Общие представления о метеотропных реакциях, диатезах и
идентичности их клинических проявлений
Ганузин В.М. (Ярославль, Россия)
|
Ганузин Валерий Михайлович
– кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической
педиатрии; федеральное государственное образовательное учреждение высшего
образования «Ярославский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации, Революционная ул., 5,
Ярославль, 150000, Россия. Тел.: 8 (485) 272-65-19.
E-mail: vganuzin@rambler.ru
|
Аннотация.
В статье обсуждаются вопросы метеочувствительности, метеотропных
реакций и их распространенности. Приводятся основные синдромы
и симптомы, встречающиеся при специфических и неспецифических
реакциях. Обсуждаются вопросы идентичности различных клинических
симптомов метеотропных состояний и аномалий конституции.
Ключевые слова:
метеочувствительность; метеотропные реакции; аномалии конституции;
диатезы.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Изменения погодных условий, по данным различных авторов, вызывают
метеотропные реакции со стороны различных органов и систем [4; 6;
13; 15; 18]. Метеочувствительность и метеотропные реакции достаточно широко
распространены среди детского и взрослого населения [4; 5; 6].
Исследования, проведенные в начале 90-х годов среди студентов
педагогического вуза в возрасте от 17 до 23 лет, показали, что 29,3%
из них являлись лицами с повышенной метеочувствительностью [4]. По
данным К.И. Григорьева, метеочувствительность у детей имеет возрастные
закономерности. В возрасте одного года у 45 % обследованных детей
погодные условия оказывают влияние на их состояние здоровья. В более
старшем возрасте этот показатель снижается до 32 %, а у подростков
снова увеличивается до 44%. По данным Н.К. Григорьевой,
метеочувствительностью страдали 58,9% школьников старшего возраста
[7]. Полученные нами данные среди студентов 5—6 курсов
выявили метеочувствительность у 67,2% обследованных [3].
Под метеочувствительностью понимают способность организма и системы
вегетативной регуляции отвечать физиологической, предпатологической или
патологической реакцией на воздействие погодных факторов, а также
пониженную устойчивость к изменяющимся метеорологическим и
климатическим условиям. Поэтому ребенка с повышенной
метеочувствительностью можно лишь условно считать здоровым.
При проведении исследования было установлено, что по характеру
ответной реакции на магнитные поля все люди, в том числе и дети,
делятся на три группы: магнитноотрицательная — под
действиемя магнитного поля происходит ухудшение показателей,
характеризующих состояние адаптационных способностей организма;
магнитноположительная — под действием магнитного поля
происходит уменьшение напряжения регуляторных механизмов и наблюдается
некоторая активизация защитных функций организма; магнитноустойчивая
— после действия магнитного поля показатели, характеризующие
состояние здоровья, не выходят за пределы нормы ввиду хорошей системы
адаптации организма, позволяющей самостоятельно компенсировать это
внешнее неблагоприятное воздействие [12].
При этом метеотропные реакции не проходят бесследно как у здоровых,
так и у больных детей. Врачи обычно не связывают ухудшение в состоянии
здоровья детей с влиянием метеотропных факторов в силу малой
освещенности этих вопросов в педиатрической литературе.
В развитии метеотропных реакций выделяют следующие фазы:
✓ |
клинико-физиологическая адаптация к влиянию метеотропных
факторов;
|
✓ |
гиперчувствительность к резкой смене погодных условий;
|
✓ |
дезадаптация к погоде.
|
В педиатрии при клинической характеристике метеотропных реакций
выделяют специфическую и неспецифическую реакции. Под специфической
реакцией понимают обострение основного заболевания. При неспецифической
— появляются общие симптомы (плохое самочувствие, головные
боли, повышенная утомляемость, плохой сон и др.), связанные с реакцией
вегетативной системы.
Метеотропные реакции, в зависимости от механизма реализации, могут
сопровождаться следующими клиническими синдромами:
вегето-неврастеническим, вегетососудистым, кардио-респираторным,
диспептическим, кожно-аллергическим, обменно-дистрофическим,
гематологическим и иммунопатологическим [5; 6; 17].
При вегето-неврастенических реакциях у детей и подростков появляются
слабость, раздражительность, плаксивость, головные боли, нарушение сна.
Вегетососудистые реакции сопровождаются большим количеством жалоб,
связанных с колебанием артериального давления и вегетативными
расстройствами. При этом следует учитывать индивидуальную вегетативную
устойчивость детей [14]. Кардио-респираторный синдром сопровождается
увеличением числа сердечных сокращений и частоты дыханий, которые
сопровождаются кашлем и цианозом. Диспептический синдром проявляется
изменением аппетита, тошнотой, рвотой. Дети жалуются на боли в
эпигастральной области, правом подреберье и по ходу кишечника. Могут
быть расстройства стула. Кожно-аллергические реакции, как метеотропные,
часто приобретают рецидивирующее и хроническое течение. Дети жалуются
на периодически возникающие кожный зуд, разнообразные сыпи. Наиболее
опасны аллергические реакции немедленного типа (крапивница, отек Квинке
и др.). В качестве примера кожно-аллергической реакции можно привести
так называемую «холодовую аллергию» [9]. При
обменно-дистрофических реакциях происходят нарушения обмена веществ
(основных видов), которые могут привести к дистрофическим изменениям,
болях в мышцах и связочно-суставном аппарате. Геморрагический синдром
связан с гематологическими изменениями у детей, проявляющимися
снижением резистентности сосудистой стенки, тромбоцитопатиями,
нарушениями свертывающей системы крови. Это может выражаться
геморрагиями на коже и слизистых, кровотечениями и кровоизлияниями в
различные органы и системы. Иммунопатологический синдром связан с
нарушениями клеточного и гуморального иммунитета и сопровождается
различными иммунопатологическими реакциями в организме ребенка.
Особенно неблагоприятно, по нашему мнению, метеотропные реакции
могут протекать на фоне различных диатезов (аномалий конституции).
В настоящее время насчитывают более 15 диатезов, но при этом не
исключены их сочетания, а также варианты, присущие только отдельному
ребенку [1; 2; 10; 11; 16]. Академиком Юрием Евгеньевичем Вельтищевым
было предложено выделять четыре большие группы диатезов.
1. |
Аллерготопические (иммунотопические): аллергический (атопический);
инфекционно-аллергический; лимфатический.
|
2. |
Обменные (дисметаболические): мочекислый; оксалатный; диабетический;
геморрагический; тромбоцитопатический; ожирение.
|
3. |
Органотопические: нефропатический; эрозивно-язвенный; гипертонический;
кардио-ишемический; атеросклеротический.
|
4. |
Нейротопические: психоастенический; вегетодистонический.
|
В педиатрии выделяют характерные анамнетические, клинико-лабораторные
и иммунологические маркеры наиболее часто встречающихся диатезов у
детей.
1. Атопический диатез:
а) |
положительные данные семейного аллергологического анамнеза (наличие
аллергических реакций у родственников ребенка, как по отцовской, так
и по материнской линии);
|
б) |
изменения реакции кожи: белый дермографизм; побледнение в месте
введения никотиновой кислоты; резкое увеличение чувствительности
кожи к внутрикожному введению гистамина с повышением ее температуры;
повышенная чувствительность бронхов к гистамину и ацетилхолину;
|
в) |
лабораторные данные: увеличение JgE в сыворотке крови; снижение
норадреналина в сыворотке крови; уменьшение реакции гликемии на
адреналин и ответной цитохимической реакции лимфоцитов и
сегментоядерных лейкоцитов на адренергические стимулы.
|
2. Аутоаллергический диатез:
а) |
данные семейного анамнеза (СКВ, ревматоидный артрит, некоторые
заболевания соединительной ткани, иммуногемопатии у родственников);
|
б) |
возраст (1—5 лет и 12—14 лет), совпадающий с периодами
максимального относительного вытяжения;
|
в) |
пол (у девочек чаще, чем у мальчиков, а к пубертатному периоду —
исключительно у девочек);
|
г) |
частые осложнения после профилактических прививок;
|
д) |
повышенная чувствительность кожи к УФ-облучению;
|
е) |
лабораторные данные: повышенное содержание у-глобулинов в крови;
выявление Le-клеток, антинуклеарного фактора в состоянии полного
клинического благополучия.
|
3. Инфекционно-аллергический диатез:
а) |
возможность развития васкулита в ответ на различные
инфекции;
|
б) |
длительные периоды субфебрильной температуры и повышения СОЭ после
ОРВИ и заболеваний носоглотки;
|
в) |
частые полиартралгии и (или) кардиалгии в ходе ОРВИ, других
бактериальных инфекций.
|
4. Экссудативный диатез:
а) |
изменения со стороны кожи и подкожной клетчатки: бледность кожи,
рыхлость, часто избыточное развитие подкожной клетчатки (паратрофия);
снижение эластичности кожи и тургора тканей; «гнейс»
на волосистой части головы, «молочный струп», строфулюс,
«мокнущая» экзема;
|
б) |
изменения со стороны слизистых оболочек: усиленная десквамация эпителия
языка («географический язык»); стоматит; конъюнктивит,
блефарит; ринит, фарингит, синусит, бронхит, ложный круп;
|
в) |
изменения лимфаденоидной ткани; увеличение аденоидов, миндалин,
полилимфадения, гепатоспленомегалия;
|
г) |
лабораторные данные: эозинофилия; гипо- и диспротеинемия;
гипохолестеринемия; повышенное содержание JgE, снижение JgA.
|
5. Лимфатико-гипопластический диатез:
а) |
частые ОРВИ, астматический синдром;
|
б) |
избыточная масса и длина тела;
|
в) |
изменения со стороны кожи и подкожной клетчатки: бледность,
экссудативные элементы, рыхлость, гидрофильность, часто избыточное
развитие подкожной клетчатки, снижение тургора тканей и мышечного
тонуса;
|
г) |
изменение лимфаденоидной ткани: тимомегалия, аденоидит,
гипертрофический тонзиллит, полилимфадения, гепатоспленомегалия;
|
д) |
врожденные пороки, гипоплазия внутренних органов;
|
е) |
лабораторные данные: умеренный лейкоцитоз, лимфо- и моноцитоз,
гипогликемия, повышенное содержание Е, снижение Т- и В-лимфоцитов.
|
6. Нервно-артрический диатез:
а) |
возраст (чаще 7—14 лет);
|
б) |
кожные проявления: аллергические реакции в виде отеков Квинке,
крапивницы, нейродермита, экземы;
|
в) |
нейро-астенический синдром: преобладание процессов возбуждения,
раннее психическое и эмоциональное развитие, эмоциональная лабильность,
ночные страхи, упорная анорексия, тикоидные и хореические гиперкинезы,
логоневроз, привычные рвоты, аэрофагия, энурез;
|
г) |
обменные нарушения: синдром ацетонемической рвоты; полиартралгии,
дизурические расстройства;
|
д) |
спастический синдром: мигренеподобные головные боли, кардиалгии,
склонность к гипертензии, почечным и кишечным коликам.
|
Сочетание этих диатезов с определенными метеорологическими
факторами, по нашему мнению, может усиливать эффект реализации
перехода предрасположенности в болезнь, а также являться прогностически
неблагоприятным моментом в возникновении и течении заболеваний со
сходными патоморфологическими и иммунопатологическими механизмами.
Диагностика метеотропных реакций часто является затруднительной,
т.к. дети, родители и врачи, как правило, не связывают ухудшение
общего состояния, возникновение заболевания или обострение имеющейся
хронической патологии с изменением метеорологических, электромагнитных
или геофизических параметров. Поэтому при обследовании детей и
подростков с повышенной метеочувствительностью необходимо учитывать
ряд факторов. Прежде всего, это связь и неоднократное повторение
однообразных симптомов при «плохой» погоде и исчезновение
их при «хорошей». У таких детей перед сменой погоды часто
возникают субъективные предчувствия этого, так называемая
«метеорологическая аура». Дети становятся малоактивными,
падает умственная и физическая работоспособность, появляются, на
первый взгляд, необоснованные жалобы. Важным в диагностике является
и отсутствие метеотропных реакций вне погодных причин.
Дополнительную информацию в процессе диагностики метеотропных
реакций можно получить, используя метео-индексы И. Кедро,
О.Г. Богаткина, И.А. Григорьева и др. При вычислении
метеопатологического индекса (МИ) de Rudder используется формула:
МИ = (n · m) / (N · M),
где n — период в днях, за которые собран анамнез; m —
общее число клинических ухудшений; N — дни неблагоприятной
погоды за тот же период; M — число ухудшений, связанных с
изменением погоды. При этом, если МИ выше 1, то можно говорить о
повышенной или патологической метеочувствительности. Высоко
достоверная метеочувствительность считается при МИ 1,5 и выше [6].
Средний срок наблюдения за ребенком, позволяющий объективно
оценить метеочувствительность, должен составлять 1,5—2 месяца.
При этом должно быть зарегистрировано не менее 3—5 дней с
резкими колебаниями погодных условий.
При подтверждении метеочувствительности у пациента дальнейшая
профилактика и лечение должны строиться с учетом медицинских прогнозов
погоды [5]. Ребенку рекомендуется проводить индивидуальные специфические
и неспецифические меры метеотропной профилактики в зависимости от
предполагаемого его типа реакции. К специфической метеотропной
профилактике относится назначение или коррекция доз базисной терапии.
К неспецифической метеопрофилактике относятся мероприятия —
как медикаментозные, так и немедикаментозные, — повышающие
защитные силы организма. Из немедикаментозных средств следует
использовать режимные моменты, полноценный по качеству и количеству
сон, коррекцию физических и умственных нагрузок в течение дня. У детей
старшего возраста и подростков с этой целью можно применять аутотренинг,
метод биологической обратной связи. Особое место в реабилитации детей
с метеотропными реакциями отводится консультациям клинического психолога.
Заключение
Метеочувствительность у детей имеет возрастные
закономерности. Метеотропные реакции, в зависимости от действующих
факторов и механизмов реализации, проявляются различными клиническими
синдромами. Возникновение этих синдромов всегда связано с
метеорологическими факторами, что и отличает метеоротропные реакции от
сходных с ними по клинике хронических заболеваний. По нашему мнению,
определенный тип метеотропных реакций у детей зависит от имеющихся у
них аномалий конституции.
Литература
1. Вельтищев Ю.Е. Наследственные предрасположения к
болезням, диатезы и пограничные состояния у детей // Педиатрия. –
1984. – № 12. – С. 3–9.
2. Воронцов И.М., Кельмансон И.А., Цинзерлинг А.В.
Синдром внезапной смерти грудных детей. – СПб.: Специальная
литература, 1997. – 220 с.
3. Ганузин В.М., Черная Н.Л. Распространенность
метеочувствительности и метеотропных реакций у студентов старших курсов
// Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2015.
– № 3. – С. 28–31.
4. Григорьев А.И. Проблемы метеотропизма в
университетской гигиене (на примере студентов педагогического вуза):
автореф. дис. … докт. мед. наук. – М., 1992. –
34 с.
5. Григорьев К.И. Метеопрофилактика в педиатрии:
монография. – М.: Русский врач, 2010. – 115 с.
6. Григорьев К.И. Адаптация и стресс в детском
возрасте. – М.: МЕДпресс-информ, 2014. – 304 с.
7. Григорьева Н.К. Нарушения метеочувствительности,
их профилактика и коррекция при различных болезнях у детей: автореф.
дис. … канд. мед. наук. – М., 2005. – 24 с.
8. Дробышева А.А., Дробышев А.Д. Профилактика и
коррекция метеотропных реакций у детей 10–14 лет с нейроциркуляторной
дистонией. – СПб.: Издат-во РГГМУ, 2009. – 115 с.
9. Мачарадзе Д.Ш. Холодовая крапивница: особенности
диагностики и лечения // Лечащий врач. – 2010. – № 10.
– С. 5–8.
10. Неудахин Е.В. Общие представления о конституции
человека, конституционных типах, аномалиях конституции и диатезах //
Вопросы детской диетологии. – 2013. – № 4. –
С. 46–50.
11. Неудахин Е.В., Чемоданов В.В. К дискуссии о
конституции человека, конституциональных типах и диатезах // Педиатрия.
– 2005. – № 5. – С. 60–67.
12. Оценка риска воздействия магнитного поля на организм
человека в различных возрастных группах и возможности его минимизации /
В.В. Макарьин, Н.Л. Черная, О.Б. Дадаева [и др.] //
Актуальные проблемы экологии Ярославской области. – Ярославль.
– 2008. – Том 2. – С. 89–93.
13. Соловьева В.А. Магнитные бури: защита и адаптация.
– М.: АСТ, 2006. – 159 с.
14. Сравнительная характеристика вегетативной
устойчивости и социальной адаптированности подростков, обучающихся в
сельских и городских школах / Н.Л. Черная, В.М. Ганузин,
А.В. Киселева [и др.] // Детская больница. – 2009. –
№ 1(35). – С. 33–37.
15. Ходакова В.Е., Соколова Н.А., Чёрный С.Г. Влияние
природно-климатических факторов на социально-экономические и
производственные системы: монография. – Херсон., 2012. –
354 с.
16. Черная Н.Л. Конституциональные типы детей. Диатезы.
Современное состояние вопроса. – Ярославль. – 2012. –
36 с.
17. Черная Н.Л., Ганузин В.М. К вопросу о
метеочувствительности и метеотропных реакциях у детей // Клиническая и
медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон.
науч. журн. – 2015. – № 2(8) [Электронный ресурс].
URL: http://medpsy.ru/climp
18. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. –
2-е изд. – М.: Мысль,1976. – 367 с.
Ссылка для цитирования
УДК 159.922.7:616-056.4
Ганузин В.М. Общие представления о метеотропных реакциях, диатезах
и идентичности их клинических проявлений // Клиническая и медицинская
психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн.
– 2017. – Т. 5, № 1(15) [Электронный ресурс].
– URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|