О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Взаимосвязь особенностей пищевого поведения и саморегуляции среди подростков

Константинова Ю.О. (Курск, Россия)

 

 

Константинова Юлия Олеговна

Константинова Юлия Олеговна

студентка факультета клинической психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государст-венный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. К. Маркса, 3, Курск, 305041, Россия. Тел.: 8 (4712) 58-81-37.

E-mail: yulechka.konstantinova@list.ru

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи произвольной саморегуляции и склонности к расстройствам пищевого поведения у юношей и девушек в возрасте 16-17 лет. Целью исследования является изучение взаимосвязи саморегуляции с особенностями пищевого поведения среди подростков старшего школьного возраста. Объект исследования: взаимосвязь саморегуляции с особенностями пищевого поведения. Были получены следующие результаты: у подростков с высоким уровнем саморегуляции (опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой) отсутствуют такие нарушения питания, как анорексия, булимия, компульсивное переедание (диагностическая шкала нарушений питания EDDS, опросник Eat-26), а также не выявлено преобладающего типа пищевого поведения (Голландский опросник пищевого поведения). Это свидетельствует о том, что у таких подростков развита волевая саморегуляция, поэтому они в состоянии контролировать свое пищевое поведение. У подростков с низким уровнем саморегуляции преобладал один или несколько типов пищевого поведения, что может свидетельствовать о том, что их регуляция пищевого поведения обусловлена наличием каких-либо внешних факторов.

Ключевые слова: особенности пищевого поведения; саморегуляция; подростковый возраст.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В современном мире все сильнее прослеживается стремление девушек и юношей к идеальной внешности. Для многих юношей идеалом красивой фигуры является мускулистое, спортивное тело, для достижения которого они активно занимаются спортом, увеличивают физическую нагрузку, соблюдают режим правильного питания [8]. Для девушек же критериями идеальной фигуры являются стройность, хрупкость, а источником таких стандартов выступают модели, актрисы, многие из которых выглядят неестественно миниатюрно. Как бы нам ни хотелось, общество диктует определенные стандарты красоты по различным каналам СМИ [2]. К сожалению, многие из транслируемых в общество модных и современных стандартов красоты не являются нормой для девушек. Особую значимость данная проблема приобретает в подростковом возрасте, когда увеличивается внимание к своему внешнему виду, фигуре [3].

Актуальность нашего исследования заключается в том, что несоответствие собственного телосложения идеалу заставляет подростков использовать различные способы для достижения потребности понравиться себе в зеркале. Иногда такое стремление становится нездоровым, выходит чуть ли не на первое место, и девушка уже не может не думать о чем-то другом, лишь об идеальной внешности [8]. Для достижения этого утрированного уже желания подросток использует столь кардинальные методы, как соблюдение жесточайших диет, когда количество потребляемых калорий не достигает даже стандартного минимума, или же вызывание рвоты после приема пищи.

Особенностью нарушения пищевого поведения (НПП) является нарушение саморегуляции как способности произвольно овладевать своими эмоциями и поведением при реализации социально адекватных мотивов личности, опосредствовать сиюминутные побуждения, учитывая отдаленные последствия, соподчинять актуальные побуждения с имеющейся иерархией мотивов личности [5].

Саморегуляция занимает крайне важное место в жизни людей. У человека нет иного пути удовлетворения своих потребностей и реализации идей, планов на различных уровнях потребностей, кроме постоянного осуществления различных отношений с действительностью. Эти отношения возможны благодаря функционированию психики, играющей роль своеобразного регулятора активности человека [4]. Это отчетливо проявляется в качестве осознанной саморегуляции. Регуляция — это общее свойство всей психической деятельности человека, которая связана с необходимостью приведения психического отражения мира человеком, его отношения к окружающей среде в наиболее полное соответствие с реальностью [1]. Важно понять, что термин «саморегуляция» означает направленность действия на того, кто его производит. В качестве объектов, на которые направлена регуляция, выступают его личные поступки и деятельность, осуществляемые им психические процессы. Когда мы говорим о социальном поведении, в первую очередь мы учитываем способности человека эффективно реагировать в условиях, которые ему предъявляются в социальной ситуации. Здесь важно умение человека придавать своим действиям более глубокий смысл и уметь подчинять себе конкретную ситуацию [7]. Для людей с низким уровнем саморегуляции характерно снижение опосредствования побуждения к контролю веса или употреблению пищи, изменение иерархии мотивов личности, впоследствии — редукция мотивов личности и снижение их опосредующей поведение роли.

Интересен взгляд В.И. Моросановой на процесс саморегуляции. По ее мнению, реализация любого вида деятельности обеспечивается определенным контуром регуляции, характеризующимся специфическими для данного субъекта индивидуальными регуляторными особенностями. В этом смысле они являются регуляторными компонентами конкретной деятельности. В.И. Моросанова разработала опросник на саморегуляцию, в котором выделила определенные шкалы: «Планирование», «Моделирование», «Программирование», «Оценивание результатов», «Гибкость», «Самостоятельность» [6].

Общий уровень саморегуляции характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Для испытуемых с высокими показателями общего уровня саморегуляции характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. У испытуемых с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей [6].

Проблема исследования: каковы особенности взаимосвязи саморегуляции с особенностями пищевого поведения среди подростков 16-17 лет.

Эмпирическая база исследования. Выборку исследования составил 31 ученик (13 учеников МБОУ средней общеобразовательной школы № 3 с углубленным изучением отдельных предметов; 18 учеников МБОУ средней общеобразовательной школы № 27 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла им. А.А. Дейнеки).

Методический инструментарий. В качестве методического инструментария были использованы следующие методики:

•   диагностическая шкала нарушений питания EDDS (Stice et al., 2000);

•   опросник для определения типа пищевого поведения (Grunert, 1989);

•   опросник Eat-26 (отношение к приему пищи; Ф. Зимбардо, 1979);

•   опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова, 1990).

Для статистической обработки полученных результатов методы статистической обработки — описательный (нахождение среднего, стандартного отклонения), сравнительной статистики (U-критерий Манна — Уитни), Excel, Statistica 8.0.

Решая задачу исследования особенностей пищевого поведения у подростков, получили следующие результаты.

У учащихся 16-17 лет, согласно результатам «Опросника для определения типа пищевого поведения», были выявлены следующие типы пищевого поведения: у 10 опрошенных (32%) не выявлено ведущего типа ПП (норма), у 4 опрошенных наблюдается внешнеобусловленный тип (ВО) пищевого поведения (13%), у 8 человек — ограничительный тип (ОГ), что составляет 26%, и у 9 человек — эмоциогенный тип (ЭО), что составляет 29%. Выделение данных типов пищевого поведения не является нарушением, так как результаты опросника показывают ведущий тип пищевого поведения, который выражен в большей степени.

 

Диаграмма 1. Типы ведущего пищевого поведения среди подростков

 

Согласно полученным результатам исследования, можно сделать вывод о том, что у большинства испытуемых (32%) типы ПП выражены примерно в равной степени, что является примером нормального пищевого поведения. Среди преобладающих типов ПП в большей степени выражен эмоциогенный тип пищевого поведения (61%), то есть эмоциональная обусловленность потребления пищи. Это означает, что прием пищи у людей с подобным типом поведения может быть вызван их эмоциональным состоянием: под влиянием стресса, радости, нервозности и т.д. возникает желание заесть переживания. На втором месте по распространенности находится ограничительный тип поведения (26%). Данный тип пищевого поведения свидетельствует о том, что человек начинает ограничивать себя в пище, когда достигает биологически обусловленного уровня насыщения. Внешнеобусловленный тип пищевого поведения выражен несколько слабее, чем предыдущие, но также есть испытуемые, у которых данный тип пищевого поведения является доминирующим. Для такого типа характерно поглощать пищу, руководствуясь ее видом и запахом. При этом человек может пренебрегать своими внутренними сигналами организма о том, что чувство голода на данный момент отсутствует.

 

Диаграмма 2. Результаты опросника на саморегуляцию

 

По результатам опросника «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой можно сделать следующие выводы: наиболее высокие результаты обнаружены по шкале «Планирование», что свидетельствует о том, что у человека сформированы потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о детализации и развернутости разрабатываемых программ. Также достаточно высокие результаты набраны по шкале «Оценка результатов», что означает, что у многих учащихся 10-го класса развита адекватная самооценка, сформирована устойчивость субъективных критериев оценки результатов, они адекватно оценивают как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий.

Наибольшее количество низких результатов было выявлено по шкале «Моделирование», что говорит о неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. Часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам. Также большое количество низких показателей было набрано по шкале «Программирование», что свидетельствует о неумении и нежелании человека продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок.

Стоит отметить, что среди учеников 10-го класса преобладает высокий общий уровень саморегуляции; это значит, что большинство учащихся являются самостоятельными, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознано. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.

 

Диаграмма 3. Результаты опросника Eat-26

 

По результатам опросника Eat-26 (отношение к приему пищи) можно сделать вывод о том, что у подавляющего большинства учащихся (26 человек, 84%) не выявлено никаких типов нарушения пищевого поведения. Данные результаты свидетельствуют о том, что в выбранных для исследования классах не развита проблема нарушения пищевого поведения. Лишь у 5 человек (16%) есть небольшая выраженность нарушения пищевого поведения по типам склонности к компульсивному перееданию (3 человека), склонности к анорексии (1 человек), склонности к булимии (1 человек). Результаты диагностической шкалы нарушений питания EDDS.

Можно проследить определенную взаимосвязь между саморегуляцией и типом пищевого поведения среди школьников 10-х классов. У подростков с высокими показателями по шкалам саморегуляции поведения не наблюдается склонности к нарушению питания, выраженность их типа пищевого поведения (ЭО, ОГ, ВО) не выходит за границы нормы. В то время как у учащихся с низкими показателями по шкалам саморегуляции поведения существуют определенные типы пищевого поведения, которые выражены сильнее нормы, что влечет за собой такие нарушения, как анорексия (при чрезмерной выраженности ограничительного типа поведения), булимия или ожирение (при преобладании эмоциогенного или внешнеобусловленного типа пищевого поведения).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза о существовании взаимосвязи между саморегуляцией с особенностями пищевого поведения оказалась верна. Действительно, от уровня саморегуляции человека не может зависеть его отношение к пище, предпочитаемые блюда и тому подобное, но существует взаимосвязь с типом пищевого поведения и избираемой стратегией принятия пищи, что впоследствии формирует здоровое или нездоровое пищевое поведение.

 

Литература

1.   Бубенко В.Ю., Козлов В.В. Саморегуляция: виды и содержание // Проблемы психо-логии и эргономики. – 2003. – № 1. – С. 18–21.

2.   Вознесенская Т.Г. Расстройства пищевого поведения при ожирении и их коррекция // Фарматека. – 2009. – № 12 (186). – С. 91–94.

3.   Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М., 1980. – 256 с.

4.   Краснопёрова Н.Ю. Пищевая аддикция и нарушения пищевого поведения: Совре-менный взгляд на проблему // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 1999. – № 2–3. – С. 93–101.

5.   Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 259 с.

6.   Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23, № 6. – C. 5–17.

7.   Погожева А.В. Основные нарушения пищевого поведения и их коррекция // Consilium Medicum. – 2013. – Т. 15, № 4. – С. 87–90.

8.   Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции: учебное пособие. – СПб.: Лань, 2003. – 32 с.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:616.89-008.441.12-053.7

Константинова Ю.О. Взаимосвязь особенностей пищевого поведения и саморегуляции среди подростков // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2019. – Т. 7, № 4(26) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player