Патопсихологический синдром психотической
РґРµВзорганизации Патопсихологический СЃРёРЅРґСЂРѕРј психотической РґРµВзорганизации
встречается практически при всех психотических
расстройствах независимо от их нозологической принадлежности. Под психозом (или
психотической дезорганизацией) понимается качественное
нарушение психической деятельности, ярко выраженное в виде синдромов помраченного
СЃРѕВзнания, онейроидно- кататонических,
аффективно-бредовых, бредовых СЃРёРЅРґСЂРѕРјРѕРІ Рё РёС… сочетаний. Психическое состояние, сопровождающее РїСЃРёВС…РѕР·,
является очень своеобразным феноменом, характеризующимся
нарушением целостности Рё РѕСЂРіР°Внизованности психической деятельности. Явления
дезинтеграции придают структурно-функциональВРЅРѕР№ организации РїСЃРёС…РёРєРё психотического больноВРіРѕ РЅРѕРІРѕРµ качество, РёРЅСѓСЋ
психологическую модальВность. Структура СЃРёРЅРґСЂРѕРјР° складывается РёР· СЃРѕВвокупности
взаимосвязанных признаков РІ РєРѕРіРЅРёВтивной, эмоциональной Рё мотивационно-потребностной
сферах РІ психической организации пациВента. Р“. Рќ. Носачев, Р”. Р’. Романов описывают специфическую структуру
этого СЃРёРЅРґСЂРѕРјР°. Когнитивная сфера, РїРѕ мнению авторов, вклюВчает РІ себя специфические
особенности РІ органиВзации процессов восприятия, памяти, внимания, мышления Рё
воображения. Восприятие
больного, РЅР°Входящегося РІ психотическом состоянии,
характериВзуется сужением или, напротив, расширением РѕР±СЉВема; может наблюдаться
феномен «восприятия без объекта». Внимание
отличается неустойчивостью концентрации либо «прикованностью»
внимания (к иллюзорно- галлюцинаторным переживаниям). Характерна низкая переключаемость
внимания (его ригидность, торпидность) или высокая РЅРµВпродуктивная
переключаемость (лабильность). Может также отмечаться нарушение селективносВти
внимания. Память характеризуется прежде всего
СЃРЅРёР¶РµВнием объема оперативной памяти, обслуживающей текущую деятельность.
РџРѕРјРёРјРѕ этого, отмечаютВСЃСЏ особенности кратковременной Рё долговременной
памяти. Для кратковременной памяти типичен РЅРёР·ВРєРёР№ объем запоминания,
воспроизведение предъявВляемых стимульных слов РїРѕ
созвучию либо близких по смыслу, а также ложное воспроизведение (конфабуляция,
псевдореминисценции, криптомнезии) стимулов из предшествующих заданий. Может
отмечаться выраженное РїСЂРѕ- или постакВтивное
торможение следов. Как правило, РІ СЌРєСЃРїРµВрименте выявляется хаотичный профиль
запомиВнания (отсутствие краевого запоминания, невозможность выявления
мнемонических приемов Р·Р°Впоминания). Долговременная память отличается РЅРёР·РєРёРј
объемом запоминания, а также ложным воспроизведением стимулов из предшествующих
заданий. Мышление больного, находящегося РІ психотичесВРєРѕРј
состоянии, также имеет ряд особенностей, к которым
прежде всего относятся нарушение селекВтивности РїСЂРё выборе
аналитико-синтетических критериев сравнения, обобщения, классификации,
конкретизации и абстрагирования. Мыслительная деятельность в целом
непродуктивна. Отмечаются РЅРёР·РєРёР№ темп Рё подвижность ассоциативного процесВСЃР°
либо чрезмерно высокий темп ассоциирования с опорой на случайные признаки.
Выявляется Рё РЅР°Врушение категориального строя. Практически пациВент РЅРµ может
оперировать понятиями, построением суждений и умозаключений. Могут выявляться
РёСЃВкаженные умозаключения (бред). Р’ большинстве случаев отмечается нарушение
целенаправленносВти мышления. Воображение больного отличается крайне РЅРёР·РєРѕР№ или чрезмерно
высокой продуктивностью. Как РїСЂР°Ввило, отмечается разнородность образов или
выраВженное однообразие: продуцируемые пациентом образы характеризуются нереалистичностью, сверхВоригинальностью. Речь пациента РІ психотическом
состоянии тоже имеет специфические особенности, которые следуВет учитывать РїСЂРё
экспериментально-психологиВческом исследовании. Р’ устной речи выявляются
грамматические нарушения, неологизмы, речевые «эмболы»
(персеверация звуков, фраз, реплик). При этом, как правило, замечают и
смысловую СЂРёРіРёРґВность. Может наблюдаться самопроизвольное или неспецифическое
воспроизведение автоматизироВванной речевой продукции. Р’ состоянии РїСЃРёС…РѕРјРѕВторного
возбуждения отмечается излишняя СЃРїРѕРЅВтанность повествования - логорея. Наблюдается преимущественно монолог Рё почти
отсутствует или крайне затруднена диалоговая речь. РџСЂРё этом СЃ СЃРѕВдержательной
стороны выявляется низкая смыслоВвая насыщенность речи либо, наоборот,
избыточная, понять и оценить смысл сказанного невозможно. Психомоторное
возбуждение пациента СЃРѕРїСЂРѕРІРѕР¶РґР°Вется
разорванностью высказываний, непоследоваВтельностью
изложения. Письменная речь пациента, находящегося в психотическом
состоянии, харакВтеризуется значительными нарушениями каллиВграфии, грамматики.
Отмечаются персеверации Р±СѓРєРІ, слов, фраз. РџСЂРё рисовании выявляются перВсеверация
элементов, невозможность калибровки образов (неузнаваемость), игнорирование
краев листа (выход Р·Р° пределы), непродуктивность РІ СЂРёВсовании. Рмоциональная
сфера пациента РІ психотичесВРєРѕРј состоянии, как Рё когнитивная, РЅРѕСЃРёС‚ черты рассогласованности,
диссоциированности, дисгарВмоничности. Нарушаются
целостность и единство эмоциональных процессов. Прежде всего
отмечаВется неадекватное качество (модальность) эмоциВональных реакций,
отсутствие РёС… обусловленносВти внешними стимулами. Сила реагирования либо
неадекватно низкая, либо чрезмерно высокая. Р’ цеВлом характерны
неустойчивость аффективного фона, его выраженное снижение либо повышение.
Выявляется также снижение аффективного РєРѕРЅС‚Вроля. Как правило, недостаточность
эмоциональВРЅРѕРіРѕ контроля Р·Р° аффективными реакциями Рё
поведением РІ целом сочетается СЃ аффективной РѕР±СѓСЃВловленностью поведения,
склонностью Рє импульВсивным реакциям, РєРѕРіРґР° эмоция, РІ РѕР±С…РѕРґ контроВлирующей
функции сознания, непосредственно реализуется в поведении. В
экспериментально-психологическом обследовании выявляются РґРѕВминирующие эмоции
тревоги, страха, связанного, в частности, с выполнением экспериментального
задания. Мотивационно-потребностная сфера
больного в психотическом состоянии снижена либо
искажеВРЅР°. Характерна неустойчивость мотивов. РџСЂРё этом, как правило, отмечается
парадоксальность - РѕРґРЅРѕВвременное сосуществование нескольких взаимоисВключающих
мотивов. Наблюдается низкое мотивационное опосредование
как отдельных реакций, так Рё поведения РІ целом. Отмечается нецеленаправленВность
регуляции поведения, неадекватность регуляВции внешним опосредующим факторам. Внешний РІРёРґ
испытуемого, характерный для синдрома психотической
дезорганизации, отличаВется большой вариабельностью - РѕС‚
безучастноВРіРѕ, аспонтанного, отстраненного Рё
подавленного до расторможенного, гиперактивного и
экспрессивВРЅРѕРіРѕ. РњРёРјРёРєРµ может быть свойственна как высоВкая, так Рё низкая сила
проявлений; реакции по качеству, как правило, скудные и однообразные. Главной
характерной особенностью как мимичесВРєРёС…, так Рё пантомимических проявлений
являетВСЃСЏ РёС… неадекватность - нарушение отражения РёРјРё внутренних переживаний
испытуемого. В данной ситуации экспериментатор может столкнуться с проблемой
невозможности определения состояВРЅРёСЏ испытуемого РїРѕ его внешнему РІРёРґСѓ. ПоведеВРЅРёРµ
обследуемого в целом часто соответствует его собственным интропсихическим
мотивам (бред, галлюцинации Рё РґСЂ.). Бывает сложно или невозВРјРѕР¶РЅРѕ сформировать
мотив обследования РёР·-Р·Р° того, что испытуемый РЅРµ способен целенаправленВРЅРѕ
удерживаться РІ рамках предлагаемого алгоритВРјР°. Обращает РЅР° себя внимание
качество контакта СЃ экспериментатором - РѕРЅ формален Рё неустойВчив. Диалог либо
отсутствует, либо может РїСЂРёРѕР±Вретать характер монолога испытуемого. РџСЂРѕРґСѓРєВтивность
РІ эксперименте крайне низкая. Часто нарушается понимание инструкций либо отмечаВется
РёС… неверная трактовка. РЎ трудом удается СѓР±РµВдить испытуемого следовать
инструкциям Рё предВписаниям, даже если РѕРЅРё усвоены. Отмечается снижение ориентировки
РІ заданиях, непонимание испытуемым цели Рё субъективного значения обслеВдования
вообще Рё каждой РїСЂРѕРІРѕРґРёРјРѕР№ РїСЂРѕР±С‹ РІ чаВстности. Помощь экспериментатора может
РїСЂРёРЅРёВматься, РЅРѕ это значительного влияния РЅР° резульВтативность, как правило,
не оказывает. Данный
патопсихологический симптомокомплекс встречается при шизофрении (кроме неврозоподобных форм), при реактивных психозах, при
эпилептических и экзогенно-органических психозах (Г.Н. Носачев,
Р”.Р’. Романов, 2001). РџСЂРё проведении патопсихологического исслеВдования
следует учитывать возможные трудности и ошибки в диагностике. Обязательными
условиВСЏРјРё СЃРёРЅРґСЂРѕРјР° психотической дезорганизации СЏРІВляются,
РІРѕ-первых, наличие РѕРґРЅРѕРіРѕ или нескольких патологических факторов психотического харакВтера, РІРѕ-вторых, РёС… выраженное дезорганизующее влияние РЅР° когнитивную деятельность РІ
целом. Р’ соответствии СЃ этим патопсихологическое обслеВдование должно быть
направлено на выявление дезорганизующего фактора и
описание структуры дезорганизации. Синдром сопровождает острые психопатологические
состояния Рё чаще является преходящим феноменом. Поэтому диагностика СЃРёРЅРґСЂРѕРјР° психотической дезорганизации являетВСЃСЏ прямым показанием Рє
рекомендации психолоВРіРѕРј повторного патопсихологического обследоВвания РїРѕ мере
купирования психического расВстройства. Медицинская психология: Конспект лекций /
Составитель С.Л. Соловьева –
Рњ-РЎРџР±, 2004, РЎ. 31-38
| ||
|