Психологическое сопровождение детей-спортсменов на этапе
санаторно-курортного лечения
Цехмейструк Е.А., Левицкая Т.Е. (Томск, Россия)
|
Цехмейструк Екатерина Александровна
– старший преподаватель кафедры генетической и
клинической психологии; федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования «Национальный
исследовательский Томский государственный университет»,
пр. Ленина, 36, Томск, 634050, Россия. Тел.: (3822) 529-580.
E-mail: mea2887@mail.ru
|
|
Левицкая Татьяна Евгеньевна
– кандидат психологических наук, доцент, доцент
кафедры генетической и клинической психологии; федеральное
государственное автономное образовательное учреждение высшего
образования «Национальный исследовательский Томский
государственный университет», пр. Ленина, 36, Томск, 634050,
Россия. Тел.: (3822) 529-580.
E-mail: levic69@mail.ru
|
Аннотация.
Санаторно-курортная сфера имеет огромный потенциал для укрепления и
восстановления физического и психического здоровья детей-спортсменов.
На основании специфики спортивной деятельности, психологических
особенностей детского возраста и принципов санаторно-курортной практики
нами определены основные особенности психологического сопровождения
детей-спортсменов на этапе санаторно-курортного лечения.
Ключевые слова:
психологическое сопровождение; дети-спортсмены; санаторно-курортное
лечение; спортивная деятельность.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Психологическое сопровождение в санаторно-курортной практике, несмотря
на теоретическую и практическую значимость, является малоизученной и
открытой проблемой. Существование объективных требований в развитии
психологических направлений рекреационной сферы «как одного
из важнейших стратегических направлений оздоровления населения
страны» ставит закономерные вопросы о необходимости
разработки и реализации программ психологического сопровождения как
неотъемлемой части санаторно-курортного восстановления [7; 10].
Реабилитационная направленность рекреационной сферы имеет особую
значимость в работе со спортсменами. Дополнительное значение это
направление имеет для детского возраста в связи с вопросами сохранения
психического и физического здоровья.
Психологическое сопровождение процесса оздоровления следует
понимать как компонент комплексной оздоровительной программы
рекреационного комплекса, как систему мероприятий, направленных на
мобилизацию резервов психики, обеспечивающих высокую эффективность
жизни и деятельности [7]. Исходя из этого, основная задача
психологического сопровождения детей-спортсменов видится в
восстановлении психической работоспособности и повышении уровня
психологической адаптации у юных спортсменов, чья деятельность связана
с частыми и интенсивными психоэмоциональными нагрузками. Следует
помнить, что психическая работоспособность снижается раньше, чем
физическая, в связи с чем необходимость целенаправленных воздействий,
направленных на ее восстановление, представляется весьма значимой.
Снижение психической работоспособности у спортсменов сопровождается
ухудшением реакции, уменьшением скорости принятия решения, ослаблением
памяти, внимания и многих других психических качеств [8], что,
несомненно, негативно сказывается на спортивных результатах.
На основании анализа литературы по данной проблеме можно выделить
основные особенности реализации психологической работы в
санаторно-курортных учреждениях, которые определяются преимущественно
спецификой данного вида медицинской помощи [13], а также отметить
важные аспекты психологического сопровождения спортсменов-юниоров.
Прежде всего, санаторно-курортное лечение предполагает временное
ограничение восстановительных мероприятий, в связи с чем
психологическое воздействие должно носить краткосрочный характер при
возможности получения максимального эффекта [1]. Диагностические,
коррекционные и психотерапевтические методы должны быть подобраны таким
образом, чтобы при минимальных затратах времени и труда давать
максимальный результат. Это могут быть самостоятельные
экспресс-методики либо адаптированные для санаторно-курортных условий
общеизвестные методы и средства психологических манипуляций.
Среди психологических диагностических методик широкое распространение
в санаторно-курортной практике при работе с детьми-спортсменами получили
методики, направленные на исследование психоэмоциональной, когнитивной и
личностной сфер [13]. Важность психодиагностических мероприятий на
санаторно-курортном этапе лечения обуславливается значимостью
психологических факторов в возникновении и развитии негативных
функциональных состояний у спортсменов; также их изменения особенно
заметны на этапе предболезни. Использование психологических показателей
необходимо для оценки эффективности проводимого лечения [1].
В психокоррекционной работе со спортсменами активно используются
методы саморегуляции, методики релаксации, аутотренинг, БОС-технологии,
методы арт-терапии [1; 3; 4; 9; 13]. Несомненным преимуществом последних
является возможность успешного применения в детском возрасте.
Использование данных методов позволяет в короткие сроки повысить
показатели психоэмоционального статуса, стабилизировать активность,
настроение и самочувствие спортсменов, способствуя восстановлению
психической работоспособности [3].
Еще одной особенностью психологического сопровождения рекреационной
сферы является учет индивидуально-психологических характеристик
отдыхающих и специфики их профессиональной деятельности [1; 2].
В частности, при организации работы с юными спортсменами необходимо
опираться на особенности спортивной деятельности, которая проходит в
экстремальных условиях и требует от спортсменов постоянной мобилизации
ресурсов растущего организма, что может приводить к различным нарушениям
в соматическом и психическом здоровье [4]. Особенности годичного
тренировочного цикла предполагают разную степень физической и
психической нагрузки на спортсмена, поэтому при разработке основных
мишеней воздействия необходимо учитывать период спортивной деятельности,
в котором находится спортсмен [12]. Так, для тренировочного периода
характерны рост и повышение интенсивности тренировочных нагрузок,
что необходимо для расширения функциональных возможностей организма;
идет становление спортивной формы. В связи с этим на данном этапе
психологическое сопровождение будет направлено на управление
психической работоспособностью, содействие развитию психических
возможностей и повышение адаптационного потенциала спортсмена.
Основными задачами реабилитационного периода являются полноценное
физическое и психическое восстановление после тренировочных и
соревновательных нагрузок, а также поддержание оптимальной готовности
спортсмена к началу очередного годичного цикла [Там же]. Соответственно,
программа психологического воздействия должна быть ориентирована на
восстановление психической работоспособности спортсмена, на коррекцию
негативных психоэмоциональных состояний.
Следует также отметить, что если комплекс медицинских мероприятий
для данного контингента отдыхающих активно изучается и разрабатывается,
то психологическое воздействие используется преимущественно в контексте
оптимизации психоэмоционального состояния [7].
Несмотря на это, современный уровень развития психологической науки и
информационных технологий позволяет существенно повысить эффективность
психологических влияний в сфере восстановительных мероприятий на
расширение результатов психологической подготовки спортсменов.
Длительные психоэмоциональные нагрузки оказывают негативное
влияние на состояние психологических качеств спортсмена, определяющих
успешность освоения спортивной деятельности. Выраженность и значение
тех или иных психологических качеств определяются уровнем подготовки
спортсмена и спецификой вида спорта, которым он занимается. Однозначного
определения спортивных психологических качеств в психологии сегодня
не существует, различные подходы описывают их с разных позиций. Однако
среди ключевых качеств большинством исследователей отмечаются
специализированные когнитивные процессы, мотивационные и личностные
характеристики, необходимые для проявления высокой результативности
в спорте. Такие качества, как внимание, скорость реакции, восприятие
времени и др., могут рассматриваться в качестве показателей психической
работоспособности спортсмена, что имеет особое значение для санаторно-курортного
восстановления [11]. Здесь необходимо учитывать, что в контексте
рекреационной психологии значение будут иметь не качественные
характеристики спортивных психологических качеств, а их количественный
аспект и динамичность, позволяющие оценить их изменения и рассматривать
их в качестве критерия эффективности восстановительных мероприятий.
В связи с этим мы полагаем, что при разработке программ
психологического сопровождения детей-спортсменов можно не
ограничиваться воздействием только на психоэмоциональную сферу, а
использовать коррекционные методики, направленные на восстановление
спортивных психологических качеств. Подобный комплексный подход будет
способствовать более эффективному восстановлению всех сторон психики
спортсмена.
Здесь основными требованиями к методам коррекции будут индивидуальность
и адаптивность, позволяющие быть эффективными для разных возрастных
групп и при разных уровнях выраженности тех или иных психологических
качеств. Состояние когнитивных процессов, например, может корректироваться
с помощью метода когнитивной тренировки, которая активно используется
в зарубежной и отечественной спортивной психологии [5].
Целенаправленная работа с мотивационной и личностной сферой юного
спортсмена представляется проблематичной в связи с несформированностью
данных психологических характеристик у детей и отсутствием однозначного
понимания понятия «мотивация» в клинике. Однако изменения
в данных сферах могут быть получены в качестве вторичного эффекта от
манипуляций с психоэмоциональными и когнитивными процессами [15].
Данное положение подтверждается исследованиями взаимосвязи между
когнитивно-моторными и эмоционально-волевыми компонентами психики
[6; 14].
Важным прикладным аспектом подобного подхода психологического
сопровождения является конструктивное расширение поля
информированности спортсмена. Получение дополнительных знаний о
значении психологических характеристик для
тренировочно-соревновательной деятельности, о способах влияния на них
способствует формированию самосознания спортсмена, повышению его
психологической грамотности, расширению комплекса
спортивно-психологических знаний.
Таким образом, психологическое сопровождение детей-спортсменов
в санаторно-курортном учреждении должно реализовываться с учетом
специфики спортивной деятельности и психологических особенностей
детского возраста и соответствовать требованиям и принципам
санаторно-курортной практики. На сегодняшний день современные
технологии позволяют оказывать комплексное воздействие на
психологический статус спортсмена, что способствует более
эффективному восстановлению. Стоит отметить, что подобный подход к
психологическому сопровождению юных спортсменов на санаторно-курортном
этапе способствует обеспечению надежности и продуктивности их
спортивной деятельности за счет улучшения психологических
функций, качеств и свойств личности, необходимых для достижения
высоких спортивных результатов.
Литература
1. Беловодова С.Е. Медико-психологические основы
психологического сопровождения в санаторно-курортных комплексах //
Университетские чтения-2010: материалы научно-методических чтений ПГЛУ
(Пятигорск, 14 января 2010 г.). – Пятигорск, 2010. –
Ч. 10. – С. 242–248.
2. Ветитнев A.M., Журавлева Л.Б. Курортное дело:
учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – 528 с.
3. Гант Е.Е., Орленко Е.М. Психологические средства
восстановления психической работоспособности спортсменов //
Физическое воспитание студентов. – 2016. – № 5.
– С. 4–9.
4. Каськова Д.С. Психологическое сопровождение как
один из факторов предупреждения травматизма спортсменов //
Психологическое сопровождение лечебного процесса: материалы
всероссийской научно-практической конференции (Курск, КГМУ, 14 мая
2010 г.) [Электронный ресурс]. – Курский государственный
медицинский университет, 2010. – C. 142–145. –
URL: medpsy.ru/library/library043.pdf (дата обращения: 17.04.2017).
5. Компьютерные тренажеры внимания в практике
спортивной подготовки: методические рекомендации / авт.-сост.
Д.А. Семёнов, А.В. Минаева. – Красноярский кр. ин-т
повыш. квалиф. работников физ. культуры и спорта. – Красноярск,
2014. – 29 с.
6. Кравченко Ю.Е. Когнитивное опосредствование в
процессе становления высших форм эмоций: дис. … канд. психол.
наук. – М., 2004. – 234 c.
7. Лоскутова Л.И., Захаров М.С. Психологическое
сопровождение в рекреации // Сборник научных трудов SWorld: Сборник
научных трудов по материалам международной научно-практической
конференции «Современные направления теоретических и
прикладных исследований» (Одесса, Украина, с 20 по 31 марта
2012 г.). – 2012. – Т. 2, № 1. –
С. 69–70 [Электронный ресурс] – URL:
elibrary.ru/contents.asp?issueid=1016299 (дата обращения 17.04.2017).
8. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств
в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 220 с.
9. Мирошник И.М., Гаврилин Е.В. Новые технологии
личностно-ориентированной реабилитации в санаторно-курортных условиях
// Вести физиотерапии и курортологии. – 2001. – № 1.
– С. 30–31.
10. Полозков И.М. Инновационный путь развития
санаторно-курортного и реабилитационно-восстановительного лечения в
системе ФМБА России // Курортная медицина. – 2011. –
№ 1. – С. 6–13.
11. Психология спорта: монография / под ред.
Ю.П. Зинченко, А.Г. Тоневицкого. – М.: МГУ, 2011.
– 424 с.
12. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной
деятельности в контексте самореализации личности: монография / под общ.
ред. Л.Г. Уляевой. – М.: Издатель Мархотин П. Ю., 2014.
– 236 с.
13. Репс В.Ф. Медико-психологические аспекты здоровья
и организации психологического сопровождения рекреационных комплексов
// Университетские чтения: материалы научно-методических чтений ПГЛУ
(Пятигорск, 1–12 января 2008 г.). – Пятигорск: ПГЛУ,
2008. – Ч. 1. – С. 93–99.
14. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: Игры и
упражнения. – 2-е изд., доп. – М.: Независимая
фирма "Класс", 1999. – 272 с.
15. An effect of a complex programme of
medico-psychological rehabilitation on young female rhythmic gymnasts /
N.V. Kozlova, T.E. Levickaya, E.A. Cexmejstruk [et al.]
// Ponte. – 2016. – Vol. 72, № 9. –
P. 2–8.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9:796.071-053.2:615.838
Цехмейструк Е.А., Левицкая Т.Е. Психологическое сопровождение
детей-спортсменов на этапе санаторно-курортного лечения // Клиническая
и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон.
науч. журн. – 2017. – Т. 5, № 2(16) [Электронный
ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|