|
РУБРИКА: НОВОСТИ и КОММЕНТАРИИ \ПРОЕКТ "ИНЫЕ" |
Мы продолжаем публикацию сборника
междисциплинарных исследований, объединенных темой «ИНЫЕ». Сборник был
опубликован под эгидой Международного общества психопатологии экспрессии
(СИПЭ). Издание приурочено к проведению выставки «Путеводитель» в Центре
современного искусства «Арс-Форум», г. Ярославль, 25
ноября - 18 декабря 2005 года.
«ИСКУССТВО АУСАЙДЕРОВ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ» /
под ред. В.В. Гаврилова
Ярославль
ИНЫЕ
2005
Издание осуществлено при поддержке управления
культуры мэрии г. Ярославля
© В.В. Гаврилов, 2005
© дизайн Я.В. Подгорнова, 2005
Гиппократом (460–377 гг. до н. э.) сделан первый шаг в попытках научного осознания «безумия», Платон (427–347 гг. до н. э.) в диалоге «Федр» аргументировал «божественное» родство творчества и неистовства (мании), утверждая, что «творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых». Далее Аристотель (384–322 до н. э.) подметил, что многие знаменитые поэты и художники – меланхолики и помешанные.
1334 – страдая психическим заболеванием, Опицинус де Канистрис – писарь при высшем трибунале Папского двора – написал несколько книг, иллюстрируя их необычными, экзотерическими рисунками.
1450–1516 – предположительно, «психиатрический опыт» помог известному живописцу Иеронимусу Босху (Бос ван Акен), привнеся в его причудливое творчество оригинальность, необузданную фантазию, страстную эмоциональность и выразительность.
История нередко преподносит случаи сочетания таланта с безумием, которые мы преднамеренно будем упускать.
ХVI в. – в Западной Европе зародился орнамент-гротеск, разновидность живописи, «украшавшей гроты», с изображением «нелепых существ, порождённых причудами природы, фантазией и капризами художников, не соблюдавших… никаких правил» (Д.Вазари) – мистических, уродливо-комических представлений людей или предметов.
1774 – австрийский врач Франц Антон Месмер (F.A.Mesmer) во Французской Академии наук сделал доклад о «животном магнетизме», которым он исцелял пациентов.
1779 – приказ общественного призрения учредил в Ярославле «Дом для сумасшедших», один из первых в России (ныне ЯОКПБ).
1792 – во время Великой французской революции в Сальпетриере (Париж) врач Филипп Пинель провёл поистине революционные изменения в психиатрии, расковав цепи с 49 душевнобольных. Это способствовало «возведению сумасшедшего в ранг больного» (Н.Баженов). Его коллеги: В.Чиаруги (Флоренция), У.Тьюк ((Йорк) и Лангерман (Бейрут) в последующем провели аналогичные реформы в «Домах для умалишённых».
1800 – доктор Бенджамен Раш (Benjamin Rush), один из подписавших Декларацию независимости США, составляет коллекцию творчества душевнобольных. В 1812 г. в работе «Душевнобольной» он восторгается талантами, развивающимися при манифестации страдания.
1801 – А.Шопенгаур оживляет миф о «сумасбродности гения», поддерживая его высказываниями о близости истинно художественной натуры к сумасшествию.
1819 – в Лондоне поэт, мистик и художник Уильям Блейк (William Blake) рисует серию «Визионерских голов», на основе ночных видений.
1834 – доктор Уильям Браун (William A.F.Browne) из Кричтонского королевского госпиталя в Шотландии коллекционирует художественные работы душевнобольных и в 1857 г. публикует труд «Искусство в безумии» (“Art in Madness”).
1836 – французский писатель Виктор Гюго начинает графические эксперименты с воображаемыми образами. Приобщаясь к спиритизму в период с 1856–58 гг., он создаёт серию медиумических рисунков.
1843 – английский хирург Джеймс Брейд (J.Braid) переработал «месмеризм» в практику «гипноза», обосновав действие силы убеждения.
1848 – благодаря экспериментам сестёр Фокс (Хайдесвилл, штат Нью-Иорк) по контакту с потусторонним миром, формируется увлечение спиритизмом, распространяющееся из США в Европу в т.ч. и в Россию.
1855 – врач Амбраз Тардье (Париж) заинтересовался татуировками, а в 1872 г. опубликовал «Судебно-медицинское исследование помешательства», где изучил рисунки душевнобольных в диагностических целях.
1864 – психиатр-криминалист и коллекционер творчества душевнобольных Чезаре Ломброзо (Cesare Lombroso) в Турине (Италия) публикует книгу «Гениальность и помешательство» (“Genio e Follia”).
1875 – французский врач-невропатолог Жан Мартин Шарко, интересующийся гипнозом и пластической экспрес-сией больных истерией, создаёт фотографическую службу в больнице Сальпетриер (Париж). В 1885 г. у него обучается З.Фрейд и практически в это же время – психоневролог В.Бехтерев.
1876 – французский доктор Макс Симон (Paul-Max Simon) изучая рисунки больных, публикует 2 монографии (1888) на тему «психотического искусства» (“psychotic art”).
1879 – французский почтальон Фердинанд Шеваль (Ferdinand Cheval) приступает к строительству своего Совершенного Дворца (Palais Ideal), законченного к 1912–13 гг., в 1969 г. признанного «историческим памятником».
1882 – французский журналист Жюль Леви устраивает выставку рисунков авторов «не умеющих рисовать» и организует группу «Бессвязные». Юмор и графический каламбур противопоставлялся академизму.
1880–1885 – русским психиатром Виктором Кандинским (кузеном Василия Кандинского), при переосмыслении собственных обманов восприятия, описывается «синдром психического автоматизма».
1889 – 1 Всемирный конгресс спиритов в Париже.
1894 – аббат Адольф-Жульен Фуре высекает молотком из гранита 300 фигур рода Ротенёфов около Сен-Мало и Сен-Мишель (Франция); за 16 лет он оформляет знаменитую «Ротенёфскую скалу».
1896 – врач Зигмунд Фрейд вводит термин «психоанализ».
1899 – начало творчества Адольфа Вёльфли (Adolf Wolfli) самого известного художника Ар брют, направленного в 1895 г. в психиатрическую клинику Валдау (Берн, Швейцария).
1900 – первая выставка творчества душевнобольных пациентов в Бетлемской Королевской больнице (Bethlem Royal Hospital) в Лондоне, от имени которой образовался термин Бедлам (нарицательный образ сумасшедшего дома).
1901 – французский доктор Поль Монье (Paul Meunier), под псевдонимом Марсель Режа (Marcel.Reja), заинтересовывается рисунками детей и дикарей, а в 1907 г. публикует свой труд «Искусство душевнобольных (“L’Art Chez les Fous”), иллюстрируя его работами из коллекции д-ра О.Мари.
1905 – главный врач приюта Вильжюиф Огюст Мари (Auguste Marie), ученик Ж.Шарко, в клинике открывает «Музей безумия».
1908 – доктор Вальтер Моргентхалер (Walter Morgenthaler) посещает психиатрическую больницу Валдау (Берн) и превращает коллекцию Швейцарского психиатрического общества в небольшой музей.
1909 – доктор С.Пельман (C.Pelmann) опубликовал монографию «Психические пограничные состояния», закрепив обобщающее значение непсихотических расстройств «малой психиатрии» (психоневрозы, аномальные ха-рактеры).
1910 – художник-экспрессионист Макс Эрнст посещает курсы психиатрии, увлекается произведениями больных и решает опубликовать книгу об особенностях экспрессии больных;
– по инициативе В.Кандинского в Германии объединением художников «Голубой всадник» (“Der Blaue Reiter”) выставляются 4 произведения душевнобольных;
– Зигмунд Фрейд, исследовавший истоки вдохновения Леонардо да Винчи, божественное вмешательство заменяет инстинктивным, что впоследствии (1913) приписывается и Микеланджело.
1911 – определения «безумие», «помешательство» исчезают из психиатрического лексикона, уступая место термину «шизофрения» (схизофрения), введённому швейцарским психиатром Эугеном Блейлером;
– французский шахтер Огюстен Лесаж (Augustin Lesage) в 35-летнем возрасте слышит «голоса», предсказывающие ему карьеру художника, и спустя несколько лет приступает к творчеству;
– в Чикаго художник Генри Дагер (Henry Darger) начинает свою длинную эпопею «В царствах нереального».
1912 – художник Пауль Клее (Paul Klee) утверждает необходимость признать ценность произведений душевнобольных, а также детей и примитивного искусства, используемого им в творчестве;
– доктор Анри Марсель Фрэй анализирует в «Размышлениях об искусстве и душевнобольных» сходство творчества фовистов, экспрессионистов, кубистов с произведениями душевнобольных.
1913 – на Международном медицинском конгрессе в Бетлемской Королевской больнице (Лондон) сэр Джорж Саван организует публичную выставку «психотического искусства»;
– К.Г.Юнг и его пациенты занимаются рисованием, рассматривая данные занятия как потребность, сродни инстинкту самоутверждения (и закладывая перспективы арт-терапии);
– д-р П.Вавулин в книге «Безумие, его смысл и ценность» предупреждает об опасности повальной патологи-зации истории, культуры и увлечения расширением компетенции психиатрии;
– художник-авангардист Михаил Ларионов представил творчество грузинского художника самоучки Нико Пиросмани на выставке «Мишень» в Москве.
1914 – выставка «медиумистического искусства» (mediumistic art) в Лейпциге, Германия.
1915 – открытие Музея искусства Душевнобольных клиники Бел-Эйр (Швейцария).
1919 – Андрэ Бретон предается опытам автоматического письма на выставке «новых тенденций» немецкого искусства в Кёльне, где наряду с работами авангардистов и собственными произведениями представлены работы душевнобольных, самоучек, рисунки детей, предметы примитивного искусства и найденные вещи.
1921 – главный врач и директор клиники Валдау В.Моргентхалер публикует монографию «Душевнобольной как художник» (“Ein Geisteskranker als Kunstler”), посвящённую А.Вёльфли;
– З.Фрейд принимает А.Бретона и высказывает безразличие к «искусству сумасшедших»;
– выставка «психотического искусства» во Франкфурте, Германия.
1922 – издание в Берлине книги «Художество душевнобольных» (“Bildnerei der Geisteskranken”) врача и коллекционера Ганса Принсхорна (Hans Prinzhorn) – на основе изучения коллекции произведений душевнобольных из психиатрической клиники университета Хайдельберга. В 1926 г. публикует «Художество заключённых» (“Bildnerei der Gefangenen”).
1923 – Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet), будучи военнослужащим метеорологической службы Эйфелевой башни, заинтересовался творчеством Клементины Р. (Clementine R.) рисовавшей формы облаков;– создана Международная спиритическая Федерация в Льеже (Франция).
1924 – первый «Манифест сюрреализма» (Париж) принимает под защиту «искусство сумасшедших».
1925 – в манифесте №3 «Сюрреалистическая революция» актёр Антонен Арто бичует психиатров, присвоивших право «измерять ум», больные представляются ему жертвами доминирующей идеологии.
1925-30 – в Свердловске доктор Г.В.Сегалин выпускает 5 томов журнала патографии – «Клинический архив гениальности и одаренности» и создаёт основы науки «эвропатологии – ингенеалогиии».
1926 – издание книги «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники» психиатра Павла Карпова;
– около 200 «работ душевнобольных пациентов» представлено в галерее Вавен (Galerie Vavin), Париж.
1930 – Сальвадор Дали представляет свой «параноидально-критический» метод, состоящий в порождении на основе изображения данного объекта представлений и о другом объекте;
1932 – Жак Лакан публикует диссертацию «О параноическом психозе и его соотношении с личностью».
1933 – «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм», включая психотическое искусство – выставка, представленная в Музее Современного искусства (Нью-Йорк) её директором Альфредом Барром (Alfred Barr);
– международная выставка сюрреализма и произведений душевнобольных в Burlington Galleries (Лондон);
– творческая известность художницы Алоизы Корбаз (Aloise Corbaz), находящейся в психиатрических госпиталях: Сери, Розьере, Жимель (Швейцария), вначале тайно рисующей лишь в туалетах. В 1948 г. в клинике её навешает Ж.Дюбюффе.
1938 – издана книга американского исследователя Р.Голдуотера «Примитивизм в современной живописи».
1937–1941 – передвижная выставка «Дегенеративное искусство» (“Entartete Kunst”) – творчество художников-модернистов и больных (из коллеции Г.Принсхорна), организованная национал-социалистами в Германии (Мюнхен, Берлин) и Австрии для принародного осмеяния.
1945 – Жан Дюбюффе, заинтригованный творчеством душевнобольных, начинает его коллекционировать, посещая швейцарские больницы. Параллельно художник и сам начинает имитировать данное творчество и использует термин «Ар брют»;
– английский врач Адриан Хилл (Adrian Hill) вводит понятие «арт терапия» и организует выставки, в т.ч. и собственных работ под названием: «Художник смеётся над болезнью / Победа художника над болезнью». В дальнейшем в США основательницей арт-терапии выступает психоаналитик Маргарет Наумбург (Margaret Naumburg).
1946 – на выставке «Отчуждение в творчестве» в больнице Св. Анны (Saint-Anne Hospital, Париж) представлены рисунки анонимных пациентов.
1947 – в галерее Рене Друэн (Galerie Rene Drouin, Париж) Ж.Дюбюффе открывает Клуб Ар брют, через год преобразованный в Общество Ар-брют (Compagnie de L’Art Brut), насчитывающее 60 членов;
– поступление в психиатрическую больницу Александра Лобанова (содержание в ней продлится более полувека).
1948 – д-р Анри Эй публикует книгу «Психоанализ сюрреализма»; – А.Бретон издаёт книгу «Искусство сумасшедших, Свобода».
1949 – первая выставка коллекции Общества Ар брют в галерее Рене Друэн (200 произведений 63 авторов). Выпускается каталог с манифестом Ж.Дюбюффе «Ар брют предпочтительнее культурного искусства».
1950 – масштабная выставка психотического искусства (15000 произведений), приуроченная к Первому Все-мирному Конгрессу Психиатрии в больнице Св.Анны (Париж).
1951 – Ж.Дюбюффе переводит коллекцию Ар брют в дом художника Альфонсо Оссорио (Alfonso Ossorio) в Ист-Хамптон (близ Нью-Йорка), до её возвращения в Европу в 1962г.
1954 – основание французским проф. Жаном Деле (Jean Delay) «Департамента психопатологической экспрессии» (СММЕ) на медицинском факультете психиатрической клиники больницы Св.Анны.
1956 – публикация книги психиатра Робера Вольма (Robert Volmat) «Искусство людей с патологией психики». С середины 50-х годов ХХ в. для лечения психозов используются психотропные препараты – нейролептики, что с 60-х гг., при их повсеместном использовании, привело к «революционным» изменениям в терапии психопатологии и позволило многим больным вернуться в сообщество.
1959 – д-р Р.Вольма организует и возглавляет СИПЭ (SIPE) – «Международное общество психопатологии экспрессии» на первом конгрессе данного общества в Вероне (Италия).
1960 – зарождение антипсихиатрического движения в Англии; психиатры Дэвид Купер, Арон Эстерсон и Роберто Лэнгс описывают сумасшествие как «историю путешествия, а не болезни»;
– параллельно организуется общественное движение за социальные права душевнобольных, складываются реформы деинституализации; традиционная медицинская модель психиатрии трансформируется в социальную модель (в России подобная практика сложится к середине 90-х гг.).
1961 – Мишель Фуко заканчивает диссертацию «История безумия в классическую эпоху».
1963 – в больнице св. Анны (Париж) организован документальный центр психопатологической экспрессии, включающий многие десятки тысяч единиц хранения.
В дальнейшем мы уделим больше внимания развитию данной темы прежде всего в отношении России.
1964 – в Москве Минздрав СССР организовал выставку 180 работ душевнобольных, преимущественно из ФРГ, а также из клиник Австрии, Венгрии, ЧССР.
1965 – австрийский психиатр Лео Навратил (Leo Navratil) публикует книгу «Шизофрения и искусство» (“Schizophrenie und Kunst”) и в 1981 г. становится директором основанного им Дома художника (Haus der Kunstler) в психиатрической больнице Гуггинга – где создаются условия для творчества и его популяризации;
1966 – «ИНСИТА» (“INSITA») – первое международное Триеналле наивного искусства, проводимое Словацкой национальной галереей в Братиславе (Чехословакия).
1967 – выставка Коллекции Ар брют в Музее прикладных искусств (Париж): 700 произведений 75 авторов. В предисловии к каталогу Ж.Дюбюффе публикует текст, озаглавленный «Да здравствует непатриотичность!»;
– международная экспозиция в рамках конгресса СИПЭ (35 странучастниц) в больнице Св. Анны (Париж), отмечающей своё 100-летие;
1971 – выходит «Каталог Коллекции Ар брют», содержащий 4104 произведений 133 авторов. Свыше 100 произведений вошло в раздел дополнительной коллекции, к которому в 1982 г. Ж.Дюбюффе подобрал определение – «Новое изобретение / вымысел (Neuve invention);
– Ж.Дюбюффе дарит коллекцию Ар-брют мэрии города Лозанны, которая обустраивает под музей Замок Болье XVIIIв.; общество Ар брют окончательно распускается.
1972 – английский арт-критик Роджер Кардинал (Roger Cardinal) в Лондоне публикует «Искусство аутсайдеров» (“Outsider Art”). Этот термин предлагается им как синоним «Aр брют» в англо-саксонских странах;
– в СССР начало публикаций работ психиатров, посвященных эстетическим аспектам творчества психобольных (Э.А.Вачнадзе, 1972; 1979; С.А.Болдырева, 1974; В.А.Молодый, 1976; Р.Б.Хайкин, 1992).
1974 – создание Ассоциации «искусства корней травы» (“Grassroots Art Association”) в Канзасе и выставки «Искусства народных американских художников ХХ века», представляющей 294 художника-самоучки;
– открытие учебного Музея творчества душевнобольных на кафедре психиатрии Медицинского университета Архангельска (п/р.проф.И.Д.Муратова); ранее был открыт Кафедральный музей психиатрии (с разделом «творчества душевнобольных») при клинике СГМИ, Саратов (п/р проф. А.Л.Гамбург).
1975 – издание в Женеве книги Мишеля Тевоза (Michel Thevoz) «Ар-брют»; в 1995 г. она переиздана на русском языке;
– международная выставка современного искусства «Документа-V» (Кассель, Германия), куда включены и работы А.Вёльфли;
– Массимо Мензи (Massimo Mensi) открывает творческую студию «Тинайя» (“La Tinaia”) в психиатрической клинике Флоренции (Италия).
1976 – торжественное открытие Музея Ар Брют в Лозанне; Женевье Рулен (Genevieve Roulin) становится его директором, М.Тевоз – хранителем.
1979 – выставка «Аутсайдер», представленная Р.Кардиналом и В.Мусгрэйвом (Victor Musgrave) в Лондоне: представлены 45 авторов из Америки и Европы. После этой выставки Аутсайдер арт вышло на публичную арену; далее В.Мусгрэйв в 1981 г. учредил собрание Аутсайдер Архив (Outsider Archive) в Лондоне.1982 – в Париже художницей Мадлен Ломмель (Madeleine Lommel) и её коллегами формируется коллекция «Арасин» (“L’Aracine”), представляющая Ар Брют; с 1986 г. находится в Музее Ар Брют в Нейл на Марне (Neuilly-sur-Marne) под Парижем;
– издание в Швейцарии первого из 3-х иллюстрированных томов коллективного труда Э.Бабаяна и др. пси-хиатров (на русском и английском языках) «Изобразительный язык больных шизофренией» (“The pictorial language of schizophrenics”).
1984 – выставка «Примитивизм в ХХ веке» в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке;
– издание Всемирной энциклопедии наивного искусства (Белград) с представительным русским разделом.
1986 – выставка Маргинального искусства и учреждение организации «Искусство с края» (“Art en Margeв”) Брюсселе (Бельгия);
– основание Музея наивного искусства (Musee d’Art Naif) в Зале Сен-Пьер (Halle Saint Pierre) в Париже, где будет проводиться множество масштабных выставок Ар брют.
1987 – создание на кафедре психиатрии Ярославского Медицинского института учебного Музея арт-терапевтической и психопатологической экспрессии (коллекция ИНЫЕ);
– организация Общества Фольклорного искусства Америки (Folk Art Society of America).
1988 – выставка Г.Шиссака и Ж.Дюбюффе в Париже в Центре Современного искусства Жоржа Помпиду.
1989 – издание первого номера журнала «Роу вижн» (Raw Vision) в Лондоне, редактор – Джон Майзелс (John Maizels);
– основание в Бегле (Франция) «Музея свободного Творчества» (“Musee de la Creation Franche”) художником и ныне директором Музея Жераром Сэндрэ (Gerard Sendrey);
– выставка в Кёльне произведений аутсайдер-арт «Из мира аднаво другой» с выпуском сборника, затем переизданного на русском языке в Киеве (1997);
– издание первой монография по арт-терапии М.Е.Бурно «Терапия творческим самовыражением».
1990 – выставка «Высокое и Низкое. Современное искусство и популярная культура» в Музее Современного Искусства, Нью-Йорк (США);
– проведение ОО Гуманитарный центр (Humanitarian center) в Москве серии выставок душевнобольных художников в СССР и за рубежом (первая выставка состоялась в Институте скорой помощи им. Н.В.Склифосовского, Москва);
1991 – выставка А.Вёльфли в Музее Ар Брют (Лозанна);
– открытие Центра Интуитивного и аутсайдерского искусства (JNTUIT – The Center for Intuitive and Outsider Art) в Чикаго, США.
1992 – издание книг Р.Б.Хайкина «Художественное творчество глазами врача» и А.И.Копытина «Основы арттерапии» (1999), в которых важное значение придавалось вопросам эстетики психопатологической экспрессии.
1994 – открытие Музея Стадсхоф (Museum De Stadshof) – Музея наивного и аутсайдерского искусства в Зволле (Zwolle), Нидерланды.
1995 – открытие Американского Музея Визионерского искусства (АVAM – American Visionary Art Museum) в Балтиморе, Мэриленд; Конгрессом США ему присвоен статус Национального музея и центра хранения и исследования Искусства аутсайдеров;
– кафедра эстетики философского факультета МГУ им. М.Ломоносова начинает проводить серию конференций по вопросам художественного примитива и маргинального искусства (п/р проф. А.С.Мигунов).
1996 – открытие Гуманитарным Центром (Москва) Музея творчества аутсайдеров (Museum of Outsider art), где представлены 77 работ 22 авторов, директор – В.В.Абакумов;
– открытие Музея Шарлотты Цандер (Charlotte Zander Museum) – наивного и аутсайдерского искусства в Бёнигхайме, Германия;
– коллекция «Арасин» передаётся М.Ломмель в дар Музею современного искусства Вильнев д’Аск (Musee d’Art Moderne Villeneuve d’Ascq) под Лиллем (Франция).
1997 – первая общественная выставка и конференция о «духовных, художественных и арт-терапевтических подходах к творчеству» Арт-проекта ИНЫЕ (INYE) в Ярославле;
– создание РОО «Арт-терапевтической ассоциации» (С.Петербург) и издание первого отечественного журнала по арт-терапии «Исцеляющее искусство» (The Healing Art) – п/р А.И.Копытина;
– выставка «Территория души» душевнобольных художников, проводимая благотворительным фондом «Касталия» (Киев, Украина);
– Музей Американского народного искусства (The Museum of American Folk Art) в Нью-Йорке открыл центр Современного искусства, сфокусированном на теме Аутсайдер арт;
– на международном фестивале ”INSITA” (Братислава, Словакия) Гран-при присуждается Павлу Леонову.
1998 – создание Музея наивного искусства (Москва), директор – В.И.Грозин;
– выпуск альбома «Равновесие» из коллекции творчества художников-инвалидов фирмы «Филантроп» (ВОИ), где представлены и душевнобольные художники;
– выставка «17 наивных художников Тайваня» (17 naïve artist from Taiwan) в Зале Сен-Пьер, Париж.
1999 – проведение первого российского симпозиума ИНЫЕ – СИПЭ: «Стена: защита или сокрытие?» (Ярославль) под председательством президента СИПЭ д-ра Ги Ру (Guy Roux);
– персональная выставка «Аутсайдер» А.Лобанова, приуроченная к его 75-летию, в Художественном музее (Ярославль);
– создание ассоциации «абсд» (“abcd”) и одноимённой коллекции Ар брют (Париж); – международная выставка «Спиритическое, медиумическое искусство» (“Art spirite, mediumnique”) в Зале Сен-Пьер (Париж), куратор – Р.Кардинал.
2000 – проведение международного юбилейного Конгресса по психиатрии (Congres international du jubilee) и выставки «50 лет экспрессии в психиатрической среде» (”Cinquante ans d’expression en milieu psychiatrique”) во Дворце конгрессов (Париж) с участием коллекции ИНЫЕ;
– большая ретроспективная выставка французского художника Мишеля Неджара (Michel Nedjar) в Зале Сен-Пьер (Париж).
2001 – выставка “DIY Lives” Искусства аутсайдеров и современного Фолк-арт в Хельсинкеи(Финляндия).
– первая, в дальнейшем ежегодная, выставка художников с «психиатрическим опытом» «ИНЫЕ и Новые возможности» в Московском Музее творчества аутсайдеров (с 2003 г. под названием – «Арт-возможности»);
– выставка Ар брют «Затерянная планета» (“La Planete Exilee”) в Музее современного искусства Вильнев д’Аск (Musee d’Art Moderne Villeneuve d’Ascq) с участием А.Лобанова; далее коллекция ИНЫЕ представляется ещё на 5 выставках во Франции (Тулуза, Сент-Андрэ, Бегль, Пуатье, Ницца);
– издание книги К.Богемской «Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в ХХ веке».
2002 – коллекция Х.Принсхорна (Prinzhorn Collection) трансформируется в общественный Музей при психиатрической клинике Хайдельберга (Германия);
– персональная выставка А.Лобанова «Ружья, Ленин, Сталин и Лобанов» в Музее наивного искусства (Москва).
2003 – выставка «Александр Лобанов и ар-брют в России» (Alexandre Lobanov et L’Art Brut en Russie”) в Galerie Messine (Париж) и издание одноимённой книги и видео-ролика «А.Лобанов» ассоциацией «abcd»;
– выставка «Российские художники-самоучки» (“Russian’s Self-Taught Artists) в галерее Сент-Этьен, (Нью Йорк);
– конференция «Современный Фолк-Арт в Европе – равные права на творчество» (“Contemporary Folk Art in Europe –Equal Rights to creativity”) в г. Каустинен (Финляндия);
– участие коллекции «Музея свободного Творчества» (“Musee de la Creation Franche”) в выставках в России: Ярославль, 2003, 2004, Москва, 2004.
2004 – на международном фестивале «INSITA» (Братислава, Словакия) Гран-при присуждается Василию Романенкову;
– музей наивного искусства (Москва) проводит первый международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров - «Фестнаив’04» (“Festnaive’04”) (выставка и конференция во Всероссийском Музее декоративно-прикладного и народного искусства).
2005 – проведение выставки «Твори и будь узнан. Фотография на краю» (“Create and be recognized. Photography on the edge”) в галерее Джона Тёрнера (JohnTurner) в Сан-Франциско (США) с представлением фото-работ А.Лобанова.
– проведение в выставочном зале КОХМ им. В.М. и А.М.Васнецовых выставки «Ар-брют» совместно с Гуманитарным центром МТА, ИНЫЕ и коллекцией арт-терапевтической экспрессии (Киров).
См. так же
материалы сайта:
* Урываев В.А. "Понимание ИНЫХ"
* Предмет,
задачи и значение медицинской психологии (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев)
* Глава 5. Системный подход к
здоровью и исцелению (Норманн Казинс)
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |