дистанцирование от проблем», оптимизируется сфера социальных контактов.
Таблица 4 Динамика исследуемых показателей в группе пациентов с аффективными расстройствами
Общие выводы: 1. В результате терапевтического процесса в условиях работы полипрофессиональных бригад у пациентов ПТЦ, прошедших цикл когнитивно-поведенческой психотерапии, отмечается значимая положительная динамика в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах. В целом она выражается в снижении общего уровня депрессии, повышении фона настроения и активности, снижении ситуативной тревожности в различных ее проявлениях, снижении степени выраженности симптомов невротических расстройств. Возрастает уровень социальной адаптации пациентов, они реже используют неконструктивные стратегии совладания со стрессом (дистанцирование, избегание). Снижается выраженность иррациональных установок, а также вторичной выгоды от болезни, что может быть следствием глубинной когнитивной перестройки и уменьшения выраженности неадаптивных психологических защитных механизмов. 2. Положительная динамика исследуемых показателей наиболее выражена в группе пациентов с тревожными расстройствами и наименее — в группе пациентов с аффективными расстройствами (депрессия). В группе пациентов с тревожными расстройствами изменения в большей степени наблюдаются на эмоциональном и когнитивном уровнях, отражаются в снижении уровня депрессии, ситуативной тревожности, уменьшении невротических симптомов. 3. В группах пациентов с расстройствами личности и аффективными расстройствами статистически значимого снижения общего уровня депрессии (по Беку) не выявлено. Компенсация в психоэмоциональной сфере достигается преимущественно за счет снижения уровня ситуативной тревожности и степени выраженности симптомов невротических расстройств, в том числе за счет когнитивного реструктурирования. 4. В группе пациентов с расстройствами личности динамика копинг-стратегий наибольшая. В группе пациентов с тревожными расстройствами динамики в стратегиях совладания со стрессом не наблюдается. 5. Сравнительный анализ динамики исследуемых характеристик в группах с различной нозологией позволяет сделать терапевтический процесс более специфичным для пациентов каждой обозначенной категории. Динамика, наблюдаемая на эмоциональном и когнитивно-поведенческом уровнях, свидетельствует о глубинных изменениях личности, отражающих рост осознанности пациентов и повышение степени их адаптивности к изменениям внешних условий жизни. В целом можно сделать вывод об эффективности проводимых терапевтических мероприятий для пациентов, участвовавших в исследовании, что свидетельствует об адекватности применяемых методов и форм работы в условиях деятельности полипрофессиональных бригад.
Литература 1. Вид В.Д. Бригадный подход в современной психиатрической клинике и его функционалнаяя структура // Социальная и клиническая психиатрия. – 1995. – Т. 5, № 3. – С. 102–105. 2. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. – М.: Медпрактика-М, 2004. – 492 с. 3. Дьяконов И.Ф., Овчинников Б.Ф. Психологическая диагностика в практике врача. – СПб.: СпецЛит, 2008. – 143 с. 4. Клиническая психология: в 4 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А.Б. Холмогоровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – Т. 1. Общая патопсихология. – 464 с. 5. Клиническая психология / под ред. М. Пере, У. Баумана. – СПб.: Питер, 2002. – 1312 с. 6. Ковпак Д.В. Практическая методология когнитивно-поведенческой терапии // Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике: сборник научных статей. – Санкт-Петербург, ноябрь, 2014. – Вып. XIV / под общ. ред. акад. РАН В.И. Мазурова. – СПб.: Альтра Астра, 2014. – С. 85–89. 7. Когнитивно-поведенческая терапия // LIKARINFO. Портал о здоровье и медицине [Электронный ресурс]. – URL: http://www.likar.info/krasota-i-fitnes/article-58157-kognitivno-povedencheskaya-terapiya/ (дата обращения: 12.04.2015). 8. Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с. 9. Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов: учебное пособие / под ред. В.Ю. Рыбникова, С.В. Чермянина. – СПб.: АСИНГ, 2009. – 216 с.
10. Психосоциальная реабилитация // DEPRESSIA.COM.
Информационный портал о депрессии [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.reserve.depressia.com/specialistam/ 11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: учебное пособие. – Самара: БАХРАХ-М, 2004. – 672 с. 12. Руденко А.М. Психология в схемах и таблицах. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 379 с. 13. Синицкий И.В. Клинический (медицинский) психолог в системе биопсихосоциальной модели оказания психиатрической помощи. Проблема методического и организационно-правового закрепления специальности // Вестник ассоциации психиатров Украины. – 2011. – № 2. 14. Соловьева С.Л., Успенский Ю.П., Балукова Е.В. Депрессия в терапевтической клинике (патопсихологические, психотерапевтические и психофармакологические аспекты): руководство для врачей. – СПб.: Информ-Мед, 2008. – 204 с. 15. Холмогорова А.Б. Биопсихосоциальная модель как методологическая основа исследований в области психического здоровья // Социальная и клиническая психиатрия. – 2002. – № 3. – С. 97–104. 16. Целевич Т.И., Белобородова Е.А. Теория и практика психосоциальной работы: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 352 с.
Ссылка для цитирования УДК 159.9.07:616.89-008.44 Ожерельева Е.А., Курпатов В.И., Хохлова К.А., Бирюкова К.А. Сравнительный анализ динамики эмоциональных и когнитивно-поведенческих свойств личности пациентов психотерапевтического центра с различной нозологической принадлежностью, прошедших лечение в группе когнитивно-поведенческой терапии // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3 (9) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
|
|