О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Динамика когнитивных функций при перфекционистской модели депрессии

Жукова Д.И., Балин В.Д., Джанаева Л.В. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Жукова Дарья Ильинична

Жукова Дарья Ильинична

–  медицинский психолог; СПб ГБУЗ «Городская больница Святого Праведного Иоанна Кронштадтского», ул. Газовый Завод, д. 3, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, 197762, Россия. Тел.: 8(812) 311-44-54.

E-mail: zhukova.daria.linda@gmail.com

Балин Виктор Дмитриевич

Балин Виктор Дмитриевич

–  доктор психологических наук, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии; ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Россия.
Тел.: 8 (812) 328-97-01.

E-mail: viktorbalin@yandex.ru

Джанаева Лариса Вячеславовна

Джанаева Лариса Вячеславовна

–  заведующий неврологическим отделением; СПб ГБУЗ «Городская больница Святого Праведного Иоанна Кронштадтского», ул. Газовый Завод, д. 3, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, 197762, Россия. Тел.: 8(812) 311-39-91.

E-mail: zhukova.daria.linda@gmail.com

 

Аннотация. Исследование помогает проследить связь перфекционизма с депрессией, а также рассмотреть феномен перфекционизма с позиций теории мотивации достижения, соотнести это понятие с более традиционными (мотив «стремление к успеху», мотив «избегания неудачи»; уровень притязаний, защитные тактики целеполагания).

Ключевые слова: перфекционизм; депрессия; когнитивные функции; мотивация достижения.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В последнее десятилетие в зарубежной клинической психологии и психиатрии интенсивно дискутируется связь депрессивного реагирования с «перфекционизмом», дисфункциональной личностной чертой, стремлением личности устанавливать чрезмерно высокие стандарты и, как следствие, — невозможностью испытывать удовлетворение от результатов. Теоретические разработки в этой области были сделаны в середине прошлого столетия социальными психоаналитиками Horney K. и Adler A. В настоящее время такие ученые, как Beck A., Blatt S., Quinlan D., Hewitt P., Flett G., Frost R., Heinberg R., Холмогорова А.Б. и Гаранян Н.Г., убеждены в том, что чрезмерное стремление к совершенству сопряжено с хроническим субъективным дискомфортом, высоким риском психических расстройств и сниженной продуктивностью деятельности [6; 7; 15].

Популяционные исследования и немногочисленные исследования перфекционизма в клинических выборках продемонстрировали его связь с расстройствами аффективного спектра: депрессиями, тревожными расстройствами, нарушениями пищевого поведения [5; 7; 15]. В исследованиях студенческой популяции выявлена связь перфекционизма с переживаниями безнадежности и суицидальной готовностью [15]. В работах Sadler C. и Sacks L. продемонстрировано деструктивное влияние перфекционизма на продуктив-ность деятельности, установлена его тесная связь с избегающим поведением в форме прокрастинации — то есть откладывания начала деятельности [6; 7]. По данным многолетней программы Национального института психического здоровья США, сравнивающей эффективность трех видов краткосрочного лечения депрессии, дисфункциональная личностная черта — перфекционизм — обозначена как «главный деструктивный фактор, снижающий эффективность лечения» [15].

Изучение феноменологии перфекционизма может производиться различными путями, но перфекционистские установки всегда сопряжены с личностью человека, с его «Образом Я». На сегодняшний день нет однозначности при выделении составляющих и факторов перфекционизма, большую полемику вызывают также инструменты, тестирующие различные параметры и формы перфекционизма. В нашей работе мы рассматриваем автобиографическую память (АП) как особую психическую составляющую, позволяющую обратиться к опыту личности, тесно связанную с «Образом Я» и позволяющую в связи с этим стать опорой для исследования генеза и стабилизации перфекционистских установок.

Доказано, что структурно-функциональной единицей организации материала в АП является «автобиографическое событие», выступающее в зависимости от целей и условий воспроизведения в различных формах: «яркий момент жизни — эпизод», «важное событие жизни» (и его особый вариант — «переломное событие»), «характерное для личности событие», «жизненный период», «личностная эпоха» [3; 4; 11; 14; 13]. Таким образом, можно не только проследить связь перфекционизма с депрессией, но и рассмотреть феномен перфекционизма с позиций теории мотивации достижения, соотнести это понятие с более традиционными (мотив «стремление к успеху», мотив «избегания неудачи»; уровень притязаний, защитные тактики целеполагания).

Клинические наблюдения показывают, что лицам с высоким уровнем перфекционизма присущи выраженный страх пред ошибкой и неудачей, пре-имущественная ориентация на блестящий результат при невозможности по-лучать удовольствие от процесса деятельности, что позволяет предположить доминирование мотива избегания неудачи и активацию защитных тактик целеполагания [12]. Важный пробел зарубежных исследований перфекционизма заключается в отсутствии экспериментальных подходов к анализу этого феномена. Важно также отметить, что особое значение перфекционистские установки приобретают в критические периоды жизни человека, при планировании будущего, что определило выбор нами лиц юношеского возраста в качестве исследуемой группы. Таким образом, мы полагаем необходимым изучение особенностей автобиографической памяти у лиц юношеского возраста с высоким уровнем перфекционизма.

Проблема исследования: каковы особенности автобиографической памяти у лиц юношеского возраста с высоким уровнем перфекционизма?

В контексте обозначенной нами проблемы исследования нами были сформулированы гипотезы:

Гипотеза 1: Для склонных к депрессии лиц юношеского возраста характерен высокий уровень перфекционизма.

Гипотеза 2: У лиц юношеского возраста с высоким уровнем перфекционизма и склонностью к депрессии имеются особенности автобиографической памяти, касающиеся образа собственного «Я», идеального «Я» и Другого, и иные перцептивные искажения, типичные для пациентов с клинической депрессией. Также данным лицам присущи неразвитые, примитивные механизмы психологической защиты.

Гипотеза 3: Перфекционистские установки у лиц юношеского возраста являются результатом искажения в структуре мотивации и фрустрации иных неудовлетворенных потребностей.

С целью проверки сформулированных нами гипотез было использовано 4 методики:

1) опросник депрессивности Бека А. (Beck Depression Inventory-BDI);

2) опросник перфекционизма  Гаранян Н.Г., Холмогоровой А.Б.;

3) автобиографическое интервью Нурковой В.В.;

4) метод экспертной оценки рассказов.

Наше исследование проводилось на базе неврологического отделения СПб ГБУЗ «Городской больницы Святого Праведного Иоанна Кронштадтского». Первоначально в исследовании принимало участие 140 человек в возрасте 17—18 лет. Из них было отобрано в основную группу 30 человек с высоким уровнем перфекционизма и 10 человек — в контрольную группу с низким уровнем перфекционизма.

Обработка полученных результатов выполнена с помощью пакета статистических программ SPSS for Windows, Standard Version 19.0, Copyright SPSS Inc., 2010.

Задача нынешнего исследования и метода экспертной оценки автобиографических рассказов заключается в обосновании правильности нарративного подхода и доказательстве необходимости его дальнейшей разработки. Идея вынесения проблемы вовне (экстернализация) позволяет воплотить «шаловливый подход к серьезным проблемам» — таким, как страхи, навязчивые состояния, анорексия, тревога и т.д. Экстернализация позволяет если не полностью избавиться от стыда и чувства вины, связанных с проблемой, то, по крайней мере, ослабить их. В результате человеку становится проще взять ответственность за собственную жизнь, почувствовать себя вправе выбирать предпочитаемое направление развития. Человек чувствует себя знающим, начинает лучше осознавать себя и свою позицию по отношению к жизни, к проблеме и её последствиям, к социальным предписаниям.

Однако нарративный подход отнюдь не исчерпывается экстернализацией. Нарративный подход — это больше, чем просто набор техник. Это мировоззрение; заняв соответствующую позицию, можно изобретать новые техники в соответствии с требованиями контекста [2]. Благодаря полученным данным мы разработали программу комплаенс-психотерапии для оказания психологической помощи лицам с высоким уровнем перфекционизма в преодолении душевного и психосоматического страдания, чувства вины, реакций агрессии, гнева и т.д., с целью их социально-психологической адаптации.

Предваряя обсуждение результатов по предложенной схеме, заметим, что испытуемых, относящихся к основной группе, мы определили как личностей с высоким уровнем депрессии.

После обработки диагностических данных, полученных в ходе эмпирического изучения личностной сферы лиц юношеского возраста, мы перешли к количественному и качественному анализу полученных результатов.

Некоторые авторы [1; 8; 9; 10], проведя анализ автоматических мыслей депрессивных пациентов и стоящих за ними убеждений, пришли к выводу, что требования, предъявляемые к себе этими людьми, крайне высоки и ригидны, и перфекционизм входит в симптоматику страдающих депрессией лиц. На основании этих данных мы предположили, что, возможно, существует статистически значимая связь между проявлением депрессии и перфекционизмом. Проведя корреляционный анализ результатов, полученных в указанных выше опросниках, мы получили следующие данные, отраженные в таблице 1, где шкалы опросника перфекционизма обозначены под следующими номерами:

1. 

Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания

2. 

Завышенные притязания и требования к себе

3. 

Высокие стандарты при ориентации на полюс самых успешных

4. 

Селектирование информации о неудачах

5. 

Поляризованное мышление («все или ничего»)

6. 

Контроль над чувствами

7. 

Чрезмерные требования к другим людям

 

Таблица 1

Взаимосвязь депрессии (опросник Бека) и перфекционизма (опросник перфекционизма Гаранян Н.Г., Холмогоровой А.Б.) у лиц юношеского возраста 17—18 лет

Примечание: корреляция значима на уровне 0,01; rs ≥ 0,31 (коэффициент Спирмена).

 

Данные таблицы 1 свидетельствуют о существовании статистически достоверной корреляции общего показателя перфекционизма с показателями депрессии. Это говорит о том, что лица юношеского возраста, имеющие умеренную и ярко выраженную депрессивную симптоматику, одновременно могут быть определены как лица, обладающие чертами перфекционизма.

Между отдельными параметрами перфекционизма и депрессией также выявлены множественные корреляционные связи. Самые высокие корреляционные связи фиксируются между депрессией и такими когнитивными показателями перфекционизма, как восприятие людей как делегирующие высокие требования, селектирование информации о неудачах, поляризованное мышление, высокие стандарты при ориентации на полюс самых успешных, контроль над чувствами. Кроме того, было выявлено отсутствие корреляции между депрессией и показателями: завышенные притязания и требования к себе и чрезмерное требование к другим людям.

Автобиографический подход в изучении случая предоставляет возможность лучше понять внутренний мир человека, а в нашем исследовании дает возможность изучить механизмы стабилизации депрессивного состояния у лиц юношеского возраста с высоким уровнем перфекционизма.

Всего обрабатывалось 120 протоколов опроса: 90 протоколов автобиографических рассказов испытуемых с высоким уровнем перфекционизма и 30 протоколов автобиографических рассказов испытуемых с низким уровнем перфекционизма. По результатам обработки экспертной оценки автобиографических рассказов в основной и контрольной группах были подсчитаны совпадения. Полученные в результате упорядочивания «сырых» данных значения для всех показателей были переведены в проценты и представлены в сводной таблице.

«Образ Я» лиц юношеского возраста с высоким уровнем перфекционизма в своей концептуальной части очень нечёток, неуловим, ситуативен, содержит фрагментарные, необъединённые части, как в зеркале отражающие разнообразные внешние факторы, события, границы «Я» размыты, нет достаточной автономности. Так как «Я» — это тоже представитель сверхзначимого, аффективно насыщенного и потому искажённого, зыбкого мира социальных объектов, то к нему тоже относится большинство вышеназванных типов реакций и параметров. Имеет место не только неустойчивость, ситуативность самооценок, но и нестабильность самих шкал и параметров самооценивания, и такая флуктурирующая система не позволяет сформировать никакой интегрированной и иерархизированной концепции (ни в области знания о своих качествах, ни во внутренней картине болезни, ни в оценке себя как коммуницирующего объекта).

В то же время наблюдаются отдельные, спорадически возникающие, довольно точные и дифференцированные оценки, осознания отдельных сторон и моментов, но совершенно без зрелой интеллектуальной переработки, поэтому порождающие интенсивную тревогу и страх, шоковые реакции, а отсюда — симптоматику вегетативного ряда или социальные фобии. Понятно, что постэффектом такого рода «осознаний» является еще более значительное последующее вытеснение проблем. Лица юношеского возраста с высоким показателем перфекционизма испытывают широкий спектр негативных эмоций, не только печали, депрессии, страха и тревоги, но и вины, враждебности, неудовлетворенности собой.

С этой аффективной основой связано множество других проявлений — негативные когниции, склонность к соматическому дистрессу, негативным оценкам себя и других. С негативной аффективностью тесно связаны другие личностные характеристики — низкая выносливость, пессимизм, низкая самооценка и склонность хронически переживать неудовлетворенность работой и жизнью в целом. Ощущения бессилия и беспомощности возникают от чувства досады, возникающего каждый раз из-за невозможности достичь желаемой цели, и от потери времени, которое уходит на достижение идеального результата.

Изначально предъявляя к себе высокие требования и позиционируя себя как совершенных личностей или создателей идеальных творений, личности с высоким уровнем перфекционизма испытывают чувство стыда и затруднения в ситуации, когда другие люди видят, что они не дотягивают до собственных манифестируемых ранее стандартов. Собственное «Я» они воспринимают полярно: либо как совершенно хорошее, либо как плохое — понятие «достаточной хорошести» им незнакомо. Дифференцированность «Образа Я» — средняя или низкая, чуть более дифференцировано восприятие социальных объектов, но признаки диффузности и нечёткости сохраняются.

Отдельно стоит рассмотреть параметр границ «Я» и мира. Граница «Я» и мира нечётка и размыта. У испытуемых, безусловно, преобладает эгоцентрическая позиция, фиксация на собственной персоне, своих побуждениях, импульсах, реакциях, транзиторных переживаниях, собственном видении объективной реальности, трактуемой как вторичная и менее существенная. Отсюда мы полагаем точным утверждение, что именно внешний мир, его восприятие и образ скорее подвергаются субъективным искажениям, и большая активность, самопрезентация «Я» в мире идут по типу «навязывания» себя ему, доминирует позиция восприятия «мир-в-присутствии-Я» со смешением, неразведением пластов личностных смыслов и значений и с неправомерным расширением «Образа Я», буквально «вторгающегося» в мир.

И тем не менее такое вторжение и социальная включенность незрелы, непоследовательны, транзиторны, так как истинно внутренне богатое и аутохтонное «Я» здесь не сформировано, любая случайная эмоция «захватывает» все «Я», определяя большинство его проявлений, и это подтверждает существование на неосознаваемом, глубинном и скрытом уровне пустоты, незаполненности и дефицитарности «Я».

У большинства лиц юношеского возраста с высоким уровнем перфекционизма отсутствует четкое представление желаемого, нет четкого спектра эмоциональных составляющих, сопровождающих цели и смыслы личности, ее потребности и поведение в целом. Нереалистичные идеалы, которые лица юношеского возраста с высоким уровнем перфекционизма ставят перед собой, в случае достижения этих идеалов дают возможность испытывать чувство огромного уважения к себе, в случае же провала возникает ощущение собственной дефектности и непоправимости произошедшего.

Фактически речь идет о нарциссической составляющей личности, и поэтому лица с высоким уровнем перфекционизма решают свои проблемы, связанные с самоуважением и самооценкой, за счет других — совершенных, по их мнению, людей. Они чувствуют себя великими, идентифицируясь с теми, «кто не может ошибаться». Некоторые лица с высоким уровнем перфекционизма всю жизнь идеализируют кого-либо, а потом, обнаружив несовершенство, свергают обожаемый объект с пьедестала. Недостижимые идеалы создаются исключительно для того, чтобы компенсировать дефект в собственном «Я», подобное перфекционистское решение весьма разрушительно, так как никто и ничто не может быть абсолютно совершенным. Изначально провальная стратегия заканчивается тем, что «Я» опять обесценивается.

Отношения с «Другим» строятся на уровне поведения, поверхностного взаимодействия, непоследовательны, часто демонстративны, также по типу экспансивного навязывания себя в партнеры по общению. «Другой» необходим для «Я», поскольку даёт ему любовь, поддержку, возможность самопроявления, ощущения своей значимости, при этом «Образ Другого» обезличен, непроработан, сливается иногда с «Образом Я», сам «Другой» — есть не что иное как объект удовлетворения внутреннего запроса «Я» на эмоциональное донорство, отношение к нему сугубо потребительское, аэтическое, без истинной эмпатии. Слабость и зависимость «Я», внутренняя опустошённость и дефицитарность — тому причины, а следствие — неполноценность контакта, манипуляторство (ибо вне «Другого» — одиночество, смерть).

Основной запрос здесь также на аффиляцию, симбиотический контакт, но этот запрос вытесняется, подменяется другими, более социализированными формами взаимодействия. Последние не вполне эффективны (в плане удовлетворения базовой потребности), поэтому число контактов максимально расширяется, в качестве их основы годятся любые формы активности — от профессиональной деятельности до собственной болезни, — и все они могут использоваться как способ манипулирования для получения потребного позитивного отношения, донорства и опеки.

Испытуемые склонны отчетливо проявлять отрицательное отношение к людям, стремление нанести им вред, причинить серьезные неприятности. Наряду с этим присутствует постоянное стремление находиться рядом с «Другим», сверхценное к нему отношение и предъявление завышенных требований к «Другому». Ранее мы отмечали, что Blatt S. признает существование интерперсонального аспекта перфекционизма как чрезмерные требования к другим и завышенные ожидания от них, предполагая, что именно он служит источником переживания гнева в межличностных отношениях.

Сравнение себя со сверхуспешными индивидами приводит к недовольству собой, а наряду с этим — к мучительной зависти. Субъективное ощущение того, что окружающие люди ждут очень многого, присуще многим испытуемым в нашей группе, имеющим выраженную степень перфекционизма. Зачастую оно сигнализирует о себе страхом несоответствия положительным представлениям других людей о себе, постоянным предвкушением публичного разоблачения. По мнению американского психотерапевта Clance P., данная характеристика присуща многим талантливым и много работающим перфекционистам. Она обозначила этот параметр перфекционизма как «феномен обманщика» (Impostor Phenomenon).

У большей части испытуемых юношеского возраста с высоким уровнем перфекционизма необходимостью для нормального существования и развития является постоянный поиск одобрений или разубеждений со стороны других людей в постоянном доказательстве своей «нормальности». Потребность в заботе и опеке со стороны других, потребность в защите, безопасности, потребность в аффилиации, потребность нравиться, быть совершенной и потребность в признании необходимы для оценивания качества собственного «Я» указывают на значительно заниженную самооценку.

Завершение неприятной деятельности, нацеленность на сверхуспешность в деятельности проявляется в чрезмерно длительном размышлении перед принятием решения. Альтернативой перечисленному может стать стратегия стойкого избегания ситуаций, где индивид ожидает от себя соответствия завышенным стандартам, — «паралич деятельности». Одной из наиболее распространенных форм избегающего поведения служит так называемая прокрастинация (procrastination) — откладывание начала деятельности в силу желания выполнить его совершенно, что делает это начало тяжелым и неприятным. Другой формой избегающей стратегии может стать прерывание деятельности, незавершение задания из-за опасений, что оно не будет удовлетворять перфекционистским требованиям.

На основании анализа изучения особенностей автобиографической памяти у лиц юношеского возраста с высоким уровнем перфекционизма можно сделать следующие выводы:

1. 

В исследуемой выборке лиц юношеского возраста обнаружена значимая корреляционная связь между депрессией и различными параметрами перфекционизма. Таким образом, можно считать доказанным значение перфекционистских установок для возникновения депрессивных расстройств в юношеском возрасте.

2. 

«Образ Я» у лиц юношеского возраста с высоким уровнем перфекционизма в своей концептуальной части очень нечёток, неуловим, ситуативен, содержит фрагментарные, необъединённые части, как в зеркале отражающие разнообразные внешние факторы, события, границы «Я» размыты, нет достаточной автономности.

3. 

«Я-идеальное» у лиц юношеского возраста с высоким уровнем перфекционизма — непроработанное, неиерархизированное, состоящее из разнородных и подчас противоречивых фрагментов, почему идеалы, которые данные лица ставят перед собой, нереалистичны, чреваты фрустрациями, повышают вероятность негативных аффективных переживаний.

4. 

«Образ Другого» у лиц юношеского возраста с высоким уровнем перфекционизма обезличен, непроработан, сливается иногда с «Образом Я», сам «Другой» — есть не что иное как объект удовлетворения внутреннего запроса «Я» на эмоциональное донорство, отношение к нему сугубо потребительское, аэтическое, без истинной эмпатии.

5. 

Ведущей потребностью лиц юношеского возраста с высоким уровнем перфекционизма является запрос на аффиляцию, симбиотический контакт. При этом в качестве значимых и ярких событий у лиц с высоким уровнем перфекционизма выступают события младшего школьного, подросткового и юношеского возраста, связанные с переживанием успеха и неуспеха. Можно утверждать противоречивый характер мотивации и компенсаторную роль стремления к успеху и признанию, призванных смягчить переживания фрустрации базовой аффилятивной потребности.

6. 

Для исследованной выборки характерно отсутствие субъективного переживания успеха из-за полярных, недифференцированных суждений о результатах собственной деятельности. Неуспех в достижении поставленной цели преувеличивается, успех — обесценивается или приписывается внешним, не зависящим от испытуемого обстоятельствам.

7. 

В качестве механизма перцептивного искажения у лиц с высоким уровнем перфекционизма выявлено негативное селектирование — преимущественная сосредоточенность на неудачах и ошибках при игнорировании реальных удач и достижений. Когнитивные процессы, обеспечивающие социальное взаимодействие лиц исследованной группы, пронизаны, наполнены нестабильными переживаниями, проекциями внутренних переживаний и, соответственно, многочисленными субъективными искажениями.

8. 

Среди механизмов психологических защит доминируют незрелые — проекция, вытеснение и отрицание некоторых важных реальностей, многочисленные и взаимоисключающие идентификации, — а также используется дистанцирование, отказ от активности, аутоинфантилизация и аутоинвалидация в предвидении неуспеха, иногда есть признаки расщепления и прожективной идентификации при восприятии других людей.

Полученные эмпирические результаты могут быть использованы психотерапевтами и практикующими психологами в консультативной и психологической помощи.

 

Литература

1.   Бек А. Когнитивная терапия депрессий // Московский психотерапевтический журнал. – 1996. – № 3. – С. 69–92.

2.   Бек A., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

3.   Василевская К.Н. Автобиографическая память и перелом судьбы: разрушение или формирование? // Материалы секции «Психология» Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». – М.: СНПО факультета психологии МГУ, 2002. – С. 155–156.

4.   Василевская К.Н., Нуркова В.В. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации // Вопросы психологии. – 2003. – № 5. – С. 93–102.

5.   Депрессия как фактор соматизации и социальной дезадаптации / О.П. Вертоградова, Т.B. Довженко, В.H. Степанов [и др.] // Социальная и судебная психиатрия: история и современность. – М.: MHИИ судебной и социальной психиатрии им. В.П. Сербского. – 1996. – С. 104–106.

6.   Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор) // Терапия психических расстройств. – 2006. – № 1. – С. 130.

7.   Гаранян Н.Г., Васильева М.В., Юдеева Т.Ю Личностные установки больных депрессией как контртерапевтические факторы лечебного процесса // Современные тенденции организации психиатрической помощи: клинические и социальные аспекты: материалы Российской конференции, Москва, 5–7 октября 2004 г. – М., 2004. – С. 137.

8.   Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: в 2 т. / пер. с англ. – M.: Медицина, 2002.

9.   Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. – M.: Класс, 2000, 464 с.

10.   Кохут Х. Восстановление самости. – М.: Когито-Центр, 2002. – 316 с.

11.   Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. – 1992. – № 2. – С. 21–29.

12.   Малейчук Г.И. Идентичность ранней юности. Клинико-феноменологический подход: монография. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2001. – 126 с.

13.   Conway M.A. On bias in Autobiographical Recall: Retrospective Adjustments Following Disconfirmed Expectations // Journal of Social Psychology. – 1990. – Vol. 130. – P. 183–189.

14.   Dalla B.G., Cipolotti L., Denes G. Autobiographical memory loss and confabulation in Korsakoff's syndrome: a case report // Cortex. – 1990 Dec. – Vol. 26(4). – P. 525–534.

15.   Hamilton T.K., Schweitzer R.D. The cost of being perfect: perfectionism and suicide ideation in university students // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. – 2000. – Vol. 34(5). – P. 829–835.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:616.895.4

Жукова Д.И., Балин В.Д., Джанаева Л.В. Динамика когнитивных функций при перфекционистской модели депрессии // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2016. – N 3 (13) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player