|
РУБРИКА: БИБЛИОТЕКА \ СТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ |
Статья опубликована в Каталоге выставки «Иновидение. Раздвигая стены»
проводимой 19.01 – 10.02.2008г. в Музее
нонконформисткого искусства
(С/Петербург, Пушкинская -10). С.3-7.
Творчество и страдание: история
взаимоотношений.
«Безумие» – непременный атрибут истории и культурный символ
современности (В. Руднев, 2004). Врачи, в отличие от гуманитариев, крайне
неохотно используют устаревший термин «безумие» (В. Гаврилов, А. Азов, 2005).
Допустима аналогия безумия с наготой: она привлекательна при рассматривании
других, недаром «вуайеризм… – распространенный мотив покупки картин
душевнобольных» (И. Файлахер, 1997). Принародно примерить «символы греха» –
способствовать самостигматизации, испытать стыд, осуждаемый общественными
догматами. Безумие пугает обывателя, хотя временами его обнажение становится
даже «модным», «привлекательным» (А. Сосланд, 2005). Маятник интереса к тайнам
безумия раскачивается по замысловатой траектории, формируя амбивалентное
отношение в широком культурно-историческом контексте. Возникают занимательные
ножницы: страдание для заболевшего нередко оказывается «преимуществом для
общества» (В. Самохвалов, 1998) и благом цивилизации: «безумный» «нередко
представлял определенную значимость» как создатель «новых ценностей» (П.
Карпов, 1926). Если Ч. Ломброзо (1882) считал гениев – «помешанными», то его
коллега профессор В. Самохвалов (1998) видит в душевнобольных пророчествующих
гениев.
Краткий
исторический экскурс
Миф о близости творчества и безумия породила
античность: Платон представлял «бред» не столь «болезнью, а – «величайшим
благом». В средневековье основные сферы объективизации феномена безумия или
клинически родственных состояний измененного, альтернативного сознания, прежде
всего, ассимилировались религиозно-мистической практикой: перфомансы юродивых и
блаженных, ритуалы шаманов Сибири… На Руси безумных чаще почитали «богом
наказанными», обладавшими свыше ниспосланным наставлением. Архетипические
носители «безумной мудрости» (В. Нискер, 2000): клоун, шутник, ловкач-плут,
простак (и Иванушка, непритворно «валяющий дурака»), провокативно апеллировали
к глупости. В ХIХ веке романтическое либо ироническое отношение к
«сумасбродности гения» поддерживается размышлениями А. Шопенгаура (1801) о
близости творческого воображения и помешательства. Эпоха позитивизма и
прагматики предлагает «диагностику» по Ч. Ломброзо (1864) и М. Нордау (1896):
гениальность – «моральное безумие, помешательство». Рецидивом подобных
воззрений в 1933-38 гг. в Германии явились выставки «Дегенеративное искусство»,
где фашистский «порядок» клеветнически сопоставлял модернизм и художественный
примитив с «вырожденческими извращениями» душевнобольных (Р. Буксбаум, 1997).
Дальнейшая регламентированность религиозных канонов, как и научного академизма,
сузили пространство инноваций безумия, лишь сектанство и паранауки (астрология,
хиромантия, парапсихология…) предоставляли им приют. В новейшей истории к
безумию наиболее гостеприимно искусство.
Эпоха
нон-конформизма
В начале ХХ века мода на иррациональное
расставляет новые акценты отношений: искусство – способ установления непростых
связей художника и зрителя с трансцендентным и бессознательным. Время
революционно-культурного брожения формирует подлинный интерес к маргинальному
творчеству и художественному авангарду. «Болезненность» искусства или
воплощение в нем страдания становятся актуальными. В 1905 г. во французской
клинике создается «Музей безумия», а в 1914 г. в Москве в рамках медицинского
конгресса организуется выставка душевнобольных. Практически одновременно
издаются классические монографии: «Душевнобольной как художник» В.
Моргентхаллера (Швейцария, 1921), «Художество психически больных» Г. Принсхорна (Германия, 1922) и «Творчество
душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники» П. Карпова
(1926). Психиатры высказывают схожее мнение: болезни могут «вскрывать родники
творческого процесса», «оплодотворять» художника «новыми ценностями» (П.
Карпов), и корректно проводят аналогии с новаторством модернизма (Э. Кречмер,
1924; П. Карпов, 1926; И. Джакаб, 1959; Э. Вачнадзе, 1972), что нельзя
воспринять «ни похвалой, ни порицанием» (Э. Кречмер).
В Европейских клиниках целенаправленно
исследуют новую маску безумия – шизофрению. Е. Блейлер (1911) считает, что
«совсем легкая шизофрения» благоприятствует продуктивности в области искусств,
она анонсируется – «болезнью королей и поэтов», поражающей исключительно умы
«выдающиеся и тонкие». Отдельные представители культуры модернизма в 1920-30
гг. не скрывают восхищения от примитива «дикарей», детей, спиритов-медиумов, душевнобольных.
М. Эрнст, П. Клее, А. Бретон рассматривают психопатологическую экспрессию как
образец «идеальной свободы» «здорового» самовыражения, нивелирующую грань между
искусством и безумием. Сюрреалисты, дадаисты, экспрессионисты охотно включали
ее в совместные экспозиции (что было опробировано в 1910 г. В. Кандинским). С
подачи авангардистов часть «медицинских документов» воспринимаются как
художественные произведения. Пациенты с «пограничными состояниями» дают повод к
расширению объектов психоаналитического интереса. З. Фрейд, в поисках истоков
вдохновения гениев, определяет творчеству промежуточную позицию между
выраженной патологией и здоровьем – вариант невроза адаптации. В 1925-30 гг.
доктор Г. Сегалин выпускает пять томов журнала патографии «Клинический архив
гениальности и одаренности». Но креативность не сопоставима лишь с когнитивными
дарованиями, а В.М. Бехтереву приписывают высказывание: «чем меньше развит ум,
тем больше развито воображение». Искусство аутсайдеров формирует интерес не к
VIP-художнику, а – к «not important person»: простаку, невежде, неразумному…
Связка «гениальности и безумия» заменяется взаимоотношениями творчества и
патологии.
Безумство
храбрых
Исподволь формируется и иная точка зрения:
творчество не обязательно «побочный продукт» патологии, а – альтернатива.
Легенда спонтанной арт-терапии описывает, как написание иконы «Образ Пречистые
Богородицы Прибавление Ума» (XVII в.) возвращает рассудок «сошедшему с ума»
благочестивому иконописцу (А. Трофимов, 2001). Развивающаяся психиатрия
апробирует противодействия: П. Малиновский (1847) кроме «гигиенической»,
«аптекарской» помощи рекомендует терапию «посредством впечатлений».
Увлеченность занятиями творчеством представляется целительным предписанием и, в
качестве терапии занятостью, займет немаловажное место в системе
лечебно-трудовых мастерских. Энтузиасты, идеализирующие возможности спонтанного
самоисцеления творчеством, способствуют формированию арт-терапии (А. Хилл,
1945). Но чаще рисунки изучаются в клинико-диагностических целях (Б. Раш, 1812;
А. Тардье, 1872; В. Броуни, 1857; М. Симон, 1876, 1888; Ч. Ломброзо, 1864-1882;
Р. де Фурсак, 1905; М. Режа,1907; А. Фэй, 1912…). При этом психиатры, попадая
под обаяние психопатологической экспрессии, формируют и первые коллекции. К
концу ХIХ века под «искусством сумасшедших» стали подразумеваться «лишь работы,
обладающие высоким качеством исполнения или наполненные значительным
содержанием» (Д. МакГрегор, 1992).
Постепенно «безумство храбрых»
скорее становится мерой отваги и – идеалом романтизма творцов, ищущих свободу
от контроля сознания и влияния социума. Архаический термин «безумие» из
диагноза конвертируется в обобщенную метафору, мифологему, нередко
привораживающую возможностями «сводящего с ума» «блаженства – праздности» (А.
Сосланд, 2005). Экстравагантный С. Дали охотно стигматизирует себя
«параноидальностью» (агровация сродни эксгибиционизму). Ж. Дюбюффе, М. Фуко и
Г. Гессе восторженно провозглашают безумие – плодотворным явлением. Оно в
обобщенном плане приветствуется у художественно талантливых пациентов.
Естественно, психиатрией сумасшествие по-прежнему воспринимается «злом» (А.
Кемпинский, 1998), а носитель безумия – персона вне зависимости от дарований
(!) нуждающаяся в помощи.
Занимательная
этимология маргинальных плодов безумия
В ушедшем веке «маргинальные искусства» (по
Д. Майзелсу, 2001) подразделяются на архаическое, этническое, ярмарочное,
наивное, любительское, знахарское, медиумическое, и творчество – детей,
заключенных, душевнобольных… Сегодня раскручивают интерес и к рисункам бомжей.
Маргинальное находилось в периферийном положении к искусству академическому и
длительно считалось «второсортицей» (невспаханным полем с сорными или полевыми
травами). Малоприметное «в тени» представлений высокого и благородного
искусства прошлых столетий, оно чаще именовалось с приставкой «не»:
необразованное, невежественное, ненастоящее, некультурное, нетрадиционное,
нестандартное, необычное, ненормальное… или оставалось безымянным (art with no
name). Благодаря энергии художника и коллекционера Жана Дюбюффе от маргинальных
искусств отпочковывается самобытное направление эстетически значимых форм
психопатологической экспрессии, озвученное l’art
brut (1945), то есть «дикое, сырое, незрелое», не испытавшее культурного
воздействия, и избавляется от дискриминационного контекста безумия: art of the
insane; mad-art, psychiatric-art, schizophrenic-art. Ар брют в англоязычной
версии Raw art или более емкий и
популярный термин Р. Кардинала Оutsider
art (1972) уточняет «потустороннюю» позицию от социо-культурных традиций, и
возможно, психического здоровья. Где-то благодаря тенденциям дестигматизации
сегодня используются и более нейтральные термины: искусство самоучек,
современное народное, сингулярное. Или приватные названия: «искусство вне
норм», «иное», «потустороннее»…
В 1950 г. в Париже организуются первый
Всемирный конгресс по психиатрии и масштабная выставка (через 50 лет на
Юбилейном конгрессе представляется и коллекция ИНЫЕ). Психиатры К. Виар, Р.
Вольма, Р. Лемке, Л. Навратил, В. Андреоли, Д. Макгрегор выпускают ряд
интереснейших монографий, подтверждающих тезис: «деструктивная сила психоза
может…привести к результатам конструктивного творчества» (Р. Арнхейм, 1988).
Невроз, как и психоз, «не создает талант, но придает ему новое выражение»,
раскрепощает, драматизирует и высвобождает заблокированный творческий потенциал
(А. Кемпинский, 1998). Если в итоге хронический недуг истощает творчество (Ю.
Александровский, 1968,1985) в первую очередь профессионалов, то дилетанты
самоучки («брюты») с их самоизобретенной
техникой могут оставаться востребованными ценителями современного искусства.
В 1959 г. организуется «Международное
общество психопатологии экспрессии» (SIPE), в 1983 г. – «секция психопатологии
экспрессии» (ныне – «искусства и психиатрии») при Всемирной психиатрической
ассоциации (WPA), координирующие исследования диалога психопатологии и
творчества. С 60-х годов зарожденное в Великобритании антипсихиатрическое
движение воспринимает безумие неким прорывом из обыденности и увлекательным
путешествием, сдерживаемым психиатрией. Параллельно с психоделическими
экспериментами вновь оживляется внимание к «красотам безумия». Антикультурные и
одновременно антипсихиатрические настроения эстетов способствуют большей
легализации девиаций и смещению границ «нормы». При поиске нового
художественного языка имитация «идиотии» нередко становится «стратегией
современного искусства» («Художественная жизнь», 1999). Меняются акценты
коллекционирования: от призрения до – признания и «окультуривания»
маргинального. Больничные собрания зачастую перерождаются в художественные и
претендуют на все новые музейные и галерейные залы.
Взросление
психопатологической экспрессии
В СССР с его биологически ориентированной
психиатрией, антифрейдизмом и тенденцией к стигматизации инакомыслящих
неформальные явления культуры, отмеченное печатью «безумия», игнорировались.
Культурная политика не допускала претензий непрофессионалов, и даже «наив»
(исключая фольклор) вместе с авангардом находились в позиции «андеграунда».
Деонтология сдерживала интерес к их авторам, изредка литература касалась темы
безумия (художник С. Калмыков. Ю.Домбровский, 1975). Редкие выставки творчества
пациентов представлялись аспектом милосердия и вызывали реакции ажиотажа или
«снисходительного покровительства» (С. Гурвиц, 1992). Ставшая самостоятельной
арт-терапия (А.Копытин, 1999) и современная социально-ориентированная
психиатрия косвенно формировали уважительное отношение к психопатологическому
творчеству. Границы общепризнанного искусства расширяются «с края», и
«потусторонняя» экспрессия аутсайдеров из зоны «out/вне» неуклонно мигрирует к центру,
обосновываясь «in/внутри» культурного мейнстрима. Набирающие известность
отечественные собрания ИНЫЕ (Ярославль) и Музей творчества аутсайдеров (Москва)
активно смещали акценты с патоса безумия на пафос их самобытной экспрессии. Да
и факты проведения московского международного фестиваля наивного искусства и
творчества аутсайдеров «ФЕСТНАИВ» в 2004 и 2007 гг. подтверждают, что Аутсайдер
арт приобрел легитимное равноправие с общепризнанным искусством.
Художники – натуры увлеченные, своеобразно и
навязчиво «болеющие» страстью к творчеству, в ряде случаев их произведения
действительно «выстраданы». Однако попытки конкретного сопоставления
«психиатрического опыта» с Искусством аутсайдеров (хотя и зародившегося в его
недрах) столь же простодушны, неудачны, как соотнесение «психического
здоровья» с искусством «культурным». Естественно, близость проявлений
вдохновения и болезни подчеркивается схожим описанием: одержимость,
возбуждение, исступление, озарение, откровение. Но «не гений близок к безумцу,
а отдельные состояния творческого экстаза… близки к психопатологическим» (Р.
Хайкин, 1992). В типологии врачей стилистика «изобразительного языка»
прямолинейно сопоставлялась с клиникой: иллюстрировала особенности психики (П.
Карпов, 1926) или – прогноза (М. Режа, 1907; К. Ясперс, 1913; А. Бабаян с
коллегами, 1982). Рисунки рассматривались скорее изо-стенограммами патоса, в
которых прослеживался распад традиционных навыков рисования, узаконенных со
времен Возрождения, и увязывался с проградиентностью заболевания. Г. Принсхорн
(1922) с феноменологических позиций впервые интерпретировал подобные
произведения не аномалиями, а автономными и эстетически значимыми вариантами
творческого самовыражения. Р. Хайкин (1992) допускал возможность рассматривать
их «полноценным художественным произведением» и «применять искусствоведческие
критерии».
Типология
Искусства аутсайдеров
Попытки ранжировать творчество безумия с узко
профессиональной «точки зрения» преподносит лишь фрагментарную инвентаризацию
искусствоведческих или клинических пристрастий. Поэтому мы в рамках
междисциплинарного подхода сопоставили общепринятые разделы (брутальное,
маргинальное и наивное искусство) с ментальными особенностями их авторов, то
есть позициями «вследствие -», «вопреки -» и «вне психиатрического опыта» (В.
Гаврилов, И. Реховских, 2004), (В. Гаврилов, В.Урываев, 2005).
Арт
брют – экспрессивно яркая,
уникально таинственная, оригинальная, спонтанно подготовленная «отсебятина»,
креативное «ноу хау», связанное с безумием, своеобразная «интеграция дезинтеграции»
(П. Волков, 2000). Аутизм обеспечивает режим варки в собственном соку: брюты
чужды заимствованию и верны лишь внутреннему миру паралогики, обманов
восприятия, воображения... Интуитивно творя, авторы нередко иллюстрируют
эндогенное более значимое для них психотическое мироощущение. Большинство
художников легендарной коллекции Ар-брют из Лозанны, как и отечественных
собраний – пациенты психиатрических клиник. Естественно, медицинский диагноз не
является определяющим фактором при отборе произведений (А. Яркина, 2003). Ар
брют самодостаточен в статусе «дички» и не обеспокоен процессом дозревания.
Хотя, возникнув в оппозиции к современной культуре – «антикультурный» Ар брют
(М. Тевоз, 1995) уже через полстолетия после обретения своего имени становится
арт-классикой. Эти работы скорее «акультурны», ибо их творцы не пытаются
противостоять тому, о чем мало информированы. Ар брют – раритеты прошлого,
исчезающие со второй половины ХХ века под воздействием культурно-информационной
среды и фармакотерапии.
Маргинальное
искусство – наиболее
дискутируемое понятие, расположенное в буферной зоне между «некультурным» Ар
брют и наивным, тянущимся к Cultural Art. Духовное мироощущение маргиналов
находится в шаткой позиции «на грани», «около» между здоровым и болезненным
мироощущением и отличается наиболее размытыми стилистическими особенностями
творчества (А. Мигунов, 2001). Своеобразное «парапсихопатологическое»
творчество соотносится как с категорией Neuve Invention (Ж. Дюбюффе,
1982) – «Новый вымысел» (А. Яркина, 2000), так и с «собранием странностей»
первых больничных коллекций (М. Дюбуа, 2003). Экстраординарные переживания
ясновидящих, экстрасенсов, контактеров, «психоделиков» нередко подпитывают
маргинальное. Аналогично практике спиритов и медиумов, креативные техники в
измененном состоянии сознания (В. Самохвалов, 1998; А. Будза, 2002) напоминают
рисунки «автоматического письма» и вызывает ассоциации с синдромом психического
автоматизма. Арт-терапия, когда «яркий свет вдохновения вытесняет мрак болезни»
(П. Волков, 2000), да и работы инвалидов «с ограниченными возможностями»,
тяготеющих к жизнеутверждающей традиционной эстетике «как у здоровых», также
расширяют диапазон маргинального творчества – «вопреки психиатрическому опыту».
Наивное
искусство – забава т.н. чудаков,
«самоделкиных», представляемых «простодушно-наивными» и живописующими рай,
«поскольку пребывают в нем постоянно» (В. Грозин, 2004), хотя подчеркивается их
нелегкая, а подчас и беспросветно тяжелая судьба. Общепризнанный «букет
возрастных болезней» и скопившиеся переживания житейских потерь формируют и
немало «психопатологических черт» (А. Кемпинский, 1998). Утраченное нередко
воспринимается более «лучшим» и «здоровым», чем неуютность настоящего, и «игра»
в творчество позволяет компенсаторно переноситься в прошлое или грезить будущим
– иллюзорными мифами. Поэтому, и
творчество наивных художников с определенной условностью можно
«соотнести с Искусством аутсайдеров» (К. Богемская, 2005). (Но креативные
склонности чаще формируются вне связи с превратностями судьбы художников,
поэтому мы рассматриваем их «вне психиатрического опыта»).
Предложенная типология Аутсайдер арт не
претендует на законченность. Повторимся: прежде всего личность творца, а не
психопатология, ответственна за художественную привлекательность произведения
(В. Менделевич, 2005). В разные периоды в зависимости от душевного состояния,
особенности терапии, творческих ресурсов художник прибегает к всевозможным
формам самовыражения – так или иначе поименованным, что подтверждает условность
предлагаемых дефиниций. Постижение феномена «безумия» указывает на
многоаспектность и сложность проблематики, лежащей на стыке психопатологии,
культурологии, искусствоведения, философии и других наук. Современная культура
развиваться, лишь преодолевая привычные законы разума, прислушиваясь к «логике»
иррационализма и бессмыслицы, совмещая ранее несоизмеримые альтернативы
научного и вненаучного знания. Безумие может выступить катализатором открытия
новых ресурсов творчества, в котором равноправно участвуют: ученые и невежды,
грешники и праведники, «нормальные» и «безумные» (А. Азов, 2007).
*
* *
Сегодня мы представляем инотворчество или
ИНОВИДЕНИЕ, привычно воспринимаемое монологом. «Брюты» предпочитают скрывать взаимоотношения с безумием, «маргиналы» – избирательно приоткрывают
дверь в сокровенное, а «наивы» –
наиболее гостеприимны и охотно зовут нас в свои удивительные миры. И мы
приглашаем зрителей попытаться установить новые грани взаимообогащающего
диалога художника и общества. Возможно, это и станет самой важной задачей,
преследуемой на выставке. В любом случае мы благодарны Вам за проявленный
интерес!
Гаврилов Владимир - вице-президент SIPE
/СИПЭ,
автор и руководитель арт-проекта ИНЫЕ,
ассистент кафедры психиатрии с курсом медицинской психологии ЯГМА
![]() |
![]() |
![]() |
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |
|