Модель психологической коррекции эмоций и поведения у матерей
детей с сахарным диабетом в условиях стационара
Коломиец И.Л. (Санкт-Петербург, Россия)
|
Коломиец Ирина Леонидовна
– кандидат психологических наук; кафедра детской
психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ ВПО
«Северо-Западный государственный медицинский университет имени
И.И. Мечникова» Минздрава России, ул. Кирочная, 41,
Санкт-Петербург, 191015, Российская Федерация. Тел.: (812) 303-50-00.
E-mail: irina.kolomiec@szgmu.ru
|
Аннотация.
Изучение влияния соматической болезни на психику больных в целом и
их психологических характеристик является актуальным направлением
исследований в современной клинической психологии. В статье описаны
результаты изучения эмоциональных и поведенческих характеристик
матерей детей с хроническим соматическим инвалидизирующим заболеванием
— сахарный диабет. На основе результатов исследования предложены
задачи и модель психологической коррекции эмоций и поведения.
Ключевые слова:
сахарный диабет; уровень невротизации; копинг-стили; характеристики
воспитания; гештальт-терапия.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Сахарный диабет (СД) у детей характеризуется широкой распространённостью
и ростом заболеваемости, что обусловлено действием неблагоприятных
биологических, психологических и социальных факторов. Все это диктует
необходимость научных исследований в изучении взаимосвязей
соматопсихических факторов как базы для разработки и внедрения в
клиническую практику современных краткосрочных моделей психокоррекции
и психологического сопровождения больного ребенка и его семьи.
Проведенное нами исследование эмоциональных и поведенческих
характеристик матерей детей с СД ориентировано на практику клинического
психолога и спланировано на основе конкретных жалоб и запросов матерей
к нему. Жалобы матерей детей с СД: равнодушие, безразличие, формальное
согласие с требованиями — у детей; хроническая астенизация,
не позволяющая справляться с воспитанием ребенка — у матерей.
Задачей психолога было помочь матерям справиться с хронической тревогой
и напряжением, сформировать у детей положительное отношение к труду,
учебе и будущему.
Результаты исследования невротизации показали, что более чем у 30%
матерей детей с СД — повышенный, высокий и очень высокий риск
невротизации. У матерей здоровых детей такое не отмечено ни в одном
случае. У 80% матерей здоровых детей и только у 22% матерей детей с
СД — очень низкий и низкий уровни невротизации.
У матерей детей с СД уровень невротизации положительно связан с
выраженностью у них проблемно-ориентированного копинг-стиля и с
переживанием ребенком враждебности в семейной ситуации; отрицательно
связан с эмоционально-ориентированным копинг-стилем и воспитательной
неуверенностью матери. Это говорит о том, что чем больше беспокойства
и тревоги испытывает мать, тем чаще она склонна совладать с трудностями
при помощи рационального решения проблем, а ее ребенок переживает
семейную ситуацию как враждебную. Содержательный анализ высказываний
опросника определил характер эмоциональных переживаний матерей детей,
больных СД: это неуверенность в себе, недовольство жизнью, тревога и
страхи на фоне повторяющихся неприятных соматических ощущений.
Результаты исследования копинг-стилей у матерей детей с СД показали
меньшую выраженность, чем у матерей здоровых детей, копинг-стилей
проблемно-ориентированного и ориентированного на избегание стиля, а
также субстилей «отвлечение» и «социальное
отвлечение».
Анализ содержательной стороны копинг-поведения матерей детей с СД
показал, что для них в равной степени характерно: 1) обдумывание
стрессовых ситуаций и осуществление действий по их исправлению;
2) постоянные переживания стрессов без попытки отстранения от
них или отреагирования напряжения на других; 3) низкая
представленность всех стратегий отвлечения. Установлены связи
копинг-стилей матерей с другими психологическими показателями.
Таким образом, было установлено, что для матерей детей с СД, по
сравнению с матерями здоровых детей, характерны: более высокий риск
невротизации; меньшая выраженность в структуре копинг-поведения стилей
проблемно-ориентированного и ориентированного на избегание, субстилей
отвлечения и социального отвлечения. У матерей детей больных СД, в
отличие от матерей здоровых детей, установлены связи между показателями
копинг-стилей, уровнем невротизации и чертами воспитания ребенка.
Результаты проведенного исследования определяют задачи психологической
коррекции:
1. |
Снижение риска невротизации матерей детей с СД через увеличение их
воспитательной компетенции и расширение репертуара копинг-поведения.
|
2. |
Снижение уровня тревожности и переживания неблагополучия в семейной
ситуации у детей с СД и целиакией через оптимизацию материнско-детских
отношений.
|
3. |
Увеличение нормативности реакций в стрессе и вариативности стратегий
копинг-поведения у детей с СД и целиакией с помощью ресурса
материнско-детских отношений.
|
В условиях эндокринологического отделения врач или медицинский
психолог вступает во взаимодействие с матерью и предлагают ей принять
участие в «беседе» (краткосрочной гештальт-терапии) с
целью более конструктивного совладания с психологическими последствиями
хронической болезни ее ребенка.
Предложенная модель отвечает требованиям современности, особенностям
национального и культурного контекста России, на которые обратил
Э.Г. Эйдемиллер. Клиенты легче и с большим доверием воспринимают
психотерапию, которая внешне представляет собой «разговоры»
(Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2010). Мать ребенка с
СД, несомненно, нуждается в психологической помощи, что показывают
результаты проведенного исследования. Когда же ребенок находится в
стационаре, ей особенно остро нужна поддержка. Поэтому от врача,
медсестры, психолога, социального работника и других специалистов,
задействованных в лечении, ей требуется психологическая помощь. Модель
предложена как некая беседа на ряд заданных содержательных тем,
связанных с болезнью и жизнью матери. Эту беседу, следуя этапам, может
осуществить любой заинтересованный специалист.
Разработанная модель включает пять этапов психологического
воздействия. Первый этап — признание матерью ситуации хронического
заболевания у ребенка. Специалист расспрашивает мать о действиях и
усилиях, которые она предпринимает для лечения своего ребенка.
Специалист позитивно переформулирует и озвучивает стратегии, которые
позволяли эффективно совладать с болезнью и ее последствиями.
Второй этап — помощь матери в осознавании ее эмоциональных
переживаний в актуальной ситуации как реакции на ситуацию заболевания
ребенка сахарным диабетом. Специалист фокусирует внимание матери на ее
эмоциональных реакциях, озвучивая эмоции, которые он регистрирует в
процессе наблюдения за матерью.
Третий этап — осознавание матерью своих потребностей.
Специалист называет потребности матери, которые были фрустрированы в
связи с болезнью ребенка, обсуждает возможность их удовлетворения или
добровольного отказа от удовлетворения.
Четвертый этап — осознавание матерью того, как она получает
поддержку и организует самоподдержку. При недостаточной самоподдержке,
показателем которой является высокое значение
эмоционально-ориентированного копинга, задача специалиста заключается
в прояснении тех действий, которые могут поддержать мать при совладании
с ситуацией болезни ребенка. Если мать при решении проблем опирается
на себя (высокий проблемно-ориентированный копинг), специалист помогает
ей совладать со стрессом путем обращения за содействием к другим людям,
поощряет на получение поддержки психолога/врача (формирует копинг
«социальное отвлечение»).
Пятый этап — осуществление новой формы поведения в
организации внутренней и внешней поддержки. Специалист обсуждает с
матерью новую форму поведения, которая в ситуации болезни ребенка
удовлетворяет ее потребности. Посредством усиления у матери
саморегуляции и самоподдержки специалист способствует разрешению
проблемы семьи — конструктивному совладанию с болезнью.
Для иллюстрации использования данной модели рассмотрим клинический
случай.
Биографические данные: мать Анна, 26 лет, среднее специальное
образование, менеджер, замужем. Дочь Елена, 8 лет, ученица 2-го класса
общеобразовательной школы. Диагноз дочери: сахарный диабет 1 типа с 4
лет. Елена пятый раз госпитализирована в эндокринологическое отделение.
У матери определен высокий уровень невротизации, высокие значения
эмоционально-ориентированного копинг-стиля и низкие значения субстиля
«отвлечение». Это свидетельствует о том, что она чрезмерно
эмоционально реагирует на проблемные ситуации. Воспитанию и здоровью
дочери Анна уделяет много времени, сил и внимания, это центральное
дело ее жизни. При этом имеет место фобия утраты ребенка, которая
закономерно возрастает из-за частых госпитализаций и высокого риска
летального исхода. Страх утраты заставляет Анну прислушиваться к любым
пожеланиям ребенка и опекать его. Елене «все можно», даже
если запреты для нее и существуют, она легко их нарушает, зная, что
ей за это ничего не будет.
Следуя разработанной модели, психолог обсудила историю заболевания
ребенка. Обнаружено, что Анна восприняла ситуацию «эмоционально,
винила себя и сильно переживала». Отметим, что в случае
преобладания эмоционально-ориентированного совладания при реализации
модели следует начинать со второго этапа, потом переходить к первому,
а затем вновь возвращаться ко второму. Это требуется для снижения
эмоционального напряжения и гармонизации эмоционального состояния
матери. В связи с этим психолог сфокусировалась на эмоциональных
переживаниях матери — вине и страхе, которые приводили к
более активному выполнению родительской роли по отношению к дочери.
Здесь важным для Анны оказалось признание ее стремления совладать со
сложной ситуацией. Переходя к третьему этапу, психолог сосредоточила
внимание матери на осознавании ее потребностей как важнейшего источника
активности личности и формирования нового поведения. Анна признала,
что нуждается в поддержке, которая может принимать разные формы.
Особо отметила важность поддержки со стороны мужа («пойти
вдвоем куда-нибудь», «муж сходит со мной вместе на прием
к врачу»).
На четвертом и пятом этапах Анна активно обсуждала изменения,
которые она может внести в свою жизнь, и предполагала, кто ей в этом
может содействовать. В обсуждении фигурировали ее муж, дочь, мать.
Все вместе это привело к осмыслению важности новой формы поведения,
отражающей субстиль копинга «социальное отвлечение»
— возможность и необходимость обращаться за социальной
поддержкой.
Психологическое исследование в динамике показало, что в результате
психологической коррекции у Анны снизился уровень невротизации и
увеличились выраженность субстиля совладания «социальное
отвлечение».
Литература
1. Билецкая М.П. Психологические особенности семей
детей с психосоматическими расстройствами и семейная психотерапия //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012.
– N 5(16) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru
(дата обращения: 01.07.2016).
2. Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт-терапия шаг за шагом:
Навыки в гештальт-терапии. – М.: Институт общегуманитарных
исследований. – 2010. – 352 с.
3. Коломиец И.Л. Модели психологической помощи семьям
с соматически больным ребенком: учебное пособие. – СПб.: Изд-во
СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2015. – 40 с.
4. Масколье Г. Гештальт-терапия. Вчера, сегодня,
завтра. Быть собой. – М: Боргес, 2010. – 128 с.
5. Никольская И.М. Клиническая психология семьи:
основные положения // Медицинская психология в России: электрон.
науч. журн. – 2010. – N 4(5) [Электронный ресурс].
– URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 01.07.2016).
6. Практикум по семейной психотерапии: современные
модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов / под ред.
Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Речь, 2010. –
425 с.
7. Робин Ж-М. Быть в присутствии другого: этюды
по психотерапии. – М.: Институт Общегуманитарных исследований,
2008. – 288 с.
8. Самойлова Ю.Г., Кравец Е.Б., Олейник О.А. Роль
психологических факторов в достижении адекватного гликемического
контроля у детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа // Бюллетень
сибирской медицины. – 2010. – № 1. –
С. 97–102.
9. Сахарный диабет: психосоматические аспекты /
П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова [и др.].
– СПб.: СпецЛит, 2010. – 174 с.
10. Сименс Х. Практическое руководство для
гештальттерапевтов. – СПб., 2008. – 168 с.
11. Ширяева Т.Ю., Андрианова Е.А., Сунцов Ю.И.
Динамика основных эпидемиологических показателей сахарного диабета
1 типа у детей в Российской Федерации // Сахарный диабет. –
2010. – № 4. – С. 6–11.
12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и
психотерапия семьи. – СПб., 2009. – 656 с.
13. Adolescent and Parent Motivation for Change
Affects Psychotherapy Outcomes Among Youth With Poorly Controlled
Diabetes / D.A. Ellis, H. Berio, A.I. Carcone [et al.]
// J. Pediatr. Psychol. – January/February 2012. –
Vol. 37(1). – P. 75–84.
14. Jaser S.S., Grey M. A Pilot Study of Observed
Parenting and Adjustment in Adolescents with Type 1 Diabetes and
their Mothers // J. Pediatr. Psychol. – 2010. –
Vol. 35(7). – P. 738–747.
15. Spagnuolo Lobb М. The Now-for-Next. Gestalt
therapy recounted in post-modern society. – Milano, Italy,
2010.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9:316.356.2:616.379-008.64-053.2
Коломиец И.Л. Модель психологической коррекции эмоций и поведения
у матерей детей с сахарным диабетом в условиях стационара // Клиническая
и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон.
науч. журн. – 2016. – N 2 (12)
[Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp
(дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|