|
РУБРИКА: \ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВАРИ \ ПЕРСОНАЛИИ |
Ардалион
Ардалионович Токарский
17 ноября (по ст. стилю) 1859 г., с. Баланда
Аткарского уезда Саратовской губ. — 21 июля 1901 г., Москва.
В то время, когда
экспериментальная психология в России делала лишь первые шаги, Г.И. Челпанов,
писал: «У нас при Московском университете имеется «психологический институт»,
устроенный (на частные средства) по западно-европейскому образцу»[1]. Это было задолго до открытия самим Челпановым
Психологического института на историко-филологическом факультете Московского
университета. Речь шла о психологической лаборатории на медицинском факультете
Московского университета, помещавшейся в здании университетской психиатрической
клиники. С 1889 г. главный врач клиники С.С. Корсаков на свои средства стал
приобретать психологические приборы для будущей лаборатории. Первым заведующим лаборатории, основанной в
1895 г., стал Ардалион Ардалионович Токарский[2].
Забвение этого имени в наши
дни не соответствует той роли, какую он играл в московской психологии конца
прошлого века. Токарский первым стал
преподавать экспериментальную психологию и психотерапию. Став в 1895 г. приват-доцентом медицинского
факульта, он начал читать сразу два новых курса: первый — физиологическая
психология с упражнениями по психометрии, второй — гипнотизм и его применение к
медицине[3].
Он состоял действительным членом Московского общества психологов; в 1901 г.
(год, когда наступила его ранняя смерть) Токарский должен был быть избран
товарищем председателя Общества[4].
Он входил в редакционный комитет первого московского психологического журнала
«Вопросы философии и психологии». Он стоял у истоков образования Московского
общества невропатологов и психиатров, учрежденного в 1890 г. Наконец, вместе с
врачом А.А. Яковлевым Токарский открыл под Москвой один из первых в России
психотерапевтических санаториев.
В наши дни сочетание трудно
представить себе, чтобы кто-либо профессионально занимался и лабораторным
психологическим экспериментом, и психотерапией. Остается, тем не менее, фактом,
что Токарский первым познакомил своих коллег-психологов и с лабораторным
экспериментом, и с гипнозом. Его демонстрации психометрических приборов и
гипнотических опытов в заседаниях Московского психологического общества
вызывали бурный интерес и затягивались до полуночи[5].
Однако «случай Токарского» в конце прошлого века был не единственным. Хотя психофизика и эксперимент с восприятием
и памятью развивались главным образом в Германии, а исследования изменений
личности в болезни или под гипнозом были прерогативой французских психологов,
оба эти направления наызвали себя экспериментальной
психологией, которая, в отличие от психологии философской или
«спиритуалистской», руководствовалась позитивистскими идеалами научности. Что
подразумевать под экспериментом, было делом традиции: французские исследователи
предпочитали «эксперимент, поставленный природой» – болезнью или гипнозом;
Вундт и его соотечесвтенники отдавали преимущество лабораторному эксперименту.
Тем не менее, и то, и другое было частями одной науки[6].
Русские студенты
использовали в собственных интересах «разделение труда» между национальными
психологиями: желавшие заниматься лабораторным экспериментом ехали в Лейпциг к
Вундту, а те, кто хотел освоить гипноз —
к Шарко в Париж, внушение – к Бернгейму в Нанси. Часто, однако, выпускники российских университетов совершали
европейское турне, включающее посещение и Германии, и Франции. Так поступил и
Токарский, когда в 1889-1892 гг. работал в Германии у Гельмгольца и Вундта и во
Франции у Шарко и Бернгейма[7].
Но интересы его сформировались еще до поездки за границу. В 1880 г. Токарский,
чтобы выучить немецкий язык, поступил в Дерптский университет – единственный в
Российской империи, где преподавание велось на немецком языке. Проучившись год,
он перевелся в Московский университет, окончив его в 1885 г. После выпуска С.С.
Корсаков пригласил своего ученика работать в психиатрической лечебнице,
совладельцем которой он был вместе с вдовой основателя, Марией Федоровной
Беккер, а в 1887 г. предложил стать ординатором в только что открывшейся
психиатрической клинике Московского университета. Эта клиника, основанная на пожертвование
вдовы московского купца А.А. Морозова, стала центром научной психиатрии в
Москве. Здесь проходили заседания Московского общества невропатологов и
психиатров, была открыта первая амбулатория по лечению больных алкоголизмом;
здесь же позднее, в начале ХХ века, стал собираться кружок психиатров и
психотерапевтов «Малые пятницы»”[8].
В создании этого будущего гнезда московских психиатров ученик и друг Корсакова
Токарский принимал первейшее участие.
Хотя Корсаков — личность
выдающаяся, — несомненно, оказал на него большое влияние, интересы Токарского в
психиатрии сложились независимо. Скепсис
естествоиспытателя, ничего не принимающего на веру и подвергавшего научному
изучению, похоже, был у него в крови. По
времени рождения Токарский был младшим братом шестидесятников — нигилистов
базаровых, энтузиастов реформ и позитивной науки. Вот как описывает Токарского-гимназиста друг
детства: «ребенок, благодаря высокому форменному воротнику, держал голову как
бы гордо закинутой назад, не выпускал из рук тогдашней смешной кэпи, ничем не
смущался, говорил много и авторитетно, острил, рисовал довольно удачные
карикатуры, декламировал длинные некрасовские произведения, и вообще, внес в
наш тихий и даже скучный семейный провинциальный вечер шумный и веселый
элемент. ... Старухи нашей семьи нередко бывали смущаемы его сентенциями
отрицательного характера и одно время называли мальчика ...“нигилистом”»[9].
Подросток Коля Красоткин в «Братьях Карамазовых», который о себе заявлял, что
он — «неисправимый социалист.., против Бога ничего не имеет», и что «Христос в
наше время был бы революционером», мог бы быть его портретом. Да и имя – Ардалион – кажется сошедшим со
страниц романа Достоевского. Как у многих героев Достоевского, ранняя
взрослость мальчика была основана на страдании. У его матери было душевное
расстройство, и не она следила за детьми, а дети — за ней. Коллега Токарского,
А.А. Яковлев, описывает происшествие, участником которого он был, и которое,
возможно, сыграло решающую роль в выборе Ардалионом будушей профессии. Во время
гимназических каникул Яковлев гостил в имении Токарских. Мальчики вернулись с
охоты и сидели в зале. Неожиданно Токарский, сидевший лицом к входу, побледнел:
его мать стояла в дверях и целилась из ружья в друга. Курок щелкнул, но произошла осечка.
Опомнившись, они кинулись к женщине и отобрали ружье. После этого случая, пишет
Яковлев, он заметил на рабочем столе Токарского пособия по психиатрии[10].
Популярность гипноза в конце
прошлого века была такова, что гипнотические сеансы стали салонной игрой. В нее
на вечеринках играли и взрослые, и гимназисты, пытаясь друг друга
гипнотизировать с большим или меньшим успехом. Но Токарский серьезно погрузился
в изучение психиатрии и, в частности, гипноза – как серьезно занимался
самообразованием вообще, не доверяя гимназическим знаниям (в экзаменационном
сочинении на тему о пользе
классического образования он стал доказывать его вред). Надеялся ли он
вылечить свою мать? Возможно, так как в гипнозе видели средство лечения многих
болезней. Так или иначе, ему не было еще тридцати лет, а он уже считался
специалистом в этой области. В 1888 г. вышла первая работа Токарского
«Гипнотизм и внушение» - сперва в издаваемом П.П. Ковалевским в Харькове
«Архиве психиатрии, неврологии и судебной психопатологии», а затем отдельной брошюрой. Это была одна из первых в
России монографий в области «научного изучения гипнотизма», как говорили тогда,
чтобы подчеркнуть разницу между применением гипноза врачами-психиатрами и
публичными представлениями гипнотизеров не-врачей. Когда в 1888 г. к Корсакову
обратился богатый сибирский промышленник с просьбой прислать
«научно-образованного специалиста, чтобы испытать над собою средство
воздействия гипнотического внушения»[11],
тот рекомендовал Токарского. По зимней
дороге Токарский отправился в далекую Кяхту.
Неизвестно, как завершилось лечение, но из поездки, занявшей несколько
месяцев, Токарский привез материалы, которые легли в основу его докторской
диссертации.
«Магнетические опыты»,
которые французская Академия объявила в XVIII в. мошенничеством, приобрели
респектабельность благодаря интересу со стороны врачей. Отказавшись от теории
флюида как гипотетической субстанции, истекающей от магнетизера и передающейся
гипнотизируемому, манчестерский врач Джеймс Брэд связал магнетическое состояние
с мозговыми процессами. Английские врачи лечили некоторые формы судорог,
головных болей, невралгии, и даже проводил небольшие хирургические операции под
гипнозом. Но расцвет терапевтического применения гипноза пришелся на 1870-80-е
гг., когда французский невролог и психиатр Ж.-М. Шарко заинтересовался гипнозом
в связи с лечением истерии. После
доклада Шарко в Академии наук в 1882 г. гипноз был реабилитирован. Через 7 лет
в Париже состоялся Первый международный конгресс по гипнотизму, на который
приехали и русские психиатры и психологи — среди них Токарский.
В чем современники Шарко
видели значение его исследований для психологии? Шарко и его ученикам удалось
показать, что симптомы, внушенные пациенту под гипнозом, совершенно идентичны
явлениям при истерических и посттравматических параличах. Так была доказана психогенная природа истерии
и некоторых других болезней, которые, как считалось прежде, имели органическую
этиологии[12]. С
гипнотизма началась психотерапия.
Однако, любовь Шарко к эффектам привела к тому, что публика,
собиравшаяся на его еженедельные лекции в парижском госпитале Сальпетриер, видела в гипнотических опытах, прежде всего,
демонстрацию экстраординарных явлений — таких, как внушенные галлюцинации или
постгипнотическое выполнение заданий. Токарского же интересовал прежде всего
терапевтический эффект гипноза, поэтому он много внимания уделял условиям
гипнотизирования. Он был чрезвычайно чувствителен к особенностям раппорта — контакта между врачом и
гипнотизируемым, и в частности, предупреждал о вреде, который может принести
гипноз[13].
В 1889 г. Токарский сделал
доклад на Третьем съезде общества русских врачей о «вредном влиянии
гипнотизма», по-видимому, в значительной степени повлиявший на введение в 1890
г. ограничений на применение гипноза[14]. Первым и необходимым условием успешного
применения гипноза в медицине он считал запрещение публичных сеансов
гипнотизма, на которых «презрение к личности загипнотизированного доходит
иногда до невероятных пределов». Сам Токарский, например, видел в Париже
загипнотизированную женщину, голову которой клали в пасть льва[15].
Гипнотизировать – считал он – может только врач, который отдает отчет в том,
насколько важно отношение к этой процедуре самого гипнотизируемого. Токарский
предупреждал, что эффект гипноза зависит также от установок и мотивов
пациента. Так как обычно представление о
гипнозе связано со страхом, внушение у человека, незнакомого с этой процедурой,
должно осуществляться с предельной осторожностью. Он категорически не рекомендовал тон приказа
в обращении к гипнотизируемому. Внушение
против воли также может принести вред, вплоть до кратковременного душевного
расстройства. В некоторых случаях может возникнуть зависимость от гипнотизера,
а также склонность к самогипнотизированию.
Токарский критиковал практикующих гипноз за то, что они больше внимания
уделяют соматическим феноменам (судорогам и пр.), чем психическому состоянию
субъекта: «а между тем, гипнотические явления суть явления психического
характера»[16]. Сам
он был тонким наблюдателем особенностей взаимоотношений гипнотизера и
гипнотизируемого, из которых и возникают феномены гипноза и внушения.
В диссертации «Меряченье,
или болезнь судорожных подергиваний»[17]
и статье «Заклинание со стрелой тибетских лам»[18],
написанных после его поездки в Сибирь, Токарский обращается к ситуации
гипнотического внушения в повседневной жизни. «Меряком» в Сибири называли
человека, который непроизвольно подражал движениям других людей, или, также
вопреки собственной воле, выполнял их приказания. Если внезапно напугать такого
человека хлопком в ладоши или сказать «брось», он тут же отпрыгнет и бросит на
землю то, что держит в руках. Кроме
этого, «меряк» (буквально — «злой дух»), раз войдя в такое состояние, будет,
как эхо, повторять слова и движения испугавшего его человека. Это явление называли болезнью, и Токарский
считал его основой патологически развившуюся внушаемость. Он сопоставил
меряченье с описанной фарнцузскими психиатрами болезнью судорожных подергиваний
– тиков – и сделал вывод о том, что оба эти заболевания отражают слабость
нервной системы.
К работе о меряченье
примыкает статья с описанием сцены, которую Токарский наблюдал во время
путешествия в Кяхту: магический обряд, совершаемый бурятскими ламами с целью
найти потерянный предмет. Во время чтения тибетских молитв рука человека,
держащего стрелу, начинала двигаться; по замыслу обряда, стрела должна была
привести к месту, где находился потерянный предмет. Токарский объяснил это
внушением; он же и прервал движения человека со стрелой своим «контрвнушением».
Как по теме — исследование европейцами традиционных культур, — так и по выводам
— приписывание этим народам черт, свойственных детям и душевнобольным (слабость
нервной системы, внушаемость, склонность к подражанию), — эти работы Токарского
характерны для психологии конца XIX в. В то время, с легкой руки французского
психолога Теодюля Рибо, триада «ребенок, душевнобольной, “примитив”» считалась
наиболее подходящим объектом исследования. По аналогии с этой триадой
описывалась и толпа, главную особенность которой видели в неограниченной
внушаемости. В статье «Психические
эпидемии» Токарский разрабатывал эту популярную тогда тему. Толпа, пишет он,
может быть и дикой и приветливой, в зависимости от социальных чувств, которые
она разделяет: «Несметные толпы русских, встречавшие в 1891 г. французов, и
несметные толпы фрапнцузов, встречавшие две недели тому назад русских, проявили
все свойства великих народов, и дело шло только о выражении высших чувств
человека, чувств симпатии и гостеприимства. И те же самые толпы во время
холерных беспорядков во Франции и России совершали бессмысленные злодеяния»[19]. Причина «ужасов толпы», таким образом — не
психологические механизмы, а отсутствие просвещенности.
В основе многих статей
Токарского — сделанные им доклады или прочитанные публичные лекции, которые,
кстати сказать, даже в просторном Историческом музея собирали полный зал. Он
много выступал на темы связанные с нравственностью: о запрещении публичных
сеансов гипноза и вреде насильственных внушений[20],
о роли гипноза в педагогике[21],
о развитии нравственных чувств[22],
и даже о глупости[23] и
страхе смерти[24]. Он говорил с позиции естествоиспытателя,
вполне в духе времени надеясь на то, что позитивная наука сможет решить старые
запутанные проблемы и победить предрассудки. В психологии Токарский занимал
характерную для медика позицию материалистического детерминизма, находя
«большое количество оснований рассматривать психическую жизнь как совокупность
рефлексов головного мозга»”[25].
Гипноз он считал видом физиологического сна, и объяснял искаженные восприятия
«расстройством ассоциаций»[26],
выбрав ассоцианизм как наиболее надежно
и прямо связанную с сенсуализмом концепцию[27]. Как и многие психиатры – в том числе,
Корсаков, в вопросе о свободе воли он был позитивистом и последователем И.М.
Сеченова – не признавая за волей самостоятельного начала, независимого от
воздействий среды[28].
Но не общепсихологические
воззрения, достаточно типичные для той эпохи, а деятельность Токарского как
психотерапевта, педагога и организатора оставила большой след в московской
психологии. В 1897 г. он вместе с П.П.
Стрельцовым стал заведывать частной психиатрической лечебницей С.С. Корсакова и
М.Ф. Беккер, в 1899-1900 г. вместе с А.А. Яковлевым держал первый в России
санаторий для нервно- и душевнобольных[29];
у него была большая частная клиентура. В психологическую лабораторию
Психиатрической клиники, где он руководил всеми исследованиями, Токарский
постоянно вкладывал свои сбережения – в том числе, деньги, полученные от
публичных лекций. На его же средства издавались «Записки лаборатории» - всего в
1895-1896 гг. вышло 5 выпусков.
В 1900 г. Токарский
последний раз выступил на международном конгрессе — с докладом о результатах
применения гипноза в лечении алкоголизма.
Вскоре после этого началась болезнь, не оставлявшая сил для работы. В
последний год он делал то, что мог: жертвовал в фонд имени Корсакова на поездки
за границу молодых врачей[30],
на покупку катера, необходимый Саратовской биологической станции для водных
экспедиций (Токарский был уроженцем Саратовской губернии). После его смерти лавина некрологов в
психологических и психиатрических изданиях показала, насколько значительной
была эта неожиданная потеря. Он был
похоронен на кладбище Алексеевского монастыря, рядом с его учителем и другом
С.С. Корсаковым.
Напечатано в кн.: Выдающиеся психологи Москвы / Под ред. В. В. Рубцова и М. Г. Ярошевского. М.: Психологический институт РАО, 1997. С. 57-64.
[1] Челпанов Г.И. Обзор новейшей литературы
по психологии (1890-96). Киев, 1897, c. 42.
[2] Музей
истории медицины Московской медицинской академии. Опись дел, полученных из
Архива Психиатрической клиники. Ед. хран. 13 и 20.
[3] Бернштейн А.Н. А.А. Токарский (некролог)
// Вопросы философии и психологии, 1901, кн 59, с. 7.
[4] Лопатин Л.М. Речь в память о А.А.
Токарском, читанная в заседании Московского психологического общества 13
октября 1901 г. // Памяти Ардалиона Ардалионовича Токарского. Сборник. Саратов,
1903, с. 22.
[5] Хроника.
Московское психологическое общество // Вопросы психологии. 1895, кн. 5(30), с.
643.
[6] Анри, Виктор. Современное состояние
экспериментальной психологии, ее задачи и методы // Вопросы философии и
психологии. 1895, кн. 3 (28), с. 273. См. также современную интерпретацию
национальных моделей эксперимента в: Danziger,
Kurt. Constructing the Subject. Historical Origins of Psychological
Research. Cambridge: Cambridge University Press, 1990; Тутунджян О.М. Критический анализ методов экспериментальной
психологии за рубежом в конце XIX — начале ХХ в.: о проблеме становления
экспериментальной психологии // История становления и развития
экспериментально-психологических исследований в России. Сборник научных трудов.
Под ред. Б.Ф. Ломова, Е.А. Будиловой, В.А. Кольцовой. Москва: Наука, 1990, с.
51-59.
[7] Яковлев А.А. Памяти А.А. Токарского //
Памяти Ардалиона Ардалионовича Токарского. Сборник. Саратов, 1903, с. 8.
[8] Подборку
документов о Московском психиатрическом кружке «Малые Пятницы» см. в: В.И.
Овчаренко. Психоаналитический глоссарий. Минск: Вышэйшая школа, 1994, с.
243-49.
[9] А.А.
Яковлев, op. cit., c. 5.
[10] Ibid., с.
8
[11] Подъяпольский П.П. Памяти А. А.
Токарского // Памяти Ардалиона Ардалионовича Токарского. Сборник. Саратов, 1903, с. 44.
[12] Ellenberger H.F. The Discovery of the Unconscious: The History and Evolution of the
Dynamic Psychiatry.
[13] Токарский А.А. Гипнотизм и внушение. Харьков,
1888, с. 39.
[14] Егоров Борис. Гипноз, психотерапия,
бессознательное. Массовые сеансы исцеления или 100 лет научного изучения
гипноза в России... и ничего не изменилось. Москва, 1993, с. 34-45.
[15] Токарский А.А. К вопросу о вредном
влиянии гипнотизма. Санкт-Петербург, 1889, с. 22.
[16] Ibid., с.
41.
[17] Токарский А.А. Меряченье и болезнь
судорожных подергиваний. Изд-е второе, исправл. и дополн. Диссертация. Москва,
1893.
[18] Токарский А.А. Заклинание со стрелой
тибетских лам // Вопросы философии и психологии, 1894, кн. 22, с. 182-192.
[19] Токарский А.А. Психические эпидемии //
Вопросы философии и психологии, 1893, кн. 20, с. 223.
[20] Токарский А.А. О насильственных
внушениях. Отд. отт. из Сборника, посвященного профессору А.Б. Фохту. Москва,
1896.
[21] Токарский А.А. Гипнотизм в педагогии //
Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 4, с. 88-112.
[22] Токарский А.А. Происхождение и развитие
нравственных чувств. Речь на V годичном заседании Общества невропатологов и
психиатров в Москве 24 октября 1894 г. // Вопросы философии и психологии, 1895,
кн. 26, с. 115-144.
[23] А Токарский А.А. О глупости // Вопросы
философии и психологии, 1895, кн. 35, с. 679-698
[24] Токарский А.А. Страх смерти // Вопросы
философии и психологии, 1897, кн. 40, с. 931-978.
[25] Токарский А.А. Введение в изучение
психологии // Записки психологической лаборатории Психиатрической клиники
Императорского Московского университета. Вып. 5, 1896, с. 289.
[26] Токарский А.А. Гипнотизм и внушение...,
с. 39.
[27] Токарский А.А. К вопросу об ассоциации
идей // Вопросы философии и психологии, 1894, кн. 23, с. 331-362.
[28] Токарский А.А. Понятие воли и свободы
воли // Труды Московского психологического общества, в. 3. Москва, 1889.
[29]
Центральный государственный исторический архив г. Москвы. Ф. 1, оп. 2, ед. хр.
2473, л. 1.
[30] Общество
невропатологов и психиатров. Отчеты. 1897-1901. Москва, 1901, с. 282.
И.Е. Сироткина
Институт истории естествознания и
техники РАН
Москва 103012 Старопанский пер., 1/5. Тел. 432 50 80.
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |