Особенности выполнения методики «Рисунок себя» детьми
и подростками с ранним началом нарушений психического развития
Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. (Москва, Россия)
|
Зверева Наталья Владимировна
– кандидат психологических наук, ведущий научный
сотрудник Отдела медицинской психологии, ФГБНУ «Научный центр
психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия.
Тел.: 8 (499) 617-81-47;
– профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития,
ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический
университет», ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия.
Тел.: +7 (495) 632-91-99.
E-mail: nwzvereva@gmail.com
|
|
Коваль-Зайцев Алексей Анатольевич
– кандидат психологических наук, старший научный
сотрудник Отдела детской психиатрии; ФГБНУ «Научный центр
психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522,
Россия;
– доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития,
ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический
университет», ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия.
Тел.: +7 (495) 632-91-99.
E-mail: koval-zaytsev@yandex.ru
|
|
Хромов Антон Игоревич
– кандидат психологических наук, заведующий кафедрой
нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной
психологии; ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический
университет», ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия.
Тел.: +7 (495) 632-91-99;
– старший научный сотрудник Отдела медицинской психологии;
ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе,
34, Москва, 115522, Россия. Тел.: 8 (499) 617-81-47.
E-mail: hromovai@mgppu.ru
|
Аннотация.
В статье представлены результаты анализа графических особенностей
рисунков детей и подростков, имеющих раннее начало (до полутора лет
жизни) нарушений психического развития. Использована методика
«Рисунок себя», проанализировано 160 рисунков больных
с психической патологией в возрасте от 5 до 17 лет. Диагностические
группы включают расстройства шизофренического круга (F20, F21),
эмоционально-личностные нарушения (F3x, F60), резидуально-органические
расстройства (F07), умственную отсталость (F70) и аутизм (F84).
Показано, что раннее начало, по-видимому, связано с ухудшением
качества рисунков при эндогенной патологии (детский тип шизофрении),
недоразвитие рисунка имеется и при умственной отсталости. Дети с
ранним началом психического заболевания, но с разными конкретными
видами патологии имеют свои варианты искажения графической деятельности
и ее возрастной динамики.
Ключевые слова:
графические особенности; «Рисунок себя»; качественный анализ;
дети и подростки; раннее начало нарушений развития.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
В развитии детского рисунка имеются характерные возрастные стадии,
сменяющие друг друга в определенной последовательности (В.М. Бехтерев,
В.С. Мухина, Е.С. Романова, Й. Шванцара и др. [1; 9; 12;
13]). При нарушениях в умственном развитии ребенка наблюдается
изменение и в развитии рисунка, это может быть выражено запаздыванием
в переходе рисунка от одной возрастной стадии к другой стадии;
встречаются и своего рода остановки на более ранних этапах, а также и
другие патологические особенности рисунка — недоразвитие,
своеобразие графики, сюжета и т.п. (С.А. Болдырева, А.Л. Венгер,
К. Маховер и др. [2; 3; 8]).
Графические пробы (рисунки) имеют определенные ограничения в их
применении в психологической диагностике. Очевидно, что можно
использовать рисуночные пробы для анализа проявлений дизонтогенеза в
моторной и графической сферах, а не только в эмоционально-личностной.
В своем сообщении мы не касаемся вопроса о проективной стороне рисунка,
но намерены проследить своеобразие развития, изменения и даже нарушения
в рисунке у детей, имеющих диагностированную с раннего возраста
психическую патологию. До настоящего времени подобной работы
практически не проводилось. Большинство исследователей и практиков
сосредоточены на значении рисунка для личностной диагностики и
психотерапевтической, коррекционной работы. Проблема оценки графической
деятельности детей и подростков с различными психическими
расстройствами всегда привлекала внимание специалистов разного профиля
(педиатров, неврологов, психиатров, психологов). Патопсихологические и
даже дефектологические исследования графической деятельности больных
часто фокусировались на проективном анализе рисунков (А.Л. Венгер,
2005; К. Маховер 2000; С.А. Болдырева, 1974; И.М. Никольская,
С.С. Носов и др. [2; 3; 8; 10; 11]). Анализу собственно графической
составляющей посвящены всего несколько исследований
(А.А. Коваль-Зайцев, Н.В. Зверева, 2009, 2010 [4; 5; 6; 7]).
Цель — анализ графических особенностей рисунка детей
и подростков с ранним началом нарушений психического развития разного
генеза.
Материал и методы
Характеристика клинического материала, критерии включения: наличие
верифицированного врачом-психиатром диагноза психического расстройства
(нарушения развития) с ранним (до 18 мес.) началом; лечение в
стационаре; возраст от 5 до 17 лет.
Проанализированы 160 рисунков детей и подростков 5—17 лет,
проходивших стационарное лечение в 7-м детском клиническом отделении
НЦПЗ РАМН (1997—2011); возраст начала заболевания,
обозначенный в истории болезни, определялся врачами до полутора лет
жизни. Выборка была представлена следующими диагнозами: F07 —
резидуально-органические расстройства; F20.8 — детский тип
шизофрении, F21 — шизотипическое расстройство, F3x, F60
— аффективно-личностная патология, F70 —
умственная отсталость и F84 — расстройства аутистического
спектра. Подробная характеристика материала представлена в таблице 1.
Таблица 1
Половозрастные характеристики выборки больных
Примечание: а Количество больных, в скобках
приведено количество мальчиков.
б Возраст больных, среднее и стандартное отклонение.
в Возраст, минимум и максимум.
Множественное сравнение (по Бонферрони) выявило, что дети группы F84
достоверно младше всех остальных групп, за исключением группы F07.
Остальные группы значимо не различаются между собой по возрасту.
Методика: тест «Рисунок себя» (автопортрет),
использован простой карандаш, лист бумаги формата А4. Параметры анализа
рисунков: экспертная оценка качества рисунка (1—10 баллов),
тип изображения (схема, смешанный, пластичный), размер рисунка,
отклонение от вертикали. Экспертная оценка проводилась 5 специалистами
по 10-балльной шкале. Экспертами выступали психологи, все рисунки
оценивались в случайном порядке, в течение одной рабочей сессии.
Распределение по баллам (основные точки): 1 балл — отсутствие
целостной фигуры человека, отсутствуют основные детали,
несформированность графики, тип изображения преимущественно
схематичный; 5 баллов — относительно полное изображение
человеческой фигуры (головы), тип изображения преимущественно
смешанный, графическая сторона рисунка близка к нижней границе нормы;
10 баллов — пластический тип изображения, наличие всех
необходимых деталей, соответствие графики высокой возрастной норме.
Результаты
Детский рисунок дает информацию о развитии высших психических
функций ребенка по разным параметрам; раннее начало заболевания
по-разному изменяет становление графической деятельности (рисунка)
у детей и подростков с разными вариантами патологии. В этом контексте
отмечается и роль развития движения, интеллекта, эмоций [6; 9].
Полученные в нашем исследовании результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Качество рисунка в сопоставляемых клинических группах
Были получены данные о более низком качестве рисунка больных детской
шизофренией и детей с умственной отсталостью среди всех прочих видов
нарушений развития. В рамках других расстройств качество рисунка при
раннем начале заболевания было изменено не так грубо (шизотипическое
расстройство, аффективно-личностная патология, резидуально-органические
расстройства и даже расстройства аутистического спектра). Однако
следует учитывать большой индивидуальный разброс в разных клинических
группах (показатели минимума и максимума по каждой группе представлены
в табл. 2).
В силу широкого возрастного диапазона испытуемых (табл. 1)
представлялось целесообразным оценить связь качества рисунков с
возрастом (возможность оценить темп развития качества рисунков методов
возрастных срезов). Такая оценка проводилась путем регрессионного
анализа с возрастом в качестве предиктора и общей оценки как зависимой
переменной. Результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Регрессионный анализ связи качества рисунка с возрастом
Значимые модели были получены в группах больных с
резидуально-органическими расстройствами (F07) и с шизотипическим
расстройством (F21). Стоит отметить, что в этих группах с возрастом
оценки имеют тенденцию увеличиваться (коэффициент b1 в табл. 3
положителен). Причем довольно высокие значения коэффициента
детерминации (R² = 0,367) в группе F07 говорят о том,
что около 37% изменчивости качества рисунка в этой группе обусловлено
возрастом. Обращает на себя внимание и результат анализа умственно
отсталых, для которых регрессионная модель оказалась значимой на уровне
тенденции. У этих детей отмечается улучшение качества рисунка с возрастом.
Рассмотрим распределение испытуемых по способу изображения в
зависимости от диагноза. На рисунке 1 показано соотношение различных
типов рисунков у детей и подростков при разных вариантах рано
наступивших нарушений психического развития. Различия между
клиническими группами статистически значимы (p ≤ 0,05).
При детской шизофрении максимально часто встречаются схематичные
изображения, также нередки они и при умственной отсталости. Укажем,
что при аффективно-личностной патологии, как и при шизотипическом
расстройстве личности, раннее начало заболевания не приводит к грубому
снижению уровня рисунков.
Рисунок 1. Распределение испытуемых по типу изображения.
Очевидно, что раннее начало нарушения психического развития может
оказывать негативное влияние на формирование моторно-графической
деятельности и рисунка у детей при нервно-психической патологии
детского возраста.
Если разделить уровень выполнения рисунков на низкий (1—2,5
балла), невысокий (3—5 баллов), средний (5,5—8 баллов) и
высокий (8,5—10 баллов), то общая оценка всех больных показывает,
что низкий уровень встречается в 37% случаев, невысокий — в 31%
случаев, средний — в 30%, высокий — в 2%.
Общая оценка всех рисунков по размеру показала, что крайне маленький
размер был у 6 испытуемых (4%); маленький — у 44 чел. (28%),
средний — у 66 чел. (42%), большой — у 42 испытуемых (26%).
Отклонение от вертикали (вправо и влево) встречалось у 59 детей (37%).
Полученные нами данные во многом совпадают с описанными ранее
вариантами развития графической деятельности при эндогенной патологии.
[2; 3; 6; 7; 8; 12]. Следующим шагом в работе должен быть анализ
графической составляющей рисунков при отдельных вариантах патологии с
учетом других клинических факторов (синдром, прогредиентность, время
начала и длительность заболевания).
Выводы
1. |
Показано, что раннее начало нарушений психического развития детей и
подростков приводит к изменению темпов развития и к изменению уровня
выполнения рисунков на заданную тему.
|
2. |
Среди рисунков детей с ранним началом нарушений развития до 40% имеют
крайне низкий уровень выполнения (овладения техникой изображения).
|
3. |
У этой категории детей (раннее начало нарушений развития) примерно в
37% отмечается нарушение пространственного расположения на листе.
|
4. |
Анализ возрастной динамики уровня выполнения рисунков детей с ранним
началом психической патологии показывает, что улучшение качества
рисунков характерно для больных с органическим расстройством,
шизотипическим расстройством личности, тогда как больные с детским
типом шизофрении практически не изменяют качество рисунка с возрастом.
|
5. |
Анализ выполнения рисуночных методик с точки зрения графических
особенностей может применяться при проведении дифференциальной
психологической и нозологической диагностики.
|
Литература
1. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского
рисунка в объективном изучении // Бехтерев В.М. Проблемы
развития и воспитания человека. Избранные психологические труды / под
ред. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой. –
Москва-Воронеж, 2010. – С. 167–224.
2. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста,
больных шизофренией. – М., 1974.
3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты.
Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
– 159 с.
4. Зверева Н.В., Огородникова А.М. К вопросу о
средствах диагностики эмоционально-личностной сферы подростков с
эпилепсией // Актуальные вопросы психологии и педагогики: к 10-летию
кафедры педагогики и психологии Гуманитарного факультета Саратовского
государственного социально-экономического университета. –
Саратов, 2011.
5. Коваль-Зайцев А.А. Особенности графической
деятельности в рисуночных пробах у подростков, больных шизофренией //
Клиническая психология в здравоохранении и образовании. Материалы
Всероссийской научно-практической конференции с международным
участием. Москва, 24–25 ноября 2011. – М., 2011.
– С. 209–219.
6. Коваль-Зайцев А.А., Зверева Н.В. Уровень выполнения
рисунков и состояние моторики у детей, больных шизофренией //
Культурно-историческая психология. – 2010. – № 3.
– С. 39–45.
7. Коваль-Зайцев А.А., Копнина О.Н. К особенностям
графической деятельности в рисуночных пробах у подростков, больных
шизофренией // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт
их применения. Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической
конференции. Москва, 23 сентября 2011 г. / под ред.
Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – М., 2011. –
С. 82–85.
8. Маховер К. Проективный рисунок человека. –
М., 1996.
9. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка
как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.
10. Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов
– новая арт-терапевтическая технология // Вопросы психического
здоровья детей и подростков. – 2011. – № 1. –
С. 11–24.
11. Носов С.С. Половая идентификация ребенка в
кинетическом рисунке семьи. – М.: Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2010.
–104 с.
12. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы
в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1991. –
164 с.
13. Шванцара Й. Диагностика психического развития.
– Прага, 1978.
Ссылка для цитирования
УДК 615.851.82:616.89-053.7
Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Особенности выполнения
методики «Рисунок себя» детьми и подростками с ранним
началом нарушений психического развития // Клиническая и медицинская
психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн.
– 2016. – N 1 (11) [Электронный ресурс].
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|