|
РУБРИКА: БИБЛИОТЕКА \ СТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СКЛОННОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К АЛКОГОЛИЗАЦИИ[1]
А.В. Голенков1, А.П. Андреева2
1Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова,
2Республиканский наркологический диспансер, Чебоксары
Из 175 обследованных студентов алкоголь употребляли 78% (84% юношей и 76% девушек). Положительно относились к алкоголю 67,8-69,8% опрошенных, отрицательно – 13,2-21,3%. Ожидаемыми эффектами от употребления алкоголя чаще всего были: повышение общительности, улучшение настроения, обострение восприятия (положительные), когнитивное и поведенческое угнетение, отвращение (отрицательные). В группе риска по развитию алкогольной зависимости оказались 7,4% студентов. Достоверно чаще там оказывались юноши, те, кто делал это раньше, респонденты, отдающие предпочтение крепким алкогольным напиткам. «Наигранная храбрость», «Риск и агрессия» от ожидаемого действия спиртного оказались предикторами злоупотребления алкоголем у студентов-медиков.
Злоупотребление психоактивными веществами, и алкоголем в частности, является главной молодежной проблемой современности. Причем учеба в вузе относится к критическому периоду в плане приобщения человека к употреблению алкоголя [5-7]. Понятно, что в этом в первую очередь участвуют психологические факторы, среди которых выделяют особенности личности (характера), высокий риск социальной дезадаптации [9, 10], мотивацию потребления алкоголя [8]. Т.А. Немчин, С.В. Цыцарев провели анализ влечения к алкоголю, определив его взаимосвязь с другими потребностями, влечениями и свойствами личности. Была подтверждена концепция о том, что основным признаком всякого патологического влечения является несовпадение между предметом потребности, лежащей в основе влечения, и предметом самого влечения, который выступает в роли мотива поведения [11].
В зарубежных исследованиях ожидание от эффекта алкоголя отдельными авторами рассматривается как концептуальный подход к началу злоупотребления алкоголем и формированию алкогольной зависимости [12-15]. Положительные ожидания стимулируют регулярное потребление, а негативные – являются препятствием к алкоголизации. Поэтому особое значение приобретает изучение вопросов влечения к алкоголю, психологической склонности к алкоголизации в студенческой медицинской среде.
Материалы и методы исследования. Обследовано 175 студентов-медиков (юношей – 46, девушек – 129) IV-V курсов лечебного и стоматологического факультетов Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
Использовались классификация частотно-количественного потребления алкоголя Э.Е. Бехтеля [2], опросник K. Fromme at al. [13] «Всесторонние эффекты алкоголя», а также вопросы темы «Отношение к спиртным напиткам» из патохарактерологического диагностического опросника для подростков (ПДО) Н.Я. Иванова, А.Е. Личко [9]. Кроме того, учитывались вид преимущественного потребления спиртного напитка, возраст первой пробы алкоголя и характеристика окружения, присутствующая при этом.
Математико-статистическая обработка осуществлялась с помощью описательной статистики (расчет среднего значения – M и стандартного отклонения – SD), однофакторного дисперсионного и корреляционного анализа.
Результаты и обсуждение. Как
показал опрос (табл. 1), алкоголь употребляли 78% студентов (84% юношей и 76%
девушек). Вину отдавали предпочтение 54,8%, крепким алкогольным напиткам –
20,2%, пиву – 19% и коктейлям – 6,1%. Возраст первой пробы алкоголя колебался
от 5 до 25 лет (средний – 15,0±2,9
года). В 40,8% случаев это произошло в присутствии родителей, в 39,1% –
в компании друзей, в 20,1% – с другими людьми. В группе риска (систематически и
привычно пьющие) по развитию алкогольной зависимости оказались 7,4% студентов.
Достоверно чаще там оказывались юноши (p<0,05), те, кто делал это раньше (p < 0,05), респонденты, отдающие
предпочтение крепким алкогольным напиткам
(p < 0,05). Абстинентов
было больше среди студентов лечебного факультета (p < 0,05).
Таблица 1
Частотно-количественные показатели потребления алкоголя студентами
в группах обследованных, %
Группа |
Абстиненты |
Случайно пьющие |
Умеренно пьющие |
Систематически пьющие |
Привычно пьющие |
Юноши |
16,0 |
32,6 |
29,5 |
17,4 |
4,5 |
Девушки |
24,0 |
47,6 |
26,2 |
2,2 |
– |
Лечебное дело |
34,8 |
54,7 |
3,5 |
5,8 |
1,2 |
Стоматология |
23,6 |
43,8 |
24,7 |
3,4 |
4,5 |
Всего |
22,0 |
43,6 |
27,0 |
6,2 |
1,2 |
По опроснику ПДО психологическую склонность к алкоголизации имели 67,8% опрошенных (табл. 2). Это было свойственно студентам из группы риска (p < 0,05), любителям вина (p < 0,05) и пива (p < 0,05). Напротив, чаще отрицательно относились к алкоголизации абстиненты и те, кто впервые попробовал алкоголь в присутствии родителей, студенты лечебного факультета (p < 0,05).
Таблица 2
Психологическая склонность к алкоголизации у студентов, %
Группа |
Психологическая склонность к алкоголизации |
|||
Есть |
Нет |
Сомнительно |
Без ответа |
|
Юноши |
68,9 |
13,3 |
13,4 |
4,4 |
Девушки |
67,4 |
13,2 |
17,8 |
1,6 |
Лечебное дело |
62,7 |
16,3 |
19,8 |
1,2 |
Стоматология |
71,9 |
10,1 |
14,6 |
3,4 |
Всего |
67,8 |
13,2 |
16,7 |
2,3 |
Чаще всего испытуемые выбирали ответы «Люблю выпить в веселой компании» (29,6%), «К спиртному я не испытываю отвращения» (28,7%), «Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир» (12,2%), «Спиртные напитки меня не пугают» (9,6%). Согласно ПДО эти психологически положительные утверждения характерны для гипертимных, лабильных, циклоидных и истероидных личностей. Отрицательное отношение (сензитивное, психастеническое) встречалось намного реже (15,2%): «К спиртному я испытываю отвращение», «Я не пью спиртное, так как это противоречит моим принципам». Еще реже (4,7%) встречались субмиссивные (астеноневротические, конформные) мотивы: «Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить компанию».
Опросник K. Fromme at al. [13] содержит 38 утверждений, описывающих различные эффекты алкоголя. Они образуют четыре позитивных и три негативных фактора. Испытуемые отвечают на каждый вопрос (полностью согласен, согласен, не согласен, полностью не согласен) вначале за себя, чтобы произошло с ними под влиянием алкоголя, а затем в целом, с другими людьми (перед каждым вопросом, подставляя выражение – эффектом алкоголя является). В исследовании при статистической обработке ответы испытуемых были объединены («Полностью согласен» и «Согласен» – «Да»; «Полностью не согласен» и «Не согласен» – «Нет»).
Как видно из табл. 3, алкоголь вызывал у студентов (Я) положительные эффекты в виде общительности (болтливость, неугомонность, экспансивность) как, впрочем и у окружающих (ОНИ), по их мнению людей. Среди отрицательного влияния отмечено когнитивное и поведенческое угнетение от действия алкоголя в этих двух группах. Положительные эффекты алкоголя наблюдались у 69,8%, отрицательные – у 21,3%, неопределенные – у 8,9%.
Таблица3
Эффекты алкоголя в обследованных группах, M±SD
Эффект |
Всего |
Стоматологи |
Лечебники |
Юноши |
Девушки |
Примечание 1+ –
общительность 2+ – снятие
напряжения 3+ –
сексуальность 4+– наигранная
храбрость 5- – когнитивное
и поведенческое снижение 6- – риск и
агрессия 7- –
самовосприятие (депрессивность, самообвинение, обострение проблем) + - положительные эффекты – - отрицательные
эффекты Я – у испытуемых ОНИ – у окружающих |
Я1 |
4.9±2.4 |
5.3±2.2 |
4.5±2.4 |
5.2±2.3 |
4.7±2.4 |
|
Я2 |
1.7±0.9 |
1.8±0.8 |
1.5±0.9 |
1.8±0.8 |
1.6±0.9 |
|
Я3 |
0.9±1.1 |
0.9±1.2 |
0.8±1.1 |
0.9±1.2 |
0.8±1.1 |
|
Я4 |
1.9±1.8 |
2.1±1.8 |
1.7±1.7 |
2.7±1.9 |
1.6±1.6 |
|
Я5 |
4.1±2.3 |
3.7±2.5 |
4.4±2.2 |
4.7±2.4 |
3.9±2.3 |
|
Я6 |
1.1±1.2 |
1.4±1.3 |
0.9±1.1 |
1.7±1.4 |
0.9±1.1 |
|
Я7 |
0.8±0.9 |
0.8±1.0 |
0.8±0.9 |
0.8±1.0 |
0.8±0.9 |
|
ОНИ1 |
5.7±1.7 |
5.7±1.7 |
5.7±1.8 |
5.7±1.5 |
5.6±1.8 |
|
ОНИ2 |
1.5±0.9 |
1.5±0.9 |
1.5±0.9 |
1.5±0.8 |
1.5±0.9 |
|
ОНИ3 |
1.5±1.3 |
1.5±1.3 |
1.5±1.3 |
1.4±1.4 |
1.5±1.3 |
|
ОНИ4 |
2.9±1.6 |
2.9±1.6 |
2.9±1.6 |
3.2±1.7 |
2.8±1.6 |
|
ОНИ5 |
5.8±2.2 |
5.4±2.2 |
6.1±2.1 |
5.9±2.0 |
5.7±2.2 |
|
ОНИ6 |
2.9±1.4 |
2.9±1.3 |
2.9±1.5 |
3.1±1.3 |
2.9±1.5 |
|
ОНИ7 |
1.1±1.2 |
1.1±1.2 |
1.1±1.2 |
1.3±1.2 |
1.1±1.2 |
У студентов стоматологов по сравнению с лечебниками достоверно выше были показатели Я1 (p<0,04), Я2 (p=0,05), Я6 (p<0,01). У юношей – выше Я4 (p<0,001), Я5 (p<0,04), Я6 (p<0,001). У любителей пива оно чаще вызывало положительные эффекты Я1 (p<0,01), Я2 (p<0,04), Я3 (p<0,05) и Я4 (p<0,01), крепких напитков – Я1 (p<0,05), Я4 (p<0,001) и Я6 (p<0,01). У абстинентов все эти эффекты (Я1, Я4 и Я6) отмечались достоверно реже (p<0,05).
Группа риска отличалась от остальных показателями Я4 (p = 0,001) и Я6 (p = 0,005). Согласно описанию эти факторы характеризуются: безудержанной, лихой смелостью; безрассудством в поступках; доминированием, неугомонностью, неистовством, шумливостью, рискованностью, жесткостью, конфликтностью, нетерпимостью к критике [13].
Оценки Я и ОНИ у опрошенных студентов во многом совпадают (r=0,17-0,53; p<0,05-0,001). Значительно реже по мнению окружающих, чем самих студентов обнаруживаются достоверные различия между группами. Показатель ОНИ4 (положительные эффекты) был выше у респондентов, предпочитающих водку (p=0,01) и коктейли (p<0,04) другим алкогольным напиткам; ОНИ5 (отрицательные эффекты) – у студентов лечебного факультета (p<0,05), любителей коктейлей (p<0,05) и абстинентов (p<0,04); ОНИ7 – предпочитающих коньяк (p=0,02).
Наблюдалась статистически неслучайная корреляционная связь между положительным отношением к алкоголю по ПДО с показателями опросника K. Fromme et al. [13] – Я1 (r=0,32; p<0,05), Я3 (r=0,28; p<0,05) и Я4 (r=0,21; p<0,05).
Результаты настоящего исследования во многом совпадают с нашими предыдущими работами, хотя выборки студентов и время проведения были разными. Полностью идентичными оказались показатели лиц, потребляющих алкоголь (78%), систематически (6,2%) и привычно (1,2%) пьющих с [6]. Схожей оказалась доля студентов, имеющих психологическую склонность к алкоголизации (66,2 и 67,8), отрицательное отношение (16,9 и 13,2) и неопределенный результат (16,9 и 16,6) [5]. Таким образом, описанные тенденции лишний раз подтверждают стабильность наших результатов на протяжении последних 15 лет.
Мы согласны с мнением [10], что показатель психологической склонности к алкоголизации в первую очередь свидетельствует об устойчивости индивидуума к соблазну и влиянию компании принять участие в выпивке, а отрицательный – об отсутствии (невыраженности) такой тенденции. Говорить в этих случаях о злоупотреблении алкоголем, а тем более об алкогольной зависимости или их отсутствии неправомерно. На студенческой популяции подтвердилась устойчивость сензитивного типа в отношении алкоголизации [10]. Неустойчивый тип акцентуации характера, обладающий признаками высокого риска аддиктивного поведения, среди обследованных учащихся встречался всего в 2,2% случаев [5].
Получило подтверждение мнение о том, что позитивное отношение к алкоголю связано с более высокими частотно-количественными показателями алкоголизации [15]. Потребление спиртного меняет негативные ожидания алкоголя на позитивные [12]. Более того, положительное отношение к употреблению опьяняющих доз спиртных напитков усиливается по мере нарастания алкоголизации; у эпизодически пьющих преобладали безразличное (50%) и отрицательное (39%) отношение к употреблению опьяняющих доз [4].
В настоящем исследовании позитивные эффекты алкоголя превалировали над негативными, что обусловлено возрастом обследованных и знакомством (пробой) с действием спиртных напитков. Как свидетельствует [12], на первом курсе у студентов-медиков наблюдались обратные тенденции; не влияли на оценки религиозная принадлежность, место рождение и жительства.
Ожидание положительных эффектов, мысли о спиртном напитков (выпивке) являются важным предиктором алкоголизации [1, 2, 12-14]. В.Б. Альтшулер под «нормальным влечением (желанием) к алкоголю» подразумевает потребление спиртного с целью достижения позитивных и приятных результатов, закрепленных обычаями и традициями, – налаживание социальных контактов, преодоление скованности и застенчивости, успокоение, расслабление и т.д. [1].
Т.А. Немчин, С.В. Цыцарев отмечают, что алкоголь может выступать средством: редукции напряжения (потребность в релаксации); изменения эмоционального состояния (избавление от тревоги, депрессии, апатии и др.); получения удовольствия (поиск острых и необычных ощущений); повышения самооценки и самоуважения, достижения самоутверждения; компенсации (замещение каких-либо недостающих человеку форм и способов удовлетворения потребностей); общения и коммуникации; научения или подражания, средство поддержания принятого ритуала; межличностной защиты (манипуляция). Патологическое влечения при этом выступает как средство компенсации какого-либо психологического дефицита личности, дисгармонии характера системы отношений и мотивационной сферы [11]. Алкоголизация у подростков отражается в четырех основных клинических механизмах: индукции (подростковые реакции группирования и имитации); стимуляции (при астенических расстройствах); деформации (отсутствии нормального семейного воспитания); срыва реактивности (быстрая утрата защитных механизмов от действия алкоголя) [3].
В нашем исследовании студенты злоупотребляющие алкоголем отличались от других лишь двумя показателями по опроснику K. Fromme et al. [13] – «Наигранной храбрости» и «Риску и агрессии». А.Е. Личко, В.С. Битенский [10] описывают браваду (показную удаль, храбрость, хвастливую рисовку по С.И. Ожегову) у молодых людей, которая нередко является искажающим фактором в диагностике алкогольной зависимости (скрывают наличие рвотного рефлекса на передозировку спиртным; демонстрируют утрату ситуационного контроля; желание опохмелиться, подражая старшим из-за бравады). Нередко требуются дополнительные наблюдения для вынесения правильного диагностического решения.
Что касается показателя «Риск и агрессия» в ответ на действия алкоголя, то он укладывается в симптоматику первых проявлений алкогольной зависимости. На начальной стадии, как известно, алкогольное опьянение меняется в сторону сокращения длительности и уменьшения интенсивности эйфории; появляются раздражительность, грубость, агрессивность, придирчивость. Во время опьянения заостряются и др. личностные особенности – склонность к бахвальству, эгоцентризм, обидчивость, ригидность [1]. С учетом всего изложенного выше «Наигранная храбрость» и «Риск и агрессия» вместе с частотно-количественными показателями потребления алкоголя, по-видимому, можно рассматривать своеобразным предиктором формирования алкогольной зависимости у учащейся молодежи.
В проведенном исследовании обращает на себя внимание довольно высокая доля употребляющих алкоголь студентов, около 35% делает это регулярно (7,4% – злоупотребляет). Большинство респондентов имеют склонность к алкоголизации, отмечают многие положительные эффекты спиртных напитков, что затрудняет преодоление пьянства и предупреждение алкогольной зависимости среди студентов-медиков. Эти аспекты обязательно должны учитываться при организации профилактической работы в молодежной среде.
Литература
1. Альтшулер
В.Б. Клиника алкоголизма//Руководство по наркологии/Под ред. Н.Н. Иванца.
М.: Медпрактика, 2002. Т.1. С. 203-232.
2. Бехтель Э.Е.
Донозологические формы злоупотребления алкоголем. М.: Медицина, 1986.
272 с.
3. Братусь Б.С.,
Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма.
М.: Изд-во МГУ, 1984. 144 с.
4. Бугаенко
В.П., Филатов А.Т. Доклинические формы алкоголизма. Киев: Здоровь’я, 1989. 80
с.
5. Голенков А.В.
Пограничные психические расстройства у студентов Чувашии. Чебоксары:
Изд-во Чуваш. ун-та, 1996. 116 с.
6. Голенков А.В.,
Андреева А.П., Булыгина И.Е. Частотно-количественные показатели и мотивы
потребления алкогольных напитков студентами медиками// Наркология. 2009. №10.
С. 25-29.
7. Гречко Т.Ю.,
Ширяев О.Ю. Алкогольная зависимость среди студентов медицинского вуза// XIV съезд психиатров России: материалы съезда. М., 2005.
С. 339.
8. Завьялов В.Ю.
Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новосибирск:
Наука. Сиб. отд-ние, 1988. 198 с.
9. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический
опросник для подростков: Краткое руководство. М.; СПб.: Фолиум, 1994. 64 с.
10. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология:
Руководство. Л.: Медицина; 1991.
304 с.
11. Немчин Т.А., Цыцарев С.В.
Личность и алкоголизм. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
192 с.
12. Ganaraja B., Kotian M., Bhat R., Ramaswamy
C. Alcohol expectancy responses from first year medical students: are they
prone to alcoholism?//Indian J. Med. Sci. 2007. Vol. 61, N9. P. 511-516.
13. Fromme K., Stroot E., Kaplan D.
Comprehensive effects of alcohol: Development and psychometric assessment of a
new expectancy questionnaire//Psychol. Assessment. 1993. Vol. 5, N1. P. 19-26.
14. Read J., Lau-Barraco C., Dunn M., Borsari B.
Projected alcohol dose influences on the activation of alcohol expectancies in
college drinkers // Alcohol Clin. Exp. Res. 2009. Vol. 33, N7. P. 1265-1277.
15. Young R., Connor J., Ricciardelli L., Saunders J. The role of alcohol expectancy and drinking refusal self-efficacy beliefs in university student drinking //Alcohol & Alcoholism. 2006. Vol. 41, N1. P. 70-75.
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |