|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Вопросы коммуникативной компетентности специалистов в области профессионального взаимодействия хорошо представлены в научной отечественной и зарубежной литературе. В частности, коммуникативная компетентность врача в последние десятилетия стала предметом пристального внимания широкого круга специалистов-психологов и врачей, что привело к многочисленным дискуссиям, публикациям в различных научных изданиях статей по результатам исследований в рамках этой тематики. Традиции «врачевания словом» уходят корнями в глубину веков. В отечественной медицинской истории значение особенного общения с больным подчеркивали действительно великие врачи, всегда оказывавшиеся в авангарде научной медицины: И.Е. Дядьковский, М.Я. Мудров, С.П. Боткин, В.М. Бехтерев, И.А. Кассирский и др. В современном мире отношения пациента и врача вызывают все больший интерес еще и потому, что от характера выстраивания взаимодействия в этой диаде зависит комплаенс пациента, следовательно, и его выздоровление. По данным Лиги пациентов 90% конфликтов возникает из-за неумения или нежелания объяснить пациенту или его близким что-либо. Вероятно, именно поэтому процесс формирования коммуникативных навыков и непосредственная реализация пациент-ориентированной модели консультирования требует отдельного рассмотрения. Сегодня в структуре медицинского образования в России не предусмотрено обучения важнейшим коммуникативным навыкам. Однако с введением аккредитации выпускников, включающей, в том числе, и оценку коммуникативных навыков, в вузах внедряются практические занятия в рамках различных клинических дисциплин, формируются программы обучения врачей. В 2018 году благодаря проекту «Московская медицина» русскоязычному читателю впервые предоставляется возможность открыть для себя широкий пласт международных исследований в области коммуникации врача и пациента. Книга «Навыки общения с пациентами», написанная группой авторов Дж. Сильверман, С. Кёрц, Дж. Дрейпер (пер. с англ. А.И. Дорман) раскрывает читателям структуру медицинской консультации, которая была подробно описана в «Калгари-Кэмбриджских руководствах» (2003 г.). Книга содержит введение и восемь глав, четыре из которых посвящены соответст-вующим этапам медицинской консультации. В первой главе авторы попытаются ответить на вопрос: «чему учить и учиться?», предлагая тем самым обоснование для разработки учебных программ по формированию навыков коммуникации в медицине. Авторы приводят список из 73 коммуникативных навыков, раскрывая при этом взаимосвязи типов навыков, составляющих вместе медицинскую консультацию. Читателей не должна пугать эта цифра. Это свидетельствует как раз о максимально полном анализе коммуникативного процесса между врачом и пациентом. И мы рассматриваем это как безусловное достоинство данной работы и как одну из причин назвать эту книгу учебником по коммуникации. В каждой из глав, которые имеют название соответствующих этапов медицинской консультации (главы вторая «Начало консультации», третья «Сбор информации», шестая — «Объяснение и планирование» и седьмая — «Завершение консультации»), авторы предельно четко прописывают задачи каждого из этапов в терминах коммуникативных действий. Сегодня мы очень хорошо понимаем, что врачу недостаточно владеть профессиональными знаниями и иметь хорошие манеры. Конкретные навыки общения, которые врач сознательно решает применить, оказывают серьезное влияние на точность и эффективность консультации и на природу отношений врача и пациента. Хотя контекст, в котором проводятся консультации, может быть самым разным (от первичных до контрольных приемов, от амбулаторного приема до постели больного в стационаре и т.д.), необходимые общие задачи и отдельные навыки рассматриваются как постоянные. Врачами часто недооцениваются трудности, возникающие на этапе объяснения и планирования дальнейшего взаимодействия с пациентом. Это и недостаточный объем информации о лекарственных препаратах и процедурах обследования, непонимание специфического профессионального сленга врача, плохое запоминание пациентом большого объема информации и др. Авторы приводят результаты многочисленных зарубежных исследований, иллюстрирующих, насколько велики бывают сложности в понимании процесса лечения врачом и пациентом, и насколько сильным оказывается влияние этих трудностей на процесс выздоровления пациента. И тут же предлагают нам использование конкретных коммуникативных навыков для сведения к минимуму подобных препятствий на пути взаимодействия всех участников медицинской консультации. Главы четвертая и пятая посвящены двум основным задачам, связующим все этапы консультации. Это структурирование консультации и выстраивание отношений. У врача гораздо больше возможностей для определения рамок, границ, темпа, структуры и содержания консультации, чем у пациента. Своим поведением доктор регулирует пределы свободы пациентов, независимо от того, осознает он это или нет, желает он этого или нет. Безусловно, это ведет к огромной психологической нагрузке в виде повышенной ответственности врача. Авторы предлагают структурировать медицинскую консультацию в концепции партнерства, то есть актуализировать так называемую «пациент-ориентированную модель». Данная модель подразумевает бóльшую степень равенства врача и пациента, а следовательно, и более сбалансированные границы ответственности. Использование врачом определенных коммуникативных навыков поможет ему сделать пациента партнером в равноправных отношениях. Исходя из тезиса о том, что «раз пациент обращается к врачу, значит, он нуждается в помощи», можно предположить, что для пациента отношения с врачом гораздо важнее. И врач зачастую готов предоставить квалифицированную помощь пациенту, пренебрегая необходимостью доверительных отношений. Пациенту действительно нужна связь с врачом, нужно, чтобы его понимали и поддерживали. Однако, как показывают наблюдения и свидетельства самих врачей, возможность выстраивать партнерские отношения с пациентом и убежденность в том, что пациент все правильно понял и готов следовать рекомендациям, способствует более глубокой удовлетворенности от ежедневной работы и профессии в целом. В большинстве случаев взаимоотношения между врачом и пациентом краткосрочны. Во время таких встреч взаимопонимание крайне важно. В других случаях отношения не ограничиваются одной консультацией, и общение продолжается во время многих встреч. Появляется необходимость длительно поддерживать доверительные отношения. В главе о выстраивании отношений авторы приводят результаты исследований, подтверждающих необходимость обучения медицинских работников «компетентности в отношениях», то есть способности взаимодействовать с другими для достижения общих целей. Восьмая глава книги посвящена рассмотрению конкретных вопросов общения и навыков в сложных ситуациях, например, межкультурного общения или сообщения плохих новостей. Навыки из «Калгари-Кембриджских руководств» — это универсальный набор методов, из которого следует умело выбирать подходящие для каждого конкретного случая. Предлагаемая авторами модель медицинской консультации ни в коей мере не противопоставляется традиционному консультированию и не отрицает его. Достижения науки о коммуникации открыли новую область в формировании содержания анамнеза, а именно позицию пациента в отношении его болезни. А эффективность всей консультации будет зависеть от того, насколько врач смог понять некоего «внутреннего доктора» пациента, исходя из его внутренней картины болезни, и договориться с ним. Предвидя скепсис и критические отзывы (вероятно, обоснованные) многих читателей о том, что авторы книги в своих рекомендациях опираются только на зарубежные исследования, хочется ответить следующее: во-первых, вызывает искреннее уважение огромное число исследований, на которые ссылаются авторы, что говорит об общности проблемы медицинской коммуникации в мировой практике и пристальном к ней внимании, а во-вторых, как справедливо заметила А.А. Сонькина в предисловии к русскому изданию этой книги, было бы бесценно иметь результаты современных отечественных исследований в области владения коммуникативными навыками. Но их нет. Мы уже упоминали о большом количестве отечественных теоретических и эмпирических исследований коммуникативной компетентности, но поле исследований навыков и владения умениями коммуникации непосредственно на медицинском приеме врачом или «у постели больного» до сих пор остается мало изученным в России. Кроме того, для специалистов управления в сфере здравоохранения предлагаемый перечень коммуникативных навыков мог бы выступить в качестве критерия оценки качества оказываемой медицинской помощи пациентам. Правда, для этого необходимы дополнительные исследования о культурной чувствительности или нечувствительности этой модели как инструмента оценивания профессиональной деятельности врача. Рецензируемая книга представляет большой интерес для образовательных и управленческих кругов в сфере здравоохранения, а также преподавателей, ординаторов и студентов медицинских вузов. Так, в современные процедуры первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов здравоохранения в форме объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) по многим специальностям включена станция «Сбора жалоб и анамнеза на первичном приеме врача» с участием Стандартизированного пациента. Книгу «Навыки общения с пациентами» Дж. Сильвермана и др. можно рекомендовать обучающимся для подготовки к сдаче ОСКЭ.
Ссылка для цитирования УДК 159.9:614.253.8(049.32) Трифонова С.А., Золотарева В.В. Рецензия на книгу «Навыки общения с пациентами» Дж. Сильвермана, С. Кёрца, Дж. Дрейпера (М.: Гранат, 2018. – 304 с.) // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 1(23) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
|
|