О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Роль и место социальной психотерапии в социально-реабилитационной работе психоневрологического диспансера

Дубицкая Е.А., Носачев Г.Н. (Самара, Россия)

 

 

Дубицкая Екатерина Андреевна

Дубицкая Екатерина Андреевна

–  кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части; Государственное казенное учреждение здравоохранения Самарской области «Самарский психоневрологический диспансер», ул. Арцыбушевская, 102, Самара, 443001, Россия. Тел.: (846) 337-79-06.

E-mail: megre66@yandexl.ru

Носачев Геннадий Николаевич

Носачев Геннадий Николаевич

–  доктор медицинских наук, профессор; Клиники Самарского государственного медицинского университета, проспект Карла Маркса, 165 Б, Самара, 443079, Россия. Тел.: 8 (846) 276-77-63.

E-mail: nosachev.g@mail.ru

 

Аннотация. В статье обсуждается место и роль социальной психотерапии (методик, видов, техник) в реабилитации пациентов с затяжными и хроническими психическими расстройствами на разных этапах, преимущественно на реадаптационном и собственно реабилитационном. Уделено внимание теоретическим вопросам реабилитации в связи с использованием основных моделей психотерапевтического метода. Демонстрируются практические возможности социальной психотерапии в психоневрологическом диспансере.

Ключевые слова: социальная психотерапия; психиатрическая реабилитация; психоневрологический диспансер; теория и практика.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Психотехнологии (психотехники) социальной психотерапии широко используются в жизни общества. Создается впечатление, что они повсюду: в политике и бизнесе, менеджменте и организационном консалтинге, в основе современных рекламных и избирательных компаний; взяты на вооружение спецслужбами, террористическими организациями и религиозными сектами. То есть психотехнологии социальной психотерапии, с одной стороны, выполняют гуманистическую роль для поддержания психического и нравственного здоровья, конструктивного развития и воспитания гражданского общества, а с другой стороны, могут служить преступным и деструктивным целям.

Методические вопросы социальной психотерапии в организационно-реабилитационной работе в психиатрических учреждениях остаются «золушкой» по сравнению с медицинской (клинической) психотерапией, в том числе в области психического здоровья. Между тем, невозможно представить себе социально-реабилитационную работу с психически больными с затяжным и хроническим течением болезни без использования психотерапевтического метода в разных его моделях (медицинской, психологической и социальной) на разных этапах реабилитации [1; 2; 4; 8].

Среди редких публикаций по социальной психотерапии в медицине А.Л. Катков пишет: «Теоретическим основанием метамодели социальной психотерапии являются концепты эффективной самоорганизации и ресурсной роли профессиональной психотерапии в данном процессе; авторского варианта разработки интегративного и эклектического направления в профессиональной психотерапии; деструктивных социальных эпидемий, в частности выявленные системы факторов риска — устойчивости вовлечению в эпидемии химической зависимости и деструктивной психологической зависимости» [7, с. 14], т.е. реабилитационный процесс даже не упоминается.

В интерпретации содержания реабилитационного (в частности, прагматического) метода в психиатрии важнейшая роль принадлежит принципу эффективности и ответственности, а также процессу принятия эффективного решения как в лечении ведущего позитивного и негативного синдрома и связанных с ними личностной и социальной дезадаптации и декомпенсации, так и в терапии на последующих этапах реабилитации. Однако на современном этапе в клинической психиатрии нерешённость этих вопросов приводит к использованию в психиатрической практике различных методик отдельно от теории и к нарушению (разобщению) принципа научного ряда и строя [5]. Согласно принципу роста научного знания, истолкование всех научных концептов должно учитывать прогресс науки как последовательное преодоление возникающих в психиатрии проблем. Именно единство научно-теоретического строя свидетельствует о том, что его предметом является один и тот же объект, в частности, в психиатрии — человек как личность, субъект деятельности, индивидуальный носитель психики и её патологии и, соответственно, нарушенных когнитивных, эмоциональных, волевых процессов и образований, а также мозг и тело человека. Руководствуясь клиническим, в частности, клинико-психопатологическим, клинико-психологическим (как прагматическим) методом, психиатр (учёный, практик) варьирует ценностные и методологические преференции, проецируемые на их основе цели, оценивает их в соответствии с интегральным (многокритериальным) показателем эффективности и принимает ответственное решение на всех этапах реабилитации.

Современная наука представляет собой трансдисциплинарное целое, в котором многие науки дополняют друг друга, не противореча самостоятельности отдельных научных дисциплин. Ярким примером данного утверждения являются, с одной стороны, сама психиатрия: биологическая, клиническая, социальная, превентивная, реабилитационная и другие её разделы, а с другой — психология, особенно прикладная и практическая, включая психотерапевтический метод (психотерапию). Применение этого метода (методик, техник) — общего и частного, клинического и терапевтического — представляется единым для практически всех гуманитарных наук о человеке, а через них — и для естественных, и промежуточных наук (медицины, реабилитации).

К сожалению, как общие, так и частные разделы реабилитологии, в том числе в психиатрии, еще теоретически далеки от основных критериев научности. Выделяют следующие группы критериев научности: критерии группы «А» отделяют науку от ненауки при помощи формальной непротиворечивости, опытной проверяемости, рациональности, воспроизводимости, интерсубъективности; критерии группы «Б» — исторически преходящие нормативы, требования к онтологическим схемам, культурно-стилистическим особенностям мышления ученых (что особенно характерно для психиатров и психотерапевтов); критерии группы «В» составляют дисциплинарные критерии научности, предъявляемые к профессиональным отраслям знаний (Ильин В.В., 1989 [5]). Современная наука стремится к определению четких критериев научного познания, ей свойственны строгость, достоверность, обоснованность, доказательность, воспроизводимость. В настоящее время есть все основания считать, что появилась возможность создать общую теорию реабилитационного метода, который только начал доказывать свою практическую эффективность.

В современной клинической психиатрии основной перекос терапии происходит в сторону фармакологического метода как наиболее «простого» и привычного и для врача, и для пациента, что зачастую ведёт к игнорированию психотерапевтического и социального подходов. Между тем, психические расстройства были и остаются, во-первых, болезнями, реакциями (расстройствами) собственно мозга, преимущественно его психической функции, и, в конечном счете, личности (субъекта, индивида); во-вторых, в основном ведущее воздействие на личность оказывает психотерапевтический метод в единстве с клиническим, психологическим и социальным — как в клинике, так и в реадаптации и реабилитации личности деятельности в социуме. Следовательно, применение фармакологического метода — не более чем этап системы реабилитации, и данный метод не может и не должен сводиться только к медикаментозному лечению.

Наиболее всеобъемлющим и последовательным является определение, содержащееся в резолюции IX Совещания министров здравоохранения и социального обеспечения социалистических стран, где говорится, что «реабилитация в социалистическом обществе есть система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду… Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается у него положительное отношение к жизни, семье и обществу». В 1977 году на конгрессе в Лейпциге эксперты ВОЗ из социалистических стран пришли к заключению, что профилактику и реабилитацию следует рассматривать как единое целое [3]. Следует надеяться, что данный подход не потерял значения и в настоящий период времени.

Реабилитация психически больных — это триединство цели, метода и процесса (Кабанов М.М., 1985 [4]).

Нередко приходится слышать, что концепция реабилитации включает в себя всё и вся: профилактику, лечение, последующее после болезни приспособление к жизни и труду и т.п. Таким образом, как бы стираются грани, различия между этими понятиями, что верно лишь отчасти. Реабилитация — это не только профилактика, лечение и трудоустройство, это, прежде всего, новый подход к больному человеку как к личности, как к субъекту, как к индивиду, как к члену микро- и макросоциума.

ВОЗ различает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. В 70-е годы начинают различать этапы реабилитации, в тот же период происходит клиническое разграничение этого общего понятия, и начинается разработка частных клинических разделов реабилитации. Само собой разумеется, что реабилитация психических и наркологических больных отличается от реабилитации пациентов, страдающих соматическими заболеваниями.

До настоящего времени нет единого взгляда на понятие «реабилитация»: по существу, есть объемный термин «реабилитация», включающий в себя три этапа, и есть реабилитация в узком смысле слова [9; 10]. Одни исследователи полагают, что реабилитация включает в себя и лечебно-восстановительные мероприятия, проводимые в стационаре и вне его; вторые понимают под реабилитацией только завершающий этап лечения; третьи считают, что понятие «реабилитация» приближается к понятию «тотальное лечение»; четвертые говорят о реинтегративной терапии, понимая под этим термином преодоление трудностей, имеющихся у больного, не только его личными усилиями и усилиями врача, но также с помощью семьи и общества. Близка к этой точке зрения концепция резиденциальной терапии американских авторов.

Таким образом, понятие реабилитации включает в себя и валеологию, и саногенез, и медицину, и собственно реабилитацию; все это еще более запутывает понимание как общей, так и частной клинической реабилитации [4; 8].

М.М. Кабанов еще в 70-е годы создает принципиально новую схему реабилитации психических больных [4].

Реабилитация является не только конечной целью (восстановление статуса пациента), но и сложным многоступенчатым процессом, имеющим свои психофизиологические и социопсихологические параметры. Но, в первую очередь, реабилитация, с точки зрения М.М. Кабанова, является системным методом подхода к хронически больному или впервые заболевшему человеку.

Он же приводит основные принципы и схему построения реабилитации: 1-й принцип — партнерство; 2-й принцип — разносторонность усилий (воздействий); 3-й принцип — единство психосоциальных и биологических методов воздействия; 4-й принцип — ступенчатость (переходность) прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий [10].

Различают обычно три этапа реабилитации — медицинский, психологический и социальный (профессиональный). М.М. Кабанов выделяет начальный этап реабилитации как восстановительное лечение, второй называет реадаптацией, а третий, завершающий этап — реабилитацией в собственном (прямом, узком) смысле понятия.

Каждому этапу реабилитации соответствует та или иная предпочтительность соотношения биологических и психосоциальных воздействий, включая все модели психотерапевтического метода, но с акцентом на социальной психотерапии. Из представлений о содержании этапов реабилитации следует, что в основе работы, в частности с психически больными, необходимо придерживаться «бригадного подхода». А.Б. Шмуклер и О.В. Немировский (1999) видят «бригадное» ведение (полипрофессиональная бригада) психически больных на основе функционального диагноза в виде определенной схемы профессионального функционирования членов терапевтической бригады при различном уровне поражения и разных группах заболеваний [2].

Современная реабилитология в психиатрии и наркологии, как в наиболее развитой реабилитационной системе в медицине, хотя и далекой от совершенства, базируется на биопсихосоциальной и антропологической модели человека и его психических расстройств (заболеваний). Это позволяет выделить следующие этапы психиатрической помощи: 1) медико-психиатрический (наркологический, биологический); 2) психотерапевтический и психокоррекционный (психологический); 3) социальный, включая социальную психотерапию.

Ясно одно: медицинская общественность, гражданское общество поняли, что для большинства болезней с затяжным и хроническим течением (особенно в психиатрии и наркологии), а в отдельных случаях — и с острым и подострым течением (например, в наши дни это отравления и потребление курительных смесей с развитием психоза) необходимы все этапы реабилитации. И нельзя не согласиться с Р.И. ергуловым с соавт. (1995 [цит. по 3]), которые главной причиной неэффективности существующих реабилитационных программ в наркологии, а, по нашему мнению, и во всех остальных клинических дисциплинах, видят нарушение пяти уровней работы с больными, то есть таких, как:

– 

физический (восстановление соматического, неврологического или психического статуса);

– 

ментальный (преодоление анозогнозии, диссимуляции, аггравации и реакций личности на болезнь);

– 

моральный (принятие ответственности за решение проблемы на себя);

– 

эмоциональный (поиск альтернативных путей получения радости, благополучия, работоспособности и т.д.);

– 

духовный (реализация себя и своего жизненного потенциала).

Мы считаем необходимым включить в ментальный уровень информационный и психообразовательный компоненты.

Только умение и желание использовать все эти уровни всех участников реабилитационного процесса, в первую очередь, пациента, клиента и его родственников, позволяют надеяться на эффективность и повышение качества жизни.

Всякого рода воздействия, в том числе и психосоциальные (психотерапевтические, трудотерапевтические и др.), необходимо назначать в определенных дозах, с постепенным («ступенчатым») переходом от одного реабилитационного воздействия (усилия, мероприятия) к другому, от одной формы организации помощи к другой.

Таким образом, к настоящему времени в современной отечественной психиатрии используется ряд теоретических разработок как самой психиатрии (как раздела медицины), так и реабилитации. Однако многие термины дублируют друг друга, весьма расплывчаты или даже неопределенны или привлекаются из других дисциплин. Все замечания касаются не только психиатрии, наркологии и клинической психологии, но и реабилитации психически больных.

Следовательно, теоретические разработки не имеют большого значения для клинической практики психиатрии. Следствием этого является то, что практика психиатрии, не подкрепленная теорией, становится случайной, хаотичной, во многом эмпирической. Это позволяет заниматься тем или иными этапами реабилитации полипрофессиональной бригаде психоневрологического диспансера, в составе которой нет врача-реабилитолога, однако присутствуют сотрудники, не имеющие медицинского образования, которые, тем не менее, активно и полноценно осуществляют социально-реабилитационную работу, помогая врачам-психиатрам, психотерапевтам, медицинским психологам: это специалисты по социальной работе, социальные работники, инструкторы по трудовой терапии.

Если рассматривать современную психиатрию как науку, то она, прежде всего, описательная и в меньшей степени прикладная. Но обществу она нужна больше как прикладная. Стать прикладной ей во многом помогает реабилитация, разработка которой как системы и как процесса и должна стать новой метанаукой с опорой, во-первых, на психиатрию, во-вторых, на психологию и социологию (в частности, это социальный контроль и помощь), в-третьих, на экономику, право и политику. Известный отечественный философ В.А. Канке в учебнике для магистров соединил и разделил одновременно историю, философию и методологию педагогики и психологии: «Психология отстоит от биологии на бóльшем расстоянии, чем медицина. То же самое можно сказать о педагогике. Обе эти науки в значительной степени отличаются от общественных наук, поскольку у них более отчетливо просматривается акцент на судьбе отдельных личностей, а не широких общностей людей» [6; 11].

Психосоциальная реабилитация пациентов с психическими расстройствами — это именно «акцент на судьбе отдельных личностей».

В Самарском психоневрологическом диспансере в течение последних двух лет психиатрическая помощь пациентам диспансерной группы оказывается в основном посредством активной работы полипрофессиональных бригад. Полипрофессиональная бригада предназначена для оказания первичной специализированной психиатрической помощи и специализированной помощи в условиях дневного стационара пациентам диспансерной группы. В её состав входят участковый врач-психиатр, врач-психиатр дневного стационара, медицинский психолог, врач-психотерапевт, специалист по социальной работе, социальный работник, инструктор по трудовой терапии. Цель этой работы — обеспечение преемственности в деятельности участковой службы диспансера и дневных стационаров.

В практической реализации теоретических знаний современной психиатрии и реабилитологии социально-психотерапевтическая работа полипрофессиональной бригады психоневрологического диспансера складывается из трех основных блоков: 1) психообразовательного; 2) собственно психотерапевтического — от клинической психотерапии с присоединением психокоррекционной с переходом к технологиям социальной психотерапии и трудотерапии; 3) собственно реабилитации.

Психообразовательный блок представлен, с одной стороны, школами депрессии, деменции, групповыми тематическими занятиями с пациентами, группами с родственниками и смешанными группами; с другой — индивидуальными занятиями с пациентом по изменению конкретной информированности. Предварительно выявляются индивидуальные ошибки суждений, заблуждения, стереотипы, стигматизация и самостигматизация, влекущие за собой дискриминацию пациента в обществе, а затем, через ряд бесед (дискурсов), меняется информированность пациента в отношении лечения, адаптации и последующей реабилитации [9].

Психотерапевтический блок представлен личностно-ориентированной психотерапией по Мясищеву (индивидуальная и групповая модификации), психотерапией творческим самовыражением по Бурно; групповой психотерапией психотических состояний с целью купирования острой симптоматики, формирования истинной «внутренней картины болезни»—«внутренней картины здоровья», формирования комплайенса с врачом (длительность 3 месяца); групповой социально-реабилитационной работой с больными шизофренией (как продолжение предыдущего блока занятий, длительность 3 месяца); психологической адаптацией пациентов, страдающих шизофренией без острой психотической симптоматики. Указанные вмешательства осуществляют врачи-психотерапевты, как ко-терапевты с ними работают медицинские психологи и специалисты по социальной работе.

Инструкторы по трудовой терапии осуществляют два аспекта работы с пациентами. Во-первых, для больных с выраженным личностным снижением, с когнитивными расстройствами ежедневно проводятся занятия по рациональному планированию семейного бюджета, по восстановлению элементарных бытовых навыков, по правилам поведения на улице, в общественном транспорте, по соблюдению правил личной гигиены и другим микросоциальным и семейным вопросам и навыкам. К практическому решению этих проблем активно подключены социальные работники, в чьи обязанности входят: помощь в восстановлении утраченных документов; помощь в решении вопросов социального обеспечения; помощь в решении вопросов трудоустройства; помощь в решении социально значимых вопросов (улучшение социально-бытовых условий, уменьшение уровня стигматизации, повышение уровня независимости пациента).

Второй аспект работы инструкторов по трудовой терапии — это активное участие в арт-терапии, которой они занимаются в Самарском психоневрологическом диспансере под общим руководством врачей-психотерапевтов и специалистов по социальной работе. Они проводят праздники, занимаются с пациентами рисованием, изготовлением различных поделок, под руководством этих сотрудников активно работают Клуб любителей поэзии, хор, кукольный театр, кружок рукоделия. Пациенты, посещающие кружок рукоделия, успешно осваивают пошив мягких игрушек (техника «Чулочная кукла», «Кукла Тильда»), обучаются технике филейной вышивки, технике «Пэчворк без иглы» (или «Кимекоми»); с помощью изготовленных изделий пациенты украшают диспансер к праздникам, самостоятельно оформляют спектакли кукольного театра (собственные куклы, декорации). Под руководством социальных работников и инструкторов по трудовой терапии группы пациентов регулярно посещают филармонию, театры, различные выставки, музеи. В диспансере периодически устраиваются экспозиции картин и фотографий пациентов. В 2015 году нами был создан электронный альбом репродукций картин наших пациентов «Души бессмертный дар», проведена его презентация в стенах диспансера. Тогда же были созданы персональные электронные альбомы репродукций двух авторов, а также электронный альбом стихов одного из пациентов; с письменного согласия этих пациентов альбомы были размещены на сайте Самарского психоневрологического диспансера для широкого доступа пользователей Интернета. С апреля 2016 года стихи пациентов диспансера начали публиковаться в газете Московского клуба психиатров «Нить Ариадны».

Сотрудниками, занимающимися арт-терапией, используется в основном принцип «побуждения пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор» (активная арт-терапия по Дельфино-Бейли), и акцент делается на социально-личностном уровне адаптации, в основе которого лежит «неосознанная созидательная, гармонизирующая, интегрирующая сила эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве» [12, с. 53].

Таким образом, современная реабилитология в психиатрии является междисциплинарной наукой и практической дисциплиной, включающей как биологические, так и психологические и социальные дисциплины. Именно в реабилитологии наиболее ярко и полно проявляется биопсихосоциальный (а мы бы добавили — духовный) подход к психически больному человеку [10].

В результате патологии (нарушения, расстройства) биологической составляющей, прямо — при экзогенно-органических и эндогенных заболеваниях и косвенно — при психогенных (функциональных) возникает расстройство психологической составляющей (психических процессов, психических состояний, психических составляющих, поведения и личности). Третья составляющая биопсихосоциального единства пронизывает все этапы реабилитации. На первом этапе необходимы социально-профилактические мероприятия, социальный и правовой контроль над общественно опасными проявлениями психоза, на втором и третьем этапах уменьшается роль социального контроля, увеличивается роль социальной поддержки и социально-реабилитационной работы на основе социальной психотерапии.

В социальной психиатрии сложилась достаточная практика социально-реабилитационной работы с пациентами, страдающими затяжными и хроническими психическими заболеваниями, включая работу полипрофессиональной бригады [1; 2; 4; 8]. Однако теоретическое осмысление реабилитации в психиатрии еще далеко от разрешения.

Так, А.В. Юревич, разграничивая гуманистическую и естественно-научную парадигмы, приводит следующие разграничения и подходы: «1) отказ от культа эмпирических знаний; 2) признание научным знанием не только верифицированного знания, подтвержденного «внесубъективным» эмпирическим опытом; 3) легализация интуиции и здравого смысла исследователя; 4) возможность обобщения на основе изучения частных случаев; 5) единство исследования и практического воздействия на человека; изучение целостной личности, включенной в «жизненный контекст» [13].

В психиатрической реабилитологии, как уже указывалось выше, присутствует полное «участие» всех составляющих биопсихосоциального и антропологического подходов: биологического — экзогенно-органические — морфологические,биохимические и функциональные нарушения мозговой деятельности, часто необратимые, и связанные с ними обратимые расстройства психических процессов, проявляющиеся психопатологическими симптомами и синдромами; одновременно с нарушенными психическими проявлениями присутствуют и «сохранные» психические функции личности пациента, создавая причудливую смесь поведения и реакций личности на болезнь; социальные — острые и подострые нарушения адаптации и компенсации в семье, коллективе, социальном пространстве. И все это — «в одном флаконе» у конкретного пациента.

Не обсуждая существование «новой» парадигмы в биологической психиатрии и психофармакотерапии, остановимся на парадигмальном состоянии психологии, в котором в наши дни выделяют три позиции науки: допарадигмальную, мультипарадигмальную и непарадигмальную [11].

При этом современная психологическая наука имеет тенденцию к «социализации», т.е. придает методологическому самоанализу психологии «бóльшую социальную отнесенность» [Там же. С. 9].

В социологии современный парадигмальный подход В.А. Ядов определяет как «метапарадигмальный» и описывает состояние современной социальной теории как «многообразие школ, направлений и парадигмальных «созвездий» [14, с. 19], одновременно добавляя, что «различие теоретических подходов… вызывают сомнения… в классическом понимании подлинной науки» [13, с. 9].

В биопсихосоциальном подходе психиатрической реабилитации есть все основания увидеть перспективы парадигмального синтеза.

 

Литература

1.   Гурович И.Я., Сторожакова Я.А. Социальная психиатрия и социальная работа в психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. – 1998. – Т. 8, № 4. – С. 5–20.

2.   Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. – М.: Медпрактика-М, 2004. – 494 с.

3.   Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001 г. – Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2001.

4.   Кабанов М.М. Психосоциальнапя реабилитация и социальная психиатрия. – СПб., 1998. – 256 с.

5.   Канке В.А. Общая философия науки. – М.: Омега-Л, 2009. – 354 с.

6.   Канке В.А. История, философия и методология педагогики и психологии: учебное пособие для магистров / под ред. М.И. Берулавы. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 487 с.

7.   Катков А.Л. Социальная психотерапия в эпоху глобальных вызовов // Психотерапия. – 2015. – № 4(148). – С. 14–25.

8.   Носачев Г.Н. Реабилитация, психотерапия и психокоррекция в наркологии: научно-практическое руководство. – Самара: ООО «ИПК Содружество», 2007. – 554 с.

9.   Носачев Г.Н., Дубицкая Е.А. Психофармакотерапия и психотерапия пограничных психических расстройств: мифы, противоречия, будущее // Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии: сборник матер. Всероссийской юбилейной научно-практич. конф. «Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии (к 85-летию Ю.Ф. Полякова)». Москва, 14–15 февраля 2013 г. – М., 2013. – С. 43–45.

10.   Носачев Г.Н., Носачев И.Г. Роль и место духовной составляющей в биопсихосоциальной концепции психотерапии // Психотерапия и психофармакотерапия: где точки соприкосновения? Материалы Российской конференции с международным участием. – Оренбург, 2013. – С. 69–73.

11.   Парадигмы в психологии. Науковедческий анализ / отв. ред. А.А. Журавлев, Т.В. Корнилова, А.В. Юревич. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2012. – 468 с.

12.   Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Издательство «Питер». – 2000. – 1024 с.

13.   Юревич А.В. Методология и социология психологии. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010. – 272 с.

14.   Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. Курс лекций. – СПб.: Интерсоцис, 2006. – 245 с.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 615.851:614.2

Дубицкая Е.А., Носачев Г.Н. Роль и место социальной психотерапии в социально-реабилитационной работе психоневрологического диспансера // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2016. – N 3 (13) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Экзистециальная традиция

Выпуск № 21

Мартюшева В. (Украина) Чудо в хосписе

Максимова Е. (Украина) Самоубийство как ответ человека на вызовы бытия в условиях сужения видения жизненного пространства

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player