|
РУБРИКА: БИБЛИОТЕКА \ СТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ |
Статья опубликована в журнале:
Социальная и клиническая психиатрия, 2007, т.17,
вып.3. - С.76-81.
Сидоров П.И., Новикова И.А.
СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Северный государственный медицинский
университет, г. Архангельск
Психосоматическими называют заболевания, в
происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию
психотравмирующих факторов [4]. Большинство авторов к психосоматическим
относят: ишемическую болезнь сердца, артериальную гипертонию, язвенную болезнь
желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальную астму, неспецифический
язвенный колит, ревматоидный артрит, нейродермит, тиреотоксикоз, сахарный
диабет и некоторые другие [9, 17].
В своем
развитии психосоматическая медицина прошла ряд этапов, на каждом из которых
доминировала та или иная теоретическая концепция. Становление психосоматики
происходило от создания однолинейной жесткой до существующих в настоящее время
многофакторных моделей.
На настоящий момент в психосоматической медицине
известно более 300 различных концепций. Среди них можно выделить
психоаналитические концепции, опирающиеся на теорию S. Freud [21] (конверсионная
модель приписывает телесным нарушениям функцию символического выражения
подавленных интрапсихических конфликтов); характерологически-ориентированные,
ставящие своей задачей объяснение природы возникновения психосоматических
заболеваний через характерологические, личностные особенности [24]; психофизиологические
- основанные на систематических психофизиологических проверках, объясняющих
специфичность болезней [26]; личностно-ориентированные, связанные с развитием
личности человека и, в первую очередь, с защитными механизмами, зрелостью,
регрессией личности, взаимодействием личности с внутренними факторами [27]; гомеостатические
- исходящие из развиваемого в последние годы гомеостатического подхода в
психологии, объединяющего теоретические построения self-психологии, теории
психологии развития, психологии объектных отношений, физиологии; среди которых
можно выделить теории патологии раннего развития [3, 23] и теории объектных
отношений, согласно которым функционирование человеческой психики можно понять
с точки зрения межличностных связей - как их развития, так и возможных
нарушений [26]; нейрогуморальные теории, исходящие из того, что
психосоматическая патология является проявлениями общего неспецифического
адаптационного синдрома и объясняющие болезни нарушениями внутренней среды
организма [25]; физиологические – среди которых можно выделить
кортико-висцеральную теорию К.М. Быкова и И.Т. Курцина [4]. Кроме данных теорий
можно ещё выделить комплексные, подчеркивающие сложность патогенеза
психосоматических заболеваний и учитывающие как психологические факторы, так и
соматические. Среди них можно отметить клиническую гипотезу механизмов
формирования психосоматических расстройств А.Б. Смулевича и соавт. [18], работу
Д.Н. Исаева [9] и онтогенетическую концепцию структурного аттрактора болезни
В.А. Ананьева [8].
Таким
образом, развитие психосоматической медицины происходило от создания
однолинейной модели к системным, учитывающим взаимодействие множества
физиологических и психосоциальных факторов. Среди ученых в настоящее время
имеется больше приверженцев системных моделей возникновения психосоматических
заболеваний. Можно также отметить, что ни одна из разработанных раннее теорий
не позволяет достоверно объяснить все звенья в этиологии и патогенезе
заболеваний. В связи с этим, имеется необходимость разработки новых концепций.
Целью нашего
исследования явилась разработка синергетической концепции формирования
психосоматических заболеваний.
Новым методологическим инструментом
изучения психосоматических заболеваний является синергетика - междисциплинарная наука о развитии и
самоорганизации. Синергетика - (от греч. synergetikos - совместный, согласованный, действующий), научное направление, изучающее связи между элементами
структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах
(биологических, физико-химических и других) благодаря интенсивному (потоковому)
обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В
таких системах наблюдается
согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее
упорядоченности, то есть уменьшается энтропия (самоорганизация). Основными
принципами синергетики являются: нелинейность, неустойчивость, незамкнутость,
динамическая иерархичность, наблюдаемость. Методология синергетики основана на
интегративном подходе к изучению термодинамически открытых и неравновесных
диссипативных структур.
Диссипативные структуры
– дискретные самоорганизующиеся системы, рассеивающие энергию, отличающиеся
спиралеобразным развитием в многомерном пространстве, траектория и
автоколебательная амплитуда которого носит многовариантный характер,
предопределяясь сложением разнонаправленных сил и факторов в точках бифуркации.
При равенстве разнонаправленных влияний выбор системой траектории развития
может предопределяться сверхслабыми воздействиями, в
том числе и от спонтанных флуктуаций в самой диссипативной системе, то есть от
случайностей вблизи точек бифуркации [20, 22].
Организм
человека является совокупностью динамически сменяющих друг друга диссипативных
систем, определяющих состояние его здоровья.
Синергетический
подход можно представить тремя основными плоскостями (векторами) биопсихосоциальной
модели: сомато-, психо- и социогенеза (рис.1). Соматогенез предполагает
развитие систем и функций организма; психогенез – развитие психических функций;
социогенез – развитие социальных ролей и отношений. Модель предполагает
мультидисциплинарный и интегральный подход к комплексным и сложным причинно-следственным
отношениям [15].
Синергетическую
модель формирования психосоматических заболеваний можно представить следующим
образом (рис.2). Модель для удобства восприятия приведена в плоскостной
проекции, но она является многомерной и нелинейной, неустойчивой и незамкнутой.
Траектории развития заболевания задается, и корректируются в точках бифуркации,
приобретая спиралеобразность и многовариантность. На смену линейной
нозоцентрической динамике приходят нелинейная дискретность и фрактальность.
Динамика психосоматических
заболеваний включает следующие фракталы: предиспозиции - психосоматогенной
семьи, латентный - психовегетативного диатеза, инициальный - функционального расстройства,
развернутой клинической картины - психосоматического заболевания, хронизации –
формы и типы течения психосоматического заболевания, исхода - соматоневрологических
осложнений. Фрактал это проекция на широкое
естественнонаучное поле квантовых представлений. Фрактал - интервал развития
диссипативной системы со своими внутренними механизмами самоорганизации и
саморазвития, многовариантными траекториями движения в многомерном
пространстве. В клинической медицине это одновременно развитие и состояние,
объединяющее временные и качественные характеристики системы или организма.
Фрактал психосоматогенной семьи является
начальным при формировании психосоматических заболеваний, так как основная
часть социализации с момента рождения у человека происходит в семье и нарушения
семейных взаимоотношений, распределения ролей могут способствовать формированию
данной патологии.
В пользу концепции психосоматогенной семьи
высказывались Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкас [23]. Они в качестве источника
психической травматизации личности, приводящего к психосоматическим
заболеваниям, видят нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи, где растет
и развивается ребенок.
Разработанная H. Stierlin (1978) классификация механизмов развития психосоматогенных
семей включает: 1) «Связывание» - семья с жесткими стереотипами коммуникации;
дети в такой семье становятся инфантильными, отстают в эмоциональном развитии.
Формула общения в такой семье: «Делай, как я тебе сказал»; 2) «Отказ
(отвержение)» - ребенок как бы «отказывается от себя, от своей личности; у него
развивается аутизм и тенденция к автономности; 3) «Делегирование» - у родителей
потеряно реалистическое восприятие достижений своих детей; они воспринимают
своих детей как продолжение себя, возлагают на них надежды на осуществление
своих несбывшихся планов [23].
Как правило, выделяют пять
характеристик психосоматогенных семей: 1) сверхвключенность
родителей в жизненные проблемы ребенка, которая мешает развитию
самостоятельности, следовательно, защитные механизмы более слабые и способствуют
развитию внутреннего конфликта; 2) сверхчувствительность каждого члена семьи к
дистрессам другого; 3) низкая способность менять правила взаимодействия при
меняющихся обстоятельствах, при которой взаимоотношения в семье ригидные; 4) тенденция
избегать выражения несогласия и открытого обсуждения конфликтов; риск
возникновения внутренних конфликтов; 5) ребенок и его заболевание часто играют
роль стабилизатора в скрытом супружеском конфликте.
Для психосоматогенной семьи характерно не поощрение свободного выражения чувств и
свободного отреагирования отрицательных эмоций, вследствие чего ребенок
присваивает стереотипы подавления отрицательных эмоций, что приводит к их
соматизации. Подавление отрицательных эмоций может быть связано с тем, что в
семье не принято открыто реагировать на боль - стереотип терпения, отношения к
болезни, как к состоянию, в котором человек сам виноват.
В опыте психосоматогенной семьи
могут быть некоторые патогенные особенности:
неспособность, неготовность,
необученность родителей (прежде всего, матери) к раннему распознаванию телесных
состояний ребенка и означиванию их (ненаблюдательная и невнимательная мать или
просто не имеющая времени); неспособность
семьи, как целостного организма к вербальному или иному конструктивному
разрешению конфликта и включение ребенка в семейный конфликт. Телесный симптом
ребенка часто и рождается в ситуации семейного конфликта, как неудачный способ
его разрешения.
Соматизация аффекта, эмоций
выступает как стиль семейной адаптации к трудностям, проблемам, как стереотип,
как фактор избегания неудач или ухода от ответственности. Использование
симптома для извлечения выгоды начинает активно включаться в жизнь ребенка как
реакция на любые трудности.
Психосоматогенным семьям
свойственна бедность психологического языка и склонность отрицать наличие
психологических проблем. Родители могут не поощрять
или запрещать выражение ряда психологически обусловленных эмоций, считая это
неприемлемым. Так ребенок приучается к тому, что внимание, любовь и поддержку
родителя можно получить лишь используя «поведение больного». Роль больного
оказывается привлекательной в том числе благодаря освобождению от обычных
обязанностей без возложения вины за это. Болезнь ребенка может приносить
вторичную выгоду и родителям: видоизменять взаимоотношения между ними, уводя в
сторону от конфликта, который они не желают признавать, и тем самым
стабилизируя ситуацию в семье.
Ведущая роль на ранних
этапах развития принадлежит матери, которая формирует у ребенка язык тела. M. Mahler (1965) впервые описала психосоматическую
мать, как авторитарную, сверхвключенную, доминирующую, открыто тревожную и
латентно враждебную, требовательную и навязчивую. Отец, как правило, в такой
семье слабая личность, не умеющий противостоять доминирующей и авторитарной
матери, находится в отдалении от материнско-детской диады. Любые попытки
сепарироваться, то есть отделиться от матери, со стороны ребенка матерью
отвергаются [4, 5]. К качествам матерей, которые особенно значимы для формирования
психосоматической патологии, можно отнести: высокую личностную тревожность
матери; внутреннюю конфликтность матери, то есть дисгармонический склад
личности (невротическая мать); тенденцию к подавлению, сдерживанию негативных
чувств, преобладание чувства вины в психике матери, противоречивое эмоциональное
отношение к близким в семье; сильное эмоциональное реагирование на проблемные
ситуации с дезорганизацией деятельности (стрессонеустойчивость), а
также неспособность к конструктивному разрешению конфликтов, что приводит
к хронизации, а, следовательно, и соматизации аффекта у матери; дезорганизацию собственной активности при
болезни ребенка за счет высокой тревожности, страхов, неспособность принять
радикальное решение; собственный телесный опыт матери негативно окрашен,
наблюдаются феномены отвержения собственного тела или его частей, связанные с
ранним опытом прародительской семьи; нарушенные взаимодействия матери с
ребенком на раннем этапе его развития.
Возможно, два типа отношения
матери к ребенку: 1) скрытое, неосознаваемое отвержение - при этом ребенок
использует язык тела для привлечения внимания матери (мать как бы стимулирует у
ребенка более массивное использование этого языка); 2) симбиоз - мать как бы
консервирует телесный контакт, тормозя становление более поздних форм
взаимодействия.
Таким образом, психосоматогенный тип семьи
является первым фракталом в формировании психосоматических заболеваний.
Следующим является фрактал психовегетативного
диатеза. Психовегетативный диатез
- это нарушение психической адаптации
организма к внешней среде или пограничное состояние, которое может
трансформироваться сначала в функциональные психосоматические развития, а затем
и в психосоматическое заболевание под влиянием экзогенных (стресс) и эндогенных
факторов (генетически обусловленных аномалий и т. п.). Он представляет
собой один из вариантов специфического диатеза или предрасположения в общей
группе недифференцированных психических диатезов [6].
«Психический диатез» - это совокупность признаков, характеризующая
предрасположение к психической патологии. Диатезом (греч. diathesis) называют
конституциональное предрасположение организма к тем или иным болезням
вследствие врожденных особенностей обмена, физиологических реакций
и т. п. Диатез – это особое состояние организма, когда обмен веществ
и сопряженные с ним функции организма длительно находятся в неустойчивом
равновесии вследствие унаследованных, врожденных или приобретенных свойств,
которые предрасполагают к неадекватным ответам на обычные воздействия, к
развитию патологических реакций на внешние вредности и определяют более тяжелое
течение имеющихся заболеваний [7]. В патогенезе болезни экзогенные факторы
внешней среды утрачивают свое значение, трансформируясь во внутренние, действуя
по стереотипу общебиологических закономерностей.
С.Ю. Циркин [19] рассматривает
психический диатез как общую конституциональную предрасположенность к
психическим заболеваниям, в которой имеются маркеры (признаки) этого
предрасположения (клинические и биологические), в большинстве случаев еще
малоизученные. К числу клинических признаков относится широкий спектр
функциональных психических нарушений - личностные аномалии, повышенная
уязвимость в отношении возникновения реактивных состояний и наличие эндогенной
фазности их динамики, без формирования дефекта. Для психического диатеза в
целом нехарактерны, по его мнению, специфичные признаки предрасположения к
определенному психическому заболеванию.
К психовегетативному
диатезу можно отнести
психосоматический дизонтогенез. Выделяют три варианта психосоматического
дизонтогенеза:
·
1-й вариант - отставание или задержка в
социализации телесных функций (в
психосоматическом развитии ребенка). Более поздние сроки формирования навыков
телесной опрятности, использование телесного языка в качестве основного
средства коммуникации в течение длительного времени (до школьного возраста); задержка использования языка тела происходит в
случае скрытого отвержения ребенка или длительного симбиоза или в случае
изоляции ребенка от ближайшего взрослого - интернат, стационар. В норме в ходе онтогенеза обнаруживается
истинный факт развития представления о теле: дифференциация представлений о
теле, его органах и функциях; представление
о теле, как целостности, «мое тело», тело, как инструмент.
·
2-й вариант - регресс в психосоматическом
развитии как
реакция ребенка на особые условия развития. Это могут быть: внезапная потеря
матери (психотравма), помещение ребенка из семьи в интернат или стационар.
Когда ребенок теряет навыки опрятности, регуляции телесных функций, самостоятельного
засыпания, это означает переход на более ранние этапы развития. В дальнейшем
это может быть скомпенсировано. В этом случае - случае регресса — ребенок опять
начинает с помощью телесных функций привлекать внимание взрослого - ему нужно
это эмоциональное принятие, а средств в организации телесного комфорта очень
мало - ребенок научается манипулировать взрослым с помощью языка тела. Этот
телесный способ воздействия может закрепиться (трудности засыпания, головные
боли и т.д.).
·
3-й вариант - искажение психосоматического
развития. Это
касается телесного «Я» в целом. Формируется образ тела, и этот образ «Я» может
формироваться искаженным с негативным самоотношением к определенным телесным
проявлениям - невротическая или психосоматическая диссоциация. Как один из
вариантов - диссоциация между самооценкой и самоотношением [2, 10, 13].
У человека имеющего психовегетативный
диатез при дальнейшей психической травматизации развиваются функциональные
психосоматические расстройства - это нарушения, которые носят функциональный
характер и проявляются органными неврозами или другими соматоформными
расстройствами (таблица 1). Органные неврозы сопровождаются единичными
соматическими жалобами. К ним относят кардио- и ангионеврозы, синдром
гипервентиляции (психогенная одышка), ахалазия (кардиоспазм), синдром
«раздраженного» желудка, «раздраженной» толстой кишки, «раздраженного» мочевого
пузыря и др. Локализация расстройства, как правило, в рамках одного
органа/системы. Время от воздействия
стрессора до появления симптомов болезни от нескольких дней до
нескольких недель [16]. Соматоформные расстройства – это функциональные нарушения,
сопровождающиеся гастроинтестинальными, кардио-респираторными, болевыми,
конверсионными и псевдоневрологическими симптомами [12]. Характерны
повторяющиеся, множественные и клинически значимые жалобы. Наблюдается наличие
жалоб, как минимум в четырёх точках или функциях. От воздействия стрессора до появления симптомов болезни проходит от
нескольких дней до 2-3 месяцев. Данное состояние является инициальным для
развития психосоматического заболевания.
Общим для этой
группы нарушений является появление на фоне психосоциального стресса
соматических жалоб в отсутствие морфологического изменения соответствующих
тканей (во многих случаях обнаруживаются неспецифические и функциональные нарушения).
К соматоформным состояниям могут быть отнесены
следующие нарушения: соматизированное расстройство, недифференцированное
соматоформное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформная
вегетативная дисфункция, хроническое соматоформное болевое расстройство, другие
соматоформные расстройства, соматоформное расстройство неуточнённое. Патогенетические
механизмы формирования соматоформных состояний связаны с конверсией,
трансформацией актуального невротического конфликта в функциональные
соматические симптомы при отсутствии органической основы для них [12].
Если стрессовый фактор по прежнему
актуален, то это может привести к развитию клинической картины впервые
возникшего психосоматического
заболевания. Это группа
заболеваний, возникающих на основе взаимодействия психических и соматических
факторов и проявляющихся соматизацией психических нарушений, психическими
расстройствами, отражающими реакцию на соматическое заболевание или развитием
соматической патологии под влиянием психогенных факторов [1, 11].
При формировании
психосоматического заболевания выбор нозологической формы зависит от наследственной
предрасположенности, соматического состояния человека на момент воздействия
стрессового фактора (острое респираторное заболевание, гастрит, дуоденит,
нейроциркуляторная дистония и т.д.), а также других специфичных и
предрасполагающих факторов, среди которых нами выделены: при артериальной
гипертонии – дислипидемия, гиподинамия, возраст старше 50 лет, наличие черепно-мозговых
травм в анамнезе; ишемической болезни сердца – дислипидемия, возраст,
поведенческий тип А; язвенной болезни – нарушения питания, инфицирование Helicobacter pylori, прием алкоголя; бронхиальной астме – атопические и
инфекционные аллергены, метеорологические факторы; сахарном диабете 1 типа –
вирусные инфекции; сахарном диабете 2 типа – ожирение, дислипидемия,
сердечно-сосудистые заболевания. Каждый из данных факторов в отдельности может
способствовать развитию заболевания [14].
Следующим фракталом являются различные формы и типы течения психосоматических
заболеваний, отражающие многовариантные особенности развития болезни. Особенности
течения и форма психосоматического заболевания зависит от воздействия
психосоциальных и соматических факторов. Течение заболевания может быть
стабильным с редким обострениями или лабильным, приводящим к быстрому развитию
осложнений.
Далее
следует фрактал - соматоневрологические осложнения психосоматических заболеваний.
К ним
относят психические расстройства невротического и психотического
уровней, являющиеся следствием влияния на психику соматического заболевания. Соматоневрологические
осложнения являются исходом длительно текущего с лабильным течением
заболевания.
В синергетической концепции учитываются все три условия, необходимые для «запуска» заболевания [1]: психологическая конфигурация; “X” фактор – уязвимые органы, наличие которых зависит от наследственной предрасположенности; пусковой механизм – ситуация ускоритель.
Синергетическим подходом можно объяснить этиопатогенез психосоматических заболеваний вне зависимости от нозологической формы, а также возникновение заболеваний, как у взрослых, так и у детей.
Таким образом,
синергетическая концепция учитывает все внешние и внутренние факторы в
возникновении психосоматических заболеваний. Психотерапевтический подход,
базирующийся на ней, предоставляет возможность благоприятного влияния на
течение психосоматических заболеваний, так как направлен на
этиопатогенетические механизмы их возникновения, открывая новые возможности и
перспективы в помощи больным с психосоматической патологией. Биопсихосоциальная
синергетическая модель формирования психосоматических заболеваний требуют
внедрения мультидисциплинарных бригадных форм организации профилактики и
коррекции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александер Ф.
Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Ф.Александер /
Пер. с англ. С.Могилевского. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 352с.
2. Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства и
патологические привычные действия у детей и подростков / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко
– М.: Изд-во Института Психотерапии, 1999. – 304с.
3. Антропов Ю.Ф. Соматизация
психических расстройств в детском возрасте / Ю.Ф. Антропов, С.В. Бельмер - М.: Медпрактика-М, 2005. – 444с.
4. Бройтигам В. Психосоматическая медицина / В. Бройтигам,
П. Кристиан, М. Рад // Пер. с нем. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 376с.
5. Былкина Н.Д. Развитие зарубежных психосоматических
теорий (аналитический обзор) / Н.Д.
Былкина // Психологический журнал. - 1997, т.18, №2. – С.149-160.
6. Гиндикин В. Лексикон
малой психиатрии / В. Гиндикин
– М.: КРОН-Пресс, 1997 – 372с.
7. Давыдовский И.В. Проблема
причинности в медицине (этиология) / И.В. Давыдовский - М.: Медицина, 1962. - 237с.
8. Интегративные исследования в клинической психологии:
наука и практика. Юбилейный сборник научных и методических работ сотрудников
кафедры клинической психологии РПГУ им. А.И. Герцена / Под ред. В.А. Ананьева,
С.А. Кулакова – СПб.: Издательство НП «Стратегия будущего», 2006. – 350с.
9. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского
возраста / Д.Н.Исаев – СПб.: Спец.
Лит-ра, 1996. – 454с.
10. Козловская Г.В. Микропсихиатрия и возможности
коррекции психических расстройств в младенчестве / Г.В. Козловская, О.В.
Баженова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 1995. – т.95, №5.
- С.48-52.
11. Коркина М.В. Роль психосоматических циклов в генезе
психосоматических заболеваний / М.В.Коркина, В.В.Марилов // Журнал неврологии и
психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1998. - т.98, №11. – С.30-32.
12. МКБ-10: Международная классификация болезней (10-й
пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. – СПб.,
1994. – 303с.
13. Патология психического развития / Под ред. А.С.
Тиганова. – М.: Научный центр психического здоровья РАМН, 1998. – 234с.
14. Сидоров П.И. Психосоматическая медицина: Руководство
для врачей / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова; Под ред. академика П.И.Сидорова.
– М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 568с.
15. Сидоров П.И. Синергетическая концепция зависимого
поведения / П.И.Сидоров // Наркология. – 2006, №10. – С.30-35.
16. Смулевич А.Б. Органные неврозы как психосоматическая
проблема / А.Б. Смулевич, А.Л. Сыркин, С.И. Рапопорт и др. // Журнал неврологии
и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 2000. – т.100, №12. – С.4-12.
17. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства (клиника,
эпидемиология, терапия, модели медицинской помощи) / А.Б.Смулевич, А.Л.Сыркин,
В.Н.Козырев и др. // Журнал неврологии и
психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1999, т.99, №4. – С.4-16.
18. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства / А.Б. Смулевич
// Социальная и клиническая психиатрия. - 1997. - № 1. - С. 5-18.
19. Справочник по психологии и
психиатрии детского и подросткового возраста
/ Под ред. Циркина С.Ю. - СПб.: Питер, 1999. - 752с.
20. Трубецков Д.И. Введение в синергетику. Хаос и структуры
/ Д.И.Трубецков – М.: Едиторная УРСС, 2004. – 240с.
21. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд – М.:
Просвещение, 1990. – 448с.
22. Чернявский Д.С. Синергетика и информация. Динамическая
теория информации / Д.С. Чернявский –
М.: Наука, 2001. – 245с.
23. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.
Эйдемиллер, В.В. Юстицкас – СПб.:
«Питер», 1999. – 656с.
24. Dunbar F. Emotions and
Bodily Changer / F. Dunbar – N.Y.:
25. Kaplan H. History of psychophysiological medicine / H.
Kaplan // Comprehensive textbook of psychiatry. –
26. Luban-Plozza W. Psychosomatic
disorders in general practice: Theory and Experience / W. Luban-Plozza, W.
Podinger –
27. Schur M. Comments
on the metapsychology of somatization / M. Schur // Psychoanalisis study of the child. – N.Y.:
Int. Univ. Press. - 1955, Vol.10. – P.110-164.
Сидоров П.И., Новикова И.А.
СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Северный государственный медицинский
университет, г. Архангельск
В статье анализируется эволюция концепций
психосоматической медицины. Разработана и обоснована синергетическая концепция
формирования психосоматических заболеваний. Синергетика – междисциплинарное
научное направление о развитии и самоорганизации диссипативных структур,
рассеивающих энергию. Динамика психосоматических
заболеваний включает следующие фракталы: предиспозиции - психосоматогенной
семьи, латентный - психовегетативного диатеза, инициальный - функционального расстройства,
развернутой клинической картины - психосоматического заболевания, хронизации
– форм и типов течения психосоматического заболевания,
исхода - соматоневрологических осложнений. Психотерапевтический подход,
базирующийся на синергетической концепции, открывает новые возможности и
перспективы в помощи больным.
Ключевые
слова: синергетика,
биопсихосоциальная модель, фракталы, психосоматические заболевания.
Рождение Зрелость Угасание
Рис. 1. Биопсихосоциальная
модель онтогенеза
Точки
бифуркации - ·
Рис. 2. Фрактальная
динамика психосоматических заболеваний
Таблица 1
Дифференциально-диагностические критерии различных
форм психосоматических расстройств
Критерии |
Психосоматическая реакция |
Функциональные психосоматические расстройства (органные неврозы) |
Соматоформные расстройства |
Психосоматические заболевания |
Основные проявления |
Учащение пульса; повышение артериального давления; изменение частоты, глубины дыхания; внезапная мышечная слабость, кратковременное нарушение стула и др. |
Кардио- и ангионеврозы, синдром гипервентиляции (психогенная одышка), ахалазия (кардиоспазм), синдром «раздраженного» желудка, «раздраженной» толстой кишки, «раздраженного» мочевого пузыря и др. |
Гастроинтестинальные, кардио-респираторные, болевые, конверсионные и псевдоневрологические симптомы |
Артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, язвенная болезнь, сахарный диабет, ревматоидный артрит |
Жалобы на соматическое состояние |
На единичные симптомы |
Одна или несколько со стороны одной системы |
Повторяющиеся, множественные, клинически значимые жалобы |
Симптомы четко соответствуют нозологической форме заболевания |
Локализация расстройства |
В пределах одной функции органа |
В рамках одного органа/системы |
Наличие жалоб, как минимум в четырёх точках или функциях |
Зависит от нозологической формы болезни |
Характер нарушений функций |
Нет |
Функциональный, обратимый |
Функциональный, обратимый |
Органический, необратимый |
Время от воздействия стрессора до появления симпто-мов болезни |
Несколько минут, дней |
От нескольких дней до нескольких недель |
От нескольких дней до 2-3 месяцев |
Несколько месяцев, лет |
Длительность расстройства |
Несколько минут, дней |
Превышает 6 мес. |
Превышает 6 мес. |
Хроническое течение (всю жизнь) |
![]() |
![]() |
![]() |
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |
|