Клинико-психологическое консультирование в развитии
жизнеутверждающего потенциала личности
Арпентьева М.Р. (Калуга, Россия)
|
Арпентьева Мариям Равильевна
– доктор психологический наук, доцент, доцент кафедры
психологии развития и образования; Калужский государственный университет
им. К.Э. Циолковского, ул. Ст. Разина, 26, Калуга, 248023,
Россия. Тел.: +7 (4842) 57-80-38.
E-mail: mariam_rav@mail.ru
|
Аннотация.
Статья посвящена анализу современных тенденций исследования
клинико-психологической помощи, выделяются классические и современные
ракурсы анализа проблемы. Приводятся активно дискутируемые специалистами
аспекты, связанные с нарушениями этики и идеологии психологической
поддержки, негативного влияния консультативной и психотерапевтической
практик на развитие общества и отношений в обществе, виктимизацию
клиентов и общества в целом. Подчеркивается также и положительное
влияние психотерапии и консультирования как практик и идеологий
духовного развития человека и общества, их возможности и ограничения.
Рассматриваются особенности понимания себя и мира человеком, усвоившим
в семейном общении тот или иной набор сценариев (директив), определивших
его жизнедеятельность, такой ее показатель, как жизнеутверждающий
потенциал личности как способность продуктивного преобразования
трудных жизненных ситуаций.
Ключевые слова:
жизнеутверждающий потенциал личности; совладание; жизнестойкость;
стратегии понимания; виды обучения; психотерапевтические взаимоотношения;
клинико-психологическое консультирование; социальный работник.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
Современные исследования проблем клинико-психологического
консультирования включают несколько основных направлений. Традиционно
весьма значимый вопрос — об эффективности клинико-психологического
консультирования и психотерапии, их социально-политическом значении,
пользе и издержках, критике медицинской парадигмы помощи,
эксплуатирующей разнообразные «мифы о психических болезнях»,
а также о болезнях соматических, важности психологических и системных
подходов к изучению психических и психосоматических нарушений и их
исцелению [3; 4; 6; 12; 17; 23]. Этот вопрос приобретает, особенно на
Западе, характер острой полемики: так, указывается на «токсичность»
психиатрии («toxic psychiatry»), психотерапевтической и
клинико-психологической помощи, их вред для личности и общества
[9; 24], необходимость «демедикализации» («de-medicalizing
misery»). По мнению критиков медицинской модели, а том числе
— сторонников парадоксального, процессуального,
антипсихиатрического и антипсихологического подходов, консультирование
и психотерапия в современном мире выступают не столько как помогающие
практики, сколько как формы квазирелигиозного сознания и опыта [22; 28;
29; 30], будучи практически обожествленными «науками лжи»,
переполненными ошибками, казусами и неточностями [27; 25]. Они
претендуют на научность, истинность и полноту понимания человеческих
страданий. Их существование связано, по мнению целого ряда
исследователей, с организованной в интересах профессионального
сообщества, а также в чисто социально-политических интересах
управляющих сообществом лиц целенаправленной «мануфактурой
жертв», помогающей поддерживать медицинский «кластер»
цивилизации. Психотерапевтическая и психиатрическая «индустрии»
(«therapy industry, manufacturing victims») эксплуатируют
общество, мешая людям самостоятельно решать их проблемы и использовать
внутренние силы. Они создают и поощряют «психотерапевтические
эпидемии», фабрикуя не только жертвы, но и «доказательства
успешности», которые когда-то укрепили власть психотерапии и
клинико-психологического консультирования в обществе. Исследователи
концентрируют внимание на заблуждениях и ошибках в психиатрии и
психологической помощи в целом [17], особенно в связи с тревогой
несогласных с медицинским бизнесом специалистов и общества по поводу
злоупотреблений пациентами и специалистами модифицирующими психическое
состояние лекарственными препаратами — своеобразного
«фармагеддона» («pharmageddon» [10; 25; 35]
и др.). Анализируются «парадоксы пациентов» («patient
paradox»), связанные с тем, что многочисленные заблуждения и
откровенные фальсификации в психиатрии, психотерапии и консультировании
вместо пользы чаще всего приносят клиенту вред, который, однако, и
клиент, и специалист могут считать пользой [14; 16; 17]. Подчеркивается
важность проверки эффективности (создание системы методов и критериев
для тестирования) процессов оказания помощи [24; 31; 32], осмысления
социально-психологических ее компонентов (аспектов). Указывается на
необходимость смены парадигм в понимании и лечении психозов,
психосоматических и иных нарушений, необходимость преодоления
негативных последствий «фармагеддона» и
«переосмысление безумия» («rethinking madness»)
и иных нарушений телесного и психического функционирования и развития.
Исправление допущенных ошибок связывается с поиском «смыслов
безумия» («search for the meanings of madness»),
смыслов симптомов, «слушания голосов» («hearing
voices») клиента, в том числе — голосов его галлюцинаций,
предубеждений, как криков о помощи, как боли растерзанной души [22; 26].
Исследователи отмечают, что клиенту нужны на самом деле сочувствие,
понимание и любовь, а не лекарства [9; 3]. Подчеркивают роль диалога
с клиентом и взаимопонимания, наличие которого положительно сказывается
на оценках эффективности помощи и часто «заменяет»
медикаментозную «поддержку» исцеления [22]. Роль
взаимопонимания как феномена «обучения и бытия» в
консультировании хотя и не является осмысленной в должной мере, однако
мысль о ней между строк присутствует во всех работах ([15; 23; 24]
и др.). Основным содержанием такого взаимопонимания, на наш взгляд,
является жизнеутверждение: способность человека выживать и развиваться
даже в самых неблагоприятных ситуациях, извлекать опыт из происходящего
и оказывать помощь тем, кто попал в трудные жизненные ситуации, но не
обладает пока достаточным потенциалом жизнеутверждения.
Материалы и методы
Проведенный анализ клинико-психологического консультирования показал,
что его проблемы можно разделить на 1) процессуально-технологические,
связанные с организацией консультирования, его ориентацией на создание
атмосферы диалога как безопасной, понимающей, развивающей беседы и
2) содержательные, связанные с трансляцией жизнеутверждающих знаний
и умений, активизацией ресурсов совладания и самореализации клиентов
(пациентов). Изучая критерии и способы эффективности помощи,
специалисты на их основе формулируют для клиентов советы о том, как
извлечь максимальную пользу из психотерапии и консультирования.
Отдельная часть критики связана с переосмыслением сеттинга: в
исследованиях, отражающих неэффективность «лечения беседой»
[21], отмечается, что, будучи полем совместной жизнедеятельности,
взаимоотношений, консультирование не является
«запрограммированным» процессом. Напротив, жесткое
программирование вне базовых, общих для различных направлений
психотерапии и моделей консультирования принципов общения, организующих
сеттинг, деструктивно — прежде всего для консультанта. Поэтому
подчеркивается важность для консультирующих самосупервизии и
супервизии, заботы о себе (self-care), компетентности как умения
«учиться и быть» («learning and being»)
[16; 24], становления консультанта, а потом и клиента «рефлексивным
исследователем» («becoming a reflexive researcher»),
использования ими самих себя в исследовании [23]. С вопросом
необходимости осмысления и реформирования ценностных и этических
аспектов консультирования пересекаются вопросы религиозно-духовного
развития пациента (клиента) и консультанта, осмысления ими
консультативных и повседневных отношений [5; 14; 26], понимания и
раскрытия тайного сакрального, или «теневого», их
взаимодействия [27], соотнесения глубинного и «вершинного»
пониманий (смыслов жизни, ценностей личности) в осознании
трансперсональных аспектов преобразующих отношений, в осознании
«теневых сторон» личности и отношений. Обращение к ним
даже психически больным людям дает возможность «духовного
спасения» и пробуждения, перехода «через безумие к
освобождению» [22].
Один из наиболее значимых ракурсов исследований связан с осмысление
проблемы эффективной помощи лицам, пережившим травмирующий опыт и/или
находящимся в состоянии горевания, тяжелой «объектной»
потери, которые активизируют психосоматические и психические нарушения.
В психотерапии горя («grief therapy»), острого или
хронического, внимание исследователей обращено к процессам смысловой
реконструкции опыта потерь в диалоге клиента и консультанта и опыта
совладания с потерями. Многие исследователи отмечают в качестве
важного момента сеттинга «преобразующую силу чувствовать себя
в безопасности» («feeling safe») [34]. Однако
потребность в безопасности в настоящее время активно эксплуатируется
в консультировании и обществе в целом, ради реализации стремления к
защищенности клиент может приходить к консультанту снова и снова,
двигаясь вместе с консультантом «по кругу».
Так, в популярной нейрофизиологической теории «блуждающих
нервов» («polyvagal theory»), основанной
на идее о том, что выбор поведения и психологический опыт диктуются
«физиологическим состоянием» [Там же], отмечается, что
в состоянии стресса нервная система может «саботировать»
способность человека понимать происходящее, соотносить факты, явления.
Поэтому в процессе помощи нужно не столько интенсивно втягивать клиента
в преобразование его смыслов и жизнедеятельности самих по себе, сколько
создавать атмосферу безопасности. Деятельность «обезболивает»
переживание, человек какое-то время не чувствует стресса, однако это,
по мнению Ст. Поргеса, не снимает стресс и его последствия. Он
полагает, что люди используют деятельность и других людей, чтобы
регулировать собственные психические и психосоматические состояния:
быть человеком означает так или иначе зависеть от другого человека.
В рамках исследований влияния и преодоления опыта травмирующих
отношений, травм потерь и экстремальных ситуаций практики и ученые
обращают особое внимание на осмысление в консультировании их симптомов:
изучение «памяти тела», не озвученных из-за травмы
голосов и/или голосов самой травмы («unspoken voice»)
[23], а также синхронизмов и предупреждающих об опасности знаков и
«историй» в диалоге и жизни клиента и консультанта
(«cautionary tales»). Также подчеркивается необходимость
помощи консультанту, отмечается, что сострадание к клиенту рождает
усталость, ведет к косвенной травматизации («vicarious
trauma») [20; 21; 23]. Отмечается, что консультант передает
клиенту свой опыт жизнеутверждающих отношений, опыт совладания и
жизнестойкости, опыт самореализации, подчас вопреки обстоятельствам
вне и внутри личности. Вопреки традиционному взгляду на выгорание
как на «знак» окончания профессиональной карьеры, снижения
профессиональной эффективности консультанта возможна «радость
сгорания» («joy of burnout»), которая может стать
«новым началом» («new beginning») —
раскрытием новых способностей и снятием ограничений человека в
результате освобождения от «сгоревших» защит,
конституировавших прежнее «я» специалиста [33; 34; 35].
Для этого специалисту важно не переоценивать свою устойчивость
(«resilient practitioner») [11; 14; 19] в преодолении
стрессов и разочарований, но помогать себе и пользоваться помощью
окружающих (близких, супервизора), проводить самосупервизию. Миф о
безмятежном консультанте («myth of the untroubled therapist»)
игнорирует вопросы подчас конфликтного соотношения частной жизни и
профессиональной практики, а также тот факт, что помогающий и тот, кому
он помогает, находятся в отношениях диалога, взаимного развития.
Человек нуждается в том, чтобы быть взрослым, а не «взрослым
ребенком» («аdult children») и освобождаться от
«токсинов» их и своего прошлого опыта, например опыта
общения с «токсичными родителями» («toxic
parents»), «токсичными наставниками», «токсичными
клиентами», «токсичными консультантами», чтобы самому
не стать «токсичным» ([22] и др.). Консультирование в его
трансперсональном измерении рассматривается как повседневная мистерия
жизнеутверждения [18], развития свободы, конгруэнтности и осознания
себя и мира клиентом и специалистом в консультировании как практике
помощи («freedom to practice»), активизирующей внутренние
силы общающихся в трудных ситуациях («inner strength»),
развития способности клиента «выживать без психотерапии».
Понятие жизнеутверждения — одно из новых понятий современной
психологии. Мы занимаемся его изучением с 2013 года на примере
исследований семей и людей разного возраста и ценностных ориентаций, а
также социальных работников, оказывающих помощь семьям и детям,
страдающим от психосоматических и психических нарушений, попавшим в
трудные жизненные ситуации [1]. В изучении феноменов жизнеутверждения
мы исходим из того, что они являются феноменами, определяющими
жизненный путь человека, включенными в его сценарий развития, а также в
сценарий семьи, в которую включен человек. Жизнеутверждение —
совокупность стратегий, используемых личностью и группой (семьей) для
преобразования в целях развития и совладания с несущими угрозу
деструкции семьи и личности кризисными ситуациями разного уровня
сложности, возникающими в процессе жизнедеятельности. Во взрослом
возрасте их негативное влияние проявляется в сниженной жизнестойкости и
склонности к деформациям личности и ее отношений:
1) в неспособности человека как индивида и члена семьи
справляться с жизненными трудностями не только с помощью защитного и
направленного на копинг (совладание, компенсацию) поведения, но и
поведения, направленного на развитие, самореализацию; 2) неделании
и неспособности избегать ситуаций, отношений с людьми, менять условия
жизнедеятельности, провоцирующие нарушения и болезни психики,
наркоманию; 3) в склонности к хроническим и терминальным
заболеваниям, возникающим в связи с травматическим жизненным опытом
отношений или условий социальной жизни человека и его семьи,
профессиональной деятельности, в неспособности продуктивно, осмысленно
и эффективно справляться с психосоматическими нарушениями. Нарушения
проявляются в нескольких сферах: 1) в сфере отношений человек
не способен выбирать партнеров, присутствие которых соответствует его
внутренним потребностям, гармонизирует его жизнь и позволяет ему
развиваться; как и ребенок, взрослый фиксируется на отношениях с объектом
неудовлетворенной потребности в любви, привязываясь к тому, кто выбран
именно потому, что не может потребность удовлетворить; 2) в сфере
целей жизнедеятельности человек стремится к фиктивным целям, не нужным
ни ему, ни окружающим, но удовлетворяющим требованиям той псевдолюбви,
которую он получил от родителей в раннем возрасте взамен настоящей
любви, проявлять которую родители не умели и не стремились; 3) в
сфере управления жизненными ресурсами, жизнеутверждающего потенциала
субъекта, который оказывается чрезвычайно низок из-за преобладания
защитных моделей поведения над совладающими и направленными на
самореализацию, из-за поддержанного родительскими директивами отказа
субъекта от развития. Деформации жизнеутверждающего потенциала, его
снижение и возникновение (усугубление) проблем, связанных с трудной
жизненной ситуацией, сопряжены с опытом отношений, «запрещающих»
или отрицающих полноценную жизнь и бытие самим собой, изменения и
развитие, отказывающихся от понимания себя и мира, отрицающих
возможность успеха и свободу ответственности, утверждающих отчуждение
и дистанцию отношений. Укрепление жизнеутверждающего потенциала
связано с «пятью свободами», описанными В. Сатир [7]:
свободой видеть и слышать то, что есть сейчас, вместо того, что должно
быть, было или только будет; свободой высказывать то, что я действительно
есть; свободой быть собой, а не притворяться; свободой просить то, что
нужно; свободой брать на себя ответственность за риск вместо того, чтобы
действовать только старыми проверенными способами и не отваживаться на
новое. Однако в жизни каждого человека, ребенка, семьи, специалиста
данные «ограничения» и «возможности» выражены
в разной мере и встречаются в различных сочетаниях друг с другом,
определяя, что именно нарушается: жизнь человека в целом, отношения
человека с другими людьми, осмысление себя и мира, успех и развитие и
т.д.
Методы эмпирического исследования жизнеутверждающего потенциала
личности включали использование известных опросных методик, позволяющих
оценить выраженность психологического выгорания и жизнестойкости
специалистов как членов семьи, а также особенности их взаимоотношений,
обусловленные семейным сценарием («Методика диагностики
психологического выгорания» В.В. Бойко, методика
жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой), а также
авторские опросники, модификации методики «незаконченных
предложений» (методики «Диагностика психологического
выгорания личности в семейных отношениях» М.Р. Арпентьевой
и К.В. Алексеечкиной, «Моя семейная жизнь»
М.Р. Арпентьевой и др.), результаты которых обрабатывались
методами контент-аналитической, первичной и вторичной математической
обработки данных. Общий объем выборок — более 140 человек разных
половозрастных и профессиональных групп, включая социальных работников
[1; 4; 5].
Результаты
Результаты исследований подтвердили гипотезу о том, что знания
и умения совладания, жизнестойкости в трудных жизненных ситуациях и
самореализации в них образуют единство, которое может быть обозначено
как жизнеутверждающий потенциал субъекта. Основные результаты
эмпирического и теоретического исследования можно кратко суммировать
в таблицах (№ 1 и № 2).
Таблица 1
Жизнеутверждающий потенциал личности: источники и компоненты
Исходя из полученных данных и опираясь на теоретические
представления современных исследователей о жизнестойкости, совладании
и самореализации, жизнеутверждающий потенциал специалиста и семьи
можно определить как совокупность внутренних и внешних психологических
ресурсов, которые в разной мере активно и развернуто актуализируются и
используются личностью и семьей в трудных повседневных и кризисных
ситуациях для решения задач психологической защиты, совладания с
трудностями и самореализации членов семьи и семьи в целом. Он может
быть представлен как совокупность внутриличностных и межличностных
ресурсов (возможностей и соответствующих им ограничений),
формирующихся, развивающихся и использующихся во взаимоотношениях
членов семьи друг с другом и окружающим миром. Он проявляется в
особенностях и развитости возможностей и ограничений семьи, в
формировании, поддержании и развитии семьи, ее отношений, реализующихся
через все стороны жизнедеятельности: семейной, профессиональной,
досуговой и т. д. (таблица № 2).
Таблица 2
Жизнеутверждение и отказ от жизнеутверждения: готовность
и неготовность к социальной работе
Очевидно, что внутри отдельных категорий различия весьма существенны,
однако общий низкий уровень жизнеутверждения, о котором говорил и
А. Швейцер [8], фиксируется однозначно.
Выводы
Полученные данные позволили нам присоединиться к утверждениям
А. Швейцера, С. Мадди, других зарубежных и отечественных
исследователей психического выгорания, совладания, жизнестойкости,
самореализации, что жизнеутверждение предполагает опору на наиболее
общие ценностные основания жизни человека и общества, «содержит
в себе оптимистические волю и надежду», которые никогда не должны
быть утрачены [1; 3; 4; 5; 6; 7; 28]. Субъект открыто смотрит на жизнь,
ее темные и светлые стороны, не боится понимать реальность.
Жизнеутверждение противостоит жизнеотрицанию, проявляющемуся в виде
депрессивных и разрушительных тенденций в осмыслении и взаимодействии с
жизнью. Как управляемая нравственными императивами воля к развитию, как
уважительное и принимающее отношение к жизни оно развивает людей,
семью. С точки зрения методологической, феномен жизнеутверждения
расширяет спектр понятий, описывающих проблемы преобразования людьми
трудных жизненных ситуаций, позволяет интегрировать разрозненные
исследования разных типов преобразования (защита, совладание, развитие)
в единый концепт, предложить оригинальные методики, благодаря
которым можно оценить состояние субъекта и его возможности преодоления
трудной ситуации, наметить направления поддержки.
Важным моментом помощи личности и всей семье в направлении
повышения их жизнеутверждающего потенциала является анализ и
завершение незаконченных отношений в структуре родового, семейного
и индивидуального опыта, проработка опыта, осознание человеком
удовольствия пребывания в потоке опыта, продуктивной трансформации
трудной ситуации, риска неопределенности, результатов
«потерь», собственных и семейных ограничений,
ресурсов, важности ценностей и прочности семейных отношений,
взаимопонимания и взаимопомощи, психологической и реальной.
В возникновении и преодолении психических и психосоматических
нарушений, связанных с ними, и активизирующих их трудностей и
конфликтов, кризисов личности и семьи особое значение имеют
незавершенные действия и отношения. Многие болезненные симптомы и
нарушения возникают именно из-за незавершенных, непонятых и
неизменяющихся отношений, особенно в наиболее близких,
«объектных», семейных контекстах. Знать, почему
действие или отношения не завершаются, что мешает их понять и
изменить, важно и для выбора направления помощи клиенту (пациенту),
и для прогноза течения заболевания и развития ситуации, включая
жизнеутверждающий потенциал субъекта, стратегии преодоления
повседневных трудностей и конфликтов, кризисов и нарушений, связанных
с развитием семьи, семейным жизненным циклом, с развитием организации,
ее жизненным циклом, а также с развитием личности, ее нормативными и
ненормативными кризисами и иными трудностями жизнедеятельности и
развития. Рассмотрение жизнеутверждающего потенциала личности как
ценностно-смыслового образования предполагает его изучение как явления,
тесно связанного с нравственным, ценностным отношением субъекта (семьи,
индивида) к себе и миру.
Особенности их осмысления (предметная или «объектная»
фокусировка и стратегии осмысления), определяются ценностями субъекта
и проявляются в моделях общения (взаимодействия) субъекта с миром, с
людьми. В зависимости от регулирующих их жизнедеятельность ценностей
члены семьи используют в общении друг с другом различные стратегии
понимания (себя и мира).
Это могут быть объясняющие стратегии, обращенные на защитное
осмысление и отреагирование по шаблону, заданному семейным сценарием и
общественными нормативами, при этом деструктивный опыт по возможности
игнорируется, преуменьшается или (на пике трудной ситуации)
катастрофизируется: преувеличивается, воспринимается как единственно
значимый аспект жизни клиента. Сама трудная ситуация рассматривается
фрагментарно, без соотнесения с жизнедеятельностью семьи в целом,
поэтому полученный в процессе ее преобразования опыт может остаться
«не впрок» семье, организации или индивиду.
Это могут быть интерпретирующие стратегии, обращенные к попыткам
активного совладания, смыслового преобразования трудной жизненной
ситуации и ее компонентов, опирающиеся на рефлексию и трансформацию
деструктивных фрагментов жизненного сценария. При этом осмысляемые
человеком и семьей трудные ситуации рассматриваются в контексте ее
текущей жизнедеятельности: субъект стремится преобразовать ситуацию,
а также накопить опыт преобразования трудных ситуаций с целью их
профилактики и успешного совладания в будущем. Трудная ситуация
рассматривается в соотнесении с текущими взаимоотношениями субъектов,
а ее преобразование закрепляется как опыт преобразования в отношении
той или иной группы ситуаций взаимодействий.
Это могут быть и диалогизирующие стратегии, направленные на
попытку диалога с миром, переосмысление шаблонов и нормативов
профессиональной, семейной, досуговой сфер жизни, а также
предполагающие поиск субъектом уникального и опирающегося на
диалогическое осмысление ситуации способа преобразования, при
котором трудные жизненные обстоятельства становятся значимым
фрагментом жизненного опыта и ресурсов личности и семьи, их
направленного на самореализацию жизнеутверждения. Трудная ситуация
рассматривается в соотнесении с жизнедеятельностью личности и ее
семьи в целом, а также с текущими взаимоотношениями ее участников,
опыт преобразования распространяется на другие сферы жизнедеятельности
и отношений семьи, делая семью более толерантной к трудностям как
таковым.
Применительно к осмыслению родительских директив данные стратегии
понимания себя и мира могут быть описаны следующим образом:
1. |
Стратегия объяснения предполагает возможность лишь частичных корректив
сценарного программирования со стороны родителей, консультанта и т.д.
Ребенок, а позднее и взрослый, которому «во имя любви»
предложено «не понимать, не развиваться, не жить, не быть собой
и не достигать успеха» [11], не отважится на изменения в понимании
себя и мира, если к этому не будет достаточных оснований, в список
которых может быть включен трансординарный опыт травмирующих внешних
и внутренних обстоятельств, в которые могут войти и события жизни рядом
или вместе (дружба, брак, обучение или наставничество) с субъектом,
использующим иные стратегии понимания.
|
2. |
Стратегия интерпретации предполагает, что сценарное программирование
поведения и жизни личности со стороны родителей может быть
трансформировано, однако возможности трансформации во многом
определяются «доброжелательным свидетелем»: им
может оказаться в детском возрасте член прародительской семьи, а во
взрослом возрасте — наставник или психотерапевт, консультант.
Его ресурсы, способы понимания себя и мира, которые он транслирует
ребенку (внуку или клиенту), могут быть присвоены в целях более
продуктивного преобразования повседневных трудных ситуаций деятельности
и общения, в том числе в семье.
|
3. |
Стратегия диалогизации предполагает, что клиент может переосмыслить
себя и мир в диалоге, опираясь на попытку понимания реальных смыслов
взаимоотношений в семье, понимания возможностей и ограничений
родителей, наставников и консультантов как объектов программирования
сценариями, усвоенными в ходе их собственного развития, онтогенеза и
жизненного пути, понимания того, что транслируемые ими директивы
являются не столько истиной в последней инстанции, сколько попыткой
познания этой истины, результатом обучения. Поведение рассматривается
в контексте его осмысления и присвоения, а также — по желанию
субъекта — модифицируется в соответствии с тем контекстом, в
котором живет понимающая личность, решающая задачи преобразования
трудных жизненных ситуаций в конкретных культурно-исторических,
семейных и личностных обстоятельствах.
|
В терминах концепции обучения Г. Бейтсона это может быть описано так
[2]:
1) |
Деутерообучение — формирование у клиента способов осмысления
поведения и укорененных в повторяющемся опыте с подобными контекстами
способов обучения, при котором субъект ищет подтверждения опыту и
признает за аномалию негативный резонанс или его отсутствие. Переживания,
сознавания и поведение, отступающие от «нормального»,
возникают, как и «нормальные», не вызывающие трудностей,
в форме потока событий. Поток конструируется клиентом на основе более
или менее специфической практики обучения (в деутеро-форме) много раз,
так, чтобы, используя прежний опыт и связанные с ним ожидания, субъект
мог скрыть — от себя и других — фактический отказ от
обучения, простое использование имеющихся способов поведения. Клиенты
как личности и члены семьи, как профессионалы ведут себя в трудной
ситуации так, как они ее понимают, в контексте представлений о том,
каким является мир, каким он должен быть. Психотерапевтически вызванное
или вызванное трудной ситуацией изменение будет, таким образом, прежде
всего изменением в способе осмысления реальности. Целью любой психотерапии
является повторная гармонизация процессов обработки смысловой информации.
Происходит подстройка интраперсональных и интерперсональных процессов
взаимодействия (смысловой коммуникации) соответственно ситуации.
|
2) |
Протообучение, которое включает простое присвоение новых
способов
поведения. При этом способе обучения важно понимание того, что любая
смысловая информация содержит указания о том, как нужно ее понимать
(«метакоммуникационные рамки» содержат указания о
способе, каким сообщения, поведение или другие части трудной ситуации
могут быть интерпретированы). Многолетние взаимодействия затрудняющего
понимания и отношения типа тех, например, которые складываются по схеме
описанной Г. Бейтсоном «двойной связи»,
декларирующей клиенту непродуктивность, неправильность любого
варианта поведения, могут вызвать неспособность субъекта к правильному
пониманию метакоммуникационных рамок. Это явление — одна из
иллюстраций «шизмогенеза» как процесса разделения
норм и смыслов поведения, «происходящего из накопления
интеракций между людьми».
|
3) |
Обучение на основе обратной связи опирается на понимание того, что
жизнь можно понять лишь тогда, когда она будет рассмотрена по
отношению к ее непосредственному окружению, непосредственному
взаимодействию, непосредственному смыслу этого взаимодействия в
жизнедеятельности. Обратная связь выступает как основа всех
целесообразных процессов и тем самым — человеческого
поведения. Во время взаимодействия, в процессе взаимопонимания
становится возможным ощущение собственной реальности, сохранение и
развитие личности. Для клиента это означает предметность,
персонифицированность и обращенность взаимодействия, несущего в себе
подтверждение и принятие ребенка родителями, клиента —
консультантом, окружающим миром в целом, которые обеспечивают
возможность исследования, а значит, и глубокого, развернутого
осмысления себя и мира, обеспечивают клиенту высокий потенциал
жизнеутверждения.
|
Итак, современные проблемы клинико-психологического консультирования
лежат в двух взаимосвязанных плоскостях: процессуальной и содержательной.
Консультирование как процесс трансляции знаний и умений жизнеутверждения
направлен на активизацию ресурсов клиента (пациента) на то, чтобы
справляться с возникающими в его жизни проблемами, в том числе без
помощи специалиста. Консультант помогает клиенту услышать и понять
самого себя, измениться и изменить свои отношения с другими людьми,
реализовать и укрепить потенциал жизнеутверждения даже в самых тяжелых
жизненных обстоятельствах, состояниях.
Литература
1. Арпентьева М.Р. Понимание себя и мира в раннем
детстве и жизнеутверждающий потенциал личности // Психолог в детском
саду. – 2014. – № 2. – С. 3–30.
2. Бейтсон Г. Экология разума. – М.: Смысл,
2000. – 476 с.
3. Берн Э. Игры в которые играют люди. – М.:
ФАИР-Пресс, 2000. – 480 с.
4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального
выгорания» в профессиональном общении. – СПб.:
Сударыня, 1999. – 280 с.
5. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости.
– М.: Смысл, 2006. – 63 с.
6. Лэнгле А. Дотянуться до жизни. – М.: Генезис,
2010. – 128 с.
7. Сатир В. Вы и ваша семья. – М.: ЭКСМО-Пресс,
2001. – 320 с.
8. Швейцер А. Жизнь и мысли. – М.: Республика,
1996. – 528 с.
9. Adams M. The myth of the untroubled therapist.
– N.Y.: Rout, 2013. – 160 p.
10. Beutler L.E., Clarkin J.F. Systematic treatment
selection. – N.Y.: Routledge, 1999. – 384 p.
11. Bond T. Standards and ethics. – N.Y.: SAGE,
2009. – 280 p.
12. Bond T., Sandhu A. Therapists in court. –
N.Y.: Sage, 2005. – 144 p.
13. Breggin P. Toxic psychiatry. – London:
HarperCollins, 1993. – 578 p.
14. Cherniss C. Beyond burnout. – N.Y.:
Routledge, 1995. – 248 p.
15. Claringbull N. Mental health in counseling and
psychotherapy. – N.Y.: Learning M., 2012. – 308 p.
16. Cortright B. Psychotherapy and spirit. –
N.Y.: State Univ. – 1997. – 272 p.
17. Davies J. Cracked. – N.Y.: Icon Books Ltd,
2014. – 336 p.
18. Deurzen van E. Everyday mysteries. – N.Y.:
Routledge, 2009. – 384 p.
19. Dineen T. Manufacturing victims. – N.Y.:
Constable, 1999. – 336 p.
20. Dryden A., Dryden W. Psychotherapy and its
discontents. – N.Y.: Open U.P., 1992. – 290 p.
21. Evans I., Thornton H., Chalmers I. Testing
treatments. – N.Y., 2011. – 199 p.
22. Feltham C. Critical thinking in counseling and
psychotherapy. – N.Y.: Sage, 2010. – 240 p.
23. Forward S. Toxic parents. – N.Y.: Bantam,
2002. – 320 p.
24. Freeth R. Humanizing psychiatry and mental health.
– N.Y., 2007. – 200 p.
25. Glouberman D. The joy of burnout. – N.Y.:
Skyros Books, 2002. – 256 p.
26. Healy D. Pharmageddon. – N.Y.: Univ. of
California Press, 2013. – 320 p.
27. Kirsch I. The emperor's new drugs. – N.Y.:
Bodley Head, 2009. – 240 p.
28. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions
// The Human Search for Meaning / Ed. by P.T.P. Wong, P.S. Fry. –
Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998. – Р. 1–25.
29. Masson J. Against therapy. – N.Y., 1992.
– 340 p.
30. McCarthy-Jones S. Hearing voices. – N.Y.,
L.: Cambr. Univ., 2013. – 470 p.
31. McCartney M. The patient paradox. – N.Y.:
Pinter&Martin, 2012. – 336 p.
32. Moloney Р. The Therapy industry. – N.Y.:
Pluto Press, 2013. – 264 p.
33. Paris J. Fads and fallacies in psychiatry.
– N.Y.: RCPsych, 2013. – 124 p.
34. Porges St. Clinical insights from the polyvagal
theory. – N.Y.: Norton, 2014. – 288 p.
35. Spinelli E. Demystifying therapy. –
N.Y.: PCCS Books, 2006. – 248 p.
Ссылка для цитирования
УДК 159.923.2(075.8)
Арпентьева М.Р. Клинико-психологическое консультирование в развитии
жизнеутверждающего потенциала личности // Клиническая и медицинская
психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. –
2016. – N 1 (11) [Электронный ресурс].
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|