Психологическая саморегуляция у подростков с психическим инфантилизмом
Дементьева Л.А. (Москва, Россия)
|
Дементьева Людмила Александровна
– психолог, клинический психолог, аналитический психолог,
научный сотрудник отдела по изучению проблем подростковой психиатрии;
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный
центр психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522,
Россия. Тел.: (499) 617-81-47.
E-mail: la-popova@yandex.ru
|
Аннотация.
Проблема психического инфантилизма обусловлена высокой распространенностью
психической незрелости среди подростков, что играет существенную роль
в развитии социальной дезадаптации и девиантного поведения. Несмотря
на многочисленные исследования, остаются неопределенными особенности
данного феномена при различных психических заболеваниях. В настоящем
исследовании предпринята попытка сравнения структуры инфантилизма при
органических непсихотических расстройствах и шизотипическом расстройстве
личности посредством выявления социальной, личностной и эмоциональной
сторон психологической саморегуляции.
Ключевые слова:
подростковый возраст; психический инфантилизм; психологическая
саморегуляция; психические расстройства.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
Подростковый возраст является переходной стадией между детством и
взрослостью. В последнее время специалистами разных направлений
отмечаются явления инфантилизации общества. Социальная значимость
проблемы психического инфантилизма обусловлена высокой
распространенностью психической незрелости среди подростков и
существенной ролью, которую психический инфантилизм играет в развитии
социальной дезадаптации и девиантного поведения в этой возрастной
категории [3; 16].
Рассматривая феноменологию психического инфантилизма, можно выделить
основные проблемы психического инфантилизма в рамках психиатрии:
разграничение нормы и патологии, выделение границ понятия и феномена,
вклад эмоциональных и когнитивных факторов в клиническую картину
инфантилизма и их взаимодействие [1; 2; 4; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15].
Неопределенность этих вопросов не дает возможности прямого сравнения
структуры инфантилизма при различных нозологиях. В клинико-психологической
литературе инфантилизм изучался с точки зрения био-психо-социального
подхода. Наиболее разработанными в психологической традиции являются
эмоционально-личностные параметры [5; 7; 8].
Отдельное место в исследовании психического инфантилизма занимает
проблема психологической саморегуляции [5]. Все многообразие
эмоционально-личностных характеристик психического инфантилизма можно
соотнести с психологической саморегуляцией в социальном, личностном и
эмоциональном контексте.
К социальной саморегуляции можно отнести недостаточность оценки
социальной ситуации, ожидание поддержки при возникновении конфликтных
ситуаций, повышенную внушаемость и несамостоятельность в принятии
решений, касающихся социального взаимодействия, недостаточность
чувства долга и ответственности.
В личностную саморегуляцию мы можем включить незрелость самосознания,
самооценки, мотивационно-потребностной сферы и способности к рефлексии,
пассивность копинг-стратегий и простоту защитных механизмов.
К эмоциональной саморегуляции можно отнести незрелость эмоциональной
сферы с преобладанием простых аффектов и наличием гедонистических
установок. Таким образом, психологическая саморегуляция может выступать
системообразующим фактором психического инфантилизма.
Материалы и методы
Настоящее исследование проводилось на базе ФГБНУ НЦПЗ и ГБУЗ ПКБ
№ 15 города Москвы. В нем приняли участие 140 подростков в возрасте
от 15 до 18 лет. Половина больных подростков имела формирующиеся
органические непсихотические расстройства (F06.6-F06.8) (ОНПР), а другие
— шизотипическое расстройство личности (F21.8) (ШРЛ). Причем
каждая нозологическая группа состояла из половины подростков с
психическим инфантилизмом. Со всеми исследуемыми были проведены
методики «Рисунок несуществующего животного»,
«Методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн»
и тест Клонинджера TCI-140.
Результаты исследования и их обсуждение
Опишем полученные в исследовании результаты эмоционально-личностных
особенностей клинических групп в контексте различных типов саморегуляции:
эмоциональной, социальной и личностной.
В группе подростков с ОНПР без черт психологической незрелости
отмечается высокий уровень осознаваемой тревоги, что проявляется в
показателе соответствующей частоты встречаемости наличия страха у
несуществующего животного. Высокая агрессивность регистрируется в
частом проявлении прямых графических признаков агрессии, наличии
врагов, агрессивным характером и хищным типом питания у несуществующего
животного.
У больных с ОНПР без черт психологической незрелости несуществующее
животное часто обладает вспыльчивым характером, что может указывать на
высокий уровень импульсивности. Данные результаты отражают сниженную
способность к эмоциональной саморегуляции, что соотносится с низкими
показателями ЭИ у неинфантильных подростков с ОНПР.
Несформированность эмоциональной саморегуляции соотносится с
недостаточностью социальной саморегуляции, что проявляется в высоких
показателях по шкалам «поиск новизны», «избегание
вреда» и низких — по шкалам «зависимость от
вознаграждения», «сотрудничество» и
«трансцендентность Я» в тесте Клонинджера. Это
проявляется в недостаточности социальной терпимости, эмпатии и
способности к формированию привязанности, отсутствии навыков
социального взаимодействия и стремления соответствовать ожиданиям
и представлениям социального окружения. В поведении это отражается
через конфликтность в социальном контексте.
В методике РНЖ регистрируется снижение проявления таких коммуникативных
показателей, как наличие всех органов чувств у несуществующего
животного, обладание друзьями и повышение частоты предъявления
затруднений в межгендерной коммуникации. Данные результаты подтверждают
недостаточность сформированности коммуникативных навыков.
Снижение уровня эмоциональной и социальной регуляции может
обусловливать особенности личностной саморегуляции. В тесте
Клонинджера по шкалам «настойчивость» и
«самонаправленность» обнаруживаются низкие результаты,
что проявляется в невысоких способностях к саморегуляции с наибольшей
дефицитарностью волевого компонента. В методике Дембо — Рубинштейн
регистрируется завышение самооценки по всем шкалам и, в особенности,
по параметрам «ум» и «счастье», что указывает
на несформированность рефлексии как базового процесса самосознания.
У инфантильных подростков с ОНПР в методике РНЖ можно отметить
меньшую склонность к проявлению гнева по сравнению с подростками без
черт психологической незрелости. Для них характерно подавление гнева,
что нашло отражение в более высоком уровне проявления косвенных
показателей агрессии.
По сравнению с неинфантильными пациентами с ОНПР у подростков с
психологической незрелостью отмечается снижение уровня осознаваемой
тревоги и повышение уровня неосознаваемой тревоги, что проявляется в
более высоких показателях соответствующей частоты встречаемости
«сильной штриховки» и «сильного нажима» при
выполнении методики РНЖ. Таким образом, у инфантильных подростков с
ОНПР отмечается лучшая сформированность эмоциональной саморегуляции
по сравнению с пациентами той же нозологической группы без черт
психологической незрелости.
Инфантильные подростки с ОНПР имеют более низкие показатели по
шкалам «поиск новизны», «избегание вреда» и
более высокие — по параметрам «зависимость от вознаграждения»,
«сотрудничество» и «трансцендентность Я» в
тесте Клонинджера по сравнению с подростками из группы ОНПР без черт
психологической незрелости. Они более эмпатичны и терпимы, готовы к
установлению привязанности, зависимы от социального одобрения и
ориентированы на социальную желательность и одобрение, что
обуславливает низкую конфликтность в поведении и согласуется с
тенденцией к подавлению социальных эмоций (гнева, тревоги).
В методике РНЖ регистрируется снижение проявления таких коммуникативных
показателей, как отсутствие всех органов чувств у несуществующего
животного и затруднений в межгендерной коммуникации по сравнению с
пациентами, не имеющими черт психологической незрелости. У большинства
инфантильных подростков регистрируются показатели: «наличие
всех органов чувств», «наличие друзей»,
«наличие родственников».
Это подтверждает лучшую сформированность коммуникативных навыков у
инфантильных подростков с ОНПР. Развитость коммуникативных навыков и
ориентированность на социальный контекст обусловливает высокий уровень
социальной саморегуляции таких подростков по сравнению с пациентами той
же нозологической группы, но без черт психологической незрелости.
Также у инфантильных подростков с ОНПР выявлен более высокий уровень
личностной саморегуляции по сравнению с пациентами с ОНПР без черт
психологической незрелости. В тесте Клонинджера по шкалам
«настойчивость» и «самонаправленность»
наблюдаются более высокие результаты, что обусловливает более развитую
способность к саморегуляции в целом и волевого компонента в частности.
В методике исследования самооценки Дембо — Рубинштейн
регистрируются более низкие показатели (хотя и завышенные) по базовым
шкалам: «здоровье», «ум», «характер»,
«счастье». Это может указывать на попытку соотнесения
собственных качеств с социальными требованиями. А регистрируемое
максимальное значение по дополнительной шкале «общительность»
может свидетельствовать как о значимости коммуникативных процессов,
так и о компенсаторных возможностях этой сферы.
Сопоставляя пациентов с ОНПР с чертами психологической незрелости
и без, можно отметить, что эмоциональная, социальная и личностная
составляющие саморегуляции представлены у инфантильных подростков на
более высоком уровне. Это можно объяснить через принципы развития
эмоционально-личностной сферы. Для подросткового возраста, в отличие
от периода детства, характерно формирование оппозиционной позиции по
отношению к требованиям значимых взрослых.
У инфантильных подростков с ОНПР замедлен темп развития
эмоционально-личностной сферы; они обнаруживают характеристики более
младшего возраста, для которого характерна потребность соответствия
желаниям и требованиям значимых взрослых. Поэтому инфантильные
подростки с ОНПР ориентированы на поддержку социального окружения,
демонстрируют социальную желательность, зависимы от одобрения значимых
взрослых и обладают высокими коммуникативными качествами. Так, у
инфантильных подростков с ОНПР социальный компонент саморегуляции
оказывает ведущее влияние на эмоциональный и личностный компоненты,
что обуславливает высокие показатели процессов саморегуляции в целом
по сравнению с пациентами без признаков психологической незрелости.
Рассматривая эмоциональную регуляцию пациентов с ШРЛ без признаков
психологической незрелости, можно заметить, что у большинства
подростков отмечаются прямые и косвенные графические признаки агрессии,
а также регистрируется наличие врагов у несуществующего животного.
Это может указывать на высокие показатели враждебности. Также
выявляются более неосознаваемые параметры тревожности (штриховка и
нажим в РНЖ) у пациентов с ШРЛ. По показателю импульсивности в группе
неинфантильных пациентов с ШРЛ выявляются самые низкие показатели
среди всех клинических групп.
Социальная регуляция значительно хуже развита у неинфантильных
пациентов с ШРЛ по сравнению с группой ОНПР. У данной клинической
подгруппы по результатам теста Клонинджера отмечается недостаточная
сформированность социальных навыков, что проявляется в показателях
по шкалам «поиск новизны», «избегание вреда»,
«зависимость от вознаграждения», «сотрудничество».
У них низкие способности к сотрудничеству и снижена способность к
установлению отношений, основанных на открытости людям. Они недостаточно
эмпатичны и не ориентированы на социальную желательность, меньше зависят
от одобрения со стороны социального окружения.
Пациенты с ШРЛ хуже ориентируются в контексте социального
взаимодействия. В методике РНЖ регистрируются низкие показатели по
параметру «наличие друзей», но у их несуществующих
животных возможны отношения с родственниками. Данный результат
соотносится с исследованием Левиковой Е.В., где у подростков с
шизофренией отмечалась зависимость от мнения матери. Однако в методике
исследования ЭИ регистрируются высокие результаты, что может быть
связано с высоким интеллектом: подростки осваивают правила социального
функционирования посредством формальной логики.
Если рассматривать параметры личностной саморегуляции, то по шкалам
«настойчивость» и «самонаправленнсть» теста
Клонинджера обнаруживаются сравнимые показатели с группами ОНПР. Однако
в методике исследования самооценки Дембо — Рубинштейн
регистрируется более низкие показатели по сравнению с группами с ОНПР,
что больше соответствует средним результатам. По дополнительной шкале
«общительность» наблюдаются заниженные показатели, что
соответствует осознанию своего дефицита в коммуникативной сфере. Исходя
из полученных результатов, можно предположить, что личностная регуляция
в группе пациентов с ШРЛ развита лучше, чем в группах ОНПР с чертами
инфантилизма и без.
В группе инфантильных пациентов с ШРЛ по сравнению с пациентами
без черт психологической незрелости было выявлено, что частота
встречаемости выше по всем показателям агрессивности, а особенно по
параметрам «агрессивный характер» и «косвенные
графические признаки агрессии». Также инфантильные подростки
имеют более выраженные признаки тревожности по всем параметрам.
Инфантильные подростки чаще отмечают, что несуществующее животное
обладает вспыльчивым характером, хотя уровень остается ниже, чем в
каждой из групп ОНПР, что указывает на тенденцию к большему проявлению
вспыльчивости у инфантильных подростков с ШРЛ по сравнению с пациентами
без черт психологической незрелости. Более высокий уровень показателей
враждебности, импульсивности и тревожности у подростков с ШРЛ с чертами
психического инфантилизма указывает на более низкий уровень их
эмоциональной саморегуляции по сравнению с неинфантильными пациентами.
При рассмотрении результатов теста Клонинджера по шкалам «поиск
новизны», «избегание вреда», «зависимость от
вознаграждения» и «сотрудничество» у больных с ШРЛ
с психическим инфантилизмом регистрируется сниженная способность к
поддержанию поведения, основанного на открытости людям, низкая способность
к социальной терпимости и эмпатии, что соотносится с результатами
методики РНЖ. Больше подростков рисует животное без каких-либо органов
чувств, меньше — животное со всеми органами чувств; меньше
указывают на наличие друзей и родственников, чаще отмечают проблемы
общения с противоположным полом. Полученные результаты свидетельствуют
о недостаточности коммуникативных навыков у инфантильных подростков.
Таким образом, по параметрам социальной саморегуляции инфантильные
подростки имеют более низкие показатели по сравнению с пациентами без
черт психологической незрелости.
Если рассматривать параметры личностной саморегуляции, то по шкалам
«настойчивость» и «самонаправленность» теста
Клонинджера наблюдаются сходные результаты, как и в группе ШРЛ без черт
психологической незрелости. Данные показатели указывают на способность
к саморегуляции и самоконтролю и повышенную осторожность при выполнении
ведущей деятельности. По шкале «трансцендентность Я»
показатели значительно ниже, что обусловливает способность к духовному
самовосприятию.
В методике Дембо — Рубинштейн регистрируются более
высокие показатели у инфантильных пациентов с ШРЛ по сравнению с
неинфантильными больными, однако показания не чрезмерно завышены, как
у пациентов с ОНПР. Такой уровень показателей по шкалам самооценки
указывает на соответствие нормативным значениям. С.Я. Рубинштейн
при описании методики самооценки отмечает, что в норме взрослые люди
соотносят себя с 6—7 баллами по стандартным шкалам. Однако по
сравнению с неинфантильными подростками такие показатели могут указывать
на ухудшение адекватности самооценки.
Таким образом, при рассмотрении эмоционально-личностных особенностей
инфантильных подростков с ШРЛ по сравнению с пациентами без черт
психологической незрелости заметно углубление нозологических
характеристик, связанных с болезненным процессом. При наличии
инфантильных черт у пациентов с ШРЛ по сравнению с пациентами без черт
психологической незрелости центральным является снижение социальной и
эмоциональной саморегуляции.
Выводы
Инфантильные подростки с ОНПР по сравнению с подростками без черт
психологической незрелости имеют более высокий уровень эмоциональной,
социальной и личностной саморегуляции при ведущей роли социального
компонента, что проявляется в большей ориентированности на социальное
одобрение, соотносится с подавлением гнева и тревоги, развитием
коммуникативных навыков и менее завышенной самооценкой. Это указывает
на компенсаторные возможности подростков с психическим инфантилизмом
при ОНПР.
Инфантильные подростки с ШРЛ по сравнению с подростками без черт
психологической незрелости обладают более низким уровнем эмоциональной,
социальной и личностной саморегуляции. Это проявляется в более
выраженных признаках враждебности, тревожности и импульсивности,
меньшем развитии коммуникативных навыков, худшей ориентировке в
социальном контексте.
Заключение
Проведенное исследование показало, что особенности психологической
саморегуляции дают возможность систематизации и сравнения при различной
нозологии феноменов психического инфантилизма. У инфантильных
подростков с ОНПР наблюдается компенсация неуспешности посредством
социальной саморегуляции. В группе с ШРЛ инфантилизм углубляет
проявление нозологических черт понижением уровня всех компонентов
психологической саморегуляции.
Литература
1. Борисова Д.Ю. Особенности социальной адаптации
подростков с шизоидным расстройством личности по данным катамнеза //
Журнал неврологии и психиатрии им. C.С. Корсакова. – 2007.
– Т. 107, № 6. – С. 26–30.
2. Грачев В.В. Особенности органического психического
инфантилизма в подростковом возрасте // Журнал неврологии и психиатрии
им. С.С. Корсакова. – 2009. – Т. 109, № 11.
– С. 25–30.
3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство
для врачей. — М.: Медицина, 1979. – 608 с.
4. Ковалев В.В. К клинической дифференциации психогенно
обусловленной патологии поведения у детей и подростков в связи со
школьной дезадаптацией // Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология
детей с нарушениями и отклонениями психического развития: хрестоматия.
– 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 371–375.
5. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека:
основания культурно-исторического подхода. – Рига: Педагогический
центр "Эксперимент", 1999. – 160 с.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития.
– 6-е изд., стереотипное. – М.: Изд. центр Академия, 2011.
– 144 с.
7. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности:
ранние работы / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева,
Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2003. – 439 с.
8. Серегина А.А. Социально-психологические условия
преодоления инфантилизма у безработной молодежи: дис. … канд.
психол. наук. – М., 2006. – 250 с.
9. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии
детского возраста: руководство. – М.: МЕДГИЗ, 1955. –
Т. 1. – 458 с.; Т. 2. – 405 с.;
Т. 3. – 335 с.
10. Циркин С.Ю. Психический инфантилизм // Независимый
психиатрический журнал. – 2004. – № 1. –
С. 8–13.
11. Шапорева А.А. Аналитический обзор исследований
понятий психическая зрелость, нарушения развития и психический
инфантилизм // Журнал прикладной психологии. – 2002. –
№ 3. – С. 45–51.
12. Юркова И.А. О некоторых клинических особенностях
психического инфантилизма // Астапов В.М., Микадзе Ю.В.
Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития:
хрестоматия. – 2-е изд. – СПб.: Питер. 2008. –
С. 287–292.
13. Fois A. Early infantile epileptic encephalopathies
// Ital J Pediatr. – 2014. – Vol. 40(Suppl 1). –
P. 454.
14. Homozygous TBC1D24 mutation in two siblings with
familial infantile myoclonic epilepsy (FIME) and moderate intellectual
disability / A.L. Poulat, D. Ville, J. de Bellescize
[et al.] // Epilepsy Res. – 2015 Mar. – Vol. 111.
– P. 72–77.
15. Infantile autism / V. Prakash, S. Chandy,
N. Meerabai [et al.] // Nursing journal of India. –
2007. – Vol. 98(12). – P. 269–270.
16. Popov I. Autonomic infantilism // Med pregl.
– 1989. – Vol. 42(1–2). –
P. 41–44.
Ссылка для цитирования
УДК 159.922.8:616.89
Дементьева Л.А. Психологическая саморегуляция у подростков с
психическим инфантилизмом // Клиническая и медицинская психология:
исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. –
2016. – N 1 (11) [Электронный ресурс].
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|