Факторы агрессии в студенческой среде
Ивашиненко Д.М., Ивашиненко Л.В., Бурделова Е.В. (Тула, Россия)
|
Ивашиненко Дмитрий Михайлович
– кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии
и наркологии; ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет»,
пр. Ленина, 92, Тула, 300012, Россия. Тел.: (4872) 25-47-29.
E-mail: divashinenko@mail.ru
|
|
Ивашиненко Любовь Владимировна
– директор Службы психолого-педагогической помощи
ТулГУ; ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет»,
пр. Ленина, 92, Тула, 300012, Россия. Тел.: (4872) 25-47-29.
E-mail: lamersy@mail.ru
|
|
Бурделова Елена Владимировна
– ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет»,
пр. Ленина, 92, Тула, 300012, Россия. Тел.: (4872) 25-47-29.
|
Аннотация.
В данной статье приведены результаты исследования среди студентов
1—3 курса Тульского государственного университета. Целью
исследования является выявление факторов формирования и развития
агрессии. Диагностика проводилась с помощью опросника деструктивного
поведения, опросника Шмишека «Акцентуации характера»,
теста Басса — Дарки в модификации Г.В. Резапкиной.
В данной работе проанализированы показатели агрессии в молодёжной
среде и выделены факторы, способствующие повышению агрессии или
отдельных её компонентов. Было обнаружено, что для юношей в большей
степени характерна физическая агрессия, а для девушек —
косвенная, а также раздражение и обидчивость. В большей степени
обидчивы молодые люди, проживающие в отдельных квартирах или
общежитии, а подозрительны — живущие в общежитии и на съёмной
квартире. Студенты, которые в основном учатся на
«удовлетворительно», наиболее склонны к физической
агрессии. Наличие различных видов зависимости негативным образом
сказывается на формировании агрессивности. Было установлено, что при
табакокурении в большей степени выражены раздражение и вербальная
агрессия, а нежелание бросить курить свидетельствует о негативизме.
В свою очередь, негативизм выражен у студентов, употребляющих пиво
несколько раз в неделю. Установлена значимая взаимосвязь между типом
акцентуации характера и выраженностью компонентов агрессии по Бассу
и Дарки.
Ключевые слова:
агрессия; акцентуация; зависимость; аддикция; студенты; факторы.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
Кризисы, происходящие в современном мире, оказывают отрицательное
воздействие на лиц различных возрастных категорий. Особенно сильно
такому воздействию подвержено молодое поколение в период формирования
сознательного поведения, личностной направленности, этических
представлений и социальных установок. В юношеском возрасте формируются
навыки социального общения, обогащается жизненный опыт, и на данном
этапе развития молодые люди зачастую попадают в трудные для них
ситуации, в которых они могут вести себя асоциально, агрессивно и
даже антисоциально. Проявление агрессии в молодёжной среде
является проблемой современного общества наряду с алкоголизмом и
наркоманией [1; 2; 3].
Buss and Durkeе выделили следующие характеристики агрессивной
личности: склонность к нападению, раздражительность, негативизм,
подозрительность, склонность к негодованию (чувству обиды),
косвенной и вербальной агрессии. Anderson провёл факторный анализ
и выделил два базовых фактора: «агрессивность»
(склонность к нападению, косвенной и вербальной агрессии,
раздражительность); «враждебность» (склонность к
негодованию, подозрительность) [5].
Условно факторы, повышающие агрессию, можно разделить на 3 группы:
социальные, биологические, психологические. R.A. Samaan в 2000
году исследовал влияние социальных факторов на психическое развитие
детей. Он обнаружил, что дети из бедных и нуждающихся семей имеют
более высокий риск развития депрессивных и тревожных состояний,
девиантного поведения [4].
Существенные успехи были достигнуты в исследовании биологических
факторов риска развития агрессивного поведения. К ним относятся:
осложнения перинатального периода, физиологические особенности,
нейрокогнитивный дефицит, генетическая предрасположенность [12]. В
настоящее время установлено, что существенный вклад в развитие
агрессивности вносят генетические особенности. Ряд зарубежных
исследователей указывает, что склонность к агрессивным антисоциальным
поступкам обусловлена генетическими предпосылками. Антисоциальное
поведение без проявления физической агрессии в наибольшей степени
связано со средовыми факторами [10]. Генетические механизмы формирования
агрессивного поведения реализуются посредством нейромедиаторной системы
головного мозга [11]. Исследования на животных помогли изучить развитие
гипоталамо-питуитарно-адренокортикальной системы, которая ассоциируется
с агрессией и импульсивностью у человека [15].
Уильямс и Пулийс обнаружили психологические факторы развития
агрессивных форм поведения, так называемую «тёмную триаду
личности»: психопатия, нарциссизм, макиавеллизм [14].
Макиавеллизм имеет прямую взаимосвязь с буллингом (r = 0,33,
p>0,05) [6]. В зарубежных исследованиях выявили взаимосвязь
антисоциального агрессивного поведения с такими чертами, как
чёрствость, бесстрастность, отсутствие способности к эмпатии
(r = 0,33, p<0.05) [8]. Уровень самооценки лиц с
выраженной агрессивностью не имеет существенных отличий от среднего
по популяции [7].
Материалы и методы
В исследовании были использованы опросник деструктивного поведения,
опросник Шмишека «Акцентуации характера», тест
Басса — Дарки в модификации Г.В. Резапкиной.
Респондентами являлись 150 студентов 1 курса университета. Для расчёта
связей между признаками были использованы непараметрические методы
(критерий Краскела — Уоллиса, T-bay Кендалла, Пирсона).
Результаты исследования
В исследовании приняли участие 58 юношей и 92 девушки. По возрасту:
16—17 лет — 4 респондента; 18—19 лет — 53
респондента; 20—21 год — 93 респондента.
В данном исследовании рассмотрены следующие социальные и
психосоциальные факторы формирования агрессии: пол, состав семьи,
место проживания на момент исследования, наличие братьев и сестёр,
материальное благополучие, успеваемость.
В таблице 1 представлены значимые результаты (p<0,05),
полученные при математико-статистическом анализе взаимосвязи
выраженности различных компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и
половой принадлежности.
Таблица 1
Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и пола
Как следует из таблицы, представленной выше, для юношей более
характерно проявление физической агрессии. У девушек же в большей
степени выражены косвенная агрессия, раздражение и обидчивость.
Значимых различий в выраженности компонентов агрессии у респондентов
в зависимости от состава их семьи, наличия братьев и сестёр,
материального положения выявлено не было.
В таблице 2 представлены значимые результаты (p<0,05),
полученные при математико-статистическом анализе взаимосвязи
выраженности различных компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и
места проживания на момент проведения анкетирования у студентов
ТулГУ.
Таблица 2
Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и места проживания
на момент анкетирования
Как следует из таблицы, представленной выше, обидчивость в большей
степени проявляется у студентов, живущих в отдельных квартирах и в
общежитии, а подозрительность — у студентов, живущих в общежитии
и на съёмной квартире. Наименее обидчивы и подозрительны студенты,
проживающие дома с родителями.
В таблице 3 представлены значимые результаты математико-статистического
анализа (p<0,05) взаимосвязи между самооценкой успеваемости
студента и выраженностью у него физической агрессии.
Таблица 3
Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и оценки собственной
успеваемости
Как следует из таблицы, представленной выше, чем выше студент
оценивает свою успеваемость, тем в меньшей степени у него развит
такой компонент агрессии, как физическая агрессия.
В таблице 4 представлены значимые результаты (p<0,05),
полученные при математико-статистическом анализе взаимосвязи
выраженности различных компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и
табакокурения.
Таблица 4
Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и табакокурения
Как следует из таблицы, представленной выше, у студентов,
пристрастившихся к табакокурению, в большей степени выражены
раздражение и вербальная агрессия.
В таблице 5 представлены значимые результаты (p<0,05),
полученные при математико-статистическом анализе взаимосвязи
выраженности различных компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и
желания бросить курить.
Таблица 5
Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и желания бросить курить
Согласно данным, представленным выше, студенты, имеющие никотиновую
зависимость и не желающие бросить курить, имеют более высокий уровень
негативизма.
В таблице 6 представлены значимые результаты (p<0,05),
полученные при математико-статистическом анализе взаимосвязи
выраженности различных компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и
употребления пива.
Таблица 6
Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и употребления пива
Согласно данным, представленным в таблице 8, в наибольшей степени
негативизм выражен у студентов употребляющих пиво несколько раз в
неделю. Можно отметить, что уровень негативизма пропорционален частоте
употребления такого алкогольного напитка как пиво.
В таблице 7 представлены значимые результаты (p<0,05),
полученные при математико-статистическом анализе взаимосвязи
выраженности различных компонентов агрессии (по Басса и Дарки) и
частотой употребления различных видов алкогольных напитков, кроме
пива.
Таблица 7
Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и частотой употребления
различных видов алкогольных напитков, кроме пива
Согласно данным, представленным в таблице 7, в наибольшей степени
подозрительность выражена у студентов, ответивших, что употребляют
алкогольные напитки (кроме пива) 1 раз в месяц, а наименее
подозрительны респонденты, не употребляющие алкогольные напитки.
Значимые результаты (p<0,05), полученные при
математико-статистическом анализе взаимосвязи выраженности различных
компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и отношения к лицам,
употребляющим алкогольные напитки, отражены в таблице 8.
Таблица 8
Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и отношения к лицам,
употребляющим алкогольные напитки
Благодаря данным, представленным в таблице 8, можно прийти к выводу,
что студенты, которые нейтрально относятся к лицам, употребляющим
алкогольные напитки, имеют более выраженный негативизм, чем студенты,
имеющие негативное отношение.
Значимые результаты при математико-статистическом анализе взаимосвязи
выраженности различных компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и
отношения к лицам, употребляющим наркотики, получены не были.
Значимые результаты (p<0,05), полученные при
математико-статистическом анализе взаимосвязи выраженности различных
компонентов агрессии (по Бассу и Дарки) и наличия пробы употребления
наркотических веществ хотя бы единожды в жизни, отражены в таблице 9.
Таблица 9
Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и наличия пробы
употребления наркотических веществ хотя бы единожды в жизни
Благодаря данным, представленным в таблице 9, можно прийти к
выводу, что студенты, которые указывали в анкете, что хотя бы раз
пробовали наркотическое вещество, в 1,5 раза более обидчивы, чем
остальные респонденты.
К признакам, имеющим нормальное распределение, можно отнести
вербальную агрессию, застревающую, педантичную, циклотимную и
демонстративную акцентуацию.
Соответственно, возможно оценить наличие, направление и силу
корреляционных связей между вербальной агрессией и застревающим,
педантичным, циклотимным и демонстративным типом акцентуации
(таб. 10).
Таблица 10
Взаимосвязь выраженности вербальной агрессии и типа акцентуации
Примечание: ** — корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.);
* — корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).
Таким образом, результаты исследования, представленные в таблице 10,
указывают на то, что существует прямая слабая корреляционная связь
между застревающим и циклотимным типом акцентуации и вербальной
агрессией. Можно сделать вывод, что у молодых людей, имеющих признаки
застревающей или циклотимной акцентуации, в большей степени выражена
вербальная агрессия.
Для оценки наличия взаимосвязи между компонентами агрессии и наличием
акцентуации для показателей, не имеющих нормального распределения, был
использован критерий T-bay Кендалла (таб. 11).
Таблица 11
Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии и типа акцентуации
Примечание: ** — корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.);
* — корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).
В таблице 11 представлены данные, которые свидетельствуют о
том, что:
– |
при дистимическом типе акцентуации выражена обидчивость;
|
– |
при педантичном — раздражение и обидчивость;
|
– |
при демонстративном — косвенная агрессия и подозрительность;
|
– |
при циклотимном — вербальная и косвенная агрессия, раздражение,
обидчивость и подозрительность;
|
– |
при эмотивном и тревожном — косвенная агрессия, раздражение и
обидчивость (обнаружено, что, чем выше эмотивность, тем ниже уровень
физической агрессии );
|
– |
при застревающем — выражены все компоненты агрессии, кроме
подозрительности;
|
– |
при экзальтированном — выражены все компоненты агрессии, кроме
физической агрессии;
|
– |
при неустойчивом — выражены все компоненты агрессии.
|
Или, другими словами, можно сказать, что:
– |
проявления физической агрессии наблюдаются у застревающего
и неустойчивого типов акцентуации;
|
– |
вербальная агрессия достоверно чаще встречается при застревающей,
циклотимной, неустойчивой и экзальтированной акцентуации;
|
– |
косвенная агрессия более выражена у застревающего, демонстративного,
циклотимного, эмотивного, тревожного, неустойчивого и экзальтированного
типа акцентуации;
|
– |
раздражение характерно для застревающей, педантичной, циклотимной,
эмотивной, тревожной, неустойчивой, экзальтированной акцентуации;
|
– |
негативизм достоверно чаще встречается при застревающем, неустойчивом
и экзальтированном типе акцентуации;
|
– |
обидчивость характерна для застревающей, педантичной, циклотимной,
эмотивной, тревожной, неустойчивой, дистимической, экзальтированной
акцентуации;
|
– |
подозрительность встречается при циклотимной, демонстративной,
неустойчивой и экзальтированной акцентуации.
|
Выводы
1. Для юношей более характерно проявление физической агрессии. У
девушек же в большей степени выражены косвенная агрессия, раздражение
и обидчивость.
Установлено, что прямая физическая агрессия в наибольшей степени
характерна для лиц мужского пола, косвенная — для лиц
женского пола [9; 16]. Мальчики-подростки чаще и активнее участвуют
в издевательствах, чем девочки [13].
2. Обидчивость в большей степени проявляется у студентов, живущих
в отдельных квартирах и в общежитии, а подозрительность — у
студентов, живущих в общежитии и на съёмной квартире. Наименее обидчивы
и подозрительны студенты, проживающие дома с родителями.
3. Чем выше студент оценивает свою успеваемость, тем в меньшей
степени у него проявляется склонность к физической агрессии.
4. Студенты, имеющие никотиновую зависимость, более раздражительны
и склонны к вербальной агрессии. У тех из них, у кого нет желания
бросить курить, в большей степени выражен негативизм.
5. Уровень негативизма пропорционален частоте употребления такого
алкогольного напитка, как пиво.
6. В наибольшей степени подозрительность выражена у студентов,
ответивших, что употребляют алкогольные напитки (кроме пива) 1 раз в
месяц.
7. Студенты, которые нейтрально относятся к лицам, употребляющим
алкогольные напитки, имеют более выраженный негативизм, чем студенты,
имеющие негативное отношение.
8. Студенты, которые указывали в анкете, что хотя бы раз пробовали
наркотическое вещество, в 1,5 раза более обидчивы, чем остальные
респонденты.
9. Установлена значимая взаимосвязь между типом акцентуации
характера и выраженностью компонентов агрессии по Бассу и Дарки.
Литература
1. Маркова С.В. Гендерные различия агрессивного и
аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением:
автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2012. –
23 с.
2. Мельник Л.В., Ефимова Е.В. Мониторинг аддиктивного
поведения среди студентов первого курса ТулГУ // Межрегиональная
научно-практическая конференция с международным участием: материалы
конференции «Современные пути развития психиатрии». –
Тула: ТулГУ, 2014. – С. 33–36.
3. Мельник Л.В., Култыгина С.В., Ивашиненко Д.М.
Исследование факторов риска аддиктивного поведения в студенческой
среде // Академический журнал Западной Сибири. – Тюмень: М-центр,
2011. – С. 28.
4. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста.
– Спб.: Питер, 2012. – 816 с.
5. Anderson C.A. Violence and aggression //
Encyclopedia of psychology Washington: in 8 vol. / ed. by
A.E. Kazdin. – New York – Washington D.C.: Oxford
University Press; American Psychological Association. – 2000.
– Vol. 8. – P. 162–169.
6. Andreou E. Bully/victim problems and their
association with Machiavellianism and self-efficacy in Greek primary
school children // British Journal of Educational Psychology. –
2004. – № 74 (Pt. 2). – P. 297.
7. Bushman B.J., Baumeister R.F. Does self-love or
self-hate lead to violence? // Journal of Research in Personality.
– 2002. – № 36. – P. 543–545.
8. Can callous-unemotional traits enhance the
understanding, diagnosis, and treatment of serious conduct problems
in children and adolescents? A comprehensive review / P.J. Frick,
J.V. Ray, L.C. Thornton [et al.] // Psychological Bulletin.
– 2014. – Vol. 140, № 1. –
P. 1–57.
9. Concurrent and longitudinal links between friendship
and peer victimization: implications for befriending intervention /
M.J. Boulton, M. Trueman, C. Chau [et al.] // Journal
of Adolescence. – 1999. – Vol. 22, № 4. –
P. 461–466.
10. Genetic-environmental interaction in the genesis of
aggressivity and conduct disorders / R.J. Cadoret, W.R. Yates,
E. Troughton [et al.] // Arch Gen Psychiatry. – 1995. –
Vol. 52, № 11. – P. 916–924.
11. Genetic and environmental influences on subtypes
of conduct disorder behavior in boys / E. Simonoff, A. Pickles,
J. Meyer [et al.] // J Abnorm Child Psychol. – 1998. –
Vol. 26, № 6. – P. 495–509.
12. Glenn A.L., Raine A. Neurocriminology:
Implications for the punishment, prediction and prevention of
criminal behavior // Nature Reviews Neuroscience. – 2014.
– № 15. – P. 54–63.
13. Megele C. School crime and violence in European
Union // Encyclopedia of school crime and violence / ed. by
L.L. Finley. – 2011. – P. 169–173.
14. Paulhus D.L., Williams K.M. The Dark Triad of
personality: Narcissism, Machiavellianism, and psychopathy // Journal
of Research in Personality. – 2002. – Vol. 36, № 6.
– Р. 556–563.
15. Veenema A.H. Early life stress, the development of
aggression and neuroendocrine and neurobiological correlates: what can
we learn from animal models? // Frontiers in Neuroendocrinology. –
2009. – Vol. 30, № 4. – P. 497–518.
15. Woods S., Wolk D. Direct and relational bullying
among primary school children and academic achievement // Journal of
School Psychology. – 2004. – № 24. –
P. 135–155.
Ссылка для цитирования
УДК 616.89-008.444.9-052.63
Ивашиненко Д.М., Ивашиненко Л.В., Бурделова Е.В. Факторы агрессии
в студенческой среде // Клиническая и медицинская психология:
исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. –
2016. – N 3 (13) [Электронный ресурс].
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|