Метод психодрамы в подготовке аспирантов при освоении роли
преподавателя
Красильникова Н.В. (Санкт-Петербург)
|
Красильникова Наталья Валерьевна
– кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии ФПО; Первый Санкт-Петербургский государственный
медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Льва
Толстого, 6-8, Санкт-Петербург, 197022, Россия.
Тел.: 8 (812) 338 6660.
E-mail: nataljakrasolnikova@yandex.ru
|
Аннотация.
В статье представлены возможности применения приемов психодраматического
метода как одной из форм инновационного обучения при прохождении цикла
«Психология и педагогика в профессиональной деятельности
(на примере профессиональной деятельности врача)». В
результате проведенных исследований автор делает вывод об эффективности
использования содержательных и методических инновационных ресурсов,
в частности, приемов психодраматического метода при формировании ряда
психолого-педагогических компетенций у аспирантов в высшей медицинской
школе при прохождении ими данного цикла.
Ключевые слова:
психология и педагогика в профессиональной медицинской деятельности;
инновационное образование; интерактивные методы; приемы
психодраматического метода; психолого-педагогические компетенции в
деятельности врача.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Актуальность
Современный врач — это врач, обладающий не только медицинскими
компетенциями, но и компетенциями педагога-исследователя. С этой целью
аспиранты медицинского вуза имеют педагогическую и психологическую
подготовку, где, в частности, в виде факультатива выделен цикл
«Педагогика и психология в профессиональной деятельности (на
примере профессиональной деятельности врача)». Данный курс
предполагает формирование следующих компетенций: эмпатийная компетентность;
творческая педагогическая активность; креативное мышление; умение оценивать
субъективные условия деятельности, рационализировать и вести самостоятельный
поиск информации; способность к положительному эмоциональному сопровождению
пациента; способность саморегуляции профессиональных и личностных качеств.
В современной педагогической практике наблюдается обусловленная
стандартами ФГОС ВО 3+ необходимость в применении инновационных форм
при формировании ряда компетенций, обязательных в профессиональной
деятельности врача. Данная проблема может быть решена благодаря
увеличению доли инновационных ресурсов (содержательных и методических),
что нами рассматривается на примере внедрения приемов психодраматического
метода в курс «Психология и педагогика в профессиональной
деятельности (на примере профессиональной деятельности врача)».
В контексте вышесказанного, актуальным является исследование
возможностей использования приема психодраматического метода в рамках
вышеуказанного курса для формирования ряда психолого-педагогических
компетенций.
Целью исследования является изучение эффективности приемов
психодраматического метода как инновационной формы при формировании
психолого-педагогических компетенций у врачей-аспирантов в ходе
обучения по курсу «Психология и педагогика в профессиональной
деятельности (на примере профессиональной деятельности врача)».
Задачи исследования: определить, при формировании каких
психолого-педагогических компетенций, направленных на взаимодействие
«врач — пациент», профессиональную и
личностную саморегуляцию могут быть использованы приемы
психодраматического метода; проанализировать эффективность приемов
психодраматического метода, как инновационной формы при формировании
психолого-педагогических компетенций.
Методы исследования: анализ программы, анкетирование,
включенное наблюдение.
Результаты
На данный момент проблемы педагогических компетенций в деятельности
врача и роли высшей медицинской школы в их формировании, а также роли
инновационных методов при подготовке специалистов медиков изучаются
всё более активно, о чём свидетельствуют исследования в данной сфере
[2; 5].
В современной научной литературе особое внимание сосредоточено на том,
что инновационные подходы к обучению аспирантов должны быть системными
и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке
будущих научно-педагогических кадров в сфере медицины со
специализацией педагог-исследователь. Поэтому применение инновационных
форм и методов в процессе подготовки необходимо грамотно соотносить с
прагматическим пониманием целей и задач обучения будущих научных
медицинских кадров.
Анализ ряда исследований [3; 4] позволяет отметить, что компетентностно
ориентированный образовательный процесс имеет следующие отличительные
черты:
– |
ориентация на усвоение целостного содержания образования, направленного
на конкретные задачи профессиональной деятельности, а не отдельных
дисциплин;
|
– |
модульное обучение;
|
– |
широкое использование практико-ориентированных и имитационно-
моделирующих форм и методов учебной работы.
|
С целью определить эффективность использования приемов
психодраматического подхода в формировании компетенций у
аспирантов-медиков, была проанализирована учебная программа курса
«Психология и педагогика в профессиональной деятельности (на
примере профессиональной деятельности врача)» и определены
разделы, направленные на формирование универсальных компетенций и
общепрофессиональных компетенций, в нашем случае:
– |
УК-5(6) (способностью планировать и решать задачи собственного
профессионального и личностного развития);
|
– |
ОПК-3 (способностью интерпретировать результаты педагогического
исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их
внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы
дальнейших исследований;
|
Особое внимание было уделено профессиональным компетенциям ПК, в
нашем случае — педагогическим компетенциям ПК-4 — способность
осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и
саморазвития обучающихся (на примере работы с пациентами в «Школе
здоровья»). Именно эти компетенции в первую очередь отображают
сформированный уровень профессиональных свойств и качеств, определяемый
курсом «Педагогика и психология в профессиональной деятельности
(на примере профессиональной деятельности врача)».
Анализ указанных компетенций позволил предположить, что в процессе
их формирования возможно использование приемов психодраматического
метода. Соответственно, были выделены разделы программы, отвечающие
за формирование вышеназванных компетенций, и разработаны методические
указания по внедрению приемов психодраматического метода в процесс
обучения.
Таблица 1
Разделы программы, в которые были внедрены приемы психодраматического
метода
В рамках этих разделов было решено содержательно дополнить лекционные
темы, разработанные согласно ФГОС ВО 3+ по подготовке аспирантуры,
информацией, раскрывающей возможности приемов психодраматического метода
при взаимодействии «врач — пациент»,
направленных на саморегуляцию врача (его профессиональных и личностных
ресурсов). Сюда же можно отнести инновационные формы преподнесения
материала: лекция-визуализация, лекция-презентация, проблемная лекция.
В ходе семинарских занятий было решено использовать ролевые игры.
Ролевые игры представляют собой адаптированный к условиям обучения в
вузе вариант «психодрамы» Дж. Морено и ориентированы
в большей степени на приобретение коммуникативных умений и навыков,
определенного эмоционального опыта [1]. В ходе ролевых игр участникам
предоставляется возможность сыграть роль, взятую из реальной жизни,
например, реальные ситуации взаимодействия врача с больным [Там же].
Для анализа эффективности использования приемов психодраматического
метода были выделены уровни формирования компетенций УК-5(6), ОПК-3,
ПК-4, которые отображены в картах компетенций.
Для оценивания результатов обучения в виде знаний использовались:
– |
индивидуальное собеседование;
|
– |
письменные ответы на вопросы.
|
Для оценки результатов обучения в виде умений и владений применялись
простые практические контрольные задания (ситуационная задача с простым
ответом или коротким действием).
Были использованы следующие типы практических контрольных заданий:
– |
задания на принятие решения в нестандартной ситуации (ситуации выбора,
многовариантности решений, проблемной ситуации);
|
– |
задания на оценку последствий принятых решений.
|
Направленность заданий для самостоятельной работы так же
характеризовалась дополнительными изменениями, раскрывающими требования
образовательного стандарта через призму прикладного компонента приемов
психодрамы с ориентированностью на личностную и педагогическую рефлексию.
Обучающиеся вели дневник, в котором отражали рефлексию профессиональных
и личностных эпизодов с передачей своих эмоций и анализом событий из
ролевого поведения.
Были сформированы группы обучающихся: экспериментальная —
12 чел. (аспиранты 2-го курса) и контрольная — 12 чел. (аспиранты
2-го курса). В ходе обучения по циклу «Педагогика и психология в
профессиональной деятельности (на примере профессиональной деятельности
врача)» у экспериментальной группы в процессе обучения
использовались приемы психодраматического метода. В контрольной группе
обучение проходило традиционным способом.
По итогам обучения слушатели экспериментальной группы показали
более высокие результаты по всем показателям уровня сформированных
компетенций и отраженных в картах компетенций.
Таблица 2
Количество обучающихся с высоким уровнем сформированности компетенций
В экспериментальной группе была проведено анкетирование с целью
анализа самооценки обучения с помощью приемов психодраматического
метода. На вопрос «Положительно ли Вы оцениваете опыт децентрации
в ходе ролевых игр «Взаимодействие врача и пациента»?»
11 обучающихся ответили утвердительно. Никто из слушателей не дал
негативную оценку опыту децентрации, 1 чел. затруднялся дать однозначную
оценку. Можно сделать вывод о преимущественно положительном эмоциональном
восприятии приема психодраматического метода.
Выводы
Таким образом, было выявлено, что введение приемов психодраматического
метода повысило эффективность преподавания цикла «Педагогика и
психология в профессиональной деятельности (на примере профессиональной
деятельности врача)», что соответствует требованиям стандарта ФГОС
ВО 3+, отображенного в картах компетенций, и позволяет усилить внедрение
практико-ориентированных и имитационно-моделирующих форм и методов учебной
работы в образовательный процесс. При этом использование приемов
психодраматического метода положительно воспринимается врачами-аспирантами
и высоко оценивается ими как средство, расширяющее их личностный и
профессиональный потенциал.
Литература
1. Врач-педагог в меняющемся мире / Н.В. Кудрявая,
Е.М. Уколова, А.С. Молчанов [и др.]. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ
РФ, 2001. – 304 с.
2. Елина Е.Г. Компетенции и результаты обучения:
логика представления в образовательных программах // Высшее образование
в России. – 2015. – № 1. – С. 10–20.
3. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов:
компетентностный подход. – Минск: РИВШ. – 2009. –
336 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая
парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. –
2003. – № 5. – С. 34–42.
5. Караваева Е.В. Рекомендуемый алгоритм проектирования
программ высшего образования // Высшее образование в России. – 2014.
– № 8–9. – С. 5–15.
Ссылка для цитирования
УДК 614.2.07:378.048.2:159.9
Красильникова Н.В. Метод психодрамы в подготовке аспирантов при
освоении роли преподавателя // Клиническая и медицинская психология:
исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. –
2015. – N 3 (9) [Электронный ресурс].
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|