О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

 

80 лет
доктору медицинских наук, профессору Людвигу Иосифовичу Вассерману

 

Редакция журнала «Клиническая и медицинская психология: исследования, образование, практика» сердечно поздравляет с юбилеем профессора Л.И. Вассермана — ведущего специалиста в области медицинской психологии, внесшего и продолжающего вносить огромный вклад в развитие этой научной отрасли как ученый-исследователь, организатор, учитель и наставник.

Людвиг Иосифович — доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, ведущий научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психодиагностики Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, председатель проблемной комиссии «Нейропсихология» Межведомственного научного Совета по проблемам развития, обучения и нейрореабилитации, заместитель председателя проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН, один из авторитетнейших ученых в российской психологии.

Являясь непосредственным учеником Владимира Николаевича Мясищева, Людвиг Иосифович принадлежит к блестящей плеяде исследователей, стоявших у истоков отечественной медицинской психологии — её Ленинградской / Санкт-Петербургской школы, становление которой происходило в стенах Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. В этом смысле Людвиг Иосифович не только непосредственный создатель, но и носитель уникальной научной традиции, что не может не ощущать любой, кто соприкасается с Людвигом Иосифовичем по вопросам профессии. Это научная школа! Бескомпромиссное требование фундаментальности и глубины, самое серьезное отношение к научному поиску и осмыслению фактов. Трансляция подобного отношения — несомненная заслуга Людвига Иосифовича, объединяющая собой его конкретные научные достижения, на полное раскрытие которых формата статьи, очевидно, недостаточно. Существенен и неоспорим вклад Людвига Иосифовича в развитие отечественной нейропсихологии, медицинской психодиагностики, психологии соматического больного. Людвиг Иосифович — ведущий специалист в области нейропсихологии, создатель научного направления — нейропсихология в эпилептологии — разработанного им при подготовке докторской диссертации «Структура и механизмы нарушений психических функций и личности при фокальной эпилепсии» (1989 г.) и развиваемого по настоящее время. Тематика научных работ Людвига Иосифовича охватывает также вопросы теории и методологии в сфере медицинской психодиагностики (включая компьютерную психодиагностику), проблемы психической адаптации и качества жизни личности в стрессогенных ситуациях, условиях болезни, напряженной профессиональной деятельности, социальной фрустрированности и т.д.

Идейным контекстом всех работ Людвига Иосифовича является привнесение личностного подхода в решение актуальных проблем медицины, соединение естественнонаучной строгости и прагматизма с безусловным вниманием к переживаниям и ценностям конкретного человека. И это вполне закономерно, учитывая то, что Людвиг Иосифович — врач и дипломированный психолог. По окончании Первого Ленинградского медицинского института имени И.П. Павлова в 1961 году Людвиг Иосифович работал врачом «скорой помощи», затем прошел специализацию по психиатрии, а в 1962 г. поступил на отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета, причем еще в процессе обучения был принят Владимиром Николаевичем Мясищевым в аспирантуру по медицинской психологии Института им. В.М. Бехтерева, где в дальнейшем прошел путь от аспиранта, младшего, старшего научного сотрудника до руководителя психологической лаборатории.

Многолетний опыт научно-исследовательской деятельности Людвига Иосифовича обобщен им более чем в 200 публикациях: в целом ряде монографий, методических рекомендаций и практических руководств, ставших настольными книгами медицинского психолога. Среди них «Методы нейропсихологической диагностики» (в соавт., СПб., 1997), «Психологическая диагностика и новые информационные технологии» (в соавт., СПб., 1997), «Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение» (в соавт., СПб.-М., 2003), «Совладание со стрессом: теория и психодиагностика» (в соавт., СПб., 2010), «Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике» (в соавт., СПб., 2011).

Отдельного внимания заслуживает коллективная монография «Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности» (СПб., 2014), отразившая результаты многолетних научных исследований, опыт создания, апробации и использования методик психологической диагностики, находящих сегодня широкое применение в медико-психологической практике. Значительная часть их («Уровень социальной фрустрированности», «Тип поведенческой активности», «Тип отношения к болезни», «Интегративный тест тревожности», «Семантический дифференциал времени», «Индекс жизненного стиля», «Стратегии совладающего поведения», «Опросник невротических расстройств», «Невротические черты личности» и др.) была разработана либо адаптирована под научным руководством Людвига Иосифовича в лаборатории клинической психологии и психодиагностики Психоневрологического института, руководителем которой он являлся почти три десятилетия — с 1984 по 2012 годы. Методические рекомендации, вышедшие из лаборатории, имеют несомненный и общепризнанный знак качества, и во многом это заслуга Людвига Иосифовича с его научным педантизмом, конструктивной требовательностью и удивительным организационным талантом.

Эти качества отличают Людвига Иосифовича и как педагога, научного руководителя, научного консультанта. Под руководством Людвига Иосифовича подготовлены и защищены 7 докторских и 44 кандидатских диссертаций, более 45 лет он преподает в Ленинградском (ныне Санкт-Петербургском) государственном университете, пользуясь безмерным уважением среди коллег, студентов и аспирантов. Многие годы Людвиг Иосифович также участвует в разработке образовательных программ (включая государственный стандарт), а также программ профессиональной переподготовки и усовершенствования в области медицинской психологии.

Удивителен педагогический стиль Людвига Иосифовича: он сочетает демократичность, интеллигентную доброжелательность, тонкий юмор и непринужденность, почти отеческую теплоту со строгостью, требовательностью, порой категоричностью. Это, видимо, и отличает поистине мудрого наставника, Учителя с большой буквы. Быть учеником Л.И. Вассермана — безусловно почетно, но и ко многому обязывает. Это хорошо знают все, кому посчастливилось выполнять научную работу и профессионально развиваться под руководством дорогого профессора. Для учеников и коллег Людвиг Иосифович всегда будет примером самоотдачи и ориентированности на высшие стандарты в профессии, научной принципиальности и творческой неутомимости, неизменных бодрости духа и энергичности.

Редакция журнала от души желает дорогому юбиляру сохранить эти ценные качества для всех нас — тех, кому небезразлична судьба отечественной медицинской (клинической) психологии, поскольку она, бесспорно, определяется деятельным присутствием в ней ярких личностей и носителей подлинной научной традиции.

 

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player