Структура жизнеспособности психотерапевта
Тарасова Е.В. (Нижний Новгород, Россия)
|
Тарасова Екатерина Владимировна
– медицинский психолог; Городское Бюджетное Учреждение
Здравоохранения Нижегородской Области «Городская клиническая
больница № 39», Московское ш., 144, Нижний Новгород, 603950,
Россия. Тел.: 8 (831) 279-53-84.
E-mail: tarkatrin@yandex.ru
|
Аннотация.
В статье анализируется понятие «жизнеспособность человека».
Разработана и обсуждается модель, отражающая структуру жизнеспособности
психотерапевта как субъекта труда. В структуру жизнеспособности
психотерапевта включаются: социально-психологические условия, семейное
окружение, психофизиологические основы, свойства личности (ресурсный
потенциал) и культурный фактор. В формировании жизнеспособности в
профессии отмечается роль семейного окружения, а именно, стабильные
семейные и межличностные связи. Для психотерапевта социальными
ресурсами также являются общение с коллегами, посещение семинаров,
мастер-классов, конференций, групповых супервизий. Важными в профессии
психотерапевта являются определённые качества личности: жизнестойкость,
мужество, мудрость, духовность, искренность, сопереживание, этические
ценности и др. Жизнестойкость специалиста является одной из главных
личностных характеристик жизнеспособности. Неотъемлемой частью
жизнеспособности является личностный рост и развитие. Уровень
реализации психотерапевтом профессиональных знаний, умений, навыков
отражает жизнеспособность субъекта труда. Чувство согласованности и
вера в возможность решения трудных жизненных ситуаций являются
основными аспектами в жизнеспособности в профессии. В статье также
представлен и обобщен материал по изучению компонентов жизнеспособности
личности.
Ключевые слова:
жизнеспособность психотерапевта; структура жизнеспособности
психотерапевта.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
В настоящее время проблема жизнеспособности человека начинает вызывать
все больший интерес представителей различных наук в России и за рубежом
[18].
Исследование структуры жизнеспособности в профессии психотерапевта
способствует анализу деятельности специалистов с целью повышения их
компетентности.
Известно, что в своей профессиональной деятельности психотерапевт
испытывает воздействие таких стресс-факторов, как психоэмоциональные
нагрузки, дефицит времени, высокая ответственность, напряжённость
труда и др. Жизнеспособность человека при выполнении профессиональной
деятельности проявляется, в том числе, в успешном совладании с
трудностями. В современном мире показатель успешности — фактор
времени, т.е. приоритетным является минимально короткое время для
возможности справиться с проблемными ситуациями.
Чувство согласованности и вера в возможность решения трудных
жизненных ситуаций — это основные аспекты жизнеспособности в
профессии.
На основе литературных данных и исследований в сфере изучения
эмоционального выгорания психотерапевтов, ресурсов личности и
факторов устойчивости нами была разработана модель жизнеспособности в
деятельности психотерапевта (см. рисунок 1), где обобщённо представлены
компоненты жизнеспособности.
Рис. 1. Модель, отражающая структуру жизнеспособности
психотерапевта.
Жизнеспособность психотерапевта — это многокомпонентная
структура, включающая в себя социально-психологические условия и
социально-личностную жизнеспособность, которая характеризует
жизнедеятельность человека на уровне субъектности (в трактовке
Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова):
1. |
Осознание индивидом непрерывности, постоянства и идентичности своего
физического, психического и личностного «Я».
|
2. |
Способность управлять своим поведением в соответствии с социальными
нормами, правилами и законами.
|
3. |
Позитивная критичность к себе и собственной жизнедеятельности во всех
ее формах и проявлениях, а также к её результатам.
|
4. |
Способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и
реализации этого плана в общих чертах.
|
5. |
Способность изменять поведение и уточнять смысл своего существования
в зависимости от смены жизненных обстоятельств [14].
|
В формировании жизнеспособности в профессии отмечается роль
семейного окружения, а именно — стабильные семейные и межличностные
связи, а также поддержка и индивидуальные ресурсы.
Социальные ресурсы могут расширять совладающие возможности человека
путём повышения его самоэффективности и предоставления информационной
помощи. Люди, имеющие в распоряжении больше социальной поддержки со
стороны семьи или друзей, в большей степени склонны к активному
совладанию, позитивной переоценке, поиску помощи и реже прибегают к
избегающей стратегии совладания, особенно к эмоциональным выплескам
(Holahan, Moos, 1987; Moos et al., 1990) [16, с. 231]. К социальным
ресурсам также относят власть, поддержка семьи и т.п. (Diener, Fujita,
1995) [6]. Для психотерапевта социальными ресурсами также являются
общение с коллегами, посещение семинаров, мастер-классов, конференций,
групповых супервизий.
Если рассматривать человеческую деятельность и формы её проявления,
то стоит отметить роль культурного фактора в жизнеспособности
психотерапевта.
Культурный фактор характеризуется способностью субъекта воспроизводить
себя, свою культуру, свои отношения вопреки бесконечному потоку
опасностей, преодолевая их и отвечая на них соразмерно реальному вызову
истории [3].
Важное место среди компонентов жизнеспособности психотерапевта
занимают свойства личности. Среди них можно выделить ряд способностей:
способности к адаптации в профессии, способности к осмыслению жизни в
профессии, способности к саморазвитию в профессии, способности к
саморегуляции в профессии. Кроме наличия указанных способностей,
важными являются определённые качества личности психотерапевта
— такие как жизнестойкость, мужество, мудрость, духовность,
искренность, сопереживание, этические ценности и др. Жизнестойкость
специалиста является одной из главных личностных характеристик
жизнеспособности.
«Жизнестойкость» определяется как особый паттерн
установок и навыков, позволяющих превратить изменения, происходящие с
личностью в её возможности (Maddi, Khoshaba, 1994) [11].
«Жизнестойкость» — черта личности, установка на
выживаемость [1], позволяющая быть успешным в профессии, а также
преодолевать различные профессиональные кризисы, использовать
индивидуальные ресурсы.
Можно сказать, что совладание с трудными ситуациями и жизнестойкость
являются составляющими «жизнеспособности» человека [11].
Т. Кокс и С. Хобфол под индивидуальными ресурсами понимают
ряд личностных качеств, таких как общая интернальность, высокий уровень
мотивации достижений, высокая самооценка, уверенность в себе (Cox,
1978, Hobfoll, 1988). Указанные качества способствуют сохранению
устойчивости, адаптации психотерапевта. Кроме того, В.М. Ялтонский
и Н.А. Сирота отмечают, что в кризисной ситуации возраст, пол,
интеллект, сила характера тоже выступают в качестве ресурсов (Ялтонский,
Сирота, 2008) [15, с. 229]. К.В. Карпинский отмечает, что
личностными ресурсами являются: уверенность в себе, интеллект и др.
(Diener, Fujita, 1995) [7]. Личностные ресурсы отражают качества
личности, которые позволяют справляться с трудными жизненными
ситуациями.
Неотъемлемой частью жизнеспособности являются личностный рост и
развитие. В связи с этим самоактуализация и связанные с ней
ценностно-смысловые особенности личности, мотивы, особенности
самоотношения и отношения к профессии взаимосвязаны между собой и
составляют интегральную характеристику развития личности —
личностный самоактуализационный потенциал [13; 21], который отражает
жизнеспособность психотерапевта.
Важно отметить, что жизнеспособность не является стабильным свойством
индивида. Это свойство изменяется в зависимости от вида стресса, его
контекста и иных факторов, которые определяются как факторы риска и
защитные факторы. Известно, что жизнеспособность может изменяться со
временем и в разных условиях (Luthar, Cicchetti, Becker, 2000) [11].
Жизнеспособность субъекта труда не только характеризуется
социально-психологическими, культурными и личностными аспектами, но
ещё и связана с психофизиологическими основами личности, определяющими
«жизнедеятельность человека на уровне биологического организма
и индивидуально-типических свойств психики»:
1. |
Свойственная организму человека достаточно высокая приспособляемость
к изменениям в типичной для него природной и социальной среде,
проявляющаяся в сохранности привычного позитивного самочувствия.
|
2. |
Постоянство и идентичность эмоциональных переживаний в однотипных
ситуациях.
|
3. |
Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий,
социальным обстоятельствам и ситуациям» [14].
|
Таким образом, жизнеспособность психотерапевта является полимодальным
феноменом, подразумевающим интеграцию элементов жизнедеятельности
человека.
Важным аспектом жизнеспособности психотерапевта являются
профессиональные ресурсы, являющиеся фактором профессиональной
успешности, результатом способности человека работать с характерными
для этой деятельности ситуациями и их требованиями [16, с. 234].
Уровень реализации психотерапевтом профессиональных знаний, умений,
навыков отражает эффективность как трудовой, так и повседневной
жизнедеятельности. Профессиональные знания оказывают позитивное влияние
на качество жизни психотерапевта в целом. Профессиональные деловые
качества и навыки дополняют и раскрывают индивидуальные ресурсы в
деятельности [Там же. С. 240].
Профессиональные ресурсы включают ресурс контроля стресса, измеряющий
способность предвосхищать проблемные ситуации, осознавать реальные и
возможные стрессы, а также умение контролировать возникающее напряжение.
Кроме того, это ещё и способность управлять собой, подразумевающая
рациональное использование рабочего времени, сохранение баланса между
личной и деловой жизнью и т.п., значимо положительно связанная с
ресурсами уверенности в себе, структурирования, физического здоровья,
физической выносливости, контроля стресса и контроля напряжения
[Там же. С. 238]. Саморегуляция и адекватное формирование
профессиональной нагрузки самим специалистом в профессии психотерапевта
является главной составляющей жизнеспособности и показателем
продуктивности труда.
Стоит отметить очень важную закономерность: «Нереализуемые в
профессиональной деятельности компетенции постепенно начинают
редуцироваться, делая невозможным возвращение к прежней профессии на
высоком уровне профессионализма» (Зеер, Сыманюк, 2005) [Там же.
С. 231], регулярное использование профессиональных навыков
сохраняет жизнеспособность в профессии.
Таким образом, ресурсный потенциал представляет собой взаимодополняющее
сочетание личностных качеств, профессиональных знаний, умений и
возможностей, предоставляемых специалисту внешней средой в качестве
источника ресурсов, а также их активное использование в разнообразных
жизненных и профессиональных ситуациях [Там же. С. 240], что
способно обеспечить реализацию возможностей субъекта труда —
как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом.
Длительное сохранение общей трудоспособности является главным
показателем жизнеспособности долголетних людей именно потому, что в
деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются,
но и воспроизводятся (Ананьева, 2010) [18].
Резюмируя сказанное, отметим, что ресурсы личности специалиста
занимают центральное место в исследовании его жизнеспособности в
профессии.
Проблема жизнеспособности психотерапевтов является малоизученной,
требует дополнительных исследований в рамках психологии труда, где
важным аспектом является экспериментальное изучение жизнеспособности,
о чём пишет в своей работе А.В. Махнач: «Разработка
многошкальных опросников, измеряющих жизнеспособность, позволяет
увидеть измеряемый конструкт как многофакторную структуру»
[12].
В целом жизнеспособность психотерапевтов отражает профессиональные
ресурсы, жизненный опыт и личностные особенности.
В настоящей статье мы лишь кратко отразили структуру
жизнеспособности психотерапевта, её основные аспекты.
Литература
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в
психологии // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. –
Кемерово: Кузбассвузиздат. 2003. – Вып. 2. –
С. 82–90.
2. Арчакова Т.О. Жизнестойкость против факторов
риска [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/articles/d20835.shtml
3. Ахиезер А.С. Жизнеспособность российского
общества [Электронный ресурс]. – URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/737/559/1217/005_Ahiezer.pdf
4. Горобец Н.Л. Профессиограмма деятельности
психотерапевта в контексте интегративного подхода к психотерапии:
автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2008.
5. Глэддинг С. Психологическое консультирование.
– 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.
6. Дмитриенко Е.В. Социально-профессиональная
идентичность психолога-консультанта на разных этапах профессионализации:
автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2010.
7. Карпинский К.В. Смысл жизни и ресурсы его
реализации: к пониманию механизмов личностного кризиса // Психология.
Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9,
№ 4. – С. 3–33.
8. Кондратенко О.А. Психологическая структура
профессиональной жизнеспособности личности // Актуальные вопросы
современной науки. – 2010. – № 16. –
С. 143–151.
9. Лактионова А.И. Структурно-уровневая организация
жизнеспособности человека: метасистемный подход // Личность
профессионала в современном мире / отв. ред. Л.Г. Дикая,
А.Л. Журавлёв. – М.: Изд-во «Институт психологии
РАН», 2013. – С. 109–126.
10. Лактионова А.И., Махнач А.В. Жизнеспособность как
фактор адекватного профессионального самоопределения и социализации //
Социальная психология труда: Теория и практика / отв. ред.
Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – Изд-во «Институт
психологии РАН», 2010. – Т. 1. –
С. 459–477.
11. Махнач А.В. Жизненный опыт и выбор специализации
в психотерапии // Психологический журнал. – 2005. –
Т. 26, № 5. – С. 86–97.
12. Махнач А.В. Жизнеспособность человека: измерение
и операционализация термина // Психологические исследования проблем
современного Российского общества /отв. ред А.Л. Журавлев,
Е.А. Сергиенко. – Изд-во «Институт психологии
РАН», 2013. – С. 54–86.
13. Наличаева С.А. Самоактуализационный потенциал
личности как детерминанта профессионального выгорания педагогов:
автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2011.
14. Науменко Ю.В. Социально-культурные феномены
«здоровье» и «здоровый образ жизни»: сущность
и стратегия формирования // Проблемы современного образования. –
2012, № 6. – С. 151–176.
15. Нестерова А.А. Социально-психологическая концепция
жизнеспособности молодёжи в ситуации потери работы: автореф. дис.
… д-ра психол. наук. – М., 2011.
16. Постылякова Ю.В. Ресурсный потенциал субъекта
профессиональной деятельности // Социальная психология труда: Теория
и практика / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. Изд-во
«Институт психологии РАН», 2010. – Т. 1.
– С. 226–243.
17. Рудина Л.М. Конструкт жизнестойкости в
интерактивном обучении специалистов – психологов в высшей школе
// Высшее образование для XXI века: VI международная науч. конф.,
19–21 ноября 2009 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев.
– М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. – 58 с.
[Электронный ресурс]. – URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/
publications/2009/conf_materials/VI_Higher_Education_for_the_XXI_Century_Section_4.pdf
(дата обращения: 02.04.2015).
18. Рыльская Е.А. Жизнеспособность человека: критерии,
факторы, генезис // Теория и практика общественного развития. –
2013. – Т. 1, № 12. – С. 170–174.
19. Рыльская Е.А. Психология жизнеспособности
человека: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – Ярославль,
2014.
20. Шубникова Е.Г. Теоретические подходы к изучению
структурных компонентов жизнеспособности личности как основы
профилактики зависимого поведения // Российский гуманитарный журнал.
– 2013. – Т. 2, № 1. – С. 14–19.
21. Griffith J.L. Trauma, Torture, and Dissociation
// Torture. – 2013. – Vol. 23, № 1. –
P. 50–51.
22. Hernandez P., Engstrom D., Gangsei D. Exploring
the impact of trauma on therapists: vicarious resilience and
related concepts in training // Journal of Systemic Therapies. –
2010. – Vol. 29, № 1. – P. 67–83.
23. Meichenbaum D. Ways to Bolster Resilience in
Traumatized Clients: Implications for Psychotherapists // Journal of
Constructivist Psychology. – 2014. – Vol. 27(4).
– P. 329–336.
24. Richardson J., Sheean L., Bambling M. Becoming
a psychotherapist or counselor: A survey of psychotherapy and
counseling trainers // Psychotherapy in Australia. – 2009.
– Vol. 16, № 1. – P. 70–80.
25. The Psychotherapist's Own Psychotherapy: Patient
and Clinician Perspectives / ed. by J.D. Geller, J.C. Norcross,
D.E. Orlinsky. – N.Y.: Oxford University Press, 2005.
26. What Therapists Learn from Psychotherapy Clients:
Effects on Personal and Professional Lives / S.L. Hatcher,
A. Kipper-Smith, M. Waddell [et al.] // The Qualitative
Report. – 2012. – Vol. 17. – P. 1–21.
Ссылка для цитирования
УДК 159.923.3
Тарасова Е.В. Структура жизнеспособности психотерапевта // Клиническая
и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон.
науч. журн. – 2016. – N 2 (12)
[Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата
обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|