|
РУБРИКА: БИБЛИОТЕКА \ СТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ |
Статья опубликована в журнале:
Экология человека, 2008, №7. – С. 30-34.
Г.А.Новикова, И.А.Новикова, П.И.Сидоров, А.Г.Соловьев,
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Социально-политические и экономические изменения в России затронули практически все стороны процесса обучения, воспитания и развития личности. На фоне всеобщего кризиса в экономической, политической, социальной сферах значительно возросли такие явления, как алкоголизм, преступность, наркомания, увеличилось количество детей, оставшихся без надзора [10]. В последние годы в России наблюдается тенденция к росту распространенности злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), особенно среди подрастающего поколения [3,4,7]. Общество и окружающая социальная среда оказывают мощное влияние на процесс приобщения к ПАВ [1,5,17,19]; распространению алкоголизма и наркомании среди подростков способствуют особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения [6,13].
Употребление
слабоалкогольных напитков, таких, например, как пиво, представляет собой
сложную медико-социальную проблему, особенно в подростковом возрасте. О ее значимости говорит тот факт, что при социологических
опросах последних лет до 76% подростков в возрасте 14-16 лет имеют опыт
употребления алкоголя, в основном низкой крепости [18,21,22,23].
Среди основных причин взрывного роста потребления пива
среди подростков выделяют его высокую доступность, в отличие от крепких
алкогольных напитков и вина [20], влияние рекламы, отсутствие выраженных
нарушений поведения и работоспособности при употреблении пива, убежденность
значительной части населения в безопасности и даже полезности этого напитка,
лояльное отношение к нему в обществе [15, 16].
Целью исследования явилось выявление социально-психологических особенностей пивной алкоголизации у подростков.
Материалы и
методы
Объектами исследования явились 143 учащихся с 5 по 11 классы средних общеобразовательных школ г. Архангельска, из них 56,6% - девочки, 43,4% - мальчики; 35,7% - учились в 5-6 классах (средний возраст – 11,96±0,11 лет) – младшие подростки; 25,9% – в 7-8 классах (13,51±0,14 лет) – старшие подростки; 38,4% – в 9-11 классах (15,27±0,13 лет) - старшеклассники.
Использована разработанная нами методика скрининга риска развития пивной зависимости у подростков [14], представляющая собой опросник из 70 вопросов, разделенных на четыре блока (состояние здоровья, психолого-педагогическая адаптация, социальная адаптация, отношение к приему пива), с выделением критериев оценки риска зависимости (табл.1). Суммарный показатель пивной алкоголизации подростков составлял сумму по блокам, показатель выше 43 баллов свидетельствовал о высоком ее риске. Более высокая оценка (в баллах) указывала на более выраженный риск пивной алкоголизации.
Таблица 1.
Критерии оценки степени риска пивной зависимости у подростков (баллы)
Показатели |
Высокая |
Выше средней |
Средняя |
Ниже средней |
Низкая |
7% |
24% |
38% |
24% |
7% |
|
Суммарный показатель пивной алкоголизации |
73-96 |
43-72 |
29-42 |
15-28 |
4-14 |
Состояние здоровья |
10-16 |
7-9 |
4-6 |
2-3 |
0-1 |
Психолого-педагогическая адаптация |
21-29 |
12-20 |
7-11 |
4-6 |
0-3 |
Социальная адаптация |
18-30 |
12-17 |
7-11 |
3-6 |
0-2 |
Отношение к приему пива |
29-42 |
17-28 |
8-16 |
3-7 |
0-2 |
Для исследования личностных особенностей нами
применялся характерологический опросник К. Леонгарда, позволяющий выявить такие типы акцентуированных личностей, как
демонстративный, педантичный, гипертимический, эмотивный, застревающий,
тревожный, циклотимический, возбудимый, дистимический, экзальтированный [9].
Статистическая обработка полученных данных была проведена на IBM c использованием программы STATISTICA 6.0. Применялись дискриптивный и корреляционный анализы.
Результаты и их обсуждение
Показатель состояния здоровья учащихся 5-6 классов составил 4,56±0,46, 7-8 классов - 5,05±0,43 баллов, что указывало, в целом, на хорошее состояние здоровья детей; в 9-11 классах - 5,25±0,33 баллов, свидетельствующий об удовлетворительном состоянии.
По медицинским показателям учащиеся наблюдались у следующих специалистов: педиатра – 55,2%; невропатолога – 4,9%; психиатра – 1,4%; психолога – 1,4% и других (отоларинголог, офтальмолог, гинеколог) – 11,9%; у нарколога на учете никто не состоял. Частая обращаемость к врачам детской поликлиники свидетельствует о высокой степени заболеваемости среди школьников. Среди причин обращения были: острые респираторные вирусные инфекции, грипп, ангина – 28,7%, пищевые отравления – 25,2%, травмы головы без потери сознания – 14,7%, тяжелые инфекционные заболевания перенесли – 9,1%, травмы головы с потерей сознания – 7,7%, травмы при рождении – 4,2%, нервные болезни – 2,8%.
У большинства учащихся наблюдались изменения психологического состояния, такие как: нарушения сна (бессонница, позднее засыпание, раннее пробуждение, пробуждение по ночам и т.п.) – 34,3%, раздражительность – 29,4%, зависимость самочувствия от погоды – 27,3%, страх закрытых помещений, открытых пространств, высоты, острых предметов - 20,3%, нервозность – 15,4%, забывчивость, снижение памяти, потеря памяти – 12,6%, снохождение, сноговорение – 12,6%, плаксивость – 11,2%, приступы удушья, чувство комка в горле – 8,4%, судороги, неприятные ощущения в различных частых тела – 7,0%, недержание мочи (ночной энурез) – 2,1%, другие – 3,5%, что свидетельствовало, в основном, о нарушениях в эмоциональной сфере, нередко связанных с неблагоприятными ситуациями в семье и школе.
Психолого-педагогической адаптация учащихся оказалась более низкой в 7-8 классах (8,70±0,89); незначительно от нее отличались данные, полученные в 5-6 классах (9,67±0,76); высокой в 9-11 классах - 11,35±0,88 баллов. Прогуливали занятия в школе - 37,1%, из них мальчики - 56,6%; девочки – 43,4%. В целом, с возрастом увеличивалась степень несоблюдения школьной дисциплины, что говорит о более выраженной социально-психологической дезадаптированности, характерной для подросткового возраста. Отношение респондентов с товарищами по учебе отмечены, как хорошие – в 58,0%, очень хорошие – 20,3%, натянутые – 14,7%, плохие – 2,1%, 4,9% респондентов отказались отвечать на этот вопрос. Уровень социальной адаптации был низким среди опрошенных в 7-8 классах (7,76±0,74 баллов); умеренные нарушения выявлены в 5-6 классах (9,13±0,76 баллов), значительные - наблюдались в 9-11 классах (10,91±0,79 баллов).
На учете в комиссии по делам несовершеннолетних и в милиции состояли 3,5% (1,4% - девочки, 2,1% - мальчики) учащихся 7-9 классах, практически все из них имели высокий показатель пивной алкоголизации.
Анализ социального статуса учащихся показал, что практически половина обследованных была из полной семьи (49,0%), 1/3 - из неполной семьи (не было матери или отца), 1/4 учащихся проживали с отчимом (23,1%), 1,4% - с мачехой, у 2,8% - не было обоих родителей, у 3,5% - родители отбывали срок в места заключения, у 1,4% - родители были лишены родительских прав.
Материальное обеспечение семьи учеников оценивалось, как: хорошее – 49,7%, удовлетворительное – 35,0%, очень хорошее – 9,1%, плохое – 2,1%, затруднились ответить на вопрос 4,1% респондентов. Ученики, проживающие в неблагоустроенном жилом секторе, составили 36,4%, благоустроенном – 26,6%, частично благоустроенном – 23,8%, у 5,6% родители снимали жилье в наем, не смогли охарактеризовать свои жилищные условия 7,6%.
Причины конфликтов в семье учащихся, в первую очередь, были связаны «с характером членов семьи» - 43,4%, бытовые – 17,5%, материальные – 13,3%, алкоголизм родителей – 2,1%, отсутствовали конфликты в семье в 23,7% случаев. Уточнение же частоты употребления в семье спиртных напитков родителями показало что она была практически ежедневной - в 0,7% случаев; 2-3 раза в неделю – 2,9%; 1 раз в неделю – 6,5%; 1 раз в месяц – 14,4%; 2-3 раза в месяц – 21,6%; несколько раз в год – 37,4%; никогда – 16,5%. Таким образом, почти в каждой второй семье имела место алкоголизация родителей разной степени выраженности.
По результатам исследования курящие ученики, в среднем, составили 32,2%, а именно, в 5-6 классах – 21,6%, в 7-8 классах – 29,7%, в 9-11 классах – 43,6%, таким образом, с возрастом количество курящих учеников значительно увеличивается; средний возраст начала курения составил 10,74±0,45 лет.
Важно отметить, что почти каждый второй из учеников имел опыт употребления спиртосодержащих жидкостей. Так, например, из алкогольных напитков наиболее часто учащиеся употребляли пиво - 59,6%, вино - 49,5%, значительно реже водку -13,3%, разбавленный спирт - 6,2%. Средний возраст первого приема вина составлял 11,98±0,36 лет, чуть больше - водки (12,23±0,66 лет), тогда как пива – 11,47±0,32 лет.
Показатель отношения к приему пива в 5-6 классах был низким (10,27±1,17 балла), что указывало на отсутствие выраженных «пивных» проблем; данные в 7-8 классах свидетельствовали на наличие умеренной пивной алкоголизации (12,11±1,74 балла); в 9-11 классах наблюдалось уже более ее выраженная степень (16,95±1,07 баллов).
Поло-возрастной анализ пивной алкоголизации показал, что среди младших подростков количество употребляющих пиво составили 37,3%, несколько больше – среди старших подростков (54,1%) и максимально доходящим до 81,8% - у старшеклассников. Среди употребляющих пиво в 5-6 и 9-11 классах половых различий не наблюдалось, некоторые отличия выявлены лишь в 7-8 классах, где превалировали мальчики.
Анализ результатов опросника позволил выделить следующие группы по отношению к употреблению пива: не употребляющие совсем - 33,6%, употребляющие редко (с частотой до 1 раза в месяц) – 36,4%; употребляющие часто (чаще 1 раза в месяц) - 30,0%.
Рассматривая группы учащихся по отношению к употреблению пива (рис.1), можно наблюдать две противоположные тенденции: количество употребляющих пиво возрастает, начиная с 5 класса и в 11 классе составляет 4/5 от общего количества учащихся, а число не употребляющих - с возрастом уменьшается и ко времени окончания школы составляет не более 1/5.
Средний возраст первого приема пива среди учащихся составил 11,47±0,32 лет, при этом в 5-6 классах – 10,0±0,56 лет, несколько больше - в 7-8 классах – 10,19±0,71 лет, в 9-11 классах – 12,44±0,35 лет, таким образом, первое знакомство с данным видом алкогольного напитка происходит в возрасте 10-11 лет, что свидетельствует о необходимости проведения первичной профилактики употребления пива еще в более младшем возрасте.
Рисунок 1. Группы учащихся по отношению к употреблению пива по классам (%).
Анализ результатов опросника позволил выделить следующие группы по отношению к суммарному показателю пивной алкоголизации: с высокой - 32,2%, средней - 34,3% и низкой степенью 33,5%. В целом, суммарный показатель (рис.2) в 5-8 классах соответствовал средней, тогда как в старших классах – высокой степени риска.
Рисунок 2. Особенности оценки риска пивной алкоголизации у подростков (баллы).
В общем профиле личности по опроснику К. Леонгарда (рис. 3) у подростков преобладали черты гипертимного, эмотивного и экзальтированного типов характера, что говорит о наличии повышенного настроения, жажды деятельности, активности, в сочетании с чувствительностью и повышенной эмоциональностью, что в целом, сходно с особенностями личности в подростковом возрасте, описываемыми другими авторами [2,11,12,13]. В то же время, у подростков с высокой степенью риска пивной зависимости отмечено превалирование черт гипертимности, эмотивности, циклотимности, демонстративности, возбудимости и экзальтированности.
Рисунок 3. Зависимость характерологических особенностей учащихся от степени алкоголизации.
Установлено, что показатель циклотимности в группе с высокой и средней степенями риска пивной алкоголизации был выше (p<0,01 и p<0,05), чем с низкой, что свидетельствовало о смене гипертимических и дистимических фаз при высоких оценках. Показатель возбудимости был выше в группе с высокой степенью риска, чем со средней (р<0,01), и в группе с высокой степенью, чем с низкой (р<0,001), что говорит о повышенной импульсивности, ослаблении контроля над влечением побуждениями. Показатель дистимности был выше у группы с высокой степенью риска, по сравнению с группой низкой степени (р<0,001), свидетельствующий о сниженном настроение, фиксации на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенности. Показатель экзальтированности был выше у группы с высокой степенью риска, чем низкой (р<0,05), что отражало больший диапазон эмоциональных состояний.
Следовательно, более высокая степень риска пивной алкоголизации наблюдалась у подростков с акцентуациями характера по циклотимному, возбудимому, дистимному и экзальтированному типам.
Таким образом, начиная с 5 класса, каждый третий учащийся периодически принимает пиво, а к 11 классу их количество увеличивается до 80%, что свидетельствует о росте распространенности проблемы с возрастом. Важно отметить, что выраженных половых различий среди учащихся, употребляющих пиво, не было обнаружено. Высокая степень риска пивной алкоголизации свойственна подросткам с акцентуациями характера по циклотимному, возбудимому, дистимному и экзальтированному типам.
Высокая
распространенность пивной алкоголизации среди учащихся свидетельствует о
необходимости введения профилактических мероприятий (первичной и вторичной
профилактики), которые должны нести комплексный характер с вовлечением всех
участников образовательного процесса. В свою очередь, первичная профилактика
пивной алкоголизации должна проводиться еще в начальной школе.
Список литературы
1. Березин С.В. Психология ранней наркомании / С.В.Березин, К.С.Лисецкий - Самара: Самарский университет, 2000 – 64 с.
2. Буркин М.М. Основы наркологии / М.М.Буркин, С.В.Горанская – Петрозаводск: «Карелия», 2002. – 191 с.
3. Дмитриева Т.Б. Злоупотребление психоактивными веществами (клинические и правовые аспекты) / Т.Б.Дмитриева, А.А.Игонин, Т.В.Клименко и соавт. – М.: МНЦ «Инфокоррекция», 2003. – 316 с.
4. Иванец Н.Н. Психиатрия и наркология / Н.Н. Иванец, Ю.Г.Тюльпин, В.В.Чирко – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 832 с.
5. Карпова О.П. Проблема наркомании на современном этапе: эпидемиология, факторы риска, последствия / О.П.Карпова, С.Н.Никольский // Экспериментальная и клиническая медицина. – 2000, №3. – С.111-113.
6. Ковалев А.А. Факторы риска, способствующие формированию пивного алкоголизма / А.А.Ковалев // Современные достижения наркологии. / Сб. матер. конф., посвященной 20-летию ННЦ наркологии Росздрава. – М., 2005. – С.61.
7. Кошкина Е.А. Распространенность наркотических расстройств среди детей и подростков в 2003-2004 гг. / Е.А.Кошкина, В.В.Киржанова // Вопросы наркологии. – 2005, №4-5. – С.5-12.
8. Лавренева Г.В. Пиво и здоровье / Г.В.Лавренева – СПб.: Диалог, 2001. –112 с.
9. Леонгард К. Акцептуированные личности / К.Леонгард – Киев: «Высшая школа», 1989.
10. Лисецкий К.С. Психология не – зависимости / К.С.Лисецкий, Е.В.Литягина. - Самара: Универс-групп, 2003. – 144 с.
11. Личко А.Е. Типы акцентуации характера и психопатий у подростков / А.Е.Личко - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 406 с.
12. Личко А.Е. Подростковая наркология / А.Е.Личко, В.С.Битенский – Л.: Медицина, 1991. – 302 с.
13. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д.Менделевич – М: Речь, 2005. – 445 с.
14. Новикова Г.А. Особенности пивной алкоголизации среди учащихся общеобразовательных школ / Г.А.Новикова - Бюллетень Северного государственного медицинского университета. – Архангельск, 2007. - №1. – С.113.
15. Нужный В.П. Сравнительное исследование психофизиологических эффектов водки, пива и слабоалкогольного газированного напитка / В.П.Нужный, Ю.Д.Пометов, А.В.Ковалева и соавт. // Вопросы наркологии. – 2003. - №2. - С.22-35.
16. Ойхер
Д.Я. Подросток и пиво: чем раньше, тем хуже / Д.Я.Ойхер, Ю.Н.Ружников
// Известия Уральского государственного университета. – 2005. – № 37.
– С. 107-110.
17. Онищенко Г.Г. Алкогольная
ситуация в России. О концепции государственной алкогольной политики в
Российской Федерации / Г.Г.Онищенко, В.Ф.Егоров // Наркология. – 2002. - №1. –
С.4-8.
18. Павловская Г.П. Пивной
алкоголизм: дебют и исход / Г.П.Павловская, Ю.Н.Ружников // Известия Уральского
государственного университета. – 2004. - №32. – С.157-160.
19. Прусс М.С. Как избавиться от
наркотической зависимости / М.С.Прусс, Л.Л.Кельвин, Ю.Л.Мучник, В.М.Володин. –
М.: Олма-Пресс, 2002. – 160 с.
20. Рынок пива по итогам 3 квартала 2006 года. // Российский пивовар. – 2006. -№3. – С.8-12.
21.
Сидоров П.И.
Наркологическая превентология:
Руководство / П.И.Сидоров – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 720 с.
22. Rivero D. Inhidition of induced DNA
oxidative damage by beers: correlation with the content of polyphenols and
melanoidins / D.Rivero, S.Perez-Magarino, M.L.Gonzalez-Sanjose et al. // J.
Agric. Food Chem. – 2005. – V.59(11). – P.981-985.
23. The 1999 ESPAD Report / Alcohol and
Other Drug Use Among Students in 30 European Countries. // Stockolm, 2000. –
362 p.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ У ПОДРОСТКОВ
Г.А.Новикова, И.А.Новикова, П.И.Сидоров, А.Г.Соловьев
Северный
государственный медицинский университет г. Архангельск
С целью изучения социально-психологических особенностей пивной алкоголизации у подростков проведено обследование 143 учащихся с 5 по 11 класс средних общеобразовательных школ г. Архангельска по авторской методике Скрининга степени риска развития пивной зависимости. Прослежена возрастная тенденция увеличения количества употребляющих пива, начиная с 37% в 5 классе - до 82% к 11 классу. Суммарный показатель риска пивной алкоголизации учащихся 5-8 классов соответствовал средней, тогда как старших классов – высокой степени риска. Установлена, что высокая степень риска пивной алкоголизации свойственно подросткам с акцептуациями характера по циклотимному, возбудимому, дистимному и экзальтированному типам. В связи со средним возрастом знакомства с данным алкогольного напитка 10-11 лет обоснована необходимость начала первичной профилактики с более раннего возраста.
Ключевые слова: пивная алкоголизация, подростки, личностные особенности.
![]() |
![]() |
![]() |
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |
|