РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАСТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СКЛОННОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К АЛКОГОЛИЗАЦИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СКЛОННОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К АЛКОГОЛИЗАЦИИ[1]

 

А.В. Голенков1, А.П. Андреева2

1Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова,

2Республиканский наркологический диспансер, Чебоксары

 

Из 175 обследованных студентов алкоголь употребляли 78% (84% юношей и 76% деву­шек). Положительно относились к алкоголю 67,8-69,8% опрошенных, отрицательно – 13,2-21,3%. Ожидаемыми эффектами от употребления алкоголя чаще всего были: повышение общительности, улучшение настроения, обострение восприятия (положительные), когни­тивное и поведенческое угне­тение, отвращение (отрицательные). В группе риска по разви­тию алкогольной зависимости оказались 7,4% студентов. Достоверно чаще там оказывались юноши, те, кто делал это раньше, респонденты, отдающие предпочтение крепким алко­гольным напиткам. «Наигранная храбрость», «Риск и агрессия» от ожидаемого действия спиртного оказались предикторами злоупотребления алкоголем у студентов-медиков.

 

Злоупотребление психоактивными веществами, и алкоголем в частности, является глав­ной молодежной проблемой современности. Причем учеба в вузе относится к критическому периоду в плане приобщения человека к употреблению алкоголя [5-7]. Понятно, что в этом в первую очередь участвуют психологические факторы, среди которых выделяют особенности личности (характера), высокий риск социальной дезадаптации [9, 10], мотивацию потреб­ления алкоголя [8]. Т.А. Немчин, С.В. Цыцарев провели анализ влечения к алкоголю, опре­делив его взаимосвязь с другими потребностями, влечениями и свойствами личности. Была подтверждена концепция о том, что основным признаком всякого патологического влечения является несовпадение между предметом потребности, лежащей в основе влечения, и предметом самого влечения, который выступает в роли мотива поведения [11].

В зарубежных исследованиях ожидание от эффекта алкоголя отдельными авторами рас­сматривается как концептуальный подход к началу злоупотребления алкоголем и формиро­ванию алкогольной зависимости [12-15]. Положительные ожидания стимулируют регуляр­ное потребление, а негативные – являются препятствием к алкоголизации. Поэтому особое значение приобретает изучение вопросов влечения к алкоголю, психологической склонности к алкоголизации в студенческой медицинской среде.

Материалы и методы исследования. Обследовано 175 студентов-медиков (юношей – 46, девушек – 129) IV-V курсов лечебного и стоматологического факультетов Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.

Использовались классификация частотно-количественного потребления алкоголя Э.Е. Бехтеля [2], опросник K. Fromme at al. [13] «Всесторонние эффекты алкоголя», а также вопросы темы «Отношение к спиртным напиткам» из патохарактерологического диагнос­тического опросника для подростков (ПДО) Н.Я. Иванова, А.Е. Личко [9]. Кроме того, учи­тывались вид преимущественного потребления спиртного напитка, возраст первой пробы алкоголя и характеристика окружения, присутствующая при этом.

Математико-статистическая обработка осуществлялась с помощью описательной ста­тистики (расчет среднего значения – M и стандартного отклонения – SD), однофакторного дисперсионного и корреляционного анализа.

Результаты и обсуждение. Как показал опрос (табл. 1), алкоголь употребляли 78% студентов (84% юношей и 76% девушек). Вину отдавали предпочтение 54,8%, крепким алкогольным напиткам – 20,2%, пиву – 19% и коктейлям – 6,1%. Возраст первой пробы ал­коголя колебался от 5 до 25 лет (средний – 15,0±2,9 года). В 40,8% случаев это произошло в присутствии родителей, в 39,1% – в компании друзей, в 20,1% – с другими людьми. В группе риска (систематически и привычно пьющие) по развитию алкогольной зависимости оказа­лись 7,4% студентов. Достоверно чаще там оказывались юноши (p<0,05), те, кто делал это раньше (p < 0,05), респонденты, отдающие предпочтение крепким алкогольным напиткам
(p < 0,05). Абстинентов было больше среди студентов лечебного факультета (p < 0,05).

Таблица 1

Частотно-количественные показатели потребления алкоголя студентами

в группах обследованных, %

Группа

Абстиненты

Случайно пьющие

Умеренно пьющие

Систематически пьющие

Привычно

пьющие

Юноши

16,0

32,6

29,5

17,4

4,5

Девушки

24,0

47,6

26,2

2,2

Лечебное дело

34,8

54,7

3,5

5,8

1,2

Стоматология

23,6

43,8

24,7

3,4

4,5

Всего

22,0

43,6

27,0

6,2

1,2

 

По опроснику ПДО психологическую склонность к алкоголизации имели 67,8% опро­шенных (табл. 2). Это было свойственно студентам из группы риска (p < 0,05), любителям вина (p < 0,05) и пива (p < 0,05). Напротив, чаще отрицательно относились к алкоголизации абстиненты и те, кто впервые попробовал алкоголь в при­сутствии родителей, студенты лечебного факультета (p < 0,05).

Таблица 2

Психологическая склонность к алкоголизации у студентов, %

Группа

Психологическая склонность к алкоголизации

Есть

Нет

Сомнительно

Без ответа

Юноши

68,9

13,3

13,4

4,4

Девушки

67,4

13,2

17,8

1,6

Лечебное дело

62,7

16,3

19,8

1,2

Стоматология

71,9

10,1

14,6

3,4

Всего

67,8

13,2

16,7

2,3

Чаще всего испытуемые выбирали ответы «Люблю выпить в веселой компании» (29,6%), «К спиртному я не испытываю отвращения» (28,7%), «Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир» (12,2%), «Спиртные напитки меня не пугают» (9,6%). Согласно ПДО эти психологически положительные утверждения характерны для гипертим­ных, лабильных, циклоидных и истероидных личностей. Отрицательное отношение (сензи­тивное, психастеническое) встречалось намного реже (15,2%): «К спиртному я испытываю отвращение», «Я не пью спиртное, так как это противоречит моим принципам». Еще реже (4,7%) встречались субмиссивные (астеноневротические, конформные) мотивы: «Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить компанию».

Опросник K. Fromme at al. [13] содержит 38 утверждений, описывающих различные эффекты алкоголя. Они образуют четыре позитивных и три негативных фактора. Испыту­емые отвечают на каждый вопрос (полностью согласен, согласен, не согласен, полностью не согласен) вначале за себя, чтобы произошло с ними под влиянием алкоголя, а затем в целом, с другими людьми (перед каждым вопросом, подставляя выражение – эффектом алкоголя является). В исследовании при статистической обработке ответы испытуемых были объеди­нены («Полностью согласен» и «Согласен» – «Да»; «Полностью не согласен» и «Не сог­ласен» – «Нет»).

Как видно из табл. 3, алкоголь вызывал у студентов (Я) положительные эффекты в виде общительности (болтливость, неугомонность, экспансивность) как, впрочем и у окружающих (ОНИ), по их мнению людей. Среди отрицательного влияния отмечено когнитивное и поведенческое угнетение от действия алкоголя в этих двух группах. Положительные эф­фекты алкоголя наблюдались у 69,8%, отрицательные – у 21,3%, неопределенные – у 8,9%.

Таблица3

Эффекты алкоголя в обследованных группах, M±SD

Эффект

Всего

Стоматологи

Лечебники

Юноши

Девушки

Примечание

1+ – общительность

2+ – снятие напряжения

3+ – сексуальность

4+– наигранная храбрость

5- – когнитивное и пове­денческое снижение

6- – риск и агрессия

7- – самовосприятие (депрессивность, самообви­нение, обострение проблем)

 

+ - положительные эффекты

- отрицательные эффекты

 

Я – у испытуемых

ОНИ – у окружающих

 

Я1

4.9±2.4

5.3±2.2

4.5±2.4

5.2±2.3

4.7±2.4

Я2

1.7±0.9

1.8±0.8

1.5±0.9

1.8±0.8

1.6±0.9

Я3

0.9±1.1

0.9±1.2

0.8±1.1

0.9±1.2

0.8±1.1

Я4

1.9±1.8

2.1±1.8

1.7±1.7

2.7±1.9

1.6±1.6

Я5

4.1±2.3

3.7±2.5

4.4±2.2

4.7±2.4

3.9±2.3

Я6

1.1±1.2

1.4±1.3

0.9±1.1

1.7±1.4

0.9±1.1

Я7

0.8±0.9

0.8±1.0

0.8±0.9

0.8±1.0

0.8±0.9

ОНИ1

5.7±1.7

5.7±1.7

5.7±1.8

5.7±1.5

5.6±1.8

ОНИ2

1.5±0.9

1.5±0.9

1.5±0.9

1.5±0.8

1.5±0.9

ОНИ3

1.5±1.3

1.5±1.3

1.5±1.3

1.4±1.4

1.5±1.3

ОНИ4

2.9±1.6

2.9±1.6

2.9±1.6

3.2±1.7

2.8±1.6

ОНИ5

5.8±2.2

5.4±2.2

6.1±2.1

5.9±2.0

5.7±2.2

ОНИ6

2.9±1.4

2.9±1.3

2.9±1.5

3.1±1.3

2.9±1.5

ОНИ7

1.1±1.2

1.1±1.2

1.1±1.2

1.3±1.2

1.1±1.2

 

У студентов стоматологов по сравнению с лечебниками достоверно выше были показатели Я1 (p<0,04), Я2 (p=0,05), Я6 (p<0,01). У юношей – выше Я4 (p<0,001), Я5 (p<0,04), Я6 (p<0,001). У любителей пива оно чаще вызывало положительные эффекты Я1 (p<0,01), Я2 (p<0,04), Я3 (p<0,05) и Я4 (p<0,01), крепких напитков – Я1 (p<0,05), Я4 (p<0,001) и Я6 (p<0,01). У абстинентов все эти эффекты (Я1, Я4  и Я6) отмечались достоверно реже (p<0,05).

Группа риска отличалась от остальных показателями Я4 (p = 0,001) и Я6 (p = 0,005). Согласно описанию эти факторы характеризуются: безудержанной, лихой смелостью; без­рассудством в поступках; доминированием, неугомонностью, неистовством, шумливостью, рискованностью, жесткостью, конфликтностью, нетерпимостью к критике [13].

Оценки Я и ОНИ у опрошенных студентов во многом совпадают (r=0,17-0,53; p<0,05-0,001). Значительно реже по мнению окружающих, чем самих студентов обнаруживаются достоверные различия между группами. Показатель ОНИ4 (положительные эффекты) был выше у респондентов, предпочитающих водку (p=0,01) и коктейли (p<0,04) другим алко­гольным напиткам; ОНИ5 (отрицательные эффекты) – у студентов лечебного факультета (p<0,05), любителей коктейлей (p<0,05) и абстинентов (p<0,04); ОНИ7 – предпочитающих коньяк (p=0,02).

Наблюдалась статистически неслучайная корреляционная связь между положительным отношением к алкоголю по ПДО с показателями опросника K. Fromme et al. [13] – Я1 (r=0,32; p<0,05), Я3 (r=0,28; p<0,05) и Я4 (r=0,21; p<0,05).

Результаты настоящего исследования во многом совпадают с нашими предыдущими работами, хотя выборки студентов и время проведения были разными. Полностью иден­тичными оказались показатели лиц, потребляющих алкоголь (78%), систематически (6,2%) и привычно (1,2%) пьющих с [6]. Схожей оказалась доля студентов, имеющих психологи­ческую склонность к алкоголизации (66,2 и 67,8), отрицательное отношение (16,9 и 13,2) и неопределенный результат (16,9 и 16,6) [5]. Таким образом, описанные тенденции лишний раз подтверждают стабильность наших результатов на протяжении последних 15 лет.

Мы согласны с мнением [10], что показатель психологической склонности к алкоголиза­ции в первую очередь свидетельствует об устойчивости индивидуума к соблазну и влиянию компании принять участие в выпивке, а отрицательный – об отсутствии (невыраженности) такой тенденции. Говорить в этих случаях о злоупотреблении алкоголем, а тем более об алкогольной зависимости или их отсутствии неправомерно. На студенческой популяции подтвердилась устойчивость сензитивного типа в отношении алкоголизации [10]. Неустой­чивый тип акцентуации характера, обладающий признаками высокого риска аддиктивного поведения, среди обследованных учащихся встречался всего в 2,2% случаев [5].

Получило подтверждение мнение о том, что позитивное отношение к алкоголю связано с более высокими частотно-количественными показателями алкоголизации [15]. Потребле­ние спиртного меняет негативные ожидания алкоголя на позитивные [12]. Более того, поло­жительное отношение к употреблению опьяняющих доз спиртных напитков усиливается по мере нарастания алкоголизации; у эпизодически пьющих преобладали безразличное (50%) и отрицательное (39%) отношение к употреблению опьяняющих доз [4].

В настоящем исследовании позитивные эффекты алкоголя превалировали над негатив­ными, что обусловлено возрастом обследованных и знакомством (пробой) с действием спиртных напитков. Как свидетельствует [12], на первом курсе у студентов-медиков наблю­дались обратные тенденции; не влияли на оценки религиозная принадлежность, место рож­дение и жительства.

Ожидание положительных эффектов, мысли о спиртном напитков (выпивке) являются важным предиктором алкоголизации [1, 2, 12-14]. В.Б. Альтшулер под «нормальным вле­чением (желанием) к алкоголю» подразумевает потребление спиртного с целью достижения пози­тивных и приятных результатов, закрепленных обычаями и традициями, – налаживание социальных контактов, преодоление скованности и застенчивости, успокоение, расслабление и т.д. [1].

Т.А. Немчин, С.В. Цыцарев отмечают, что алкоголь может выступать средством: редук­ции напряжения (потребность в релаксации); изменения эмоционального состояния (избав­ление от тревоги, депрессии, апатии и др.); получения удовольствия (поиск острых и нео­бычных ощущений); повышения самооценки и самоуважения, достижения самоутверждения; компенсации (замещение каких-либо недостающих человеку форм и способов удовлетво­рения потребностей); общения и коммуникации; научения или подражания, средство под­держания принятого ритуала; межличностной защиты (манипуляция). Патологическое вле­чения при этом выступает как средство компенсации какого-либо психологического дефи­цита личности, дисгармонии характера системы отношений и мотивационной сферы [11]. Алкоголизация у подростков отражается в четырех основных клинических механизмах: индукции (подростковые реакции группирования и имитации); стимуляции (при астени­ческих расстройствах); деформации (отсутствии нормального семейного воспитания); срыва реактивности (быстрая утрата защитных механизмов от действия алкоголя) [3].

В нашем исследовании студенты злоупотребляющие алкоголем отличались от других лишь двумя показателями по опроснику K. Fromme et al. [13] – «Наигранной храбрости» и «Риску и агрессии». А.Е. Личко, В.С. Битенский [10] описывают браваду (показную удаль, храбрость, хвастливую рисовку по С.И. Ожегову) у молодых людей, которая нередко явля­ется искажающим фактором в диагностике алкогольной зависимости (скрывают наличие рвотного рефлекса на передозировку спиртным; демонстрируют утрату ситуационного конт­роля; желание опохмелиться, подражая старшим из-за бравады). Нередко требуются допол­нительные наблюдения для вынесения правильного диагностического решения.

Что касается показателя «Риск и агрессия» в ответ на действия алкоголя, то он укла­дывается в симптоматику первых проявлений алкогольной зависимости. На начальной ста­дии, как известно, алкогольное опьянение меняется в сторону сокращения длительности и уменьшения интенсивности эйфории; появляются раздражительность, грубость, агрессив­ность, придирчивость. Во время опьянения заостряются и др. личностные особенности – склонность к бахвальству, эгоцентризм, обидчивость, ригидность [1]. С учетом всего изло­женного выше «Наигранная храбрость» и «Риск и агрессия» вместе с частотно-количест­венными показателями потребления алкоголя, по-видимому, можно рассматривать своеоб­разным предиктором формирования алкогольной зависимости у учащейся молодежи.

В проведенном исследовании обращает на себя внимание довольно высокая доля упот­ребляющих алкоголь студентов, около 35% делает это регулярно (7,4% – злоупотребляет). Большинство респондентов имеют склонность к алкоголизации, отмечают многие положи­тельные эффекты спиртных напитков, что затрудняет преодоление пьянства и предупреж­дение алкогольной зависимости среди студентов-медиков. Эти аспекты обязательно должны учитываться при организации профилактической работы в молодежной среде.

 

Литература

1. Альтшулер В.Б. Клиника алкоголизма//Руководство по наркологии/Под ред. Н.Н. Иванца. М.: Медпрактика, 2002. Т.1. С. 203-232.

2. Бехтель Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. М.: Медицина, 1986. 272 с.

3. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 1984. 144 с.

4. Бугаенко В.П., Филатов А.Т. Доклинические формы алкоголизма. Киев: Здоровь’я, 1989. 80 с.

5. Голенков А.В. Пограничные психические расстройства у студентов Чувашии. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1996. 116 с.

6. Голенков А.В., Андреева А.П., Булыгина И.Е. Частотно-количественные показатели и мотивы потребления алкогольных напитков студентами медиками// Наркология. 2009. №10. С. 25-29.

7. Гречко Т.Ю., Ширяев О.Ю. Алкогольная зависимость среди студентов медицинского вуза// XIV съезд психиатров России: материалы съезда. М., 2005. С. 339.

8. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новоси­бирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. 198 с.

9. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подрост­ков: Краткое руководство. М.; СПб.: Фолиум, 1994. 64 с.

10. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: Руководство. Л.: Медицина; 1991. 304 с.

11. Немчин Т.А., Цыцарев С.В. Личность и алкоголизм. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 192 с.

12. Ganaraja B., Kotian M., Bhat R., Ramaswamy C. Alcohol expectancy responses from first year medical students: are they prone to alcoholism?//Indian J. Med. Sci. 2007. Vol. 61, N9. P. 511-516.

13. Fromme K., Stroot E., Kaplan D. Comprehensive effects of alcohol: Development and psycho­metric assessment of a new expectancy questionnaire//Psychol. Assessment. 1993. Vol. 5, N1. P. 19-26.

14. Read J., Lau-Barraco C., Dunn M., Borsari B. Projected alcohol dose influences on the activation of alcohol expectancies in college drinkers // Alcohol Clin. Exp. Res. 2009. Vol. 33, N7. P. 1265-1277.

15. Young R., Connor J., Ricciardelli L., Saunders J. The role of alcohol expectancy and drinking refusal self-efficacy beliefs in university student drinking //Alcohol & Alcoholism. 2006. Vol. 41, N1. P. 70-75.



[1] Опубликована в журнале «Вестник психиатрии и психологии Чувашии», 2010. №6. С. 37-45.

Пишите на адрес:
artem.savin00@gmail.com (временно)
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player