РУБРИКА:  БИБЛИОТЕКАСТАТЬИ, ПРИСЛАННЫЕ НА САЙТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ

 


 

 

ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»: ИСТОРИЯ ОБРАЗА

 

Полушкина Л.Л., Урываев В.А. (Ярославль)

 

В 1997 году в Ярославле, в Городском выставочном зале, была открыта экспозиция «ИНЫЕ», представившая творчество людей, «имеющих психиатрический опыт». Организаторы с трепетом ждали реакции общественности, опасаясь привычной «стигматизации» художников, клеймения их как сумасшедших. То, что произведения этих художников несут на себе печать подлинного страдания, печать предельной искренности, исповедальности, мужества отстаивать «свое Я», – могло остаться незамеченным.

Тогда организаторы экспозиции обратились к истории отечественной культуры и один из залов специально отвели под «иконный ряд», где были запечатлены ИНЫЕ, прославившиеся своими подвигами, а также «целительные» иконы (замечательно подчеркивающие уже в самом своем названии идею «целостности» как здоровья; заметим также, что целостность в то же самое время «соткана из противоречий»). Одной из таких икон и оказалась «Богоматерь Прибавление ума», которую согласно одной из легенд написал «сошедший с ума» человек. Тщательное исследование истории этой иконы стало предметом наших дальнейших усилий.

 


 

Православная традиция почитания икон Богоматери является неотъемлемой частью историко-религиозного наследия России. В период существования Киевской Руси формируется национальная идея об особой избранности русской земли «уделом Богородицы». Связанное с образом Богоматери чудо воплощения Предвечного Логоса, нисхождение на Землю от Приснодевы Премудрости или Софии, отождествляемой с Христом, Сыном Божьим, обусловило посвящение Софии возведенных в XI в. великолепных каменных соборов в Киеве и Великом Новгороде.

 


 

В русском религиозном сознании Богородица является Просительницей перед Христом за род человеческий о даровании ему благ духовных и вещественных, среди которых первенствует озарение ума и сердца божественною Истиной. Мысль эта наиболее полно воплощена в иконе «София Премудрость Божия». Эту тему, но более конкретно, по отношению к самому человеку, продолжает икона «Богоматерь Прибавление ума». К ней, как к источнику мудрости и разума с молитвою обращаются родители детей, не имеющих успехов в усвоении начальных основ веры и грамотности и «для тех, кто не имеет их или наделен скудно». Они просят даровать помощь при изучении дисциплин, преподаваемых в школе.

Иконография образа «Богоматерь Прибавление ума», сложилась под впечатлением западноевропейских гравированных изданий. Первое печатное изображение в России появилось в XVIII веке: оно было помещено на большом листе с надписью «316 икон Божией Матери» (Титов А., 1909). Иконы этого сюжета не имели широкого распространения. До настоящего времени дошли, большей частью, памятники XIX века.

 


 

Основу композиции составляет изображение Богоматери с Младенцем на правой или на левой руке. Как Царь и Царица Небесные, они коронованы, в левой руке Младенца находится держава, десницей он благословляет. Иногда на груди Христа изображают царские бармы. Главной особенностью иконографии является колоколообразная длинная без разрезов одежда Богоматери, похожая на фелонь. Ее украшают горизонтальные полосы орнамента, в нижней части четырехконечный крест. В подножии – шести- или восьмикрылый серафим. Богоматерь с Младенцем находятся в нише алтарной абсиды. Как правило, над их головами располагают трех херувимов, а по обеим сторонам двух, один над другим, ангелов с горящими свечами; редкий вариант – с орудиями страстей. Всю композицию «освещают» две большие горящие лампады.

Прообразом иконы «Богоматерь Прибавление ума» является западный прототип Богоматери Лоретской, известный с XVI в. Согласно преданию, этот образ находился в доме Божьей Матери, который чудесным образом был перенесен из Назарета в Италию. 10 мая 1291 г. в местечке Рауница в Далмации рано утром крестьяне с изумлением увидели сооружение странной формы, в каменной сводчатой нише которого находилась вырезанная из кедрового дерева скульптура – стоящая Богоматерь с Младенцем на руках. Лики и одежда были раскрашены, на голове Богоматери – жемчужный венец. Младенец правой рукой благословлял, в его левой руке находилась держава. Через три с половиной года, 10 декабря 1294 г., Дом Богоматери переместился в провинцию Анкона, близ небольшого городка Реканати. Лавровая роща, находившаяся у этого места, как полагают некоторые историки, дало название образу – «Лоретская». По другой версии, название дано по имени благочестивой и набожной дамы Лореты, которой принадлежала роща. Официально чудесное пребывание Дома Богоматери и обретение Чудотворного образа было признано после 1507 г.

 


 

В Ярославской губернии были известны и почитаемы иконы «Богоматери Прибавление ума» в Спасо-Преображенском соборе г. Рыбинска, в Покровской церкви г. Романово-Борисоглебска. Последняя имела оборотную сторону с изображением Спаса Вседержителя и была ранее выносной. Икона происходила из бывшего на месте Покровской церкви Новопокровского монастыря, существовавшего с XVII до середины XVIII вв. По преданию, к этой иконе обращались с молитвой многие душевнобольные и по вере своей получали от иконы Богородицы исцеление.

Примечательна история чудесного исцеления некоего благочестивого человека. Читая церковные книги, написанные в Иосифовское время, и затем исправленные при патриархе Никоне, он много размышлял о том, какие книги следует читать, чтобы спастись, но не мог решить эту проблему и «сошел с ума». Когда к нему возвращалось сознание, он молился Богородице, чтобы Она вернула ему разум. Человек этот был иконописцем. В последовавшем видении Богородица заповедовала ему написать ее икону, и тогда он получит исцеление. Этой иконой и стала «Богоматерь Прибавление ума», сохранившаяся до наших дней в Покровской церкви г. Тутаева (быв. Романово-Борисоглебска).

Иконы «Богоматери Прибавление ума» большей частью были обетными. По желанию заказчика на полях таких икон помещали изображения Ангела-Хранителя, святых, соименных заказчику или членам его семьи, к которым обращались с молитвою по разным случаям жизни. На иконе XIX в. из собрания Ярославского музея-заповедника находятся на полях изображения слева архангела Михаила, справа мученика Вонифатия. Икона происходит из Архангельской церкви г. Тутаева и пожертвована мещанином Константином Ивановичем Солениковым. На обороте имеется надпись, свидетельствующая о том, что икона написана романово-борисоглебским иконописцем Алексеем Ивановичем Захариковым 10 февраля 1888 г.

Современные иконы «Богоматерь Прибавление ума», которые можно приобрести в храмах, представляют собой печатное изображение, наклеенное на деревянную основу, в простой рамке. Имеют ли они такую же животворящую силу, как и древние, намоленные иконы? Образ Богоматери открывается не в одном изображении, он мистически связан с божественным прототипом и возможность чудотворения заложена в каждой иконе. Молитва перед иконой «Богоматери Прибавление ума», исходящая из сердца предстоящего и есть исполнение ее предназначения.

 


 

Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Второй Международной научно-практической конференции 

(Нижний Новгород, 21-23 сентября 2000 года). – Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2001. – С. 260-262.

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player