|
РУБРИКА: БИБЛИОТЕКА \ СТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ |
// Медицина и образование в Сибири, Электронное периодическое
научное издание, №2, 2008
О
КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
В.А.
Урываев
(Ярославль,
Ярославская государственная медицинская академия)
Вопрос, поднимаемый в публикации одновременно и простой, и сложный. С одной стороны – какая другая психология может (и должна) быть в медицинском вузе? С другой стороны – кафедры медицинской психологии в медицинских вузах практически отсутствуют.
Об
истории преподавания медицинской психологии в медицинских вузах.
Ответим сначала на первый вопрос: какая психология должна быть в медицинском вузе? Ответ: психология в медицинских вузах должна быть очень разная (что отражает реальную сложность поведения человека).
Тем не менее, на первом этапе, до 1996 года, «медицинская психология» была, по существу, единственной психологической дисциплиной в профессиональной подготовке врача, «монополизированной» врачами-психиатрами: психология читалась в объеме 26 часов, внутри курса психиатрии; предметная комиссия «по медицинской психологии» с тех времен существует в рамках «психиатрической парадигмы»; все (почти все) учебники, в названии которых есть сочетание слов «медицинская психология» написаны врачами- психиатрами [2, 3, 4, 5, 6, 7, 10]. Соответственно, темы, выходящие за границы психиатрической практики, например, «человек и лекарство» (а в рамках психиатрии программы сотрудничества с пациентом в выборе лекарственной терапии на настоящий момент традиционно невелики) либо не рассматривались, либо ограничивались «эффектом плацебо».
С 1996 года (второй этап), на волне гуманитаризации, дисциплина была переименована в «Психологические и дидактические основы деятельности врача» и перенесена на младшие курсы, на до-клинический этап профессиональной подготовки врача, а так же был увеличен объем преподавания – до 94 учебных часов [8, 9]. Психология вошла в круг общегуманитарных дисциплин и стала из «клинико-психиатрической» больше «общей», «педагогической», отчасти, «социальной» (на педиатрических факультетах – еще и «возрастной»). Курировать эту дисциплину стали (в дополнение к уже упомянутому совету) еще два: методический совет по гуманитарным дисциплинам (традиционно объединяющий кафедры общественных наук) и совет по непрерывному психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса в медицинских вузах (объединяющий кафедры, решающие проблемы психолого-педагогической подготовки преподавателей высшей медицинской школы и «де факто» имеющих в штате большое число профессионально подготовленных психологов, однако, это были не «медицинские психологи»). К сожалению, стали обрываться естественные связи преподавания медицинской психологии с физиологией (студенты второго курса не успевают закончить изучение нормальной физиологии к окончанию преподавания психологии, на эти знания опереться еще нельзя) и собственно с клиникой (преподаватели психологии и педагогики редко когда являются практикующими врачами или практикующими в клинике специалистами). «Уход» психологии с клинических баз не мог продолжаться долго.
Третий этап. «Возвращение» психологии на клинические базы, частичное, и, прежде всего, в психиатрическую клинику, состоялось спустя всего четыре года, в 2000 году в скорректированных учебных планах появилась несколько измененная в названии дисциплина «Педагогика и психология» с подстрочными рекомендациями треть часов проводить на старших курсах в рамках психиатрии.
Таким образом, на сегодняшний день, не имея «своей» кафедры, медицинская психология, по факту, оказалась «разорванной» между двумя кафедрами, между двумя уровнями медицинской подготовки, между «теоретиками» и «практиками», между двумя научными парадигмами. Попытки найти общий язык в преподавании психологии, составить единый курс и т.д. упираются в необходимость научной рефлексии проблем, реально стоящих перед собственно медицинской психологией.
Здесь
необходимо подчеркнуть, что дискуссии идут и на уровне названия. Так, в Европе психология в работе врача (прежде всего в
психиатрической клинике) всегда была «медицинской» (см. учебники Э. Кречмера, А.Т. Рибо, М.С.
Лебединского и В.Н. Мясищева, вплоть до последнего учебника Ю.Г. Тюльпина), в Америке же с момента появления в
Мы полагаем, что в медицинском вузе, готовящем специалистов для системы здравоохранения, лучше оставить традиционное наименование дисциплины – «медицинская психология». Мы не беремся утверждать, что обсуждаемые проблемы – это последний этап «драмы» гуманитаризации медицины, мы полагаем, что это – одна из ступеней развития, которое еще не завершено.
О
преподавателях медицинской психологии.
Однако, проблема проблем – отсутствие среди преподавателей в медицинских вузах дипломированных психологов со специализацией «медицинская психология». Не секрет, что в ряде медицинских вузов нет среди преподавателей ни одного специалиста даже с дипломом о высшем психологическом образовании. В этом случае на младших курсах психологию и педагогику читают – «обществоведы», на старших – «психиатры», используя часы психологии для увеличения штатов преподавателей и, по факту, испытывающие трудности с развитием собственно медицинской психологии (для этого необходимо отслеживать специальную литературу, посещать специальные конференции, работать на клинической базе, проводить научные исследования по проблемам медицинской психологии и проч.). Практика работы в медицинском вузе автора публикации (медицинского психолога, приступившего к работе в психиатрической больнице в 1976 году) показала насколько трудным является формирование коллектива преподавателей, адекватного современным задачам высшего профессионального медицинского образования в психолого-педагогической сфере. Оптимальным вариантом штатов представляется следующий – две трети преподавателей – профессиональные психологи, имеющих специализацию по медицинской психологии и треть – это врачи, получившие второе высшее психологическое образование. Важно, чтобы и врачи, и психологи преподавали психологию на клинических базах.
Насколько это возможно уже на младших курсах? Практика преподавания в ЯГМА показывает, что это возможно. С 1996 года «пропедевтический» курс психологии и педагогики относительно легко совмещается в пропедевтическими курсами кафедр терапии, хирургии, педиатрии. Параллельно с программами по уходу за больными студенты осваивают и навыки изучения личности пациента, оценки его состояния, готовности к контакту и проч.
Естественно, на старших курсах, при освоении тем собственно медицинской психологии, эти навыки углубляются и разворачиваются. Представляется, что преподавание на старших курсах необходимо организовывать как на традиционной базе психиатрической клиники, так и на базе соматического стационара.
Традиционный вопрос о собственно часовой нагрузке можно рассмотреть на заседании Ученого совета и вуза и принять два решения: первое в отношении все же некоторого увеличения часов, отводимых на психологию (в пределах 15%-20% часов); второе решение о «переброске» части часов с младших курсов – на старшие (в рамках общей часовой нагрузки).
Такого рода смещение преподавания психологии на старшие курсы, позволит значительно усилить профессиональную составляющую медицинской психологии (на настоящий момент две трети – «два кредита» психологии и педагогики преподается на младших курсах, а одна треть – «один кредит» – на старших; предлагается – на младших читать одну треть – «один кредит», а две трети часов – «два кредита» – «психология в соматической клинике» и «психология в психиатрической клинике» – закрепить за старшими курсами). При подобном смещении акцентов по времени психология в медицинском вузе будет, безусловно, восприниматься как «медицинская».
Представляется, что оптимальным вариантом для работы кафедры медицинской психологии является объединение в рамках единой образовательной политики и медицинской психологии, и медицинской педагогики
Традиционные вопросы педагогики можно существенно дополнить проблемами «комплаенса» (комплаенс в самом общем виде – это следование врачебный предписаниям – тема максимально насыщенная проблемами психологи, педагогики – дидактики, в частности, проблемами медицинской практики) и, скажем, темой «психологическая безопасность» врача (традиционно, во всем мире, медики зачислены в «группу риска» по проблемам психического здоровья – здесь и самоубийства, и наркотики, и алкоголизм, плюс значительное снижение продолжительности жизни врачей даже по сравнению с населением), во многом педагогической является проблематика ятрогенного воздействия.
Как уже упоминалось, в темах собственно медицинской психологии необходимо ввести тщательный анализ проблемы «человек и лекарство», крайне важны темы «психологические особенности реакции пациентов на стационарное лечение», «нейропсихология», «группы взаимопомощи» пациентов с различными заболеваниями (рак, СПИД, хронический болевой синдром и т.п.). Опыт работы курса медицинской психологи (подробнее см. www.medpsy.ru) ЯГМА подтверждает выраженный интерес студентов-медиков и к таким темам, имеющим существенное значение для практики врача общего профиля и читающимся в рамках элективов (спецкурсов), как «Основы психологической самопомощи в кризисных ситуациях», «Психосексуальное развитие личности», «Психология современной семьи», «Историко-культурное введение в психотерапию», «Игровые приемы в работе врача-педиатра», «Психология ребенка – пациента соматической клиники», «Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях» и целый рад других [10]..
Не менее важными межкафедральными программами могут стать проблемы диагностического мышления врача (что на этапе порождения диагноза представляет исключительно важный психологический по своему характеру феномен), проблемы профилактики психического выгорания; отчетливый межкафедральный характер имеет и проблема оценки нервно-психического здоровья детей и взрослых в рамках решения врачом задач диспансеризации (как у детей, так и у взрослых). Продолжая тему можно подчеркнуть, что прошедший под эгидой ВОЗ в 2001 году «Всемирный год психического здоровья» вывил массу проблем, связанных с неподготовленностью медицинского персонала (и врачей, и медсестер) к адекватной реакции на этот вызов стремительно изменяющейся жизни.
Мы полагаем, что появление кафедр медицинской психологии с курсом медицинской педагогики, ставящих своей целью профессионально психологическую подготовку врача общего профиля и будет тем четвертым этапом, который продолжит развитие психологии в медицинском вузе.
Список литературы.
1. Врач-пациент: общение и взаимодействие. – Женева – Амстердам – Киев:
ВОЗ, 1996 – 55 с.
2. Клиническая
психология. Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб.: Питер 2002, 960 с. (серия
«Национальная медицинская библиотека»);
3. Лакосина Н.Д. Клиническая психология. Учебник для студентов
медицинских вузов. – М.: МЕДпресс, 2003.
4. Менделевич
В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: МЕДпресс, 1998. – 592 с.
5. Мягков
И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская
психология: пропедевтический курс. Учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 320 с.
6. Сидоров
П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию.
Учебник для студентов медицинских вузов. Т.т. 1-2 – М.: Академический проект,
2000. – суммарный объем 747 с.
7. Соложенкин В.В.
Психологические основы врачебной деятельности. Учебное пособие. – М.: Планета
детей, 1997. – 264 с.
8. Творогова Н.Д.
Психология: Лекции для студентов медицинских вузов. Изд. 2-е, перераб. и дополн. – М.: ГОУ
ВУНМЦ МЗ РФ, 2002.–288 с.
9. Типовые учебные планы и программа курса
«Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности врача и
провизора» – М.: ГОУ ВУНМЦ, 1996
10. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология:
Учебник. – М.: Медицина, 2004
10. Ярославский психологический вестник. Вып.
11, 2004 – Спецвыпуск: Материалы Всероссийской
учебно-практической конференции: «Актуальные проблемы психолого-педагогической
подготовки в медицинских вузах» (21-23 апреля 2004 года)
12. Medizinische Psychologie
& Medizinische Soziologie
/ hrsg. von Gernot Huppmann u.
Friedrich-Wilhelm Wilker. – Munchen;
Wien;
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |