80 лет доктору медицинских наук,
профессору Людвигу Иосифовичу Вассерману
Редакция журнала «Клиническая и медицинская психология:
исследования, образование, практика» сердечно поздравляет с
юбилеем профессора Л.И. Вассермана — ведущего специалиста в
области медицинской психологии, внесшего и продолжающего вносить
огромный вклад в развитие этой научной отрасли как ученый-исследователь,
организатор, учитель и наставник.
Людвиг Иосифович — доктор медицинских наук, профессор,
профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии
Санкт-Петербургского государственного университета, ведущий научный
сотрудник лаборатории клинической психологии и психодиагностики
Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического
института им. В.М. Бехтерева, председатель проблемной комиссии
«Нейропсихология» Межведомственного научного Совета
по проблемам развития, обучения и нейрореабилитации, заместитель
председателя проблемной комиссии «Медицинская психология»
РАМН, один из авторитетнейших ученых в российской
психологии.
Являясь непосредственным учеником Владимира Николаевича Мясищева,
Людвиг Иосифович принадлежит к блестящей плеяде исследователей,
стоявших у истоков отечественной медицинской психологии — её
Ленинградской / Санкт-Петербургской школы, становление которой
происходило в стенах Психоневрологического института им.
В.М. Бехтерева. В этом смысле Людвиг Иосифович не только
непосредственный создатель, но и носитель уникальной научной традиции,
что не может не ощущать любой, кто соприкасается с Людвигом Иосифовичем
по вопросам профессии. Это научная школа! Бескомпромиссное требование
фундаментальности и глубины, самое серьезное отношение к научному
поиску и осмыслению фактов. Трансляция подобного отношения —
несомненная заслуга Людвига Иосифовича, объединяющая собой его
конкретные научные достижения, на полное раскрытие которых формата
статьи, очевидно, недостаточно. Существенен и неоспорим вклад Людвига
Иосифовича в развитие отечественной нейропсихологии, медицинской
психодиагностики, психологии соматического больного. Людвиг Иосифович
— ведущий специалист в области нейропсихологии, создатель
научного направления — нейропсихология в эпилептологии —
разработанного им при подготовке докторской диссертации
«Структура и механизмы нарушений психических функций и
личности при фокальной эпилепсии» (1989 г.) и развиваемого по
настоящее время. Тематика научных работ Людвига Иосифовича охватывает
также вопросы теории и методологии в сфере медицинской психодиагностики
(включая компьютерную психодиагностику), проблемы психической адаптации
и качества жизни личности в стрессогенных ситуациях, условиях болезни,
напряженной профессиональной деятельности, социальной фрустрированности
и т.д.
Идейным контекстом всех работ Людвига Иосифовича является привнесение
личностного подхода в решение актуальных проблем медицины, соединение
естественнонаучной строгости и прагматизма с безусловным вниманием к
переживаниям и ценностям конкретного человека. И это вполне закономерно,
учитывая то, что Людвиг Иосифович — врач и дипломированный
психолог. По окончании Первого Ленинградского медицинского института
имени И.П. Павлова в 1961 году Людвиг Иосифович работал врачом
«скорой помощи», затем прошел специализацию по психиатрии,
а в 1962 г. поступил на отделение психологии философского
факультета Ленинградского государственного университета, причем еще
в процессе обучения был принят Владимиром Николаевичем Мясищевым в
аспирантуру по медицинской психологии Института им. В.М. Бехтерева,
где в дальнейшем прошел путь от аспиранта, младшего, старшего научного
сотрудника до руководителя психологической лаборатории.
Многолетний опыт научно-исследовательской деятельности Людвига
Иосифовича обобщен им более чем в 200 публикациях: в целом ряде
монографий, методических рекомендаций и практических руководств,
ставших настольными книгами медицинского психолога. Среди них
«Методы нейропсихологической диагностики» (в соавт.,
СПб., 1997), «Психологическая диагностика и новые
информационные технологии» (в соавт., СПб., 1997),
«Медицинская психодиагностика: теория, практика и
обучение» (в соавт., СПб.-М., 2003), «Совладание со
стрессом: теория и психодиагностика» (в соавт., СПб., 2010),
«Психологическая диагностика и коррекция в соматической
клинике» (в соавт., СПб., 2011).
Отдельного внимания заслуживает коллективная монография
«Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы
и личности» (СПб., 2014), отразившая результаты многолетних
научных исследований, опыт создания, апробации и использования методик
психологической диагностики, находящих сегодня широкое применение в
медико-психологической практике. Значительная часть их
(«Уровень социальной фрустрированности», «Тип
поведенческой активности», «Тип отношения к болезни»,
«Интегративный тест тревожности», «Семантический
дифференциал времени», «Индекс жизненного стиля»,
«Стратегии совладающего поведения», «Опросник
невротических расстройств», «Невротические черты
личности» и др.) была разработана либо адаптирована под научным
руководством Людвига Иосифовича в лаборатории клинической психологии
и психодиагностики Психоневрологического института, руководителем
которой он являлся почти три десятилетия — с 1984 по 2012 годы.
Методические рекомендации, вышедшие из лаборатории, имеют несомненный
и общепризнанный знак качества, и во многом это заслуга Людвига
Иосифовича с его научным педантизмом, конструктивной требовательностью
и удивительным организационным талантом.
Эти качества отличают Людвига Иосифовича и как педагога, научного
руководителя, научного консультанта. Под руководством Людвига
Иосифовича подготовлены и защищены 7 докторских и 44 кандидатских
диссертаций, более 45 лет он преподает в Ленинградском (ныне
Санкт-Петербургском) государственном университете, пользуясь безмерным
уважением среди коллег, студентов и аспирантов. Многие годы Людвиг
Иосифович также участвует в разработке образовательных программ
(включая государственный стандарт), а также программ профессиональной
переподготовки и усовершенствования в области медицинской психологии.
Удивителен педагогический стиль Людвига Иосифовича: он сочетает
демократичность, интеллигентную доброжелательность, тонкий юмор и
непринужденность, почти отеческую теплоту со строгостью,
требовательностью, порой категоричностью. Это, видимо, и отличает
поистине мудрого наставника, Учителя с большой буквы. Быть учеником
Л.И. Вассермана — безусловно почетно, но и ко многому
обязывает. Это хорошо знают все, кому посчастливилось выполнять
научную работу и профессионально развиваться под руководством
дорогого профессора. Для учеников и коллег Людвиг Иосифович всегда
будет примером самоотдачи и ориентированности на высшие стандарты в
профессии, научной принципиальности и творческой неутомимости,
неизменных бодрости духа и энергичности.
Редакция журнала от души желает дорогому юбиляру сохранить эти ценные
качества для всех нас — тех, кому небезразлична судьба
отечественной медицинской (клинической) психологии, поскольку она,
бесспорно, определяется деятельным присутствием в ней ярких личностей
и носителей подлинной научной традиции.
|