Рецензия на книгу «Искусствотерапия». СПб.: Речь, 2014
Бабин С.М. (Санкт-Петербург, Россия)
|
Бабин Сергей Михайлович
– доктор медицинских наук, профессор, заведующий
кафедрой психотерапии и сексологии; федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Северо-Западный государственный медицинский университет им.
И.И. Мечникова», ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург,
191015, Россия. Тел.: (812) 327-35-93;
– президент Российской Психотерапевтической Ассоциации
(РПА), член президиума и исполнительного комитета Российского общества
психиатров (РОП).
E-mail: sergbabin@inbox.ru
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
В последние годы в России арт-терапия и/или терапия посредством
искусства является одной из наиболее бурно развивающихся областей
психотерапии и психологического консультирования. Ежегодно выходят
десятки работ, как отечественных, так и зарубежных, посвящённых как
общим вопросам, так и различным формам, методам работы или
специфическим областям применения арт-терапии. В этом информационном
море, первый вопрос, который возникает у потенциального читателя,
— что нового может дать российскому специалисту рецензируемая
работа? При этом специфической особенностью нашего рынка
профессиональной литературы является ее интерес к переводам
преимущественно англоязычных авторов, или, на худой конец, работ из
условно «больших» европейских стран (Германия,
Франция и т.п.). На этом фоне явно выделяется перевод монографии
латышских специалистов. В последние десятилетия развитие психотерапии в
Прибалтике, и, в частности, в Латвии, шло своим специфическим путем, во
многом опережая, в частности в организационном плане, развитие
отечественной психотерапии и консультирования. Это само по себе
является очень интересным фактом, и может дать повод задуматься многим
российским коллегам, ратующим за некий «особый»
специфический путь развития.
Рецензируемая работа написана коллективом авторов под руководством
профессора Кристины Мартинсоне и посвящена описанию латвийской модели
искусствотерапии. При этом отличительной особенностью монографии
является ее ориентация именно на современные мировые стандарты
понимания психотерапии искусством, подготовки специалистов,
исследования в данной области и т.п. Авторы в предисловии выражают
благодарностям российским коллегам, в частности А.И. Копытину,
благодаря сотрудничеству с которыми развивалось данное направление в
Латвии. Тем не менее, развитие профессии искуствотерапевта в стране
ориентировано преимущественно на модель, существующую в Великобритании.
Тем более, это будет интересно и полезно отечественным специалистам,
на фоне продолжающихся дискуссий о судьбе профессии
«психотерапия».
Первая часть работы посвящена описанию общих вопросов искусствотерапии
— формированию и развитию профессии, взаимовлиянию психологии
и психотерапии на искусствотерапию, этапам и характеристикам самого
процесса психотерапии с точки зрения интегративно-эклектического
подхода. В последнем случае весьма интересными представляются разделы,
посвященные циклической модели творческого процесса во взаимосвязи с
циклической моделью терапевтических отношений, рассматривающих
специфические интервенции, характерные именно для искусствотерапии. Для
отечественных специалистов будет весьма интересной сама полемика
авторов, начиная с предисловия к русскому изданию, с традиционно
используемым в России термином арт-терапия в пользу понятия
искусствотерапия, как совокупности всех специализаций в данной области.
В разделе общих аспектов искуссвотерапии отдельные главы посвящены
вопросам, которые редко обсуждаются отечественными авторами, хотя, на
мой взгляд, являются основополагающими для профессионала, в частности
проблема компетенции специалиста, правовым и этическим аспектам
профессии, супервизии и современным исследованиям в данной области.
Краткость и лаконизм описания сочетается с достаточно полным и глубоким
погружением в проблематику.
Следует подчеркнуть, что в Латвии, в том числе благодаря усилиям
авторов, профессия искусствотерапевт получила признание на
государственном уровне, и вошла в классификатор профессий. В рамках
профессионального стандарта искусствотерапевта существует четыре
возможные специализации — визуально-пластическая (арт)
терапия, танцевально-двигательная терапия, музыкальная терапия и
драматерапия. Именно этим четырем специализациям искусствотерапии
посвящены отдельные главы второй части монографии. Каждая глава
построена по одинаковому плану — дается общая характеристика
метода, приводятся варианты его оценки, описываются процесс и имеющиеся
терапевтические подходы, в заключении авторы ссылаются на современные
литературные источники по каждой специализации.
Мне, как специалисту, занимающемуся музыкальной психотерапией, был
очень интересен раздел, посвященный описанию именно этой разновидности
искусствотерапии. Авторы смогли достаточно полно представить имеющиеся
терапевтические подходы, познакомить читателей с основными принципами и
разновидностями активной музыкальной терапии:
психоаналитически-ориентированной, методом Нордоф-Роббинс,
интегративной терапией Дж. Алвин, музыкальной терапией Орффа и
интегративно-эклектическим направлением в терапии.
Уверен, что книга будет востребована и полезна российским специалистам,
работающим в области искусствотерапии (арт-терапии в традиционном
понимании) и обогатит наше общее понимание профессии.
Ссылка для цитирования
Бабин С.М. Рецензия на книгу «Искусствотерапия».
СПб.: Речь, 2014 // Клиническая и медицинская психология: исследования,
обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. –
Т. 5, № 2(16) [Электронный ресурс]. –
URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|