О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям

Рецензия на учебник для вузов «Этика в психологическом консультировании»* / Н.В. Клюева, Е.Г. Руновская, А.Б. Армашова;
под редакцией Н.В. Клюевой. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 186 с.

Жедунова Л.Г., Посысоев О.Н. (Ярославль, Россия)

 

 

Жедунова Людмила Григорьевна

Жедунова Людмила Григорьевна

доктор психологических наук, профессор, гештальт-терапевт, научный руководитель магистерской программы «Психологическое консультирование в образовании»; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», ул. Республиканская, д. 108/1, Ярославль, 150000, Россия.
Тел.: 8 (4852) 30-56-61;

член Некоммерческого партнерства «Региональная Ассоциация психологов-консуль-тантов», ул. Гагарина, д. 51, кв. 21, Ярославль, 150023, Россия.
Тел.: 8 (4852) 73-19-85.

Посысоев Олег Николаевич

Посысоев Олег Николаевич

кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, профессор кафедры инклюзивного образования; государственное автономное учреждение дополнительного профессио-нального образования Ярославской области «Институт развития образования», ул. Богдановича, д. 16, Ярославль, 150014, Россия. Тел.: 8 (4852) 23-06-82;

член Некоммерческого партнерства «Региональная Ассоциация психологов-консуль-тантов», ул. Гагарина, д. 51, кв. 21, Ярославль, 150023, Россия.
Тел.: 8 (4852) 73-19-85.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

_______________________

* Клюева Н.В., Руновская Е.Г., Армашова А.Б. Этика в психологическом консультировании / под ред. Н.В. Клюевой. М.: Юрайт, 2020. 186 с.

 

 

Обложка книги «Этика в психологическом консультировании»

В издательстве «Юрайт» вышел учебник «Этика в психологическом консультировании». Авторы учебника: Клюева Надежда Владимировна — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, директор Центра корпоративного обучения и консультирования, директор Региональной Ассоциации психологов-консультантов, академик Международной Академии психологических наук; Руновская Елена Геннадьевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, зам. директора Центра корпоративного обучения и консультирования, председатель Этической комиссии Региональной Ассоциации психологов-консультантов и Армашова Анастасия Борисовна — кандидат психологических наук, специалист Центра корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

Это первый в России учебник, в котором отражены этические и правовые аспекты профессиональной деятельности психолога-консультанта и психотерапевта. Его появление как нельзя лучше свидетельствует о необходимости формирования способности будущих психологов-консультантов к самоопределению в этическом пространстве клиент-терапевтических отношений. Очевидно, что при принятии решений в сложных этических ситуациях, ситуациях морального выбора консультант не может использовать освоенные технологии психотерапевтического воздействия на клиента. Возникает необходимость в рефлексии ценностных оснований собственной жизнедеятельности. Требуется опыт осознавания целостного этического поля — этических норм, выступающих в качестве механизмов внутренней регуляции профессиональной деятельности психолога-консультанта, как при построении отношений с клиентом, внутри профессионального сообщества и миром в целом.

Если мы будем в контакте с реальностью и честны перед собой, мы заметим, что наличие некоторого «зазора» между декларируемыми гласными нормами и реальной практикой случается чаще, чем нам бы хотелось. В современных условиях психологическое консультирование, начинает рассматриваться не только как способ реализации гуманистической направленности личности и потребности оказать помощь другому человеку в трудной ситуации, но и как профессиональная услуга, приносящая достаточно высокий доход. Это обстоятельство способствует попаданию и вхождению в нашу профессию людей, ориентированных на коммерческие ценности, реализация которых может привести к проблематизации необходимости соблюдения этических принципов (например, стоит ли «отпускать» клиента, если он готов и дальше платить). Очевидно, пришло время для рефлексии и восстановления этических оснований консультационной и психотерапевти-ческой практики. И если для достаточно давно работающих профессиональных психологов, у которых этика, образно говоря, уже прочно «встроена» в профессиональное самосознание, нарушение каких-либо этических норм является результатом личного выбора, за который возможно придется расплачиваться попаданием в зону дискомфорта и походом к супервизору и личному терапевту, то для неофитов, начавших обучаться психологическому консультированию и психотерапии, не соблюдение этических норм связано с отсутствием знания и необходимого опыта. Речь идет об опыте, который позволяет освоить этические основы практики консультирования. И в этой связи появление данного учебника чрезвычайно актуально. Авторы предлагают модель принятия решения в сложных этических ситуациях, ценность которой состоит в том, что в ее основе лежит реальный опыт.

В учебнике дана характеристика историко-философских подходов к пониманию этики; представлены правовые основания деятельности психолога-консультанта; проанализирована информация о российских общественных объединениях психологов, описаны возможности профессиональных сообществ, этических комитетов и комиссий. Рассмотрены на примере конкретных ситуаций из практики этические аспекты работы психолога с клиентами, коллегами и смежными специалистами, этические трудности, возникающие в работе психолога в организации. Обозначены требования к позициони-рованию психолога-консультанта в сети Интернет и СМИ. Особое внимание уделено личности психолога-консультанта и ее влиянию на принятие решений. Дана характеристика моделей принятия решения в трудных этических ситуаций, подходов и методов этической подготовки психологов-консультантов.

При поддержке коллег из Ассоциации психологов-консультантов собраны и проанализировали этически сложные ситуации и дилеммы, с которыми встречаются в своей практике специалисты помогающих профессий. Студенты факультета психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова провели исследование Интернета с точки зрения этичности специалистов и клиентов.

Подготовке учебника способствовало то, что в Ярославле сформирована Ярославская психологическая школа, одним из направлений исследований которой являются этические аспекты профессиональной деятельности психолога консультанта. В Ярославле в двух вузах (ЯрГУ им. П.Г. Демидова и ЯГПУ им К.Д. Ушинского) ведется подготовка магистрантов, специализирующихся в психологическом консультировании, разрабатываются методы, обобщается опыт их подготовки. Наличие разветвленной системы психологической помощи в Ярославле и Ярославской области позволило проанализировать этическую составляющую деятельности практических психологов. Обсуждение этики работы — одна из важных тем, которая обсуждается в Региональной Ассоциации психологов-консультантов и этической комиссии.

Учебник соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Полезен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям, психологов-консультантов, психотерапевтов, преподавателей факультетов психологии и клинической психологии вузов, руководителей общественных объединений психологов-консультантов и психотерапевтов.

Книга доступна на образовательной платформе «Юрайт» urait.ru, а также в мобильном приложении «Юрайт.Библиотека»

 

 

Ссылка для цитирования

Жедунова Л.Г., Посысоев О.Н. Рецензия на учебник для вузов «Этика в психологическом консультировании» / Н.В. Клюева, Е.Г. Руновская, А.Б. Армашова; под редакцией Н.В. Клюевой. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 186 с. // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2020. – Т. 8, № 2(28) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player