|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
![]() Рецензируемая книга, позиционируемая в аннотации как монография, имеет важный подзаголовок серии, в которой она издана — «Психологический инструментарий». С этих позиций и хотелось бы дать представление об этом новом инструменте, который могут использовать в своей работе медицинские психологи при диагностике нарушений мышления при шизофрении. Как считают авторы работы, эта методика может с успехом применяться не только в патопсихологии и нейропсихологии, но и в областях, прямо не относящихся к клинической (медицинской) психологии, а именно в сфере образования, профориентации, профотбора, кадровой работе и т.п., однако это утверждение требует дополнительных исследований. Актуальность такого издания определяется определенным дефицитом стандартизованных средств диагностики нарушений мышления в отечественной (и не только!) клинической психологии - в этой области большое значение имеет идиографический, качественный подход наряду с номотетическим, определяющих общие количественно оцениваемые закономерности. Оценка особенностей мышления, уровня его развития/снижения — всегда непростая задача для психологов. Именно практическая значимость данной монографии дает основание обсуждать ее достоинства спустя более пяти лет с выхода книги в свет. Структура монографии традиционна: текст разделен на 5 неравных по объему структурных единиц — теоретическое обоснование методики, стимульный материал и процедура, оценка и интерпретация результатов, а также два небольших параграфа, посвященные валидности и надежности методики. Для читателей большое значение имеет достаточно объемное приложение, позволяющее рассматривать издание реально как психологический инструментарий, когда прописаны все тонкости процедуры, диагностики, обработки и интерпретации данных. В нем представлен стимульный материал, бланки протоколов, таблицы оценки по трем формам методики. Следует заметить, что методика МДСП, детище авторского коллектива Курского медицинского университета и Курской лаборатории судебной экспертизы Минюста России, имеет заслуженную историю создания, еще в 1978 году она была рекомендована Минздравом РСФСР к использованию в научно-практической сфере для диагностики расстройств мышления при шизофрении. Замысел авторов методики прозрачен — создать на основе модификации имеющихся средств диагностики патопсихологии, в частности, методики «сравнение понятий», которая выступает как своего рода прототип конструируемого инструмента, новое средство патопсихологической диагностики своеобразия (нарушений) мышления у разных категорий испытуемых, прежде всего имеющих психические расстройства. Большой опыт ее применения в клинической практике и судебной экспертизе, стремление авторов доказательно обосновать ее чувствительность к когнитивному стилю концептуализации здоровых людей, проведенная формализация критериев и тщательная проработка статистической стороны, оценка валидности и надежности, предоставление нескольких форм методики (А, В, С) позволили сделать этот инструмент более соответствующим современным требованиям доказательной науки. Авторами проделана кропотливая работа по сбору и анализу значительного объема материала для разработки усовершенствованной версии методики дискриминации свойств понятий. Предлагаемая методика — хорошее подспорье для медиков или для начинающих свою работу клинических психологов, поскольку в ней прописаны шаги процедуры проведения и оценки, даны все «ключи», позволяющие определить когнитивный стиль и концептуализацию испытуемого, а также — нарушения мышления. К достоинствам методики следует отнести возможность ее неоднократного применения (не только отдельных форм, но и повторных выполнений в динамике), авторы приводят данные такой работы применительно к здоровым студентам-медикам, прослеживая связь вариантов стиля концептуализации и успешности обучения. Также достоинство уже монографии, а не только методики — наличие хорошо прописанных случаев применения методики у конкретных пациентов с определенными психическими расстройствами и выставленными диагнозами с полноценным разбором, хотя авторы честно указали время проведения диагностики — 1969 и 1970 годы, наверное, было бы интересно увидеть и современные протоколы в подобной монографии. Как и всякое диагностическое средство, эта методика наряду с достоинствами (надежность, валидность, обоснованность и формализованность процедуры и др.) имеет и определенные недостатки. Первый из них — определенная громоздкость процедуры диагностики, хотя в каждой форме всего по три сопоставляемые пары понятий, но списки, по которым оцениваются понятия, достаточно объемны, что создает трудности при пониженной мотивации и снижении работоспособности испытуемого. Второй - сложность применения методики в течение длительного времени, при меняющихся социальных, образовательных и иных обстоятельствах, т.е. необходимость ее пересмотра с течением времени, хотя это — удел практически всех психодиагностических средств, которые регулярно переиздаются в новых, пересмотренных версиях. Будет ли подобное будущее ждать и методику МДСП — покажет время. В настоящее время книгу авторского коллектива под руководством д.м.н. профессора В.В.Плотникова можно рекомендовать как монографию, вносящую определенный вклад в наши представления о когнитивных стилях и средствах их изучения при сохранном и нарушенном психическом здоровье. С другой стороны — это методические рекомендации по применению отечественного психодиагностического инструмента, готового к применению в руках специалистов — медиков и медицинских психологов.
Ссылка для цитирования Зверева Н.В. Рецензия на книгу «Методика дискриминации свойств понятий (МДСП)», авторы Плотников В.В., Северьянова Л.А., Плотников Д.В., Бердников Д.В. М.: Когито-Центр, 2009 (Психологический инструментарий) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2017. – Т. 5, № 2(16) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
![]() |
|
|