|
Аннотация. В статье обсуждается перспектива изучения антиципации в нейропсихологии. Разобраны основные современные подходы к пониманию антиципации. Автором выделены основные проблемы антиципации как высшей психической функции в рамках нейропсихологии. Рассмотрена перспектива применения антиципации в нейропсихологической практике. Ключевые слова: антиципация; высшие психические функции (ВПФ); антиципационная состоятельность; вероятностное прогнозирование; компенсация.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
На данный момент имеется множество подходов к пониманию антиципации. Условно можно выделить когнитивно-поведенческий (У. Найссер [11], С. Плаус [14], Э. Кестер [7], Е.А. Сергиенко [18] и др.), психофизиологический (П.К. Анохин [2], Н.А. Бернштейн [4], Д.А. Ширяев, Т.Ф. Базылевич [3] и др.), деятельностный (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков [8], Л.А. Регуш [15] и др.), ситуационный (Р. Нисбетт, Л. Росс [17] и др.), клинический (Н.Е. Сумина [19], В.Д. Менделевич [10; 13], И.М. Фейгенберг [20], Т.В. Скиданенко и др.) подходы. При этом каждый подход вносит специфику в понимание термина «антиципация» и его соотношение с такими понятиями, как прогнозирование, антиципационная состоятельность, вероятностное прогнозирование, предвосхищение, интуиция и др. Например, Сергиенко Е.А. понимает антиципацию как универсальный механизм психической организации человека, включающий избирательность и упреждение событий при взаимодействии со средой [18], П.К. Анохин — как «предвидение результатов действия, которое является универсальной функцией мозга, предупреждающей всякого рода ошибки…» [2], У. Найссер — как предвосхищаюшие схемы, являющиеся неспецифичными [11], В.Д. Менделевич — как способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением [13] и т.д. Приведённые выше данные указывают на сложность и универсальность данного психологического феномена. Для нейропсихологии имеет особое значение рассмотрение антиципации как высшей психической функции (ВПФ). Качественный анализ структуры антиципации в рамках деятельностного подхода (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков и др.) позволил выделить следующие уровни (с постепенным усложнением): 1) субсенсорный, 2) сенсомоторный, 3) перцептивный, 4) уровень представлений, 5) речемыслительный (вербально-логический) [8]. Основатели отечественной нейропсихологии, Л.С. Выготский и А.Р. Лурия, в своих работах выделяют основные свойства ВПФ: произвольность, опосредованность и социальность. Социальность указывает на происхождение ВПФ в социальном взаимодействии между людьми, обучении и воспитании, то есть в процессе интериоризации («вращивании» социальных форм поведения во внутренний план). Произвольны ВПФ по способу осуществления: человек способен осознавать свои функции, формировать цели, осуществлять деятельность в рамках поставленной цели, прогнозировать вероятный результат, корректировать цели в процессе выполнения действий и т.д. Опосредованность ВПФ указывает на способы их функционирования: благодаря символической деятельности и знаку ВПФ приобретают «гибкость», функциональную взаимозаменяемость, что способствует не только достаточно высокой компенсации при их нарушении, но и значительному развитию ВПФ в норме [9]. Учитывая представленные теоретические основы нейропсихологии, можно рассмотреть антиципацию как ВПФ. Антиципация также имеет социальное происхождение: благодаря социальному взаимодействию в процессе культурно-исторического развития человек приобрёл и развил способность к прогнозированию из-за необходимости справляться с различными жизненными ситуациями. Под влиянием социального окружения в процессе онтогенеза постепенно формируются качественно новые свойства прогностической деятельности. Произвольность антиципации ярко выражена на примере деятельности: формируются мотивы и цели, выполняются определённые операции, контролируется выполнение и оценивается результат, деятельность носит опережающий характер и т.д. Деятельность человека может носить как осознанный, так и неосознанный характер. В действительности антиципация также имеет континуум осознавания, нижней границей которого, вероятно, является интуиция. Опосредованность антиципации выражается в её универсальности: каждый созданный образ при восприятии и закреплении в памяти уже имеет опережающий характер; человек опосредует прогнозы в процессе символической деятельности, при помощи речи выстраивает возможные результаты. Благодаря универсальности и интегративному характеру антиципация, вероятно, имеет специфику в виде тенденции в организации психической деятельности в зависимости от половой принадлежности, профиля латеральной организации, возраста и других факторов, включенных в предметную область нейропсихологии индивидуальных различий [12], а также при различных вариантах зависимости [6] и др. Учитывая вышеперечисленное и рассматривая антиципацию как ВПФ, можно условно сформулировать следующие проблемы, требующие решения в рамках нейропсихологии с целью качественного анализа данной функции:
Проблемы, условно выделенные выше, на наш взгляд, являются ключевыми для изучения антиципации в рамках нейропсихологии. Они не претендуют на абсолютную научную значимость и не должны восприниматься как некие догмы. Наоборот, означенные проблемы требуют более активного исследовательского внимания и являются попыткой автора выделить основные направления для дальнейшего изучения данного вопроса.
Литература 1. Александров Ю.И. Основы психофизиологии. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 349 с. 2. Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем / под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1998. – 400 с. 3. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 247 с. 4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности // Биомеханика и физиология движений. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. – С. 300–478. 5. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Нейропсихиатрия. – М.: Издательство Медицина, 1977. – 360 с. 6. Запесоцкая И.В., Никишина В.Б. Ассоциативный эксперимент в диагностике состояния зависимости: концептуальный аспект // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2012. – № 2(102). – С. 146–150. 7. Кестер Э. К исследованию антиципации в процессе решения проблемных задач: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1976. – 135 с. 8. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. – М.: Наука, 1980. – 279 с. 9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: МГУ, 1969. – 426 с. 10. Менделевич В.Д., Соловьёва С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. – М.: «МЕДпресс-информ», 2002. – 600 с. 11. Найссер У. Познание и реальность. – М.: «Прогресс», 1981. – 225 с. 12. Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка [и др.]. – М.: Роспедагентство, 1997. 13. Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Психологический журнал. – 2006. – № 5. – С. 50–60. 14. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / пер. с англ. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. – 368 с. 15. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. – Киев: Вища шк., 1997. – 250 с. 16. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – СПб.: Речь, 2003. – 352 с. 17. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / пер. с англ. В.В. Румынского; под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 429 с. 18. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. – М.: ИП РАН, 2006. – 464 с. 19. Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2007. – № 4. 20. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. – М.: Изд-во «Наука», 1977. – 387 с. 21. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность. – 2-е изд. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004. – 424 с. 22. Чупров Л.Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников. – Черногорск – Москва: СМОПО, 2009. – 80 с.
Ссылка для цитирования УДК 159.9.07 Перегуда С.Н. Нейропсихологический уровень исследования антиципации в современной психологии // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – N 4 (10) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
|
|