|
Аннотация. В статье представлены особенности разработки программ последипломного взаимодействия с пациентами c помощью методики аудиотерапии на примере обучения врачей, работающих с пациентами, получающими лечение гемодиализом. Этап исследования психолого-педагогических особенностей и потребностей пациентов и разработки методики психолого-педагогического взаимодействия является важным элементом технологии проектирования программ. Программа должна строиться с учетом принципов модульного обучения и андрагогики. Ключевые слова: последипломная подготовка врачей; психолого-педагогическое взаимодействие; аудиотерапия; хронический гемодиализ.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Актуальность Рост числа хронических неинфекционных заболеваний ведет к необходимости расширения профессиональной деятельности врача за счет психолого-педагогического взаимодействия с пациентами, в частности, организации «школ здоровья». Это особенно актуально в условиях работы с пациентами, которые в связи с болезнью должны изменить свой образ жизни, когда от активности в соблюдении предписаний врача, осознании собственной роли в сохранении здоровья зависит их состояние здоровья. Различные аспекты психолого-педагогической деятельности врача изучаются в рамках вузовской подготовки специалиста, ординатора, аспиранта. Однако подготовка врачей в психолого-педагогической сфере носит общий характер, в то время как при взаимодействии с пациентами со специфическими хроническими заболеваниями необходимо также психолого-педагогическое взаимодействие, ориентированное на потребности определенной группы больных и решение специфических целей и задач взаимодействия с ними. Данная проблема может быть решена посредством разработки программ обучения для врачей в сфере психолого-педагогического взаимодействия с больными с определенными заболеваниями. Такие программы могут функционировать в системе повышения квалификации, позволяя расширять спектр лечебно-реабилитационной деятельности, осуществляемой врачом. Создание указанных программ должно основываться на разработке методик психолого-педагогического взаимодействия с пациентами с определенными заболеваниями. Эти методики должны базироваться на изучение психологических и психолого-педагогических особенностей пациентов, их потребностей. Этап исследования психолого-педагогических особенностей и потребностей пациентов является важным элементом технологии проектирования программ обучения врачей психолого-педагогическому сопровождению пациентов. Цель исследования. Рассмотреть особенности проектирования программы повышения квалификации для врачей в сфере психолого-педагогического взаимодействия с пациентами. Проектирование программы было осуществлено на модели работы с пациентами с хронической болезнью почек V стадии, получающих лечение гемодиализом. Пациенты и методы В исследовании принял участие 61 пациент, получающий лечение гемодиализом. В обследованной группе было 30 женщин и 31 мужчина, возраст 50,48 ± 15,13 лет, длительность гемодиализа составляла 6,68 ± 6,39 лет. Социальный статус неоднородный. Были использованы методы психологического и педагогического исследований: анкетирование, интервьюирование пациентов, шкала депрессии Бека, опросник личностной и ситуативной тревожности Спилбергера — Ханина, методика «Уровень субъективного контроля», копинг-тест Лазаруса [1]. Результаты Наличие специфических особенностей пациентов, таких, как присутствие тревоги, депрессии, расстройств настроения и потребностей в структурировании времени гемодиализа, релаксации, отвлечения от неприятной лечебной процедуры и гармонизации больничной атмосферы обусловили выбор метода психолого-педагогического взаимодействия — аудиотерапии. Аудиотерапия представляет собой прослушивание комплекса музыкальных произведений и звуков природы [2]. Для проверки выдвинутой гипотезы об эффективности использования этого метода у пациентов, получающих лечение гемодиализом, было запланировано и проведено исследование, подтвердившее гипотезу [1]. Данные, полученные на первом этапе исследования, свидетельствовали о том, что у пациентов были, в целом, умеренные уровни личностной и ситуативной тревожности, низкий и средний уровень депрессии, использование преимущественно конструктивных копинг-стратегий, уровень субъективного контроля, приближенный к норме. Однако поскольку полученные данные были неоднородны, экспериментальная и контрольная группа были разделены на подгруппы. К первой подгруппе были отнесены пациенты с показателями, приближенными к норме. Ко второй — больные с высокими уровнями тревоги, депрессией, более активным использованием неадаптивных копинг-стратегий, преимущественно экстернальным локусом контроля [1]. Прослушивание программ аудиотерапии осуществлялось в течение 3 месяцев во время сеансов гемодиализа с помощью индивидуальных плееров и наушников. Подбор плейлистов производился с учетом психологического состояния больного, а также его музыкальных предпочтений. Однако между музыкальными предпочтениями части больных и вариантами музыкальных произведений, обладающих психотерапевтическим эффектом, имелось противоречие. В связи с этим была проведена предварительная работа, направленная на информирование пациентов об аудиотерапии, мотивирование их к прослушиванию программ аудиотерапии. В ходе психолого-педагогического взаимодействия пациенты обучались навыкам релаксации, саморегуляции. По итогам экспериментального внедрения психолого-педагогического взаимодействия с помощью аудиотерапии было выявлено, что различия показателей пациентов из первых подгрупп экспериментальной и контрольной группы были статистически незначимы, в то время как у пациентов вторых подгрупп были выявлены статистически значимые различия. На основе анализа результатов указанных подгрупп было выявлено, что часть пациентов (6 человек), по итогам, могла быть переведена в первую подгруппу, что свидетельствует об активизации адаптационного потенциала этих пациентов [1; 2]. Результаты анкетирования пациентов указывали на то, что прослушивание программ аудиотерапии помогало решать вопросы структурирования времени сеанса гемодиализа, а также гармонизации больничной атмосферы за счет актуализации воображения, воспоминаний. Также наблюдались эффекты релаксации, снижения субъективного восприятия болевых ощущений при прослушивании плейлистов аудиотерапии. На основании проведенного исследования была разработана методика психолого-педагогического взаимодействия с пациентами, получающими лечение гемодиализом, включающая следующие этапы взаимодействия. На первом этапе работы осуществляется диагностика с помощью методов психолого-педагогического исследования, затем происходит проектирование индивидуальных маршрутов на основании полученных на предыдущем этапе данных. Далее следует реализация психолого-педагогического взаимодействия с пациентами посредством регулярного взаимодействия с больным в ходе лечения, а также оценка эффективности с помощью повторной психолого-педагогической диагностики, коррекция индивидуального маршрута в случае необходимости. На основе анализа деятельности по использованию аудиотерапии было осуществлено определение состава компетенций, которые должны быть сформированы у врачей по итогам обучения. В ходе исследования были выделены следующие виды компетенций: педагогическая, психологическая, коммуникативная, когнитивная, информационно-техническая компетенции. Также была осуществлена разработка содержательного компонента программы повышения квалификации для врачей, применяющих метод аудиотерапии [2]. Полученные в ходе исследования данные составляли содержательную часть программы подготовки врачей по аудиотерапии, отражающую состояние пациентов, эффективность использованных методов обследования, методику проведения психолого-педагогического взаимодействие с помощью аудиотерапии, динамику состояния пациентов и взаимосвязь этих процессов между собой [1]. Таким образом, при формировании обучающих программ для врачей в содержательной части программы необходимо учитывать как полученные результаты, так и саму технологию проведения исследования и формирования групп пациентов, поскольку в каждом конкретном случае помимо общих закономерностей возможно проявление специфических особенностей больных (социально-демографических, поло-возрастных, этно-культурных и т.д.) [1]. При разработке содержательной части программ обучения врачей необходимо также учитывать технологию проведения исследования и методику аудиотерапии. Программа обучения врачей должна строиться по модульному принципу, каждый модуль обязан отражать специфические компоненты психолого-педагогического взаимодействия с больными: вопросы диагностики и коррекции их психологического состояния, особенности педагогического взаимодействия с ними, особенности метода аудиотерапии и его применения. Проектирование программ повышения квалификации должно отражать требования андрагогики, то есть отвечать образовательным потребностям взрослых обучающихся, предоставляя гибкий подход к обучению, совмещение очного и дистанционного компонентов обучения, позволяющих согласовывать профессиональную и учебную деятельность обучающихся, а также опираться на профессиональный и личностный опыт в сфере взаимодействия с пациентами. Выводы При проектировании программ повышения квалификации в сфере психолого-педагогического взаимодействия с пациентами важным этапом является изучение психологических особенностей и потребностей той группы пациентов, с которой должна быть осуществлена работа. Разработанная технология проектирования может использоваться для создания программ обучения психолого-педагогическому взаимодействию с различными группами больных с учетом их психолого-педагогических особенностей и потребностей. Обучение по программе повышения квалификации должно строится с учетом профессионального опыта слушателей и принципов обучения взрослых.
Литература 1. Вацкель Е.А. Проектирование целевого и содержательного компонентов программы повышения квалификации для врачей в сфере психолого-педагогического взаимодействия с пациентами на основе анализа профессиональной деятельности по применению аудиотерапии // Ученые Записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 11(117). – С. 23–26. 2. Динамика психологического состояния пациентов с хронической болезнью почек V стадии в ходе психокоррекции как элемент содержательной составляющей подготовки врачей по аудиотерапии / Е.А. Вацкель, Н.П. Ванчакова, А.В. Тишков [и др.] // Вестник СПбГУ. – 2014. – Сер. 12, № 2. – С. 29–38.
Ссылка для цитирования УДК 614.253.8:159.9:378.046.4 Вацкель Е.А. Последипломная подготовка врачей по психолого-педагогическому взаимодействию с пациентами на модели проектирования программ по аудиотерапии // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 3 (9) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
|
|